Богослужебные песнопения исполнили три академических хора: мужской — под управлением Александра Рассадина, смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский — под управлением Анастасии Корзун. За богослужением молились игумении монастырей Санкт-Петербурга и Украины. В храме присутствовала делегация Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии во главе с епископом епархии Миккели д-ром Сеппо Хякиненом. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Василий Стойков. По окончании славления митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «Всех вас поздравляю с днем преставления небесного покровителя Санкт-Петербургской духовной академии — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В своем послании апостол Иоанн говорит, что любовь изгоняет страх. Именно это святой и показал своей жизнью и записал в своем послании. Он победил собственные страхи любовью к Богу. Поэтому не нужно бояться, нужно любить. Мы должны иметь в своем сердце любовь к Господу и людям. Поэтому сегодня мы благодарим Царицу Небесную и Иоанна Богослова за то, что они указали нам путь веры и путь жизни по евангельским заповедям в послушании Святой Церкви». Владыка Варсонофий вручил ректору СПбДА епископу Силуану памятный дар — икону Божией Матери. В ответном слове владыка Силуан обратился к правящему архиерею, духовенству и гостям Академии со словом, в котором поздравил собравшихся и поблагодарил гостей праздника за совместную молитву. На молитвенную память об участии в престольных торжествах Академии на Неве епископ Силуан преподнес митрополиту Варсонофию икону апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Накануне вечером, 8 октября, праздничное всенощное бдение в академическом храме возглавил архиепископ Верейский Амвросий. По окончании богослужения владыка Амвросий поздравил учащих и учащихся Академии с престольным праздником и подарил епископу Петергофскому Силуану панагию с образом Божией Матери «Знамение» Царскосельской. Эта икона является главной святыней Санкт-Петербургской духовной академии. В свою очередь владыка ректор поблагодарил архиепископа Амвросия за участие в престольных торжествах и преподнес Его Высокопреосвященству Иверскую икону Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/5511063.ht...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошли торжества, посвященные престольному празднику домового храма 10 октября 2012 г. 19:50 8-9 октября 2012 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Санкт-Петербургской духовной академии состоялись торжества, посвященные престольному празднику храма учебного заведения. 8 октября в академическом храме была совершена панихида, на которой духовенство, преподаватели и студенты молились о почивших ректорах, наставниках и всех учившихся в СПбДА. Вечером ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий в сослужении преподавателей, студентов и гостей в священном сане совершил в храме Иоанна Богослова праздничное всенощное бдение. 9 октября митрополит Новгородский и Старорусский Лев , епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл , епископ Выборгский Назарий и епископ Лодейнопольский Мстислав в сослужении духовенства совершили в храме академии праздничную Божественную литургию. За богослужением молились настоятельница Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга игумения София (Силина), представители Московской и Киевской духовных академий, преподаватели, сотрудники и студенты всех отделений СПбДА. Песнопения исполняли три хора академии. На Литургии аспирант диакон Александр Зиновкин был рукоположен во пресвитера, а магистрант иподиакон Герман Ранне — во диакона. После отпуста священнослужители совершили славление перед иконой апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Епископ Амвросий обратился к архиереям, духовенству и всем участникам богослужения со словами благодарности за участие в празднике. Владыка ректор отметил, что все иерархи, прибывшие в этот день на торжества в домовый храм академии, являются ее выпускниками. «Сердечно благодарю вас за созданное вашей молитвой и вашим участием настоящее торжество в ознаменование памяти покровителя домового храма академии святого апостола Иоанна, — отметил в своем слове епископ Амвросий. — Я думаю, что сегодняшний день для вас особенный, поскольку Санкт-Петербургская духовная академия — это ваша родная школа и всякий раз, переступая ее порог, вы чувством оказываетесь в том непростом, но одновременно радостном и благодатном времени, в которое вы здесь учились и в котором проходило ваше духовное становление».

http://patriarchia.ru/db/text/2519293.ht...

В Российском православном университете состоялись торжества, посвященные 10-летию со дня совершения первой Литургии в университетском храме 11 октября 2021 г. 20:53 9 октября 2021 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в домовом храме Российского православного университета  св. Иоанна Богослова — церкви апостола Иоанна Богослова под Вязом г. Москвы состоялись богослужения престольного праздника.  В этот день в РПУ праздновали также 10-летие первой Божественной литургии в возрожденном университетском храме. Праздничную Божественную литургию в храме РПУ возглавил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством  Московской городской епархии   митрополит Воскресенский Дионисий .  Его Высокопреосвященству сослужил представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, декан философско-богословского факультета РПУ  епископ Моравичский Антоний , ректор РПУ  игумен Петр (Еремеев) , преподаватели, выпускники и студенты вуза в священном сане. «В этот праздничный день мы выражаем особую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за попечение об университете. Благодаря его помощи и трудам всего коллектива университета под руководством ректора игумена Петра (Еремеева) вуз развивается. И мы искренне надеемся на то, что из стен Российского православного университета, который носит имя возлюбленного ученика Христова апостола и евангелиста Иоанна Богослова, будет выходить образованная, умная, пытливая интеллигенция, глубоко благочестивая и преданная Церкви», — отметил митрополит Воскресенский Дионисии. Богослужебные песнопения исполнили сводный Московский студенческий хор под управлением Михаила Котельникова и Английский православный хор под управлением Александра Демидова. Проповедь перед причастием произнес декан миссионерского факультета иереи Стефан Домусчи. За богослужением молились преподаватели, сотрудники, студенты и выпускники вуза.

http://patriarchia.ru/db/text/5851701.ht...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Престольный праздник 9 октября в гимназии прошел Престольный праздник: день Преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, галилейского рыбака, сына Зеведея, возвестившего через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества. Кроме того, автор четвертого Евангелия, трех посланий и Апокалипсиса, или книги Откровения, много потрудился для распространения христианской веры среди язычников и был назван апостолом любви. «Детки, любите друг друга», повторял Иоанн до последних дней своей жизни, полагая главной заповедью Господней заповедь любви. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов служит для православных христиан примером в молитве, в отношении к наукам и изучении богословских предметов, в духовной жизни. Его жизнь – это образец любви к Богу и ближнему. Этот праздник и личность святого апостола одухотворяют и вдохновляют на дальнейшие труды. Вечером в 17 часов в Храме, освященном во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова прошло Всенощное бдение, а утром в 7.45 - праздничная Божественная Литургия с Крестным ходом. В Богослужении участвовали прихожане, учителя и учащиеся гимназии «Радонеж». Литургическую практику в этот день проходили два класса младший из средней школы – пятый и старший из старших – одиннадцатый. После Литургии по классам прошло праздничное чаепитие. В конце дня, по окончании уроков на торжественной трапезе директор гимназии Михаил Борисович поздравил преподавателей и сотрудников гимназии, поблагодарил их за труды и подарил памятные подарки. Тропарь апостолу, глас 2-й Апостоле. Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя, припадающа, Иже падша на перси приемый, Его же моли, Богослове, и належащий облак языков разгнати, прося нам мира и велия милости. Кондак, глас тойже Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов. Молитва О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Богадаровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавится от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/85....

Таковы: дванадесять праздников, называемых Господскими и Богородичными. Каковы: 1) день Рождества Господа Иисуса Христа; 2) день Богоявления; 3) Сретение Господне; 4) Благовещение; 5) Вшествие Господа Иисуса Христа во Иерусалим; 6) Вознесение; 7) день Пятидесятницы, или Сошествие Святого Духа на апостолов; 8) Преображение Господне; 9) Успение Пресвятой Богородицы; 10) Рождество Богородицы; 11) Воздвижение честного и животворящего Креста Господня; 12) Введение во храм Пресвятой Богородицы. Пасха, или день Воскресения Христова, как праздников праздник, имеет особенную службу, отличную от службы дванадесяти праздников. Великие праздники имеют предпраздненство и попраздненство. Предпраздненство обыкновенно предваряет за день, а иногда и более дней самый праздник. В это время воспевается, в ирмосах и тропарях канона, торжество праздника; а попраздненство продолжает несколько дней торжество праздника таким же прославлением его в тропарях канона, и кроме того пением катавасии, то есть праздничного ирмоса, который поется в конце тропарей канона, после каждой песни. Катавасию древле пели оба хора вместе среди храма. От сего песнь сия получила название катавасии (от καταβανειν – нисходить, то есть с клиросов на средину храма). Великие праздники в Уставе обозначаются красным крестом в круге красном. По образцу великих праздников совершается Богослужение в храмовые праздники, то есть в память освящения их, а также в высокоторжественные и торжественные дни; кроме того, что сии праздненства не имеют предпраздненств и попраздненств, как великие праздники – имеют. В средние праздники Богослужение бывает двоякого рода: в некоторые праздники бывает всенощное бдение и полиелей, как в великие праздники, исключая только то, что к праздничному канону присовокупляется канон в честь Пресвятой Богородицы. Таковые праздники в Уставе или святцах означены красным крестом с полукругом 282 . Сим знаком означены: дни первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы, день Святителя Николая, преставление святого Евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста и другие праздники 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Верование, что Илия и Енох снова явятся на землю и на ней примут смерть, можно возвести на степень непреложности. Определение Божие: «смертью умрешь» ( Быт.2:17 ) неизбежно простирается на весь род человеческий: из него не исключен ни один смертный; даже Сам Сын Божий, сделавшись подобным нам человеком, не избег сего удела земнородных и пребывал в сердце земли три дни и три ночи. Следовательно, и эти два великие лица – Илия и Енох, хотя за святость жизни и избегли в свое время острия меча, но, как происшедшие из рода смертных, должны будут когда-нибудь выполнить Божие определение. Но как они на брани примут смерть от руки антихристовой ( Откр.11:7–8 ) – это во власти Бога и от нас утаено. Что от их крови возгорится земля и от этого произойдет кончина мира, – об этом нигде не говорится. А что Илия и Енох будут предтечами и предвестниками второго пришествия Христова, это очень правдоподобно. Ибо если Господь в свое время благословил изъять их из среды живых, не дав им вкусить смерти, то, наверное, пошлет их снова на землю – в эту юдоль плача – и не заставит долго скитаться в стране изгнания, ожидая всеобщего прославления. И, следовательно, явление на землю Илии и Еноха будет несомненным признаком, что близ есть кончина, приближается второе славное пришествие Христово. (Сост. по «Воскресное чтение», 1888 г.). Беседа 7. В день преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября) (О побуждениях ко взаимной любви христианской) I. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, ныне ублажаемый, был ближайшим и любимейшим учеником Господа нашего Иисуса Христа, – по выражению церковной песни, он был другом и наперсником Христовым. Чем же особенно отличался этот апостол от других учеников Господа, и чем заслужил он особенное благоволение и расположение Иисуса Христа? Будучи образцом целомудрия и кротости и имея мягкое и нежное сердце, расположенное любить Бога и ближних, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов всей душой прилепился к Господу, Учителю своему, и полюбил Его с нежностью детского сердца, за что и был ближе других апостолов и доступнее к Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

л. 224. Начало всякому правилу. л. 225 об. Краткие молитвы, числом 10: Егда звонят. Егда входят в церковь . Егда чести Евангелие. Идуща целовати св. Евангелис. Целовав св. Евангелие. Егда перенос несут, числ. 2. Св. Богородице – Изрядней. Егда выносят Дары к царским дверем. На обед идущим. 231. (1009.) Требник неполпый, полууст., XV века, в осьмую долю, 158 листов. При новом переплете много листов утрачено; первые 6 и конечные 7 писаны в начале XV в., прочие в исходе. л. 1. Чин полунощницы – одна половина 17 кафизмы, за тем отрывок из исповеди священнику. л. 9 об. Последование бываемо о усопших инокых. л. 71. Чин бываемый на одеяние рясы. л. 77. Последование малаго образа иже есть мантия. Между листами 88 и 89 одного нет. л. 91. Чин бываемый великаго и ангельскаго образа. л. 152. В св. великую суботу, – утренний канон. Как в сей, так и в предыд. статье, последнего листа недостает. 232. (999.) Требник неполный, полууст., XVI века, в четверть, 137 листов. л. 1. Св. Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и много болезнующим к еже спастися, и проч. См. 189 л. 334. л. 3. Правило внегда случиться искуситися в сне иноку по действу диаволю. л. 7. Вследование о избавлении блуда и угашении плоти и о схранении зрака блуднаго и от помышлениа сложна, и проч. Молитв 4, последняя с надписью: Иоанна затворника печерьскаго, оконч. облегчи мя от брани плотскыа молитвами препод. и богон. отець наших Моисиа и Иоанна и всех Святых, аминь. За тем устав о искушениих скытскых инок. л. 10. Чин бываемый на одеяние рясы. л. 11. Молитва, егда вскочит пес в цервовь. л. 11 об. Молитва храму, в немже дитя родится. л. 12. Чин исповеданию Иоана мниха. л. 18. Чин исповеданию грехов, Никифора патриарха Цариграда, князем и вельможам и всякому роду и всякой богобоязнивой души, и как подобает кающася поновити или преже приати иное поновление покаанию. л. 37. Последование малаго образа еже есть маньдиа. л. 43 об. Чин великаго ангельскаго образа. л. 67 об. Чин бываемый на разлучении души от тела.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В просьбе своей от 4 июля 1767 г. Каплуновские священники Иоанн и Прокопий Умановы писали: «Дед его Иоанна, и Прокопия прадед, Иоанн Ильич был священником в Каплуновке до 30 лет, которому ишеющаяся ныне Каплуновская икона Пресвятой Богородицы явилась; с сею иконою во время с российскою армиею шведской войны был он под Полтавою, – а оттуда взят был в Москву и тамо прожил не малое время и с оным образом отпущен паки в Каплуновку. Отец его Иоаннов и дед Прокопиев Андрей и Демьян, Прокопия отец, были также при оной церкви священниками». В Каплуновском храме находятся самые верные памятники благоговения Царя Петра к чудотворной иконе. а.) Для чудотворной иконы Царем Петром устроена серебрянная вызлощенная риза с дорогими камнями и с серебрянным киотом. Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом. б.) Святое евангелис М. п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу В. Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв. Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев». Чило прихожан: в 1730 г. 890 муж. 879 жен., в 1750 г. 935 муж. 910 жен., в 1770 г. 986 муж. 943 жен., 1780 г. 1007 муж. 992 жен., в 1790 г. 1130 муж. 1172 жен., 1810 г. 1140 муж. 1202 жен., в 1830 г. 967 муж. 1022 жен., в 1850 г. 1036 муж. 1098 жен. пола. Из указа Консистории 1767 г. видно, что а.) 1738–1767 г. были в Каплуновке три священника, а в 1767 г. третий священник «за неимением указного числа приходских дворов» отменен; б.) «подцерковной и собственной земли не имеется», писали тогда священники; в) «в продаже свечей попадьям священников препятствие не чинить», предписывала Консистория. ГОРОДНАЯ На р. Мерле в 6 верстах от Краснокутска, 30 от Богодухова и в 35 от Ахтырки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Свою притчу Христос закончил общим положением, что « всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится .» Смирение — вот основной принцип жизни христианина. Языческая древность держалась иного правила. Там верх во всем и всегда брала сила, и отсюда движущим началом всего был беспощадный эгоизм, все сокрушавший перед собой и все приводивший себе в подчинение. Но этот принцип привел к полному крушению древнего мира, потому что в самом понятии эгоизма заключается понятие беспощадной борьбы и разрушения. Чтобы возродить мир, нужно смирить гордыню сильных, и вот дан новый принцип, по которому во главе человечества становятся не сильные эгоисты, а люди кроткие и смиренные сердцем, и они-то наследуют землю. Еще и теперь эгоизм отстаивает свое положение в мире и он именно является главным источником смут и треволнений на земле: самомнящие фарисеи еще и доселе дерзко выдвигаются вперед и перед людьми, и перед Богом, стараясь восхитить себе оправдание выставкой своих мнимых добродетелей и совершенств; но как в притче, так и теперь оправдание в действительности принадлежит не этим лицемерным и высокомерным ханжам, а смиренным, искренно кающимся мытарям. Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю о Мытаре и Фарисее На Евангелие: Арсений, митр. Киев. Сочинения, т. II, стр. 103–105. Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. поучений (90 г.) т. IV. 5–38. Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на воскр. и праздничн. Евангелие (76 г.) ч. 2. 294. Никанор, арх. Херсонский. Сочинения, т. IV. 55–61. Павел, арх. Казанский. Проповеди; m. I. Павел, арх. Кишиневский. Сочинения, т. I, 46–56; т. II. 46–54: т. II, 55–67. Филарет, арх. Черниговский. Сочинения (83 г.) 473–478. Феофан еп. Тамбовский. Слова во святую четыредесятницу и приготов. к ней недели (69 г.) 1. 7. 14. Путятин, Родион, прот. Поучения. (93 г.) 179–187. Сериев, Иоанн (Кронштадтский), прот. Собр. сочин. т. II. 1–12. Полисадов, И., прот. Проповеди, т. I, вып. 1. 277–340. Нордов, прот. Сеятель благочестия, т. I. 161–165.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

απερυβη τα σημεια. 92 «Сын Божий Христос по воле Отца родился от Девы из рода Авраамова, от племени Иуды и Давида». 94 Епифан. Прот. ерес. 30 гл. 14: «ибо Керинф и Карпократ родословием в начале Евангелия от Матфея хотят доказать, что Христос от семени Иосифова и Мариина». 1863 г. часть 1-я, стр. 236–237. Русск. перев. Москва. 96 Celsus (Orig. 2, 32): φησιν... απηνϑαδησϑαι τους γενεολογησαντας απο του πρωτου φυντος αι των εν Ιουδαιοις βυσιλεων τον Ιησουν. 99 Как в Евангелии Луки Баур по примеру Маркиона опустил две первые главы, так и в Евангелии Матфея он опускает по примеру евионеев не одно родословие, а целые две главы (см. Епифан. 30. 14). Опровержение возражений Баура против подлинности первых двух глав в Евангелии Матфея можно читать в Прав. Обозрен. 1873 г. втор. полуг., стр. 27–40. 101 Пособия для толкования родословий: Jansenius, Comment. in s. Evangelia. T. prin. 1825 г. Curs. compl. sacrae scripturae. Olshausen. Bibl Com. ment. erst. Band. 1830. Glöckller Die Evangel d. Matth., Mark. et Lukas Frankf. 1834. Mauduit, L " Evangile analyse selon l " ordre historique... T. 1 Paris. 1843. Rigler. Das Leben Jesus Christus in Harmonie d. vier Evangel. Erst. В. Bamberg. 1843. Ebrard, Wissenschaft. Kritik. § 43. Die Geneologien. J. Maldonatus, Comment. in quatuor Evangel. T. 1. 1853. Heinr. Fwald, Die Bücher d. N. Test. Erst. Th. Die drei erst. Evang. u. die Apostelgesch. Erst Hälfte. Gottingen. 1871. Godet Comment z. d. Evang. d. Lukas. 1872. Hofmann, Die heil. Schrift neuen Test. Acht. Th. Erst. Abth. Das Evang. d. Lukas. Nordlingen. 1878. и мн. др. На русском языке: Толков. Евангел. архим. Михаила от Матфея и Луки. Учебное руководство к чтению евангелий Д. Боголепова . Христ. Чтение 1864 г. часть третья: Родословие Господа. Прав. Собеседн. 1865 часть вторая: Опыт объяснения на св. Еванг. от Матфея, гл. 1 ст. 1–17. Евсевия Самарск. Беседы на воскр. и праздничн. Евангелия, часть 2-я. Москва 1855 г. Игнатий архиеп. Донск. и Новочеркасск. Рождество Господа И. Хр. Беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010