Моисей был на вершине горы. Авраам и Моисей в одном лице – у кого бы не вскружилась голова? Но Моисею это было не нужно. И он вступил в борьбу с Самим Богом, славу Которого он видел, голос Которого слышал, лицом к лицу Которому предстоял! Это тайна святости, которая выше вся­кой святости. Моисей заступился за свой согрешивший народ. Он не отпускает Бога и не спускается сам. Там, на горе – схватка (брань) первая. – Не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из подне­бесной; а от Тебя произведу народ больше, сильнее и многочисленнее их 1132 ! Крепко держит Моисей Бога, не пускает Его туда вниз, удерживает гнев Его. Моисей стал умолять Ягве, Бога своего. Ягве – личный, свой Бог Моисея, пророк знает его. Умоляет Моисей: Да не воспламениться, Ягве, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы египтяне не говорили: «На погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли». Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего. Вспомни Авраама, Исаа­ка и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: «Умно­жая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему и будут владеть ею вечно». 1133 Еще на горе во время видений Моисей видел славу Ягве, Бога своего, как огонь поядающий 1134 . И страшно ему стало, что этот огонь скатит­ся с горы, как шаровая молния, и испепелит, истребит его народ. Когда-то, придя в возраст, он отказался называться сыном дочери фараоновой и луч­ше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение 1135 . Моисей беспредельно любил свой народ, всю славу Египта отдал ради страданий с народом Божиим. И теперь этот народ должен погибнуть?! – Нет, это невозможно! И Моисей стал между разгне­вавшимся Богом и Его народом. Моисей умоляет Ягве Господа, приводя Ему три аргумента. Во-первых, Господи, Ягве Боже – ведь это народ Твой! Неужели Ты по­губишь Свое? Они согрешили, Господи, но они Твои, вот такие, какие есть. Они пляшут вокруг тельца, но ведь не телец их избрал, а Ты, Господи. Это Твои, Твои избранники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Нас осудят за набожность», — так рассуждаем мы, совершенно как Ирод, убивающий Иоанна из-за боязни, что его осудят его пьяные гости за неисполнение необдуманного обещания. Кто осудит? Если Евангелие Христово тебя одобряет, то никто из тех, кого ум и сердце на месте, не осудит тебя, напротив, радоваться будут, глядя на твою жизнь, достойную человека и христианина. А если осудят поклонники суеты, готовые оправдать все то, что служит оправданием их собственной пустоты и нравственного растления, — и жизнь нетрезвую, и жизнь нечистую, и жизнь плутовства и обманов, — то можешь ли ты по совести дорожить судом таких людей? Грозно слово Господа, ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами (Мк. 8:38). Когда в первый раз читаешь эти слова в Евангелии, то становится даже страшно: неужели может быть такое явление? А между тем на деле вопрос, кого нужно слушаться более — людей или Бога, в жизни разрешается сплошь и рядом вот как: «Все же лучше, — говорят, — жить так, как живут многие. Зачем идти наперекор всем?» И вот исполняется другое слово Господа: путь, которым идут толпы миролюбцев, — широк и пространен, но зато ведет во ад и пагубу, а путь ко спасению узок, и по нему идут немногие (см. Мф. 7:13-14). Много званых, а мало избранных. Но, кажется, без особенного труда можно понять, что следовать должно примеру не многих, а святых. Возьмите в образец святых праотец, память которых сегодня прославляет Церковь. Ной отделился от своих нечестивых современников, Авраам совсем ушел с родины от своих близких, Лот бежал из Содома. Итак, не можем двум господам работать, не можем служить и Богу, и мамоне, и никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, чтобы узнать, что скажут о нем другие, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 16:13; 9:62). «Я молод, молодость любит повеселиться — зачем ей отказывать в этом? Придет старость, успею помолиться». Вот еще оправдание юности, бессмысленность и безнравственность которого ясна как день и которое, однако же, приходится слышать едва ли не каждый день. О юность, юность, понимаешь ли ты, чего ты хочешь? Ты хочешь душу чистую, живую и непорочную отдать греху, а душой, измаранной в грязи житейской, охладевшей и обессиленной, думаешь жертвовать Богу. Тело непорочное и с силами юными, по-твоему, должно принадлежать пороку, а дряхлое и болезненное, неспособное к трудам и прикованное к одру и оттого только, может быть, и не могущее уже грешить, — это часть Божия?! Разумно ли ты рассуждаешь? Кто же сказал тебе, что закон Божий писан только для стариков? Кто тебе сказал, что жить Духом, а не плотью, человечески, а не скотски прилично и обязательно только для старости?

http://pravoslavie.ru/157483.html

Не так должны христиане творить добрые дела, как язычники некогда и ныне лицемеры делают – ради похвалы и славы своей – но ради похвалы и славы Того, от Которого они происходят, то есть Божией. Ибо без Бога ничего доброго сделать не можем (см. Ин 15:5 ). Итак, поскольку добро от Бога происходит, то нами к Божией славе и обращаться должно, по Христову слову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Имя Божие как свято, так и славно само в себе и не требует прославления, но от нас или прославляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло, и живем так, как рабам Его, имя Его называющим и Его Господом своим признающим, должен; или бесчестится и хулится, когда не так Его исповедуем, как открыто, и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божиим прилично, как апостол приводит из пророков об иудеях: «Имя Божие хулится у язычников» ( Рим 2:24 ; Ис.52:5 ). Ибо слава отцу бывает, когда сыновья его в постоянстве живут, и господину похвала, когда рабы его в своем звании исправны. Истина эта бесспорна. Так слава Отцу Небесному бывает, когда христиане, которые Его Отцом и Господом своим признают, живут по правилу святого Божия Слова и так, как сынам такого Великого и Благого Отца и рабам такого страшного Господа прилично. К прославлению имени Божия подает нам повод познание Божественных свойств и прилежное размышление о них. Имя Божие заключает в себе Божественные его свойства, в Святом Писании открытые: Святой, праведный, присносущный, вездесущий, великий, всемогущий, благой, щедрый, милостивый, истинный и прочее. Так, прославляем присносущное бытие Его, когда от сердца признаем и исповедуем, что Он есть, есть Единый, и конца и начала не имеет. Прославляем истину Его, когда веруем сердечно неложным обещаниям Его. Так Авраам, праотец наш, «воздал славу Богу», как учит апостол, когда «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере» ( Рим 4:20 ). Прославляем правду Его, которая всем воздает по делам, когда признаем в научении с пророком: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» ( Пс.118:137 ), – и грехи наши исповедуем и каемся, и говорим так: «У Тебя, Господи, правда,...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Не так поступал праведник: нет, он сидел “ при входе в шатер, во время зноя дневного ”. И оттого, что он и в полдень занимался гостеприимством, добродетель его еще более получает цены. В самом деле, он знал, что люди, принужденные идти в это время, особенно нуждаются в призрении, а потому это именно время и избирал (Авраам), как самое удобное, и, сидя у дверей, собирал мимоходящих, считая для себя отрадою служить странникам; палимых зноем старался вводить под кров свой, не любопытствуя узнавать что-либо о них, и не разведывая, знакомы они ему, или нет. Действительно, страннолюбивому человеку не свойственно разведывать, а свойственно всем прохожим оказывать свое радушие. Когда таким образом распространил он мрежу страннолюбия, то удостоился принять к себе и Господа с ангелами. Потому и Павел сказал: “ Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам ” (Евр.13:2), разумея очевидно праотца. Вот почему и Христос сказал: “ И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ” (Мф.18:5). Запомним это, возлюбленные, и, намереваясь принять странника, никогда не будем разведывать, кто он и откуда. Если бы и праотец полюбопытствовал узнать об этом, то, может быть, согрешил бы. Но ты скажешь, что он знал достоинство пришедших. Откуда же это известно? Напротив, если бы в самом деле знал, то чем он заслужил бы удивление? Если бы он любопытствовал узнать их, то не так дивно было бы его странноприимство, как теперь, когда, не зная, кто были пришедшие к нему, он с таким усердием и почтением обращался с ними, как раб с господами, обязывая их, как узами, своими словами, и умоляя их не отказать ему, и тем не лишить его весьма великого одолжения. Он знал, что делал [т.е., понимал важность гостеприимства], и потому-то с таким пламенным усердием старался извлечь для себя отсюда всю пользу. Но послушаем слов самого писателя, чтобы увидеть в глубокой старости юношескую бодрость, старца помолодевшего, пришедшего в восторг, и посещение странников считающего приобретением великого сокровища.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Несмотря на это, молитва богача была успешна до некоторой степени; она достигла до лона Авраамова, и праотец наш Авраам ничего не имел против помощи богачу в его печальной участи. Но только не мог этого сделать потому, что пропасть между раем и адом не позволяла оказать содействие богачу со стороны Авраама. Оно и понятно: это было в Ветхом Завете, когда грешники еще не могли переходить из ада в рай. Но что было невозможно для Авраама, то возможно для Бога. После крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа эта непроходимая пропасть была разрушена: «Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет. 3:19 ). «А «восшел» что означает, как не то, что Он (Христос) и нисходил прежде в преисподние места земли» ( Ефес. 4:9 ). Вера в то, что Господь разорвет, уничтожит узы ада, проявлялась еще в ветхом завете: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» ( 2Цар. 2:6 ). После крестных страданий Господу Иисусу дана власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), и Он имеет ключи от ада и рая ( Откр. 1:18 ), следовательно может освободить от уз ада и ввести в Царство Небесное. Причем Христос сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Беле чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Иоан. 14:13–14 ). Если Сам Господь, «имеющий ключи ада и рая», говорит, что если у Него что-либо попросить, то Он сделает, то как же сектанты могут утверждать, что молитвы за умерших невозможны и бесполезны! Зачем же тогда слова апостола Павла, воскликнувшего: «Смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). 3) Ссылка сектантов на указанные тексты совершенно неосновательна. Псалмопевец пророк Давид вовсе не говорит о том, что нельзя молиться за умерших, но что никакой человек не может избавить от смерти другого человека. Дальше псалмопевец и говорит: «И не будет того во веке, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» ( Пс. 48:9–10 ). Если стать на сектантскую точку зрения, что в этом (48) псалме говорится о бесполезности молитвы за умерших, то пусть они и за живых не молятся, ибо здесь пророк Давид сказал прямо, что «человек никак не искупит брата своего» (8), не сказал, что не искупит после смерти, но вообще не искупит живого или мёртвого.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Но люди все равно не слушали священников и пророков, и крик Иеремии словно преисполнен отчаяния самого Бога, как перед новым потопом – но ведь Он поклялся не наводить потоп, а мерзостей на земле не меньше! Зачем вы убиваете детей своих в жертву Мне? Я не повелевал это и Мне это на сердце не приходило! «Ну как же! – отвечали Иеремии и другим ревнителям благочестия блюстители «народного яхвизма». – Издавна такие у нас обычаи. Да и сам праотец Авраам принес жертву. Ну и что, что овном заменил – желание-то у него было не овна принести! Значит, угодны Богу такие жертвы, благословит он нас и умножит, как песок морской, будем плодиться и размножаться». И тогда уже священник-пророк, Иезекииль поднимает голос и говорит о придуманных заповедях, которые неугодны Богу и не даны Им – …ни постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы Мои, и глаза их обращались к идолам отцов их. И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы , и попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы , чтобы разорить их… вот чем еще хулили Меня отцы ваши, вероломно поступая против Меня… (Иез. 20:24-27) В церковнославянском переводе ядро этого отрывка звучит гораздо резче и откровеннее: И дах им заповеди Моя не добры , и оправдания Моя, в нихже не будут живи (Иез. 20:25). «Да, если хотите, если желаете – продолжайте считать «проведение первенцев через огонь» Моей заповедью, – словно говорит ЯХВЕ в отчаянии. – Но знайте, люди – Я не такой, как вы. Если вы жестоковыйные и упрямые и не хотите признать свои ошибки, не хотите признать, что это вы не так услышали и поняли Меня – то Я властен взять вашу вину на Себя! Да, это Я дал вам плохую, недобрую заповедь, теперь Я же и отменяю ее! Слышите? Отменяю! Прекратите творить эти жестокости во Имя Мое!» «Темный двойник» ветхозаветной церкви Замечательный и глубокий церковный писатель Сергей Фудель много говорил о существовании в истории «темного двойника Церкви». Корни этого явления необъяснимы, как всякое зло, но, как можно видеть, они прослеживаются и в Ветхом Завете, времени, когда Бог пребывал посреди Своего народа, как нам порой кажется при чтении этих древних книг. Бог-то пребывал, а народ, ветхозаветная церковь, творила страшные дела.

http://pravmir.ru/zachem-detey-prinosili...

Но при этом в Новом Завете сказано: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» ( 1Фес. 4:13 ). Мы читаем это место из Апостола во время отпевания усопших. То есть скорбь должна быть умеренной, и мы не должны скорбеть, как скорбят безбожники, которые не имеют упования на воскресение из мертвых. А мы верим в воскресение из мертвых, поэтому наша скорбь об усопших предполагает, что разлука не будет вечной. Поэтому когда христиане прощаются с усопшими, они не говорят: «прощай», они говорят: «до свидания, до встречи». Потому что это временное расставание: когда человек умирает, он идет путем всех людей. Когда умирал царь Давид, как описано в Библии, то, утешая окружающих людей, он говорил: «Вот, я отхожу в путь всей земли…» ( 3Цар. 2:2 ; ср.: Нав. 23:14 ). Далее мы читаем: « И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих » ( Быт. 23:3–4 ). «Со смертью Сарры праотец делает первое начало своих приобретений. Божественное Писание, во всем показывая добродетель этого праведника и то, что он вообще все время проводил как странник и пришелец, заметило также и это обстоятельство, чтобы мы знали, что, пользуясь такой помощью свыше, сделавшись столь славным и получив обещание столь многочисленного потомства, он не имел даже собственного места погребения – не так, как ныне многие делают, заботясь о приобретении полей, сел и всякого другого богатства без меры. Он имел довольно богатства душевного, а о вещественном не проявлял никакой заботы. Да слышат это те, которые вдруг, в одну минуту, хотели бы все захватить в свои руки, которые на все простирают, так сказать, страсть своего корыстолюбия. Пусть они лучше подражают праотцу, который даже не имел места для погребения смертных останков Сарры, и только при этом случае, будучи побуждаем крайней необходимостью, купил у сынов Хетовых поле и пещеру» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Однако он никогда ничем не поделился с бедняком – совсем ничем, ни от излишков, ни от крох, падавших на землю, – хотя и не наказывал этого мужа ударами, не гнал его по земле, покрывая ранами. Тем не менее, когда оба были взяты из этого мира, один упокоился на лоне праотца Авраама, другой же был предан неугасимому огненному пламени. И когда богач мучился в адском огне, увидел оттуда праотца и Лазаря на лоне его. Охваченный пламенем, он страстно желал, чтобы Авраам послал к нему бедняка. Ибо он умолял, дабы Лазарь пришел, омочил конец перста в воде и прохладил язык его, коснувшись каплей жидкости. Так вот, несчастный, страдая от нестерпимого огненного мучения, с мольбой посылал эти просьбы. Когда же праотец в ответ на его слова указал, что каждый получил в свою меру соответствующую награду, – тогда, прибавив, произнес: И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят 83 . Посему, если между праведными и неправедными водружена пропасть, так что невозможно перейти отсюда туда, равно как и те, которые находятся на той стороне, не могут прийти сюда, то этим подтверждается, что Саул, будучи неправеден, не пребывает с пророком Самуилом. Ибо коль скоро богач не может пребывать с бедняком, хотя он и не причинил ему вреда и не прогнал его, но лишь не поделился с ним без всякого труда тем, что имел, то сколь более сей негодный муж недостоин наслаждаться соучастием со святыми? 15 . Не надлежит ли нам, однако, рассмотреть, как Саул преступает повеление Божие ради постыдной выгоды 84 и как, будучи неизлечимо поражен бесом, предается зависти? Преследует совершенно нелепым образом святолепного Давида, хотя Давид укрощал пророческим псалмопением свирепейшего демона, бесившегося в нем 85 ; умерщвляет священников Господних числом триста пятьдесят 86 ; отступает от Бога, нечестиво предаваясь ворожбе. Если же такие и подобные этим он совершил дела, то как можно считать, что он закончил свои дни вместе с чудотворцем Самуилом, который в летнее время испросил дождь, и по его молитве излилось безмерное множество вод? 87 Но коль скоро нельзя сказать, что Саул пребывает вместе с Самуилом, то, значит, солгал говорящий: Завтра ты будешь со мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Павел в Еф. 4:16 и Кол. 2:19. умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мной, изрек Господь слова благие, слова утешительные». На небесах, кроме того, 24 старца, которые являются представителями небесной Церкви, также молятся Богу (Откр. 5:8). Ап. Петр же имел убеждение, что не оставит свою паству и после своей смерти: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1:15). Как же он после отшествия своего думал стараться о своих чадах? Видимо, молитвенным предательством пред Богом. Далее, в Ис. 43:27 сказано: «Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня». Здесь явно говорится о ходатаях небесных. Иер. 15:1: «...сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему...». Т. е., эти праведники ходатайствуют пред Богом за народ, но в этот раз евреи так согрешили, что Бог говорит, что и их уже не послушает. В Откр. 6:9-11 дается еще один пример молитвы умерших, в частности, о мести. Ангелы и усопшие праведники не бездействуют и не пребывают в состоянии пассивности, а участвуют во всех событиях и знают историю человечества. Так, Авраам в разговоре с богачом говорит о Моисее, хотя тот жил после него (Лк. 16:29), а Моисей и Илия, когда явились Иисусу, знали обо всем происходящем и о том, что должно произойти, так что беседовали об этом с Ним (Мф. 17:3). Есть также в так называемых неканонических книгах Библии 23 свидетельства о молитвенном общении небесной и земной Церкви. В Тов. 12:12 Ангел говорит Товии: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго... Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12:12,15; ср. Откр. 8:2-4). Также Варух молится: «Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их...» (Вар. 3:4). Во 2 Мак. 15:12-15 описано видение: «Видение было такое: он (Иуда Маковей) видел

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Пастушок, несущий на плечах овечку, — излюбленный раннехристианский символ. Дело в том, что в те времена Лик Господень на иконах еще не изображали. Образ царя. Святой апостол Павел называет Христа Царем царствующих и Господом господствующих Тим. 6:15. 9 . Первая половина Пс.44 полностью посвящена царю, а вторая – царице: Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца ( Пс.44:2 ). Далее описывается этот Царь, который прекраснее всех сынов человеческих. В образе прекрасного и юного царя изображается Христос, Который пришел утвердить Свое Царство. Священник . Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ). Праотец Авраам в Салиме, будущем Иерусалиме, на Сионской горе был встречен неким таинственным священником, который вышел с хлебом и вином и благословил Авраама. Священство Христа – по образу этого священника, принесшего хлеб и вино, а не по образу ветхозаветных коэнов 10 и левитов 11 , приносивших в жертву животных. Все, происходившее на Голгофе есть жертвоприношение, но Христос – одновременно и Приносящий, и Приносимый; Он и Священник, и Жертва одновременно. Такова тайна Христова. Христос – еще и Сеятель. Вспомним евангельскую притчу: Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать ( Мф.13:3–8 ). Древним христианам был близок и удивительный образ Орфея, привнесенный из греческой мифологии. Орфей – прекрасный юноша, певец и музыкант. Его игра была столь пленительной, что при первых же звуках хищные звери становились кроткими, как домашние животные. Ранние христиане видели в Орфее символ Христа. Господь и Его учение подобны музыке Орфея, которая покоряет сердца диких хищников, то есть людей, свирепствующих своими грехами. Все наши бурные греховные страсти успокаиваются, а сами мы укрощаемся…

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010