Новые обличения фарисеев Иисусом ( Лк.11:14–54 ; Мф.9:32–34 ). Несмотря на неоднократные обличения Господом фарисеев и законников, они не переставали при всяком случае клеветать на Него и распространять между народом то нелепую молву о характере Его чудес, то указывать на мнимые нарушения Им Закона. В свою очередь и Спаситель не переставал обличать их в неправильных мнениях и в лицемерных добродетелях. Так, однажды после исцеления бесноватого немого, когда фарисеи снова повторили свою богохульную клевету на Иисуса Христа, что Он исцеляет бесов силою веельзевула, князя бесовского, Он с новою силою обличает их в клевете. В доме же одного фарисея, пригласившего Его на обед и удивлявшегося отступлению Иисуса от преданий старцев, обличает фарисеев в предпочтении внешнего внутреннему, в честолюбии и лицемерии, а законников в отягощении народа излишнею требовательностью) относительно исполнения Закона и в подражании своим отцам, убившим пророков, возвещая тем и другим троекратное горе. А они с большим раздражением нападают на Него, подыскиваясь под Него и стараясь найти в Его словах что-либо к обвинению Его. Сего ради и Премудрость Божия рече: послю в них пророки и Апостолы, и от них убиют и изженут ( Лк.11:49 ). Где и когда сказала эти слова Премудрость Божия, толкователи разногласят. В Ветхом Завете такого выражения нет. В Новом Завете Иисус Христос Сам никогда не называл Себя Премудростью, и раньше этого никогда не говорил фарисеям и законникам об убиении ими пророков и Апостолов. И потому некоторые думали, что эти слова взяты из какой-то ныне утраченной книги – может быть, какого-нибудь апокрифического Евангелия. Но так как в параллельном месте из Евангелия от Матфея, в обличительной речи Иисуса Христа к фарисеям, буквально читаются эти слова, только без слов: Премудрость Божия рече, – то некоторые не без основания предполагают, что у Евангелиста Матфея этими словами Спаситель говорит о Себе ( Мф.23:34 ). В Евангелии от Матфея ( Мф.23:34–35 ) Господь говорит то же: Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

О.Александр тоже этого не говорит! ... " Она предлагает то же самое, но только, говорит она, то, что я вам предлагаю, слаще. " ... " Если мы действительно хотим мудрости, если нам недостает ума, обратимся ко Господу, к Церкви Его святой, которая предупреждает, что те, кто ест этот украденный хлеб и пьет эту украденную воду, мертвы. Они мертвы грехом, они живут мертвой жизнью. " Премудрость Божия и " само безумие " призывают народ одними и теми же словами, А УЧАТ РАЗНОМУ! Что-то Вы, простите, перемудрили. галина 3 апреля 2013, 14:52 Спаси Господи и сохрани! доступно и понятно.... Елена М 3 апреля 2013, 14:10 Благодарю Вас , батюшка, что сподвигнули меня заглянуть в Притчи Саломоновы. Глава 9:13 " Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 Садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 " Кто глуп, обратись сюда " , и скудоумному сказала она: 17 " Воды краденные сладки, и утаенных хлеб приятен " 18 и он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней званные его " . Вы пишите о некоей женщине, которая сегодня зазывает к себе всех. Интересно, это Вы в иносказательной форме говорите о сегодняшней власти? Ибо далее Вы пишите : " Греху покровительствует государственная власть и закон. " и " , и, обратите внимание, призывает всех теми же словами, какими призывала премудрость Божия. " Но ведь премудрость Божия никогда не говорила о том, что краденные воды сладки и утаенный хлеб приятен? Простите, я в замешательстве. Галина 3 апреля 2013, 13:01 Спаси, Господи, нас грешных и помилуй! Не как я хочу, а как Бог даст. Да будет воля Твоя, не моя. Аминь. Ирина 3 апреля 2013, 12:38 Спасибо большое, отец Александр, за ваши пояснения и наставления. Спаси вас Господи Татиана 3 апреля 2013, 12:12 Спасибо за проповедь, батюшка! Всё истинно сказано Вами. Мне очень помогают такие вот беседы, наставления. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы

http://pravoslavie.ru/60561.html

Одна только Божия премудрость вводит человека в жизнь духовную, указывает ему путь, которым можно приблизиться к Богу, наследовать Его Царство, получить бесконечную жизнь и радость. Премудрость, – сказано, – вся обновляет, и в души преподобных превходяще, други Божии и пророки устрояет ( Прем.7:27 ). Потому и Господь говорил ученикам Своим: вы друзи Мои есте, – если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ). Или еще возвещал так: кто есть Мати Моя? И кто суть братия Мои? Мати Моя и братия Мои сии суть, – слышащий слово Божие и творящии его ( Лк.8:21 ). К сему-то вот сродству и содружеству Своему призывая нас, Господь говорит нам: ищите Царствия Божия ( Мф.6:33 ). И апостол увещает: вышних ищите; горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1 ). И мы должны искать, должны прилежно учиться премудрости, сходящей свыше, которая не многим известна и которую не постигают, как сказано, человецы неразумнии ( Сир.15:7 ), А как можем научиться этой премудрости? – апостол Павел объяснил Тимофею: знаешь Священные Писания, могущие умудрить во спасение верою во Христа Иисуса. Внимай учению и себе, занимайся сим постоянно: сия бо творя, и сам спасешися, и послушающии тебе ( 2Тим.3:15 ; 1Тим.4:16 ). Если же у кого мало понятия, или, как говорит Иаков, у кого мало премудрости, да просит у Бога с верою, и дастся ему ( Иак.1:5, 6 ). Ибо только от Господа подается премудрость и смысл, от лица Его познание и разум. Он и апостолам отверз ум разумети, как сказано, Писания ( Лк.24:45 ). Потому и приобретается Божия премудрость не от человеческой мудрости изученными словами, как говорит апостол Павел, но изученными от Духа Святого ( 1Кор.2:13 ). Один только Дух Божий оживляет наши души, подают нам жизнь вечную одни слова Господни, которые суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ), как возвестил Сам Господь. Как печаль мира сего отвлекает наши души от Бога и умерщвляет их, так усердное слушание слов Господних, внимание и размышление о них оживляет душу, поверженную в прах, и подает ей радость спасения. Потому и Давид взывал пред Господом: как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтоб углубляться мне в слово Твое. Закон уст Твоих лучше для меня, нежели тысячи золота и серебра. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Во век не забуду оправданий Твоих: ибо Ты ими оживляешь меня ( Пс.118:97, 158, 72, 92, 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Разница, повторяем, не существенная и потому не важная. Исаии 6, 3. Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнена вся земля славы Его 825 . Перевод Макария: Свят, Свят, Свят, Иегова воинств, вся земля полна славы Его . Перевод Синодского изд. 1875 года: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. Все три перевода верны подлиннику, но перевод Филарета, кроме того, обладает еще достоинством бóльшей, чем остальные переводы, близости и к славянскому тексту, в котором рассматриваемое место читается, согласно с переводом LXX, а равно и с подлинником, так: свят, свят, свят, Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. Такая близость заслуживает внимания опять потому, что это изречение, будучи библейским, есть в то же время и церковное, постоянно слышимое нами в храме Божием на литургии. Исаии 11, 1–3. При изложении катехизического учения о дарах Святого Духа, эти дары, на основании указанного места книги пророка Исаии, но не в порядке библейского текста, а соответственно логическим требованиям мысли самого составителя Катехизиса, исчисляются так: «Дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, Дух Господен, или дар благочестия и вдохновения, в высшей степени» 826 . Чтобы видеть порядок библейского чтения рассматриваемого места книги пророка Исаии, для этого раскрываем Синодское издание 1875 года и в нем читаем следующее: и почиет на Нем (то есть на Потомке рода Иессеева) Дух Господен, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится 827 . Это почти буквально соответствует славянскому тексту, в котором читаем: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия : исполнит его Дух страха Божия. Из этого ясно, что хотя в Катехизисе не предлагается прямо перевода рассматриваемого места, тем не менее обнаруживается такая или иная передача слов библейского текста; и между тем как в наименовании таких даров Святого Духа, как Дух Господень, дух премудрости (или: мудрости), дух совета, дух разумения (или: разума), дух крепости (или: силы) и дух ведения (или: познания), таковая передача не представляет существенной и значительной разницы от перевода славянского и русского, соответствуя в то же время и подлиннику, в наименовании духа страха Божия и благочестия она не вполне верна подлиннику, согласно которому нужно было бы сказать: дух страха Господня и опять: страха (irath), а не благочестия 828 . Составителю Катехизиса очевидно при этом хотелось выдержать соответствующие славянскому переводу и столь знакомые всем выражения: страх Божий и: благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Существительное οκονομα встречается шесть раз в посланиях св. Павла (1Кор., 9:17; Еф., 1:10; 3:29; Кол., 1:25; Тим., 1:4) и означает вообще божественный план о спасении человека, открывающийся преимущественно в устроении Церкви Христовой на земле, – в осуществлении и раскрытии коего принимают участие и получившие особую благодать продолжатели дела Христова на земле. Из указанных мест остановимся на одном: Еф., 3:8 и след. «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия благовествовать язычникам неизследимыя богатства Христовы и открыть всем, в чем состоит домостроительство 2 тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне сделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него». Здесь также выражается идея пастырской ответственности в деле осуществления «благовествования», но ответственность относится не к раскрытию «тайны» самой по себе, но к уяснению и истолкованию божественных планов и методов в постепенном осуществлении (ср. Еф., 1:10; Евр., 1след.) на земле этой «тайны», «сокрывавшейся от вечности в Боге», – в чем проявилась многоразличная премудрость» ( πολοποκιλος σοφα) Божия. В раскрытии этих планов путей Божиих апостол действовал не как отдельный, хотя бы и одаренный высокими благодатными силами и полномочиями христианин, а как член и представитель Церкви, участник и точный выразитель ее жизни и ее разума, ибо «многоразличная Божия премудрость» открылась не теоретически, не в доктрине, а в самой фактической истории божественного домостроительства. «Предвечное определение» осуществилось во Христе Иисусе и продолжает раскрываться в устроении и истории Церкви, «которая есть тело Его, полнота наполняющаго все во всем» (Еф., 1:23); конечная же цель божественного домостроительства, – соединение всего небесного и земного под главою Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Три великих дара этой неистощимой Спасовой благостыни указует и обещает нам вышеприведенная Иорданская песнь: Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия, но уже и этих трех как наиболее важных, не говоря о множестве и безконечном разнообразии других, вполне достаточно, чтобы предпочесть им какое угодно земное сокровище, чтобы обогатиться так, как только может быть богат бренный человек, чтобы в слезах умиления и безпредельной благодарности воскликнуть с псалмопевцем: «Что есть человек, Господи! Яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его» ( Пс.8:5 ) столь чудными неизглаголанными благодеяниями? «Приидите, приимите вси Духа Премудрости»!.. – Духа Той Самой Божественной Премудрости, Которую, по слову Божию, «прежде век от начала произвел Создатель всех» и Которая «не скончается во веки». «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. Сол.7:25). «Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (7:26). «Она – таинница ума Божия и избирательница дел Его» (8:4). «Она вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю… обошла круг небесный и ходила во глубине бездны» ( Сир.24:3,5 ). «Она одна, но может все… все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Сол.7:27). Она Сама есть «Дух разумный, святой, тонкий, удободвижный, светлый, чистый, ясный, благодетельный, человеколюбивый, проникающий все умные, чистые, тончайшие духи» ( Прем.22–23 ). «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд» ( Прем.29 ). «Она дороже драгоценных камней и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» ( Притч.3:15 ). Она начертила единым мановением этот роскошно горящий миллионами огней круг небесный, водрузила единым повелением на ничесомже эту неудержимо тяготеющую жизненосную землю, распростерла единым протяжением эти неизмеримые внеземельные пространственные бездны. Она произвела одно из величайших непостижимых чудес Своих – человека, этот в малом виде целый мир из души, представительницы мира невидимого, и тела, представителя мира видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как Откровение о Пресвятой Троице. В Ин.12видение пророка отнесено к Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян.28:25-26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы.    В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца    Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен.    Во-первых, Сын Божий открывался как «Ангел Господень», о котором говорится при описании некоторых ветхозаветных теофаний: явление Агари на пути в Суру (см.: Быт.16:7-14), явление Аврааму во время принесения в жертву Исаака (см.: Быт.22:10-18), явление Бога Моисею в огненной купине (см.: Исх.3:2-15).    Пророк Исаия говорит: Он (Господь) был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их (израильтян), и Ангел лица Его спасал их (Ис.63:8-10).    Во-вторых, Сын Божий в Ветхом Завете открывается как «Божественная Премудрость».    Откровение указывает на теснейшее единство Премудрости с Богом.    В Книге Притч.говорится, что Господь имел Премудрость началом пути Своего, прежде созданий Своих (Притч.8:22), Премудрость родилась, когда еще не существовали бездны,.. когда Он не сотворил... начальных пылинок вселенной (Притч.8:24-26).    В Прем.7о Премудрости говорится, что она есть дух разумный, святый, единородный. В Сир.24:3 Премудрость говорит о себе: Я вышла из уст Всевышнего. В Прем.7:25-26 сказано, что Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть... образ благости Его. В Прем.8:3-4 говорится, что она имеет сожитие с Богом и есть таинница ума Божия и избирательница дел Его. В Прем.9:4 сказано, что она «приседает» Престолу Божию. Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог постоянно именуется в Ветхом Завете Отцом. Поэтому иудеи не удивлялись, когда Христос называл Бога Отцом, хотя они понимали отечество Божие в отношении к людям, а не в отношении к Сыну Бо–жию, как Богу. Христос считал правильным и второе значение Божественного отечества, за что и был приговорен к смерти синедрионом… «Ныне, Господи, Ты Отец наш, мы глина, а Ты — Образователь наш, и все мы дело руки Твоей» (Ис., XIV,8). В этом тексте понятие почти совпадает с понятием Творца. Но в других текстах (например, Иер. III, 19, Ос., 1, 10) отечество Божие имеет широкий смысл: Бог есть Отец Израиля, потому что Он любит его и хочет, чтобы евреи относились к Нему, как истинные дети… Следовательно, отечество свойственно Богу; Ему свойственна любовь к другим не только, как к твари, но и как к личностям, способным быть причастными Ему и любить Его, как Отца. О Сыне Божием говорится в Ветхом Завете под образом Слова, Премудрости или Мессии. С наибольшей ясностью свидетельствует о Сыне Божием образ Премудрости, о Которой мы говорили выше. Премудрость часто описывается, как активная Божественная личность, в Которой Бог выражает всю Свою мудрость. Она именуется и Образом Бога и посвященной в Его тайны и сопрестольной Ему… О слове Божием говорится большей частью, как о творческой мысли Бога в том смысле, в каком сказано, что Бог творил мир, высказывая Свои повеления (Быт., I). «Словом Господним созданы небеса и Духом уст Его всё воинство их (т.е. звезды)». (Пс., XXXII, 6). «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исх. LX, И). «Слово Бога нашего пребудет вечно»! (XL, 8). «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; в род и род истина Твоя» (Пс., CXIII, 89–90). В этих текстах иногда видят указания на Бога Отца под символом «уст»; из уст Отца выходит дыхание (Св. Духа) и в нем слово (Сын Божий)… Слово Божие понимается и как поучение Божие: «Он возвещает слово Свое Иакову, уставы Свои и законы Свои Израилю». (Пс., CLXVII, 19)… О послании Слова Божия на землю говорится и в книге Премудрости Соломона (XVIII, 15–16) и в Псалмах (СХ VII, 15–19)… Во всех этих местах речь идет скорее о проявлениях Слова Божия, о Его словах–логосах, а не о Самом Сыне Божием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

В этом заключено различие, грань между античным интеллектуализмом и ветхозаветным персонализмом. Но и сходство велико. Как и эллинская Мудрость, облекшаяся в образ Афины, библейская Премудрость есть девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверняющее не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» . Как и σοφα, слова hdkma и hdkmot — женского рода, и в пассивном образе «чистого зеркала действия Божия» мы угадываем женственные черты. Далее, Премудрость в своем отношении к Богу есть специально Его демиургическая, мироустрояющая воля, — аспект, безусловно входящий в образ Афины–Софии, но не могший получить в греческом мировоззрении полного развития уже потому, что там отсутствовало представление о сотворении космоса во времени. «Когда Он уготовлял небеса, — говорит библейская Премудрость о своем сотворчестве с Отцом, — я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сыновьями человеческими» . Здесь важно все: и подчеркивание мотивов меры, закона и равновесия («давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его»), более того, некоей геометрической организации мирозданья («круговая черта по лицу бездны»), — что заставляет вспомнить платоновский образ «бога, занимающегося геометрией»; и описание Премудрости как «художницы», по законам божественного рукомесла строящей мир, — что снова сближает ее с Афиной; и присущее этой космогонической художнице целомудренное «веселье» — то, что в переводе на язык платонизма следует назвать творческим Эросом " ; и, наконец, особое отношение Премудрости именно к роду людей, к «сынам человеческим» (из X и XI глав той же Книги Премудрости Соломоновой мы узнаем, что Премудрость с самых времен грехопадения прародителей жалеет людей, спасает их и заступается за них, — как Паллада за афинян в упоминавшейся выше элегии Солона).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Вместо же Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко,/и святое Воскресение Твое славим. Вместо Трисвятого: Кресту Твоему поклоняемся, Владыка,/и святое воскресение Твое славим. (3) Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего/и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие. Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его,/ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы! Пс 98:5 , 1А Апостол к Коринфяном, зачало 125: Первое послание к Коринфянам, зачало 125А Братие, слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. Писано бо есть: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих. Понеже и иудее знамения просят, и еллини премудрости ищут: Мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие. Самем же званным, иудеем же и еллином, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Братья, слово о Кресте для погибающих есть безумие, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ведь поскольку мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, – благоволил Бог безумием проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют знамений, и Эллины ищут мудрости, мы же проповедуем Христа распятого: для Иудеев – соблазн, а для Эллинов – безумие; для самих же призванных, как Иудеев, так и Эллинов, Христа – Божию силу и Божию премудрость. 1 Кор 1:18–24 Аллилуия, глас 1: Аллилуиа, глас 1 Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Стих: Вспомни сонм Твой, который приобрёл Ты от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2А, 12

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010