Закрыть itemscope itemtype="" > Ночь, Крест, Годеново 28.12.2023 86 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Обязательно побывайте на ночной храмовой службе. Я имею в виду не праздничные Пасхальные или Рождественские богослужения с их блеском, радостными возгласами священников, елочками, красными свечами, веселой суетой захожан в преддверии разговения. Ту радость мы в большинстве своем испытывали, и не раз. Нет, речь о Божественной литургии в обычную ночь, а еще лучше – во время поста. Такую службу невозможно забыть, особенно если она проводится в зимнюю предрождественскую ночь в Годеново, рядом с Животворящим Небоявленным Крестом Господним. Московским вечером, под легкий снежок, по ростепели, экскурсионный автобус, собрав на остановке у ВДНХ внушительную группу паломников, мягко трогается, выруливая на Ярославку. Когда-то она называлась Переславской дорогой, а потом Троицким трактом, по которому ехали и шли в Троице-Сергиеву обитель и крестьяне, и князья, и Цари... Экскурсовод Николай, как опытный оратор, сопровождает всю поездку своими комментариями, плавно переходя от того, что мы сейчас проезжаем, к смыслу паломничества вообще. А от него – к своему обширному паломническому опыту, воспоминаниям о встречах с прославленными старцами, конечному пункту назначения – Годеновскому Кресту. Густой поток речи «на вдохновении» перемежается с практическими деталями поездки, уместным юмором. Паломники – в абсолютном большинстве женщины средних лет – слушают Николая внимательно, подавая одобрительные реплики и посмеиваясь над шутками. Видно, что многие едут в это паломничество и именно с этим гидом не впервые – своя аудитория! Разумеется, молимся: при отъезде – принятыми в дороге молитвами. А ближе к Годеново Николай читает несколько молитв из «Правила к Причащению», заверяя, что положенные каноны, по благословению батюшки, вычитал за всех паломников еще утром. Несмотря на это, многие с карманными молитвословами или с экранов смартфонов тихо вычитывают полное правило. Благо времени для этого хватает.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/noch_k...

Закрыть itemscope itemtype="" > О современном монашестве Беседа с наместником Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандритом Ионой (Черепановым) 30.08.2006 507 Время на чтение 14 минут Архимандрит Иона (Черепанов) Сегодня Свято-Троицкий храм Ионинского монастыря предстоит глазам тысяч его посетителей с разных концов Украины и зарубежья в обновленном виде, с резным иконостасом и прекрасными росписями. В каждый праздничный день к нему вереницей стремятся люди, спешащие оторваться от повседневной суеты. Особенно нравятся прихожанам и гостям монастыря его уставные богослужения, украшенные торжественным пением слаженного хора. За литургией и вечерним богослужением звучат древнерусские и византийские церковные песнопения. Многочисленные прихожане обители, от самых юных до людей зрелого возраста, исследуют Священное Писание изучают историю Церкви, обучаются греческому языку, основам живописи и хорового пения. Многие из них стараются помочь в проведении реставрационных и других работ, лежащих на плечах немногочисленной братии. В рождественские дни неповторимую атмосферу создает пение праздничных колядок в исполнении монастырского и детского хоров, а также хора воскресной школы. При обители издаются молодежный журнал " Отрок " , еженедельный " Ионинский листок " , другие периодические и не периодические издания, проводятся молебны с сурдопереводом для прихожан с недостатками слуха, функционирует паломническая служба " Навигатор " . Уже не первый год братия ведет радио- и телепередачи, участвует в организации кинофестиваля " Покров " . Новости и анонсы предстоящих событиях регулярно публикуются на сайте монастыря (www.iona.kiev.ua). - Отец Иона, вы руководите обителью, которая сравнительно недавно начала свое возрождение. Как вам удается сохранять преемство монашеской традиции? - Как и у всех вновь открывшихся киевских монастырей, костяк нашей обители составляет братия Киево-Печерской лавры. Лавра была открыта в 1988 году, и в ее состав влились монахи, которые были пострижены еще до ее первого закрытия (в 1920-х годах). Так, например, в Ионинском монастыре оказался один монах, который был пострижен еще до второго закрытия лавры, до 1961 года. Практически вся наша первоначальная братия имела лаврскую подготовку, прошла лаврскую школу. Схиархимандрит Дионисий, схиигумен Агапий еще помнили старые традиции, и в общении с ними братия монастыря могла перенимать стиль общения и жизни, внутренний облик прежних монахов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретение Господне. Рассказ о Празднике 15.02.2006 766 Время на чтение 7 минут Душевными Тя рукама сподоби мя, Благодетелю, восприяти, яко же древний Симеон, и насладитися Твоея благодати. Ты бо Един еси желание и сладость Превозжеленный. (Канон предпразднства Сретения, тропарь 9-й песни) В праздниках Рождества Христова и Крещения Господня Святая Церковь раскрывает перед нашим духовным взором Тайну пришествия на землю и явления вселенной Воплощенного Слова Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес...Глубина Премудрости сокровенного Таинства ныне является человекам, - говорится об этом в одном из песнопений предпразднства Крещения Господня, - Божиих бо судеб бездна ныне верным открывается. Богу с плотию на земли явившуся на обновление человеческого рода, Егоже вся тварь благословляет, славящи вовеки. На протяжении многих недель, начиная с радостного всенощного бдения под праздник Введения, когда впервые прозвучали дивные рождественские ирмосы, и кончая отданием праздника Богоявления, Святая Церковь своим богослужением вводила нас в постижение этой великой тайны. Она говорила нам в эти дни о любви Божией к грешному человеку, о вольном обнищании Сына Божия ради спасения человека от греха, о явлении во вселенной Света Христова Божества, Который просвещает всякого, кто пожелает причаститься этого Божественного Света. Непосредственно после отдания Богоявления Святая Церковь готовит нас к встрече праздника Сретения Господня. Начиная с 15 января, в воскресные и праздничные дни уже поются ирмосы Сретенского канона: Сушу глубородительную землю. Они подготавливают нас к восприятию духовного содержания наступающего праздника, раскрывая его в прообразах Ветхого Завета. Особенное значение имеют в этом отношении ирмосы 1-й и 9-й песен, из которых первый связывает нас с духовными переживаниями праздника Крещения, а последний непосредственно подводит к постижению смысла Сретения Господня и значения его для нашей духовной жизни. Ирмос 9-й песни говорит о ветхозаветном посвящении Богу первенцев израилевых в память избавления их от руки Ангела, поразившего первенцев египетских,...всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Любить, терпеть, прощать апреля 2019 После Великого поста к верующим приходит долгожданный праздник - Светлое Воскресение Христово . Традиционно Пасху отмечают за семейным накрытым столом с крашеными яйцами и куличами. Но многие петербуржцы встретят праздник уже в ночь на 28 апреля - в храмах города, участвуя в праздничном богослужении и в крестном ходе. При этом не у каждого православного петербуржца имеется церковь " в шаговой доступности " . О том, как встречать праздник, сколько необходимо нашему городу храмов, как искать путь к Богу, рассказывает сегодняшний гость редакции - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Ва рсонофий . - Владыка, если позволите, первый вопрос о делах насущных - строительных. Сколько новых храмов за прошедший год - от Пасхи до Пасхи - было освящено в Санкт-Петербурге? Какие храмы в этом году будут открыты?  - Всего девять храмов, одни новые, другие возвращенные. Два из них - новый храм в честь Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове и исторический Троице-Измайловский собор - освятил Святейший Патриарх Кирилл . В этом году готовятся к освящению восстановленный собор Воскресения Христова Новодевичьего монастыря и храм блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице . Интересная история с храмом блаженной Ксении. Он построен на улице, где когда-то жила святая с мужем, более того, на том самом месте, где, по-видимому, стоял ее дом - во дворе, между домами 15 и 19. Приход был зарегистрирован в 2002 году, и с тех пор велись работы по строительству храма. Летом мы планируем его освятить. Идея его возведения принадлежит отделению Всероссийского общества инвалидов Петроградского района. Многие верующие этой организации с трудом посещают обычный храм, а в этом будет создана доступная для них среда - с лифтом, пандусами и другими приспособлениями. Возводится и храм Рождества Христова на Песках - исторический, построенный специально для строителей имперской столицы в слободе, где они когда-то жили. По его названию целый район и окрестные улицы именовались Рождественскими. После революции храм разрушили до основания, а улицы переименовали в Советские.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНВИТАТОРИЙ [лат. invitatorium, vitatorium; от invitare - приглашать], песнопение традиц. римского обряда , сопровождающее Пс 94 в начале утрени (matutinum). В богослужение Римской Церкви И. вошел, вероятно, при свт. Григории I Великом ( 604). Амаларий Симфозий Мецский (ум. ок. 850) писал о традиции совершать две утрени в день Рождества Христова, одна из к-рых не имела И., являясь реликтом древней богослужебной практики. Амаларий также впервые провел терминологическое разграничение между И. и инвитаторным псалмом (psalmus invitatorius) и сравнил И. с использованием Пс 94 (в качестве входного стиха с присоединением тропаря-припева - Mateos. Célébration. P. 48-50) в начале к-польской литургии ( Amalarius Symphosius. Liber de ordine antiphonarii. XXI 2// Idem. Opera liturgica omnia/Ed. J. M. Hanssens. Vat., 1950. Vol. 3. P. 57; также: PL. 105. Col. 1275-1276). И. не исполняется на праздник Богоявления, в последние 3 дня Страстной недели, на заупокойных службах в течение года (за исключением дня Всех верных умерших - 2 нояб.) и в день кончины умершего. Литургическая функция и содержание текста Функция И. в оффиции сопоставима с функцией интроита в мессе: оба песнопения являются вступлениями к богослужению, и в том и в другом обозначена тема праздничного, воскресного или буднего дня. Кроме того, в И. выражено побуждение верующих к совместной молитве, к-рое перекликается по содержанию и лексике с началом инвитаторного псалма. Так, во мн. И. встречаются слова «venite adoremus» (приидите, поклонимся), напр.: «Christus natus est nobis: venite adoremus» («Христос родился нам: приидите, поклонимся» - рождественский И.); «Surrexit Dominus vere: Alleluia» («Воскрес Господь воистину: Аллилуия» - пасхальный И.); «Regem cui omnia vivunt, venite adoremus» («Царю, для Которого все живет, приидите, поклонимся» - И. заупокойной службы). Тексты мн. И. представляют собой точные цитаты из 94-го псалма: «Venite exultemus Domino» (Приидите, возрадуемся Господу), «Iubilemus Deo salutari nostro» (Возликуем Богу, Спасителю нашему) - или парафразы и центоны: «In manu tua, Domine, omnes fines terrae» (В руке Твоей, Господи, все концы земли). Обращение к псалму как к источнику текста подчеркивает его смысловое первенство в паре «И.- инвитаторный псалом». В то же время имеется немалое количество И., тексты к-рых не связаны с 94-м псалмом. Часто это поэтические тексты - ритмизованные (в соответствии с античными квантитативными и более поздними квалитативными стихотворными размерами) и иногда рифмованные.

http://pravenc.ru/text/389535.html

На зарубежных приходах Русской Православной Церкви молитвенно отметили Рождество Христово 11 января 2019 г. 13:34 Праздничными богослужениями встретили Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в храмах Русской Православной Церкви в разных странах мира. Рождественские богослужения в главном соборном храме русского православного присутствия в Святой Земле — Троицком соборе Иерусалима — возглавил начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр (Елисов) . Вечером 6 января 2019 года в Троицком соборе было совершено праздничное всенощное бдение. Архимандриту Александру сослужили клирики Миссии игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркарян), диакон Вячеслав Сенин и паломники из Киевской митрополии Украинской Православной Церкви . В Троицком соборе собрались сотни богомольцев: православные верующие из Иерусалима и отдаленных городов Израиля, паломники, прибывшие в Святую Землю на праздник Рождества из пределов Русской Православной Церкви, представители российского дипломатического корпуса. В Париже в праздник Рождества Христова митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , экзарх Патриарха Московского и всея Руси, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком кафедральном соборе. Архипастырю сослужили игумен Серафим, иерей Зиновий Гомбесса, священник Георгий Шешко, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. На сугубой ектении Божественной литургии были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. По завершении праздничного богослужения, за которым Святых Христовых Таин причастилось более 170 человек, митрополит Иоанн обратился к духовенству и верующим с праздничным приветствием и словом проповеди. В ночь на 7 января архиепископ Венский и Будапештский Антоний совершил богослужения праздника Рождества Христова в Николаевском кафедральном соборе Вены. Владыке сослужили настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, протоиереи Хризостом Пийненбург и Радослав Ристич, иерей Вячеслав Шибанов, протодиакон Виктор Шиловский и паломники в священном сане. В храме за богослужением молились многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

Опубликована полная программа направления «Церковь и культура» XXV Международных рождественских образовательных чтений      25 января Божественной литургией в храме Христа Спасителя открываются юбилейные XXV Международные Рождественские образовательные чтения. Начало богослужения в 9:00. Вход свободный. Торжественное пленарное заседание и праздничный концерт состоятся также 25 января в Государственном Кремлевском дворце в 15:00. Вход по пригласительным билетам. Работа Чтений, посвященных урокам минувшего столетия (1917–2017), проходит по 16 направлениям. Полная программа направления «Церковь и культура», которое возглавляет председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), публикуется ниже. Подробнее о Чтениях и программах других направлений можно узнать на официальном сайте форума .    Полная программа направления «Церковь и культура» XXV Международных рождественских образовательных чтений    Председатель: епископ Егорьевский ТИХОН (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря Ответственный секретарь : Парменов Александр Георгиевич, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре 4.1. Конференция «Революции 1917 года в России» Организаторы: Патриарший совет по культуре, Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета, Государственный центральный музей современной истории России. Председатель: епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря. Куратор: Безбородов Александр Борисович, доктор исторических наук, профессор, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ, заведующий кафедрой отечественной истории новейшего времени ИАИ РГГУ. Время проведения: 25 января 2017 г. 14:00–19:00. Место проведения: Сретенская духовная семинария, библиотека и актовый зал; ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3. Проезд: м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Трубная».

http://pravoslavie.ru/100449.html

По традиции Чтения откроются 29 января торжественным патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Пленарные заседания пройдут 30 и 31 января в Государственном Кремлевском дворце. С приветственным Словом к участникам Чтений обратится Святейший Патриарх Алексия II. Предполагается, что на Чтениях выступят: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, президент Российской Академии образования Николай Никандров, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Союза ректоров России, академик РАН Виктор Садовничий, сопредседатель Союза писателей России Валентин Распутин, депутат Государственной Думы Наталья Нарочницкая, а также представители Поместных церквей и другие докладчики. Затем, 1 и 2 февраля, в различных учебных заведениях, храмах и монастырях столицы будут работать секции. Если в прошлом году было свыше 70 секций, то в этом — свыше 100. В Рождественских чтениях примут участие более 6000 участников — представителей органов государственной власти, священнослужителей, ученых, деятелей культуры, педагогов и руководителей образования. Число участников Чтений за эти годы возросло в 10-15 раз. Если в начале приезжали просто все желающие, то теперь количество участников приходится ограничивать и согласовывать с правящими архиереями епархий. 3 февраля мы проведем закрытие Чтений в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Отчитаются руководители некоторых секций. Будет принят итоговый документ Чтений. Состоится праздничный концерт. 4 февраля, после закрытия Чтений, запланирована поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, встреча с преподавателями Московских духовных академии и семинарии. Чтения проводит Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Управления делами и Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии и других светских и церковных учреждений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202569...

Празднование Рождества во время гонений За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. 6 января, 2016 За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Для многих людей празднование Рождества Христова немыслимо без домашнего уюта, посещения богослужений, праздничного стола и обмена подарками, но в ХХ веке в России людям часто приходилось праздновать Рождество в самых экстремальных условиях. Празднование Рождества Христова во время советских гонений на христианскую православную веру было подвигом. Подробности о тех временах Вы узнаете из статьи! Празднование Рождества Христова в Советском Союзе Самым «легким» испытанием для человека был голод, когда люди несколько месяцев откладывали крохи  еды, чтобы отметить праздник. Вот отрывок из дневника Корнея Чуковского за 1920 год: «Поразительную  вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в  гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики  сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В  следующем году выставлю у кровати чулок!». В двадцатые годы прошлого столетия даже те, кто просто хотел поставить дома елочку, сильно рисковали. Советские власти назвали эту традицию «буржуазным пережитком» и нещадно боролись с ней.  Владимир Маяковский почти 10 лет пишет антирождественские стихи и пьесы, в которых призывает  беречь елки и не отмечать этот праздник. Вот небольшой отрывок из стихотворения 1926 года  «Рождественские пожелания и подарки»: Почему я с елками пристал? Мой ответ недолог: нечего из-за сомнительного рождества Христа миллионы истреблять

http://pravmir.ru/prazdnovanie-rozhdestv...

Приклон. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Награждение священников Судогодского, Муромского и Гусь-Хрустального района «5 мая в Светлый четверг в Свято-Екатерининском храме состоялась праздничная Пасхальная соборная Литургия, возглавляемая архиепископом Евлогием. Небольшой алтарь мученика Мины собрал восемь священников не случайно. По обычаю, в Пасхальные дни, правящий архиерей производит награждение священнослужителей архиерейскими и патриаршими наградами и вручает Удостоверительные грамоты, в которых есть слова «во внимание к усердному служению Церкви Божией». Награды вручаются на богослужении во время малого входа и чаще всего имеют значение богослужебное. В этот раз звания протоиерея удостоились: настоятель Свято-Екатерининского прихода г. Судогда священник Георгий Морохин; настоятель Богородице-Рождественского прихода священник Геннадий Доброхотов; настоятель Михаило-Архангельского храма села Приклон Меленковского района священник Александр Кравчук…  Священники выразили владыке благодарность и сказали, что награды воспринимаются ими как Крест, как поручение на большее служение, и понимают, кому больше дано с того больше спросится. Служба продолжилась Крестным ходом по ул. Ленина (бывшей Екатерининской) до храма Александра Невского. Это был первый Крестный ход в дневное время по городу. Для судогодцев это было в новинку. Благодаря оперативно оказанной помощи сотрудниками Судогодского ГАИ, шествие прошло без препятствий». По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» Новости, www.sudogda.ru/news/new_0051.htm Меленковский край (Очерки истории) А.С. Мамаев «…Остановимся еще раз на древнейшем поселении уезда - Приклоне. В 1630 году оно принадлежало помещикам Языковым, и церковь здесь уже была, она построена, вероятно, еще в конце XVI века. Но потом к середине XVII века село " запустело " . Много раньше, в 1577 году, некая А.И. Ворыпаева некую пустынь Приклон подарила Троице-Сергиевой лавре. В окладных книгах 1676 года есть запись о том, что к церкви в селе Синжаны приписан приход " пустовые церкви Архангела Михаила, что на Приклоне " .

http://sobory.ru/article/?object=02047

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010