Кровь жертвенных животных прообразовала Кровь Христову, искупившую грехи мира. Но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов, – говорит ап. Павел, – уничтожила грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр. 10, 4 ; см. также Пс. 39, 7 ), – то Тело Богочеловеческое, Кровь которого могла уничтожить грехи всех тех, кто уверует в ее Божественную силу, и освятить их. И сказал Сын Божий: Вот, иду исполнить волю Твою, Боже ( Пс. 8,9 ). И Он, одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых ( Евр. 10,14 ). Дал им силу противостоять всем козням диавола. Таким непостижимо великим делом любви закончилась земная жизнь Спасителя; так страшна была эта Омега! Страшное злодеяние совершили древние иудеи, распяв своего Царя и Господа. О них сказал апостол и евангелист Иоанн Богослов: Пришел к Своим, и Свои Его не приняли ( Ин. 1, 11 ). Но только ли они Его не приняли? Во все века и во всех народах было множество не принявших Его и не уверовавших в Него. Но, что всего страшнее, и среди христиан было и есть множество вторично распинающих Его своими грехами и упорством во зле. Сколько горя приносят людям страшные войны, в которых христиане истребляют друг друга. Как понять те страшные потоки крови, которые затопили всю Европу в столь недавнюю Вторую мировую войну? Однако сегодня, в праздничный день, да будут нам утешением слова ап. Иоанна Богослова: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Не так много нас, верующих. Спаситель называл учеников Своих малым стадом (см. Лк. 12, 32 ). И теперь мы – малое стадо, и теперь нас мало, но все-таки мы имеем власть быть чадами Божиими, ибо всем сердцем любим Господа Иисуса Христа и веруем в то, что Он – истинный Сын Божий; и с трепетом в сердце взираем на Крест Его, на святую плащаницу, на Тело Его, снятое с Креста. Придите же, ублажим Его, ублажим слезами своими, целованием своим, ублажим скорбной просьбой при целовании: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Обращение Митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа на 45-ом епархиальном собрании (версия для печати)/Православие.Ru Обращение Митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа на 45-ом епархиальном собрании Православие.Ru , 5 октября 2001 г. Возлюбленное духовенство Уважаемые члены Попечительского совета, Дамы и господа: Шесть лет назад мы праздновали с вами новое столетие в жизни нашей Североамериканской епархии. В этом году мы входим в третье Христианское тысячелетие. Тема, которую я выбрал для нашего первого в этом тысячелетии собрания – цитата из книги Откровения: «се, творю все новое». (Откр. 21:5). Автор Откровения продолжает его эсхатологическую тему: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…». Если кто-то из вас не знает, Эсхатология является областью богословской науки, занимающейся проблемой Апокалипсиса – событиями, которые должны будут произойти при кончине мира и всего человечества. Книга Откровения уникальна в своих эсхатологических акцентах. Некоторые пророки Ветхого Завета указывали на подобные вещи. Так, у пророка Исаии мы читаем: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю…» (Ис. 65:17-18). Все это указывает нам на то, что Господь Бог наш – это Альфа и Омега, начало и конец всего, - Он Вечный Творец, Который был вчера, есть сегодня, будет завтра и пребывает вечно. Эсхатология как отрасль христианского богословия очень трудна для понимания. Даже свв. Отцы Церкви не брались глубоко и широко освещать данный вопрос. Поэтому, вместо объяснения эсхатологического аспекта выбранной темы, я постараюсь остановиться на вопросе космологии нового сознания, нашедшего отражение в апостольских посланиях, особенно в книгах св. ап. Павла. В посланиях св. апостола Павла нашли отражение наиболее значительные события человечества. Христос – новый Адам, несущий в себе обновление всего мира. Во втором послании к Коринфянам ап. Павел говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). В первой главе Евагелия от Иоанна мы находим: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Пророк Иеремия говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами…» (Иер. 31. 31-32).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

С этих пор и вступил в силу Новый Завет , а с ним прекратилось все то из Ветхого Завета, что было отменено Христом, в том числе и празднование субботы. Так изъясняет это сам св. ап. Павел: Спаситель говоря «новый» (Завет), показал ветхость первого (Ветхого Завета); а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» ( Евр.8:13 ). Какой же праздник установлен для христиан вместо субботы? В Новом Завете христиане вместо субботы стали праздновать первый день после субботы в который воскрес Христос, т. е. первый день недели, или воскресенье. По сказанию книги Деяний, св. апостолы стали собираться для молитвы в первый день недели, т. е. день воскресный; а если и ходили по субботам в храм Иудейский, то не ради праздника, а для того, чтобы возвещать там евреям славу Божию. Так: «в первый день недели, – повествуете книга Деяний, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними... В горнице было довольно светильников» ( Деян.20:7–8 ). Из того, что апостолы собрались в первый день недели для преломления хлеба и из того, что горница была освещена множеством светильников, видно, что апостолы праздновали и святили Господу этот день. Также и из посланий св. ап. Павла мы узнаем, что христиане сходились для молитвенных собраний именно в первый день недели, когда делали сборы в пользу бедных, так делаем это и мы сейчас на воскресных богослужениях. «В первый день недели, – пишет св. апостол в послами к Коринфянам, – каждый из вас пусть отлагает и сберегает сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я прийду» ( 1Кор.16:2 ). И Господу было угодно то, что христиане собираются для молитвы не в субботу, а в первый день в воскресный. Доказательством этого является то, что Сам Господь посетил учеников по Воскресении Своем, именно в первый день недели а также ни в какой иной день, а в день воскресный удостоил св. апостола Иоанна Богослова Своим Откровением. «В первый день недели, – повествует Евангелист Иоанн, – пришел Иисус, и стал посреди (учеников) и говорит им: мир вам» ( Ин.20:19 ). «Я был в духе в день воскресный, – пишет тот же апостол, – и слышал позади себя громкий голос как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» ( Откр.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Скачать epub pdf Послание к пастве, по случаю праздника Светлого Христова Воскресения Христос Воскресе! «О, Пасха, избавление скорби!» – Вот слова пасхального богослужения, которыми св. Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленные о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлого Христова Воскресения. Может быть, некоторые из нас скажут: как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей. Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищного явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей. Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» ( Апок. 9:17–18 ). Итак, от какой же скорби избавляет нас св. Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешние скорби, которые омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби, как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: «В мире скорбни будете» ( Ин. 16:33 ). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» ( Мф. 7:14 ). А великий Ап. Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во втором послании к Коринфянам он говорит: «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

И говорит апостол Иоанн Богослов в видении об этом новом небе и об этой новой земле, об этом Царствии Божием, к которому мы идем: «И увидел я новое небо и новую землю» ( Откр 21:1 ), «и услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» ( Откр 21:3-5 )- «И вот, Я гряду скоро, и Дух и Невеста говорят: гряди!» ( Откр 22:12,17 ). И слышавшие — мы с вами слышавшие! — да скажем: гряди! Свидетельствующие — мы с вами свидетельствующие! — это говорим: гряди скоро, аминь! Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь. Об исповедании Христа, пришедшего во плоти, и различении духов. Память ап. Иоанна Богослова 20.05.1977 г. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память и праздник в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, о личности и значении которого можно и нужно много говорить. Можно и нужно говорить о том, что он был самым любимым, самым близким учеником Христа. Можно и нужно говорить о том, что он жил дольше всех апостолов, что для христианского благовестия, для глубины понимания христианства он сделал, во плоти, а, значит, ставшего человеком, истинным настоящим человеком, таким, как мы все, кроме греха, — значит, исповедуем, что Бог — абсолютный Дух, святость, — воплотился, стал человеком, принял плоть, вот это материальное тело наше. Это значит, что все материальное, что весь этот мир материи, весь мир плоти, весь мир тела освящен Господом Иисусом Христом. Ибо он принял на Себя, в Свою пречистую плоть естество наше. Мало того, что Он принял, — Он не только пострадал в телесности нашей, в материальности нашей, не только был подвергнут всем лишениям, страданиям и всему тому, чему мы с вами подвержены, и не только умер так, как и мы умираем, — но Он воскрес с плотью нашей, в телесности нашей, в материальности нашей.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Избавляеши от смерти душа наша. – Могут спросить: почему молитвам Богородицы здесь усваивается сила избавлять от смерти души людей, если души созданы бессмертными? – Поистине, бывает «смерть душевная»: когда душа человека глубоко погружается во тьму страстей, и навык ко греху становится как бы естественным для умерщвленной, доведенной до нечувствия совести. Приведем для сравнения слова из псалма 12-го: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть» . Свт. Иоанн Златоуст изъясняет их так: «Отгони глубокий сон (совести – С. С.) от меня в грехах моих, уснув которым, я скоро подвергся бы душевной смерти» (Беседа на псалом 12). Подобный пример – в известном древнем сказании о юноше, впадшем в великие грехи, которого возвратил на спасительный путь ап. Иоанн Богослов. На вопрос Иоанна о юноше местный епископ горестно отвечает: «Отрок умер». Иоанн: «Какой смертью он умер? Душевной или телесной?» Епископ: «Душевной. Он стал разбойником...» (Пролог. Месяц сентябрь. 26-й день). Итак, Пресвятая Богородица молится о приведении грешников к покаянию и тем самым спасает их от «душевной смерти». Возможно и другое понимание этого места, которое не противоречит первому, а, скорее, дополняет его. Речь идет о том, что в книге Откровения Иоанна Богослова называется «смерть вторая». «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение, 20, 13–15). В рождении Ты сохранила девство, в успении же – не оставила мир, Богородица; ибо Ты перешла к жизни, явившись Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Канон 1-й, творение преподобного Козмы, епископа маюмского. Глас 1-й. Песнь 1. Ирмос. Преукрашена божественою славою, священная и славная, Дево, память Ти вся собра на веселие верныя; начинающи Мариам, с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному: славно яко прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

—72— средственно) совершал силой Божией чудеса исцеления, но то же делали и его одежды, когда их возлагали на больных в отсутствии Апостола. «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ). Более того, даже тень св. ап. Петра, по воле Божией, творила чудеса. На те улицы, по которым проходил Апостол, выносили на постелях и кроватях больных, чтобы хотя тень Петра осенила бы их ( Деян.5:15 ). По Божьему изволению получили благодатную силу и мощи святых – друзей Божиих ( Ин.15:14 ), храмов Духа Святого ( 1Кор.6:19 ). Святая Церковь во все века благоговейно почитала св. мощи. Почитание это выражалось в открытиях св. мощей, хранении, перенесении, установлении празднеств в память их открытия или перенесения, в построении над ними храмов, в положении их в основание алтарей (см. VII Всел. С., пр. 7), в паломничестве к ним, в сугубой молитве к Богу перед ними... Почитались не только сами мощи святых, но и принадлежавшие им различные вещи. Почитание святых, их останков создает в Православной Церкви, по слову праведного Иоанна Кронштадтского († 1908 г.), «атмосферу как бы духовной семьи, исполненной глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его телу – Церкви» (Св. праведный Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. Дневник. Кн. 1. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1903 год, с. с. 62 и 101). Догмат иконопочитания основывается на вере в явление Христа Спасителя во плоти. Икона Спасителя есть и следствие воплощения Сына Божия, и наглядное свидетельство этого события. Господь Своим явлением во плоти самым делом показал, что Его можно изображать на иконах. Он же указал на возможность изображать также святых: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф.10:40 ). Особенно примечателен ответ Спасителя фарисеям, спросившим Его, позволительно ли давать подать кесарю? Взяв монету и указав на изображение на ней, Он спросил: «Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Вечер в четверг и день в пятницу были будничным временем, так как можно еще было что-то купить 389 , можно было работать 390 , а властям – судить (суд Синедриона на Спасителем), то есть совершать действия, недопустимые в праздник Пасхи (см.: Лев. 23: 7 ). Кроме того, традиция отпускания римлянами одного из узников в честь праздника по желанию народа («А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника]» – Лк. 23: 27 ; ср.: Мф. 27: 15 ; Мк. 15: 6 ) связана с возможностью для освобожденного участвовать в празднике, в данном случае – в предстоящей пасхальной вечере. 2 . Евангелист Иоанн прямо называет день суда над Христом пятницей перед Пасхой: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый» ( Ин. 19: 14 ) – и отмечает, что религиозные руководители, когда повели Христа от Каиафы к Пилату, не вошли в резиденцию римского наместника, так как боялись оскверниться вхождением в дом язычника, что потребовало бы исполнения обрядов очищения и лишило их возможности вечером этого дня (пятницы) есть пасхальную трапезу: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху» ( Ин. 18: 28 ) 391 . Тогда возникает вопрос, не нарушил ли Господь с учениками Закон, вкушая пасху на день раньше? Но здесь следует учесть, что пасхальных агнцев приносили в жертву только в Иерусалимском храме, поэтому пасхальные приготовления апостолов за сутки до наступления календарной Пасхи могли быть осуществлены лишь с ведома первосвященника, то есть в русле общей и одобренной духовным начальством практики. И раз ученикам удалось приготовить пасхального агнца, значит, в тот год было официально разрешено принесение и вкушение пасхального агнца за день до Пасхи. Почему четверг 13-го нисана стал предпраздничным днем, точно неизвестно, но указание ап. Иоанна Богослова, что в год Страданий Христа праздник Пасхи совпал с субботой, которая из-за соединения этих двух торжеств стала «днем великим» ( Ин. 19: 31 ), дает основания для нескольких предположений. Так, вполне вероятно, что пасхальных агнцев разрешено было приносить в жертву заранее, в четверг, ради чести субботы и чтобы не отягощать наступавший в пятницу вечером субботний покой приготовлением жертв. По Закону жертвы начинали приносить около девятого часа (то есть трех часов пополудни). С учетом множества пасхальных агнцев и очень короткого времени на их принесение из-за наступавшей субботы такое увеличение предпраздничных дней было оправданно. Но это только предположения; текст Писания не дает оснований принять какое-то объяснение в качестве окончательного 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

В древности некоторые малоазийские христиане отмечали Пасху в один день с иудеями, а другие христиане, в том числе римские, отмечали ее в воскресный день после иудейской пасхи. Первые ссылались на апостола Иоанна, вторые – на апостолов Петра и Павла. Наконец Церковь, подобно апостолам, собрала большой Собор их преемников-епископов, на котором осуществила полученное от Христа право «вязать и решить», признав правоту римской традиции. Принципы, которыми руководствовалась Церковь, вполне логичны: 1) день Пасхи не должен совпадать с еврейской как знак того, что ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7: 6); 2) поскольку Воскресение Христа произошло в воскресный день – первый после субботы, то именно этот день недели и подходит более всего для такого празднования, следовательно, оно должно совершаться в воскресенье. И всё это произошло более чем за 1500 лет до появления первых адвентистов. Подводя итог, следует признать, что в настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с такого рода недобросовестной полемикой со стороны наших оппонентов, когда ими предлагаются заведомо ложные тезисы – в расчете на то, что некомпетентный человек не сможет это перепроверить и «клюнет на удочку». Православным христианам стоит иметь это в виду и не быть чрезмерно доверчивыми, чтобы, по слову апостола, мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4: 14). Рейтинг: 9.6 Голосов: 741 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Например, см:  Журавлев Ф.С . Праздник Пасхи;  Маковский В.Е.  Молебен на Пасху. 1887 г.;  Пимоненко Н.К.  Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валерий Александров 2 апреля 2021, 19:20 К сожалению батюшка неточен в аргументах. Христос отмечал с учениками Пасху именно в иудейскую пасху(Песах), а не раньше как утверждается в этой статье со ссылкой на Лк 22:8. Там же в Лк 22:7 написано " Настал же день опресноков в который надлежало заколать пасхального агнца,... " . Иудеи опресноки едят как раз на свою пасху и начинают эту семейную трапезу (Седер) после наступления темноты как сделал и Христос с учениками. св.ап.Иоанн Богослов в Ин 13:1 пишет " перед праздником Пасхи... " потому что пишет свое евангелие позже и имеет в виду уже сложившуюся традицию Пасхи Христианской. Я за то чтобы аргументы в полемике были честными.

http://pravoslavie.ru/78593.html

При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010