Вечерня С вечера начались дни мира (Быт. гл. 1), посему службою вечерни начинается церковное общественное богослужение каждых суток. Молитвословия вечерни, которые имеют отношение к вечернему времени, содержат воспоминания о событиях, бывших вечером. Такие молитвословия находятся в службе почти каждой вечерни, к этим молитвословиям присоединяются молитвословия, принадлежащие к дню седмицы (понедельнику, вторнику и т.д.), которые содержат воспоминания, особые на каждый день седмицы, и также молитвословия, которые принадлежат к дню года и содержат воспоминания, особые на каждый день года. Молитвословия и суточные, и седмичные, и годовые в службе вечерни следуют особому своему порядку. Но вместе с тем находятся в связи между собою. Во всегдашних (суточных) молитвословиях вечерни воспоминается сотворение мира, пребывание прародителей в раю (предначинательный псалом), грехопадение их и раскаяние (ектения великая), времена ветхозаветные, когда для умилостивления Бога приносились жертвы («Господи воззвах»), пришествие Господа на землю для искупления людей («Свете Тихий», «Ныне отпущаеши»). В полном своем составе молитвословия, песнопения, также чтения и священнодействия совершаются на всенощном бдении в следующем порядке: Вечерню на бдении иерей начинает прославлением Святой Троицы: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице». Этот возглас священник произносит после того, как диакон скажет собравшейся в ожидании богослужения братии: «Востаните», и испросит от Господа благословение на служение: «Господи, благослови». После возгласа священник возглашает: «Приидите, поклонимся», трижды 34 . Затем поется предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс. 103 ). Псалом называется предначинательным потому, что им, собственно, начинаются молитвословия, приличные вечернему времени. Можно сказать, что этим псалмом начинается вечерня, а с нею и все службы дня. В нем воспевается создание мира и прославляется Создатель. Этот псалом невольно изливается из уст человека, который прожил день и в продолжение его созерцал красоту и великолепие мира. На бдении этот псалом положено не читать, а петь, именно на 8 глас, т.е. на тот глас, на который поется затем первый антифон 1 кафизмы – «Блажен муж»; поется же псалом с припевом «Благословен еси Господи», именно: «Благослови, душе моя, Господа, благословен еси Господи, Господи Боже мой, возвеличился еси зело, Благословен еси Господи», и так далее (Тип., гл. 2); пение предначинательного псалма оканчивается славословием: «Слава и ныне» и «Аллилуиа», трижды 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

11. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди . Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в среду пред Вознесением, во отдание Пасхи». Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Слава Святей...», поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». Затем поется 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа...». («Приидите, поклонимся» не поется.) Совершается каждение всего храма. По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8-й: «Яко учителие неложнии...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Радуйся, двоице священная...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры).

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

1. Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 7-й. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Служба совершается по Марковой главе Типикона под 1 января: «Аще случится Обрезание Господне и святаго Василия Великаго в Неделю...». Примечание. В Типиконе сказано: «Аще случится Обрезание Господне и святаго Василия Великаго в Неделю, творим бдение» (см. Типикон, 1 января, Маркова глава). Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба, совершаемая по Октоиху и Минее, показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню. 9-й час – по обычаю (на нем тропарь и кондак праздника Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества; если накануне совершалась полиелейная служба прп. Паисия Святогорца (вариант Б ) – на 9-м часе тропарь праздника Рождества Христова, «Слава» – тропарь преподобного; кондак преподобного). На малой вечерне открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.) На «Господи, воззвах» стихиры воскресные, глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество...», «И ныне» – праздника (по выбору) . Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» . «Премудрость» и прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася» . По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

1. Суббота пред Богоявлением. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню. 9-й час – по обычаю (на нем тропарь и кондак праздника Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества; если накануне совершалась полиелейная служба прп. Паисия Святогорца (вариант Б ) – на 9-м часе тропарь праздника Рождества Христова, «Слава» – тропарь преподобного; кондак преподобного). На малой вечерне открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.) На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество...», «И ныне» – праздника (по выбору) . Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» . «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне. На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотское обрезание...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

29. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Девяти мучеников Кизических. Прп. Мемнона чудотворца. Свт. Василия Острожского. Прп. Амфилохия Почаевского . Прп. Нектария Оптинского . Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице ради Афонския чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Сладкое целование» . Вся служба праздника (по Триоди). Примечание. «Ведати подобает, яко в сей святой второй Недели Антипасхи: не поются воскресная, но вся праздника» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). Примечание. Службы святых, случившиеся в воскресенья периода Пятидесятницы, переносятся на повечерие (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых. В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата . 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты снизшел еси...», и кондак Пасхи: «Аще и во гроб...». На великой вечерне по возгласе: «Слава Святей, и Единосущней...» поется «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Приидите, поклонимся» обычно опускается.) «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным, пришел еси, Христе...». Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...» (со стихами). На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным, учеником собранным...». На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». (Стихиры Пасхи не поются.) По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (трижды). По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь». Примечание. Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чтутся же Деяния от начала или беседы Златоустаго от начала» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ведомо же буди, яко от Недели Святыя Пасхи, даже до Недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же Недели всего лета чтутся седмь Соборная Послания апостольская, и четыренадесять Посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-12/

30. Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского. Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января) . Служба ап. Иакова Зеведеева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского, в соединении со службой Триоди (Б) . Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом : «Благословен Бог наш...». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы и т. д. А. На великой вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом. Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается. Великая ектения. «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и апостола, глас 4-й 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедателя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Паримии апостола – 3 . Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры апостола, глас 8-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «По днех осмих...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха ) и дневными трипеснцами Триоди . В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-13/

30. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской. Свт. Филиппа, митр. Московского. Совершается служба отдания праздника Пасхи . Начало вседневной вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш...» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». Затем читается 103-й псалом. По предначинательном псалме – великая ектения и кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...». Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Сугубая сокращенная ектения, и прочее по обычаю. Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (на амвоне при закрытых царских вратах): «Воскресый из мертвых...», поминаются святой храма и дня. Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-12/

Что поется в храме в Великий четверг? Песнопения Великого Четверга Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст: о беззаконных, о неверных! Яко грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют. Господи долготерпеливе, велия Твоя милость, слава Тебе. 3 апреля, 2007 Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст: о беззаконных, о неверных! Яко грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют. Господи долготерпеливе, велия Твоя милость, слава Тебе. Во Святый и Великий Четверток вечера, во светильничное, клеплет во 8 час (во 2-м часу дня), и благословившу архиерею, или священнику, начинаем Вечерню: Приидите поклонимся: и предначинательный псалом. Бывает ектениа от священника. Таже, Господи воззвах, на глас 2, поставляем стихов 10. Священник же изменяяй священническую одежду, исходит, и кадит, и по еже возвратитися, творит проскомидию. Мы же поем стихиры самогласны дне, глас 2, повторяюще я. Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст: о беззаконных, о неверных! Яко грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют. Господи долготерпеливе, велия Твоя милость, слава Тебе. Иуда беззаконный, Господи, омочивый на Вечери руку в солиле с Тобою, простре к беззаконным руце прияти сребреники, и мира умысливый цену, Тебе Безценнаго не убояся продати: нозе прострый во еже умыти, Владыку облобыза льстивно, во еже предати беззаконным: лика же апостольскаго отвергся, и тридесять поверг сребреники, Твоего тридневнаго воскресения не веде, имже помилуй нас. Иуда предатель льстив сый, льстивным лобзанием предаде Спаса Господа, и Владыку всех, яко раба продаде иудеом: яко овча на заколение, тако последоваше Агнец Божий, Сын Отчий, един Многомилостивый. Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися: последоваше бо Учителю, и на Него поучашеся преданию, глаголаше в себе: предам Того, и приобрящу собранная имения, искаше же и миру продану быти, и Иисуса лестию яти. Отдаде целование, предаде Христа: и яко овча на заколение, сице последоваше един Благоутробный и Человеколюбец.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-v...

В различных слав. списках Иерусалимского устава присутствует указание о пении начала предначинательного псалма игуменом или экклисиархом, напр.: «Оттуду начинает вышьшим гласом или игумен или еклисиарх во глас 8 Благослови душе моя Господа» (РГБ. Ф. 304. 242. Л. 22 об., 1-я пол. XVI в.), восходящее к аналогичной ремарке в греч. источниках: «Предстоятель или екклисиарх начинает во услышание на 4-й плагальный глас Благослови душе моя Господа» ( προεστς ρχεται ϒεϒωντερον κκλησιρχης ες πλ. δ Ελϒει ψυχ μου: Sinait. gr. 1096, XII в.; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 21). По аналогии с этим правилом в слав. традиции пелись и др. песнопения всенощного бдения, преимущественно псалмы («Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелей, кафизмы, «Хвалите Господа с небес»), что подтверждается соответствующими ремарками в певч. рукописях c нач. XVII в. и богослужебной практикой старообрядцев. Так, в певч. рукописях можно обнаружить следующие указания: «посем правыи лик поет головщик первую кафизму» (ГИМ. Син. певч. 1354. Л. 4, сер. XVII в.), «также начинает правого крылоса головщик кафизму 1-ю славу», «полиелос начинает праваго лика головщик велегласно» (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 5 об., 49, сер. XVII в.), «на утрени по ексапсалмех начинает головщик равным гласом» (Там же. Л. 36), «первыи в лику начинает псалом 1-й кафизму 1-ю» (РНБ. Кир.-Бел. 646/903. Л. 5, 1-я пол. XVII в.), «кафизму начинает един настоящий певец» (ГИМ. Хлуд. 130. Л. 74 об., нач. XVII в.), «начинает псалом Давидов 140 настоящий певец един» (Там же. Л. 78), «начинает правыя страны настоящий певец един велегласно Господи помилуй трижды. Слава. И ныне. Таж кафизму» выписана с нотацией] (Там же. Л. 89 об.), «начинает левая страна настоящий певец един вторую славу» (Там же. Л. 90), «начинает правыя страны един» [полиелей] (Там же. Л. 95 об.), «красно гласом воздвизает головщик» [Хвалите Господа со небесо] (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 152 об., 1-я пол. XVII в.). В старообрядческих литургических источниках подобные указания систематизированы. В «Уставе обители святаго Богоявления на Выгу реце», отражающем особенности богослужения поморских старообрядцев, сказано, что предначинательный псалом поет «головщик правого лика един», «Блажен муж» и «Господи, воззвах» «запевает правого лика головщик» (Саратов, 1911. Л. 6 об., 7; тем не менее в поморском «Обиходе» указание к предначинательному псалму: «Поем сие велегласно» (Л. 3), но к 1-й кафизме: «Начинает правого лика головщик» (Л. 6)). В «Кратком уставе» еп. Арсения Уральского для старообрядцев белокриницкого согласия указание на З. присутствует для предначинательного псалма, стихов «Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелея (Уральск, 1908. Л. 7 об., 10, 11 об., 37 об.).

http://pravenc.ru/text/182591.html

Разделы портала «Азбука веры» Русский Еже есть осязание святаго славнаго Апостола Фомы. Ведати подобает, яко в сей святой второй Недели Антипасхи не поются воскресная, но вся праздника. В субботу вечера клеплет параекклисиарх, и собравшеся в притвор, благословившу иерею, глаголем: Христос воскресе:  трижды. И обычный 9й час трипсалмный, якоже на всяк день. И глаголем тропарь: С высоты снизшел еси благоутробне:  И кондак: Аще и во гроб снизшел еси безсмертне: В субботу вечером после благословения предстоятеля поем Христос воскрес:  (3) и читаем девятый час по обычному чину. На нем тропарь воскресный 8 гласа: С высоты сошел Ты, милосердный:  и кондак Пасхи: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ, благословившу иерею, глаголем: Христос воскресе:  трижды. Таже псалом: Благослови душе моя Господа: НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ После начального возгласа Христос воскрес:  (3) и читаем предначинательный псалом. На Господи воззвах: стихиры на 4. Глас 1. Подобен: Небесных чинов: На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1 Подобен: “Небесных полков:” Терпит Христос человеколюбно и осязания,/якоже и Крест прежде сего,/и неправедное убиение,/из гроба тридневно воскресый,/печати не разруши,/и дверем заключенным,/учеником представ яко всесилен.  [Дважды.] Терпит Христос по человеколюбию и осязание,/как прежде того и крест и неправедное убиение:/Он воскрес из гроба в третий день,/тогда, как была гробница опечатана,/и при запертых дверях/ученикам предстал, как всемогущий.  (2) Фомино неверствие,/мироспасительное Богочеловека Слова,/еже из адских преисподних востание уверяет,/язвы рук и ног дерзостнее осязавшее/ко уверению мирскому,/десницею любопытною. Спасительное для мира воскресение/Богочеловека – Слова из адских бездн/Фомы неверие подтверждает:/он для убеждения всего мира/раны рук и ног дерзновенно осязал/десницей испытующей. Собранным страхом, иже от страсти Твоея, апостолом Слове,/и дверем заключенным/внезапу совшел еси посреде их, мир даруя,/и Фоме протязая осязати/честныя ребр Твоих язвы.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010