15 :28); и по справедливости воспевается основание всего»... И немного спустя: „все в ней просто и неограниченно предшествовало существующему, по причине всесовершенных доброт одной ее-всевиновной Премудрости, которая от всех существующих вещей соответственным образом воспевается и именуется. Поэтому богословы чтут не одни эти божественные наименования, заимствованные от частных промыслительных действий ее, совершенных уже или еще предусматриваемых, но и от таких божественных явлений, просвещавших таинников и пророков какие когда-либо были в священных храмах или где-либо в другом месте. Сообразно тем или другим причинам и силам они именуют вышеобразную и вышеименную Благость, прилагая к ней образы и подобия человека, или огня, или янтаря, воспевая глаза ее и уши, лицо и волосы, руки и хребет, крылья и плечи, задняя и ноги, пририсовывая к ней венки и седалища, кубки и чаши и некоторые другие таинственные изображения». Да, этот божественный муж (Симеон), вконец очистившись душою, о чем громче сильнозвучащей трубы вопиют уже писания его, удостоился великих откровений, неизреченных созерцаний, таинственной беседы и божественных гласов, свыше чудным образом провозглашенных ему, — вкратце сказать, удостоился апостольской благодати, весь возжегшись от Божественного Духа, от божественного огня. Поэтому, и не вкусив вполне внешнего знания наук, красноречием слов, обилием (божественных) имен и рассудительностью он выше всякого ритора и мудреца возвысился до высоты премудрости, как поистине мудрый в божественных вещах и богослов весьма сведущий в догматах. И не диво. „Ибо премудрость Божия, по словам Премудрого, по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она-одна, говорит он, но может все и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» (Прем. Сол. 7 :24-25. 27-28). По этой причине, возжелав премудрости, он возлюбил доброту ее, и возлюбив по Соломону, взыскал трудами любомудрия и подвижничества, и обрел ее.

http://predanie.ru/book/218231-bozhestve...

15:28); и по справедливости воспевается основание всего»… И немного спустя: «все в ней просто и неограниченно предшествовало существующему, по причине всесовершенных доброт одной ея — всевиновной Премудрости, которая от всех существующих вещей соответственным образом воспевается и именуется. Поэтому богословы чтут не одни эти божественныя наименования, заимствованныя от частных промыслительных действий ея, совершенных уже или еще предусматриваемых, но и от таких божественных явлений, просвещавших таинников и пророков, какия когда–либо были в священных храмах или где–либо в другом месте. Сообразно тем или другим причинам и силам они именуют вышеобразную и вышеимянную Благость, прилагая к ней образы и подобия человека, или огня, или янтаря, воспевая глаза ея и уши, лицо и волосы, руки и хребет, крылья и плечи, задняя и ноги, пририсовывая к ней венки и седалища, кубки и чаши и некоторыя другия таинственныя изображения». Да, этот божественный муж (Симеон), вконец очистившись душою, о чем громче сильнозвучащей трубы вопиют уже писания его, удостоился великих откровений, неизреченных созерцаний, таинственной беседы и божественных гласов, свыше чудным образом провозглашенных ему, — вкратце сказать, удостоился апостольской благодати, весь возжегшись от Божественнаго Духа, от божественнаго огня. Поэтому, и не вкусив вполне внешняго знания наук, красноречием слов, обилием (божественных) имен и разсудительностью он выше всякаго ритора и мудреца возвысился до высоты премудрости, как поистине мудрый в божественных вещах и богослов весьма сведущий в догматах. И не диво. «Ибо премудрость Божия, по словам Премудраго, по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она — одна, говорит он, но может все и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святыя души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущаго с премудростию» (Прем. Сол. 7:24–25; 27–28). По этой причине, возжелав премудрости, он возлюбил доброту ея, и возлюбив по Соломону, взыскал трудами любомудрия и подвижничества, и обрел ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

1Кор.2:7 .  Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей. «Но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу». Не то говорит Апостол, что «глаголем» в тайне, но что сообщаем людям премудрость, сокровенную в тайне, которую не по какому-либо раскаянию домостроительствовал Бог ныне, но издревле и изначала предуставил, устрояя тем нашу славу, потому что не спасение только, но и славу подает верующим. 1Кор.2:8 .  Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. «Юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли». Князьями века сего назвал Пилата, Ирода, Анну, Каиафу и других начальников иудейских; говорит же, что они не знали Божией тайны и потому распяли Владыку. Посему-то и распинаемый Господь сказал: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» ( Лк. 23, 34 ). А если бы знали, что спасительное страдание рассеет их по вселенной, спасение же дарует язычникам, то не отважились бы предать Господа на страдание. Посему и Владыка признал их достойными снисхождения. Но когда, по Воскресении Его из мертвых, по Вознесении на небеса, по Сошествии Всесвятого Духа, после многоразличных чудотворений апостольских, пребывали они в неверии, тогда предал осаде. Господом же славы назвал Распятого не потому, что страдание приписывает Божеству, но потому, что хочет показать чрезмерность беззакония согрешивших. 1Кор.2:9 .  Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. «Но якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» ( Ис. 64, 4 ). Поскольку Апостол упомянул о неведении иудеев и сказал, что тайна Домостроительства была сокрыта, то по необходимости присовокупил, что о чем никто не слышал, чего никто никогда не видел и не помышлял самый ненасытимый ум, то уготовал Бог всяческих имеющим к Нему горячую любовь. О свидетельстве же не должно сомневаться 1 , ибо достаточно и того, что блаженный язык изрек: «якоже есть писано». А книга Паралипоменон извещает нас, что написаны были и другие многие пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

7 ст. Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова. А посему, как и чему научил вас Епафрас, в том и пребывайте. Чему-либо неистинному, ложному он не мог научить вас, ибо он – возлюбленный сотрудник наш, т. е. научил вас тому, чему бы и я лично научил вас, т. е. вере истинной, непреложной; тем более, что он, Епафрас, учил вас истине не по каким-либо корыстным расчетам, или другим каким земным соображениям, а бескорыстно, как слуга Христов, исполняя Его волю, т. е. возвещал истинное и действительное учение самого Христа. 8 ст. Который и известил нас о вашей любви в духе. Этот-то самый Епафрас, научивший вас истинной вере во Христа, Христов служитель, а наш возлюбленный сотрудник, и сообщил нам о вашей истинно христианской, деятельной, возвышенной, духовной любви. Об этой-то любви, услышав от Епафраса, так и радовался апостол и благодарил Бога за Колоссян. 9 ст. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас, и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном. С того дня, как я услышал о вашей вере, о вашей любви, о вашем преуспеянии в христианской жизни, я, говорит апостол, непрестанно молюсь о вас пред Господом и прошу Его в молитвах своих за вас, чтобы вы и далее в своем нравственном усовершенствовании шли также успешно и благоплодно, как и доселе шли, и все более и совершеннее познавали волю Божию, соделавшую наше спасение чрез Единородного Сына Божия, а не чрез другие какие-либо силы, напр. ангелов, как учили лжеучители. Во всякой премудрости и разумении духовном. Посему, говорит апостол, молюсь за вас, чтобы вы, познавая волю Божию, предварительно преуспевали во всякой премудрости, т. е. во всем том, что может умудрить вас в понимании возвышенных истин богооткровенной веры, и при свете ее приобретали мудрое уменье разбираться во всем том, что истинно и что ложно, что согласно с волей Божией или несогласно и, приобретая этот навык мудрой рассудительности, научались смотреть на вещи не с грубой материальной, земной точки зрения, а с точки зрения разумения духовного, т. е. с точки зрения духовного их значения для жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

7 ст. Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Причем Господу Богу угодно было проявить особую силу воздействия на меня, и из гонителя сделать апостола. 8 ст. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неизследимое богатство Христово. И мне то, меньшему из всех христиан – так апостол называет себя по своему смирению – поручено быть проводником этой благодати в сердца ваши и быть провозвестником вам – язычникам неизгладимого богатства Христова, т. е. обильного, неиссякаемого, богатства выше всякой меры. Что же это за богатство Христово? Это то, что язычники получили чрез веру во Христа: вместе с истинным Израилем составили единое тело, единую Церковь , возглавляемую Христом и одушевляемую одним Духом Божиим. 9 ст. И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом. И открыть всем, т. е. разъяснить иудеям, язычникам и всем вообще людям, в чем состоит домостроительство тайны, т. е. в чем сущность этой тайны, тайны призвания язычников в Церковь Христову, раскрыть ее именно с этой стороны, раскрыть величие Церкви Христовой в ее всеобщности, всенародности. Эта тайна была сокрыта от вечности в Боге, т. е. никто из людей не знал этой тайны. В Боге, создавшем мир Иисусом Христом, т. е. она была уже в Боге, когда мир еще начал только твориться Богом чрез Иисуса Христа, ибо вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 3 ). 10 ст. Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Эту тайну не знали даже ангелы во всей ее полноте. И только теперь, когда на земле стала устрояться Церковь Божия из верующих всех мест, времен и народов под главенством Христа, когда Он, седши одесную Бога и по человечеству возглавил Собой все небесное и земное, ангелы стали проникать в эту тайну. И начальствам, и властям небесным стала понятной многоразличная премудрость Божия. Разумеется, как существа высшие, окрест престола Господня находящиеся, ангелы знали о том, что Господь Бог в предвечном Своем совете определил спасти людей чрез Единородного Сына своего. Но самый образ осуществления этого божественного определения и избранные Богом к тому средства и многое другое в деле спасения людей было им недоведомо. Узнают это они из самых событий. События им открывают тайны, лежащие в основе их. Они видят, как устрояется Церковь , и как все в Господе, возседшем одесную Отца, воссоединяется, – и уразумевают в этом многоразличную Божию премудрость (Злат. толк. на посл. ап. Павла к Эфес. Епископа Феофана стр. 197).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

8 . От этих свидетельств о единстве Отца, и Сына, и Святого Духа возвратимся теперь к тому, о чем мы, собственно, начали рассуждать. Бог Отец дает всем существам бытие, участие во Христе [Логосе], делает существа разумными. Отсюда следует, что эти существа достойны или похвалы, или наказания, так как они способны к добродетели и пороку. Поэтому существует также и благодать Святого Духа, дабы существа, которые не святы по природе, делались святыми через участие в этой благодати. Итак, существа имеют свое бытие от Бога Отца, разумность от Слова, святость же от Святого Духа. Причем к восприятию Христа как правды Божией делаются способными те существа, которые предварительно освятились через Святого Духа, да и те, которые уже удостоились достигнуть этой ступени [нравственного перерождения] чрез освящение Святого Духа, – все равно будут получать дар премудрости по силе и действию Святого Духа. Эту мысль и выражает апостол Павел, когда говорит, что некоторым дается слово премудрости, другим же – слово знания тем же Духом. Но при всем этом, указывая строгэ определенное различие даров, апостол относит все эти дары к источнику всего и говорит: «Действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» ( 1Кор. 12, 6 ). Вот почему и действие Отца, сообщающее всем существам бытие, оказывается особенно славным и величественным в том случае, когда каждый преуспевает и восходит на высшие ступени совершенства, посредством участия во Христе, как премудрости, знании и освящении. Действие Отца прославляется тогда, когда кто-нибудь очищается через участие в Святом Духе и по достоинству воспринимает благодать знания так, что достигает такого совершенства, при которых полученное им от Бога бытие становится вполне достойным Бога 146 . А Бог дает бытие для совершенства, чтобы оно было достойным Бога. Таким образом, и возможность вечного существования получит от Бога тот, кто осуществит волю Бога. Впрочем, чтобы совершилось это, чтобы сотворенные существа неразлучн Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все суета и томление духа» ( Екк. 1,2; 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как Откровение о Пресвятой Троице. В Ин.12видение пророка отнесено к Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян.28:25-26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы.    В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца    Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен.    Во-первых, Сын Божий открывался как «Ангел Господень», о котором говорится при описании некоторых ветхозаветных теофаний: явление Агари на пути в Суру (см.: Быт.16:7-14), явление Аврааму во время принесения в жертву Исаака (см.: Быт.22:10-18), явление Бога Моисею в огненной купине (см.: Исх.3:2-15).    Пророк Исаия говорит: Он (Господь) был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их (израильтян), и Ангел лица Его спасал их (Ис.63:8-10).    Во-вторых, Сын Божий в Ветхом Завете открывается как «Божественная Премудрость».    Откровение указывает на теснейшее единство Премудрости с Богом.    В Книге Притч.говорится, что Господь имел Премудрость началом пути Своего, прежде созданий Своих (Притч.8:22), Премудрость родилась, когда еще не существовали бездны,.. когда Он не сотворил... начальных пылинок вселенной (Притч.8:24-26).    В Прем.7о Премудрости говорится, что она есть дух разумный, святый, единородный. В Сир.24:3 Премудрость говорит о себе: Я вышла из уст Всевышнего. В Прем.7:25-26 сказано, что Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть... образ благости Его. В Прем.8:3-4 говорится, что она имеет сожитие с Богом и есть таинница ума Божия и избирательница дел Его. В Прем.9:4 сказано, что она «приседает» Престолу Божию. Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Исторические книги Ветхого Завета, так же как и законоположительные пять книг Моисеевых, проводят идею причинной связи между благочестием народа и его благоденствием, иначе говоря, показывают, что народные бедствия всегда вызываются отступлениями от веры и нравственным падением. Поэтому и в христианскую эпоху ветхозаветная история остается очень поучительной и Церковь в богослужебном материале заимствует много ее событий для примера. Однако те исторические книги, в которых национальный иудейский элемент затеняет религиозную идею (Есфирь, Иудифь) не используются Церковью в богослужении. Таким образом, исторический материал Ветхого Завета важен для нас уже не сам по себе, ибо «древняя мимоидоша» (2 Кор. 5:17), а той назидательностью, какую он в себе содержит.    Пророк Моисей и следующие за ним священные писатели говорят о многочисленных явлениях силы Божией, чудесных явлений. Но они редко прибегают к слову «чудо.» Они внушают нам, что вся история проходит перед очами Божиими, что все события только кажутся нам разделенными на обыкновенные и необыкновенные, на естественные и чудесные. Для верующей души, все чудесное это только прорыв в завесе, за которой совершается беспрерывное чудо промысла Божия и пишется текст судьбы каждого из нас. Ветхозаветная мудрость — о премудрости    УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ составляют третью группу книг Ветхого Завета. Они учат человека строить свою личную земную жизнь так, чтобы она была благословенной у Бога и у людей, давала благоденствие и душевный мир. Такую жизнь сообщает мудрость, исходящая от Бога.    Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес свои молитвы и всесожжения, Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что мне дать тебе.» И Соломон просил у Бога одного: премудрости и знания, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: за то, что ты не просил богатства, имения, славы, побед, долголетия, а просил себе премудрости и знания, дается тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

«Блажен человек, слушающий меня, бодрствующий каждый день у ворот моих, стоя на страже у дверей моих, потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа...» Конечно, – скажем, – эти возвышенные образы не выдает автор книги за некие свои мистические видения или откровения свыше. В первых же словах этой своей книги он предупреждает, что будет говорить причтами, а это значит аллегориями: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление..., простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познание, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их...» Хотя слова призывов в книге аллегоричны, но духовное созерцание писателя книги выражает полноту его веры, созерцания истины. Это дает ему право или долг перейти к деяниям Премудрости на земле. Здесь его духовный взор преображается в богодухновенный . «Премудрость создав себе Дом, и утверди столпов семь. Закала своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготовав Свою Трапезу. Посла своя рабы, созывающие с высоким проповеданием на Чашу глаголющие: иже есть безумен да уклонится ко мне, и требующим ума рече: Придите, едите мой хлеб и пейте вино, еже раствори вам. Оставите безумие, и живи будете. И взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении...» Приводим этот отрывок в церковно-славянском его чтении, так как чтение его введено в наше богослужение в Богородичные праздники. А это применение его указывает на то, что здесь отцы Церкви видят действительно облагодатствованное пророчество о Новом завете: Ипостасная Премудрость есть воплотившийся Сын Божий; Дом Премудрости – Церковь Христова; Трапеза – таинство Тела и Крови Христовых. А при этом и Сама Богородица – первый на земле дом Сына Божия. В богослужении Церковь пользуется и другими чтениями из книги Притчей. Так в христианском сознании плод художественного олицетворения, принадлежащий ветхозаветному верующему мыслителю, возвышается в степень пророческого видения, превышая, к чести писателя, точку зрения его самого на достоинство его творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В этом заключено различие, грань между античным интеллектуализмом и ветхозаветным персонализмом. Но и сходство велико. Как и эллинская Мудрость, облекшаяся в образ Афины, библейская Премудрость есть девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверняющее не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» . Как и σοφα, слова hdkma и hdkmot — женского рода, и в пассивном образе «чистого зеркала действия Божия» мы угадываем женственные черты. Далее, Премудрость в своем отношении к Богу есть специально Его демиургическая, мироустрояющая воля, — аспект, безусловно входящий в образ Афины–Софии, но не могший получить в греческом мировоззрении полного развития уже потому, что там отсутствовало представление о сотворении космоса во времени. «Когда Он уготовлял небеса, — говорит библейская Премудрость о своем сотворчестве с Отцом, — я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сыновьями человеческими» . Здесь важно все: и подчеркивание мотивов меры, закона и равновесия («давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его»), более того, некоей геометрической организации мирозданья («круговая черта по лицу бездны»), — что заставляет вспомнить платоновский образ «бога, занимающегося геометрией»; и описание Премудрости как «художницы», по законам божественного рукомесла строящей мир, — что снова сближает ее с Афиной; и присущее этой космогонической художнице целомудренное «веселье» — то, что в переводе на язык платонизма следует назвать творческим Эросом " ; и, наконец, особое отношение Премудрости именно к роду людей, к «сынам человеческим» (из X и XI глав той же Книги Премудрости Соломоновой мы узнаем, что Премудрость с самых времен грехопадения прародителей жалеет людей, спасает их и заступается за них, — как Паллада за афинян в упоминавшейся выше элегии Солона).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010