Следующий момент службы – великопостный канон, который представляет собой основную трудность и основную особенность великопостной утрени. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5-й седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Не надо думать, что там разные тексты; каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен – это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона. Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста (сравнительная таблица) Седмичные дни вне Поста, служба с Бог Господь Седмичные дни В. Поста, служба с Аллилуйа Вечерня (кроме вечера недели; без Литургии Преждеосвященных Даров) Благословен Бог наш... [совершается сразу после изобразительных, без возгласа] Предначинательный псалом (103-й); светильничные молитвы Мирная ектения Рядовая кафизма Малая ектения Господи, воззвах (псалмы 140,141,129 и 116) Стихиры на Господи, воззвах: О:3; М(или 6 М; если служба 2-х свв., 3 стихиры 1-го св. и З– 2-го);Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ М(если служба 2-х свв., стихиры только 1-го св.); Т(подобны трипеснца); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Свете Тихий Прокимен дне 1-й прокимен Триоди Чтение книги Бытия 2-й прокимен Триоди Чтение книги Притчей Сподоби, Господи Стихиры на стиховне: О;Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть: И ныне: Б или КрБ Ныне отпущаеши Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Отпустительный тропарь М; тр. М]; И ныне: Б или КрБ Тропари: Богородице Дево ...Слава: Крестителю Христов... И ныне: Молите за ны... Под Твою милость.. Чтец: Господи, помилуй (40 р.) Слава: И ныне: Чтец: Честнейшую Херувим... Именем Господним... Иерей: Сый благословен... Чтец: Аминь. Небесный Царю... Иерей [и все молящиеся] Молитва св. Ефрема Сирина

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смысл суточного круга в том, что, восходя от Ветхого Завета через Вечерню к Новому Завету Утрени, Церковь проходит историю народа Божьего от сотворения мира, историю земной жизни Христа, чтобы подойти к Пасхе, к Евхаристии — центральному моменту Литургии. Если вы хотите более подробно познакомиться с системой богослужебных кругов, предлагаем посмотреть схему «Богослужение в Православной Церкви». Вечерняя молитва Церкви Вечерня Первая служба суточного круга — это Вечерня . Основной смысл Вечерни — подготовка ко сну, своего рода церковное напутствие перед сном. На этом богослужении христиане, собравшись вместе, благодарят Бога за все Его благодеяния, и особенно за прошедший день, приносят покаяние в грехах, совершенных в течение дня, просят у Господа без греха провести остаток дня и ночь, мирную жизнь и блаженную кончину. Структура Вечерни отражает определенный замысел, ту самую направленность к полноте, о которой сказано выше. Первая ее часть переносит нас в ветхозаветные времена. Чтением или пением 103-го предначинательного псалма Церковь прославляет Бога как Творца и Промыслителя о мире и человеке, напоминая молящимся о первом на земле вечере, о сотворении мира и блаженном пребывании первых людей в раю (открытые врата алтаря — это образ отсутствия преград между Богом и людьми). Псалом 103 Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века… Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея… Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих… Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе… Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Став епископом Русской Православной Церкви в Брюсселе, Владыка часто приезжал в Шеветонь и был участником практически всех «Недель экуменических исследований» — ежегодных богословских конференций, начатых проводиться монастырем во время Второй мировой войны по инициативе отца Климента Лялина. Эти конференции, имевшие характер богословских собеседований, всегда были проникнуты духом патристики и монашества. Участники, которые представляли разные христианские конфессии, открыто обсуждали там самые различные актуальные проблемы межхристианского диалога, и Владыка Василий, с присущей ему прямолинейностью, горячо вступал в дебаты. Вечера всегда заканчивались служением вечерни по восточному обряду, на которой по сложившейся традиции Владыка читал предначинательный 103-й псалом. В 1980 году именно монастырю Шеветонь Архиепископ Василий доверил публикацию французского издания своего основного труда о жизни и духовности преподобного Симеона Нового Богослова. Начиная с 60-х годов, благодаря Владыке, посещение Шеветоньского монастыря стало обязательной частью программы всех визитов иерархов Русской Православной Церкви, что позволило общине значительно расширить свои контакты с православными русскими священнослужителями и архиереями. Порой архиепископ Василий начинал даже рассматривать наш монастырь, как входящий в свою «юрисдицкию», дружелюбно высказывая свое недовольство нашими контактами с епархией «рю Дарю» или Русской Православной Церковью Зарубежом: «Вы все-таки как-никак для Московского Патриархата», — говорил он нам полушутя... Монахи Шеветоньского монастыря были, конечно же, не единственными католиками, которым доверял Владыка Василий. Без сомнения, его пребывание в Оксфорде и участие в проходивших там знаменитых патристических конгресах, а особенно назначение епископом в Брюссель, позволило ему «открыться» западным христианам и углубить свои контакты с отдельными католиками. Какой путь смягчения своих взглядов на католиков он прошел с афонского периода своей жизни лучше всего показывает его письмо 1939 года, в котором он предостерегает свою мать от католического благочестия: «Ты пишешь, что ходишь в католический храм.

http://bogoslov.ru/article/510618

Стих: Яко укрепи вереи врат твоих, и благослови сыны твоя в тебе. Ныне Тя Всецарю, видевше не очима, но сердечною любовию, Бога веровавше, в пениих величаем. Слава, и ныне: глас и подобен тойжде: Даеши, о Избавителю, мир людем Твоим, и долгов разрешение, молитвами Всечистыя, и единыя Богоматере. Таже: Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш: Тропарь, глас 7: Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости. [зри] Подобает ведати: Аще ли где несть бдения в Неделю: в субботу вечера на Повечерии по Трисвятом кондак Триоди праздника: Слава, и ныне: Пасхи: Аще и во гроб: Сице же глаголем и до отдания Пасхи. Великая вечерня повнегда благословити иерею. Христос воскресе: трижды. И абие поем предначинательный псалом: Благослови душе моя Господа: с пением, якоже есть обычай: И по исполнении сего, стихословим: Блажен муж: Кафисму 1-ю всю. Господи воззвах: поем во глас 1, поставим стихов, 10. И поем стихиры самогласны, новыя недели. Глас 1. Иоанна монаха: Дверем заключенным, учеником собранным, вшел еси внезапу всесильне Иисусе Боже наш, и став посреде их мир дав, исполнил еси Святаго Духа: ждати же повелел еси, и никакоже разлучатися от Иерусалима, дондеже облекутся еже с высоты силою. Темже вопием Ти: просвещение и Воскресение и мире наш, слава тебе. [Дважды]. По днех осмих востания Твоего Господи, явился еси учеником Твоим на месте, идеже бяху собрани, и возгласив им: мир вам, неверующему ученику руце показал еси, и пречистое ребро. Он же веровав вопияше Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Дважды]. Фома, глаголемый Близнец, не бе с ними, егда вшел еси, Христе, заключенным дверем: темже и не вероваше реченным ему, от неверия в веру извествуя. Не несподобил же еси Блаже, показати ему пречистое ребро Твое, и руку и ногу язвы: он же осязав и видев, исповеда Тебе быти Бога не нага, и Человека не проста, и вопияше: Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Дважды].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таже: Свете тихий: Прокимен: Господь воцарися: На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Устнами чистыми/пойте со Ангелы человецы/Воскресшаго/тридневно из гроба//и мир Совоздвигшаго. Стих: Похвали, Иерусалиме, Господа,/хвали Бога твоего, Сионе. Явился еси/священным Твоим, Спасе, апостолом,/дверем заключенным,/теми обновляя нам//Божественный Твой Дух. Стих: Яко укрепи вереи врат твоих/и благослови сыны твоя в тебе. Ныне Тя, Всецарю,/видевше не очима,/но сердечною любовию,/Бога веровавше,//в пениих величаем. Слава, и ныне, глас и подобен тойже: Даеши, о Избавителю,/мир людем Твоим/и долгов разрешение/молитвами Всечистыя//и единыя Богоматере. Таже: Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш: тропарь, глас 7: Запечатану гробу,/живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/и, дверем заключенным,/учеником предстал еси,/всех Воскресение,/Дух Правый теми обновляя нам//по велицей Твоей милости. На велицей вечерни Повнегда благословити, поет иерей Христос воскресе: трижды, во олтаре. Мы же допеваем: И сущим во гробех: И абие поем предначинательный псалом: Благослови, душе моя, Господа: с пением, якоже есть обычай. Таже ектения великая, и по исполнении сего, стихословим: Блажен муж: кафисму 1– ю всю. На Господи, воззвах: поставим стихов 10. И поем стихиры самогласны, Новыя Недели. Глас 1. Иоанна монаха. Стих: Изведи из темницы душу мою/исповедатися имени Твоему. Дверем заключенным,/учеником собранным,/вшел еси внезапу, Всесильне Иисусе, Боже наш,/и, став посреде их, мир дав,/исполнил еси Святаго Духа;/ждати же повелел еси/и никакоже разлучатися от Иерусалима,/дондеже облекутся еже с высоты силою./Темже вопием Ти://Просвещение и Воскресение и Мире наш, слава Тебе. Стих: Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Дверем заключенным: Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/Господи, услыши глас мой. По днех осмих востания Твоего, Господи,/явился еси учеником Твоим/на месте, идеже бяху собрани,/и, возгласив им: мир вам,/неверующему ученику руце показал еси/и пречистое ребро./Он же, веровав, вопияше Тебе://Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так положено начало агапам, или вечерям любви, которые существовали в христианской церкви до IV в. и тогда, когда евхаристия отделилась от них и перенесена была на утро или полдень, на основе которых возникла теперешняя вечерня с ее благословением хлебов. Как и в ветхозаветной религии, вечер считался в христианстве первоначально самой святою и молитвенною частью дня (имелось в виду, что дни мира начались с вечера), к которой приурочивалась самая торжественная служба; как в ветхозаветном храме «жертва вечерняя» 97 была священнее утренней и торжественнее ее (возжжение светильников), так и нынешняя вечерня, занявшая место древней евхаристии и агапы, по своему строю наиболее приближается к самой священной службе – литургии; состоит главным образом из ектений, имеет только один предначинательный псалом, не имеет канона, но может иметь самые полные чтения их Св. Писания, не только Евангелие, но и апостол. Так еще в апостольское время и в живой связи с ветхозаветным культом положено начало одной из нынешних суточных служб со всем ее отличительным строем. Но евхаристия с агапой была только, как замечено, высшим завершением суточного апостольского богослужения, которое, будучи целодневным, не могло быть все же непрерывным. Подобно еврейскому богослужению, и апостольское богослужение, вероятно, состояло их трех дневных служб: кроме вечернего богослужения – главного, было утреннее и дневное. В той же книге Деяний мы находим ясные указания на тройное именно количество дневных молитв или служб при апостолах. Так в Пятидесятницу апостолы с верующими собираются на молитву утром около 3 часа (по нашему 9) 98 , часа приблизительно утренней жертвы во храме; ап. Петр совершал молитву у себя дома около шестого часа (12 ч. д.) 99 ; ап. Петр и Иоанн идут в храм «в час молитвы девятый» 100 , час вечерней жертвы. Составные части апостольского богослужения Таким образом и книга Деяний дает хотя отрывочные указания на богослужение апостольского времени, но такие, что по ним можно судить в общих чертах как о составе, так еще более о характере этого богослужения. Правда, относительно состава богослужения данные книги Деяний не все представляют в желательной ясности. О четырех необходимых частях богослужения: молитве, пении, чтении Св. Писания и поучений на основании книги Деяний можно только сказать, что все это было за апостольским богослужением, но остается неизвестным, в каком виде было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В начале вечерни звучит 103-й псалом, который так и называют – предначинательный: Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и велелепоту облеклся еси. Псалом или читается, или, если вечерня совершается в составе всенощного бдения,– поется. Это величественная, поэтическая картина сотворения мира, гимн Богу-Творцу: Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дóндеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе ( Пс. 103, 33–34 ). – А почему предначинательный псалом поется при открытых царских вратах? – Соответственно традиции, вечерня воспринимается как символическое отражение ветхозаветного времени – времени до пришествия в мир Христа. А 103-й псалом возвращает нас к счастливому времени до грехопадения первых людей: мы видим совершенство творения, блаженство природы и человека. Человеку остается радоваться и славить Творца. Но вот происходит катастрофа – райские врата (в нашем случае – царские врата) закрываются. И дальше мы переживаем эпоху, наступившую после грехопадения: человечество молится перед закрытыми вратами Рая. Далее диакон возглашает прошения мирной ектении («Миром Господу помолимся…»), в которых мы испрашиваем того, чего лишились в грехопадении: мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою. – Расскажите о псалмах, которые мы услышим далее; почему они звучат в храме в эти минуты? – Далее мы слышим первую кафизму Псалтири (правда, в приходской практике она поется в сокращении, так что в реальности звучит только несколько стихов), начиная с первого псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Здесь возможны разные толкования. Традиция толкования, восходящая к святому Симеону Солунскому , говорит, что блаженный Муж – это Хрис­тос, потому что только Он, Единый Безгрешный, способен совершенно не участвовать в совете нечестивых – в делах тьмы. Но вполне допустимо считать, что первый псалом в данном контексте – предупреждение падшему человеку, призыв не становиться на путь грешных и не садиться на седалище губителей, а, напротив того, подчинить свою волю Божиему Закону (см.: Пс. 1, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Евангелие – Ин., зач. 27. Задостойник – ирмос 9й песни 2го канона праздника: «Радуйся, Царице…» (до отдания). Причастен – праздника: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Видехом Свет Истинный…». Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык…» (как на утрене). По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9м часом. Примечание. «И по отпусте Литургии глаголется 9й час по обычаю. В Неделю вечера Святыя 50-цы. Знаменует ранее последования ради коленопреклонения, начинает иерей: Благословен Бог наш…, и глаголет учиненный чтец: Царю Небесный…, и предначинательный псалом. Таже ектения великая» (Типикон, гл. 50, Неделя Святыя Пентикостии). В конце 9го часа отверзается завеса. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Царю Небесный» . Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих…» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4й – 6 (см. на хвалитех утрени; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6й: «Царю Небесный…». Вход с кадилом . Прокимен великий, глас 7й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю). После прокимна диакон возглашает: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей читает первую коленопреклонную молитву . 1я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме…». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Пред началом вечери а священник, облачившись в фелонь, при благословении и целовании креста на оной с произнесением слов: «Молитвами святых отец...», открывает завесу царских врат, поклоняется святому престолу, целует край его и напрестольный крест, выходит из алтаря северною дверью с Служебником в руках, делает три поясных поклона пред царскими вратами и, встав прямо, полагает начало вечерни возгласом «Благословен Бог наш...» Повседневная вечерня Начало Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Приидите поклонимся» и псалом предначинательный – «Благослови, душе моя...» Священник тайно читает 7 светильных молитв. Великая ектения По окончании предначинательного псалма священник произносит здесь же, пред царскими вратами, великую ектению (где нет диакона), сопровождая поясным поклоном каждое прошение. По возгласе «Яко подобает...» входит в алтарь южною дверью, становится пред престолом, совершает пред ним поясной поклон, целует край престола. Стихословие кафизмы Затем стихословится вся рядовая кафизма обычным порядком, если в тот день не было бдения. По кафизме произносится малая ектения священником, если нет диакона, пред царскими вратами. «Господи воззвах» После малой ектении «Господи воззвах» поется во глас стихир Октоиха и стихиры на 6: 3 из Октоиха и 3 из Минеи. «Слава и ныне»; Богородичен (если на среду или пяток – Крестобогородичен, из Минеи же на ряду). Если в Минее на «Слава» положена стихира святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихиры. Каждение После возгласа, на малой ектении, при начале пения стихов «Господи воззвах», священнику, вошедшему в алтарь южными вратами, подают кадило; священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим», берет кадило в руку и начинает каждение алтаря и храма. При каждении читается 50-й псалом. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней его стороны, горнее место, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре 15 , для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным вратам, выходит через эти врата из алтаря на солею. Здесь священник кадит сперва царские врата, икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны, и святцы. Ставши затем пред царскими вратами, лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на средине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его, киоты с иконами, причем обход храма начинает с правой его стороны (смотря к алтарю). Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами: здесь кадит священник сперва царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери и уходит южными вратами в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола, отдает кадило церковнику.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец: Приидите, поклонимся... (трижды) и предначинательный (103-й) псалом. Священник исходит северной дверью и пред Святыми вратами, с непокрытой головой, читает 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю светильничные молитвы. Молитва четвертая. Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому: и даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва пятая. Господи, Господи, Пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготерпяй на всех нас и каяйся о злобах наших, помяни щедроты Твоя и милость Твою, посети ны Твоею благостию и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне Твоею благодатию от различных козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа. Милостию и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Молитва шестая. Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляяй всяческая, и мирская, нам благая даровавый: и споручйвый нам обещанное Царство дарованными благими, путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла: Даруй нам и прочее непорочно совершити пред святою Славою Твоею, пети Тя, Единого и Благаго человеколюбиваго Бога нашего. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Молитва седьмая. Боже великий и вышний, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положйвый во область дне, луну же и звезды во область нощи, сподобивый нас, грешных, и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием, и вечернее Тебе славословие принести: Сам, Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило, пред Тобою и приими ю в воню благоухания: подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны во оружие света: избави ны от страха нощнаго, и всякия вещи, во тме преходящия: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощи Имя Твое, и поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще о своих согрешениих и всех людий Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы милостию посети.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010