Мнения вновь многочисленны и разнообразны. Есть священники и миряне, которые резко выступают против идеи, что Новый год является основанием для нарушения поста (Гумеров, 2010; Шишкин, 2011; Авдюгин, 2016). Иногда это люди, выросшие в религиозных семьях, где и в советское время Новый год не праздновали, иногда в этом заключается их понимание благочестия, или они просто хотят отличаться от других. Однако большинство верующих не готовы жертвовать лучшими воспоминаниями своего детства. Одна из комментаторов антиновогодней статьи отца Павела Гумерова пишет (эта статья, в отличие от других, посвященных «серьезным» темам, вызвала поток комментариев): «Я 1952 года рождения. Мы жили все вместе – дедушка, бабушка (родители отца), мама, папа и сестра 1959 г. р. Всегда на Новый Год украшали елку. К сожалению, воцерковлены мы не были, но любовь всегда согревала нас всех. Всегда в канун Нового года в квартире пахло пирогами. Как же можно это все забыть? Как можно все это называть неправильным?» (Гумеров, 2010, комментарий Елены, декабрь 2010). 1 и 2 января заметно больше людей стоят в храмах в очереди на исповедь, чтобы покаяться в нарушении Рождественского поста. Многие верующие признаются, что иногда нарушают пост ради празднования Нового года: «Легче не отклоняться, если вся семья воцерковлена, а если вы один, то тяжелее. Я отклоняюсь постоянно, уж рыбу красную, икру в тарталетках, салат из печени трески я ем в Новый год. Поэтому я за переход на европейский календарь...» (Отклоняетесь ли вы от поста в Новый год? 2013a); «Что касается Нового года. Строить из себя святошу среди невоцерковленных родственников совсем не хочется. Да и неправильно это Если кто-то будет обижаться, что не попробовала то, что приготовили из скоромного, то чтобы не обижать немного попробую» (Отклоняетесь ли вы от поста в Новый год? 2013b). Значительное число священников, особенно те, у кого сохранились те же детские воспоминания, готовы одобрить облегчение – если не полную отмену – поста в Новый год как «меньшее зло», чтобы никого не обидеть и не проявлять высокомерия (Мещеринов и Смирнова, 2011; Ильяшенко и Данилова, 2012; Баринова, 2015; Ровинский, 2017).

http://bogoslov.ru/article/6026690

Интересная часть празднования, когда каждый каждому дарит подарки. И не просто со словом «на, вот тебе», а с объяснением, почему именно этот подарок, именно этому человеку. Потом все вместе рассматриваем каждый… На Святках была традиция колядовать. Собиралась у нас дома церковная молодежь, репетировали, потом девушки повязывали красивые цветные шали. Мы проверяли, чтобы у всех были валенки, в валенках — пару носков (на Святках в Сибири мороз обычно за 40 градусов). Они обходили много домов, к тем, кто далеко живет, ехали на автобусе, где пели рождественские песнопения. А кондукторы отказывались даже брать с них деньги за проезд. Последний дом был наш, все шли пить чай с каким-нибудь пирогом, а потом уходили делить полученные гостинцы. Если возникали споры, то не по поводу: «это мне!». Наоборот, говорилось: «У меня этого много, а у тебя — мало, возьми!» «Нет, пусть другие возьмут, у кого-то ведь в семье детей больше!». Довоенные игрушки Анна Дикова, мама семерых детей: До недавнего времени мы почти не праздновали Новый год, пока все дети подросли до того момента, когда они могут сидеть до двенадцати ночи. Сейчас — накрываем постный стол, садимся, вспоминаем прошедший год. Молимся своими словами — благодарим Бога за прошедший год, просим Его о милости в следующем. Включаем хорошее кино, традиционно смотрим «Иронию судьбы». Причем не обязательно в саму новогоднюю ночь. Я считаю, что Новый год — хороший праздник. Единственный (кроме Дня Победы), который объединяет всю страну. И не согласна с тем, что это всегда была какая-то всеобщая пьянка. В доме моего детства пьянки никогда не было, а был теплый домашний праздник, с детскими представлениями, с переодеванием папы в Деда Мороза. 1 января к нам приезжают бабушка с дедушкой, дарят дети подарки. В этот же день мы празднуем день рождения сына Гриши. Елку мы ставим на Новый год, но не наряжаем ее. Между Новым годом и Рождеством постепенно украшаем дом. У нас есть старые игрушки, сделанные еще мною и братом в детстве. Есть у нас и довоенные игрушки, оставшиеся от моей бабушки.

http://pravmir.ru/uyutnoe-rozhdestvo1/

Это я к тому, что не стоит судить категорично: раз, мол, праздник стал опережать Рождество Христово в безбожные годы и явно задумывался как альтернатива Рождеству – так нечего рассуждать, а нужно просто отвергнуть и запретить, проведя всю новогоднюю ночь в молитве (как делают некоторые) или равнодушно уснуть, вздрагивая во сне от канонады фейерверков. Но почему бы не превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна, где за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой можно поблагодарить Господа за прошедший год? Проанализировав прошедший, молитвенно испросить благословения на будущий? Почему не использовать данное событие как повод для встречи с родными и друзьями, которым мы сейчас уделяем всё меньше и меньше внимания? Получается эдакая «светская Пасха», в которую граждане чают обновления мира. В то же время нельзя не заметить, как ожидание и празднование Нового года стремительно наполняется псевдорелигиозным содержанием. То, как люди томительно ожидают ночи с 31 декабря на 1 января, отсчитывая дни и часы до этого события, вызывает у меня одну ассоциацию: всё это очень похоже на ожидание нами, православными, главнейшего праздника – Святой Пасхи – и подготовку к нему. Получается эдакая «светская Пасха», в которую граждане чают обновления мира, полагая, что ежели встретить Новый год «достойно», то ждет их непременно счастье и удача. Я уже не говорю про примитивно-языческое наполнение нашего календаря, прочно укоренившееся в новой российской культуре. Год «змеи, свиньи, дракона» и прочих гадов земных очень раздражает и вызывает неприятие своей навязчивостью. Так, одна из моих дочерей родилась в год, обозначенный язычниками как «год крысы». Что означает сие посвящение, я так и не понял до сих пор, но заказанные в роддоме снимки мне были приготовлены с таким коллажем: в центре большой фотографии лежит драгоценный сверток с новорожденной, а внизу американской улыбкой скалится мышь и крупными буквами написано: «Я родилась в год мышки!» Предполагалось, что клиент будет счастлив.

http://pravoslavie.ru/67159.html

В музее-заповеднике «Кижи» состоялся научно-практический семинар, посвященный роли музея в учебно-воспитательной работе среди школьников 6 февраля 2007 г. 14:29 1-2 февраля 2007 г. в музее-заповеднике «Кижи» состоялся научно-практический семинар «Музейно-образовательный комплекс Республиканского детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения». Семинар был организован по просьбе педагогов прогимназии и школы г. Москвы, которые познакомились с опытом музея-заповедника «Кижи» в области музейной педагогики в октябре 2006 г. во время презентационной программы «Музей, открытый миру», организованной к 40-летию музея в Москве. Именно там ведущими российскими музейными педагогами работа музея-заповедника «Кижи» по развитию музейного образования под руководством научного руководителя РДМЦ Л.В. Шиловой была признана одной из самых передовых в стране. Совместно с музеем «Кижи» организатором семинара выступила МОУ средняя школа г. Петрозаводска, которая является музейно-образовательным комплексом Республиканского детского музейного центра (РДМЦ). Кроме музейных педагогов Москвы и Петрозаводска в семинаре приняли участие сотрудники музея «Кижи» и музея народного образования. В программу семинара включены лекции, основанные непосредственно на опыте работы музея: «Республиканский детский музейный центр — консорциум учреждений культуры и образования», «Музейно-образовательные комплексы Республиканского детского музейного центра», «Музей и школа. Формы взаимодействия», «Музейно-образовательная деятельность МОК «Родник», «Музейно-образовательный комплекс «Крестьянская изба»: история создания и направления деятельности» и др. Особенно насыщенным и полезным для гостей семинар стал благодаря демонстрации конкретных практических занятий и открытых уроков петрозаводских музейных педагогов и преподавателей в средней школе и детском объединении «Снежинка». Участников семинара привлекли уроки изобразительного искусства «Особенности традиционной росписи по дереву» в 5 классе, истории «Быт и обычаи крестьян Карелии» в 7 классе, английского языка «Традиции празднования Рождества» в 9 классе. На многие вопросы по организации музейно-образовательной деятельности, по методикам «погружения в культуру» детей разных возрастов участники семинара получили ответы во время работы Круглых столов «Образовательный потенциал музейного комплекса на примере МОК «Родник» школы и «Музейная педагогика в дошкольном образовании». Подобные встречи обогащают как организаторов, так и тех, кто только начинает свою деятельность в музейной педагогике. Пресс-служба музея-заповедника «Кижи»/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/192878.htm...

Значит, в этом вопросе наше общество партийно (партия означает — часть). И зачем же партийный праздник делать общенациональным? Зачем навязывать не память, а именно празднование тем, для кого 7 ноября — день скорби? То ненормально, когда в один и тот же день одни люди идут на панихиды по жертвам красного террора, а другие, напротив, радуются тому, что эх, как нам удалось тогда прорваться к власти и свергнуть тиранов. Слишком разную оценку разные люди дают событиям того дня. И хотя бы поэтому он не может быть символом примирения. В истории день 7 ноября отменить нельзя. В памяти он останется. Но зачем навязывать праздничное переживание революционных событий? Так что идею возвращения 7 ноября в ряд будней я поддерживаю. А вот другие предложения праздничной реформы вызывают у меня иные реакции: от категорического «нет» до «да, но...». Юрий Шевчук дал потрясающую характеристику вновь навязанных десяти праздничных новогодних дней, назвав их «январским геноцидом»: в традициях русского народа бесконечно длинные выходные обернулись беспробудной пьянкой российской глубинки... Самое странное, что эти каникулы становятся предрождественскими. Во всем мире каникулы Рождественские, на Святках, то есть после праздника. У нас же они получатся именно пред-рождественскими: с 1 по 7 января. С церковной точки зрения это странно: именно последняя неделя перед Рождеством и есть неделя самого строгого поста и подготовки к празднику. Теперь же получится, что Рождество станет «по-празднством», похмельем. Бесконечные попсовые концерты и затертые юмористы всю неделю будут насиловать нас с телеэкранов. Под видом подготовки к Рождественскому празднику духовная подготовка к нему будет как раз сорвана. Представьте, что в месяц мусульманского поста (когда людям ислама запрещено вкушать любую пищу при свете дня) телевидение с утра до ночи показывало бы кулинарные передачи и рекламировало винопитие. Сочли бы мусульмане такое телеменю свидетельством уважения к их религиозным традициям? Впрочем, я знаю, как будут вести себя православные в случае появления предрождественских общенациональных каникул: они будут убегать в монастыри. Детей в охапку — и поговеть к святыням, подальше от «народных артистов». Так что государству, которое предлагает нам этот свой дар, мы скажем словами знаменитого спиричуэлса: «Let my people go!» («Отпусти мой народ!» — так Моисей просил египетского фараона). Дар берем. И на эти дни уходим от вас подальше.

http://pravoslavie.ru/463.html

ОБ «ОТСТУПКЕ»    Годичный круг воскресных Литургийных Апостолов и Евангелий (см. «Толковый Типикон» проф. М. Скабаллановича) не выдерживается точно каждый год и очень часто нарушается. Этот круг дает чтения для 32 Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее. Но в разные годы число этих Недель бывает различным — это колебание зависит от дня празднования Пасхи.    Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году — очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором — «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее».    Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея — «О хананеянке».    Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы.    Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.    Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Египте неизвестный расстрелял группу христиан в вагоне пассажирского поезда 12.01.2011 Один человек погиб и еще пять получили ранения, когда неизвестный открыл огонь в вагоне пассажирского поезда в городе Самалут египетской провинции Эль-Минья, сообщает интернет-портал " Аль-Ахрам " . По данным полиции, преступник ворвался в вагон пассажирского поезда, следовавшего из Каира на юг Египта, на остановке в городе Самалут и открыл беспорядочный огонь по пассажирам, погиб 71-летний Фатхи Обейд Гаттас. Нападавший попытался бежать, однако был схвачен сотрудниками службы безопасности железнодорожного вокзала. Сейчас преступника допрашивают. Западные СМИ добавляют, что погибший и пострадавшие в египетском поезде - христиане, и силы безопасности выясняют, не имеет ли это преступление религиозного подтекста. Египетские христиане находятся в центре внимания мировых СМИ после того, как в новогоднюю ночь неизвестный привел в действие взрывное устройство у церкви во втором по величине городе Египта - Александрии. Тогда погиб 21 человек, еще около 100 были ранены. После взрыва в Египте прошла целая серия акций, направленных на сохранение единства египетских христиан и мусульман. Многие известные общественные деятели, журналисты и политики, исповедующие ислам, вместе с христианами приняли участие в праздновании Рождества, которое отмечается в Египте 7 января. Официальные египетские представители неоднократно заявляли, что взрыв у церкви направлен не против христиан, а против всего египетского общества и государства. Египетские копты представляют самую значительную христианскую общину Ближнего Востока. По разным данным, они составляют около 10% от 80-миллионного населения страны. Ряд европейских стран призвали к защите христиан Ближнего Востока, однако Каир отверг этот призыв, расценив его как вмешательство в свои внутренние дела. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.01.2011 16:10:56

http://drevo-info.ru/news/9994.html

Ничто так не говорит сердцу христианина, как Воскресение Христово, и ничто более не заставляет трепетать нашу душу, чем празднование этого события, как бы часто оно ни было 2840 . Но возможно иногда и это невозможное – возможно увеличение радости воскресного дня. Это – когда с воскресеньем совпадает какая-либо память, сама достойная столь же или почти столь же торжественного празднования, как воскресение. Дав в 1 и 2 главе устав обычной воскресной службы, Типикон естественно в 3 главе занимается такими исключительными воскресеньями. Он обходит в настоящем месте случаи совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников, еще более увеличивающих воскресную радость, по сравнительной редкости таких случаев (даже не ежегодно) и потому, что важнейшие из них вовсе вытесняют воскресную службу. Оставляя регламентацию этих последних случаев до месяцесловной части, Типикон в этой своей части говорит только о совпадениях с воскресным днем памятей великих святых и начинает – в 3 главе – с самых великих святых, которым положено бдение. Таких святых очень немного. Безусловно, без оговорки «аще изволит настоятель», бдение назначено только следующим святым: Иоанну Предтече (24 июня и 29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Иоанну Богослову (26 сентября и 8 мая) и трем святителям (30 января). Но кроме них допускается Типиконом бдение и еще целому ряду святых. Допустимо оно по особым обстоятельствам и всякому святому (в царские дни, местночтимым святым). С другой стороны, и названным самым великим святым «великия ради нужды» может не быть бдения, как может его не быть и в двунадесятый праздник (исключая Рождество Христово и Богоявление). Устав, даваемый в 3 главе Типикона, имеет силу для всякого святого, по какому бы случаю ему ни было бдение, если память его приходится в воскресенье. Он не вполне приложим только к бдению храмового святого, который имеет, впрочем, по сравнению со всяким другим великим святым одно лишь преимущество при соединении с воскресным бдением (свое Евангелие на утрене и стихиру после него).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   Ничто так не говорит сердцу христианина, как Воскресение Христово, и ничто более не заставляет трепетать нашу душу, чем празднование этого события, как бы часто оно ни было. Но возможно иногда и это невозможное - возможно увеличение радости воскресного дня. Это - когда с воскресеньем совпадает какая-либо память, сама достойная столь же или почти столь же торжественного празднования, как воскресение. Дав в 1 и 2 главе устав обычной воскресной службы, Типикон естественно в 3 главе занимается такими исключительными воскресеньями. Он обходит в настоящем месте случаи совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников, еще более увеличивающих воскресную радость, по сравнительной редкости таких случаев (даже не ежегодно) и потому, что важнейшие из них вовсе вытесняют воскресную службу. Оставляя регламентацию этих последних случаев до месяцесловной части, Типикон в этой своей части говорит только о совпадениях с воскресным днем памятей великих святых и начинает - в 3 главе - с самых великих святых, которым положено бдение. Таких святых очень немного. Безусловно, без оговорки «аще изволит настоятель», бдение назначено только следующим святым: Иоанну Предтече (24 июня и 29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня), Иоанну Богослову (26 сентября и 8 мая) и трем святителям (30 января). Но кроме них допускается Типиконом бдение и еще целому ряду святых. Допустимо оно по особым обстоятельствам и всякому святому (в царские дни, местночтимым святым). С другой стороны, и названным самым великим святым «великия ради нужды» может не быть бдения, как может его не быть и в двунадесятый праздник (исключая Рождество Христово и Богоявление). Устав, даваемый в 3 главе Типикона, имеет силу для всякого святого, по какому бы случаю ему ни было бдение, если память его приходится в воскресенье. Он не вполне приложим только к бдению храмового святого, который имеет, впрочем, по сравнению со всяким другим великим святым одно лишь преимущество при соединении с воскресным бдением (свое Евангелие на утрене и стихиру после него).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника. Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6 января. Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновалось совместно 6 января, и выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа – как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды (от этого воспоминания самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской; 3) чудесное насыщение Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви). Предпразднство Крещения (со 2 по 5 января) Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в котором Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Церковь начинает со 2 января приготовлять нас к празднику Крещения особыми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени). Некоторые церковные песнопения в честь Богоявления мы слышали уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания поются на катавасии ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествует морскую волнящуюся бурю...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010