Понятно, что она заняла первенствующее место в монашеской жизни столицы. Богослужение ее было образцовым, благодаря ревностному старанию о том ее игуменов. Царское внимание к обители позволило ей очень рано приобрести ряд привилегий и большое богатство в утвари, ризнице и пр. В день Усекновения главы Предтечи в монастырь совершались царские выходы, С 1381 года архимандрит монастыря стал первым в ряду прочих настоятелей.    В монастыре рано создался свой особый уклад, который и был закреплен в первобытных формах «начертания» Устава. Более полный устав был записан уже много спустя после смерти преп. Феодора Студита, в начале XI в. Но первобытный полный устав до нас не дошел; о нем можно только догадываться по разным другим памятникам и сообщениям историков. Типик Студийский был тем, который Феодосии Печерский перенес и к себе в Киев около 1065 г., но это, опять-таки, не есть Студийский Типик в чистом его виде, а т.н. Типик патриарха Алексия (1025 — 1043) Этот патриарх был иноком Студийского монастыря и понятно, что ревновал об его распространении. В 1034 году он основал около Константинополя монастырь во имя Успения Богородицы и положил в основание его Студийский устав. Но устав положен был не в чистом его Студийском виде, а с некоторыми изменениями и дополнениями. С этого-то именно Алексиево-Студийского Типика Феодосии Печерский и списал свой устав для Киевской Лавры.    Таким образом, Типика Студийского монастыря в его чистом виде и первоначальной редакции мы не имеем и, несмотря на все попытки проф. Дмитриевского, подробно исследовавшего все восточные монастырские книгохранилища с целью найти его, его обрести не удалось. Все же, если сопоставить списки уставов студийского типа, применявшиеся в славянских землях, в России, в южно-италийских областях и пр., то можно составить себе приблизительное представление о том, чем этот устав является в истории нашего богослужения, каковы его особенности в сравнении с Иерусалимским и т.д. 2. Устав Иерусалимский или св. Саввы    Этот Типик есть изображение богослужебной жизни и монастырской традиции палестинских монастырей в классическую эпоху их жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Между прочими служба 21 декабря Петру митрополиту (163–170). Оглавление служб (1–2) соответствует тексту. На лл. 326–339 служба Усекновению глав Иоанна Предтечи та же, что и на лл. 283 об.–300. 821. Сборник служб русским святым , в лист, 288 лл., без конца, полууставом XVI–XVII вв. в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет одного листа между 282 и 283 листами. Порваны с ущербом для текста листы: 1 (очень загрязнен), 71–75, 85, 156, 239–245, 251, 263–265, 284–288. Чистые листы: 41а, 416 и 41в. На лл. 3 об.–5 приписка скорописью: «Книга церковная Бориса и Глеба». Службы русским святым: 1) 2 марта – Арсению Тверскому (1–11); 2) 11 марта – Евфимию Новгородскому (11 об.–16) ; 3) 17 марта – Макарию Калязинскому (16–27); 4) 31 марта – Ионе митрополиту (27–41 об.); 5) 26 апреля – Стефану Пермскому (42–51); 6) 1 мая – Пафнутию Боровекому (51–65 об.); 7) 2 мая – Борису и Глебу (65–75 об.); 8) 3 мая – Феодосию Печерскому (76–87 об.); 9) 7 мая – Антонию Печерскому (88–101 об.); 10) 14 мая – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (122–132); 11) 15 мая – Исаии Ростовскому (133–143); 12) 20 мая – Алексию митрополиту (143–155); 13) 21 мая – князю Муромскому Константину и чадам его: Михаилу и Феодору (155–162); 14) 23 мая – Леонтию Ростовскому (162–173); 15) 26 мая – Никите етолпнику Переяславскому (174–178); 16) 28 мая – Игнатию Ростовскому (179–183 об.); 17) 1 июня – Дионисию Глушицкому (184–192); 18) 9 июня – Кириллу Белозерскому (193–206 об.); 19) 25 июня – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (207– 219 об.); 20) 27 июня (июля?) – Николаю Кочанову юродивому Христа ради Новгородскому (220–229 об.); 21) 15 июля – равноапостольному князю Владимиру (230–236 об.); 22) 24 июля – Борису и Глебу (237–245), отличная от предыдущей; 23) 24 августа – Петру митрополиту (245–257 об.); 24) 26 августа – Сретению иконы Владимирския Божия Матери (258–270); 25) 30 августа – Александру Свирскому (271–288 об.), без конца. Кроме служб русским святым в сборнике находятся две службы Николаю чудотворцу – под 6 декабря и 9 мая (102–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре Нерсес решил вернуться в Тбилиси, и Або безбоязненно последовал за ним, хотя правитель Абхазии просил его остаться, опасаясь за его судьбу. В Тбилиси, находившемся тогда под властью магометан, святой Або открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Святой Або был заключен в темницу, а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть к магометанству. И когда увидели, что Або остается непреклонным, вновь бросили в темницу. На девятый день заточения Ангел Господень возвестил святому Або о близком дне его мученической смерти. В третий час праздника Богоявления святой Або приобщился Святых Таин и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить его отречься от Христа, святому трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Скончался он через усекновение честной главы в тот же день, в пятницу, 6 января 786 года (по другим источникам, 8 января 790 г.). Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на том месте, где позже была построена Тбилисская Метехская церковь. Господь послал на то место звезду, светящуюся как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более и освещала собой весь Тифлис. Кости святого Або были брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие. Григорий, затворник Печерский, преподобный Преподобный Григорий подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке. Он прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги преподобный сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеления. Память преподобного Григория совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Григорий, чудотворец Печерский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Зосимы и Савватия в гробницах, над которыми устроены серебряные раки художественной работы; на верхней серебряной доске изображены лики преподобных угодников. Во всю стену над раками устроена деревянная, позолоченная резная сень; в нее вставлены две древние иконы, принадлежавшие св. Филиппу: икона Одигитрии и Деисус на трех досках. Одна из лампад, висящих над раками, принесена в дар лично императором Александром II при посещении им Соловецкой обители. Здесь же на стене находится каменный крест прп. Савватия и икона препп. Зосимы и Савватия, писанная учеником прп. Зосимы, игуменом Досифеем. Третий соборный храм трапезный, во имя Успения, с двумя приделами: в честь усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя св. Димитрия Солунского. Здесь за главным престолом на горнем месте обращает внимание запрестольный крест, сделанный из моржовой кости с резным изображением Распятия; в длину имеет 1 арш. 9 вершк., в ширину – 3/4 арш. Над царскими вратами помещается икона Успения, устроенная по образцу такой же в  Киево-Печерской лавре ; это – дар царевны Марии Алексеевны. Тут же, внизу, под братской трапезой, с северной стороны, рядом с хлебопекарней помещается храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм устроен на том самом месте за печью, где явилась икона Божией Матери св. Филиппу, работавшему в хлебопекарне. Эта икона, именуемая Запечною, находится теперь в этом храме в иконостасе, близ царских врат. Кроме этих, в монастыре есть еще следующие храмы: 1) каменный храм во имя св. Николая Чудотворца в третьем этаже над монастырской кладовой и ризничной палатой; 2) храм Благовещения Пресвятой Богородицы над святыми воротами, рядом с келиями настоятеля. В этом храме замечательны царские врата с резными колоннами и столбцами, на которых они привешены, с надписью, указывающею на время устроения этих врат – при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете Никитиче; в этом храме в настоящее время совершается неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении братии и благотворителей обители; здесь же новопостриженные иноки, по монастырскому обычаю, пребывают безвыходно в течение целой недели со дня пострижения, занимаясь неусыпным чтением Псалтири и каждодневно приобщаясь Тела и Крови Христовых; 3) больничный храм каменный, во имя святителя Филиппа, митрополита московского; в верхнем этаже над ним помещается придел во имя Знамения Божией Матери; устроенный в память спасения Соловецкой обители от нападения англичан в 1854 году; 4) храм во имя прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По определению Синода от 6/26 марта 1875 г., утвержденному имп. Александром II Николаевичем 12 авг. того же года, община была официально учреждена. 22 окт. состоялось ее открытие. Указом Синода от 19 янв. 1881 г. община была переименована в третьеклассный общежительный мон-рь без содержания казны; 15 апр. 1882 г. мон. Руфина возведена в сан игумении. Указом Синода от 29 апр. 1912 г. П. У. м. был возведен в разряд первоклассных, в нем проживало ок. 200 насельниц. В 1892 г. из-за болезни игум. Руфины П. У. м. возглавила игум. Нина (Хвальковская). К нач. XX в. на территории П. У. м., обнесенной каменной оградой, имелось 27 каменных корпусов и 3 храма. Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в. Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в. На средства купцов Каменских был возведен 3-престольный 5-купольный Успенский собор (1874-1879) с многоярусной колокольней (самый большой колокол весил 120 пудов). 19 авг. 1879 г. храм был освящен еп. Пермским и Верхотурским Вассианом (Чудновским) ; в 1880 г. освящены сев. придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и юж. придел во имя свт. Григория Богослова и вмч. Феодора Тирона, в 1887 г.- нижняя ц. во имя Киево-Печерских святых. В оформлении собора принимали участие В. М. Васнецов (см. в ст. Васнецовы ) и М. В. Нестеров . Храм вмещал до 3 тыс. прихожан. В 1905-1908 гг. к западу от Успенского собора, на месте 1-й деревянной церкви, при старом монастырском кладбище, была возведена кирпичная церковь в неорусском стиле. 12 окт. 1908 г. она была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм сооружался на средства промышленника и политического деятеля И. Г. Каменского в память о его скончавшейся матери (Н. С. Каменской). Строительством руководил гражданский инженер Ю. Скавронский. Предполагается, что автором проекта был архит. В. А. Покровский (возможным автором проекта в краеведческой лит-ре называют также В. М. Васнецова), а в оформлении интерьера принимали участие художники С. И. Вашков (деревянный резной иконостас, обитый басмой, эскизы утвари) и Н. К. Рерих (см. в ст. Рерихи ) (царские врата и 15 икон иконостаса) ( Эрнст. 1918. С. 91). В цокольной части Казанской ц. располагалась семейная усыпальница почетных граждан Каменских. Достопримечательностями храма являются оригинальная звонница и 2 майоликовых панно на наружных стенах: на алтарной апсиде - Казанский образ Божией Матери, а на сев. стене - Нерукотворный образ Спасителя, автором которых считается Рерих ( Смирнов. 2006. С. 249). Главный вход в церковь обрамлен порталом из известняка, из него же выполнены рамы майоликовых панно. Храм перекрыт на 4 ската и увенчан крупной главой с крестом на круглом глухом барабане с аркатурой по всему периметру барабана. Аркатура, пилон, наличники иконы, портал, цоколь выполнены из местного известняка.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА собор, в уездном городе Юрьеве-Польском. Храм этот сначала построен каменный в 1152 году В. К. Юрием Владимировичем Долгоруким; а внуком его, В. К. Святославом III, в 1230, за ветхостью сломана и в 1234 вновь воздвигнут. Здесь погребен храмоздатель В. К. Святослав III, которого память, за добродетельную жизнь, и до ныне чтится окрестными жителями. ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, церковь , в уездном городе Переславле-Залеском. (См. Богородицкий-Сретенский мон.). СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ, древнейший собор в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу озера Плещева, или Плесцова, называвшегося некогда Клещиным. Он построен каменный В. К. Юрием Долгоруким, сыном Мономаха, в 1152 году, весь из белого камня и доселе существует в продолжении почти семи столетий в том же виде. Тут, во времена многобожия, стоял истукан Купало. Ярмарка, при этом храме, бывающая 23 Июня, называется, как и самое место купальницею. Замечательно, что в этот же день празднуется православною церковью память св. мученицы Агрипины, которая издревле слывет в простонародии под именем Аграфены-Купальницы. – В этом знаменитом соборе погребены: В. К. Димитрий I Александрович, сын его кн. Иоанн Переславский, и князь Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого. В иконостасе этого храма замечательны древние иконы: Спаса-Нерукотворенного, Печерской Божией Матери и Деиус. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, церковь в уездном городе Переславле-Залеском; построена в конце XIV века св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Гороховце, на берегу Клязьмы – церковь весьма древней архитектуры; при ней особый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный, кажется, в честь тезоименитства царя Иоанна Васильевича, с приделом Великомученицы Параскевы. ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Шуе. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери-Одигитрии, известная под названием Шуйской, в богатом окладе, ценимом более 80 т. руб. К этой иконе все окрестные жители и даже издалека притекают с верой. Она написана в 1654 году по окончание морового поветрия, свирепствовавшего в этом году, от которого город Шуя был избавлен предстательством Пресвятой Богородицы. Особенное празднество этой иконе отправляется в июле месяце, 11 и 28 числа. – Колокольня при соборе есть одна из огромнейших в России: вышина ее 50 сажен; шпиль с крестом в 15 сажен; она заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию в том колоссальном размере, в каком ныне существует, уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайлою Саватеевым. – В недавнем времени на престоле собора устроена, иждивением граждан, московским фабрикантом Сазиковым серебряная чеканная одежда, в коей весу почти 5 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

3) При самом монастыре было пять садов яблонных и вишнёвых. 4) В одной версте от монастыря было два, принадлежавших ему, скотных двора, и при оных имелась монастырская пашня, которая пахалась вотчинными крестьянами. Под одну рожь засевалось земли до 60 десят. 5) При сельце Логозовичах было пахотной земли 54 десятины. 6) При городе Пскове, в Завелицкой засаде, принадлежало монастырю 44 огородных мест. 7) Во Пскове же, за великими воротами, 16 огородных мест. 8) В под монастырской Печерской слободе 27 лавок. 9) Во Пскове 10 торговых лавок. 10) Во Пскове же 20 дворовых мест. 11) В Печерской слободе, в конце торга, или площади, был монастырский гостиный двор, три избы больших с чуланами и сенями и 8 амбаров для «приезжих и прихожих» богомольцев. 12) Рыбные ловли в 16 местах. 13) По ревизской книге, писанной при Архимандрите Геннадии Андреевском, в 1749 году значилось за Печерским монастырём крестьян мужска пола 3932 души (опис. мои. 1832 г. Стр. 23). К Печерскому монастырю приписаны были многие монастыри и ружные церкви, как то: 1) Монастырь Святителя и Чудотворца Николая, что на городище близ пригорода Изборска, обращенный ныне в приходскую кладбищенскую церковь . 2) На Верхнем острове, на Псковском большом озере, монастырь Св. Апостолов Петра и Павла, ныне приходская церковь . 3) Монастырь Святителя Николая, что на реке Зарезнице, ныне упраздненный. Эти три монастыря приписаны были к Печерскому монастырю ещё в 1584 году, при Игумене Никоне. 4) Монастырь Св. Саввы, или Савва-пустынский, близь Пскова, ныне приходская церковь , приписан был при Архимандрите Иове в 1631 году. 5) Монастырь Алексиевский, что во Пскове за великими воротами, ныне приходская церковь . Приписные церкви: 1) Во Пскове, на Печерском подворье две церкви каменные: одна построенная ещё Преподобным Корнилием во имя Одигитрии Божией Матери, а после вновь перестроенная в 1685 году, и в том же году освященная Митрополитом Маркеллом, во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, а с 1866 г. опять Одигитриевская; другая – теплая, во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, освященная при Архимандрите Паисие II, 1686–1699 г. Ныне последняя принадлежит Псковской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

На территории монастыря пять таких пещер, плюс келья преподобного Антония, а также Антониевский, Усекновенский и Параскеевский пещерные храмы. Не ко всем Лядовским пещерам имеется легкий доступ. Чтобы добраться к некоторым, нужны и лестницы, и другие приспособления. А вот келья преподобного Антония Печерского – в самом сердце монастыря. Куда бы ни шел в этой скальной обители, к этой пещере обязательно попадешь. В некотором удалении от обители сейчас обустраивается еще и пещерный скит. Там, как и в Лядово, Днестр делает крутой поворот и тоже целая гряда скал, в которых около пятнадцати пещер, где жили монахи-отшельники. – Монастыря там не было, но действовал небольшой пещерный храм. Еще до Октябрьской революции эти пещеры описывал историк и археолог Владимир Антонович, – рассказывает архимандрит Антоний. – Сейчас строим там храм во имя Семи отроков Ефесских. И скит этот, скорее всего, будет женский, потому что в Могилев-Подольской епархии женского монастыря пока нет. Возможно, матушки, которые живут под горой Лядовского монастыря, переселятся туда. Как планирует настоятель, в пещерах будет только храм, жить в них никто из монахов не будет. И незачем, да и доступа к ним нет – нужно альпинистом быть, чтобы туда добраться. Напротив Лядовского монастыря есть комплекс Нагорянских пещер. Там тоже когда-то жили монахи-отшельники, и планируется со временем обустроить скит. «Хоть под землю спрячься, хоть в пещеру, а борьба одна и та же» Раньше люди жили в пещерах, потому что больше было негде, да и по необходимости: прятались от врагов и диких зверей. – Для современных монахов проживание в пещерах ничего не дает, – уверен архимандрит Антоний. – Кроме духа гордыни: вот такой подвижник, что в пещере затворился! То время ушло. Господь так управил, что даже в Киево-Печерской лавре уже 300 лет как монахи в пещерах не живут. Можно в пещеры приходить, уединяться, молиться, служить. Но жизнь там особой пользы не приносит – только вред здоровью. Древние иноки, действительно, старались уединиться в пещерах, сосредоточиться. Им была польза от этого. А сейчас не только у мирян, но и у монахов из мира осталось столько всяких воспоминаний, что хоть под землю спрячься, хоть в пещеру, – борьба одна и та же будет.

http://pravmir.ru/hot-pod-zemlyu-spryach...

    Иеремий муч., 6 апр.     Иеремия (возвышенный Богом или Бог выкинул, евр.), пророк, 1 мая.     Иеремия, муч. палестинский, 16 февр.     Иеремия преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.     Иеремия прозорливый, преп. печерский, 5 окт.     Иероним (священноименный, греч.) преп. 15 июня и в субб. с.     Иерон (священный, Богу посвященный, греч.), муч. мелитянский, 7 ноября.     Иерофей, (освящен от Бога, греч.), еписк. афинский, ученик ап. Павла, муч. 4 окт.     Иисус (Спаситель, Бог помощник, евр.) Навиин, вождь израильский, 1 сент.     Иоад (благовременный, или , евр.) прор., обличитель Иеровоама, 30 марта.     Иоаким (Бог поставил, Бог утвердил, евр.) и Анна, Богоотцы, 9 сент.     Иоанникий Великий, преп. вифинский, 4 ноября.     Иоанн (благодать Господня, евр.) Предтеча: его зачатие — 23 сент., рождество — 24 июня, усекновение главы — 29 авг., 1 и 2 обретение главы — 24 февр., 3 обретение — 25 мая, пренесение десной его руки из Мальты в Гатчину — 12 окт., собор — 7 янв.     Иоанн Богослов, апостол и евангелист, 26 сент.     Иоанн из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт.     Иоанн бессребреник, муч. александрийский, 31 янв. и 28 июня.     Иоанн комит, муч. с Мелетием, 24 мая.     Иоанн в студенце, 29 марта.     Иоанн отрок, сын блаж. Клфопатры, 19 окт.     Иоанн, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Иоанн св. пресв., 9 окт.     Иоанн воин, живший при Иулиане, 30 июля.     Иоанн преподобномуч., 12 апр.     Иоанн еписк., муч. персидский, 20 ноября.     Иоанн епйск., муч. персидский, 1 ноября.     Иоанн прозорливый, 27 марта.     Иоанн Златоустый, архиеп. цареградский, его преставление 14 сент., празднуется 13 ноября. Пренесение мощей 27 янв. В соборе трех святителей 30 янв.     Иоанн Колов, 9 ноября.     Иоанн пустынник сирийский, 23 февр.     Иоанн преп. палестинский, с Ксенофонтом и Мар иею, 26 янв.     Иоанн Кущник, 15 янв.     Иоанн преп., нареченный Варсонофий, 29 февр.     Иоанн преп., Хозевит, еп. кесарийский, 3 окт.     Иоанн молчальник, Савваит, 3 дек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Балахна. Церковь Печерской иконы Божией Матери. Печерская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Печерской иконы Божией Матери , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Сретения Господня Год постройки:Между 1740 и 1759. Год утраты:приблизительно 1930 (снесена) Ссылки:   Адрес: Нижегородская область, Балахнинский район, город Балахна, улица Энгельса, д. 2. Координаты: 56.492363, 43.609677 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:На церковном месте сейчас располагается школа 6, Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тёплый храм во имя иконы Божией Матери Печерская при Вознесенском соборе построен в 1740 (по другим данным в 1759) к западу от собора. Одноапсидный четверик, завершённый двумя несколько убывающими по ширине восьмериками, верхний из которых служил ярусом звона, с декором в нарышкинском стиле. Обширная двухпридельная трапезная со Сретенским (1810) и Усекновения Предтечи приделами и декором в духе барокко пристроена в нач. XIX в. В 1930-х гг. было решено построить школу в центре города на площади Советской (бывшей Базарной) на месте Вознесенского городского собора (Вознесенский летний и Печерский зимний храмы с колокольней), здания которых подлежали закрытию и сносу. Источник: сайт balakhna.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58697

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010