Сергей Степашин , председатель Счетной палаты РФ. Он завоевал доверие к Церкви . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2009. – С.10. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Николай, Митрополит Месогеи и Лавреотики, Элладская Православная Церковь . Его любовь обволокла меня … Фото Сергея Чапнина//Фома. – – январь 2009. – С.11. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Владимир Чуров , председатель Центральной избирательной комиссии РФ. Доброта и ласка Пастыря . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2009. – С.11. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Павел Лунгин , кинорежиссер, народный артист России. Молитвенность и детскость . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2009. – С.12. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Анна Рогожина , представитель Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» в Восточной Европе. Великий Патриарх и простой человек . Фото из архива автора//Фома. - – январь 2009. – С.12. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Константин Кинчев , лидер группы «Алиса». Патриарх-объединитель . Фото Юрия Курбатова//Фома. – январь 2009. – С.12. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Сергей Куксов , старший иподиакон Святейшего Патриарха Алексия. Украшенный добродетелями . Фото из архива автора//Фома. - -  январь 2009. – С.13. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Анатолий Торкунов , ректор МГИМО (У) МИД России, академик РАН. Час, который запомнится навсегда . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2009. – С.13. -(раздел « Тема номера. Патриарх »). Феофан , архиепископ Ставропольский и Владикавказский. Печальник Земли Русской. Фото Романа Гунькина-Батагова//Фома. - – январь 2009. – С.13. - (раздел « Тема номера. Патриарх »). Алексей Соколов , Наталья Волосатова. Ангел Церкви . Очерк, посвященный Святейшему Патриарху Алексию , его роли в жизни современной Русской Православной Церкви (главы: Духовный отец, Строитель, Хранитель Церкви, Объединитель, Миротворец, Не-политик, Ангел Церкви). Фото протоиерея Игоря Пчелинцева, Сергея Власова, Владимира Ештокина, фото ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, фото из архива Издательского Совета Московской Патриархии//Фома. - – январь 2009. – С.14-21. – (раздел « Тема номера. Патриарх »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

Максим Бойко, прихожанин Чехословацкой Православной Церкви: «У нас в Зноймо нет мечетей и синагог. Зато есть Православие». Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Зноймо, Чехия. Фото: facebook.com/znojmocity.cz Светлана Курмац: «В Праге везде стоят и елки вертепы, даже с живыми овечками, несколько дней назад были в Дрездене — все стоит, колядки поют, вертеп подготовлен…». Галица Цукерман: «Прага. Весь город в ёлках и гирляндах, много вертепов, даже есть адресная реклама — где находятся крупные из них. На Староместской даже есть загон для овец, которых на ночь куда-то увозят, а днём они там гуляют, радуют детей и туристов». Юлия Журавлева: «Я из Праги, на каждой пощади и во всех торгово-развлекательных комплексах елочки, не говоря уж о витринах магазинов. Рождественские ярмарки по всему городу и вертепы». Прага. Фото: Юлия Журавлева Оксана Матвеева: Брно наряжен — и пингвины, и медведи, и рождественская ярмарка на центральных площадях, и елочка. Везде все светится (только без снега пока). В спальных районах все стараются украшать свои дома снаружи, даже на самые маленькие кустики вешают гирлянды. Есть елочки и вертепы. Ощущение рождественской сказки, детства, радости парит в воздухе… К сожалению, иногда кажется, что за всей этой суетой и подготовкой стирается само значение праздника… Хотя, наверное, все зависит от каждого человека в отдельности, как что воспринимать… и это уже совсем другая история. Фото с сайта brnensky.denik.cz Брно. Фото Оксаны Матвеевой Брно. Фото Оксаны Матвеевой Брно. Фото Оксаны Матвеевой Польша Варшава. Фото: Александра Вишневская Вертеп на Старой Рыночной площади в Познани. Фото: Елена Ягунова. Венгрия Елена Филиппенко: «В конце ноября — начале декабря наш конноспортивный клуб ездил в Венгрию…». Фото: Елена Филиппенко Литва Вильнюс Вильнюс Каунас Клайпеда Ретава Шауляй Щилале Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-evrope-ku...

Самым торжественным моментом в жизни христианской общины было принятие новых членов через крещение, сопровождавшееся первой для них Евхаристией, участием в таинстве причащения. Поэтому древнейшие чины литургии или связаны с крещением, или являются праздничными, воскресными богослужениями. Крещение приурочивалось обыкновенно к празднику Воскресения Христова (Пасха) и совершалось накануне в Великую Субботу за литургией. На собраниях читалось Слово Божие (тексты из книг Ветхого Завета и Евангелий), пелись псалмы и вспоминалась Вечеря Господня в преломлении хлеба и причащении из общей чаши. Состав чтений установился уже к концу первого или к началу второго века после включения в него Евангелий и посланий апостолов. Кроме книг, входящих теперь в состав Библии, читались послания св. Климента Римского (ум. 101 г.) и некоторые другие. Текст новозаветных книг окончательно установился очень рано. В 30-х годах 20 века были найдены отрывки Евангелия от Иоанна начала второго века, которые были уже переписаны в Египте для употребления в местных христианских общинах. Древнейшая молитва над чашей и преломленным хлебом, находящаяся в «Дидахи», гласит: «Как отдельные части этого хлеба, разбросанные по горам, были собраны, чтобы стать единым целым, да будет собрана таким же образом и Твоя Церковь от всех пределов земли в Твоем Царствии, ибо Твоя есть слава и могущество чрез Иисуса Христа во веки». В «Дидахи» приведены также благодарственные молитвы после трапезы: «Благодарим Тебя, Отче Святый, о имени Твоем святом, обитающем в наших сердцах для знания, веры и бессмертия, которые Ты открыл нам чрез Господа Иисуса. Слава Тебе во веки». «Помяни Господи и сохрани Церковь Твою от всякого зла и сделай ее совершенной в Твоей любви. Собери ее от четырех ветров, в Церковь , освященную во царствии, которое Ты уготовал ей. Ибо Твое могущество, сила и слава во веки». В «Дидахи» находится и древнейший чин Таинства Крещения. «Совершайте крещение таким образом: после молитв крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа в проточной воде. Если нет проточной воды, крестите в любой. Если нет холодной, крестите в теплой, если не хватает ни той, ни другой, крестите, возливая три раза на голову во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Надо, чтобы крещаемый и крестящий постились до крещения. Прикажи крещаемому поститься день или два до этого». Таким образом, мы имеем из этой древней эпохи не только указания на последование крещения, но и на подготовку к таинству через пощение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закона ради Господня/во главу усекновен был еси,/о всесвятый Иоанне!/Обличил еси царя злочестива, беззаконновавша/дерзновением непорочным./Темже дивятся тебе воинства ангельская,/славят тя лицы апостол и мученик./Чтим твою и мы летнюю память, всеславне,/славяще Святую Троицу,/тебе венчавшую, Предтече блаженне. За Закон Господень/главу тебе отсекли,/о всесвятой Иоанн!/Ты царя нечестивого, беззаконие совершившего/обличил с дерзновением непорочным./Потому удивляются тебе воинства Ангелов,/славят тебя сонмы Апостолов и мучеников./Чтим и мы твою ежегодную память, всеславный,/прославляя Святую Троицу,/увенчавшую тебя, Предтеча блаженный. Стих: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Иже от пророка пророк/и болий пророков быв,/из чрева матерня освященный в служение Господне,/днесь от беззаконна царя в главу усекновен бысть,/и безчестно плясавшую отроковицу,/ясно и прежде усекновения и по усекновении обличив,/посрами греха полк./И сего ради возопием:/Крестителю Иоанне,/яко имея дерзновение,/прилежно молися о душах наших. От пророка рожденный пророк/и большим всех пророков ставший,/от чрева матери освященный на служение Господу,/в сей день беззаконным царем был обезглавлен,/и непристойно плясавшую девицу/ясно и до отсечения главы и по отсечении обличив,/посрамил полчище греха./И потому мы взываем: “Креститель Иоанн,/как имеющий дерзновение,/усердно моли о душах наших!” Слава, глас 8: Предтече Спасов,/ты царя изобличил еси беззакония не делати./Темже играние беззаконныя жены/повину Ирода отсещи твою главу,/и сего ради от восток солнца даже до запад хвально имя твое./Дерзновение имея ко Господу,/прилежно моли спастися душам нашим. Слава, глас 8: Предтеча Спасителя! Ты царя обличал,/убеждая его беззакония не делать./Вот почему беззаконной жены игра/побудила Ирода отсечь твою главу;/но из-за того от востока солнца до запада/восхваляется имя твое./Дерзновение имеющий пред Господом,/усердно моли о спасении душ наших! И ныне, Богородичен: Безневестная Дево,/Яже Бога неизреченно заченши плотию,/Мати Бога Вышняго,/Твоих рабов мольбы приими Всенепорочная,/всем подающи очищение прегрешений:/ныне наша моления приемлющи,/моли спастися всем нам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

З акона ради Господня во главу усекновен был еси, о, всесвятый Иоанне! Обличил еси царя злочестива, беззаконновавша дерзновением непорочным. Темже дивятся тебе воинства Ангельская, славят тя лицы Апостол и мученик. Чтим твою и мы летнюю память, всеславне, славяще Святую Троицу, тебе Венчавшую, Предтече преславне. Стих: В озвеселится праведник о Господе и уповает на Него. И же от пророков пророк и болий пророков быв, из чрева матерня освященный в служение Господне, днесь от беззаконна царя во главу усекновен бысть, и безчестно плясавшую отроковицу, ясно и прежде усекновения и по усекновении обличив, посрами греха полк. И сего ради возопием: Крестителю Иоанне, яко имея дерзновение, прилежно молися о душах наших. Слава, глас 8-й: П редтече Спасов, ты царя изобличил еси беззакония не делати. Темже играние беззаконныя жены повину Ирода отсещи твою главу, и сего ради от восток солнца даже до запад хвально имя твое. Дерзновение имея ко Господу, прилежно моли спастися душам нашим. И ныне, глас тойже. Богородичен: Б езневестная Дево, Яже Бога неизреченно заченши плотию, Мати Бога Вышняго, Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, всем подающи очищение прегрешений: ныне наша моления приемлюще, моли спастися всем нам. На благословении хлебов, тропарь дважды [писан на малей вечерни], и Б огородице Дево , единожды: и чтение. На утрени, По 1-й стихологии седален, глас 5: Подобен: С обезначальное Слово: Х одатая согласно закона и благодати, вернии сошедшеся восхвалим: яко покаяние нам проповеда, и Ирода яве обличив дерзновенне, в главу свою усечен бысть. и ныне со ангелы живущи, Христу молится спастися нам. Слава, глас 4. Подобен: Я вился еси днесь: С ветлую твою память днесь творяще, Спаса и Господа молити прилежно, тя молим, Предтече, всем дати согрешений прощение. И ныне, Богородичен: Подобен: Т еплое Заступление сущым в бедах, и Помощницу нашу, и к Богу пременение, Еюже тли избавихомся, Богородицу вернии ублажаем. По 2-м стихословии седален, глас 5: Подобен: С обезначальное Слово:

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-svya...

- – июль 2018. – С.82-89. – (раздел « Культура »). В подборке представлены следующие авторские работы: Пара в парке Монрепо, город Выборг . Фото Любови Саско . – С.82-83; В Крыму . Фото Виктора Строганова . - С.84; Татьяна и Лев , г. Москва. Фото Валентины Чупахиной . -  С.85; Сергей, Вероника и детишки Федя и Маша . Фото Вероники Пузовой . – С.85; Танец. Незнакомая пожилая пара, г. Москва. Фото Елены       Стребковой. – С.86; Сестрички Арина и Полина. После крещения Полины, г. Ижевск. Фото Олега Лунина . – С.86; Настя и Ноэль. Полярная ночь. По дороге в Териберку, Мурманская область. Фото Татьяны Гильмитдиновой . – С.87; Дмитрий и Анастасия. Дмитрий – из Австралии, Настя – из Беларуси . Фото Валентины Егоренковой. – С.88; В Киево-Печерской лавре . Фото Валентины Егоренковой . – С.88-89; Тихая прогулка. Юлия, Антон и дочка Маша, г. Жуковский . Фото Александра Гаврилова . – С.89; Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92. Реклама: С.92-95. Вопросы мастерам о церковном искусстве: Должен ли иконописец быть верующим человеком ? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас».  Ил.: Работа православной художницы над созданием иконы. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.96. – (рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).   Как изображают апостолов Петра и Павла ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Иконы апостолов Петра и Павла//Фома. - –  июль 2018. – С.96. – (рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).   Реклама : С.97.   Эпилог. Пять вопросов о номере. Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). В статье Александра Ткаченко (с.18) приводится удивительная цифра – оказывается 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Сегодня мы живем в рамках модели потребительского общества. И тем актуальнее звучат для нас слова Спасителя, Его Нагорной проповеди. Эта тема полностью раскрывается в слове Патриарха Кирилла «Блудница и апостол: как столкнулись два мировоззрения» (с.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Лозинский) умер 29.1.1973г. 44. И-м. 19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Бочаров) в Курск. еп. 45. И-м. Андрей 22.III.63 В Лавре. Св.ап.Андрей архим. (Лиханский) умер на приходе первозванный 46. И-д. 22.III.63 В Костромской Св. ап. И еван. (Рослов) епархии Иоанн Богослов 47. И-м. Никанор 29.III.63 В Лавре. Св. ап. Никанор (Краскин) умер на приходе 48. Архп. Антоний 29.III.63 Архп. Виленский. Св. муч. Антоний (Варжанский) Виленский 49. И-д. Амвросий 9.IX.63 В Лавре. Свят. Амвросий (Бородачев) на приходе в Ивановской еп. Медиоланский 50.И-д., Анастасий 9.IX.63 В.Лавре. Муч. Анастасий архим. (Коломийченко) диак. Киевопечерск. 51. И-м. Стефан 30.III.64 В Тульской еп. Преп. Стефан (Ермошин) Махрищский 52. И-м. Герасим 14.V.64 В Переделкино. Преп. Герасим (Прокофьев) В Измайл. ц. († 1987) Махрищский 53. И-м. Георгий 14.V.64 Калининск.еп. Св. вмч. Георгий (Кашкар) Победоносец 54. И-д. Лаврентий 28.V.64 В Лавре Преп. Лаврентий (Постников) Комельский 55. Еп. 26.VI.64 Еп. Астраханский Святит.Иона, (Зырянов) умер 1.6.1975 (Немец. кл-ще.) м-т Московск. 56. И-д. Прокопий 22.VII. В Лавре Прокопий Устюжский схииг. (Красный)Дамаскин 57. И-д. Иероним 15.X.64 Наместник Лавры (1972–1982, Преп. Иероним архим. (Зиновьев) 30.03) погребен в Лавре. Стридонский 58. И-д. Иерофей 15.X.64 В Лавре. Св. муч. Иерофей архим. (Соболев) в Арзамасе. Афинский 59. И-д. Евсевий 15.X.64 В Лавре. Свщмч. Евсевий Епископ (Саввин) Лаодикийский с 1984 г. Псковский с 1993 60. И-д. Меркурий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Меркурий (Колбин) на приходе Киевопечерский 61. И-д. , Иоанникий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Иоанникий (Кобзев) преп. ОДС; Великий Луганск. с 1991 16.XII. В Лавре. Св. Гурий Казан. (Юдаков) 63. Оси- Гавриил 17.XII. В Лавре. Св. Архангел (Горшков) Гавриил 64. И-м. Сергий 24.XII. В Воронежской епархии. Преп. Сергий (Кузмин) Радонежский Из этого числа в Лавре на 1 января 1985 г. жили только 12 человек и 3 чел. на послушании в Патриархии (1 чел.) и в Переделкино (2 чел.). В 1990 г. – из них в Лавре – 11 чел., в Патриархии – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Реклама: С.13. Тема номера. Священники : Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: « Какая радость быть священником!..»// Фома. - – декабрь 2012. – С.14. – (рубрика « Тема номера. Священники »). Знакомьтесь: священники /Вступление от Редакции . Фото священника Сергея Клычкова//Фома. - – декабрь 2012. – С.14 -15. – (рубрика « Тема номера. Священники »).   Почему Вы стали православным священником? Подборка высказываний. Подготовили Валерия Посашко и Константин Мацан . Рисунки Ксении Наумовой//Фома. - – декабрь 2012. – С.16-23. – (рубрика « Тема номера. Священники »). О том, как они стали священниками, рассказывают: Протоиерей Александр Авдюгин , г. Луганск, Украина. Я был советским школьникам . Фото из архива журнала «Фома». – С.16-17; Протоиерей Максим Первозванский , г. Москва. Я был студентом-физиком . Фото из архива журнала «Фома». – С.17; Иерей Филипп Гатари (Philip Gathari ), г. Ньери, Кения. Я был кенийским мальчишкой . Фото Владимира Ештокина. – С.17-18; Иерей Фома Диц (Thomas Ditz ), г. Москва. Я был немецким протестантом . Фото с сайта pravoslavie.ru. – С.18-19; Иерей Глеб Грозовский , д. Малое Верево, Ленинградская область. Я был футболистом «Зенита». Фото Мадины Астаховой. – С.19; Протоиерей Димитрий Лукьянов , г. Белгород. Я был учителем физкультуры . Фото из архива автора. – С.20; Иерей Джон Танвир (John Tanveer ), г. Лахор, Пакистан. Я был католическим священником . Фото Анатолия Данилова. – С.20-21; Иерей Святослав Шевченко , г.Благовещенск. Я был начинающим журналистом . Фото Владимира Ештокина. – С.21-22; Протоиерей Сергей Лепин , г. Минск, Белоруссия. Я был комсомольцем и рокером . Фото с сайта pravoslavie.ru. – С.22-23; Протоиерей Виктор Тарасов , благочинный приходов Собинского округа Владимирской епархии. Я был поэтом и музыкантом . Фото Анастасии Головенченко. – С.23. См. также: Сергей Мирошниченко , кинорежиссер, сценарист, художественный руководитель студии «Остров». 5 вопросов о номере //Фома. - – декабрь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-116...

  Что по Вашему мнению стало главным итогом Собора? // Фома. - – август 2008. – С.30-32. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Высказаны такие мнения: Собор дал рецепты взаимодействия Церкви и общества /Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий . Фото Владимира Ештокина. – С.30; Собор развеял слухи о разделении Церкви на Русскую и Украинскую /Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий. Фото из архива Читинской епархии. – С.30; Единство Церкви подтверждается самой жизнью /Епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий . Фото из архива Тернопольской епархии. – С.30; На Соборе неформально обсуждались животрепещущие вопросы /Архиепископ Берлинский и Германский (и Великобританский) Марк . Фото РИА-Новости. – С.30-31; В отношениях Церкви и государства еще много трудностей /Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан . Фото РИА-Новости. – С.31; От Церкви можно отпасть, но ее нельзя уничтожить /Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий . Фото РИА-Новости. – С.31; Разг овор с молодежью /Председатель Синодального отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр . Фото Владимира Ештокина. – С.31-32; Мы услышали правду о самих себе /Елена Зелинская , вице-президент Медиасоюза, Москва. Фото Владимира Ештокина. – С.32;   Собор не дал загнать Церковь в катакомбы /Михаил Леонтьев , главный редактор журнала «Профиль», Москва. Фото Владимира Ештокина. – С.32; Новый смысл для старых ценностей /Андрей Золотов , Советник генерального директора РИА «Новости», Москва. Фото РИА-Новости. – С.32. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.33-48. (на заставке – «Душа праведника в раю». Графика Елены Черкасовой)   Ортодоксия : Рай. Что это такое и можно ли туда вернуться . Автор статьи – Елена Мутовина . Ил.: Картины Микалоюса Чюрлениса//Фома. - – август 2008. – С.35-38,40. – (рубрика « Ортодоксия »).   Реклама : С.39. Вопрос – ответ: Архимандрит Кирилл ( Говорун ), председатель Синодального отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви, преподаватель Киевской духовной академии. Любовь к ближнему как преодоление тщеславия . Фото из архива автора//Фома. - – август 2008. – С.41. – (рубрика « Вопрос – ответ »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

Возникает вопрос: откуда и как появились эти череп и скелет, официально принятые, как императорские останки? Череп на с.345 является частью своего скелета. Но если различны черепа, то различны и скелеты. Опубликованные следственные материалы не показывают, откуда взялся этот новый череп и скелет объявленные, по следствию, императорскими. Но в «Материалах следствия» (т.2 с. 448) мы находим еще один интересный материал. Здесь интерьерное фото: стол с компьютером, перед экраном сидит исследователь и рассматривает фото черепа на экране (см. фрагмент ниже). Эксперт О.В.Лукина поясняет идентичность черепа на экране с помещенным тут же портретом Императора Николая (Преступление века…2, с.448). Номер черепа не назван, но выше, в одном блоке, подробно говорится о черепе приписываемом Императору. Эксперт дает интервью для документального фильма (для следствия интервью является одним из доказательств идентичности). Увеличим его и сопоставим с черепом по схеме 1991 года. И тут мы обнаруживаем, что это - совершенно разные головы. Несмотря на различные зрительные позиции и на то, что экран несколько растягивает пропорции и при самом плохом качестве фото фрагмента 1991 г., вполне очевидно, что разница между этими черепами - разительная. Изображение черепа на экране занимает угол страницы: понятно, что оно очень мелкое и дано в раккурсе. Помещено в «Материалах следствия», как можно понимать, для вящей убедительности. Но поскольку сопоставительных фото там в принципе нет, приходится, как мы уже говорили, пользоваться тем, что появилось как бы случайно. Но даже при таком самом плохом качестве, сразу видно, что на экране - какой-то еще иной череп, вновь вовсе не похожий на тот, который обозначен на схеме 1991г., как (см. фото выше). Здесь при их сравнении не требуется, как очевидно, никаких специальных пояснений. Теперь сравним череп на экране из «Материалов следствия» и с черепом, (см.выше) официально признанным, как царский Съемка в разном раккурсе и низкое качество фото следствия не могут скрыть, при возможном увеличении, что достаточно читаемые общие контуры - разные, особенно у проломов челюсти. Сравнивая челюстные проломы по общему контуру, легко замечаем, что контур пролома челюсти у черепа на экране значительно более сложный, чем на фото официального «царского». Также легко заметить, что на фото «официального» черепа и на фото того же черепа из книги архим. Тихона, имеется значительный пролом вокруг виска с правой стороны, а над ним, на грани лобовой части, четко видно темное пятно. На фото с экрана нет ни подобного пролома, ни пятна. То-есть, череп на экране и череп на фото С.Никитина - опять совершенно разные черепа.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/17/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010