Что сами апостолы поняли завещание их Учителя «сие творите в Мое воспоминание» в этом последнем смысле, т.е. как заповедь на воспроизведение ими в дальнейшем сущности происшедшего на Тайной вечере, видно из слов апостола Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). При значении слова «воспоминание» как только абстрактного представления о чем-то существующем или существовавшем, эти наставления и предупреждения апостола были бы беспредметными. Апостол Павел называет преломление хлеба «трапезой Господней» ( 1Кор.10:21 ) и «вечерей Господней» ( 1Кор.11:20 ), а благословляемые на «трапезе Господней» чашу и хлеб – Кровью и Телом Христа: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор.10:16 ). Это было подлинное восстановление самой сущности Тайной вечери: Христос – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ), преломление хлеба – новая пасхальная трапеза. В духовной сущности своей она вечна, и Учитель вечно будет присутствовать на ней. Залогом этому были Его слова, сказанные на Тайной вечере: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием… Не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» ( Лк. 22:15–16,18 ; Мф. 26:29 ; Мк. 14:25 ). Эти слова Господа, полные эсхатологического смысла, определили характер вечери Господней. Она представлялась малым явлением великого, славного дня Второго пришествия Его. Поэтому первый день недели, в который воскрес Иисус Христос, встречали вечерей Господней ( Деян. 20:7 ), а сам день этот стали называть днем Господа ( Откр. 1:10 ), т. е. так, как называется в апостольских посланиях Второе пришествие Христово (см. 2Пет. 3:10 ; 1Кор. 1:8 ; 1Кор. 5:5 ; 2Кор. 1:14 ; Флп. 1:6, 10 ; Флп. 2:16 ; 1Фес. 5:2, 4 ; 2Фес. 2:2 ). В один из таких «дней Господа» Иоанн Богослов «был в духе» ( Откр. 1:10 ) и сподобился принять «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» ( Откр. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В Евангелии от Иоанна читаем: «Я хлеб живый, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сошедший с небес» (6:51–58). Получается же, что отвергая причащение Пречистым Телу и Крови Спасителя, «Свидетели Иеговы» обессмысливают данные слова Христа, в таком случае они были сказаны Им впустую. Этим же они лишают себя жизни во Христе, как и предупреждает Господь. Но как апостолы и первые христиане внимали словам Спасителя, считали ли они, что заповедь «творить в воспоминание» преломление хлеба есть лишь символ, или для них она было чем-то гораздо большим и принципиально важным? Из книги Деяний апостольских и их Посланий мы можем увидеть, что причащение было необходимым и довольно частым явлением в духовной жизни общин: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба...» ( Деян.20:7 ). И еще: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Видно, что апостол Лука упоминает о постоянном причащении в первохристианских общинах как о чем-то привычном и естественном. Знаменательно и то, что христиане собирались в «первый день недели», то есть в воскресение, ибо седьмой день у иудеев – суббота. То есть воскресный день уже в первые годы после Воскресения Христова чтился и служил днем для общих собраний и причащения. Обратите внимание, как переводятся рассмотренные места в переводе СИ: «В первый день недели, когда мы собрались вместе, чтобы поесть» ( Деян.20:7 ) – перевод Нового Мира «Свидетелей Иеговы»). Но согласно оригиналу – древнегреческому тексту книги (койне), мы увидим, что там стоит глагол «klasai» (надламывать?) и существительное «apton» (хлеб, – отсюда и название Артоса – пасхального хлеба в Православной Церкви). То есть перевод Нового Мира «поесть» неверен. Также некорректно переведено и другое место: « И посвящали себя тому, чтобы заниматься апостольским учением и делиться друг с другом, принимать пищу и молиться» ( Деян.2:42 – перевод Нового Мира). Здесь очень заметна нелепость перевода – оказывается, принимать пищу – это особое «духовное» занятие первых христиан, наравне с пребыванием в апостольском учении и молитвой. Будто остальные, нехристиане, пищу не принимали, или христианам такое действие вменялось в праведность? Явная нелепость перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Если бы христиане принимали в Причащении простые хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы, то не сказал бы св. Апостол, что все христиане причащаются от одного хлеба, ибо простых хлебов, которыми причащались во время св. Апостолов, было столько, сколько совершалось преломлений, то есть многие десятки, сотни и даже тысячи; а ап. Павел говорит: «все причащаемся от одного хлеба»; ясно, что в Причащении подается верующим всегда один и тот же Небесный, живый Хлеб, то есть под видом хлеба и вина подается воплотившийся Единородный Сын Божий. Еще о Причащении св. апостол так учит: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу сию недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... (а не против простого хлеба и вина), ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (то есть, что он принимает не простой хлеб, а Тело Господне). Оттого, замечает апостол, многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). Нам не понятно, как это хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, оставаясь для наших чувств обыкновенным хлебом и вином; для нас, ограниченных существ не понятна эта великая тайна, как не понятно соединение во Христе Божеской и человеческой природ в одно лицо Богочеловека, как не понятно единство Бога при троичности в Нем Лиц, соединение души человеческой с телом и многие другие тайны веры. Но мы должны верить, что претворивший воду в вино, несколькими хлебами насытивший несколько тысяч народа, воскресавший мертвых, и из ничего создавший мир Сын Божий силен претворить хлеб и вино в пречистое Тело и Кровь Свою: «Богу все возможно» (Мф. 19:26). Заметим, что претворенные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино не только сохраняют свойственный им вид, но подвергаются и переменам, как и Христос, будучи Богом, по человечеству Своему испытывал голод ( Лк. 4:2 ), жажду ( Ин. 19:28 ), сон ( Мф. 7:24–25 ) и боль ( Лк. 22:44 ). Сектант: 7) Мы причащаемся простого вина, ибо Спаситель сказал о том вине, что было в чаше на тайной вечери: «И истинно, истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода винограднаго до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк. 14:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Не сказал св. Апостол, что мы принимаем хлеб и вино в преломлении только для воспоминания, но прямо сказал, что мы приобщаемся в Нем Тела и Крови Христовой. А далее св. Апостол поясняет: «Один хлеб (то есть один Христос, сказавший о Себе: «Я есмь хлеб жизни“ ( Иоан. 6: 35 ), и многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба“ (ст. 17), то есть Христа. Если бы христиане принимали в причащении простые хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы, то не сказал бы св. Апостол, что все христиане причащаются от одного хлеба, ибо простых хлебов, которыми причащались во время св. Апостолов, было столько, сколько совершалось преломлений, то есть многие десятки, сотни и даже тысячи; а ап. Павел говорит: «все причащаемся от одного хлеба»; ясно, что в причащении подается верующим всегда один и тот же Небесный, живый Хлеб, то есть под видом хлеба и вина подается воплотившийся Единородный Сын Божий. Еще о Причащении св. Апостол так учит: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу сию недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... (а не против простого хлеба и вина), ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем (то есть, что он принимает не простой хлеб, а Тело Господне). Оттого, замечает Апостол, многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ ( 1Кор. 11: 27–30 ). Нам непонятно, как это хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, оставаясь для наших чувств обыкновенным хлебом и вином; для нас, ограниченных существ, непонятна эта великая тайна, как непонятно соединение во Христе Божеской и человеческой природ в одно лицо Богочеловека, как непонятно единство Бога при троичности в Нем Лиц, соединение души человеческой с телом и многие другие тайны веры. Но мы должны верить, что претворивший воду в вино, несколькими хлебами насытивший тысячи народа, воскресивший мертвых, и из ничего создавший мир Сын Божий силен претворить хлеб и вино в пречистое Тело и Кровь Свою: «Богу все возможно“ ( Мф. 19: 26 ). Заметим, что претворенные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино не только сохраняют свойственный им вид, но подвергаются и переменам, как и Христос, будучи Богом, по человечеству Своему испытывал изнурение ( Иоан. 3: 6 ), голод ( Лук. 4: 2 ), жажду ( Иоан. 3: 7. 19: 28 ), сон ( Лк. 8: 23 ) и боль ( Лук. 22: 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но это разногласие в данном случае не имеет никакого значения. Для нас важно то, что под преломлением хлеба разумеете и вы и мы особое молитвенное собрание, – иначе сказать: особое богослужение, священнодействие, или литургию, обедню. Из памятников христианской древности, начинающихся почти с самых апостолов, видно, что тогда литургия, или, если угодно, собрание для преломления хлеба сопровождалось (или совершалось) довольно длинными молитвами, чтением Священного Писания и проповедью. Подобное совершалось и в рассматриваемом случае, когда ученики собрались с апостолом Павлом для преломления хлеба в первый день недели, или в воскресенье. Если они совершали в этот день священнодействие, или богослужение, преломление хлеба, то это значит, что они праздновали его. Совершение богоугодных дел милосердия, богослужебные собрания в воскресный день, – да это же и есть празднование. В этом вся суть христианских праздников, а не в лености, лежании и бездельи. Ни о чем так настойчиво не говорят святые апостолы, как о воскресении Христа. Это видно и из Деяний, и из Посланий апостольских. Апостол Павел о чудесах и об учении Исуса Христа не говорит почти ничего, но о воскресении Его он твердит почти в каждом послании, да еще по несколько раз. И говорит об этом, как о фундаменте нашего спасения, возбуждая христиан постоян­ но помнить его, благоговейно почитать его и с любовью праздно­ вать. Ибо без веры в воскресение Христа христианство и суще­ ствовать не может. Так он и говорит: «А если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна; тщетна и вера ваша ... вы еще во грехах ваших ( 1Кор. 15:14, 17 ). «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ). Как же можно не почитать празднованием такого величайшего события, как воскресение Христа, без чего не может существовать и сама христианская вера и не может быть спасения для людей. Это не то, что почивание Божие от дел Своих, в память чего было установлено праздновать субботу. Без этого, даже без веры в шестидневное сотворение мира, христианство существовать может.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Тело и Кровь Христовы в нас – всецелый Христос. 284. Как выполнялся в апостольское время завет Христов о Причащении? После Вознесения, при отсутствии Господа в телесном образе, св. Апостолы неукоснительно, со всею тщательностью, совершали Таинство и причащали всех членов Церкви : «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Дeяh. II, 42 ). »Чаша благословенья, которую благословляем, не есть ли Приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?« (I Киар. X, 16, 17). 285. Для чего Апостолы совершали благословение хлеба и вина пред тем, как вкушать самим и давать верующим Тело и Кровь Христовы? Разлучаясь телесно с Апостолами, Господь обещал что всякая их просьба к Богу во имя Христа будет исполнена ( Uoah. XVI, 23 ). Таинственное явление Тела и Крови Христовых во образе хлеба и вина апостольским благословением, происходило наитием Св. Духа, по молитве Апостолов: »о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам« ( Uoah. XVI, 23 ). " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставить вас на всякую истину... Он прославить Меня, потому что от Моего возмет и возвестит вам» ( Uoah. XVI, 14 ). 286. Значить ли это, что пред Причащением необходимо еще Таинство для явления Тела и Крови? Явление тела и крови и причащение суть два момента одного Таинства. Пред тем, как в храме преподается Причащение, сперва совершается молитвенное священнодействие пресуществления хлеба и вина в «святые Дары»: Тело и Кровь Христовы. В порядке богослужения эти два таинственных священнодействия сливаются в одно таинство, называемое Таинством Евхаристии. 287. Определение, наименования и значение Евхаристии? Евхаристия есть Таинство, в котором: 1) хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа; 2) это есть также Таинство, в котором происходить причащение Святыми Дарами священослужитфлей и верующих. Греческое слово «евхаристиа» означает: «воздаяние благодарности». Это Таинство еще называется: Вечеря Господня, Трапеза Господня, Таинство Тела и Крови Христовых. Тело называется Хлебом Небесным; Кровь – Чашею жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. (Лк. 24:28-35) Итак, как же ученики узнают Христа? Причина, по которой мы разбирали сейчас евангельскую историю, – понять, как ученики узнают, кто такой Христос. Они узнают Его как распятого и воскресшего в изучении Писания и преломлении хлеба. То есть, когда мы открываем Писание и преломляем хлеб, мы встречаемся с Распятым и Воскресшим. Почему это важно? Потому что эти средства, по которым ученики узнали Христа, – это то, что мы до сих пор делаем в Церкви. Когда мы собираемся в храме, мы открываем Писание (разными способами – через гимнографию, иконы, чтение Евангелия), а кульминацией является преломление хлеба, Причастие. В этот момент мы становимся Его Телом, поэтому мы не можем там Его увидеть. Поэтому когда мы в Церкви, мы находимся по дороге в Эммаус. Точно так же, когда мы переносимся на восемнадцать столетий назад и видим в мученице II века Блондине образ распятого Христа, так происходит и здесь. Две тысячи лет, отделяющие нас от евангельских событий, перестают иметь значение. И мы прибегаем к тому единственному способу, благодаря которому апостолы смогли узнать Христа, – чтению Писания и преломлению хлеба. Мы не имеем какого-то ущерба из-за того, что живем на две тысячи лет позже. Разве то, что ученики жили в то же время, что и Христос, помогло им? Разве они смогли узнать Его из-за того, что жили рядом с Ним? «Се, Человек» Я часто задаю вопрос своим студентам: «Если бы вы жили в то время, сидели с друзьями и вдруг увидели, как Иисус идет мимо, вы бы подумали: о, это идет Сын Божий, воплощенное Слово Божье?» Если кто-то из учеников осмеливается поднять руку, то я, наверное, скажу, что в том бес, потому что только люди, в которых были бесы, могли узнать Христа. Если вы хотите быть учеником Христа, понять Бога во Христе, то узнать Его можно только посредством двух вещей – Писания и Литургии. Причем Писания не только Нового, но и Ветхого Завета, понимания того, о чем говорил Моисей, пророки, псалмы. Если вы не знаете этого, то вы не знаете, о чем говорите, даже если владеете богословием. Поэтому богословие и экзегетика существуют вместе, их нельзя отделить.

http://pravmir.ru/kogda-myi-v-tserkvi-my...

Op. cit., pp. 13-14. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. «The Shape of the Liturgy», pp. 12-15. «Altchristlicher Kult und Antike» in: «Jahrbuch fer Liturgiewissenschaft». III Band. 1923,Ss. 1-17. Eduard Schweizer. «Das Abendmahl eine Vergegenwartigung des Todes Jesu oder ein eschatologisches Freudenmahl?» in: «Theologische Zeitschrift», Basel, Mars/April 1946, Ss. 81-101; Lietzmann. «Messe und Herrenmahl», 1926; E. Lohmeyer. «Vom urchristlichen Abendmahl» in: «Theolog. Rundschau», 1937; J. Jeremias. «Die Abendsmahlworte Jesu», 1935: O. Cullmann. «Urchristentum und Gottesdienst», 1944; M. Barth. «Das Abendmahl — Passamahl. Bundesmahl und Messiasmahl», 1945. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. E. Schweizer, op. cit.. Ss. 94-95. Op. cit., pp. 19-23. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Евхаристия послеапостольского времени Евхаристическое богослужение первых времен христианства обозначалось самыми различными именами, как, например: κυριακν δεπνον [Господня Вечеря], κλσις το ρτου [преломление хлеба], προσφορ [приношение], πκλησις [призывание], Coena [Вечеря], Coena Dominica [Вечеря Господня], Mensa Domini [Трапеза Господня], oblatio [приношение], fractio [преломление], liturgia [литургия (от греч. " общее дело " )], anaphora [анафора (от греч. " возношение " )], agape [агапа (от греч. " любовь " )], synaxis [синаксис (от греч. " собрание " )], etc. Впрочем, наиболее часто встречается название " Евхаристия " . В ветхозаветном словоупотреблении этим именем обозначалось у Семидесяти благодарение, выражение благодарности; например, Иудифь 8:25 2 Мак. 12:31 В Новом Завете это слово часто употребляется в смысле благословения (Мф. 14:19 Мк. 6:41 Ин. 6:11 Лк. 24:30 В повествовании о Тайной Вечере это слово употреблено в смысле именно литургическом. Во всяком случае, писатели раннего христианства очень рано и охотно пользуются этим словом Наряду с ним на Востоке так же очень часто пользовались термином " анафора " , возношение. Это последнее значит, как само евхаристическое богослужение вообще, так и в более узком смысле евхаристический канон, т.е. та часть Божественной Литургии, которая начинается словами " Благодарим Господа... " и до конца приношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   Действие этого события — излияния Святого Духа на Апостолов и речь Апостола Петра было необыкновенно величественным: к первоначальному малому обществу христианскому «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41), которые приняли святое крещение. Первая христианская община (Деян. 2:42—47) Деян.2:42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Деян.2:43. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Деян.2:44. Все же верующие были вместе и имели всё общее. Деян.2:45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Деян.2:46. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, Деян.2:47. хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.    Все вновь крестившиеся постоянно пребывали «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» — для крещения требовалась только искренняя сердечная вера во Христа и покаяние; научение же новой вере совершалось потом, постепенно — Апостолы научали присоединенных истинам новой для них веры. Все уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение Дееписатель и выражает словом «общение».    Под «преломлением хлеба» обычно разумелось всякое вкушение пищи, но в книге Деяний оно имеет высший смысл: под ним надо понимать Таинство Евхаристии — принятие Тела и Крови Христовых. В Апостольской Церкви Евхаристия совершалась иногда даже вечером (Деян 20:7—11), причем к ней присоединялась трапеза, называвшаяся «вечерею любви» (агапа) или «трапезой любви» (Иуд.1:12; 1 Кор. 11:20—34). Под «молитвами» здесь подразумеваются не молитвы в Иерусалимском храме, о чем речь идет ниже, а молитвы собственно-христианского характера по домам. Таким образом, в этих домашних собраниях первохристианской общины в Иерусалиме мы видим начало христианского Богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, таинства Евхаристии и общих молитв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Апостол Павел возвращается к этой мысли, когда он говорит о совершении Евхаристии. «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» Эта величественная формула показывает, что апостол Павел не излагал здесь нечто новое, неизвестное Коринфянам; наоборот, он только лишь напоминает о том, что он уже им передал. Это не просто указание на Тайную Вечерю – едва ли вероятно, что Коринфяне о ней забыли, – но апостол Павел напоминает здесь Коринфянам, что они становятся во время евхаристического собрания «Телом Христовым». Хлеб и чаша, которым они приобщаются, – это хлеб и чаша, которые Христос благословил во время Тайной Вечери. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей ( τον ρτον τοτον) и пьете чашу сию ( τ ποτριον), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11: 26 ). Не может быть сомнения в том, о каком хлебе и о какой чаше говорит здесь апостол Павел. «Хлеб сей» и «чаша сия» – те, о которых он говорит в предыдущих стихах. «Сие есть Тело Мое» и «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови». «Хлеб сей» есть Тело Христово, и «чаша сия» есть чаша Его Крови. Все едят хлеб и пьют чашу во время евхаристического собрания, и через приобщение хлебу и вину Евхаристии они становятся «Телом Христовым». Вот почему апостол Павел им напоминает: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (11: 27). Церковь есть «Тело Христово», которому приобщаются верующие, объединенные все вместе в евхаристическое собрание. «Тело Христово» – не символ или образ для обозначения единства членов поместной церкви, объединенных в евхаристическом собрании, но подлинная и истинная реальность 227 . Не мы образуем «тело- σμα», вкушая хлеб, но мы в Теле Христовом, которому мы приобщаемся в евхаристическом собрании. Тело Христово есть данность, предшествующая вкушению хлеба. Во время иудейских трапез вкушение хлеба создавало определенное единство тех, кто ел этот хлеб, с тем, кто его преломлял и раздавал 228 . Преломление хлеба там было средством создать единство, тогда как в евхаристическом собрании его участники становятся «телом», вкушая хлеб, который есть Тело Христово. Мысль о «теле», которое составляли участники трапезы, была совершенно неизвестной религиозному иудейскому сознанию. «Мы многие одно тело», потому что хлеб Евхаристии есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010