В богослужебном календаре нашего устава прямые заимствования из древнего святогробского типика указать трудно: наиболее выдающиеся иерусалимские памяти (например, 13–14 сентября, 5 декабря) весьма рано вошли в константинопольский богослужебный календарь и перешли в наш типик чрез посредство последнего. Из константинопольского устава в наш типик перешли, во-первых, богослужебный календарь, затем, расписание апостольских и евангельских зачал за небольшими исключениями, подбор праздничных паремий, некоторые песнопения, например, большая часть прокимнов, причастнов и тропарей и некоторые особенные гимны (херувимские песни), наконец, особенности в порядке большинства праздничных дней. Константинопольский богослужебный строй несколько изменил порядок иерусалимских чинов утрени и вечерни: в наиболее чистом виде этот иерусалимский порядок выступает в нашем будничном богослужении, в праздничном он искажается несколько внесением сугубой ектеньи непосредственно вслед за вечерним и утренним гимнами, как она стояла в константинопольских чинах названных служб. Двояким источником нашего чина утрени объясняется тот несколько загадочный факт, что наш часослов содержит две различные версии утреннего чина: первая из них, праздничная, – константинопольская, вторая же, так называемая будничная, – иерусалимская. Наиболее важные прибавки и осложнения, внесенные в наш строй богослужения монахами, суть следующие. В систему суточного круга ими вставлены были некоторые последования их келейного правила, каковы междочасия, полагающиеся нашим уставом в посты – Апостольский и Рождественский и в другие будничные дни года, когда поется Аллилуиа, затем полунощница и, наконец, так называемое последование изобразительных, являющееся чином причащения в келии или храме в том случае, когда не совершается литургия. Старинные списки так называемого иерусалимского устава или совсем не упоминают о междочасиях и полунощнице, или же говорят о них как о келейных последованиях, и лишь типики, предназначавшиеся для общежительных монастырей, вводят их в расписание служб суточного круга, но всегда почти отличают их по значению от основных и древнейших служб суточного круга (утрени, вечерни и литургии) местом их совершения: в то время как для последних таким местом является храм, для первых обычно указывается его притвор, или предел, или какой-либо второстепенный монастырский храм (например, монашеская усыпальница, или, наконец, просто трапеза).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

" Кусочек лимона в крещенской проруби " (Редакционный комментарий) 14.01.2013 23:55:15 Алексей Рогожин «Каждый год, 31 декабря мы с друзьями ходим в баню…». Усилиями ТВ эта фраза въелась в память населению намертво. И чтобы как-то разнообразить скудный набор новогодне-рождественско-крещенских традиций, каждый год СМИ предлагают публике «креатив»: то классификацию храмов (куда ходят поставить свечку правительственные чиновники, куда разведчики, а куда и служащие налоговой инспекции), то кулинарные и медицинские рекомендации (умиляет обязательный совет не объедаться после продолжительного поста гражданам, которым и в голову не могла придти мысль поститься), то рекомендации по «правильному» совершению тех или иных видов гаданий. В последние годы, под впечатлением благочестивого обычая православных русских людей на Крещение, после праздничного богослужения, погружаться в только что освященную воду в проруби – «иордани», у СМИ составился собственный обычай – давать рекомендации, так сказать, «моржам – на заметку». С серьезным видом специалисты-медики толкуют, что «алкоголь допустим только после, но ни в коем случае не до погружения в крещенскую прорубь». И вообще, «для повышения собственной холодоустойчивости можно за полтора-два часа до крещенского " заплыва " съесть столовую ложку рыбьего жира с ломтиком хорошо посоленного черного хлеба или кусочком лимона. Перед купанием рекомендуется растереть тело любым жирным кремом или оливковым маслом…» и т.д. Понятно, что, как на Рождество тема «жареного гуся» напрочь вытесняет самую возможность помыслить о Том, чье именно Рождество празднуется, точно также и на Крещение вопрос о «холодоустойчивости» затмевает смысл праздника. Остается только прорубь. Ну, может, еще вот кусочек лимона… Медиков, в общем-то, можно понять – в процессе массового приобщения к традиции в условиях тотального религиозного невежества и для телесного здоровья может приключиться немалый ущерб. И даже массовый. А отвечать что – Минздраву? Вот отечественная медицина и напрягается – объясняет гражданам основы «религиозной безопасности». Но ведь и о ликвидации религиозного невежества государству тоже неплохо бы позаботиться, не одному же академику Гинзбургу выступать за его, невежества, стойкое хранение. Иначе этой ликвидацией начинает заниматься кто угодно, с соответствующими последствиями.

http://radonezh.ru/analytics/kusochek-li...

Святочный рассказ В Рождественский сочельник после чтения Царских часов протодиакон сетовал: – Что за наваждение в этом году? Ни снежинки. Как подумаю, завтра Рождество, а снега нет – никакого праздничного настроения. – Правда твоя, – поддакивал ему настоятель собора, – в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь. Алтарник Валерка, внимательно слушавший этот разговор, робко вставил: – А вы бы, отцы честные, помолились, чтобы Господь дал нам снежку немножко. Настоятель и протодиакон с недоумением воззрились на всегда тихого и безмолвного Валерия: с чего это он осмелел? Тот сразу и заробел: – Простите, отцы, это я так просто подумал, – и быстро юркнул в пономарку. Настоятель повертел ему вслед пальцем у виска. А протодиакон хохотнул: – Ну, Валерка, чудак, думает, что на небесах как дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо. После ухода домой настоятеля и протодиакона Валерка, выйдя из алтаря, направился к иконе Божией Матери «Скоропослушница». С самого раннего детства, сколько он себя помнит, его бабушка всегда стояла здесь и ухаживала за этой иконой во время службы. Протирала ее, чистила подсвечник, стоящий перед ней. Валерка всегда был с бабушкой рядом: она внука одного дома не оставляла, идет на службу – и его за собой тащит. Валерка рано лишился родителей, и поэтому его воспитывала бабушка. Отец Валерки был законченный алкоголик, избивал частенько свою жену. Бил ее, даже когда она была беременна Валеркой. Вот и родился он недоношенный, с явными признаками умственного расстройства. В очередном пьяном угаре Валеркин папа ударил его мать о радиатор головой так сильно, что она отдала Богу душу. Из тюрьмы отец уже не вернулся. Так и остался Валерка на руках у бабушки. Кое-как он окончил восемь классов в спецшколе для умственно отсталых, но главной школой для него были бабушкины молитвы и соборные службы. Бабушка умерла, когда ему исполнилось девятнадцать лет. Настоятель пожалел его – куда он такой, убогий? – и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб даром не ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и бестолковостью. Правда, что касается богослужения, бестолковым его назвать было никак нельзя. Что и за чем следует, он знал наизусть лучше некоторых клириков. Протодиакон не раз удивлялся: «Валерка наш – блаженный, в жизни ничего не смыслит, а в уставе прямо дока какой!»

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

Запрет на посещение собраний относится не только к встречам, на которых критикуют Сторожевую Башню, но и к обычным богослужениям других церквей. Свидетелям Иеговы не позволено даже заходить в другие церкви. Как правило, они настолько строго соблюдают этот запрет, что не приходят ни на церковные венчания, ни на похороны, проводимые духовенством, в каких бы близких отношениях Свидетель ни состоял с венчающимися или умершим. Таким образом, матери-Свидетельнице, возможно, придется пропустить венчание своей дочери, не принадлежащей к организации, а Свидетель Иеговы, который потерял родителей или родственников другого вероисповедания, вероятно, не сможет присутствовать на похоронах. Более того, запрет наложен и на некоторые собрания среди самих Свидетелей. Дни рождения, рождественские и новогодние вечеринки и семейные торжества по случаю национальных и государственных праздников строго запрещены. А если семья хочет собраться на обед, не следует назначать это событие на какой-либо праздничный день. Под запрет могут попасть и некоторые виды групп по изучению Библии среди самих Свидетелей, особенно, если собрания проходят не по распоряжению руководства, и если литература Общества Сторожевой Башни не используется как основной учебный материал. Например, в своем памфлете «Что произошло в международном главном отделе Свидетелей Иеговы весной 1980 года?» (What Happened at the Wor»d Headquarters of Jehovah’s Witnesses in the Spring of 1980?) бывший «надзиратель» фабрики Сторожевой Башни Рэндалл Уоттерс рассказывает, что до самого 1980 г. некоторые сотрудники главного отдела в частном порядке собирались для изучения Библии, однако весной того года «об этих группах вскоре узнали и приказали прекратить собрания, если они не будут строиться на информации из изданий Общества». Так в главном отделе Сторожевой Башни был положен конец независимым собраниям для изучения Библии. Когда отцы-основатели США приняли Первую Поправку к американской Конституции, они осознавали необходимость гарантировать гражданам право на свободу собраний. Они опасались, что даже при демократии правительственные чиновники могут издать закон, ущемляющий эту свободу, что нередко бывало в европейских монархиях. И все же сегодня более миллиона американцев отказывается от свободы собраний, подчиняясь указаниям пресловутой бруклинской «теократии». Глава 9. Нормирование времени

http://azbyka.ru/za-kulisami-storozhevoj...

Накануне светлого Рождественского праздника мы живём в предчувствии чуда и ощущаем особую радость, переступив порог православного храма, в котором в предпраздничные дни всё подчинено одному из главных богослужений года, дающему возможность прикоснуться к тайне воплощения сына Божия на земле. И внемлем каждому слову, произнесённому пастырем духовным и в маленькой сельской церквушке, и в величественном соборе. О Рождестве Христовом мы беседуем с митрополитом Симферопольским и Крымским Высокопреосвященнейшим Лазарем. – Владыка, юные крымчане привыкли к ежегодным приглашениям на Рождественскую ёлку, которая проводится по вашей инициативе при поддержке правительства автономии. Особенно счастливы в этот день дети-сироты, воспитанники интернатов, ребятишки из малообеспеченных семей. А был ли в вашем детстве этот праздник? Как он вошёл в вашу жизнь? – Мои родители были верующими, и Рождество Христово было у нас в семье одним из главных праздников. Даже когда мы остались без отца и в нашей многодетной семье не хватало хлеба, матушка всегда в сочельник накрывала праздничный стол с вкусными постными яствами. Всем селом встречали Рождество. Одно из самых ярких воспоминаний детства – это колядование. Большой гурьбой ходили по селу, пели под окнами колядки, а хозяева одаривали нас лакомствами – кто чем мог. Один из колядников был мехоношей – собирал в мешок подаренную снедь, чтобы потом разделить между всеми её поровну. А сочельник в моем родном селе Старый Тараж близ города Почаева был всегда снежным и морозным. Забежим отогреться в теплую хату – и снова на улицу. И, конечно, навсегда памятна самая первая праздничная Рождественская служба в деревенской церкви, куда меня привела за руку матушка. Возношу благодарность Господу за то, что она с нами, даст Бог, отметим скоро её столетие. А скромная церквушечка в родном селе, расположенная на живописном холме, сохранилась и до сегодняшних дней. И, между прочим, многие ребята, которые были её прихожанами, впоследствии приняли священный сан. По моим сведениям, таковых около 300 человек.

http://pravoslavie.ru/67199.html

  разделы   рассылка  распечатать Прямой эфир с патриархом посмотрели почти 30 процентов украинцев Выступление Предстоятеля РПЦ МП было популярнее, чем трансляции рождественского или пасхального богослужения. Во вторник, 28 июля, в прямом эфире украинского общенационального телеканала " Интер " состоялось беспрецедентное событие – специальная духовно-просветительная программа " Прямой эфир с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом " . Эфир привлек к экранам телевизоров максимально широкую аудиторию – его посмотрело почти треть телезрителей Украины, сообщает " Благовест-инфо " со ссылкой на пресс-службу телеканала " Интер " . Рейтинг трансляции составил 6,9%, доля – 29,6% (аудитория " 18+ " , города 50 тысяч+). Показатели программы не только превышают среднеслотовые показатели телеканала " Интер " (средние рейтинг, доля программы " Судебные дела " в 18:15 – 4,1%, 20,0%, т, с " Две стороны одной Анны " в 19:00 – 6,3%, 24,7%), но также и цифры слота на других основных каналах украинского телевидения. Кроме того, показатели Прямого эфира с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом сопоставимы с показателями наиболее успешных спецвыпусков политического шоу " Свобода на Интере " с участием первых лиц страны. Также 28 июля в 09.30 на " Интере " прошла прямая трансляция Патриаршей Божественной литургии на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Показатели эфира: доля – 22,2%, рейтинг – 1,85% (аудитория " 18+ " , города 50 тыс.+). В понедельник, 27 июля, в 09.00 на " Интере " прошла трансляция первого богослужения Святейшего Патриарха Кирилла, которое он провел на Украине – молебна у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Доля трансляции составила 22,2%, рейтинг – 1,8%. Показатели трансляции Патриаршего молебна на " Интере " были наивысшими среди показателей всех религиозных программ на украинском телевидении в 2009 году и значительно превзошли показатели праздничных богослужений, которые традиционно транслирует " Первый Национальный " канал.

http://religare.ru/2_67082.html

Сын Божий, сошедший с небес на землю, да будет защитой и опорой тем, кто из-за несправедливости и беззакония вынуждены эмигрировать в надежде на безопасную жизнь. Именно несправедливость принуждает их пересекать пустыни и моря, которые нередко становятся для них кладбищами. Именно несправедливость заставляет их страдать от невыразимого унижения, рабства всех видов и пыток в бесчеловечных лагерях содержания. Именно несправедливость воздвигает перед ними стены равнодушия и гонит из мест, где они могли бы обрести надежду на достойную жизнь. Эммануил да будет светом для всего израненного человечества. Да смягчит Он наше нередко очерствевшее и эгоистичное сердце и да соделает нас орудиями Своей любви. Через наши бедные лица да подарит Он Свою улыбку брошенным и пострадавшим от насилия детям всего мира. Через наши слабые руки да оденет Он бедных, которым нечем укрыться, даст хлеба голодным, исцелит больных. Через наше по-человечески несовершенное общество да будет Он близок к пожилым и одиноким людям, к мигрантам, к обездоленным. В этот праздничный день да подарит Он всем Свою нежность и да осветит тьму этого мира. Дорогие братья и сёстры, еще раз поздравляю с Рождеством всех вас, прибывших из разных уголков мира на эту площадь, а также тех, кто из многих стран присоединились к нам посредством радио, телевидения и других средств коммуникации. Я благодарю вас за ваше присутствие в этот радостный день. Мы все призваны дарить надежду миру, возвещая словами и прежде всего свидетельством своей жизни о том, что Иисус, мир наш, родился. Прошу вас, не забывайте молиться и обо мне. Желаю вам хорошего рождественского обеда, и до свидания!» Источник: Vatican News Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г. 29.03.2024 17:32 La Civiltà Cattolica «Laudate Deum». Экология в свете Евангелия 28.03.2024 16:27 Папа Франциск совершил богослужения Великого четверга

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На стиральной машине какие-то нотные листы. Папа совсем затосковал. Все молотки да рубанки. Да злые контролеры в трамваях. Да маленькая зарплата. Да охота хоть как-то расслабиться, оттянуться. Да душа как-то неопределенно болит. И тело, впрочем, тоже. Кресты, кресты. Тихо готовятся ко сну. Худой мир лучше доброй ссоры. x x x В сочельник мама со Степой попеременно выбегают на улицу. Встречать Рождественскую звезду. — Штой-то ты? — удивляется соседка тетя Шура, увидев мамины голые ноги в шлепанцах. — Звезду караулю, — радостно отвечает мама. — Какая звезда? — еще больше удивляется тетя Шура. — Облака только сегодня. — Обязательно будет, тетя Шура! — Ой, бедовая твоя головушка, — сокрушенно качает головой соседка. — Ну, Вы — Фома Неверующий, тетя Шура. — Што-о? Ночью в храме. Мама и Степа пробираются через толпу. Столько знакомых лиц, так интересно. Мама переглядывается, улыбается, раскланивается. Краем уха слышит: «Яко с нами Бог». Сосредоточиться трудно. Толпа редеет. Праздничное богослужение идет своим чередом. Степа, скрючившись, засыпает на лавке. Мама берет его к себе на колени, обнимает, укачивает; как обычно, сомневается: «Может, зря ребенка притащила?» Нет, не зря. Дети, только что неудобно спавшие по разным углам, теперь тихонечко отходят от Святой Чаши со скрещенными на груди ручками (»Не забудь, правая сверху»). Гуськом шествуют к столику с просфорами. Ни следа сна, ни тени скуки или усталости. Поют Рождественский тропарь. Начинаются взаимные поздравления и обмен подарочками. Первый утренний поезд метро. Людей неожиданно много. Степа достает из кармана пластиковый цилиндрик с мыльными пузырями. Чей-то подарок. Летят радужные шарики. Дома мама обнаруживает наполовину выпитую бутылку вина. Папа встал их поздравить. Но разговор выходит отнюдь не праздничный. — Ты опять скатишься в запой! — Да ты за собой следи! Тебя побить бы хорошенько!!! Мама пугается. Из комнаты слышен Володин плач. «И чего разоралась? Всего-навсего кагор», — думает она. Наливает себе стакан. Стучится в дверь санузла.

http://pravmir.ru/po-lestnice/

Новости 9 января, 2013 За оскорбление чувств верующих польский рок-музыкант может сесть в тюрьму В октябре 2012 года Верховный суд постановил, что Дарский совершил преступление, хотя ранее, в августе 2011 года, музыкант был оправдан, поскольку суд счел его акцию " формой искусства " , демонстрировавшейся перед " закрытой аудиторией " . 9 января, 2013 Рождественские богослужения прошли в храмах Таиланда и Камбоджи На праздничных богослужениях в самом большом православном храме Таиланда — Троицком храме на о. Пхукет, которые совершил иерей Алексей Головин, присутствовали более 200 человек. 9 января, 2013 Житель Томской области награбил в церквях 300 тысяч и купил автомобиль Злоумышленник прятался в вечернее время в церкви, а ночью вскрывал ящики для пожертвований и похищал деньги прихожан. 9 января, 2013 Иранский пастор Юсеф Надархани освобожден из-под ареста Пастору одной из протестантских общин Ирана угрожала смертная казнь за отказ от ислама и миссионерскую деятельность. Благодаря вмешательству международных организаций, в сентябре 2012 г. Надархани покинул тюрьму, но на Рождество был снова арестован и помещен в тюрьму Лакан в Раште. 9 января, 2013 Закон о волонтерстве разрабатывался без участия рабочей группы - директор Союза волонтерских организаций Для нас стало полной неожиданностью, что в обход рабочей группы, проигнорировав тот факт, что она есть, Совет федерации не просто разработал законопроект, но и передал его в правительство. Что написано в законопроекте, я до сих пор не знаю, нам только обещали, что завтра законопроект разместят на сайте Совета федерации. 9 января, 2013 Протоиерей Димитрий Смирнов считает, что защищать семью от несправедливости социальных служб можно при помощи оружия Протоиерей Диммитрий Смирнов: А когда народ вооружен, то тут уже другой будет разговор. Конечно, будут издержки... Но, с другой стороны, будет возможность отдать жизнь за семью... 9 января, 2013 Протоиерей Всеволод Чаплин: Россия способна реализовать собственную идею гражданского общества

http://pravmir.ru/category/news/page/467...

В богослужебном календаре нашего устава прямые заимствования из древнего святогробского типика указать трудно: наиболее выдающиеся иерусалимские памяти (например 13—14 сентября, 5 декабря) весьма рано вошли в константинопольский богослужебный календарь и перешли в наш типик чрез посредство последнего.    Из константинопольского устава в наш типик перешли, во-первых, богослужебный календарь, затем, расписание апостольских и евангельских зачал за небольшими исключениями, подбор праздничных паремий, некоторые песнопения, например, большая часть прокимнов, причастнов и тропарей и некоторые особенные гимны (херувимские песни), наконец особенности в порядке большинства праздничных дней, Константинопольский богослужебный строй несколько изменил порядок иерусалимских чинов утрени и вечерни: в наиболее чистом виде этот иерусалимский порядок выступает в нашем будничном богослужении, в праздничном он искажается несколько внесением сугубой ектеньи непосредственно вслед за вечерним и утренним гимнами, как она стояла в константинопольских чинах названных служб. Двояким источником нашего чина утрени объясняется тот несколько загадочный факт, что наш часослов содержит две различные версии утреннего чина: первая из них, праздничная, — константинопольская, вторая же, так называемая будничная, — иерусалимская.    Наиболее важные прибавки и осложнения, внесенные в наш строй богослужения монахами, суть следующие. В систему суточного круга ими вставлены были некоторые последования их келейного правила, каковы междочасия, полагающиеся нашим уставом в посты — Апостольский и Рождественский и в другие будничные дни года, когда поется Аллилуиа, затем полунощница и, наконец, так называемое последование изобразительных, являющееся чином причащения в келии или храме в том случае, когда не совершается литургия. Старинные списки так называемого иерусалимского устава или совсем не упоминают о междочасиях и полунощнице, или же говорят о них как о келейных последованиях и лишь типики, предназначавшиеся для общежительных монастырей, вводят их в расписание служб суточного круга, но всегда почти отличают их по значению от основных и древнейших служб суточного круга (угрени, вечерни и литургии) местом их совершения: в то время как для последних таким местом является храм, для первых обычно указывается его притвор, или предел, или какой-либо второстепенный монастырский храм (например, монашеская усыпальница, или, наконец, просто трапеза).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010