Луна (йареах) совершает свое движение вокруг земли регулярно в 29½ суток, при чем за это время наблюдаются ее различные фазы. Такое регулярное движение и изменение фаз луны было известно древним евреям и было положено ими в основу времясчисления. Период времени, в течение которого луна совершает свой полный путь вокруг земли и после которого опять начинает являться в своих прежних фазах, назывался месяц (йерах, μν) или новолуние (ходеш, νουμηνα). Этот период обнимал 29½ суток. Начало месяцев определялось на основании непосредственного наблюдения над луной: начало новолуния, замеченное на горизонте, считалось и началом месяца. Наблюдение над луной совершалось простым глазом. Лица, заметившие начало новолуния, сообщали об этом священникам, а эти извещали приходивший к храму народ. Особенно важное значение в жизни народа имело определение первого весеннего новолуния (месяца нисана), применительно к которому определялось время празднования Пасхи и Пятидесятницы, и первого осеннего новолуния (месяца тишри), применительно к которому определялось время празднования Нового года, дня Очищения и праздника Кущей. Как видно из гезерской календарной таблетки, счет месяцев, как и самое название их, у простого народа имели в своем основании те земледельческие работы, которые совершались в известные месяцы года. Поэтому различали два месяца уборки плодов, два месяца посева, два позднего сева, один месяц таскания льна, один месяц жатвы ячменя, один месяц жатвы других хлебов, два месяца уборки винограда и один месяц уборки овощей. Порядок исчисления месяцев, как ясно из характера производившихся в течение оных работ, соответствовал земледельческому году Палестины и начинался с поздней осени, когда заканчивались последние земледельческие работы предшествующего года (уборка плодов) и начинались озимые посевы для последующего года. Период времени, в течение которого исполнялся весь круг земледельческих работ в Палестине и после завершения которого эти работы начинались вновь в том же порядке, составлял год (шана). Так как в определении начала и конца этого периода евреи руководствовались переменами земледельческого года, иными словами явлениями в жизни растительного царства, которые связаны непосредственно с положением земли относительно солнца, то лежавший в основе их летосчисления год был солнечным годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   Если в седмичные дни совершается празднование памяти святого с бдением, поется тропарь святому (дважды) и «Богородице, Дево...» (единожды).    Если в седмичные дни случится празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды) и на «Слава, и ныне» – Богородичен тропаря воскресного по гласу тропаря святому, а на субботу поется Богородичен тропаря воскресного настоящего (текущего) гласа.    Если в седмичные дни нет празднования с великим славословием, полиелеем или бдением, поется тропарь святому из Минеи и на «Слава, и ныне» – Богородичен от менших или в среду и в пятницу – Крестобогородичен по гласу тропаря святому (Богородичны от менших и Крестобогородичны находятся в конце каждой Минеи, в Псалтири следованной и Типиконе под заголовком «Богородичны отпустительные по тропарях святым, поемые во все лето на вечерне и утрени на «Бог Господь» и в конце утрени»).    Если празднуется память двух святых, исполняются тропарь одному святому, на «Слава» тропарь другому, а на «И ныне» Богородичен по гласу второго тропаря; на субботу на «И ныне» поется Богородичен тропаря воскресного настоящего гласа.    В дни, когда поются Триоди, постная и цветная, исполняются тропари Триодей. В седмичные дни Великого поста, а также на среду и пятницу сырной седмицы поют тропари: «Богородице, Дево, радуйся...» (единожды), «Слава» – «Крестителю Христов всех нас помяни...» – «И ныне» – «Молите за ны святии апостоли, святии вси...» и «Под Твое благоутробие прибегаем...»    На субботы родительские перед Неделями мясопустной и Пятидесятницей поются тропари «Глубиною мудрости...», «Слава, и ныне», «Тебе и стену пристанище имамы...» Благословение хлебов    На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов – на средине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда перед пением стихир на стиховне.     Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика; кадит он и священника-предстоятеля, потом еще раз столик (хлебы). По окончании тропарей он возглашает: Господу помолимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

«В четырнадцатый день». Первый день Пасхи, по закону Моисееву был, собственно, 15-го Нисана, но так как церковный день у евреев (как и у нас) считался с вечера предыдущего дня, то Пасха начиналась уже 14-го Нисана и вечер этого дня, благодаря вкушению в него пасхального агнца, был самым торжественным моментом праздника. Посему это число месяца и указано здесь в качестве начала для праздника. Но это нисколько не нарушает полного соответствия по времени празднование между Пасхой – праздником весеннего полугодия и Кущами – праздником осеннего полугодия: первый день обоих праздников падает на 15 число их месяцев; празднование Кущей также так и Пасхи начиналось с вечера 14-го Тисри, но так как этот вечер не выделялся чем-нибудь из других дней праздника, то Иезекииль в 25 ст. начало осеннего праздника полагает на 15-й день седьмого месяца. Поэтому совершенно лишне исправлять с новейш. толков. здесь 14 на 15 для симметрии со ст. «Праздник семидневный». По евр. букв. «праздник седмиц дней». Если бы не было прибавки «дней», то этим определением праздника, Пасха отожествлялась или соединялись бы в один 50-дневный праздник с Пятидесятницей, потому что именно последняя называлась «праздником седмиц» (хаг шибуот); но и прибавка «дней» не исключает такого смысла, потому что неделя, седмица иногда плеонастически называется «седмица дней» ( Дан 10.2–3 ; ср. Быт 29.14 : «месяц дней»); только тогда первое слово «седмица» не стояло бы в casus constructus (падеже соединения), как оно стоит здесь. Посему все древние переводы принимают здесь шибуот не в значение «седмицы», «недели» а «семи» («седмерицы»), т. е. видят здесь мысль, что Пасха должна праздноваться 7 дней; за это говорит и аналогия Моисеева закона, и соответствие с осенним праздником 25 ст. Новейшие предполагают, что здесь шиб " ат, семь, исправлено переписчиками в шибуот, неделя, чтобы внести в текст указание на недостающую у Иезекииля Пятидесятницу. – «Опресноки», «которые можно печь из жнущегося уже тогда хлеба». (Бертол.) Но это второй по значению обряд Пасхи; первый – агнец не упоминается, но должно быть потому, что указывается самым именем Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как Пятидесятница примет вас, поругавших так Пасху. В Пятидесятницу было явное и всем видимое сошествие Духа Святого: а ты предварительно соделал себя жилищем сопротивного духа, стал храмом идольским, вместо того, чтобы тебе стать храмом Божиим чрез вселение Духа Святого. Ты навлек на себя клятву пророка, который говорит от лица Божия: “И обращу праздники ваши в сетование” (Амос. 8:10). Как будете начальствовать над рабами, когда сами, подобно невольникам, порабощены похотями “несмышленными и вреждающими?” Как будете вразумлять детей, когда сами ведете жизнь неразумную и бесчинную? 16. Св. Григорий Богослов Слово “На Святую Пятидесятницу” Кратко любомудрствуем о празднике, чтобы нам праздновать духовно. У всякого свой способ торжествовать; а у служителя Слова состоит он в слове, в таком слове, которое всего приличнее времени. И не увеселяет так ни одна красота любителя красот, как любителя праздников духовное празднование. Но рассудим о сем так. Празднует и иудей, но по букве: ибо он, “гоня закон” телесный, в “не достиг до закона праведности” (Рим. 9:31). Празднует и еллин; но телесно, сообразно с своими богами и демонами, из которых одни, по собственному признанию язычников, виновники страстей, а другие почтены богами за страсти, почему и празднование у них состоит в удовлетворении страстей, и грешить значит чтить бога, к котому под защиту прибегает страсть, как достохвальное дело. Празднуем и мы, но празднуем, как угодно Духу: а Ему угодно, чтобы мы или говорили, или делали что-либо подобающее. И праздновать значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнующие, которые, по моему рассуждению, мало услаждают чувства, а более растлевают его и вредит ему. “Довлеет” телу “злоба его.” Нужно ли в пламень подкладывать больше сгораемого вещества, или зверю давать обильную пищу, чтобы он сделался неукротимее и взял силу над разумом? Итак, праздновать должно духовно. Мы празднуем Пятидесятницу, пришествие Духа, окончательное совершение обетования, исполнение надежды, таинство, и притом столь великое и досточтимое! Оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относившиеся к телесному пребыванию Его на земле (помедлю говорить, что оканчиваются дела, относящиеся к телу, пока не убедит меня какое-либо слово, что лучше совлечься тела); а начинаются дела Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

В основании распределения в этом круге седмиц отдельных праздников также лежит число семь. Так, Пятидесятница праздновалась, спустя семь суббот или недель от праздника Пасхи 380 . Пасха и праздник Кущей продолжались по семи дней 381 . Праздничных дней, в которые назначалось законом священное собрание, также было семь 382 . Но „суббота“, скажем словами Кейля, „служила центром израильских праздников не в том только смысле, что около неё группировались все величайшие праздники и праздничные круги, но также и в том отношении, что покой субботний служил зерном, был душею всех других праздников“ 383 : известно, что все праздничные дни, а в многодневных праздниках – первый и последний дни, были у древних евреев днями покоя 384 . Глава четвертая. Суббота по Талмуду После обозрения истории и значения теократической субботы, представленного в предшествующих двух главах, обратимся к изложению традиционных еврейских установлений о праздновании седьмого дня и посмотрим, какую форму принимает Моисеева суббота в Талмуде. Уже ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа, празднование седьмого дня стало важнейшим установлением еврейского народа. Разрушение Иерусалима и храма, уничтожив основы теократии и сделав единственной опорой и условием дальнейшего существования иудейства его верования и обряды, навсегда утвердило за субботой это значение. А эдикты Адриана, под угрозой смерти запретившие празднование седьмого дня, еще более усилили прежний фанатизм иудеев в соблюдении субботних законов 385 . В жестоких гонениях на субботу иудейство увидело только доказательство её вечности и побуждение к более ревностному её хранению. „Это знак“, говорил некогда р. Иуда, „что суббота не исчезнет во Израиле. Каждая заповедь, за которую Израиль терпел мученическую смерть, – как заповедь о субботе, – сохранится у него, а за что он не жертвовал жизнью, – как за юбилейный год, за храм, – то у него не осталось“ 386 . Выдержав жестокие гонения, суббота, действительно, навсегда утвердилась в иудействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Об ессинах, у самарян первой, а по общему порядку десятой, ереси Хотя самаряне разделились на четыре ереси; однакоже, одинаково друг с другом думая об обрезании, субботе и о других предписаниях закона, в неважном, и то несколько, каждая из трех ересей разнится с близкими к ней, за исключением только досифеев. Ессины держались первоначальных правил, ничего к ним не прикладывая. После горофины стали разногласить с другими в какой-то малости; потому что у них произошел некоторый спор между собою, то есть, между севуеями, ессинами и горофинами. Спор же был следующего вида. Закон повелевал иудеям неоднократно собираться отовсюду в Иерусалим, именно же в три времена года: в праздник опресноков, в пятидесятницу, и в праздник кущей ( Втор.16:16 ). Но иудеи жили в рассеянии, в пределах Иудеи и Самарии. Случалось же им, проходя в Иерусалим, совершать путь местами жительства самарян. Поскольку в одно время приходилось иметь собрания для празднования; то от сего бывали столкновения. Да и когда Ездра, по возвращении из Вавилона, обстраивал Иерусалим; самаряне изъявили желание подавать помощь иудеям и строить вместе, но были устранены Ездрою и Неемиею. О севуеях, у самарян второй, а по общему порядку одиннадцатой, ереси Тогда севуеи в раздражении и гневе переставили времена сказанных выше праздников, и, во-первых, по гневу на Ездру, а во-вторых, ради сказанного пред сим предлога, вызывающего их на ссору с проходящими. Устанавливают же они новый месяц для опресноков по начале нового года, которое бывает осенью, то есть, после месяца Тисри, который у римлян зовется Август, у египтян – Месори, у македонян – Горпией, у еллинов – Апеллей. Отсюда ведут они начало года, и тотчас совершают праздник опресноков. Осенью же празднуют пятидесятницу. Α праздник кущей совершают у себя, когда у иудеев бывает праздник опресноков и пасхи. О горофинах, у самарян третьей, а по общему порядку двенадцатой, ереси Севуеев не послушались горофины и другие. Но ессины, быв близки к другим, с ними поступают одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В 1985 г. в СССР насчитывалось 2294 религ. общины, входившие во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1986 г. были прекращены репрессии в отношении членов отделившегося от ВСЕХБ Совета Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ) (см. ст. Инициативники ), через 2 года его деятельность была легализована. В 1990 г. ВСЕХБ был преобразован в СЕХБ (Союз евангельских христиан-баптистов); общая численность зарегистрированных общин баптистов составила 2151. Снижение числа общин баптистов можно объяснить выходом из ВСЕХБ части общин пятидесятников, ранее включенных туда под давлением властей. Количество зарегистрированных религ. общин пятидесятников выросло с 235 до 602. Число объединений адвентистов седьмого дня увеличилось в 1985-1990 гг. с 342 до 432. Ислам, 2-я по числу верующих религия в стране, увеличил количество зарегистрированных религ. орг-ций почти в 3 раза. Если в 1985 г. в СССР было всего 392 зарегистрированные мечети, то в 1990 г. их насчитывалось уже 1103. В авг. 1989 г. в Татарской АССР и Башкирской АССР прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия мусульманства Волжской Булгарией и 200-летию Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Эти праздничные мероприятия по масштабу были сопоставимы с празднованием 1000-летия Крещения Руси. К торжествам приурочили закладку и открытие мечетей в Уфе, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. В связи с национальным подъемом среди традиционно исповедующих ислам народов произошли изменения в системе органов управления исламскими орг-циями. В 1989 г. разделилось Духовное управление мусульман Сев. Кавказа (ДУМСК), что привело к возникновению духовных управлений мусульман северокавк. республик. В 1990 г. от Духовного управления мусульман Ср. Азии и Казахстана (САДУМ) отделилось Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). В 1985 г. в СССР была 91 зарегистрированная иудейская община, к 1990 г. их число выросло до 102. С кон. 80-х гг. ХХ в. наряду с ортодоксальным талмудическим направлением в стране началось распространение реформистского и хасидского иудаизма. В янв. 1990 г. съезд представителей иудейских общин СССР образовал Всесоюзный совет еврейских религ. общин (ВСЕРО), в к-рый вошла 61 община.

http://pravenc.ru/text/166175.html

   Примечание: Об ессинах, у самарян первой, а по общему порядку десятой, ереси    Хотя самаряне разделились на четыре ереси; однакоже, одинаково друг с другом думая об обрезании, субботе и о других предписаниях закона, в неважном, и то несколько, каждая из трех ересей разнится с близкими к ней, за исключением только досифеев. Ессины держались первоначальных правил, ничего к ним не прикладывая. После горофины стали разногласить с другими в какой-то малости; потому что у них произошел некоторый спор между собою, то есть, между севуеями, ессинами и горофинами. Спор же был следующаго вида. Закон повелевал иудеям неоднократно собираться отвсюду в Иерусалим, именно же «в три времена года: в праздник опресноков, в пятидесятницу, и в праздник кущей» (Втор.16:16.). Но иудеи жили в разсеянии, в пределах Иудеи и Самарии. Случалось же им, проходя в Иерусалим, совершать путь местами жительства самарян. Поелику в одно время приходилось иметь собрания для празднования; то от сего бывали столкновения. Да и когда Ездра, по возвращении из Вавилона, обстроивал Иерусалим; самаряне изъявили желание подавать помощь иудеям и строить вместе, но были устранены Ездрою и Неемиею. О севуеях, у самарян второй, а по общему порядку одиннадцатой, ереси    Тогда севуеи в раздражении и гневе переставили времена сказанных выше праздников, и, во-первых, по гневу на Ездру, а во-вторых, ради сказаннаго пред сим предлога, вызывающаго их на ссору с проходящими. Установляют же они новый месяц для опресноков по начале новаго года, которое бывает осенью, то есть, после месяца Тисри, который у римлян зовется Август, у египтян — Месори, у македонян — Горпией, у еллинов — Апеллей. Отсюда ведут они начало года, и тотчас совершают праздник опресноков. Осенью же празднуют пятидесятницу. Α праздник кущей совершают у себя, когда у иудеев бывает праздник опресноков и пасхи. О горофинах, у самарян третьей, а по общему порядку двенадцатой, ереси    Севуеев не послушались горофины и другие. Но ессины, быв близки к другим, с ними поступают одинаково.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

15:19–23. Обращение с первенцами животных. Обычай посвящать первенцев животных божеству не имеет аналогий в других культурах древнего Ближнего Востока, хотя некоторые ученые утверждает, что сведения о подобной практике встречаются в угаритских текстах. Даже если это так, тексты дают нам мало информации о смысле этого обычая. 15:23. Запрет на употребление крови. См. коммент. к Лев. 17и Втор. 12:16,20 . 16:1–17 Три главных праздника 16:1–17. Еврейский религиозный календарь. Другие варианты календаря встречаются в Исх. 23:12–19; 34:18–26 ; Лев. 23 и Чис. 28, 29 (см. соответствующие коммент.). 16:1. Авив. Авив (март – апрель), считавшийся первым месяцем еврейского календаря, связан с событиями исхода (см. коммент. к Исх. 13:4; 23:15 ). Полагают, что название этого месяца заимствовано из хананейского календаря. Позднее, когда в Израиле были приняты названия месяцев из вавилонского календаря, первым месяцем стал нисан. В Исх. 23авив связан с праздником опресноков, а в Книге Второзаконие – с Пасхой. 16:1–8. Пасха. Ср. с пасхальными установлениями в Исх. 12 . Законодательство в Книге Второзаконие учитывает изменения, происшедшие в израильском обществе со времен исхода, и переносит празднование Пасхи в то «место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (ст. 6), т. е. в Иерусалим. 16:9–12. Праздник седмиц. Второй из великих праздников, известный также под названием Пятидесятницы, наступает через семь недель после начала жатвы пшеницы ( Исх. 34:22 ). В земледельческом цикле он знаменует завершение периода жатвы пшеницы и традиционно ассоциируется с дарованием закона на Синае. Кроме того, этот праздник связан с возобновлением завета и паломничеством. Празднование сопровождалось принесением «жертвы возношения» из двух хлебов, жертвоприношением животных (семерых годовалых агнцев, одного тельца и двух овнов) и жертвой возлияния в благодарность за добрый урожай. Кроме того, в качестве жертвы за грех народа в этот праздник приносится козел. 16:13–17. Праздник кущей. Последний праздник перед установлением сезона дождей приходился на осень и знаменовал начало нового цикла земледельческих работ (пятнадцатый день седьмого месяца). В этот период происходил сбор и закладывание в хранилища последнего зерна и плодов. Этот продолжающийся в течение недели праздник известен также под названием «праздник собирания плодов» ( Исх. 23:16 ). Его отличительной особенностью было сооружение украшенных зелеными ветвями шалашей. Слово «кущи» в названии этого праздника впервые появляется в Книге Второзаконие и, по-видимому, отражает обычай жнецов сооружать шалаши на полях, чтобы работать от зари до зари, не возвращаясь домой (см.: Лев. 23:42 ). Еврейская традиция связывает этот праздник с воспоминаниями о странствиях в пустыне. К празднику кущей было приурочено освящение храма Соломона в Иерусалиме ( 3Цар. 8:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но у нас нет никаких данных, на основании которых мы могли бы предполагать, что этот день праздновался, как ветхозаветная суббота, т.е. соблюдением строгого покоя. Мы не знаем, как проведены были третье и следующие воскресенья в обществе учеников Христовых, но, по аналогии с первыми двумя, мы, кажется, вправе заключать, что и они проводились в радостном воспоминании о совершившемся в сей день событии. Следующий воскресный день, о провождении которого апостолами мы имеем сведения, – был день сошествия Св. Духа и вместе с тем еврейский праздник Пятидесятницы. В праздник этот закон запрещает работать, повелевает созывать народ на священное собрание ( Лeb. XXIII, 21 ; Чucл. XXVIII, 26 ) и приносить особенно многочисленные жертвы. Но а столов в этот день мы видим единодушно вместе собравшимися своей Сионской горнице еще до третьего часа дня (по нашему – девятого), когда именно и происходило «священное собрание». Они конечно, не перестали исполнять закон Моисеев, но, по-видимому этот день решили посвятить своим собственным, новозаветным воспоминаниям о совершившемся в этот день воскресении И. Христа и размышлению о его последствиях (ср. Дeяh. II, 24–26 ). И Господь еще раз не словами, а фактами, отличил этот день от прочих дней недели, ниспослав на апостолов и бывших с ними Святого Духа. И на этот раз день этот стал днем светлого торжества и блаженства. особенно тесного общения с Богом, днем сошествия на них Духа Святого, днем проповеди о И. Христе, когда все провещавали на иных языках ( Дeяh. II, 4 ), когда Петр своей одушевленной речью (?, 14–40) обратил около 3000 душ (II, 41), днем не телесной радости и наслаждения яствами и питиями, а днем духовного торжества, священной радости пред Господом. Как проводились воскресные дни после сего, мы совершенно не имеем каких-либо сведений вплоть до 57 и 58 г. по P. Хр., к которым относятся два указания, свидетельствующие об обычае празднования воскресного дня богослужебными собраниями и делами благотворения в Галатии, Коринфе и Троаде, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010