Голгофе предшествует Вифлеем, как Божественной Литургии предшествует проскомидия Говоря иначе, Голгофе предшествует Вифлеем, как евхаристическому канону Божественной Литургии предшествует проскомидия. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4, 5). Но волхвы (символизирующие собой также уверовавшие в Сына Божия народы) приходят ко Христу не с пустыми руками, принося ему дары: золото, ладан и смирну. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21, 24). Неужели Младенец Христос нуждался тогда в подобном приношении? Святитель Григорий Великий, Папа Римский, настаивает на том, что предложенные волхвами дары соответствовали величию Христа-Царя, Иисуса-Бога и Истинного Человека: «Золото было предложено как великому Царю; ладан был предложен как Богу, поскольку его используют при богослужении; мирра, которая нужна для бальзамирования умерших, была предложена Ему как имеющему умереть ради спасения всех». Поэтому, свидетельствует Папа Григорий (Великий), нам преподано, что мы предлагаем золото, «которое означает мудрость, новорожденному Царю, если наша мудрость сияет пред Его очами». Мы приносим Богу ладан, «который означает молитвенный пыл, если наши постоянные молитвы возносят к Богу свой сладостный аромат». Мы предлагаем мирру, «которая означает умерщвление плоти, если умерщвляем дурные дела плоти, воздерживаясь от них» . Да не придем и мы в эти праздничные дни ко Христу с пустыми руками, но почтим Младенца усердием веры, надежды и любви как Бога, Царя и Человека. Рейтинг: 9.8 Голосов: 112 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С 12 января 2017, 11:10 С праздником Рождества! Многая благая лета.Помолитесь за сына Давида,сломал коленную чашечку и металлическая пластина не приживается.

http://pravoslavie.ru/99996.html

Горестное событие предызображало, что сим же путем пройдет некогда Божественный потомок Давида, с душой прискорбной даже до смерти, – с небольшим числом апостолов, перед наступлением страданий от первенца Божия – Израиля. Окрестности Елеона доселе являют следы двух плачевных прехождений: от быстрого, струившего чистую воду потока Кедрского уцелело одно глубокое русло; на роскошной долине Иосафатовой можно видеть только плач безуспешный и скорбь: она превратилась в мрачное, обширное кладбище. Южный холм Елеона – гора соблазна, оскверненный нечестием языческим, превратился с своими окрестностями в вечное запустение. Средний холм, охраняемый небесным Провидением, назначается для дел благочестивых, для событий великих. Провидя в своих созерцаниях, что Елеон будет любимым местом Спасителя, пророки, у самого восхода на гору, с юго-запада от оврага Кедрского избирали места для святых своих останков, – как бы желая хотя ими встретить надежду и утеху Израиля: в глубоких пещерах благочестивым путешественникам указывают гроба пророков. С пришествием Спасителя гора Елеонская облеклась неувядаемой славой. Господь почтил ее частыми Своими посещениями; ее глубокому безмолвию и уединению доверял Свои таинственные со Отцом беседы; там открывал небесные тайны Своим ученикам; там изрекал предвечные небесные определения. В прямом направлении к северу от гробов пророческих видна скала, с которой Спаситель, смотря на Иерусалим, плакал о предстоящей ему гибели: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37–38 ). Выше, к вершине вознесения, от тех же гробов, указывают развалины здания, разделенного на несколько келий, которых, говорят, было двенадцать. Здесь, по преданию, апостолы составили Символ веры , в руководство образующейся Церкви. Еще выше, по тому же направлению, стоящий на земле обломок колонны означает то место, где преподал Господь молитву Отче наш… Несколько выше и правее Иисус Христос, беседуя в последний раз со Своими учениками, предсказал кончину мира и Свое второе пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19). 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших». Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90). Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!» Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота) Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

Господь сжалился над угнетенными израильтянами и потребовал от фараона отпустить их хотя на короткое время в пустыню для совершения служения Господу. Фараон не слушался. Господь послал на Египет десять чудесных казней и последней из них – избиением через ангела-губителя в одну ночь египетских первенцев от человека до скота – заставил фараона отпустить их из Египта. В ночь этого события евреи должны были принести в жертву непорочного агнца, кровью его намазать двери своих жилищ и затем употребить его в пищу. Эту жертву и вечерю Господь повелел назвать пасхой Господнею. Пасха значит прохождение мимо. Так названо это установление потому, что в ночь совершения этой жертвы и вечери ангел-губитель, поражавший первенцев египетских, проходил мимо жилищ еврейских, отмеченных кровью агнца и оставлял неприкосновенными живущих в них первенцев ( Исх.12:12–13 ). С тех пор обряд пасхальной жертвы и вечери, по повелению Господа, должен был совершаться ежегодно, и время совершения его сделалось главнейшим ветхозаветным праздником как праздник избавления евреев от египетского рабства. Господь заповедал праздновать его вечно, во все роды ( Исх.12:14 ), – не до скончания века, а в продолжение всего времени существования ветхозаветного закона, то есть до пришествия Христова, ибо «конец закона (ветхозаветного) – Христос» ( Рим.10:4 ). Закон о ветхозаветной пасхе потерял обязательную силу с тех пор, как в лице Христа явилась новая Пасха, новая пасхальная жертва, которая прообразована была ветхозаветной пасхальной жертвой. На это прообразование указует св. Иоанн Богослов, когда, говоря о том, что воины не перебили голеней распятому Иисусу, замечает, что «Сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:36 ). Свидетельство о сем Писании содержится в ветхозаветной, данной Господом и записанной Моисеем заповеди, чтобы при употреблении в пищу пасхального агнца, кости его не были сокрушаемы, то есть не были выделяемы из туловища ( Исх.12:10 ). Стало быть, пасхальный агнец в сем отношении был образом Христа, Который есть Агнец Божий, вземляй грехи мира, предназначенный к закланию за нас прежде сложения мира ( Откр.13:8 ) и действительно закланный на кресте за нас, как жертва, подобная ветхозаветной пасхальной жертве, о чем говорит и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). И оба брата, оставив лодку, сети и дом пошли вслед за Божественным Учителем. Когда Господь спросил однажды учеников Своих: «А вы за кого почитаете Меня?», Симон от лица всех апостолов сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого»( Мф.16:16 ). За это изречение, внушенное Самим Богом, Господь назвал Симона блаженным, нарек Петром (т. е. камнем, в знак твердости его веры) и обещал дать ему ключи Царствия Небесного, т. е. власть вязать и решить грехи человеков. Увидев Господа, идущего по воде, как по суше, Петр испросил у Него позволение прийти к Нему – и пошел, но испугался высоких волн, потому что на озере была сильная буря, и начал тонуть. Тогда Господь подал ему руку и сказал: «Маловерный! зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ). Вместе с Иоанном и Иаковом Петр удостоился видеть на Фаворе славу преобразившегося Господа и по своей пламенной любви к Нему умолял Его остаться здесь навсегда. Перед страданиями Господа Петр обещает идти с Ним даже на смерть, но слышит от Него предсказание о троекратном отречении. В саду Гефсиманском он, действительно, как бы готов был умереть за Иисуса Христа, потому что в виду многочисленной и вооруженной толпы хотел защищать своего Божественного Учителя и ножом отсек ухо одному из рабов архиерейских; но Господь сказал ему: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ). Но когда Иисуса Христа связанного привели на судилище озлобленных врагов Его, оказалось, как немощен человек сам по себе. Петр, обещавшийся умереть за Иисуса Христа, три раза отрекся от Него: «Не знаю, – говорил он, – человека сего». Но это отречение он загладил горькими слезами, троекратным уверением Господа в любви своей, всей последующей жизнью и мученической кончиной. Господь и не помянул Петру о его малодушии; в первый же день по воскресении Своем Он явился ему и потом, на море Тивериадском, троекратным изречением: «Паси овцы Моя» восстановил его в апостольском звании.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Да испытывает же себя человек, – пишет св. апостол Павел к коринфским христианам, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Пасха верных. Агнца Пасхи иудейской могли вкушать одни только вступившие в завет с Господом посредством обрезания ( Исх.12:48 ); также и Агнца Пасхи новозаветной могут вкушать одни только вступившие в завет веры с Господом посредством нерукотворенного обрезания – крещения ( Кол. 2:11–12 ). Впрочем, из верующих не все вкушают новозаветного Агнца с пользой для своей души – во спасение, – многие из них вкушают Его только в большее для себя осуждение. Только те сподобляются благ, доставленных через искупительные Его заслуги роду человеческому, которые не только веруют в Господа, но и остаются верными Господу, то есть верно хранят и соблюдают те условия, при которых они вступили в Таинство Крещения, в завет с Господом. Верующие в Господа, но небрегущие о верности своей Господу, все то же, что и совершенно неверующие, некрещеные, даже во многих отношениях, как познавшие истину и самовольно отвергающиеся ее, как попирающие заслуги Сына Божия и не почитающие за святыню заветную Кровь ( Евр.10:29 ), гораздо хуже сих последних ( 2Пет.2:20 ). Пасха двери райския нам отверзающая. Новозаветный Агнец Господь Иисус Христос, когда телом пребывал во гробе, душой нисходил в ад и отсюда извел в райское блаженное жилище всех ветхозаветных праведников, ожидавших с верой Его пришествия ( 1Петр.3:18–19 ). А восшествием Своим в прославленном теле на небеса Он отверз для всех людей свободный вход в Царствие Небесное, сделавшись таким образом для всех, по выражению апостола, предтечею на небеси ( Евр.6:20 ). Пасха всех освящающая верных. Единократным принесением Себя в жертву за грехи мира Господь Иисус Христос доставил освящение, очищение от грехов, обновление всем, истинно верующим в Него ( Евр.10:10,14 ; Кол.1:21,23 ), так что, достойно причащаясь Его в Таинстве Евхаристии, они почерпают в Нем силу «ходить в обновленной жизни...», быть «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:4,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатое. Знай точно, что, каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Об обязанностях хозяев Бог повелевает в пятой заповеди детям почитать родителей, и родителям заботиться о благосостоянии детей, имея в виду обязанности господ и слуг. Поэтому–то святой Апостол Павел призывает подчиненных повиноваться властям, называя их Божьими служителями: «есть Божий слуга» ( Рим. 13:4 ). И когда поучает, чтобы чада слушались родителей и отцы не раздражали чад, тогда же излагает равную обязанность господ и рабов, что рабы должны повиноваться господам, «исполняя волю Божию от души» ( Еф. 6:6 ), и господа, помня, что и они имеют всеблагого Господа на небесах, равно были благи и к подчиненным. Это наставление слова Божьего составляет следующие обязанности господ: а) Содержать рабов в страхе Божием и совершенном повиновении их закону. От дел беззаконных воздерживать, чтобы не только в господах, но и в рабах прославлялся и благоугождался Бог. б) В воскресные и праздничные дни от богослужения и молитв работами их не только не отвлекать, но и самим молить о них Бога, чтобы был милостив к ним. в) Приказания свои согласовывать с Законом Божиим так, чтобы услуги рабов и выгода господина не разрушали заповеди Господа. г) Заботиться об их пропитании, об их жизни и здоровье. д) Благожелательными распоряжениями приводить к благоустройству их семейства, дома и земледелие. е) Наблюдать, чтобы в супружестве их хранима была верность и честность. ж) Избегать жестокости и, по наставлению святого Апостола Павла, относиться к ним так, чтобы строгость растворялась отеческим к ним снисхождением. з) Просьбы их принимать и рассматривать благосклонно и отечески. В общем, во всех своих к ним обязанностях так поступать, чтобы не стыдно было с ними предстать перед Судьей всех, Богом, и, наслаждаясь вечным блаженством, умножать его, видя прославленными и их. Об обязанности подчиненных Закон Божий подвергает подчиненных повиновению господам. Достаточное для них наставление дает святой Апостол Павел: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» ( Еф. 6:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Дева Мария, из царского рода, – жителю города Назарета, дабы этот праведный старец был хранителем Ее девства. Переселившись на жительство в Назарет, в дом праведного Иосифа, Пресвятая Дева Мария любила те же благочестивые упражнения, к каким привыкла в бытность Свою при храме. Пребывая большей частью в уединении и безмолвии, Она занималась молитвой, чтением книг Св. Писания и рукоделием. Здесь, как и при храме, Она проводила самую кроткую, трудолюбивую, смиренную и молчаливую жизнь. Таким образом, текли дни жизни Пресвятой Девы Марии в доме Иосифа. И вот в один из таких дней явился к Ней архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!» Увидевши архангела Гавриила, Пресвятая Дева Мария смутилась и думала: что бы значило необычайное архангельское приветствие к Ней? Но архангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Бог престол отца Его, Давида, и будет Он царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Мария спросила у архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое будет Свято и наречется Сыном Божиим». Мария сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Тогда отошел от Нее архангел ( Лк.1:28–35 ). II. Так, братья христиане, совершилось важнейшее событие из земной жизни Богоматери, называемое благовещением Пресвятой Деве Марии и воспоминаемое сегодня Св. Православной Церковью. История этого события весьма поучительна и назидательна для нас. а) Пресвятая Дева Мария, живя в доме праведного Иосифа, часто проводила время за чтением Св. Писания, к какому занятию Она привыкла еще в бытность Свою при храме Иерусалимском. И вот однажды, читая книгу пророка Исаии, Она остановилась на словах: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Детство непременно должно быть посвящено учению Господню ( Ефес.6:4 ). Для сего необходимо приводить детей во храм. Здесь каждую службу услышат они прекрасный урок для жизни, найдут множество примеров для подражания, научатся быть православными христианами и полезными членами великого нашего отечества. Приучите их с дней младенческих взирать на Божественного Младенца Иисуса, держимого на руках преблагословенной Матери Его, – и они незаметно научатся смирению, кротости, незлобию, послушанию, какое показал Господь во всю Свою жизнь. Приучите их смотреть на изображение введения во храм трехлетней Богоотроковицы Марии, проведшей потом все детство и юношество во храме в чтении слова Божия и непрестанном служении Богу, – и они, по крайней мере по воскресным и праздничным дням, непременно поспешат во храм – слушать слово Божие и поучаться заповедям Господним. Пусть ваши дети со младенчества возлюбят благолепие храма Господня, так чтобы могли говорить с Давидом: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его» ( Пс.26:4 ), это будет драгоценнейшее наследство, надежнейшее напутствие на всю жизнь. Во младенчестве они каждый раз из храма будут приносить в дом благословение Божие, – и святые ангелы непрестанно будут окружать малое жилище их. В зрелом возрасте любовь ко храму воодушевит их на всякий добрый подвиг, утешит во всякой горести, спасет при каждом возмущении моря житейского. В скорбные минуты ваше дитя поспешит в храм, – у подножия креста Христова изольет скорбь страждущего сердца своего, сложит с себя бремя невыносимой печали, – и Сам Господь, по выражению св. Давида, сокроет его в селении Своем в день зол, покроет в тайне селения Своего, и ваше дитя, в чувстве благодарения и радости, принесет Господу жертву хваления и воскликновения ( Пс.26: 5 ). Перед иконой премилосердой Владычицы нашей Богородицы преклонит колена во умилении сердца – и Сама Царица Небесная покроет ваше дитя Своим небесным покровом и умолит за него возлюбленного Сына Своего и Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для чего Господь славы, Царь неба и земли, образ Отчей ипостаси, Сын Божий подъемлет такое уничижение? Ради нас человеков – для того, чтобы с одной стороны – восставить в нас падший образ Божий, расторгнуть пленицы наших прегрешений, возвести нас из глубины скотоподобия на высоту богоподобия, вознести из земной юдоли плача в горние и светлые обители Отца Небесного, а с другой стороны, – чтобы научить нас быть подражателями детского незлобия, младенческой простоты и доверчивости, не гнушаться бедности, избегать роскоши, чтобы внушить нам поставлять величие в смирении, высоту в уничижении. Как встретили новорожденного Младенца небо и земля, ангелы и человеки? Ангелы с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют. В час рождения Христа Спасителя ангел небесный в божественном свете предстает вифлеемским пастырям, которые стерегли стада ночью в поле и говорит им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую всемирную радость: теперь родился вам в городе Давидове Спаситель, именно Христос Господь». И вот как узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях. С ангелом вдруг явилось многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!». Пастыри, по слову ангела, спешат в Вифлеем, и пришед туда, находят Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях, рассказывают о том, что возвещено было им от ангела, и все слышавшие дивятся речам их. После сего пастыри возвращаются к своим стадам, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели. А что это за волхвы и звезда, с которой они путешествуют? Волхвы были главные начальники отдельных областей, обыкновенно в Священном Писании именующиеся царями, знакомые с астрономией – наукой звездочетства. Однажды они, занимаясь рассматриванием светил небесных, увидели на востоке новую необычайную звезду; остановившись на ней всем своим вниманием, начали сравнивать ее с прочими звездами и сличать с кометами, и по долгом исследовании нашли, что она на них непохожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010