Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,/утренюющих Ти души любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Песнь 5 Канон св. отцам. Ирмос: Божественным светом Своим, Благой,/души с рассвета к Тебе стремящихся/любовью озари, – молюсь я, –/чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога,/от мрака грехов/к Себе призывающего. Божественный виноград Христов, иже от Египта пренесен,/темнаго отчаянна губителя зверие первее поядаху,/пращею же святых отец далече отгнашася. Божественный виноградник Христов,/что из Египта был перенесен,/прежде звери поедали/– слуги темного злосчастного губителя,/но пращею святых отцов/далеко отогнаны. Божественным сиянием трисиянным ум просвещше,/честнии отцы Единаго проповедаша Честныя Троицы Христа Господа,/сугуба естествы и хотении. Божественным трисиятельным озарением/ум просветив, священные отцы/провозгласили Одним из досточтимой Троицы/Христа Господа, имеющего два естества и воли. Троичен: В вещных, якоже в серафимских, мудрыми отцы, о Троице,/Церковь онебесися, Трисвятую песнь присно Тебе поющи,/собирает Троическое Твое Едино Божество. Троичен: Трудами мудрых отцов, о Троица,/Церковь уподобилась небесам:/в гимнах вещественных, как в серафимских,/Трисвятую песнь Тебе непрестанно воспевая,/она нераздельным исповедует/Твое Единое Троическое Божество. Богородичен: Мати и раба Твоего Сына была еси, Чистая,/ибо Иже из Тебе прежде Тебе бяше, яко Содетель Твой,/Егоже во двою существу познаваем и соединяем Словом Ипостасным. Богородичен: Матерью и рабою Сына Твоего/Ты стала, Чистая,/ибо Тот, Кто из Тебя произошел,/прежде Тебя был, как Твой Создатель,/Которого мы познаем в двух естествах/и соединяем их во Ипостаси Слова. Ин. Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго;/но обрати мя,/и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся. Канон иной. Ирмос: Для чего Ты отверг меня/от лица Твоего, Свет неугасимый,/и покрыла чуждая тьма меня, несчастного?/Но обрати меня и к свету заповедей Твоих/пути мои направь, молю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

В сем исследовании опровергается мнение тех, которые св. Алексия считают за одно лице с Иоанном кущником (15 янв.), так как жития их, хотя во многом сходны, но во многом совершенно различны и доказывается, что отечество его и место погребения есть ветхий Рим. Не мало сведений о его жизни заключается в каноне, писанном в 9 веке Иосифом песнописцем, и эти сведения Болландистами считаются за древнейшие. Житий его известно много, одно из них приписывается Метафрасту; по, без сомнения, он имел пред собою древнейшее житие (См. Fabr. Bibl. graec. Т. X. 191. ed. Harles). Есть житие его на сирском языке, переведенное на арабский; оно в латинском переводе помещено в Деяниях св. (Iul. IV. 262). Оно написано пономарем едесской церкви, где подвизался святой и переписано в 584 году диаконом едесским Фомою, след. сие житие весьма древнее и близко по времени к самому событию; но автор, описав жизнь его согласно с греческими житиями, заключает, что он умер в Едессе и погребен епископом Равулою (412–415) в усыпальнице странных. Ассемани (Calend. Т. VI. 189) замечает посему, что писатель заставил умереть св. Алексия в Едессе или по любви к отечеству своему или по незнанию о переселении его в Рим. Может быть и то, что он пренесен в Рим по кончине своей. Самая икона Богоматери, пред которою он молился в Едессе, препесена в Рим в X веке. Она известна под именем Едесской и находится в его церкви. (Мордвинов, стр. 112). Феликс Нериний, ученый аббат, в 1752 году издал особое сочинение (De memplo et coenobio SS. Bonifacii et Alexii hisiorica monument), в котором доказывает на основании древних мартирологов, что св. Алексий умер в Риме; но Болландисты, к удивлению своему, не находят имени его в древнейших календарях. Вообще жизнь его требует и достойна особого исследования беспристрастного. В славянской минее кончина его относится в 411 году, так как пятница, – день его кончины, при Иннокентии (402 – 415) в сем году падает на 17 марта. Тело его погребено было в церкви мученика Бонифатия в Риме на горе авентинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

зач. 14, л. 48) под Илиею разумеется «пророческое слово», а в прологе (8 Ноября) сказано: «ангелом взят бысть Енох, и пренесен бысть на место рая, яко не видети ему, общия с человеки смерти, даже и до второго снития Господня еже на землю». На основании этих слов писатель книги: о скрытии священства, так рассуждает: «зрите разумно, как же писано о нем, что за полчетверта лета до пришествия Господня от антихриста убиен он будет со Илиею... Сия бо общая есть смерть с человеки, то и от сего показуется, что сугубо и о сем разумеют святии». Оба эти основания так слабы, что не заслуживают и опровержения. Заметим только, что а) слова Благовестника, составляя единственное основание, на котором раскольники, утверждают свое учение об Илии, сами до себе не доказывают того, что хотят доказать ими раскольники, потому что показывают только, что под Илиею, в смысле несобственном, можно иногда разуметь пророческое слово, но нимало не говорят, чтобы так нужно было понимать учение Слова Божия и св. Отцев и о пришествии Илии в мир пред вторым пришествием Христовым, тем более, что в самом Благовестнике, как мы уже видели, находится множество мест, где, согласно с св. Отцами Церкви, прямо говорится, что пред вторым Христовым пришествием явится в мир действительно Пророк Илия, точно так же, как был предтечею первого пришествия Христова Иоанн. Кроме того, если бы бл. Феофилакт понимал под Илиею, имеющим явиться в мир в последнее время, пророческое слово или закон, в таком случае он не мог бы сказать, что Илия придет пред кончиною мира, пред самым вторым пришествием Христовым, а должен был бы сказать, что Илия т. е. закон уже пришел и даже гораздо прежде первого явления Христова в мир. Напрасно раскольники говорят, что под последними временами иди под кончиною мира, когда, по учению св. Отцев, послан будет Илия вместе с Енохом, нужно разуметь не последнее время мира в собственном смысле, вовремя, начиная «от времен Апостольских» (кн. об ант. ст. 22). Правда, в Слове Божием есть выражения: последние дни ( Деян.2:17 ), последок дний ( Евр.1:2 ), кончина лета (Гл.4:4), означающие последнее время закона и все время новозаветной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

О сем кресте так повествуется: по преставлении Блаженной, оный крест свято всегда хранился в фамилии Грузинских Царей, а в отлучке их полагаем был в Кафедральной церкви во Мцхети. Когда около 1726 года Грузия подвержена была со всех сторон от Персиян, Турок и других нападениям и разорениям; то сей крест для сохранения пренесен был в горы, во владение Князей Ерисиповых, и положен в церкви селения Ананура; откуда взят был Грузинским Митрополитом Тимофеем, и привезен в Москву к Царевичу Бакару Вахтанговичу, и вручен ему для соблюдения. Царь Ираклий многократно требовал от них сего креста по праву царствования своего; но фамилия Вахтангова удерживала его по праву своего наследства престола. Наконец Князь Георгий Александрович Грузинский, внук Бакаров, в 1801 году, в сентябре поднес сей крест Благочестивейшему Государю Императору Всероссийскому Александру Павловичу. Его Императорское Величество благоволил препроводить оный, яко драгоценную святыню Грузинской Церкви, паки в Грузию 3 . А потому крест сей хранится ныне при образе св. Нины в Тифлисском Кафедральном Соборе. – Хотя Руфин, писатель IV века, Преподобную Нину называет пленницею, в Иверию завезенною, а откуда, и кем, умалчивает: но, соображаясь с жизнеописанием св. Равноапостольной Нины, принятым Грузинской Церковью, за вернейшее почесть должно, что она не по принуждению, якобы бывши в плену, но Божественною распалаема ревностью, пришла в страну сию для проповеди о Распятом, и исполнения Божественного желания, отыскать Ризу Спасителя, видеть сие сокровище, и с верою облобызать; о чем ниже пространнее изъяснено будет. – Что касается до сказания чудес содеянных ею именем Господа нашего Иисусов Христа; то повествование Руфина согласно с житием св. Равноапостольной Нины, которая обратила на себя внимание народа сперва набожною, воздержною, целомудренною и Богоугодною своею жизнью; потом чудотворением, которые еще более ее прославили, а именно из многих особенно суть следующие: одна жена, имея весьма больного младенца, принесла его к Преподобной Нине, и спросила её: не знает ли она какого врачевства?– На что Блаженная ответствовала, что она никаких человеческих пособий не знает, а точию уповает и верует, что поклоняемый ею Господь Иисус Христос подаст сыну её скорое исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и поповской староста, троицкой поп константин, да спаской поп иван романов подали роспросу своей описи, за своими и за поповскими и за дьяковскими, и церковных дьячков поруками, которые были с ними Константином да с Иваном у распросу, а в допросных речах написано: архангельского города жилец ермолай аноимов морозовых сказал, что дочь его соломония девица возрастом 10 лет, была слепа три года и невидела свету; в нынешнем же годе, ноября 25 дня в 5 часу нощи, в доме, у дяди своего стефана алексеева сына тетерина и у тетки своей анны анфимовой дочери, дал Бог очам ее прозрение, и увидела в дому ту нощь свет, и в те поры ей девище соломонии, возрастом велик, черна брада, и риза черна, ничего не глаголал, и невидим!, быст. а как тетка ее анна анфимова узнав о ее прозрении, услышала, что прояви Бог вновь чюдотворца в Архангельском городе, на дворе у господина юрья Петровича, и того чюдотворца гроб с мощми с боярского двора перенесли к церкви произхождения честного креста Господня, а о имени его не знают, и они молилися, чтобы Бог оказал молитвами Его угодника той девице. милость, и она прозрела, и о том ее прозрении, в церкви происхождения честного креста Господня, у новоявленного чюдотворца гробницы, молебны пели со звоном, а были со кресты все градские священники со всем народом и Феодосий велел написать образ его 1 20 Текст службы преп. Евфимию печатать разрешается какт. фактический материал, но отнюдь не для церковно-богослужебнаго употребления. Цензор). Архимандрит Иннокентий. Вот текст ее: Пренесен и положен у церкви происхождения честного и животворящего креста Господня. Якоже обнем на последи сего, явлено будет. Аздеже тропарь поем преподобному Евфимию, глас 4. Яко сокровище многоценно и источник изливают токи исцелений подаде нам Христос, честные мощи твоя преподобие Евфимие. Болезни убо отъемлюща страстей различных; благодать же душам точаща. непрестанно, сгоже моли даровати нам велию милость. Канон преподобному Евфимию, Сотворенный по алфавиту, глас VIII песнь 1-я ирмос: Вооружена Фараона погрузи, чюдотворяй древле моисейский жезл крестообразно порази, и раздели море, Израиля же бежаща, пеша ходяща спасе, Песнь Богови возсылающа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Поновляли о том же настояния и Государыни блаженныя и вечнодостойныя памяти: Анна Иоанновна и Елисавет Петровна, чрез послов и министров своих, у здешняго двора пребывавших. Однако и те все средства оставались без всякаго успеха и до ныне остаются. То есть, оставил то Бог совергшить великой Екатерине, что начал великий Петр, и другие по нем Монархи Российские хотя желали, по различным однако обстоятельствам произвести не могли. Сказал я исперва, что не одно уже дело, Петром Великим преднамеренное и начатое, не только до гражданства, но и до церкви касающееся, по важности своей, чрез несколько десятилетий не могшее совершиться, — в немногие годы благополучнаго ея Величества царствования, премудрым ея расположением, благоуспешно и всеполезнейше, ко удивлению всех на то смотрящих, окончано. А другия, великоважнейшия и преполезныя, еще ныне довершаются, так что Россия, день от дне, иное, но светлейшее на себе лице приемлет. Сие убо самое достаточно уверяет нас, что и наше избавление, Петром Великим начатое, Всевышний ея Величеству предоставил. Но в сему еще особливым и неоспоримым доказательством и утверждением служит нам то, чтó сделалось в России при самом всеторжественном вступлении ея Величества на Престол Российский. Ведает целый свет, как опасно поколебался — было в России светильник веры, который туда из Греции, прежде семи сот лет, пренесен, и до того времени твердо и неподвижно стоял. Ведает, и признает тойже свет, как изрядно оный светильник ея Величеством на месте своем опять утвержден. Видевши мы тое, могли еще тогда помышлять о приближающемся избавлении нашем, могли тогда говорить: «великое и благосеннолиственное древо принесло России обильный плод в единое лето; принесет же и нам подобный в другое!» Константин Великий, равноапостол, умиривши Церковь, и утвердивши благочестие в империи своей, не оставил еще, как истории свидетельствуют, настаивать и у царя персидскаго, дабы и там гонение престало. Подобится и в сем Константину равноапостолу ея Величество. Понеже, утвердивши поколебанную веру святую в своей империи, не оставляет, и за пределами оной, от гонения неповинных защищать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Christianissime hospes, qui pietatis votivae causa huc advenisti. Sacram Lauretanam domum vides. Haec e Palestina in Illiriam deducta ab angelis anno salutis 1291 Nicolao IV summo pontifice trienni post, primo pontificatus Bonifatii VIII in Picenum (nempe Anconam) translata, prope Recanetum urbem in hac collis nemore collocata. Postremo hic fixa anno 1500. Clemens VII papa illam marmoreo ornatu convestivit anno Domini 1525. Clemens VIII papa brevem historiam in hoc lapide inscribi jussit anno 1595. Antonius Maria Gallus sacri Romani pontificatus presbyter, cardinalis et episcopus Auxinii, S.Domus protector, faciundum curavit. Тое есть: „Христианский посетитель, по желанию и обету зде пришедший. Зри священный Лоретский дом, иже от Палестины в Иллирик ангелами при Николае IV папе пренесен бысть 1291 лета, но потом (спустя три года) в первое лето первосвященства Вонифатия VIII в Пицен перенесен близ Реканета града в роще холма помещен, а оттуда в 1500 лето зде поставлен. Климент VII папа римский мраморным украшением одея его в лето 1525. Климент VIII папа краткую на сем камени изобразити повеле повесть в лето 1595. Антоний Мария Галл, святаго римскаго престола пресвитер кардинал и епископ авксинский, святаго дома блюститель, сотворити сия потщался“. До зде внешнее лице его. Многократне же вхождах поклонения ради с прочим множеством народа и разсмотрех вся, в нем внутреннее создание, просто на четыре угла расположен, и, яко же рех, от самых точно плинф без примешания каменя природнаго; есть же зело стар, яко не мог бы стояти, аще не бы отвне мрамором был огражден. Есть же тамо внутрь и престол служения ради литургии, сребром и златом и лампадами украшен; верьху же онаго есть икона Богородична, не вем, от камня ли или от древа, или от чего иннаго сотворенна; се точию вем, яко не писана на дсце, но сечивом сделанна, си есть резною работою устроена, каменями же драгими и клейнотами зело упещрена тако, яко на несколько миллионов рублей ценятся оныя величайшия сокровища. Созади престола, в стене дома онаго, низу при земле, есть место маленькое в подобие пещи, именуемое тамо culina, т.е. кухня, идеже Богоматерь уготовляше трапезу, и при ней хранятся в золото оправленныя деревянныя ложки, глиняныя чашки и прочие сосуды, показуемые путникам. До зде о дому Богородичном; но ныне повем о граде Лорете.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Поновляли о том же настояния и Государыни блаженные и вечнодостойные памяти: Анна Иоанновна и Елисавет Петровна, чрез послов и министров своих, у здешнего двора пребывавших. Однако и те все средства оставались без всякого успеха и до ныне остаются. То есть, оставил то Бог совергшить великой Екатерине, что начал великий Петр, и другие по нем Монархи Российские хотя желали, по различным однако обстоятельствам произвести не могли. Сказал я исперва, что не одно уже дело, Петром Великим преднамеренное и начатое, не только до гражданства, но и до церкви касающееся, по важности своей, чрез несколько десятилетий не могшее совершиться, – в немногие годы благополучного её Величества царствования, премудрым его расположением, благоуспешно и всеполезнейше, ко удивлению всех на то смотрящих, окончано. А другия, великоважнейшия и преполезные, еще ныне довершаются, так что Россия, день от дне, иное, но светлейшее на себе лице приемлет. Сие убо самое достаточно уверяет нас, что и наше избавление, Петром Великим начатое, Всевышний её Величеству предоставил. Но в сему еще особливым и неоспоримым доказательством и утверждением служит нам то, чтó сделалось в России при самом всеторжественном вступлении её Величества на Престол Российский. Ведает целый свет, как опасно поколебался – было в России светильник веры, который туда из Греции, прежде семи сот лет, пренесен, и до того времени твердо и неподвижно стоял. Ведает, и признает тойже свет, как изрядно оный светильник её Величеством на месте своем опять утвержден. Видевши мы тое, могли еще тогда помышлять о приближающемся избавлении нашем, могли тогда говорить: «великое и благосеннолиственное древо принесло России обильный плод в единое лето; принесет же и нам подобный в другое!» Константин Великий , равноапостол, умиривши Церковь , и утвердивши благочестие в империи своей, не оставил еще, как истории свидетельствуют, настаивать и у царя персидского, дабы и там гонение престало. Подобится и в сем Константину равноапостолу её Величество.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Кондак 10 СпастИ хотЯ себе до конца от кОзней врАжиих, преподобне Иоанне, пребЫл еси в пОдвизе стоЯния на кАмени седмь лет и четыре месяцы. МнОзи же поревновАвше тебе, близ кАмене твоего церковь создАша и обитель состАвиша, начальника тя перваго и пастыря имУще, да возсылАется оттУду прИсно хвалебная Богу песнь: Аллилуиа. Икос 10 СтенА непреоборИма бысть ти смирение твое даже до смерти, блажЕнне Иоанне; разумЕв бо время отшествия твоего, моление слезное Богу вознесл еси, глаголя: " Отче ВседержИтелю, ничтОже на землИ блАго сотворИх! Сего ради молЮ Тя повелЕти Ангелу блАгу приитИ, да не возбранЕн ми будет восход от духОв лукАвствия! Господи, в рУце Твои предаю дух мой! " И сиЯ рек, Абие дух испустИл есИ. Мы же, сицевОму праведному преставлЕнию дивЯщеся, тАко тя ублажАем:Радуйся, житиЕм и исхОдом твоим нас поучАяй; радуйся, гОрняя мУдрствовати, а не земнАя нас призывАяй.Радуйся, никИимже сластЕм мирскИм себе приобщИвый; радуйся, блаженную кончину от Бога приЕмый.Радуйся, о смерти прИсно в животЕ своем помышлЯвый; радуйся, словесА апостола " по вся дни умирАю " испОлнивый.Радуйся, со апостолом Павлом смЕрти вожделЕвый; радуйся, разрешИтися и со Христом бЫти прИсно желание имЕвый.Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти уготОвавый; радуйся, сего ради от смерти не на суд, но в живОт пришЕдый.Радуйся, вЕчней радости со Христом по смерти приобщИвыйся; радуйся, дерзновЕние вЕлие пред Богом стяжАвый.Радуйся, преподобне Иоанне, РЫльский чудотворче, славо и радосте наша. Кондак 11 Пением молебным ублажАти тя настАвшу врЕмени, благовоние начА от гроба твоего источАтися, преподобне Иоанне. СегО рАди гроб твой отверзОша и тело твое обретОша нетлЕнно и благоухАния испОлнено. ОттОле многая чудесА совершАхуся от мощЕй твоих во исцелЕние к тебе прибегАющих и Богу вопиЮщих: Аллилуиа. Икос 11 СветоприЕмную свещУ явИ тя ГоспОдь, преподобне, и храм ДУха СвятАго, тело же твое тлению непричАстно соблюдЕ. ВзирАющи Убо на благодать сиЮ, прославлЯем тя сИце:Радуйся, нетлением твоим всемогУщество Божие благовествУяй; радуйся, безсмЕртие телес последИ общаго воскресения предобразУяй.Радуйся, нетлЕнием твоим славу Божию в Церкви явИвый; радуйся, Истину воскресЕния мЕртвых утвердИвый.Радуйся, по смерти игУмену обИтели РЫльския во сне явИвыйся; радуйся, твоя мОщи в СредЕц град пренестИ повелЕвый.Радуйся, дИвная чудеса и зде сотворИвый; радуйся, в град ТЕрнов пренесЕн вЕлия знАмения содЕлавый.Радуйся, от мощЕй твоих во градЕх стОльных благодать пролиЯвый; радуйся, и в пленЕнии быв сИлами всех ужасИвый.Радуйся, МануИлу царю греческому исцелЕние даровАвый; радуйся, епископу ОстригОмскому язык связАвый и разверзАвый.Радуйся, преподобне Иоанне, РЫльский чудотворче, славо и радосте наша.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1232...

Само предложение Евхаристии совершается как благодарение за божественные дары, которыми верные наслаждаются в Царстве Божием. Торжественный гимн «указывает на единство и равную честь с бесплотными и умными силами, которые будут открыты в будущем». Молитва Николай Андидский Распятие, смерть и Воскресение Христово Сошествие Св. Духа (знаменуется под видом теплоты – ζον, вливаемой в Потир) Вознесение Христа на Крест Вознесение и сошествие Св. Духа Вознесение Христово и проповедь евангелия всему миру («Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя») Господня «является символом действительного и живого усыновления, которое будет дано как дар и благодать Святого Духа». Наконец, принятие святого Причастия означает принятие через милость Бога всех достойных, единство и близость «через божественное подобие и обожение». 3. Литургические толкования Основы традиции толкования литургии закладываются с III в. (возможно, и ранее). Одним из отцов ее является Ориген , оставивший учение о тайне христианства и о литургии как единственном способе ее познания. Толкование литургии в катехизических беседах дали Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст . Эта традиция получила развитие в трудах псевдо- Дионисия Ареопагита , Феодора Мопсуэстийского (ок. 350–428), давшего в «Поучениях огласительных» первое систематическое изложение аллегорической интерпретации литургии, Максима Исповедника (ок. 580–662), Германа I, патриарха Константинопольского (715–730); Николая, епископа Андидского в Памфилии (середина XI в.), а также Николая Кавасилы (ок. 1320 – ок. 1397), чуть было не ставшего константинопольским патриархом в конце правления Иоанна Кантакузина. В среде сирийских несториан возникло литургическое толкование Нарсеса (Нарсая) Эдесского (иначе – Низибийского, называвшегося также Прокаженным; ок. 399 – ок. 502). В своем богословии Нарсай следует, в основном, за Феодором Мопсуэстийским. Для православного Востока вершиной творчества толкователей литургии являются труды Симеона, архиепископа Фессалоникийского, «Толкование церкви и литургии» и «О священной литургии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010