И автор пишет с большим подъемом и силой. Особенно интересно второе сказание. На тематический вопрос автор отвечает кратко: «се последнее Христа видеша апостоли, не разрещшеся от телес своих». Иначе сказать, праздник Успения есть праздник Богоявления и потому, «Владычний» праздник, – автор опирается на известное сказание о явлении Христа при Успении. И затем он продолжает: «Генадий же архиепископ премысли один от двоюнадесят праздников праздновати, повеле Успение Богородицы. Прежде же сего вси дванадесят владычних праздников по древнему преданию в храм святыя Софии многочисленным схождением совершашеся светле, и сия убо слышах в Новеграде от мужей состаревшихся, якоже и в Киеве от начала и до ныне по уставам древле преданным, совершают. Сия довольно есть имеющим ум много указание о сем. Престаните, братие, уже глаголати, яко неведаем есть толк Софеи Премудрости Божией»... Пред нами свидетельство исключительной важности. Мы узнаем, что до Геннадия 635 (ставшего Новгородским архиепископом из Чудовских архимандритов в 1484 г.) в Новгородской Софии «по древнему обычаю» совершалось только общее празднование двенадцати владычних праздников (δεσποτικαι ορτα); иными словами, не было особого престольного дня. И только Геннадий установил особое празднование Успеньева дня. Этот новый порядок породил недоумение и толки: «что есть Софей Премудрость Божия, и в чие имя сия церковь поставлена, и в которых похвалу освятися»... Возникла мысль, не освящена ли София «во имя Пречистыя Богородицы»... Иные отказывались от объяснения; «яко несть зде имени сему в Руси ведомо, ниже мудрости сие мощно толку ведати»... Автор решительно отвечает: «вси богослови умыслиша постаси Сына: Софей, рекше премудрость, Логос, сиречь слово, Силу Божию и сим подобное... Божии же Матери имян никакоже приложиша...». И затем напоминает известное сказание о построении Юстинианова храма... III. В византийской иконографии можно различить два независимых друг от друга сюжета. Во-первых, – Христос, Премудрость и Слово, под видом «Ангела великого совета» («по Исайину пророчеству», Ис.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

ОТВЕТ : Действительно, по недостатку данных нельзя с точностью установить день Рождества Христова. Но это не значит, что можно праздновать день Рождества Христова когда кому заблагорассудится: ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НАДО ПРАЗДНОВАТЬ ТОГДА, КОГДА ЭТО УСТАНОВЛЕНО НАШЕЙ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ – 25 ДЕКАБРЯ ПО НАШЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ КАЛЕНДАРЮ. Весь Богослужебный строй нашей св. Православной Церкви представляет собою строгое гармоническое целое, где всему отведено своё место и где не может быть места произволу, ибо тогда будет внесена путаница и беспорядок, нарушающий эту строгую гармонию. В частности, день Рождества Христова тесно связан с предшествующим ему сорокадневным постом, с особыми празднованиями и воспоминаниями целого ряда предшествующих ему дней, со днями так называемого «предпразднства» Рождества Христова и т. под. Всё это нарушится, если ввести празднование Рождества Христова по новому стилю: вместо стройного порядка будет недопустимый хаос. Встречать Новый Год по новому стилю да ещё «не за постным столом» не станут подлинные православные христиане, и запретить этого нельзя тем, кто по духу чужды своей св. Православной веры и не дорожат её традициями и установлениями. Принятие американского подданства (правильнее – «гражданства») не обязывает нас отрекаться от своей св. Православной веры и от её обычаев и традиций. И магометане, и язычники, и особенно евреи пользуются здесь полной свободой и правом исповедывать свою веру и праздновать праздники, в согласии со своими обычаями и традициями, и никто их не смеет упрекать за это в какой-либо «нелояльности» к Америке, а потому более чем странно принуждать православных христиан к принятию обычаев и традиций инославных американцев. Нам известно, что благоразумные американцы-работодатели, наоборот, весьма охотно отпускают своих служащих в церковь на большие праздники, в соответствии с исповедуемой ими верой. Исключения, конечно, всегда возможны. То, что у нас двунадесятые и престольные праздники будто бы «переносятся на другие дни, по усмотрению настоятеля», – совершенно не отвечает действительности: и двунадесятые и престольные праздники празднуются в своё время, когда это положено церковным уставом, но сверх того некоторые отцы настоятели в ближайший воскресный день устраивают ещё особое всенародное празднование престольного праздника, дабы дать возможность принять в нём участие возможно большему числу верующих, не могущих быть в храме в самый день праздника. Это неправильно называется перенесением праздника, ибо он не может переноситься и не переносится.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В Москве отметили престольный праздник Новодевичьего монастыря 12 августа 2013 г. 17:47 10 августа 2013 года, в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в Новодевичьем монастыре г. Москвы по случаю престольного праздника прошли традиционные праздничные торжества. В канун праздника в Смоленском соборе обители митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил всенощное бдение в сослужении викарных архиереев Московской областной епархии : архиепископа Можайского Григория , епископов Видновского Тихона , Серпуховского Романа , Балашихинского Николая , Зарайского Константина . В день празднования митрополит Ювеналий возглавил Божественную литургию и крестный ход вокруг Смоленского собора. Одним из гостей праздника в этот день был митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , возглавляющий Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Вместе с викарными архиереями, епископом Илианом (Востряковым) и духовенством Московской епархии, он также принял участие в торжественном богослужении. После крестного хода, на паперти собора митрополит Ювеналий обратился к многочисленным верующим со словами приветствия и назидания: «Горячо и сердечно поздравляю всех вас с нашим престольным праздником святой обители. Я хочу горячо поблагодарить архипастырей, пастырей за участие в нашем сегодняшнем богослужении. С особым чувством я приветствую возлюбленного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, который украсил сегодня наше торжество. Мы верим, что материнский Покров Царицы Небесной Своим предстательством объемлет всех нас: и священнослужителей, и постоянных богомольцев, и паломников, которые сегодня прибыли в эту святую обитель, и тех посетителей, которые интересуются историей нашего монастыря. Из года в год, совершая здесь богослужение, я воочию убеждаюсь, что Царица Небесная видимым образом оказывает нам Свою помощь и заступление, как и каждому, кто приходит к нам на молитву. Для нас видимым знаком этого благоволения Царицы Небесной является возвращение год назад в святую обитель древнего образа Ее изображения, именуемого Иверской.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Ряд благотворителей были удостоены высоких церковных наград. В канун празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх возглавил Всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. В день памяти преподобных чудотворцев, 11 июля, Святейший Патриарх совершил там же Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Петрозаводский и Карельский Константин, Курганский и Белозерский Иосиф, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископы Троицкий Панкратий, Солнечногорский Сергий, Волгодонский и Сальский Корнилий, Костомукшский и Кемский Игнатий, архимандрит Владимир (Маштанов), избранный и нареченный во епископа Шадринского и Далматовского, насельники обители в священном сане. К престольному празднику в монастырь был доставлен ковчег с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. Святыня, постоянно хранящаяся в столичном храме Христа Спасителя, приносится в епархии и монастыри Русской Православной Церкви в год празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Владимира (Маштанова) во епископа Шадринского и Далматовского (Курганская митрополия). На богослужении присутствовали глава Республики Карелии Александр Худилайнен, посол Сербии в России Славенко Терзич, председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин. На малом входе указом Святейшего Патриарха к празднику Святой Пасхи ряд клириков Валаамского монастыря был удостоен богослужебно-иерархических наград. После сугубой ектении Предстоятель вознес молитву о мире на Украине. Насельник Оптиной пустыни иеродиакон Савватий (Грудев) был рукоположен во иеромонаха. После богослужения Святейший Патриарх напутствовал епископа Шадринского и Далматовского Владимира на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. От братии обители епископ Троицкий Панкратий приветствовал Его Святейшество и преподнес ему икону святых равноапостольных князя Владимира, Кирилла и Мефодия.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В Горненской обители отметили престольный праздник Казанского храма 5 ноября 2020 г. 17:13 4 ноября 2020 года в Горненском монастыре в Святой Земле торжественно совершили празднование Казанской иконе Божией Матери, в честь которой освящен один из храмов обители. История особого почитания Казанского образа в монастыре восходит к 1916 году, к трудному периоду, когда сестры, чтобы заработать на пропитание, вынуждены были трудиться вне монастырских стен на строительстве Иерихонской дороги. Вследствие этого в обитель была занесена холера, заболевание начало быстро распространяться. Не имея возможности получить земной помощи, насельницы вознесли сердечные молитвы к Царице Небесной, со слезами читая акафист пред Казанским образом Богородицы. Сестры повторяли акафист вновь и вновь, пока по болезнь не прекратилась. С тех пор Казанская икона Божией Матери, перед которой молились сестры, является в обители особо почитаемым образом. Чтимый образ Горненского монастыря — небольшая икона, которая изначально находилась на Горнем месте в алтаре Казанской церкви и выносилась в храм дважды в год на праздники или во время монашеского пострига сестер. С увеличением числа паломников в святой обители в XXI веке икону вынесли в храм для поклонения верующих, служения молебнов и установили в специально изготовленном киоте. Празднование престольного дня Казанского храма Горненского женского монастыря началось накануне с торжественного всенощного бдения, которое возглавил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) в сослужении духовенства Миссии. По местной традиции лития на вечерне сопровождалась шествием вокруг храма. По окончании всенощного бдения игумения Екатерина (Чернышева) и сестры совершили чтение акафиста Божией Матери перед Ее чудотворным образом, испрашивая Ее покровительства и державной помощи всем страждущим от морового поветрия коронавируса. В день праздника архимандрит Александр возглавил в Горненской обители служение Божественной литургии. За богослужением начальнику Миссии сослужили протоиерей Виктор Мноян, иеромонах Иннокентий (Беспалов), иеромонах Дометиан (Маркарян), иеромонах Афанасий (Букин) и диакон Илия Драчук. Проповедь по запричастном стихе произнес заместитель начальника Русской духовной миссии иеромонах Дометиан (Маркарян). По окончании Литургии был совершен молебен перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери с крестным ходом и чтением акафиста. По возглашении уставных многолетий архимандрит Александр обратился к молящимся в храме с приветственным словом, в котором поздравил игумению Екатерину и сестер с престольным торжеством обители. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5715308.ht...

Престольный праздник отметил Александро-Невский приход в Роттердаме 6 декабря 2007 г. 14:40 2 декабря в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в Роттердаме состоялось празднование престольного праздника (по благословению архиепископа Симона празднование было перенесено с 6-го декабря на ближайшее воскресенье). Совершение Божественной литургии возглавил управляющий Гаагско-Нидерландской епархией архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон . Владыке Симону сослужили: настоятель роттердамского храма протоиерей Григорий Красноцветов, заштатный клирик храма святителя Николая в Амстердаме протоиерей Антоний Дю По, настоятель храма святителя Тихона в Наймегене и второй священник роттердамского прихода священник Сергий Меркс, протодиакон Никольского храма Брюсселя отец Александр Куряткин, диакон из Роттердама Павел Смейтс и диакон Димитрий Яцун из храма Рождества Христова в Антверпене. С собой архиепископ Симон привез ковчежец с частицей святых мощей преподобного Серафима Саровского, переданный в дар храму в Намюре архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием . После Литургии был совершен торжественный молебен, после которого все, присутствовавшие в храме, имели возможность приложиться к святым мощам. Хор и прихожане в это время пели тропари преподобному Серафиму и благоверному князю Александру Невскому, и запевы «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» и «Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас!»  Каждому, подходившему к ковчежцу, владыка преподавал со своим благословением иконочку Серафима Саровского, освященную на честных мощах преподобного. Было роздано более 200 иконок. После молебна диакона возгласили уставное моноголетие, владыка поздравил настоятеля и всех прихожан с престольным праздником и пожелал всем благословенной помощи Божией по молитвам великого князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского. Настоятель протоиерей Григорий Красноцветов в ответном слове поблагодарил владыку за возможность молиться в этот день вместе с правящим архиереем и выразил особую признательность за предоставленную возможность поклониться святым мощам. Отец Григорий также поздравил всех сослуживших и всех молившихся в этот праздничный день в храме в Роттердаме с престольным праздником. Закончились торжества праздничным приемом, который был устроен в приходском зале сестричеством прихода. Сайт Брюссельской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/334117.htm...

Празднование Казанской иконы Божией Матери ноября 2008 4 ноября 2008 года Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга отмечал свой престольный праздник. 4 ноября 2008 года Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга отмечал свой престольный праздник. Божественную Литургию по случаю престольного праздника возглавил епископ Петергофский Маркелл. Владыка поздравил духовенство и мирян с великим праздником, отметив, что икона Казанской Божией Матери всегда была особой для петербуржцев. Казанская икона Божией матери широко почитаема и любима в Северной столице. Икона считается небесной заступницей и покровительницей Санкт-Петербурга. Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: " Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего " . В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. Ленинградцы верили, что враг не войдёт в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери. С 2005 года в этот день отмечается еще один праздник - День народного единства. Сегодня многие не понимают смысла этого праздника, и не знают событий с ним связанных, а ведь это - важная веха в нашей истории. Праздник был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского. Специально для ополчения был изготовлен список с Казанской иконы, перед которым постоянно служились молебны. Считается, что Минину и Пожарскому удалось освободить Москву от поляков во многом благодаря заступничеству Божией Матери. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

По древним русским месяцесловам мы знаем, что долгое время в Софийских храмах по византийскому правилу праздновалась годовщина освящения: в Новгороде 5 августа, в Киеве 4 ноября (см. месяцеслов при Мстиславовом Евангелии). В древнейших русских памятниках мы не раз встречаемся с традиционным объяснением: Премудрость есть Христос… По счастливой случайности мы можем точно определить, когда установилось в Новгороде торжественное празднование Успеньева дня. Еще Г. Д. Филимонов издал по рукописи XVI в. два любопытных сказания: “Сказание известно, что есть Софей Премудрость Божия” и непосредственно связанное с ним другое сказание; “которыя ради вины причтен бысть праздник Успения святыя Богородицы в двунадесят Владычних праздников” (Вестник общества древнерусского искусства при Московском Публичном Музее. Т. 1. 1874—1876 гг.). В рукописях нет имени автора. Есть предположение, что эти сказания составлены известным Зиновием Отенским, Во всяком случае, они составлены в первой половине XVI в. И автор пишет с большим подъемом и силой. Особенно интересно второе сказание. На тематический вопрос автор отвечает кратко: “се последнее Христа видеша апостоли, не разрещшеся от телес своих”. Иначе сказать, праздник Успения есть праздник Богоявления и потому “Владычний” праздник, — автор опирается на известное сказание о явлении Христа при Успении. И затем он продолжает: “Генадий же архиепископ премысли один от двоюнадесят праздников праздновати, повеле Успение Богородицы. Прежде же сего вси дванадесят владычних праздников по древнему преданию в храм святыя Софии многочисленным схождением совершашеся светле, и сия убо слышах в Новеграде от мужей состаревшихся, якоже и в Киеве от начала и до ныне по уставам древле преданным, совершают. Сия довольно есть имеющим ум много указание о сем. Престаните, братие, уже глаголати, — яко неведаем есть толк Софеи Премудрости Божией”. Пред нами свидетельство исключительной важности. Мы узнаем, что до Геннадия (ставшего Новгородским архиепископом из Чудовских архимандритов в 1484 г.) в Новгородской Софии “по древнему обычаю” совершалось только общее празднование двенадцати владычних праздников; иными словами, не было особого престольного дня.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

Источник: сайт Симбирской Митрополии Каменный храм был воздвигнут в 1823 году стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова. Главные святыни храма - чудотворные иконы Божией Матери: «Боголюбивая», «Отрада» («Утешение») и «Казанская». Существует предание, что икона «Боголюбивая» написана и освящена на Афоне, затем передана царским домом в дар одноименному храму села Ивановка Старомайнского района, земные угодья которого принадлежали царю. Другое предание гласит, что икона была обретена у источника, который до сего дня в селе почитается святым. В 1960 году храм Боголюбивой Божией Матери был закрыт. Как свидетельствуют очевидцы, ценные иконы, писанные на золоте, вывезли на двух машинах в неизвестном направлении. Чудотворную икону побоялись уничтожить, и она хранилась в запасниках Краеведческого музея до 1989 года. Храм закрыли через 15 дней после празднования престольного праздника Боголюбивой Божией Матери - 1 июля. Рассказывают, что когда вынесли после службы икону на крестный ход, Образ на иконе стал «метаться» то направо, то налево, то начинал ярко сверкать Божественным светом. Это чудо видели все паломники. Старенький священник, участвовавший в крестном ходе, по Божиему повелению предрек участь храма и самой чудотворной иконы: «Не случайно Матерь Божия «метается». Нас ждут ужасные события, последний раз мы так торжественно празднуем Ее чудотворный образ. И храм закроют и разорят». Слова были пророческие. За 3 дня до празднования «Боголюбивой» в село Ивановка вереницей ехали паломники, больные и калеки. Огромный храм села не вмещал всех верующих. Приезжали даже из других областей. И Матерь Божия обильно являла чудеса и исцеления всем, с верой приходящим к Ней. Вот одно из многих чудесных исцелений. Женщину на двух костылях вели, поддерживая, двое. На виду у молящихся она приложилась к иконе и, исцелившись, оставила костыли и ушла домой. Икону из запасника музея власти передали в 1989 году Епархиальному Управлению, где решили временно перенести ее в Неопалимовский собор.

http://sobory.ru/article/?object=23289

— Эта идея принадлежит главе Донской митрополии митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию и проистекает из исторической необходимости восстановить почитание Божией Матери в образе Ее Донском как покровительницы нашего края. В столице Донская икона как защитница Москвы очень почитается, а на Дону отдельного празднования в честь святого образа не было. А ведь, по преданию, именно отсюда, с берегов великой реки, икона была принесена князю Дмитрию Ивановичу. Но в какой день следовало установить на казачьей земле чествование иконы Богородицы? Общецерковное празднование в честь Донской иконы приходится на 1 сентября. Но, как известно, ежегодно к этому дню древний оригинал в специальной капсуле переносится из Третьяковской галереи в московский Донской монастырь, и многие верующие, в том числе и наши атаманы и казаки, в этот день хотят участвовать в богослужении, которое в день престольного праздника обители возглавляет Святейший Патриарх. Поэтому по благословению митрополита Меркурия решено было начинать торжества в честь Донской иконы Божией Матери в Москве, а в первое воскресенье после этого празднования продолжать их на Дону. По благословению правящего архиерея теперь каждый год в этот день со списком чтимого образа совершается крестный ход «по водам» — по реке Дон из Ростова в Донской мужской монастырь станицы Старочеркасской, где совершается Божественная литургия под открытым небом и проходит фестиваль казачьей культуры. Это празднование в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы за последние несколько лет стало масштабным событием, собирающим десятки тысяч паломников. В торжествах принимают участие и губернатор Ростовской области, и Преосвященные владыки из многих епархий Русской Православной Церкви, в том числе из соседних с Ростовской — тех, что входили в историческую область Войска Донского. То число людей, что ежегодно собирает праздник в Старочеркасской, свидетельствует об особой любви жителей нашего края к Донскому образу Божией Матери. И когда была уже положена традиция праздника, правящий архиерей высказал идею о принесении на некоторое время чудотворного образа на Дон. Но после глубокого ее обсуждения стало очевидно, что этот вариант не подходит: с одной стороны, транспортировка древнего оригинала из Третьяковской галереи для поклонения в Ростов — технически почти невыполнимая задача, а с другой — кратковременное пребывание чудотворного образа не утешит верующих, поскольку такая святыня нужна нам постоянно. Так возникла идея создания точной копии иконы для нашего края.

http://patriarchia.ru/db/text/6021765.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010