Пояс и посох. Что это должно было им напоминать? Странствие народа по пустыне. Потому что что это был за праздник Еврейская Пасха? Это было воспоминание о том, как евреи чудесным образом убежали из египетского рабства. Сам Бог вывел их из этого рабства, потому что египтяне очень сильно не хотели их отпускать — это была хорошая и дешевая рабочая сила. [Это было воспоминание о том], как они всё-таки оттуда убежали, как они странствовали по пустыне и как они вошли в Землю Обетованную. Вот это Пасха — такая ритуальная трапеза. Во время трапезы глава семейства, отец, должен был рассказать об этих событиях. Дело было вовсе не в том, чтобы кто-нибудь об этом не знал. Разумеется, все, до последнего ребёнка про это знали и даже, наверное, могли бы сами наизусть рассказать. Но повествование об этих событиях тоже носило ритуальный характер, оно должно было прозвучать вслух, потому что это была золотая страница истории Израиля, самое главное, что в этом народе свято хранилось. Что ели на Пасхальную трапезу? (Зачем мы это обсуждаем? Потому что у Христа и учеников тоже была Пасхальная трапеза, и они, скорее всего, весь этот регламент выполняли). Ели агнца, т.е. баранину, бездрожжевой хлеб, который назывался опресноками. К мясу в качестве приправ добавлялись самые разные травы, и, конечно, пили вино. Я надеюсь, вы оцените, что эта трапеза была очень праздничная, обильная, вкусная, которую большинство семей могло себе позволить только в большие праздники. Невозможно было, чтобы вот так люди питались ежедневно, по крайней мере среди народа. То есть это настоящая такая праздничная трапеза. Вот такую трапезу кто-то из учеников приготовил. Может группа учеников, нашла горницу, которая подходила для этого собрания, подготовила стол и вот, сейчас, то есть в четверг вечером Иисус Христос и ученики возлегли на эту трапезу. Но с самого начала этой Пасхальной Вечери все пошло все-таки не совсем так, как ожидали. В самом начале Вечери Господь Иисус Христос встал из-за стола, перепоясался полотенцем-епиндитом (простыней), и начал умывать ноги ученикам. Вы должны понять – это ни в каких регламентах записано не было. Более этого, это была вещь совершенно невозможная, не представимая для восточного человека. Потому что на Востоке господствует культ старших. Культ отца, культ деда. Ситуация, что старший умывает ноги младшим – она разрушала все привычные стереотипы. То есть происходило что-то из ряда вон выходящее. Все ученики, кроме одного потеряли дар речи. Они просто погрузились в безмолвие от изумления происходящего. Высказался против только апостол Петр, он сказал всем известное: «Не умоешь ног моих вовек», когда обрел слова. Но очень быстро и довольно жестко был поставлен Господом на место. Это первое, что там произошло.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Согласно Типикону, допускается произнесение мирянами некоторых священнических возгласов и молитв: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Свят Господь Бог наш…», «Бог Господь и явися нам…». Эти относительно простые правила применимы ко всем богослужениям, кроме главной службы суточного круга — Божественной Литургии. Без священника эта служба не совершается вовсе, а заменяется специальным чинопоследованием, называемым «Изобразительны» (в просторечии — «обедница», то есть служба, заменяющая Литургию — «обедню»). Современная практика прочно закрепила включение в состав обедницы изменяемых частей Литургии (таких как тропарь праздника, чтение Священного Писания с прокимном и аллилуиарием, блаженны, праздничные антифоны и др.) Объем этих включений и способы их вставки в службу Изобразительных имеют широкие вариации; единых правил на этот счет пока не выработано. Актуальность мирянского богослужения и необходимость его осмысленной унификации озвучивалась в последние годы на самом высоком церковном уровне. Однако составление мирянских служб и по сей день носит характер широкого и не слишком упорядоченного движения «снизу». Предлагаемые вам чинопоследования часов и обедницы «на ряду» предназначены для мирянского богослужения в определенный воскресный или праздничный день. Накануне каждого из таких дней мы планируем выкладывать новые тексты соответствующих служб. Службы составлены по тем же правилам, что и мирянские богослужения пасхального периода с официального сайта Московской Патриархии (выложенные весной текущего года во время жестких карантинных ограничений «первой волны»). Включенные в службу фрагменты Литургии составлены по Богослужебным указаниям Московской Патриархии (и частично заимствованы из открытых источников). Дизайн последований позволяет использовать их как в частной, так и в коллективной молитве (например, в формате видеоконференции). Для второго случая предусмотрена разбивка текста на «роли» чтеца, хора и общенародного пения (хотя для чина Изобразительных такое деление нужно признать весьма условным). Выделенные красным цветом и особым шрифтом уставные пометки не предназначены для чтения, но могут пригодиться для повышения литургической грамотности.

http://blog.predanie.ru/article/samoizol...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Песнопения Пасхи 2 мин., 27.04.2019 Песнопения Пасхи — текст, перевод, смысл песнопений, которые мы слышим на пасхальных богослужениях. Вся праздничная Литургия состоит из особых пасхальных песнопений — гимнов Воскресшему Христу. Служба сопровождается практические непрерывным пением, что олицетворяет не прекращаемую радость верующих. Песнопения Пасхи отличаются особой величественностью и торжественностью, так как в них прославляется главное событие всего христианского мира — победа Христа над смертью. Они часто поются прихожанами совместно с хором, и не только на протяжении ночного богослужения, но и в продолжении праздничных пасхальных дней. Воскресение Твое, Христе Спасе Воскресение Твое, Христе Спасе,/Ангели поют на небесех,/и нас на земли сподоби/чистым сердцем/тебе славити. Христос Воскресе!  Тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ/и сущим во гробех живот даровав. Кондак Пасхи Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/но адову разрушил еси силу,/и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже,/женам мироносицам вещавый: Радуйтеся!/и Твоим апостолом мир даруяй,/падшим подаяй Воскресение. Стихиры Пасхи Пасха/священная нам днесь показася;/Пасха нова святая;/Пасха таинственная;/Пасха всечестная./Пасха Христос Избавитель;/Пасха непорочная;/Пасха великая;/Пасха верных./Пасха двери райския нам отверзающая./Пасха всех освящающая верных. Ангел вопияше… Ангел вопияше Благодатней:/чистая Дево, радуйся!/И паки реку: радуйся!/Твой Сын воскресе/тридневен от гроба/и мертвыя воздвигнувый,/людие, веселитеся. Воскресение Христово видевше Воскресение Христово видевше,/поклонимся Святому Господу Иисусу,/единому безгрешному,/Кресту Твоему покланяемся, Христе,/и святое Воскресение Твое поем и славим:/Ты бо еси Бог наш,/разве Тебе иного не знаем,/имя Твое именуем./Приидите вси вернии,/поклонимся Святому Христову Воскресению:/се бо прииде Крестом радость всему миру./Всегда благословяще Господа,/поем Воскресение Его:/распятие бо претерпев,/смертию смерть разруши. Волною морскою Волною морскою/скрывшаго древле,/гонителя мучителя, под землею скрыша/спасенных отроцы;/но мы, яко отроковицы,/Господеви поим,/славно бо прославися. Автор заставки — Мария Иванова Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pesnopeniya-pashi.html

15/28 апреля 1902. Понедельник Светлой Седмицы. С семи часов Пасхальное богослужение – до четверти одиннадцатого, после чего поздравление своих певчих, потом певчих и Воскресной школы из Коодзимации и христиан оттуда. После полудня сделал праздничные визиты ко всем русским в Токио, начиная с посланника. Долго просидел у барона и баронессы Кистер, в Metropole Hotel, слушая интересные рассказы про жизнь в Сингапуре, после которой их гощение теперь в Японии кажется им раем, до того несносна там жизнь от беспрестанной жары, крайне расслабляющей. 16/29 апреля 1902. Вторник Светлой Седмицы. С семи часов Пасхальное богослужение; служили со мной, как и вчера, оо. Роман Циба и Феодор Мидзуно. После полудня отправился в Иокохаму сделать визиты живущим там русским; кого не застал, с кем проговорил долго. Укоряю я себя иногда за одичалость: вечно обращаюсь с японцами и со своим делом, от русского общества отстал и не нравится мне оно – не хочется даже в Россию, чтобы повидаться с родными, с друзьями. – Вот два дня много был в русском обществе: разнообразные разговоры, разные материи, обоих полов ораторы, пускался и сам иногда в ораторство, как сегодня, – и что за пустота в душе после всего, что за усталость! Вправду ли одичание, о котором надо сокрушаться, или же отвращение от пустопорожных речей и простой траты времени, потребное на более дельное? На русское общество совсем не пеняю и никого из русских не укоряю ни в малосодержательности, ни в других недостатках – какой же пользы и ждать от случайной встречи и праздничных перекидываний приветствиями, со случайными темами для продления разговора на столько времени, сколько требует приличие, и с увлечением иногда дальше, как сегодня, по любезности хозяев, предлагающих, сообразно лицу и обстоятельству, религиозные темы? Но и от укора в одичалости, кажется, можно себя освободить. 17/30 апреля 1902. Среда Светлой Седмицы. Расчетный день. Из всех банков все имеющееся там на текущем счету собрал, и не достало на расплаты. А из Хозяйственного Управления до сих пор миссийские деньги не идут – все за прошлый год, что посланы из Совета Миссийского Общества в Хозяйственное Управление для пересылки сюда, и за первое полугодие нынешнего – все там, или же потеряно дорогой, что, впрочем, маловероятно. Исполнительно Хозяйственное Управление, нечего сказать! Сколько ни пиши и ни проси, каждый год повторяется то же. – Нечего делать, пошел занять тысячу ен в банк Мицубиси. Дали с первого слова, конечно, потому только, что там двадцать тысяч лежат на полгода, и получение их 5-го мая; это уже последний запас Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

О смысле вечерней молитвы мы упоминали; однако, в уже сложившемся и развернутом виде, в котором мы имеем вечерню теперь, она имеет еще одну особенную тему – тему чаяния Израиля, ожидания Спасителя. Каждая служба имеет несколько тем, они сменяют друг друга, характер песнопений различен, но есть основной нерв, определяющий общий характер службы. Повечерие (a«podeipnon – после вечери, после ужина) содержит тексты, в основном, покаянные и просительные. Полунощница связана с воспоминанием о втором пришествии Спасителя. Есть церковное предание, что второе пришествие будет в полночь (основанное на притче о десяти девах), и центральное песнопение полунощницы – «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Его можно услышать и на богослужениях первых дней Страстной седмицы. Общую тему и характер утрени можно определить как осуществление чаяний Израиля. Утреня – переживание пришествия Мессии, Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися (явился) нам, благословен грядый во Имя Господне». В каноне – центральном тексте утрени – проходит тема ожидания и встречи Христа. О темах третьего, шестого и девятого часов мы уже говорили; первый час возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня. Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое (до реформы Патриарха Никона существовало также среднее повечерие); полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. О подробностях этой классификации поговорим позже. Часы тоже могут выглядеть по-разному. Обычно эти часы называются «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же самый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Это совершенно особенное богослужение. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внешнее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великий Четверг — день Тайной Вечери. Это была последняя трапеза Христа и учеников, фактически их последняя встреча на земле за праздничным столом. Что это был за стол? Это был стол Пасхальной трапезы. Тайная Вечеря — это Пасхальная трапеза. Как евреи праздновали Пасху? (Ведь Христос и Его ученики были евреями, и они праздновали Пасху — это же были пасхальные дни) . Празднование Пасхи у евреев заключалось в двух моментах. Во-первых, это было принесение в жертву агнца. В Евангелии сказано: “Приближались дни опресноков, когда надлежало заколать пасхального агнца”. (ср. Лк. 22:7). Это было первым и главным делом. Кто такой агнец? Это ягнёнок из стада (Богу выбирали получше, по крайней мере должны были выбирать получше), которого нужно было принести в жертву, то есть принести в храм, там его соответствующие люди должны были зарезать и частично сжечь на огне. Часть сжигалась, часть оставалась в пользу священников, а остальная часть отдавалась принесшему. Этого агнца, часть того ягнёнка, который был принесён в жертву, ели на пасхальной трапезе. Вторая часть празднования Пасхи — это была сама семейная трапеза. Вечером народ большими семьями собирался за семейным столом Во главе стола сидел отец, неподалёку от него сидела мать, дальше сидели все дети, которых было обычно много. Там же сидели какие-то родственники (бабушка, брат, сестра), может быть и слуги, которые жили в доме тоже сидели за этим столом. То есть такое собрание семьи. И трапеза эта была не просто праздничная, она была ритуальная. Ритуал заключался в том, что по крайней мере мужчины должны были присутствовать на этой трапезе не разрешая поясов, то есть должны были быть препоясаны. Вы понимаете, что древние люди носили не такую одежду, как мы, они носили длинную одежду. Все, и мужчины, и женщины носили балахоны. И для того, чтобы эта одежда не мешала жить, её обязательно нужно было скрепить поясом. У кого не было пояса тот верёвкой препоясывался, без этого нельзя. Но во время трапезы они эти пояса всегда “разрешали”, то есть снимали. Иначе как есть-то? А Пасхальная трапеза происходила, “не разрешая поясов” — это было ритуальное действие. Кроме того правой рукой они ели, а левой рукой держали посох.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

На Светлой седмице все православные могут причащаться без особого приготовления и исповеди. Как говорят сами прихожане, «мы постимся весь год по средам и пятницам, в Великий пост, а на Пасху причащаемся всю седмицу без поста». Традиции пасхального времени На Светлой седмице в приходских храмах продолжается празднование Пасхи. После богослужения вечером в воскресенье или в понедельник в церковном зале приемов собирается церковный совет, женсовет, дети. Каждый получает в качестве пасхального приветствия яйцо, сладости, из которых самое традиционное — арабский маамуль. Это печенье, фаршированное финиками, или маленький печеный бублик с грецким орехом сверху. Маамуль в православной традиции символизирует губку с уксусом, которую подали Спасителю, распятому на Кресте, и терновый венец. В понедельник совершается пасхальный крестный ход — по городу или из одного храма в другой — и проводится приходской праздник, на котором присутствует кто-то из священноначалия, священнослужители и практически все члены общины. Все бывают празднично одеты, а мужчины непременно в костюмах. Дамы готовятся к пасхальным праздникам заранее. За время поста, кроме духовной подготовки, ведется и подготовка к светским пасхальным мероприятиям: женщины решают, в каких нарядах они будут на встрече Благодатного огня, на пасхальной службе, на приходском празднике, во время пасхальных визитов к друзьям и на приеме гостей у себя дома. Столько хлопот и столько нарядов! И по традиции на каждую Пасху это должны быть обновки, которые никто не видел в предыдущие годы. В последнее время среди православных распространилась западная традиция поиска детьми спрятанных пасхальных яиц. Но в любом случае это радостное пасхальное время прославления Христа, добрых гостей и многочисленных подарков. На Светлой неделе есть еще одна традиция — когда братья посещают своих сестер и их семьи. Обычные арабские семьи довольно многочисленны. Братья обходят сестер по старшинству, дарят им подарки, деньги и в ответ получают угощение — кофе, яйцо, сладкий маамуль.

http://patriarchia.ru/db/text/5804641.ht...

В Москве пройдет студенческий пасхальный фестиваль 19 апреля 2019 г. 14:57 28 апреля 2019 года впервые состоится Московский студенческий пасхальный фестиваль, который объединит студентов столичных вузов. Фестиваль пройдет у стен Российского православного университета на Новой площади. Главная тема фестиваля — возведение новых храмов в Москве. Организатор праздника — Консорциум ценностно-ориентированных образовательных организаций. Фестиваль проходит при поддержке Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Цель организаторов — объединить на новой городской фестивальной площадке студентов вузов Москвы, познакомить их с пасхальными и фольклорными русскими традициями, патриотическими и семейными ценностями, привлечь к участию в благотворительных программах. На Новой площади силами и средствами вузов-участников фестиваля будут организованы и проведены праздничные мероприятия. Состоится благотворительный аукцион в пользу фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы», в котором в качестве лотов будут выставлены художественно расписанные пасхальные яйца. Также пройдут следующие мероприятия: конкурс среди студентов московских вузов по росписи двухметровых моделей пасхальных яиц (тема росписи — новопостроенные храмы города Москвы), мастер-классы по церковнославянской каллиграфии и пасхальным орнаментам, викторины по теме «Пасхальные традиции» и тематическая развлекательная программа. Центральным событием станет концерт «Пасха красная» с участием профессиональных исполнителей и самодеятельных коллективов студентов и педагогов московских вузов. «Пасха — главный праздник в году для христианина. Подготовка к нему и само празднование объединяют все сферы жизни человека радостью о воскресшем Спасителе. Поэтому сегодня мы и организуем студенческий пасхальный фестиваль, чтобы дать возможность всем членам вузовского сообщества Москвы вместе отпраздновать пасхальное торжество. На фестивале вас ждут конкурсы, выступления художественных и музыкальных студенческих коллективов и, конечно, хорошее настроение. Праздничный день завершит вечернее пасхальное богослужение», — рассказал ректор РПУ игумен Петр (Еремеев).

http://patriarchia.ru/db/text/5415911.ht...

Начинайте, – проговорил владыка Нектарий. Утреню? – спросил владыка Иларион. Нет, все по порядку, с полунощи, – отвечал владыка Нектарий. Благословен Бог наш... – тихо произнес владыка Иларион. Мы стали петь полунощницу. Волною морскою... – запели мы. И странно-странно отзывались в наших сердцах эти, с захватывающим мотивом, слова. Гонителя, мучителя под землею скрыша... И вся трагедия преследующего фараона, особенно, в этой обстановке, чувствовалась нашими сердцами, как никогда остро. Белое море с белым ледяным покровом, балки для пола, на которых мы стояли, как на клиросе, страх быть замеченными надзором. И, все же, сердце дышало радостью, что пасхальная служба, все же, совершается нами, вопреки строгому приказу коменданта. Пропели полунощную. Архиепископ Иларион благословил заутреню. Да воскреснет Бог, и расточатся врази его... – не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели: Христос воскресе!... «Плакать или смеяться от радости?» – думал я. И так хотелось нажать голосом чудные ирмосы! Но осторожность руководила нами. Закончили утреню. Христос воскресе! – сказал владыка Иларион, и мы все трое облобызались. Владыка Иларион сделал отпуст и ушел в барак. Епископ Нектарий пожелал и часы с обедницей совершить. И мы совершили вдвоем. Только я был за предстоятеля, владыка Нектарий за псаломщика – так он сам пожелал, ибо знал все песнопения, равно, и чтения, апостоловец, наизусть. Днем, по случаю праздника, я пригласил владыку Илариона на кофе в свой барак. Но пили его в комнате канцелярии хозяйственной части, пустующей по случаю праздника. Владыка удивился моей смелости и изобретательности. Кофе – с халвой, с кусочками кулича, который был прислан Кемским духовенством для всех нас. А пили вы кофе по-венски? – спросил меня владыка и, смеясь, рассказал, как это делается. На другой день, службу совершили мы с владыкой Нектарием вдвоем, ходя по дорожке. И этот день, также, казался мне праздничным, как и первый – с «богослужением». Эта пасхальная служба осталась в памяти и у владыки Илариона. В тот год, в декабре, ему кончался срок. Его уже перевезли на берег из Соловков, ввиду прекращения навигации. В декабре я получил от него письмо: «Колесо фортуны повернулось обратно, меня снова перевозят в Соловки...» Действительно, из Москвы пришло извещение: продлить изоляцию еще на три года. «На повторительный курс остался», – шутил владыка Иларион. И в 1927 году, в мае, писал мне: «Вспоминаю прошлогоднюю Пасху. Как она отличается от сегодняшней! Как торжественно мы справили ее тогда!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь и быт студентов Казанской духовной академии регламентировался строгим распорядком. В будничные дни студенты вставали в семь часов утра, в половине восьмого совершалось утреннее молитвенное правило. В девять часов начинались занятия, которые продолжались до двух часов дня. В два часа совершался обед; с трех часов до шести у воспитанников было свободное время; с шести до девяти время отводилось на самоподготовку. В девять часов студенты ужинали, после чего совершались вечерние молитвы. До двенадцати часов все укладывались спать, после двенадцати свет в студенческих помещениях должен быть потушен. В воскресные и праздничные дни все воспитанники присутствовали на богослужении. Студенты соблюдали посты, а в первую и страстную седмицы Великого поста говели и приобщались Святых Таин. Студенты должны были держать себя “дружелюбно и предупредительно в отношениях к своим товарищам; посему не дозволяют себе действий, которые могут быть стеснительны для товарищей, каковы например: шум, пение, крики, музыка во время занятых часов; благообразное и благочинное пение, музыка, а также и гимнастические упражнения в академическом саду” дозволялись в свободное от занятий время. Особенно не могли быть терпимы шумные и пьяные компании. “Отлучки студентов из казенного общежития в учебные дни, хотя бы во время, свободное от учебных занятий, а равно и в праздничные, но не вакационные дни, отнюдь не должны быть разрешаемы далее одиннадцати или двенадцати часов ночи. Увольнения на ночь могут быть дозволяемы только по особо уважительным причинам, не иначе как с разрешения ректора”. На каникулярное время с 15 июня до 15 августа, с 22 декабря по 7 января и на Пасхальную неделю студенты имели право на отъезд домой. “Неопустительное посещение лекций составляет безусловную обязанность студентов, в исполнении которой произвол и свобода не должны быть терпимы”. Чтение книг и периодических изданий студентами должно было употребляться для более полного изучения преподаваемых наук и к духовно-умственному обогащению, а не к праздному или даже вредному препровождению времени. Поэтому литература “сомнительного содержания” не должна была быть в обращении у студентов.

http://drevo-info.ru/articles/452.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010