Несоблюдение субботы, по их мнению, является делом лукавого богоборческого замысла сатаны и печатью антихриста, введенной папами. Напротив, соблюдение субботы ведет христиан в Царство Небесное 510 . Суббота является вечным памятником творения, знамением созидательной и спасающей силы Творца, свидетельством божественной силы искупления, символом завета между Богом и человеком, символом божественной справедливости, знамением истинной религии и праведности по вере, днем передачи общине верующих даров Святого Духа (и тем самым временем общения), «символом силы Христа, освящающей нас» 511 , знамением покоя во Христе. Без почитания субботы невозможно истинное поклонение Богу после 1844 г., а особенно во время последнего кризиса 512 . Отказ от субботы в пользу воскресного дня расценивается как богоотступничество 513 . Вместе с тем, согласно Е. Уайт, до времени кризиса соблюдение воскресного дня еще не является начертанием зверя и окончательно не лишает христиан спасения 514 . Адвентисты полагают, что отмена праздничных времен ( Дан. 7:25 ), о которой будет мечтать антихрист, как раз и касается якобы незыблемой ветхозаветной заповеди о субботе. В доказательство «отмены» празднования субботы адвентисты обычно ссылаются на старые католические источники, в самом деле, прямо отменяющие празднование субботы в связи с установлением воскресного дня 515 . Они убеждены, что сатана вначале ввел среди иудеев обычаи, доводящие требование субботнего покоя до крайности, а затем вовсе отменил празднование субботы под предлогом святости воскресного дня 516 . Суббота для адвентистов связана с запечатлением времен последнего кризиса, которое представляет собой «юридический процесс, с помощью которого выявляются, оцениваются и сохраняются члены истинного Остатка » 517 . Божественная печать гарантирует спасение запечатленным, которые переживут закрытие двери благодати и увидят пришествие Иисуса 518 . Запечатленные сумеют удержаться в вере благодаря «позднему дождю», т.е. особым дарам последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) говорит: «если бы в это время прилично торжествовать память мучеников, то более всего прилично в первый день поста творить память славного и сияющего в мучениках Феодора Тирона, который сотворил великое чудо, обличив тайное злое намерение отступника, хотевшего верных в постные дни осквернить скверными брашнами, заповедав тогдашнему архиерею отнюдь не покупать хлебов, продававшихся на рынке, а дома варить пшеницу и этим утолять свою естественную нужду. Сделав это, верные избавились от навета, и злоба не похвалилась над добродетелью, и благочестие не было побеждено нечестием. Но как постное сетование и светлость праздника между собою нисколько не совместны, то уставами отцев повелено это благотворение Феодора Тирона почтить торжеством в первую субботу Великого поста». §11. Усопшие поминаются в субботу пред Четыредесятницею Хотя в Четыредесятницу во все субботы поминаются усопшие, но немного, ибо в каноне полагается только по одному заупокойному тропарю. Общей же службы за упокой в эти субботы положить нельзя, по случаю других служб. И потому общая служба за усопших совершается прежде поста в субботу на мясопустной седмице, точно так же, как и память отцев совершается в субботу на сырной седмице. Матфей Властарь в том же месте говорит: «пред начатием поста мясопустная суббота всенародно посвящается памяти усопших, а следующая памяти святых отцев. В это время мы, если можно выразиться, заключаем праздновать в честь их; потому что неприлично, вступив в подвиги духовные; заботиться о празднованиях». Другие причины, почему память усопших совершается в мясопустную субботу, показаны в Синаксаре на ту же субботу. §12. Усопшие поминаются при конце Пятидесятницы По окончании же Пятидесятницы, в субботу на седьмой седмице, память творим усопшим по другой причине. Тот же Властарь и в том же месте, уподобляя содержащих пост воинствующим на брани, так пишет: «воины обыкновенно после победы над врагами поднимают победные знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

в мире: «Святым Духом всяка душа живится». Но, конечно, эта продолжающаяся Пятидесятница нашего зона не есть дурная бесконечность, не ждущая для себя завершения и полноты. Напротив, она стремится до конца совершиться, когда «будет Бог все во всех». И в этом смысле Пятидесятница ведет к эсхатологическому свершению и к новому эону – сливается с парусией. Вместе с тем благодатная жизнь в Св. Духе выводит и за грани земной, эмпирической жизни, поскольку соединяет нас с миром потусторонним, с царством святых и ангелов, с Церковью прославленной. Факт продолжающейся Пятидесятницы связан и с отсутствием ипостасного откровения в ней Св. Духа, Который проявляет Себя только в Своих дарах. В отличие от Второй ипостаси, Которая при Своем сошествии сразу являет Себя, хотя и сокрывает Свое Божество в своем кенозисе как бы и от Себя самой, – Третья ипостась являет Свое Божество, но сокрывает Себя. И это ипостасное явление Духа Св. принадлежит будущему веку в качестве увенчания всего откровения Его в Божестве. Поэтому и в празднике Пятидесятницы Дух Св. рассматривается не столько как сходящая с неба Его ипостась, сколько как посылаемый Сыном от Отца Дух Св. в Его дарах, – если можно так выразиться, не как субъект, но объект, не Дающий, но Дар. Действующим лицом здесь является главным образом Сын, почему и литургически праздник этот имеет характер преимущественно христологический. Здесь более празднуется завершение Христом дела Его служения, нежели действие самой сходящей в мир Третьей ипостаси. Это же отрицательным образом подтверждается и литургически, именно молчаливым празднованием, как бы погруженным в глубокую тень, дня Св. Духа – тайны будущего века, о которой нет даже слова в настоящем. Этому же соответствует и общая скудость богословского понимания Пятидесятницы, для которого она есть только средство для спасения, а не новый и совершенно самостоятельный факт сошествия в мир Третьей ипостаси. И все вопросы богословия Пятидесятницы до сих пор сводятся только к одному и притом неверно поставленному, а потому мнимому: какие выводы относительно исхождения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Против ессенов, у самарян первой, а по общему порядку десятой ереси 1. Хотя самаряне разделились на четыре ереси; однако же одинаково друг с другом думая об обрезании, субботе и о других предписаниях Закона, в неважном, и то несколько, каждая из трех ересей разнится с близкими к ней, за исключением только доситеев. Ессены (σσηνο) держались первоначальных правил, ничего к ним не прикладывая. После горотены стали разногласить с другими в какой–то малости; потому что у них произошел некоторый спор между собою, то есть между себуеями, ессенами и горотенами (Σεβουαων κα σσηνν κα Γοροθηνν). Спор же был следующего вида. Закон повелевал иудеям неоднократно собираться отовсюду в Иерусалим, именно же в три времена года: в праздник Опресноков, в Пятидесятницу, и в праздник Кущей (Втор.16:16). Но иудеи жили в рассеянии, в пределах Иудеи и Самарии. Случалось же им, проходя в Иерусалим, совершать путь местами жительства самарян. Поскольку в одно время приходилось иметь собрания для празднования, то от сего бывали столкновения. Да и когда Ездра, по возвращении из Вавилона, обстраивал Иерусалим; самаряне изъявили желание подавать помощь иудеям и строить вместе, но были устранены Ездрою и Неемиею. Против себуеев, у самарян второй, а по общему порядку одиннадцатой ереси 1. Тогда себуеи (Σεβουαοι) в раздражении и гневе переставили времена сказанных выше праздников, — во–первых, по гневу на Ездру, а во–вторых, ради сказанного пред сим предлога, вызывающего их на ссору с проходящими. Устанавливают же они новый месяц для Опресноков по начале нового года, которое бывает осенью, то есть, после месяца тисри, который у римлян зовется август, у египтян — месори, у македонян — горпией, у эллинов — апеллей. Отсюда ведут они начало года и тотчас совершают праздник Опресноков. Осенью же празднуют Пятидесятницу. А праздник Кущей совершают у себя, когда у иудеев бывает праздник Опресноков и Пасхи. Против горотенов, у самарян третьей, а по общему порядку двенадцатой ереси Себуеев не послушались горотены (Γοροθηνο) и другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   Человеку облагодатствованному столько же естественно выражать своими действиями живущую в нем благодать Святого Духа, сколько естественно человеку живому дышать, двигаться и говорить. Поэтому и святые Апостолы, тотчас же, как Дух Святой сошел на них, стали иными людьми и заговорили языками, совершенно неизвестными им до того времени. Это не значит, что Апостолы получили только дар говорить разными неизвестными им языками; нет, Апостолы получили все дары Святого Духа, а обнаруживают теперь те только дары, которым нужно было открыться в них, сообразно обстоятельствам, окружавшим их. Так как необыкновенные явления, предшествовавшие сошествию на них Святого Духа, были замечены многими иудеями и пришельцами (прозелитами) из других наций, собиравшихся в Иерусалим из различных стран; то Духу Святому подобало открыть Себя через Апостолов тем даром, которым они могли беседовать с ними, чтобы объяснить всем им значение настоящего события и обратить их ко Господу. Заметнее и поразительнее всех обнаружился при этом дар языков. Говорили же они так, якоже Дух даяше им провещавати, то есть, произносили то, что влагал им в душу и уста Дух Святой. Слушающим беседы Апостолов нельзя было и подумать, что слова их были словами обыкновенного разговора; нет, их слышали глаголящими величия Божия, то есть, проповедующими великие дела Божий.    По закону Моисееву, во время праздников Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, иудеи обязаны были, для празднования их, собираться в Иерусалим, ко храму Господню. Для иудеев Палестины это было легко; но для иудеев рассеяния, живущих в разных странах света, равно и для пришельцев (прозелитов) из разных стран, далеких от Иерусалима, исполнение этого требования было делом большой трудности; только по любви к Иерусалиму и храму и по ревности законной они презирают все трудности далекого путешествия и собираются теперь в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Поэтому они справедливо называются людьми благоговейными. За искреннюю их набожность они, по особому о них промышлению Божию, удостаиваются быть свидетелями законоположения завета нового, и в числе нескольких тысяч первыми присоединяются к Христовой церкви. Иудеи и пришельцы эти называются собравшимися от всего языка, иже под небесем, в том смысле, что их было очень много и из многих стран, по которым рассеяны они были царями ассирийскими, вавилонскими, египетскими и римлянами. Называются же они Мидянами, Еламитами и др. потому, что одни из них жили между этими народами, другие были пришельцами (прозелитами) из этих народов (Воскр. Чт. 1864 1865 г. 8, стр. 191).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Праздник Опресноков (хаг гаммацот, α μραι или ορτ τν ζμων) следовал непосредственно за пасхой и продолжался семь дней (15–21 нисана, Лев. 23:6 ). В течение его израильтяне должны были есть пресный хлеб, в воспоминание тяжелой жизни в Египте и поспешного бегства отсюда ( Исх. 12:15–16 ; Втор. 16:3–8 ). В первый и седьмой день праздника заповедовался покой от дел. Кроме сего, каждый день к ежедневным жертвам присоединялись жертвы чрезвычайные, а именно: жертвы всесожжения, состоявшие из двух тельцов, одного барана и семи однолетних агнцев, с соответствующими приложениями, и жертва за грех, состоявшая из козла ( Чис. 28:17–25 ). Сверх того, после поселения евреев в Палестине, вечером в первый день праздника (15 нисана), приносился к скинии, а потом к храму сноп свежей жатвы (омер рэшит), который потрясался священником пред скинией или потом пред храмом 517 , что сопровождалось принесением в жертву всесожжения однолетнего агнца, с соответствующим приложением ( Лев. 23:9–14 ). Это делалось даже и тогда, когда 15 нисана падало на канун субботы (Менахот, X, 1). Ко времени празднования Пасхи и праздника Опресноков приурочивалась также многими уплата священной подати на скинию или храм, взимавшейся обычно в адаре или начале нисана (Шекалим). § 135. Пятидесятница Праздник Пятидесятницы 518 праздновался спустя семь седмиц (49 дней) после принесения в день Опресноков снопа потрясания, таким образом в 50-й день после Пасхи ( Лев. 23:15–16 ; Втор. 16:9–10 ), в воспоминание данного при Синае законодательства, а также вообще всех благодеяний Божиих израильскому народу, явленных во время странствования по пустыне, завоевания ханаанской земли, и сверх того в прославление Бога за новую поспевавшую к тому времени жатву. Пятидесятница праздновалась один день. Празднование ее состояло в покое от дел. В порядке богослужения оно отмечалось, во-первых, принесением начатков, состоявших из двух кислых хлебов, испеченных из пшеничной муки нового урожая, по 2 / 10 , эфы в каждом, которые потрясались пред скинией, и, во-2-х, в присоединении к ежедневным жертвам чрезвычайных жертв всесожжения, состоявших из семи однолетних агнцев, одного тельца, двух баранов, с соответствующими приложениями, жертвы за грех, состоявшей из козла, и жертвы мирной, состоявшей из двух однолетних агнцев ( Лев. 23:15–21 ). Хлебы потрясания поступали в пользу священников. В Пятидесятницу многие израильтяне совершали добровольно жертвы всесожжения и исповедания в благодарность Богу за ниспосланный им урожай. § 136. Праздник Кущей

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В Воскресение приходят в такое время, когда обыкновенно бывает вечерня. И вечерня правится как в Воскресении, так и у Креста; и оттуда народ весь до одного при песнопениях провожают епископа на Сион. Когда придут туда, подобным же образом поются песни, приличествующие месту и дню, и снова читается то место из евангелия, где на восьмой день пасхи Господь вошел, где были его ученики и обличил Фому в его неверии. И тогда прочитывается все чтение; после этого произносится молитва, и по благословении как оглашенных, так и верных, по обыкновению каждый возвращается в свой дом, во второй час ночи, как и в воскресение пасхи. От пасхи же до пятидесятницы, то есть пентикостии, здесь совершенно никто не постится, даже и те, кои суть анотактиты. И в эти дни постоянно, как и целый год, в Воскресении, от первого пения петухов до утрени, правится обычная служба: подобным же образом и на шестом часе, и на вечерне. В воскресные же дни служба совершается всегда по обыкновению в Мартириуме, то есть в большой церкви, и оттуда идут с песнопениями в Воскресение. В среду же и в пятницу, так как в эти дни совершенно никто не постится, служба совершается на Сионе, но утром, и совершается литургия обычным порядком. В самый же день четыредесятницы после пасхи, то есть в четверг, накануне все, после шестого часа, то есть в среду, идут в Вифлеем для празднования бдения. Бдение же совершается в Вифлееме в церкви, в каковой церкви находится пещера, где родился Господь. На другой же день, то есть в четверг четыредесятницы, совершается литургия своим порядком, при чем пресвитеры и епископ проповедуют, говоря приличествующее дню и месту: и потом вечером каждый возвращается в Иерусалим. В день же пятидесятницы, то есть воскресный, в каковой день бывает большой труд народу, все правится по обычаю, начиная с первого пения петухов: совершается бдение в Воскресении, доколе епископ не прочтет то место евангелия, которое всегда читается в день воскресный, то есть о воскресении Господа: и потом в Воскресении совершается по обычаю все, что бывает круглый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    «О ястии и питии». В законе было определенно прописано, что употреблять в пищу и чего не употреблять. Запрещение основывалось на полезности и не полезности яств, по тамошнему климату; причем имелись в виду и нравственные уроки, вытекавшие наглядно из свойств запрещенных животных и птиц. Но как те мудрователи пошли в ложь, то очень вероятно, что они приплетали к этому какие-нибудь нелепые гадания по духу своего лжеучения. В законе говорится только о яствах; относительно пития правило положено только для назореев. Потому можно наводить, что мудрецы те выступали в качестве постоянных назореев и правила назорейства делали обязательными для всех. Ессеи казались постоянно назорействующими. Может быть, из этой секты были и колоссянские мудрецы.     «О части праздника» — какого-либо из больших годичных праздников: пасхи, пятидесятницы, кущей и других. Этих праздников они не могли соблюдать вполне: по отдаленности не могли ходить в Иерусалим всякий год, а дома, празднуя, не могли исполнять всего, что составляло принадлежность праздника. Почему и сказал Апостол: «о части». «Не сказал: (в соблюдении праздника) кущей, или опресноков, или пятидесятницы, но: «о части праздника»; ибо они не дерзали сохранять все; а если и сохраняли, то не как праздники. О части говорит, показывая, что большая часть уже оставлена, не все прежнее удержали» (святой Златоуст). Но можно наводить и то, что мудрователи те все, сюда относящееся, перестроили на свой лад, так что из прежнего взяли только кое-что.    Это «о части» было взято из порядков празднования и новомесячий с субботами. Не все, и сюда относящееся, могли они соблюдать. Несмотря, однако ж, на то, что такое празднование, усеченное и измененное, не было уже вполне иудейское, Апостол не хочет, чтоб колоссяне касались его. Так оно противно духу христианства. Апостол не вообще отклоняет от праздников, а от празднования в известные дни в духе иудейства или того лжеучения, которое ходило среди колоссян. Иметь праздники и праздновать их есть неотъемлемая часть веры, поколику вера есть, какова бы она ни была. Так мы устроены. Их все веры и имеют, но каждая в своем духе. И христианство имеет свои праздники, но в своем духе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

Преполовения Пятидесятницы или Отдания Пасхи выпадают на среду, разрешается рыба. Далее Типикон дает следующее указание: «Нецыи же разрешают и в прочия (дни)». Сложившаяся к настоящему моменту практика подразумевает, что в среды и пятницы всей Пятидесятницы разрешается употребление рыбы. Уставные указания о том, как следует поститься в течение Рождественского и Петрова постов Указания Устава о пощении в Рождественский и Петров пост совпадают и объединены в одной главе, в которой говорится следующее. 1 . В течение Рождественского и Петрова постов во вторник и четверг разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина. 2 . В понедельник, среду и пятницу разрешается употребление пищи без растительного масла. 3 . В субботу и воскресенье разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 4 . Если в понедельник, вторник или четверг празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная 13 служба, то в эти дни разрешается употребление в пищу рыбы. 5 . Если же день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, празднуется в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление в пищу вареной пищи с растительным маслом и вина. 6 . Если празднование памяти святого, которому положено «бдение», совершается в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 7 . Если на среду и пятницу выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, в эти дни также разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Практика соблюдения постов в некоторых современных приходах Русской Православной Церкви несколько мягче, чем это положено по Уставу. В основе такого подхода к вопросу церковной практики поста лежит так называемая икономия, то есть учет внешних обстоятельств жизни современного православного человека. Исходя из этого, в некоторых церковных приходах сложилась такая традиция воздержания в Рождественский и Петровский посты: 1) во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и рыбы;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С другой стороны, не было основания приурочивать празднование кущей к марту месяцу и в том, что исход евреев из Египта совершился в марте. Праздник кущей был установлен не для воспоминания времени исхода, – для этого был другой праздник, праздник пасхи, – а для воспоминания о странствовании евреев по пустыне, которое продолжалось сорок лет. Назначить этот праздник можно было во всякое время года. И всего приличнее было назначить праздник кущей именно в осеннее время года. Евреи вспоминали о водительстве Иеговы в пустыне, о том, как хранил Он их в земле непроходной и безводной, – и как, верный Своим обетованиям, Иегова привел их в землю добрую, в которой без скудости они могут есть хлеб свой. Теперь, осенью, наслаждаясь, после летних трудов, обильными плодами, которые принесла земля обетованная, израильтянин всего живее мог сознавать непреложность обетований Божиих. Назначенный в такое время праздник кущей мог быть празднуем евреями с полною свободою и в полном довольстве. К празднику кущей, говорит Бэр, оканчивались все работы и начиналась зима – время покоя. Каждый имел в своих руках плоды годовых своих трудов, чем благословил его Бог . Все заботы теперь покончились. Ни одно время года не было так удобно для торжественного, радостного праздника. И вследствие этого праздник кущей был более торжественный праздник, чем другие великие праздники – пасха и пятидесятница. Трижды в год израильтянин должен был являться пред лице Божие – с даром в руке своей: в пасху, пятидесятницу и праздник кущей. На другой день празника пасхи евреи праздновали начало жатвы, приносили во святилище первый сноп новой жатвы, и с этого дня начинали вкушать новый хлеб в виде сырых и сушеных зерен. В праздник пятидесятницы, кроме воспоминания о даровании закона при Синае, они праздновали окончание жатвы зерновых хлебов и приносили к святилищу уже два печенные хлеба, испрашивая на них благословение Божие, как на свою обычную пищу. В праздник кущей израильтянин торжествовал окончание всех своих трудов земледелия, когда он совершенно убрал уже не только с гумна своего, но и из точила своего, то есть не только собрал зерновой хлеб и овощи, но и виноград и маслины и плоды других плодовых деревьев. И если хлеб служит только для пропитания, а вино и масло и фрукты свидетельствуют о богатстве и изобилии; то праздник кущей, очевидно, был более торжественным праздником, чем пасха и пятидесятница. Израильтянин должен был в этот праздник являться пред лице Божие с даром гораздо более обильным, чем когда бы то ни было.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010