Вечернее причащение: мысли по поводу Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» 9 марта, 2010 Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» Одна из отличительных  особенностей богослужения Великого поста  — литургия Преждеосвященных Даров, известная уже с начала VII века. Служится она в большинстве храмов Московского Патриархата, как правило, утром. Хотя сама эта литургия построена на основе вечернего богослужения, и должна совершаться ближе к вечеру. Опыт вечернего служения литургии показывает несравненное преимущество этой практики. Уже несколько  лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Это дает возможность посетить храм и причаститься гораздо большему количеству прихожан, чем если бы литургия совершалась в утреннее время. Впрочем, этот фактор, хотя и важный, но не главный. Более важно  то, что служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным  литургического «номинализма»: когда  мы произносим те или иные слова, совершенно не задумываясь об их смысле или о том, к чему они относятся. Так, когда во время богослужения мы поем «пришедше на запад солнца», «жертва вечерняя» — песнопения православной вечерни, да и вообще совершаем эту службу, родившуюся из обычая молитвы при вечернем возжжении светильников, а за окном только-только отгорел рассвет, мы лжем перед Богом. Равно и когда вечером вскоре после захода солнца (а летом и до заката) читаем утренние молитвы во время «всенощного бдения», благодарим за прошедшую ночь и хвалим Бога, «показавшего нам свет». Казалось бы, что трудного: служить службы во время, соответствующее замыслу богослужения? Но на практике не так все просто.

http://pravmir.ru/vechernee-prichashheni...

Само собою разумеется, что «литургия Преждеосвященных Даров», как не содержащая в себе «преложения», не является и евхаристической жертвой, вся сила которой заключается именно в этом последнем. Литургия не есть целое, состоящее из двух самостоятельных частей: жертвоприношение, с одной стороны, и причащение – с другой. Напротив, она есть единое сакраментально-литургическое действо, именно жертвоприношение, которое включает в себя и причащение. Последнее и не может иметь для себя отдельного, независимого и как бы самостоятельного существования, но есть только часть этого целого. Поэтому и самое именование «литургии» Преждеосвященных Даров лишь условно, а в точном смысле неправильно и даже противоречиво, если только под этим именем литургии мы подразумеваем жертвоприношение в его полноте, с причащением включительно, а не только одно это последнее в отдельности. На этом основании мы не называем «литургией Преждеосвященных Даров» причащение запасными Дарами, хотя по существу между обоими священнодействиями разницы и нет. И, с другой стороны, является недопустимым думать, что Святые Дары могут освящаться как бы дважды: один раз на полной и, так сказать, основной литургии, второй же – на «литургии Преждеосвященных Даров». Такое выражение в своем происхождениИмеется ряд свидетельств на всем Востоке о том, что «литургия Преждеосвященных Даров» была тогда (в VII в.) в преимущественном уважении наравне с литургиями Василия Великого и Златоуста (Собрание древних литургий восточных и западных, отдел V, прибавление: литургия Преждеосвященных Даров, с. 152. Ср. ряд других аналогичных свидетельств здесь же). имеет историческое и религиозно-психологическое объяснение, но не может быть оправдано в качестве terminus technicus, который в этой своей неточности и некоторой двусмысленности родит даже превратные или даже прямо ошибочные истолкования. В чине «литургии Преждеосвященных Даров» мы совершенно не находим молитвословий, которые относились бы к жертвоприношению, но говорится лишь о достойном и спасительном причащении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Arhiva În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров 25 februarie 2015 14:08 La 25 februarie 2015, în miercurea primei sptmâni din Postul Mare, de ziua pomenirii sfântului ierarh Alexii, mitropolitul Moscovei i al întregii Rusii, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a oficiat vecernia i prima în acest an Liturghie a Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova. Dup încheierea Liturghiei, în faa altarului în cinstea Bunei Vestiri al catedralei Preafericitul Patriarh Chiril a svârit panihida la mormântul vrednicului de pomenire Preafericitul Patriarh Alexii II. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovai i al întregii Rusii Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров» Album foto «În miercurea primei sptmâni din Postul Mare Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat Liturghia Darurilor mai înainte Sfinite la catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova Патриаршее служение в среду первой седмицы в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Литургия Преждеосвященных Даров»

http://patriarchia.ru/md/db/text/4002331...

Известно, что первоначально Евхаристия совершалась на так называемых «трапезах любви», агапах, которые по образу Тайной Вечери происходили в вечернее время и, по крайней мере в апостольский век, соединялись с обычным вкушением пищи. В первые столетия христианской истории богослужения, на которых совершалась Евхаристия, не могли быть слишком частыми. Например, «Завещание Иисуса Христа» – памятник сирийской Церкви второй половины III века – повествует о совершении Евхаристии только по субботам, воскресеньям и трём праздничным дням. Участники церковных собраний рисковали быть обвинёнными в государственной неблагонадёжности и подвергнуться репрессиям. Вследствие этого получило широкое распространение причащение ранее освящёнными Евхаристическими Дарами, которые раздавались верующим и в течение определённого времени сохранялись в их жилищах. Этот обычай, о котором сохранились сведения у многих церковных писателей, например, у Киприана Карфагенского и Тертуллиана , стал зародышем особого богослужения, которое получило название Литургии Преждеосвященных Даров. Опираясь на исторические источники, можно с уверенностью сказать, что, начиная с середины VI столетия Литургия Преждеосвященных Даров, точнее, вечерня с причащением входит в обиход церквей Константинополя. При этом временем совершения этой службы становятся непраздничные дни Великого поста и примыкающей к нему Сырной седмицы. Изложение чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров в русских служебниках различных исторических периодов неодинаково. Начиная с конца XVII столетия, оно излагается в трёх главах: это «Чин Божественный Литургии Преждеосвященных», «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» и собственно «Божественная Литургия Преждеосвященных». Нетрудно заметить, что главы «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» нет в древних рукописных русских служебниках, так же как её нет в печатных изданиях служебника патриарха Филарета (1623 год) и патриарха Иосифа (1646 год). Ничего похожего на «Изъявление...» нет и в греческом Иератиконе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако, в отличие от греческих списков, с точки зрения общей композиции богослужебной книги два литургийных формуляра в древнерусских Служебниках в целом ряде случаев не проявляют тесной связи между собой – ЛВВ в древне-русских рукописях обычно составляет один блок не с ЛИЗ, а с литургией Преждеосвященных Даров. Среди 32 сохранившихся древнерусских рукописей полных литургий XIII–XIV вв. 126 14 содержат только ЛИЗ, 7 – только ЛВВ (причем во всех случаях 127 – вместе с литургией Преждеосвященных Даров), в 5 из 11 оставшихся ЛИЗ отделена от блока, состоящего из ЛВВ и литургии Преждеосвященных Даров, рядом нелитургийных чинов – это, скорее всего, указывает на два (как минимум) протографа, один из которых содержал ЛИЗ и иные чины, а другой – ЛВВ и литургию Преждеосвященных Даров. Такая композиция, очевидно, обусловлена практическими соображениями – в византийском богослужении после X в. ЛВВ стала совершаться крайне редко, лишь десять раз в году, и из этих десяти случаев ее совершения семь приходятся на период Великого поста и Страстной седмицы – т. е. на то же время года, когда совершается и литургия Преждеосвященных Даров. Однако для греческих Евхологиев эта композиция, несмотря на ее определенное удобство, не характерна – обычно формуляры ЛВВ и ЛИЗ в них или выписываются подряд, один за другим 128 , или выписывается только один из формуляров (так, как правило, бывает в илитариях); тогда как такая композиция Евхология, когда между ЛИЗ и ЛВВ помещены какие-либо другие чины, встречается лишь изредка и только в сравнительно поздних рукописях (например, в Sinat. gr. 983, XIV в. 129 ). Тем самым формуляры ЛИЗ и ЛВВ в древнерусской рукописной традиции XIII–XIV вв. проявляют значительно меньшую взаимозависимость, чем в византийской, что умаляет значимость такого критерия, как порядок следования формуляров друг за другом, для анализа древнерусских Служебников. Тем не менее, те факты, что: 1) с одной стороны, формуляр ЛИЗ в древнерусской рукописной традиции неизменно проявляет превосходство перед формуляром ЛВВ (даже в тех случаях, когда ЛВВ выписана первой), а формуляр ЛВВ, не будучи тесно связан с формуляром ЛИЗ, постоянно конвоируется формуляром литургии Преждеосвященных Даров (что указывает на восприятие ЛВВ как преимущественно великопостной службы); 2) с другой стороны, все же есть несколько рукописей, где ЛВВ предваряет собой ЛИЗ, – позволяют предположить, что перевод ЛИЗ и ЛВВ, содержащийся в древнерусских Служебниках, был сделан, во-первых, не ранее IX в. и, во-вторых, скорее всего, не позднее XI в. 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

435 . Оканчивая обозрение особенностей порядка совершения литургии Златоуста и Василия Великого в XIV веке по их новой редакции, принадлежащей Констант. патриарху Филофею, мы должны сказать, что редакция эта, будучи перенесена в Россию, благодаря деятельности митр. Киприана, начала сперва входить в употребление в Москве местопребывании русского митрополита, и из неё распространяться по ближайшим к ней местностям Это, как нельзя более, подтверждает то обстоятельство, что все дошедшие до нас служебники XIV в., содержащие в себе новую редакцию литургии Златоуста, как можно судить по сохранившимся на них надписям, получили свое начало в Московской области и принадлежали разным монастырям её. В других областях России в это время продолжала еще господствовать древняя редакция литургии Златоуста: между служебниками XIV века, принадлежащими Новгородской области, мы не встречаем ни одного, который бы заключал в себе новую редакцию названной литургии. Но такой порядок продолжался не долго и не далее как в следующем веке он получил обратный характер: новая редакция литургии Златоуста сделалась господствующею в России и служебники с древней редакцией этой литургии являются как исключение. Последование литургии преждеосвященных даров со стороны его порядка в XIV веке не представляло особенно важных отличий сравнительно с последованием её в предшествовавшие века. Сохраняя особенности последования её в предшествовавшее время, литургия преждеосвященных даров в рассматриваемый нами период времени представила еще следующие особенности: Во время предначинательного псалма читалась молитва: «Благословен еси Господи, сведый ум человеч», занимающая в древних служебниках пятое место, и пятая и шестая нынешних служебников. 436 Чтение нынешних антифонных молитв, хотя и не всех, во время предначинательного псалма существовало в практике церкви греческой: по Барбериновскому списку литургии Преждеосвященных даров, положено в это время чтение двух молитв первого и второго антифонов, а в Криптоферратском списке чтение одной молитвы второго антифона. 437 Можно почти без всякого сомнения сказать, что это обыкновение церкви греческой послужило основанием для чтения во время предначинательного псалма указанных молитв в церкви русской. Что же касается того, что здесь читались особые молитвы, а не те, которые положено было читать в древних греческих списках литургии преждеосвященных даров, то это можно объяснить тем, что время чтения трех антифонных молитв уже строго и точно определилось, когда стала известна на Руси древняя практика церкви греческой относительно чтения их. Чтобы не нарушать уже установившегося порядка в чтении антифонных молитв и в тоже время чтобы не оставить без внимания практику церкви греческой, в церкви Русской в соответствие трем антифонным молитвам было положено во время предначинательного псалма чтение трех же следующих за ними молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но этого далеко нельзя сказать о большинстве позднейших списков. В некоторых из них продолжает держаться текст до-киприановской редакции, 20 в других – введен устав или указ службы преждеосвященных, которого Киприан не успел изложить в своем служебнике, и тем завершить его окончательную обработку. В славянских списках он делается известным уже после Киприана, и нет положительных оснований связывать его появление на Руси с именем этого деятеля. Одна из существенных частей этого устава «чин приготовления агнцев», была изложена митр. Фотием в послании к Псковичам и изложена, как видно, впервые, потому что представляется делом совершенно новым и «недоведомым». (В-преосв. Макария. Истор. Р. Ц. IV прилож. XXVIII). В полном же составе он является в синод. служебнике, так называемом Сергия Преподобного и в Киприановом требнике, 21 а в греческом тексте помещен у Гоара (Evch. p. 190). С именем Феодора Студита издано у Миня (Patr. Curs. Campl. Т. 99 р. 1688–1690) объяснение литургии преждеосвященных, под заглавием: ερμηνεια της θειας Λειτουργιας των προηγιασμενων. Этот небольшой трактат (перевод его см. прилож. 3) не подходит к тому, что известно под именем указа или ερμηνεια в греческих списках и излагает вкоротке общий ход литургии преждеосвященных с некоторыми объяснениями, но без указания обрядовых подробностей. А потому оно не есть ни толкование на эту литургию, ни устав или чин её, а скорее – отрывок из наставления о том, как совершать литургию преждеосвященных, составленного в руководство священникам и идущего от лица авторитетного. Это видно из первых его слов: «послушай меня внимательно, чадо, как должно совершать священнодействие преждеосвященных», и из замечания на конце, где составитель называет себя сведущим человеком и ссылается на пример еще более сведущих. Считать автором этого экскурса Феодора Студита нет положительных оснований. Как произведение псевдонимное, оно стало известно под его именем, может быть потому, что появилось еще в эпоху студийского устава и вышло из тамошней практики, а может быть, и по упоминаю о каноне степенных псалмов, который приписывается Феодору Студиту .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

После пения четырех вышеупомянутых стихов произносится и совершается до Херувимской и на литургии преждеосвященных даров то, что бывает по прочтении Евангелия на литургии Златоуста или Св. Василия Великого . Именно: произносится сугубая ектения; затем произносятся молитвы об оглашенных и приглашение их к выходу. После ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению, т. е., ко крещению, молятся одни верные об очищении душ своих и о неосужденном причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, которые уже предлежат на жертвеннике. Остается только перенести Святые Дары с жертвенника на престол, и за тем преподать их верующим. И мы действительно, вскоре видим перенесение их на престоле. Во время перенесения Святого Тела и Честной Крови Христовой поется вместо Херувимской особая песнь, приспособленная к прежде освященным дарам и составленная в 612 году. Она поется так: Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы. Се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа. Теперь (в настоящие минуты), с нами невидимо служат небесные силы. Потому что вот входит Царь славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовию, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа. Во время перенесения Святых Даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благословению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: верою и любовию приступим. Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные. То и опускаются все ектении и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает. Поэтому после Великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими. После «Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, затем мирян, которые пред причащением произносят следующую молитву: Молитва пред причащением Святого Тела и крови Христовой

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Само собою разумеется, что все указанные меры, также могут и должны быть употребляемы священниками и при причащении другого рода больных, заразительными болезнями, напр. чумой, венерической болезнью, тифом и т. п. § 167. Наконец, если бы когда случилось такое несчастье, что кто либо из мирян, больных ли то, или здоровых, по неосторожности, во время причастия задел каким либо образом св. чашу, и вследствие сего часть св. крови пролилась бы на пол или на другое место, то кроме указанного выше, касательно собрания св. крови и измытия омоченных ею одежд или места по наставлению Учительного Известия вообще, священник должен: 1) виновнику искушения, по тщательном испытании совести его, наложить епитимью молитвенную с постом, по силе его и по рассуждению духовного отца (для очищения совести виновного и его успокоения); 2) священнику и диакону (если он был при этом) надлежит взять в рассуждение, что хотя в подобных обстоятельствах искушение бывает и не от них, но в их руках, и что милосердый Бог не попустил бы оного, если бы они были совершеннее внимательны и бдительны в исполнении своей обязанности. «А потому, по совету покойного митрополита Филарета Московского , и они в очищение совести своей должны возложить на себя по сему случаю особенный трехдневный пост с молитвой и, наконец, совокупно, на самом месте искушения совершать молебное пение с акафистом Иисусу Сладчайшему, прося себе помилования, да и ныне и впредь не будут повинны телу и крови Господней» (Резолюц. преосвящ. 1830 г. марта 3, Душ. Чт. 1873 г.). Отделение IX.O литургии преждеосвященных даров, и порядок ее отправления Можно ли кроме среды и пятка служить преждеосвященную литургию в другие дни св. четыредесятницы? Можно ли совершать литургию преждеосвященных даров на запасных дарах, уготовляемых для причащения больных? О заготовлении агнцев для преждеосвященной литургии, и как хранят их в случае, если бы который из них не помещался в дарохранительнице? О чтении входных молитв на преждеосвященной литургии. Нужно ли читать какие либо молитвы при облачении для совершения этой литургии, и вообще так ли начинать ее, как начинается литургия обыкновенная ? О перенесении св. даров на жертвенник в начале литургии преждеосвященных даров, и нужно ли читать какие либо молитвы при покровении дискоса и чаши, по поставлении их на жертвенник, также при вливании вина и воды в чашу ? и т. п. О малом входе и пении «Да исправится молитва моя», и нужно ли открывать царские врата во время этого пения? О перенесении св. даров с жертвенника на престол во время великого входа, и какие при этом надобно читать молитвы? О способе закрытия катапетасмы после великого входа на преждеосвященной литургии и о значении этого обряда. Об окончания литургии преждеосвященной, и о том, можно ли на этой литургии вынимать частицы за живых и умерших, и вообще совершать какие либо поминовения о верующих?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Почему не положено причащать младенцев на Литургии преждеосвященных Даров? На Литургии преждеосвященных Даров не происходит Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, а священник причащает людей Святым Агнцем, освященным на предыдущей Литургии, где Тело Христа напоено Его Кровью. На Литургии преждеосвященных Даров заранее освященный Агнец раздробляется и опускается в чашу с вином, которое от этого не становится Святой Кровью (Кровь в Самом Агнце). Младенцы причащаются Кровью Христа, поэтому на Литургии преждеосвященных Даров они к Причастию не допускаются. О покаянии и исповеди Скажите, пожалуйста, что такое богобоязнь? Страх перед Богом или боязнь впадения в грех ? Как нужно понимать это слово? И еще, скажите, Покаяние должно идти сразу после совершения греха или же лучше, когда придет некое равновесие эмоций? Например» в случае драки, вообще любого греховного поступка? Страх перед Богом имеет несколько духовных ступеней! низшая – боязнь наказания за грехи; затем – страх потери благодати и награды за добрые дела; а третья – страх огорчить Бога и потерять Его любовь. Святые отцы говорят, что после совершения греха нужно постараться немедленно принести Покаяние: чем раньше лечить рану, тем скорее она заживает. Батюшка рекомендовал исповедоваться только перед Причастием из-за того, что совершаем не тяжкие грехи, а «обыденные», но ведь каждый грех отягощает душу, и от осознания этого хочется очищаться чаще. Также сказано, что частая Исповедь (больше одного раза в неделю) ведет к исповеданию помыслов. Действительно ли бывает вредна частая Исповедь и Исповедь помыслов? Не сообразила расспросить священника подробнее, так как ожидала услышать другой ответ на заданный вопрос об Исповеди. Я думаю, что священнослужитель физически не может принимать частую Исповедь, будучи занят другими приходскими делами. А сама по себе частая Исповедь так же полезна, как ежедневное умывание своего лица. Что касается Исповеди помыслов, то их исповедуют кратко, в общих словах. Только те помыслы надо подробно исповедовать, через которые диавол особенно сильно борется с Вами, кроме блудных помыслов, разбор которых не полезен, так как влечет за собой скверные образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010