Разделы портала «Азбука веры» Статья подается в сокращении В великий день таинственной Пятидесятницы было положено начало новому благодатному царству – обществу Нового Израиля, Церкви Христовой – мистическому телу Христову. В Церкви воссоздано единство человеческого естества, расчлененного грехом. Горделивому строительству вавилонской башни, смешению языков и разделению человечества в богослужении Пятидесятницы противопоставляются огненные языки Св. Духа и богочеловеческое соборное тело Церкви, соединенное воедино любовью. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ), – молился Христос своему Отцу в первосвященнической молитве. Эта молитва и предшествующая ей прощальная беседа Христа с собеседниками – друзьями-апостолами в Сионской Горнице, этот гимн ликующей и торжественной любви, богословие Евхаристии, в Евангелии «богослова и друга Христова» Иоанна занимает место, соответствующее описанию Тайной Вечери в синоптических Евангелиях. На ней была совершена первая Евхаристия, установившая Новый Завет. «Сие творите в Мое воспоминание». Исполняя эту заповедь Христа в полном сознании великого значения Евхаристии, апостолы совершают это таинство. Реконструкция первоначальной формы Евхаристии представляет сложную проблему 1 . По всей вероятности, апостольская Евхаристия по форме походила, если не повторяла, чин иудейской вечери друзей (habura) – kiddush, может быть, пасхальной. Книга Деяний повествует, что после первой проповеди Апостола Петра и крещения 3000 человек «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба» ( Деян.2:42 ) и, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Это преломление хлеба озаряло благодатными лучами всю жизнь первохристианской общины, живущей постоянно радостью блаженного сорокадневия. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.2:44 ). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и… не было между ними никого нуждающегося» ( Деян.4:32, 34 ). Жизнь христиан была проникнута сознанием, что если страдает один член, страдают с ним и все члены, славится один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор.12:26 ). У «чаши благодарения» для христиан указывался путь к разрешению социальной проблемы, мучительная острота которой в Римской империи и до сего времени волнует наши сердца, как она мучила и христиан первых веков. Евхаристия углубила остроту проблемы. Евхаристия соединяла и уравнивала всех – господ и рабов, богатых и бедных. Все члены Церкви – равны и свободны во Христе, все – дети Божии, все – друзья Христовы, братья и сестры. «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Kop. 10:17).

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

Сектанты – рационалисты на словах обычно требуют выполнения «повелений» (ср. Деян.1:2 ) Писания. И на беседе с ними по правилу «бых всем вся» миссионеру приходится приспособляться к ним. Поставим такой вопрос: где сказано в новом завете, что христиане, a не иудеи и в доме христианских собраний, a не в синагоге, – собирались бы – в период по воскресении Господа – в день субботний для священных собраний, проповеди? 24 Нигде. Поставим еще другой вопрос: есть ли в новозаветном Писании заповедь о праздновании 1-го дня недели воскресного? – Есть. Апостол Павел пишет; «Если кто почитает себя пророком, или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» ( 1Кор.14:37 ); в другом месте Апостол говорит: «будьте подражателями мне, как я Христу») ( 1Кор.11:1 ). В книге Деяний св. апостолов сказано: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи»... «Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до разсвета, и потом вышел» ( Деян.20:7–11 ). Здесь мы видим, что собрались не иудеи в синагогу, a ученики Христовы для преломления хлеба и проповеди в первый день недели – т. е. в воскресенье. Кто не подражает им, тот не исполняет заповедей Господних, тот не имеет «права на древо жизни» и не войдет «в город воротами» ( Откр.22:14 ). Бедные адвентисты – погибли! В первый день недели христиане Галатии и Коринеа занимались добрым делом, благотворением по совету Апостола: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает y себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я прийду» ( 1Кор.16:1–2 ). Если бы Апостол разумел под 1-м днем будни, он бы сказал: «в какой либо из 6-ти дней»... Тайнозритель нового завета, св. Иоанн Богослов был удостоен откровения от Бога «в день воскресный» ( Откр.1:10 ) 25 . Свидетельство книги Деяний ( Деян.20:7 ) адвентисты думают ослабить тем рассуждением, что это (беседа св. Павла и преломление хлеба) было вечером в субботу – по их мнению. Полагать и рассуждать так – напрасный и неблагодарный труд. Св. Павел, беседовал и преломив хлеб в первый день недели, отправился на заре в путь, «в следующий день» (Ст. 7). В какой? по счету принятому y всех здравомыслящих людей за первым днем недели следует второй, Во второй день недели Апостол вышел в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Скачать epub pdf В великий день таинственной Пятидесятницы было положено начало новому благодатному царству – обществу Нового Израиля, Церкви Христовой – мистическому телу Христову. В Церкви воссоздано единство человеческого естества, расчлененного грехом. Горделивому строительству вавилонской башни, смешению языков и разделению человечества в богослужении Пятидесятницы противопоставляются огненные языки Св. Духа и богочеловеческое соборное тело Церкви, соединенное воедино любовью. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17, 21 ), – молился Христос своему Отцу в первосвященнической молитве. Эта молитва и предшествующая ей прощальная беседа Христа с собеседниками – друзьямиапостолами в Сионской Горнице, этот гимн ликующей и торжественной любви, богословие Евхаристии, в Евангелии «богослова и друга Христова» Иоанна занимает место, соответствующее описанию Тайной Вечери в синоптических Евангелиях. На ней была совершена первая Евхаристия, установившая Новый Завет . «Сие творите в Мое воспоминание». Исполняя эту заповедь Христа в полном сознании великого значения Евхаристии, апостолы совершают это таинство. Реконструкция первоначальной формы Евхаристии представляет сложную проблему 1 . По всей вероятности, апостольская Евхаристия по форме походила, если не повторяла, чин иудейской вечери друзей (habura) – kiddush, может быть, пасхальной. Книга Деяний повествует, что после первой проповеди Апостола Петра и крещения 3000 человек «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба» ( Деян. 2, 42 ) и, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2, 46 ). Это преломление хлеба озаряло благодатными лучами всю жизнь первохристианской общины, живущей постоянно радостью блаженного сорокадневия. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян. 2, 44 ). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и... не было между ними никого нуждающегося» ( Деян. 4, 32, 34 ). Жизнь христиан была проникнута сознанием, что если страдает один член, страдают с ним и все члены, славится один член, с ним радуются все члены» ( I Kop. 12, 26 ). У «чаши благодарения» для христиан указывался путь к разрешению социальной проблемы, мучительная острота которой в Римской империи и до сего времени волнует наши сердца, как она мучила и христиан первых веков. Евхаристия углубила остроту проблемы. Евхаристия соединяла и уравнивала всех – господ и рабов, богатых и бедных. Все члены Церкви – равны и свободны во Христе, все – дети Божии, все – друзья Христовы, братья и сестры. «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (I Kop. 10,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/evh...

Совершение любого таинства включает, в виде обязательного момента, молитву епископа или священника с просьбой о получении определенных Даров Святого Духа. В молитве заключена просьба, соответствующая вероучению о таинстве. Если в конкретной христианской общине, даже имеющей правильное апостольское священство, вероучение отрицает преложение хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову, молитва не будет содержать просьбы о преложении и Бог его не совершит. Бог сотворил человека свободным и того, чего не просят, не станет насильно давать. Из этого следует необходимость тщательнейшей проверки учения конкретной общины о сути их литургии или преломления хлеба. Узнавание учения бывает крайне затруднено намеренно запутанной терминологией и наличием двойной истины – одно учение для широких масс, другое – для узкого круга лиц. Несоблюдение даже одного из условий (правильное священство и правильное учение о евхаристии) исключает возможность истинного причащения и делает неактуальными дальнейшие выяснения. Сравнение У протестантов и сектантов то же есть причащение В данном случае мы сталкиваемся с преломлением хлеба и чашей вина, имеющих воспоминательный характер. Этот вопрос рассматривался выше. У безблагодатных общин только общая трапеза, которая не имеет характера таинства, но отрицать наличие воспоминания невозможно: – оно есть. Задача заключается в объяснении необходимости таинства и неполноты хлебопреломления в безблагодатной общине. В данном вопросе диспут сводят к обряду, не затрагивая сути вопроса – вероучения о таинстве. Часто приходится слышать, что преложение – выдумка православных и католиков, Дары не являются реально Телом и Кровью Христа, человек соединяется с Богом, если верует и только в момент причащения. Такая точка зрения не имеет никакого основания в Священном Писании. «... если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Увидев, что множество народа идет к Нему — необязательно представлять себе это в виде одновременного движения целой толпы, тем более, что у Марка Иисус учит народ, собравшийся вокруг Него; слово идет можно понять и в духовном смысле, см. 5:40. Говорит Филиппу — в аналогичном эпизоде у Марка ученики просят Иисуса отпустить народ. Иоанн, как и в других случаях (2:4), подчёркивает, что Он не нуждается в чьей-либо инициативе. Говорил же это, испытывая его — единственный случай в Евангелиях, когда глагол peirzein ‘испытывать, искушать’ употребляется в положительном значении. Им на двести динариев не довольно будет хлеба — денежная сумма совпадает с названной у Марка (Мк 6:37). Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки — значение слова сразу с двумя уменьшительными суффиксами не совсем ясно: оно может значить ‘мальчик’, ‘молодой человек’ и ‘раб’. В Септуагинте (Быт 37:30) этим словом назван семнадцатилетний Иосиф. В рассказе 4 Цар 4:42–44 о том, как Елисей накормил сто человек, ему помогает раб, который в предшествующем отрывке назван тем же словом. Ср. в Мк 6:38 пять хлебов и две рыбы; у Иоанна прибавлено, что хлеб был ячменным, как и в случае с Елисеем. Ячменный хлеб был дёшев и употреблялся в пищу бедняками. — уменьшительное от Фуоп ‘испечённая засоленная рыба’. Дальнейшее изложение близко к Марку. У Иоанна, как и у Марка, слова и действия Иисуса напоминают о Тайной вечере, хотя в самом благословении, преломлении (которое не упоминается у Иоанна) и раздаче хлеба не было ничего непривычного — таков был обычный порядок трапезы. Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало — повеления собрать оставшееся у Марка нет, сказано только о самом сборе. Противопоставление глаголов ‘собирать’ и ‘пропадать, погибать’ здесь, по-видимому, имеет не только буквальное значение. Они употребляются у Иоанна применительно к людям, а не только к неодушевлённым предметам, ср. 11:52 (чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино; ср. еще Мф 12:30=Лк 11:23) или 3:16 (дабы всякий, верующий в Него, не погиб). В “Дидахе” 19 9:4 глагол означает “со­бирание” из зёрен евхаристического хлеба, который символизирует собрание Церкви; впоследствии отглагольное имя sЪnaxij стало термином для обозначения собрания верных на Евхаристии. Поэтому нельзя исключать, что повеление Иисуса здесь имеет не только буквальное, но и символическое значение. Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир — определённый артикль и выражение ™rcTmenoj e„j тХп kTsmon ‘грядущий в мир’, ср. Мф 11:3=Лк 7:19–20, означают, что имеется в виду, в соответствии с толкованием Втор 18:15–19, не предтеча Мессии, а Сам Мессия.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

«Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (51). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... Ядущий Меня жить будет Мною», «сей-тο есть хлеб, сшедший с небес» (54–57). «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (63). Мы отказываемся отнести все эти определения только к земному телу и крови Христовым, к человеческому Его естеству, ибо прежде всего, оно может быть названо не сходящим с неба, а напротив, в него восходящим, точнее, восшедшим в Вознесении (не забудем, что «преломление хлеба» в первенствующей Церкви начинается лишь после Пятидесятницы, если не говорить о Тайной Вечери, которая занимает здесь особое место). Человеческое естество, Тело и Кровь Христовы, нераздельно и неслиянно соединено с Божественным, в Богочеловеческом единении. Приобщение Божественной Жизни, Хлеба Небесного, совершается только чрез вкушение хлеба земного, с ним соединенного или в него преложенного. Преложение в этом смысле есть осуществляемое Богочеловечество. Оно есть постольку не одно только чувственное, хотя и неосязаемое, приобщение жизни Божественной. Поскольку же та жизнь есть София, то оно есть обожение человека чрез приобщение к Божественной жизни Святой Троицы. Хотя приобщение Тела и Крови Христовых в вышеразъясненном, софийном смысле относится не к Ипостаси Его, но к Богочеловеческому естеству, однако оно неосуществимо помимо Его Ипостасного откровения, вне личного общения Лица Божественного с лицом человеческим, которое, с Ним соединяясь, как бы тонет в этой Ипостасной любви. Богочеловек Христос имеет единую всечеловеческую ипостась, в которой каждый себя находит силою любви. Этим слиянием со Христом не упраздняются тварные человеческие ипостаси: «не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2: 20 ) – так призван сказать о себе всякий человек, приступающий к Чаше, силою Святого Причащения как всеобщего обожения, в соединении со Христом. Но Христос, как в предвечном, или премирном бытии Своем, так и в Боговоплощении, в единении с жизнью мира, как и Божественной, так и тварной Софии, нераздельно и неслиянно соединен с Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1. Все, что читается из Священных Писаний к нашему назиданию и спасению, надлежит слушать со вниманием. Но более всего заслуживает запоминания то, что имеет силу в борьбе с еретиками, чьи козни не перестают преследовать тех, кто послабее и полегкомысленнее. Помните, что Господь наш и Спаситель Иисус Христос и умер за нас, и воскрес, то есть умер за грехи наши и воскрес ради оправдания нашего. Как вы только что слышали, у двух учеников, которых Он застал на дороге, очи были удержаны, так что они не узнали Его; и нашел Он их отчаявшимися в искуплении, которое было во Христе, и полагающими, что Он уже пострадал и умер как человек, и не думали они, что Он как Сын Божий всегда жив. Они думали, что Он умер во плоти так, что уже не оживет, но что Он лишь один из пророков – как вы и слышали (кто был внимателен) из их слов. Тогда Он открыл им Писания, начиная от Моисея и чрез всех пророков, и показал, что все, что Он претерпел, было предсказано, – это для того, чтобы они не слишком смутились, если Господь воскреснет, и чтобы не усомнились еще более, если бы все это не было о Нем предсказано. Ибо утверждение веры в том, что все случившееся с Христом было предсказано. Итак, ученики не узнавали Его вплоть до преломления хлеба ( Лк 24:1–35 ). И воистину, кто не в осуждение себе ест и пьет, тот в преломлении хлеба узнает Христа. Потом одиннадцать учеников думали, что видят духа. И Тот, Кто дал Себя распять, дал Себя осязать: распять дал врагам, осязать друзьям, но врачом был для всех: для нечестия тех и для неверия этих. Действительно, вы слышали, когда читались Деяния Апостольские, сколько тысяч уверовали из убийц Христа. Если позже уверовали те, кто убивал, разве не должны бы были уверовать те, кто самую малость сомневался. Но однако – и на это вы более всего должны обратить внимание и запомнить, потому что против злокозненных заблуждений Господь восхотел положить основание в Писаниях, вопреки которым не посмеет говорить никто, если он хочет так или иначе считаться христианином – однако когда Он дал Себя осязать друзьям, этого Ему не было достаточно, но хотел Он укрепить сердце верующих и от Писаний, ибо Он предвидел, что будем мы, а именно, что нам нечего будет осязать, но будет что читать. Если они поверили из-за того, что коснулись и осязали, то что делать нам? Христос уже взошел на небо, придет Он только в конце, чтобы судить живых и мертвых, – что же поможет нам поверить, как не то, чем Он и осязавших хотел укрепить. Ибо Он открыл им Писания и показал им, что подобало Христу пострадать и исполниться всему, что написано о Нем в законе Моисея, и пророках и псалмах. Все Ветхое Писание объял Он. Все в этих Писаниях звучит Христом, если есть уши, готовые услышать. И Он открыл им разум к пониманию Писаний 84 . Поэтому и нам надо молиться о том, чтобы Он Сам открыл нам смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1) Эта мысль о ниспослании Духа от Отца через Сына обобщается в речи ап. Петра в Пятидесятницу: «итак, Он быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что ныне идите и слышите» ( Деян. 2, 33 ). Св. идет, но идет Своею волею: приидет Утешитель. VI. – Остается еще последний текст Ин. 20, 21–23 , слова воскресшего Господа при явлении ученикам: «Мир вам! Как послал Меня Отец, (так) и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: «приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, (на том) останутся». Не есть ли это уже Пятидесятница? Или же в каком отношении находится это событие к Пятидесятнице? Оно, во всяком случае, от нее отличается прежде всего по ограниченности своей: Дух Св. посылается Христом лишь на апостолов, а не на «всех» и на весь мир, как в Пятидесятнице. Далее это ниспослание ограничено здесь лишь одним определенным даром – вязать и решить, обетование которого дано уже было сначала одному Петру ( Мф. 16, 19 ), а затем и всем апостолам ( Мф. 18, 18 ) еще в предварение страстей. Этот нарочитый дар апостолам соответствует их как бы иерархическому рукоположению от самого Верховного Архиерея. Но это таинство, сначала обещанное, а затем и исполненное над апостолами, является еще предварением Пятидесятницы, подобно тому предварению, которое мы имеем в Тайной Вечере, совершенной Христом до Его крестной смерти, до преломления тела и излияния крови Его. Время с его границами здесь онтологически как бы преодолевается, и то, что предсовершилось уже внутренно, предсовершается и внешне. Однако надо обратить надлежащее внимание и на тот факт, что «преломление хлеба», в предварение страсти и прославления установленное Христом, уже не совершается более ни Им самим – даже и после Воскресения, ни Его учениками до Пятидесятницы, но лишь после нее и, конечно, вследствие нее. Мы сразу имеем свидетельство священного бытописателя: «и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2, 42 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

(4090) Церковь , называемая также «Вышним Иерусалимом» и «Матерью всем нам» ( Гал 4, 26 ; Откр 12, 17 ), изображается как Непорочного Агнца Непорочная Невеста ( Откр 19, 7; 21, 2 и 9; 22, 17), Которую Христос возлюбил «и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф 5, 26 ), Которую Он соединил с Собою в нерасторжимом союзе и которую Он непрестанно «питает и греет» ( Еф 5, 29 ) и Которую, очистив, Он возжелал иметь соединенной с Ним и подчиненной Ему в любви и небесными дарами, чтобы мы постигли превосходящую разумение любовь к нам Божию и Христову (ср. Еф 3, 19 ). Но пока Церковь на сей земле устранена от Господа (ср. 2Кор 5, 6 ), она чувствует себя изгнанницей, что и побуждает ее искать горнего и помышлять о горнем, где Христос сидит одесную Бога, где жизнь Церкви сокрыта со Христом в Боге, покуда Церковь не явится во славе со своим Женихом (ср. Кол 3, 1–4 ). [О Церкви, мистическом Теле Христовом] (510/4, 4091) 7. Победив смерть Своею Смертью и Воскресением, Сын Божий в воспринятом Им человеческом естестве искупил человека и преобразил его в новое творение (ср. Гал 6, 15 ; 2Кор 5, 17 ). Дарованием же Своего Духа Он мистически составил Свое Тело из братьев Своих, призванных из всех народов. В этом Теле жизнь Христова переливается в верующих, которые через Таинства сокровенным и действительным образом соединяются со Христом, принявшим страдания и прославленным 246 . Ведь через Крещение мы сообразуемся Христу: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор 12, 13 ). Этим священнодействием изображается и осуществляется приобщенность к смерти и Воскресению Христа: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть... ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим 6, 4–5 ). Действительным образом причащаясь Тела Господня в преломлении Евхаристического Хлеба, мы возвышаемся до общения с Ним и друг с другом. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор 10, 17 ). Так мы становимся членами этого Тела (ср. 1Кор 12, 27 ), «а порознь один для другого члены» ( Рим 12, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. 46–47. Местами, где пребывали первые христиане постоянно, были или храм, или частные дома. Главным и почти исключительным занятием христиан была молитва . Так как, с одной стороны, специально христианского богослужения еще не выработалось, а с другой – христиане не считали несогласным с верою присутствовать при ветхозаветном, богоучрежденном богослужении, то храм Иерусалимский продолжал служить для них местом, где они могли удовлетворить своему стремлению к молитве. Но у христиан было уже нечто особенное в богослужении, чего они не могли иметь в храме Иерусалимском: это – преломление хлеба, таинство Евхаристии. Поэтому для преломления хлеба они собирались в тех же самых домах, которые служили для них местом жительства. Таким образом здесь само собою зарождалось специально-христианское богослужение с своим главным средоточным действием – бескровною жертвой. Живое сознание своего блаженного, облагодатствованного состояния, при обеспеченности материальной жизни благодаря взаимной благотворительности, исполняло души первых христиан ощущением довольства и святой радости. Это душевное расположение полагало отпечаток свой и на их телесную жизнь: они принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога; живое ощущение живой радости внутри себя, искренность, сердечность взаимных отношений, благодарение и славословие Богу, всещедрому Раздаятелю благ телесных и духовных, – вот что характеризовало их домашние общие трапезы. Какое же впечатление производило это святое общество на своих современников? Дееписатель говорит, что оно жило, находясь в любви у всего народа. А эта любовь к христианам должна была привлекать любящих и ко Христу. Святая жизнь первых христиан точно так же служила подтверждением истинности проповеди апостольской, как чудеса и знамения, которыми сопровождали проповедники свое свидетельство о Христе. И Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010