Вечером в зале собора Temple Neuf состоялся праздничный рождественский концерт «Православное Рождество в Страсбурге». Организовало концерт Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге. 11 января. ПРАВМИР. Как сообщает сайт представительства Русской Церкви в Страсбурге , 8 января 2012 года празднование рождественских святок началось с Божественной литургии, которую впервые в ставропигиальном храме Всех Святых возглавил епископ Корсунский Нестор Около ста верующих  не только из Франции, но и из Германии, России, Украины собралось на Божественной литургии. Часть службы совершалась на французском языке. По окончании богослужения в приходском зале исполнялись рождественские колядки на украинском и русском языках. Вечером в зале собора Temple Neuf состоялся праздничный рождественский концерт «Православное Рождество в Страсбурге». Организовало концерт Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге. В зале, рассчитанном на 400 сидячих мест, собралось около 1000 человек. Перед концертом к собравшимся обратился глава представительства Московского патриархата в Страсбурге игумен Филипп (Рябых). «Весьма символично, что православное Рождество мы представляем сегодня широкой публике в Страсбурге. Тем самым Страсбург вбирает в себя все рождественские традиции континента и по настоящему становится столицей европейского Рождества, близкой для православных диаспор, проживающих в этом городе, и православных народов Восточной Европы», — отметил отец Филипп (Рябых) в своем выступлении. В заключение Представитель Московского патриархата при Совете Европы рассказал о традициях празнования в Русской Церкви святок, которые длятся от Рождества до Крещения, когда люди ходят на богослужения, поют друг другу песни, возвещающие о рождении Спасителя, дарят подарки, а также помогают всем, кто нуждается в помощи и поддержке. Первую часть концерта открыл женский  хор регентского отделения Московской Духовной Академии при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, исполнивший праздничные рождественские песнопения, а также колядки.

http://pravmir.ru/koncert-pravoslavnoe-r...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Встречаем Рождество правильно: 8 советов Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов).  На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия - это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник.  Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков - древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. 2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/939...

Далее святой песнописец призывает нас отрясти от очей сон лености, бодрствовать в молитве, отражая искушения лукавого, быть воздержанными в слове, отречься плотских страстей и красных (то есть удовольствий) мира. Рассматривается это как необходимое условие нашего участия в поклонении родившемуся Христу.    Канон, поющийся на повечерии последнего дня предпразднства, 24 декабря, и составленный по образцу канона Великой субботы, носит более радостный и торжественный характер. Его основная тема – не самоистощание Божества, а Его плод на земле: соединение земного с небесным. Глава 3. БОГОСЛУЖЕНИЕ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ДО ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ Навечерие Рождества Христова    В отличие от большей части двунадесятых праздников у Рождества Христова, кроме предпразднства, есть еще один день, особо выделяемый из всех дней подготовки к празднику и называемый навечерием Рождества Христова, или «сочельником». Из других двунадесятых праздников навечерие имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднства, в канун праздника, 24 декабря, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений.    Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник».    Богослужение рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с вечерни, малого повечерия и утрени. Читаемый на повечерии канон по своему содержанию приближается к песнопениям самого праздника. Сосредоточенное на содержании праздника и несколько грустное настроение, характеризующее трипеснцы и каноны других дней предпразднства, постепенно уступает место радости и ликованию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Но другие по возможности могут посещать православные храмы; будут продолжаться рождественские песнопения в храмах на богослужении. Таким образом, в течение недели празднуется собственно Рождество Христово, а далее будет совершен праздник Обрезания Господня, совпадающий с памятью святого Василия Великого , это так называемый старый Новый год. А потом сразу наступит предпразднство Богоявления, когда мы будем уже готовиться к празднику Крещения Господня. Конечно, проводить святки надо в духовной радости; поста в эти дни нет, мы можем вкушать любую пищу, но при этом надо помнить, что нужно соблюдать умеренность и не предаваться чрезмерному объедению, ни в коем случае не предаваться пьянству, чтобы не осквернять святые праздничные дни этими грехами. То есть проводить дни в радости о родившемся Христе Спасителе. Конечно, нужно стараться этой радостью поделиться с другими людьми, с нашими близкими, знакомыми; если есть возможность, оказать материальную помощь ближним, чтобы и они тоже приобщились к празднованию Рождества Христова. Также при церковноприходских школах могут проводиться рождественские спектакли, постановки, на которых могут исполняться и народные рождественские песнопения, называемые колядками. Это вполне благочестивая традиция празднования Рождества Христова. — Что касается колядок, ведь это изначально западная традиция, и даже язык колядок — язык западной части России. Как Вы считаете, эта традиция универсальна для всей Русской Православной Церкви? — Это не строго церковная традиция, а народная, но она вполне приемлема. Есть очень хорошие колядки, которые по своему смыслу вполне соответствуют смыслу праздника Рождества Христова. Поэтому эти колядки вполне можно исполнять во внебогослужебное время на рождественских праздниках. — Вы уже затронули тему дел милосердия в период святок. Сейчас еще осталось несколько дней поста, эти дни выходные. Что Вы можете посоветовать, какие дела милосердия можно успеть осуществить сейчас, до Рождества Христова? — Каждый человек, наверное, сам знает о своих ближних, которые нуждаются в его помощи.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

Неделя 23-я по Пятидесятнице. 15. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Начало Рождественского поста. Прп. Паисия Величковского. Прп. Гурия Шалочского. Служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 15 июня). Однако в текущем году в первый день Рождественского поста постовое богослужение с «Аллилуия» не совершается (из-за совпадения этого дня с воскресеньем). Служба с «Аллилуиа» в 2021 году в период Рождественского поста полагается 19 и 26 ноября, 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15 , 16 и 18 декабря. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 7, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Едес веселится...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, мучениколюбцы вси...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-28/

Далее святой песнописец призывает нас отрясти от очей сон лености, бодрствовать в молитве, отражая искушения лукавого, быть воздержанными в слове, отречься плотских страстей и красных (то есть удовольствий) мира. Рассматривается это как необходимое условие нашего участия в поклонении родившемуся Христу. Канон, поющийся на повечерии последнего дня предпразднства, 24 декабря, и составленный по образцу канона Великой субботы, носит более радостный и торжественный характер. Его основная тема – не самоистощание Божества, а Его плод на земле: соединение земного с небесным. Глава 3. БОГОСЛУЖЕНИЕ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ДО ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ Навечерие Рождества Христова В отличие от большей части двунадесятых праздников у Рождества Христова, кроме предпразднства, есть еще один день, особо выделяемый из всех дней подготовки к празднику и называемый навечерием Рождества Христова, или «сочельником». Из других двунадесятых праздников навечерие имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднства, в канун праздника, 24 декабря, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений. Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник». Богослужение рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с вечерни, малого повечерия и утрени. Читаемый на повечерии канон по своему содержанию приближается к песнопениям самого праздника. Сосредоточенное на содержании праздника и несколько грустное настроение, характеризующее трипеснцы и каноны других дней предпразднства, постепенно уступает место радости и ликованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В праздник Собора Пресвятой Богородицы глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Покровском храме Алма-Аты 9 января 2016 г. 12:43 8 января 2015 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в сослужении клириков Казахстанского митрополичьего округа совершил Божественную литургию в Покровском храме города Алма-Аты. По запричастном стихе архимандрит Иосиф (Еременко), руководитель издательского отдела Митрополичьего округа, огласил Рождественское послание митрополита Александра. В завершение богослужения состоялось славление Рождеству Христову, после чего митрополит Александр поздравил духовенство и прихожан с праздником пришествия в мир Бога Слова и обратился к собравшимся с проповедью. По окончании праздничной службы глава Митрополичьего округа и настоятель храма протоиерей Евгений Бобылев посетили строящийся храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, ознакомились с ходом работ и вместе со специалистами, ответственными за строительство, провели совещание по вопросам возведения церкви. По материалам сайта Митрополичьего округа в Республике Казахстан Патриархия.ru В праздник Собора Пресвятой Богородицы глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Покровском храме Алма-Аты   8 января 2015 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в сослужении клириков Казахстанского митрополичьего округа совершил Божественную литургию в Покровском храме города Алма-Аты. По запричастном стихе архимандрит Иосиф (Еременко), руководитель издательского отдела Митрополичьего округа, огласил Рождественское послание митрополита Александра. В завершение богослужения состоялось славление Рождеству Христову, после чего митрополит Александр поздравил духовенство и прихожан с праздником пришествия в мир Бога Слова и обратился к собравшимся с проповедью. После окончания праздничной службы глава Митрополичьего округа с настоятелем храма протоиереем Евгением Бобылевым посетили строящийся храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, ознакомились с ходом работ и вместе со специалистами, ответственными за строительство, провели совещание по вопросам возведения церкви. По материалам сайта Митрополичьего округа в Республике Казахстан Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Таков устав, изложенный в главе 19 Типикона. Есть единственное нарушение его, зафиксированное в самом Типиконе – 5 декабря, бденная служба в память прп. Саввы Освященного. Здесь должна была бы петься катавасия «Христос рождается», а на самом деле поется «Спасе люди» (ирмосы 2-го Рождественского канона). Мне встречалось два объяснения такой аномалии. Во-первых, 5 декабря – это в точности преполовение Рождественского поста. Как есть, скажем, средопустие Великим Постом (среда 4-й седмицы), преполовение Пятидесятницы, так же литургически помечено и преполовение малой Четыредесятницы – Рождественского поста. С другой стороны, это служба прп. Саввы Освященному, который традиционно именуется составителем нынешней редакции Типикона. Нельзя ему приписывать авторство Типикона, но влияние его на современное богослужение весьма и весьма велико. И, быть может, таким изменением устава выражается та мысль, что творец закона превосходит сам закон. Так или иначе, это стоит отметить. В этом году интерес к этому уставному моменту возрос: 5 декабря выпало на воскресный день, поэтому все и недоумевали – почему поется не та катавасия, не «Христос рождается». Теперь – об особенностях Литургии. В попразднства Господского и Богородичного праздника всегда поются не вседневные, а праздничные антифоны (не в смысле антифоны праздника, а обычные праздничные антифоны «Благослови, душе моя, Господа»). На «Блаженнах» поется рядовая песнь канона. Это та песнь, которая положена по очереди. Мы подходим к вопросу, почему обычно попразднство праздника составляет период в 8–10 дней. За это время мы успеваем на «Блаженнах» спеть все 9 песней канона. В 1 день попразднства поется 1 песнь канона, во 2 день попразднства – 3 песнь канона, затем 4,5,6 и т.д. Песни поются на 6 или на 8, по указанию Типикона (обычно на 6). Таким образом за период попразднства мы как бы повторяем на Литургии, на «Блаженнах», весь канон. Тропари дне по входе отменяются (поскольку Октоих отменяется), поются тропарь и кондак праздника, тропарь и кондак рядового святого. Прокимен праздника поется всегда – до отдания; в период же предпразднства (несмотря на то, что Октоих не поется) поется прокимен дне. Затем – чтения рядовые и святому, если они указаны в Типиконе. Таким же образом два причастна – сначала празднику, потому святому (если святой имеет рядовое чтение).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1714. БОГОСЛУЖЕНИЕ в храме Воскресения словущего. – 1986, 3, 18. 1715. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Богоявленском патриаршем соборе. – 1986, 6, 22. 1716. В.И. Богослужение в храме Воскресения словущего. – 1986, 6, 29. 1717. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождество Христово в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 3, 9. 1718. КЛИМАШИН А. Посещение Святейшим Патриархом Пименом храма Воскресения словущего. – 1987, 4, 6. 1719. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Москве. – 1987, 7, 9. 1720. ПРАЗДНОВАНИЕ 16-й годовщины патриаршей интронизации. – 1987, 8, 9. 1721. АГАФОДОР, архим. Мироварение в Москве. – 1987, 9, 22. 1722. СОКОЛОВ Ф., диак. День тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 11, 10. 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном молебне в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 11, 9. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме. – 1987, 11, 9. 1723. К 30-ЛЕТИЮ епископской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 2, 9. 1. Приветственный адрес Священного Синода РПЦ. – 1988, 2, 6. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе. – 1988, 2, 7. 3. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме 17 ноября 1987 года. – 1988, 2, 8. 1724. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 3, 10. 1725. В.Л. Храмовый праздник. – 1988, 3, 20. 1726. СОКОЛОВ Ф., диак. “Воскресения день…” (Пасха Христова 1988 года). – 1988, 7, 8. 1727. ПРАЗДНОВАНИЕ Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси. – 1988, 9, 3–42. 1728. ЗАКЛАДКА нового храма в Москве. – 1988, 9, 37. 1729. 17-Я ГОДОВЩИНА интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1988, 9, 45. 1730. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена в день 17-й годовщины патриаршей интронизации. (Богоявленский патриарший собор, 3 июня 1988 года). – 1988, 9, 44. 1731. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена: 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день тезоименитства 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот Святая Церковь как бы так говорит нам этими песнопениями: ты смущаешься, тебя одолевают сомнения и грехи, но взгляни на праведного Иосифа и последуй его пути. Доверься Богу, и Он чрез Ангела-хранителя укрепит тебя и разрешит твои сомнения. Более же всего, подобно праведному Иосифу, прибегай к Пресвятой Деве, и Она Сама утвердит тебя и уверит, что и ты «Раждаемаго узриши, яко же благоизволи, и, радости исполнився, поклонишися, яко Зиждителю твоему». Последняя, самая важная служба навечерия Рождества Христова, помещаемая в Уставе под 25 числом, – это рождественская вечерня. В обычные предпраздничные дни вечерня совершается совместно с утреней, входя в состав всенощного бдения. Под праздник Рождества Христова всенощное бдение начинается с великого повечерия, а вечерня, чтобы обеспечить ей самое торжественное совершение, соединяется с литургией святого Василия Великого . Этим верующие как бы переносятся к временам первохристианства, когда каждая литургия совершалась вечером или даже ночью, соединяясь с агапой – вечерей любви. Если навечерие Рождества Христова придется в субботу или в воскресенье, то рождественские часы переносятся на пятницу, в навечерие же совершается литургия святого Иоанна Златоуста в свое время, после которой отдельно служится рождественская вечерня. Литургия святого Василия Великого в этом случае служится в самый праздник. Несмотря на всю праздничность и торжественность своего совершения, рождественская вечерня тем не менее относится еще к навечерию Рождества Христова, обрываясь на том месте, где обычно на всенощном бдении начинается лития. На рождественской вечерне не положено ни стиховных стихир, ни тропаря празднику. И по своему строю она, скорее, напоминает великопостную вечерню, совершаемую с литургией Преждеосвященных Даров или без нее в канун праздника Благовещения или великих святых, память которых приходится в Великий пост. Впрочем, в содержании рождественской вечерни есть элементы, сближающие ее со службой самому празднику. Это стихиры на «Господи, воззвах» и паримии, чтение которых в этот день так же, как и в Великую субботу, дважды прерывается пением особых праздничных стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010