13 января 2009 г. Служение Патриаршего Местоблюстителя 6 - 13 января 2009 6 января, в Навечерие Рождества Христова, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании Божественной литургии была совершена заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Со словами благодарности к Патриаршему Местоблюстителю обратился архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Он отметил, что в эти дни чада Русской Православной Церкви переживают очень странное чувство: и радость от приближающегося праздника Рождества Христова, и грусть по утрате своего Первосвятителя. «Вот почему мы рассматриваем Ваше служение в Новоспасской обители не только как утешение, но и как укрепление нашим силам», – сказал архиепископ Алексий и пожелал митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, которому Священный Синод доверил блюсти Патриарший Престол и готовить Русскую Церковь к проведению Архиерейского и Поместного Соборов, сил, крепости и мужества. На молитвенную память архиепископ Орехово-Зуевский Алексий преподнес в дар Патриаршему Местоблюстителю образ Царицы Небесной «Достойно есть». В ночь с 6 на 7 января Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (Рождества Христова) совершил Рождественское богослужение, включающее великое повечерие, утреню и Божественную литургию. В соборе собралось несколько тысяч верующих. Прямую трансляцию из Храма Христа Спасителя вели федеральные телеканалы. На праздничном богослужении присутствовал Президент России Дмитрий Медведев с супругой. Вместе с Д.А. Медведевым и С.В. Медведевой на месте, отведенном для почетных гостей (на правом клиросе возле алтаря), находились дети – учащиеся воскресной школы Храма Христа Спасителя. Среди участников Рождественского богослужения также были представители федеральных и московских органов государственной власти, православных и инославных Церквей России.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

5 января 2021 года — замечательный день в моей жизни. Два с половиной года я не приезжала в Псково-Печерский монастырь. Первый раз в этой прекрасной обители я оказалась в 1979 году, и это посещение подарило мне встречу с замечательным батюшкой и духовником — архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Отец Иоанн был и остаётся всеми любимым пастырем и мудрейшим наставником, явившим пример истинной христианской жизни. Зачастую своим добрым советом батюшка разрешал сложные проблемы приходящего к нему человека, ему был открыт Промысл Божий о каждом, кто к нему обращался. Отец Иоанн был истинным пастырем и отцом, добрейшим человеком. Поистине Псково-Печерский монастырь стал для меня землёй обетованной. В этом святом месте абсолютно всё пропитано теплом и радостью: древние монастырские храмы, Богом зданные пещеры, камушки на святых дорожках, уютные переулки, внушительные деревья и маленькие белочки — всё это навсегда оставило яркое впечатление в моем сердце. Несмотря на то, что отца Иоанна физически нет с нами, он всё равно незримо присутствует в этой святой обители, и по молитвам этого святого человека я снова оказалась в Свято-Успенской обители спустя три года. Оказавшись в монастыре в преддверии Рождества, мой взор встретила удивительная красота украшенной яркими огнями и Рождественскими экспозициями площади: ёлка, рождественский вертеп, гирлянды лампочек, мерцающие подобно звёздочкам в небе. Всё это создает рождественское настроение, и сердце наполняется радостью и уютом, ожидая Рождества Христова — встречи со Спасителем Мира. Проходя монастырские храмы, нельзя не заметить принесённые людьми в дар родившемуся Богомладенцу праздничные цветы и ели, которые придают храмовому пространству необыкновенно тёплую и домашнюю атмосферу, привлекая людей на Рождественское богослужение. И даже в Богом зданных пещерах была создана подобная атмосфера, ведь праздник Рождества Христова является великим событием как для земной, так и для Небесной Церкви. С тех пор, как я посещала обитель в последний раз, здесь появилась совершенно замечательная богатая церковная лавка с широким ассортиментом духовной литературы, различных церковных предметов и комфортной атмосферой.

http://pravoslavie.ru/136758.html

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии. Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия. Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике. В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом». В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия. По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь. 17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дневниковые записи 2 Александра Дмитриевича Беляева 3 охватывают период с 15 по 28 апреля 1918 г. по старому стилю. Центральный день церковного года – Пасха, которая праздновалась в тот год 22 апреля – оказывается и центром данного фрагментарного повествования, в другие периоды смутного революционного времени профессор А. Д. Беляев неоднократно бывал в Москве на заседаниях Поместного Собора и на других мероприятиях. Предпасхальные и пасхальные дни он провел в Сергиевом Посаде, бывал в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии на богослужениях и по другим случаям. Таким образом, этот отрывок из дневников предлагает читателю целостное видение духовной атмосферы, сложившейся в Лавре, Академии и во всем Сергиевом Посаде на драматическом изломе между новой революционной реальностью и старым уходящим, но еще очень крепким строем жизни. Автор дает нелицеприятные оценки мероприятиям новой власти, показывает ее слабости, в результате которых она оказалась лишенной поддержки со стороны народа, и наоборот, многотысячный крестный ход на Светлой седмице подчеркивает духовное единство русского народа, еще более сплотившегося вокруг Христа, Церкви и ее истинных пастырей в дни революционной смуты. Особо интересен образ патриарха Тихона, раскрытый в виде небольшого наброска, но при этом очень точно и вдохновенно. Для автора, достаточно критичного и к лицам высшего церковного сана, патриарх – настоящий духовный руководитель русского народа, а его слово беспристрастно, авторитетно и духовно-назидательно. Упоминает профессор Беляев и другого известного архипастыря – архиепископа Никона (Рождественского) , продолжавшего служение в Лавре вплоть до своей мученической и исповеднической смерти в конце 1918 г. Автору более близки и привычны службы в храмах Троице-Сергиевой лавры, нежели в Академии, с тем большим теплом и душевным проникновением рассказывает он о пасхальной службе в академическом Покровском храме. Описания лаврских и академических будней и праздничных служб, с одной стороны, и мероприятий большевиков, с другой, в будущем станут важным материалом для написания детальной истории Лавры и Академии в революционные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Если в храме не причащают на Рождество… Комментирует епископ Обуховский Иона О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. 6 января, 2014 О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху. О том, кто достоин причастия и кому вообще это решать. А также о том, можно ли причащаться три дня подряд, если Рождество, как в этом году, во вторник, рассказал «Православию в Украине» наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона. Где и почему не причащают на Рождество и на Пасху? В некоторых православных храмах сложилась традиция не причащать прихожан на праздничном рождественском или пасхальном богослужениях. В «праздники праздников» и «торжество из торжеств» люди остаются без причастия. Является ли такая практика в Церкви общепринятой? Правильно ли это с точки зрения церковного вероучения? Подобная практика уходит корнями в так называемый Синодальный период Русской Церкви, когда Церковь возглавлялась не Патриархом, а Святейшим правительствующим синодом, состоящим как из духовных, так и светских людей с обер-прокурором, назначавшимся императором, во главе. Сама Православная Церковь называлась тогда Ведомством православного исповедания, и все граждане Российской империи православного исповедания (кстати, в паспорте была графа не «национальность», а именно «вероисповедание») были обязаны один раз в году исповедоваться и причащаться. Интересно, что каждый человек был приписан к конкретному приходу и был обязан исповедоваться и причащаться в своем приходе, и это все фиксировалось в особых храмовых книгах. При этом люди, которые вели духовную жизнь, исповедовались и причащались достаточно регулярно. Так, мы знаем, какие духовные поиски были у молодого Игнатия Брянчанинова, какую жизнь вели духовные чада оптинских старцев… Но у основной массы граждан Российской империи глубоко засело в голове сознание, что исповедоваться и причащаться нужно раз в году, что, собственно, все и делали — в период Великого поста. В остальное время года причащаться было не принято.

http://pravmir.ru/esli-v-xrame-ne-pricha...

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  26 сентября 2011 г. Митрополит Иларион. Евхаристическая чаша на соборной Литургии В конце XX века в богослужебной практике Русской Православной Церкви произошла важнейшая перемена: почти повсеместно  установилось значительно более частое, чем это было принято раньше, причащение мирян. Большинство мирян и даже священнослужителей, в особенности те, кто пришли в Церковь в последние двадцать лет назад, уже не помнят, что не так давно нормой считалось причащение несколько раз в год: один-два раза в Великом посту (обычно на первой и Страстной седмицах) и один-два раза — в остальное время года (как правило, в день ангела; иногда еще и в Рождественский или Успенский посты). Такова была практика дореволюционной Русской Церкви, отраженная в «Катехизисе» святителя Филарета Московского: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии — четырежды в год или каждый месяц, а всем — непременно однажды в год» (1) . В наши дни причащение раз в месяц, о котором святитель Филарет говорит как об особом подвиге «немногих», фактически стало нормой для воцерковленных людей, а многие из них приступают ко святому причащению в каждый праздничный и воскресный день. Еще одна важная перемена состоит в значительном увеличении количества соборных служб. После многих лет гонений Церковь обрела свободу, и это привело к резкому росту числа клириков и, следовательно, увеличению числа причастников в священном сане за соборными службами. Настоящая статья посвящена не оценке этих явлений в целом, а анализу одного из их частных последствий, а именно практики совершения Божественной литургии с использованием чаши большого объема. В наши дни на архиерейской Литургии, особенно при большом стечении молящихся, нередко за богослужением употребляется потир (чаша) весьма внушительного размера, высотой едва ли не в половину человеческого роста и объемом в три, пять, а то и девять литров. Евхаристические чаши объемом свыше литра употребляются и в приходском богослужении — особенно в многоштатных приходах в большие праздники. При использовании многолитровых чаш во время проскомидии, как правило, в потир вливается лишь часть приготовленного к освящению вина с водой, а основной объем доливается после великого входа, поскольку нести многокилограммовый сосуд на великом входе нелегко. Затем, по завершении евхаристической молитвы и по возгласе «Святая святым», пречистая Кровь Христова разливается из большого потира по чашам обычного размера, то есть объемом 0,5–0,75 литра. Таким образом, основной объем евхаристического вина — и затем Святой Крови — находится в главной чаше не в течение всей Литургии, а лишь на протяжении ее «освятительной» части, от великого входа и до причащения духовенства.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождение традиций О том, как праздновать Рождество и Новый год, рассказывает митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) 18.12.2002 407 Время на чтение 4 минуты В наше время старинные российские традиции празднования Рождества, одного из главных христианских праздников, утеряны. Как отмечать Рождество и Новый год, гадать или не гадать на Святки - на эти и другие вопросы, связанные с грядущими праздниками, мы попросили ответить митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). - Ваше Высокопреосвященство, в то время как для современной Европы Рождество остается древнейшим традиционным праздником, в постсоветской России оно стало официально отмечаться сравнительно недавно. Целые поколения выросли вне традиции рождественских празднеств. Если для православного христианина смысловым центром Рождества является праздничная литургия, то человек нецерковный (а таких у нас, безусловно, большинство) находится в некотором затруднении. Что бы вы могли посоветовать тем, кто далек от храма? Как им отмечать Рождество? - Очевидно, что тем, " кто далек от храма " , по идее, не имеет смысла советовать, как им отмечать Рождество. Они усвоили советскую традицию отмечать Новый год с заимствованными от праздника Рождества обычаями: украшенные елки, подарки детям, поздравления близким. Конечно, эта традиция несравнима с духовной радостью, которая переполняет верующее сердце в рождественскую ночь, когда мы собираемся в храмах, чтобы прославить Богомладенца Христа. Не случайно один из отечественных мыслителей XX века справедливо заметил по этому поводу: " Православию не обучаются, в него входят и живут в нем " . Тем же, кто стремится вернуться к духовным истокам православной жизни, мы можем посоветовать, что следует помнить о духовном смысле этого великого христианского праздника. (К сожалению, для современной Европы Рождество фактически утратило свой истинно духовный смысл.) Не обременяйте себя суетными хлопотами, пусть у детей будет так, как принято было встарь: рождественская елка, праздничный стол. Главное - постарайтесь приобщиться к общей радости праздника. Не все могут прийти в храм на ночную рождественскую службу, но рождественское патриаршее или в некоторых епархиях архиерейское богослужение теперь транслируется по телевидению и радио.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Все зависит от нас О призвании современного христианина в свете празднования Рождества Христова 11.01.2022 984 Время на чтение 19 минут   «Радостью Рождественского приветствия да просветятся сердца наши. Христос раждается, славите! Благодатная Вечность вошла в мир Рождеством Богомладенца Христа. Верой в любовь Христа Спасителя рождаемся мы в Вечность радости в Боге. И света Божественной Любви, объемлющей чад Божиих, не победить всеобщей злобе, восстающей ныне в мире на все святое. И не отпадем мы, дорогие мои, от дарованного нам Рождеством Христовым сыновства Богу, и станем ныне сугубо воинами Царя Небесного, воинствуя за Церковь Православную, за доброту, милосердие и любовь. Мужайтесь, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. С нами Бог! Да не оставит нас милосердие Спасителя нашего ни в сей жизни, ни в будущей. С любовью о Христе Ваш Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)» /Рождество Христово, 1993 год/   Это наставление в канун Светлого праздника почти через 30 лет становится для всех нас особенно актуальным и насущным. Оглянитесь по сторонам, прочитайте новостные, почти уже фронтовые сводки, и вы согласитесь со мной. Предчувствие великого для всего христианского мира Праздника, Начала Начал, постарался передать здесь. http://vk.com/wall255057827_26592   На праздничное Всенощное богослужение я приехал в один уютный приморский городок на Кубани, где есть замечательный церковный приход, который особенно дорог мне своей почти домашней атмосферой и трепетным отношением настоятеля к каждому из прихожан, от млада до велика. После службы нас ждала приятная неожиданность: все получили вкусную шоколадку, оформленную соответствующим духу праздника образом. Небольшой подарок от души всегда приятен и важен.   Видео, записанное сразу по выходу из храма под праздничный колокольный звон, позволяет в полной мере ощутить радость и торжество всех собравшихся на праздничной литургии во имя Господне о свершившемся вновь Богорождении. http://youtu.be/k30N-6HVAsc Неужели дожил, неужели свободен?..

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Выйди из плена безумья греховного, русский крещеный народ!» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 03.01.2012 1014 Время на чтение 5 минут 1 января, в день памяти святого мученика Вонифатия, состоялся традиционный, уже двенадцатый по счету, крестный ход православных трезвенников Санкт-Петербурга на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В праздничном шествии приняло участие более двухсот человек. Как обычно, в десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин, а некоторые, поскольку праздник выпал на воскресный день, приехали уже непосредственно к крестному ходу со своих приходов. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняло участие значительное количество мирян-трезвенников. Участники крестного хода посетили могилку священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который еще в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Затем крестный ход двинулся к могилке приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в начале 1993 года, благословил основателя одной из известнейших трезвеннических организаций Санкт-Петербурга, Православного клуба «Бодрствование», Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на работу по руководству клубом. На могиле владыки Иоанна также прошла панихида. По ее окончании православные трезвенники направились к могиле признанного лидера Всероссийского православного трезвеннического движения, первого председателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А.Михайлова, похороненного неподалеку. Здесь также была отслужена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мир Рождественских чудес на страницах одной книги 22.12.2022 354 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.ру Что помогает нам настроиться на праздничное ожидание Рождества? В первую очередь, конечно, богослужение, которое ведет нас, словно восточных волхвов, к заветной цели. Подарки, в выбор и оформление которых мы вкладываем частичку своей души и любовь к близким. А еще чтение особых – святочных или рождественских – рассказов, собранных, к примеру, в книге «В ожидании чуда» издательства «Вольный странник». «Да здравствует Рождество!» Этот легкий, светлый и немного детский жанр имеет почтенную историю и во всем мире, и в нашей стране. Непосредственно рождественские рассказы стали появляться в России в середине XIX века. До этого публикации в печати святочных произведений были единичными. В основном это был пересказ фольклорного материала, закрепленного в народных быличках. Это были незамысловатые развлекательные повести, чья главная цель – рассмешить и позабавить. И только после того как на русский язык были переведены знаменитые «Рождественские повести» Чарльза Диккенса, писатели заговорили о другом – о Рождестве Господа, о любви, всепрощении, чуде братской любви. О возвращении в родительский дом блудных детей, о преображении жестоких сердец. «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» – сегодня мы назвали бы их настоящими бестселлерами. А вдохновенный монолог одного из героев «Рождественской песни» можно поставить эпиграфом ко всему жанру. Напомню его читателям: «Мало ли есть на свете хороших вещей, от которых мне не было проку, – отвечал племянник. – Вот хотя бы и Рождественские праздники. Но все равно, помимо благоговения, которое испытываешь перед этим священным словом, и благочестивых воспоминаний, которые неотделимы от него, я всегда ждал этих дней как самых хороших в году. Это радостные дни – дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, – даже в неимущих и обездоленных, – таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем. А посему, дядюшка, хотя это верно, что на Святках у меня еще ни разу не прибавилось ни одной монетки в кармане, я верю, что Рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует Рождество!»

http://ruskline.ru/opp/2022/12/22/mir_ro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010