Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #e74dc197d8 Закрыть Воспламенение владыки Димитрия (Радженовича) О духовном смысле произошедшего на днях в Герцеговине невероятного события Ранко Гойкович   Павел Тихомиров   13:33 21.12.2020 14603 Время на чтение 7 минут 4 декабря в соборном храме монастыря Завала в Попово Поле во время празднования престольного праздника Введения Пресвятой Богородицы произошёл поистине скандальный случай, весть о котором моментально разлетелась по сетям. Литургию возглавил епископ Захумско-Герцеговинский и Приморский Димитрий. Владыка принес два пакета с масками, которые было велено раздать народу. Когда пришло время причащения, владыка Дмитрий стал требовать, чтобы игумен монастыря отец Василий надел маску и в ней причащал людей. По утверждению нескольких свидетелей, игумен трижды отказался одевать маску. Тогда владыка сердито сказал: «Ну, тогда я сам буду причащать!». Он взял Потир, но как только вышел причащать, вспыхнул платок для протирания лжицы, который был пропитан спиртом. Сегодня в рамках Балканского Клуба Русской Народной Линии помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, руководителем Русского Собрания в Сербии, известным церковным издателем и переводчиком Ранко Гойковичем . Павел Тихомиров: Ранко, расскажи, пожалуйста, что было дальше? У нас в соцсетях, описывая это событие, пишут разное. И эти подробности, увы, отвлекают внимание от осмысления произошедшего. И такое смещение акцента приводит к весьма печальным последствиям. Мало того, что утрачивается трезвый взгляд на несомненно символическое происшествие, но обрастание деталями, чаще всего, совершенно фантастическими, превращает это грозное предупреждение в какую-то «сплетню». Причём, чем больше таких неправдоподобных подробностей, тем легче выставить на посмешище тех людей, которые пытаются донести до людей смысл произошедшего.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/21/vo...

XVII век Восстановление православной иерархии в Литве После Брестского Собора 1596 года большинство православных епископов Юго-Западной Руси и Литвы приняли унию с Римом. Только двое из них остались верны Восточной Церкви и продолжали окормлять православную паству на всей территории Польско-Литовского государства. Видя, что униатские храмы стоят пустыми, а простой люд не желает принимать союза с Римской Церковью, правительство стало вводить унию насильственными методами. Сначала оно действовало только экономическими ограничениями, налогами и лишением гражданских прав «схизматиков» – так называли католики исповедующих Православие. Однако эти методы были мало результативны. Тогда к делу унии были привлечены войска. Начались гонения, которые еще более усилились со смертью последнего православного епископа. «Дикий фанатизм короля Сигизмунда и иезуитов, – писал один из современников этих событий, – не уступал в свирепости языческим гонителям христианства». Православных силой сгоняли в униатские храмы, заставляя совершать молебствия о здравии римского папы. Чтобы еще более унизить чувства верующих, латинское духовенство переезжало от храма к храму в повозках, в которые вместо лошадей впрягали до 20 и более «схизматиков». Сопротивляющихся избивали, бросали в тюрьмы и лишали жизни как государственных преступников. Оставшись без своих архипастырей, православные, чтобы хоть как-то противостать гонениям, стали объединяться в братства. Главной же опорой Восточной Церкви на территории Польско-Литовского государства в это тяжелое время стало казачество. Именно благодаря его силе, сдерживающей порой безумный фанатизм униатов, Православие сумело выжить в Польше, Литве, Белоруссии и Украине. В 1620 году, возвращаясь из Москвы в Святую Землю, по территории Западнорусской митрополии проезжал Иерусалимский патриарх Феофан. Он получил разрешение от польского правительства посетить православные монастыри, церкви и временно остановился в Киево-Печерской обители – сердце казачьей республики. Ее глава – казачий гетман гарантировал патриарху защиту и свободу. Сюда же под предлогом празднования престольного праздника монастыря – Успения Божией Матери, собрались делегаты от православных союзов и братств со всех районов Польско-Литовского государства. Тайно, под покровом ночи в Киево-Печерском монастыре состоялся собор Западнорусской митрополии. На нем патриарх Феофан восстановил православную иерархию. Были избраны, а затем рукоположены митрополит и несколько епископов. Православные люди радовались восстановлению законной церковной власти. Многие приходы в разных областях Польского королевства, узнав, что для их епархии поставлен православный епископ, письменно заявляли о своей поддержке новому архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смотри в Евангелие – «А больше нигде правды не будет!..» О колымском узнике из Глинской пустыни преп. Андронике (Лукаше) 21.09.2023 3182 Время на чтение 46 минут 9/22 сентября - Собор Глинских святых Состоявшийся 29 ноября - 2 декабря 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ, наряду с прочими определениями, благословил общецерковное почитание ряда местночтимых подвижников благочестия, в том числе причисленных ранее к лику святых Синодом УПЦ МП Глинских старцев. Память Собора преподобных отцев Глинских определено совершать 9/22 сентября (на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы - престольного праздника Глинской обители). Эта публикация посвящена одному из старцев - преподобноисповеднику АНДРОНИКУ (Лукашу), который второй свой срок отбывал на Колыме. Документальных подробностей об этом периоде жизни, к сожалению, нет: личное дело Лукаша, как сообщил в письме автору начальник Информационного центра УМВД России по Магаданской области - " уничтожено в 1955 году, в соответствии с нормативными документами МВД СССР тех лет " , а потому " предоставить информацию о его нахождении в лагерных пунктах Магаданской области не представляется возможным " . Материал подготовлен на основе текстов, указанных в библиографической справке. В заснеженный день 13 апреля 2013 года тысячи магаданцев встречали мощи преподобного Андроника, колымского исповедника, который «вернулся» через 65 лет на землю, где отбывал в лагерях отпущенные на его долю страдания... Представитель УПЦ МП зачитал северянам приветственное слово главы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Владимира (+2014): «...Ныне все мы являемся свидетелями великого торжества. По просьбе Преосвященного епископа Иоанна, согласно нашему и Патриаршему благословению в богоспасаемый град Магадан для постоянного пребывания и молитвенного поклонения верующих приносится честная часть святых мощей известного старца, подвизавшегося в Глинской пустыни, - преподобного Андроника исповедника...»

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Кирс. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Имеет не менее трёх авторских повторений:  Карта и ближайшие объекты Церковь стоит в центре города невдалеке от берега Большого пруда с ориентацией северного фасада в сторону магистральной улицы, которая на этом участке образует небольшую площадь. С юга к зданию вплотную примыкает городской сад. Постановление о постройке храма, закрепленное письменным приговором прихожан в присутствии настоятеля, пристава, представителей управления Кирсинского завода и волостного старшины было подписано в день празднования 900-летия Крещения Руси 15 июля 1888 года. Прихожане обязались ежемесячно в течение девяти лет отчислять на строительство новой каменной церкви в фонд приходского попечительства под расписку по 2 коп. с каждого заработанного рубля, накапливая таким образом ежегодно до 2300 руб. Условием приговора было пожелание наименовать один из приделов будущего храма в честь св. равноапостольного князя Владимира. Строительный подряд на возведение церкви был заключен с артелью нижегородских каменщиков и по некоторым источникам был осуществлен в 1894-1911 годах. Кирпич готовился на заводской керамической фабрике под руководством мастера М.П. Юркова. Освящение состоялось накануне главного престольного праздника 14 октября 1915 года: центрального престола в честь Покрова Богородицы, придельных алтарей - во имя Параскевы Пятницы и князя Владимира. По опубликованным сведениям, на церковной колокольне было 5 колоколов, отлитых в городе Слободском, самый большой из которых весил 49 пуд. 16 фунт., другие - два по 9 пуд., по одному колоколу весом 1 пуд. 4 фунт и 38 фунт. Автор проекта церкви документально не установлен. По версии краеведов, не имеющей подтверждений, но отраженной в нескольких публикациях, таковым являлся некий иностранный архитектор (польский, итальянский). Однако даже общий анализ композиции памятника и несколько аналогичных примеров не оставляют сомнений в причастности к созданию проекта И.А. Чарушина. По другой местной легенде, в написании образов для иконостаса Покровского храма принимал участие А.М. Васнецов.

http://sobory.ru/article/?object=11810

Монастырщино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырщино. Церковь Рождества Богородицы построена в 1894 г., архитектор А. Бочарников. Основана как мемориал Куликовской битвы на легендарном месте братской могилы русских воинов. Рядом современный памятник Дмитрию Донскому и отдел музея Куликовской битвы. Каменная церковь построена на средства прихожан в 1869-1894 гг. Три престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной правый придел - во имя Архистратига Михаила, левый - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 456, 464 С момента создания храм в селе Монастырщина обладал не только культовым значением, не менее важным была его мемориальная ценность как памятника Куликовской битвы. По преданию, на месте села Монастырщина, русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда же была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а царские врата иконостаса для храма были подарены Сергием Радонежским. Не одна деревянная церковь была возведена в селе Монастырщина в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прежде чем здесь появился каменный храм. Его строительство было начато по проекту архитектора Александра Бочарникова в 1850 году и растянулось на годы, поскольку велось на средства местных прихожан. В период с 1867 по 1875 годы здесь был выстроен придел во имя архистратига Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля. После завершения строительства церкви здесь стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от Храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стали проводить крестный ход до памятника колонны Дмитрию Донскому на Красном холме. В 30-е года XX века храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, помещение стало использоваться как зерновой склад.

http://sobory.ru/article/?object=00872

Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы Скачать epub pdf «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» публикуется впервые. Оно было сказано отцом Иоанном в первой половине 1980-х годов во время празднования престольного праздника нашей святой обители. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Други наши! «Божественному погребению Матери Божия песни воспоим». Великое событие породило нынешний праздник. «Небо ныне сорадуется земле и славит преставление Матери Божией». И как поклоняется мир Живоносному Гробу Сына Божия и Сына Девы – источнику нашего воскресения, так припадает он ко гробу Матери Божией. «Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, чествуется яко чертог царский». И по сей день со всех концов земли стекаются люди туда, к Ее гробу. Они несут Ей молитвы благодарения и радости, моления в скорбях, печалях и болезнях; несут любовь своих сердец и безграничное доверие Ее материнской любви и заботе. И в каждом православном храме стоит ныне в центре икона Успения Матери Божией или гроб Ее – Плащаница. И везде во всем мире слышит Небесная Царица и молитвы наши и видит благоговейное поклонение подвигу Ее жизни и Славе Ее, венчавшей жизнь. А гроб – источник слез, преложился на источник радости, а смерть стала Успением. И сегодня слышим мы в церковных песнопениях голос Матери Божией, обращенный к нам: «Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия моего к Богу не претворяйте в плач слезами Вашими. Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». С этого достославного дня Своего Успения Светоносная Дева становится Матерью всего человечества и Царицей Небесной. И со всей очевидностью стала открываться человеку материнская Ее забота. Земная жизнь Девы Марии была сокрыта в смирении, безмолвии и тайне. И только из-за гроба воссияли миру  Свет Ее славы и величие Ее жизни. Свою принадлежность человеческой природе Она явила рождением и смертию Своею. Но многие ли при жизни Пресвятой Девы знали, что зачатие Ее – бессеменно, рождение – нетленно, успение – бессмертно. Смерть же и гроб не смогли удержать рождшую смерти Разрушителя, «и через три» дня гроб Ее опустел, извещая мир о великой тайне жизни Марии, о бессмертии Ее души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Преподобномученик Филарет (Пряхин) Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в семнадцать лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха. Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались.

http://fond.ru/kalendar/273/filaret/

Ростов-на-Дону. Церковь Преполовения Пятидесятницы. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Первый Преполовенский храм в казачьей станице Нижне-Гниловской построен в 1824-1829 годах. В 1892-1893 годах около храма сооружается часовня во имя Чудотворной Аксайской (Смоленской) иконы Божией Матери Одигитрии. В 1908-1909 годах в расширенном и перестроенном храме появляются два новых придела с престолами: правым - во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, именуемого сейчас Московским, и левым - во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В храме появляется высокая звонница. В 1933 году Преполовенский храм закрывают и постепенно разрушают. Звонница некоторое время служит парашутной вышкой. В 1942 году возродивщийся храм Преполовенский приход возобновил свои богослужения в подвале разрушенного храма до 1959 года, когда община была повторно ликвидирована. В 1991 году Казачья община добивается ликвидации угольного склада на территории бывшего храма и приход снова возобновляет свои богослужения в здании бывшей церковноприходской школы, использовавшимся кинотеатром " Мир " . В 1995 году началось воссоздание нового каменного Преполовенского храма по проекту архитекторов Ю.Н. Солнышкина и И.В. Гануса, а через пять лет в ещё недостроенном храме возобновились богослужения. В бывшей Нижне-Гниловской станице (с 1956 г. - Железнодорожный район Ростова-на-Дону), по современному адресу ул. Всесоюзная, 161-165 в 1824 г. на средства станичников был заложен довольно вместительный каменный храм. Строился он пять лет и, по окончании строительства, в 1829 г. его освящают в честь Воскресения Христова. Однако, по просьбе прихожан и с благословения епископа Воронежского и Черкасского Епифания, престольное празднование в храме было отнесено к празднику Преполовения Пятидесятницы. Поэтому церковь называют Преполовенской. «Ведомости о церкви» за 1890 г. свидетельствуют, что уже тогда однокупольный Преполовенский храм имел довольно высокую звонницу над притвором. Около церкви находилось два каменных здания: сторожка и канцелярия. Кроме того, при церкви функционировало два училища: двухклассное мужское (с 1823 г.) и начальное женское (с 1878 г.), Церковный причт состоял из двух человек: священника и псаломщика, живших на доброхотные подаяния.

http://sobory.ru/article/?object=02621

В Донском монастыре отметят престольный праздник и День православного казачества 30 августа, 2011. Новостная служба Год назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил день Донской иконы Божьей Матери – 1 сентября по новому стилю – праздником православного казачества. 30 августа. ПРАВМИР. 31 августа 1 сентября 2011 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоятся торжества по случаю престольного праздника обители празднования в честь Донской иконы Божией Матери. Напомним, что год назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил день Донской иконы Божьей Матери – 1 сентября по новому стилю – праздником православного казачества . По многолетней традиции на торжества в честь главного престольного праздника в обитель из Государственной Третьяковской галереи будет доставлен чудотворный Донской образ Пресвятой Богородицы, сообщает Патриархия.ру. Торжественную встречу святыни 31 августа в 14.00 возглавит наместник Донского монастыря, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Будут совершены малая вечерня с акафистом, по окончании которой всенощное бдение с крестным ходом, а затем акафист и водосвятный молебен. В полночь 1 сентября в Большом соборе Донского монастыря начнется Божественная литургия, после которой до 5 утра перед чудотворной иконой будут совершаться молебны и акафисты. Вторая Божественная литургия начнется в 5.40 утра. В 8 утра Литургию в Большом соборе совершат митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. 1 сентября днем состоятся проводы святыни. Кроме того, галерея «Золотой плес» и Государственная академия славянской культуры подготовили к празднику две экспозиции, которые можно будет увидеть на территории монастыря. Также состоятся выступления Кубанского казачьего хора, казачьего хора и ансамбля православной классической гимназии в Ховрино.

http://pravmir.ru/v-donskom-monastyre-ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010