Новый год (1 Сентября) I В древней Руси было двоякое летосчисление. Первоначально русские люди начинали год с 1 числа марта. В этом, как и во всех других случаях, они покорно следовали указаниям Церкви. Православный церковный год из древности начинался с 1 марта. Основанием этого послужило то обстоятельство, что, приблизительно, в этом месяце празднуется Пасха – Воскресение Господа, давшее новую жизнь, новое лето людям. С праздника же Пасхи начинаются и главные церковные счисления: днем Пасхи определяются дни переходящих праздников, постов и других дней богослужения; с Пасхи ведется порядок седмиц всего года, порядок чтений апостола и евангелий на литургиях, ряд столпов утренних воскресных евангелий и ряд столпов гласов октоиха. Пасха, таким образом, является новым годом христианина. При начинании года от праздника Пасхи первое число марта приняли считать началом нового года для округления чисел, подобно тому, как теперь лета от Рождества Христова, празднуемого 25 декабря, считаются для округления чисел с 1 января. Вместе с этим, основанием для начинания года с марта служило и древнее церковное верование, что именно в этом месяце получил начало видимый мир, человек и вся тварь. Поэтому говорится в месяцесловах, от первого числа этого месяца «начало приемлют вси крузи – солнечный, и вруце-лето, и високос, и равноденствие составляется в нем» 36 . Вместе с Церковью древняя Русь и свой гражданский год начинала с 1 числа марта. Однако до нашего времени не сохранилось никаких данных для суждения о том, в какой форме совершалось празднование этого дня Церковию, и даже было ли оно. Гораздо позднее, приблизительно в XV веке, гражданский год на Руси стали начинать с 1 числа сентября. И в этом случае русские люди следовали примеру своей Церкви. Восточная Церковь еще в VI веке приняла индиктионное летосчисление 37 , начинавшее год с сентября, и с этого месяца идет расположение ее непереходящих праздников. Можно думать, что тогда же в Греции установлено было и особое празднование этого дня, выражавшееся в торжественной литии с крестным ходом, с особыми молитвословиями и песнопениями. Вместе с богослужебными книгами и всей церковной практикой, Русь приняла от греков и обычай начинать год с сентября месяца и все формы церковного празднования первого дня года. Вот почему в древнейших русских богослужебных книгах год начинается с сентября, и даже в первой (из сохранившихся) русской книге–Остромировом евангелии – читаем: «первое сентября новое лето, начало индикту». От XIII века мы имеем уже известие о праздновании этого дня на Руси особым крестным ходом, во время которого евангелие читалось архиереем, как разъяснил сарайскому епископу Феогносту константинопольский собор 1276 года. Однако, как мы заметили, сентябрьский год вошел в гражданское употребление на Руси не раньше XV века, и уже с этого времени началось развитие форм церковного празднования первого дня сентября достигшее в XVII веке своего полного расцвета. II

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы. День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: " Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради " . Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Краткое предисловие к синаксарям Ксанфопуловым, то есть на синаксари Триоди Синаксари Никифора Каллиста Ксанфопула на выдающиеся праздники Триоди, каждый из которых объясняет, как и когда это изначально произошло и по какой причине праздники те ныне таковы и почему святыми и богоносными отцами учреждены, с некоторыми особыми указаниями, начиная от Недели о Мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Перед седьмой песнью канона на утрени следует читать вначале по обычаю месячный синаксарь, а затем настоящие. Постная Триодь Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее Стихи на триоди: Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов: Трипеснец же и от человеков приими. Стихи на трипеснцы: Вышних и нижних Творец! От ангелов песнь трисвятую, А от людей ныне трипеснец прими. На мытаря и фарисея: Фарисейски кто живет, церкви далече бывает: Христос бо внутрь, о смиреннии, приемлемый. На мытаря и фарисея: Коль фарисействуешь ты, будь от храма далече. Ибо Христос изнутри, и смиренный приятен Ему. В настоящий же день, с Богом и триодь начинаем: юже убо мнози от Святых и Богоносных красотодетель наших отец, добре и яко достояше, от Святаго движими Духа, сложивше песносоделаша. Первый же всех сие умысли, три глаголю песни, во образ мню Святыя и живоначальныя Троицы, великий творец косма 1 , в великой и святой Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа седмице, по именованию вкратце, коегождо дне краегранесьми умыслив песни. От негоже и прочии от отец, паче же иных, феодор и Иосиф студите 2 , по ревности онаго, и прочым неделямъ (седмицам) Святыя и великия четыредесятницы счинивше, тех обители студийстей первее предаша. наипаче песни учинивше, и уставивше, и другая книзе, отонудуже и когда, от отец собравше и снискавше. В настоящий день начинаем с Богом Триодь, каковую наилучшим и самым подобающим образом сложили из хвалебных песней многие святые богоносные наши отцы и песнотворцы, движимые Духом Святым. Первым же из всех измыслил сие, то есть троепесние (думается, во образ Святой и Живоначальной Троицы), великий творец Косма 1 который ради Великой и Святой седмицы Страстей Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа составил песни из акростихов с именованием без малого каждого дня. После него другие отцы, а более прочих Феодор и Иосиф Студиты 2 , подражая его ревности, сложили трипеснцы для остальных седмиц Святой и Великой четыредесятницы и вначале передали их Студийской своей обители, добавив и согласовав с ними еще большее число песней и иные содержащиеся в книге сей вещи, для чего в свое время собрали и позаимствовали их у прежних отцов.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ АНТИПАСХИ Явление Господа Святому Апостолу Фоме Сегодня Воскресения, в продолжение целой Пасхальной седмицы Воскресший Господь не являлся более Своим ученикам. Через восемь дней после Пасхи ученики опять собрались вместе, и Фома был с ними. Двери, как и в тот вечер, опять были заперты. Вдруг явился среди них Иисус Христос и сказал им: Мир вам! – и, обратившись к Фоме, отвечая на требования его сомневающегося сердца, сказал ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (см.: Ин. 20, 27 ). Тогда чудесное явление Господа и Его чудесное слово, показывающее Его всеведение, победило сомнение ученика; он не осмеливался уже влагать персты в язвы гвоздиные и влагать рук в ребра Воскресшего Спасителя. Пристыженный в своем неверии, он в молитвенном благоговении признает: Господь мой и Бог мой! Теперь он верует от всего сердца, потому что видел Господа и испытал на себе силу Его Воскресения. Господь, принимая исповедание Своего ученика, говорит, однако, ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20, 29 ). Этим Он указал нам, не видевшим Его, на слово, которое возвестили о Нем Его апостолы. Антипасха Обычай продолжать торжества великих праздников до семи дней был уже в Церкви Ветхозаветной. Таким образом праздновались Пасха и праздник Кущей. Последний из праздничных дней был особенно торжествен, назывался великим (см.: Ин. 7, 37 ) и как бы заменял собой сам праздник. По этому примеру и от переизбытка духовной радости о Воскресшем Спасителе, и в Церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество как бы в замену самой Пасхи, отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо или против Пасхи. Притом день этот, служа заключением Светлой, служит вместе началом другой – новой Недели после Пасхи – царицы праздников; им начинается круг Недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в Церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи Неделей новой, т. е. первой – днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святителя Григория Богослова , напоминает тот первый день мира, который следовал по торжественном окончании творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

1. Верующие должны регулярно посещать богослужения. " Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения " (80-е пр. 6-го Всел. собора) Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания: " ... ибо из этого открывается одно из двух - или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим? " (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел. собора) " В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь, якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится " . (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). 2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы. " Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго " . (9-е Апост. пр.) 3. Мирянам запрещается всенародно учить в церквях. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом. " Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12,27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5, 1), не распростирайся убог сый с богатыми (Притч. 23, 4), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго " (64-е пр. Антиох. соб.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1370...

Беседа на слова: „Всех же родов от Авраама до Давида, родове четыренадесяте: и от Давида до преселения Вавилонского, родове четыренадесяте: и от преселения Вавилонского до Христа, родове четыренадесяте» (Матф. 1:17). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Евангелист разделил все родословие (Христа Иисуса) на три части, желая тем показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими (под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели); кстати он упоминает о пленении, показывая, что иудеи и в плену не сделались благоразумнее, так что из всего была видна необходимость пришествия Христова. Начав с Авраама, Евангелист ведет родословие до Давида, потом с Давида до переселения Вавилонского, а с последнего до Самого Христа: как в начале всего родословия обоих – Давида и Авраама он поставил рядом, так точно упомянул об обоих и в конце родословия, потому что им даны были обетования. Когда Евангелист перечислил всех предков, то присовокупил: Иосифа мужа Мариина, показывая, что для Марии он упоминал в родословии об Иосифе. Потом, чтобы ты, услышав о муже Марии, не подумал, что Иисус родился по общему закону природы, смотри, как он устраняет эту мысль дальнейшими словами. Ты слышал, говорит он, о муже, слышал о матери, слышал об имени данном младенцу; теперь выслушай и то, как Он родился. Иисус Христово рождество сице бе. Евангелист не вдруг стал говорить о рождении, но прежде напоминает нам, которым был Христос (в порядке родов) от Авраама, которым от Давида и от переселения в Вавилон: а этим побуждает слушателя тщательно исследовать время, желая показать, что Он есть Тот Самый Христос, Который предвозвещен пророками. В самом деле, когда исчислишь роды и по времени узнаешь, что Иисус есть точно Христос, тогда без затруднения поверишь и чуду, совершившемуся в рождении. Поскольку же Евангелисту нужно было говорить о великом деле, каково рождение от Девы, то сперва, не приступая к исчислению времени, он с намерением затемняет речь, упоминая о муже Марии, и даже прерывает повествование о рождении, а потом исчисляет уже лета, напоминая слушателю, что рожденный есть Тот Самый, о Котором говорил патриарх Иаков, что Он явится при оскудении князей от Иуды, и о Котором пророк Даниил предвозвестил, что Он придет по истечении многих седмиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Великая Четыредесятница В молитвах и песнях Триоди Постной в дни Четыредесятницы так же постоянно представляются нам побуждения к покаянию и пощению, как и в дни приготовительные к посту. Но, вместе с тем, в дни Великого поста в песнях и молитвах Триоди мы слышим вопль кающейся души, горько плачущей о грехах. Самый звон в службах Великого поста, кроме суббот и недель (воскресений) и некоторых праздников, отличается от звона в другое время года: бывает печальнее, реже. На службах седмичных дней Великой Четыредесятницы, кроме суббот и недель (воскресений), полагаются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». Литургия полная, т.е. св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого , совершается только в дни субботние, воскресные и в день Благовещения. В дни воскресные 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великой Четыредесятницы всегда совершается литургия св. Василия Великого , хотя бы случился в них праздник Благовещения. В другие же дни или совершается литургия преждеосвященных Даров, или вовсе не бывает литургии, а совершаются так называемые часы, состоящие из служб 3, 6 и 9 часа, чина Изобразительных и вечерни. Повечерие совершается великое на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, кроме повечерия на субботу и на дни, в которые бывают праздники с полиелеем, повечерие оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», с главопреклонением всех на землю. На утрени, кроме суббот и недель (воскресений) и праздников – Благовещения, храмового праздника и праздника с полиелеем (24 февраля, 9 марта): а) вместо «Бог Господь» и тропарей святым поются «Аллилуиа» и троичны гласа; б) стихословятся большей частью по три кафизмы; в) после 50 псалма читается молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»; г) канон поется с песнями Св. Писания, иначе сказать, с ним стихословится «Господеви поем»; д) светильны поются троичные гласа; е) великое славословие не поется, а читается; ж) вместо ектении «Помилуй нас, Боже», кроме праздников Благовещения, храма, с полиелеем (24 февраля, 9 марта), произносится «Господи, помилуй», 40 раз; з) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается молитва «Небесный Царю» и совершаются великие поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Готовимся ли мы к Великому Посту? «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» Милостью Божиею, вновь вступаем мы в подготовительные недели к Великому Посту. Как прекрасны эти подготовительные недели! Какое богатство назидания дают они нам! И как плодотворно проводили бы мы спасительное поприще Великого Поста, если бы мы по-настоящему усвоили себе это богатство и надлежащим образом пользовались бы им. Весь Богослужебный год нашей св. Православной Церкви, со всеми его праздниками, священными воспоминаниями, чествованиями памяти святых угодников Божиих и постами, исполнен необычайного богатства назидания и являет собою подлинную таинственную жизнь Церкви в лицах и событиях. И только тот может почитаться живым членом Церкви, кто духом своим принимает  живое  участие в этой жизни Церкви, кто живет жизнью Церкви – кто переживает все то, что св. Церковь предлагает ему в течение своего Богослужебного года переживать и кто старается все это богатство назидания усвоить. Но в особенности это так в отношении Великого Поста и четырех (трех седмиц и четырех воскресных дней) предшествующих ему так называемых подготовительных недель. Ведь время Великого Поста это – время  покаяния,  а в чем мы, грешные люди, больше всего нуждаемся, как не в покаянии. Вот почему Великий Пост с его Богослужебными чтениями и песнопениями особенно сильно и глубоко затрагивает наши сердца, если только они не окончательно еще окаменели, если они еще не потеряли способность к покаянию, если еще доступно нам, хотя бы в самой малой степени, то возвышеннейшее и прекраснейшее из духовных чувствований и переживаний, которое св. Церковь называет  умилением. Но горе нам, если в нас ничего этого уже нет, ибо это явный признак постигшей нас  духовной смерти, которая гораздо страшнее смерти телесной. Только чудо Божией милости может опять воскресить душу умершую грехами. И вот потому-то св. Церковь перед наступлением Великого Поста и озабочена тем, чтобы сильными, яркими образами, назидательными трогающими душу представлениями и воспоминаниями  оживить наши души, расшевелить наше дремлющее сознание, пробудить от сна греховного, возставить от одра смерти и сделать нас бодрыми и живыми членами своими – послушными сынами и дщерями, с любовью внемлющими наставительному гласу своей Матери-Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия в Великом посту В XIX веке столы владивостокцев ломились от изобилия даже в постные дни 26.02.2004 288 Время на чтение 4 минуты В царской России православная церковь всегда была в своих требованиях к пастве более сурова, нежели католическая или протестантская. Особенно это ощущалось в количестве постных дней. Если этим басурманам и поросенка с кашей, и бифштекс с кровью, и утку по-пекински дозволялась трескать круглый год, то православному человеку приходилось поститься по средам и пятницам, кроме святок и сплошных седмиц, а также в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоана Крестителя, 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме этих однодневных постов, были четыре многодневных: Петров пост, который приходится на середину лета, Успенский - с 14 по 27 августа, долгий 40-дневный Рождественский, но вершиной христианского терпения был Великий пост. Рыбные дни Тянулся он долго, целых семь недель, от Масленицы до Пасхи, и разделялся на две неравные части: святую четыредесятницу и страстную седмицу. Запретов этот пост налагал много и, по идее, должен быть временем скучным. Да и был таким у ямщиков-староверов, что поселились во Владивостоке на Первой Речке. Там в пост не то что песен не пели, но даже сахар к чаю не подавали, потому как его для очистки через костный уголь перегоняют. А вина и водки там отродясь не водилось. Скучный народ - кержаки. Зато остальной город время проводил неплохо... Конечно, все внешние правила соблюдались. Хозяйки в своих домах лампадки голубого стекла меняли на обыкновенные и постель накрывали покрывалом серого цвета. В пансионе при министерской женской гимназии утром вместо молока воспитанницам давали чай с сухариками. Да и сам военный губернатор ЭРДМАН (1875-1880), даром что лютеранин, свой утренний кофе пил не с топлеными сливками, а с ложечкой рома. Из газет исчезали театральные объявления о постановках и бенефисах. В ресторанах умолкали венские и неаполитанские оркестры. Зато в магазинах наступление Великого поста заставляло владельцев расширять рыбные отделы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010