На протяжении истории было много попыток подменить божественную сущность христианства силой человеческой. Такое происходило и в Церкви. Мы знаем, сколь сложной была история христианской Церкви на Западе. Многим западным христианам показалось, что проповедь христианства нужно обязательно облечь в мощь государства, придать Патриарху Запада, Римскому Папе, атрибуты государственной власти. Но никогда и никто не спасался внешней человеческой силой. Такая сила призвана помогать в деле проповеди. Огромная ответственность тех, кто облечен государственной властью, или располагает финансами, или обладает глубоким познаниями, и заключается в том, чтобы, исходя из своих человеческих возможностей, помогать Богу совершать дело спасения, соучаствовать в тайне человеческого спасения. Такое соработничество Господь приветствует и благословляет. Когда в истории нашего Отечества именно так соединялась Божественная воля с человеческой готовностью, тогда особенно очевидным становился эффект синергии Божественного и человеческого.  Не буду останавливаться подробно на житии преподобного Иосифа, многим из вас оно известно. Отмечу лишь, что был он человеком выдающимся. Еще отроком он поражал всех своей памятью: он знал наизусть почти все Священное Писание, длинные и сложные для запоминания богослужебные тексты. Он обладал феноменальными способностями, но, кроме того, несокрушимой горячей верой. Он был максималист, он хотел сделать все, что только мог, чтобы послужить Богу. Часто его максимализм наталкивался на равнодушие окружающих, в том числе монашествующих. Наверное, они говорили ему, как нередко и мы слышим в нашем окружении: «Тебе что, больше всех нужно? Зачем ты внедряешь такие сложные уставы? Зачем ты требуешь от братии общежитие? Нам так хорошо жить по кельям, независимо друг от друга, и раз в неделю собираться вместе для молитвы. Что ты от нас требуешь?» А он требовал, но оказался непонятым, в том числе и в прославленной обители, в которую пришел, движимый сердечным порывом. Тогда он уединился в своих родных местах, близ Волоколамска, и здесь основал свою обитель в соответствии с тем, как представлял себе путь монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4232918.ht...

«Жизнь каждого человека есть дар Божий»: долгий путь швейцарского католика в Православие Швейцарец Пьер Хааб, разочаровавшийся в католицизме, отдавший дань буддизму, индуизму и другим остромодным восточным учениям, а ныне – иподиакон Крестовоздвиженского Собора в Женеве, откровенно рассказывает о своем обращении. Пьер Хааб – Не могли бы вы сказать несколько слов о вашей семье, образовании и о том, как вы решили стать православным? – Я родился в слаборазвитой стране, страдающей от нищеты и голода, в которой мрачные тучи все время закрывают небеса – все это в духовном плане, конечно. Я говорю о Швейцарии и, в частности, о городе Женеве, центре международного масонства и банковской вселенной, цитадели мракобесной ереси и материалистическом мегаполисе, наслаждающемся незыблемым и убаюкивающим комфортом, который с легкостью ограждает от множества трагедий, составляющих повседневную жизнь человечества. Мои родители воспитывали меня в римско-католической вере, которую они унаследовали от своих предков, за что я им бесконечно благодарен, так как с самого детства они прививали мне основы христианского Откровения, а именно – веру в Бога, догматы, а также необходимость молитвы. Мы были, что называется, «практикующей» веру семьей: ходили к мессе по воскресеньям и в праздники, а молитва была частью нашей повседневной жизни (по крайней мере в течение десяти первых лет моего детства). Мой отец, журналист, посвятил свою профессиональную жизнь защите угнетенных и справедливости. Что касается моих родителей, они сделали все возможное для преемственности религиозного воспитания в нашей семье. Я задавал много вопросов, на которые родители и священники не могли ответить Что же касается собственно Церкви, назовем её настоящим именем – папизм, все оказалось несколько по-другому. Будучи ребёнком (в 1950-е годы), я чувствовал себя органично в религиозной обстановке: молитвы на латыни, например, не представляли для меня какой-либо особой трудности. Хотя вера и была для меня верой по послушанию, я задавал много вопросов, на которые взрослые – мои родители и священники – не могли ответить. А если и отвечали, то с улыбкой, снисходительно, полагая, что «я слишком глубоко копаю»: мне давали понять, что важно было просто наилучшим образом исполнять обязанности, предписанные моралью. И я решил, что получу ответы на свои вопросы позже, в самостоятельном поиске и изучении источников, из которых и проистекает мораль. Насколько позволяют судить мои детские воспоминания, я всегда был голоден в познании Истины.

http://pravoslavie.ru/104458.html

Представленная работа не может подробно касаться истории этих артефактов и проблемы их подлинности, для нас важно понять, почему именно эти реликвии использовались для освящения войска. Если проанализировать многочисленные упоминания Святого Креста и Орудий Страстей в богословии и гимнографии, то можно достаточно легко выделить аспекты, связанные с мифологемой победы жизни над смертью. Учитывая весьма непростое окружение и наполненную войнами историю Византии, становится вполне объяснимым, что в мировоззрении ромеев тема смерти и варварских набегов стала тесно связываться. Как следствие, и победа Христа над адом стала приобретать и вполне земные аспекты. Грубо говоря, если Спаситель победил саму смерть, то Ему не составит большого труда победить и сонмы врагов, осаждающих верных Его Имени людей. Важнейшее влияние на появление этой мысли оказала история войны Византии с Хосровом II 602–628 годов. Победный перелом в этой войне в 20-х годах стал трактоваться как победа Креста, триумфом которого стало его торжественное возвращение в Иерусалим императором Ираклием. Примечательно, что со временем Ираклия связано и заметное увеличение военной риторики в византийской гимнографии. События этой войны, а особенно ее заключительной части, вдохновили на написание до сих пор украшающих православное богослужение произведений. В них можно найти много достаточно интересных примеров переосмысления конкретных фактов в духовно-мистическом ключе. Первым классическим примером этого становится праздник Крестовоздвижения. Его тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя… победы царям на варваров даруя… сохраняя Крестом Твоим устройство государства» 421 , говорит, что уже не император спасает население страны и Св. Крест от врагов, а Бог силой Креста спасает страну, где живут почитающие Его люди и правят стражающиеся за Него цари. В написанном в начале VII века 422 кондаке этого праздника оттеняется мысль о том, что благочестивые воины, возглавляемые императорами, имеют в союзе Крест как «оружие мира – непобедимое победное знамение» (πλον ερνης ττητον τρπαιον). Примечательно, что здесь не только в очередной раз поднимается тема, что войны ромеев есть защита мирной жизни, но и то, что для описания «оружия мира» используется термин «πλον», помимо общего обозначения военного снаряжения, имеющего изначальный узкий смысл как «щит» – т. е. оружие принципиально защитного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды. При храме функционирует воскресная школа. Архитектура Размеры собора: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 года – 37,2 м). В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней , расположенных на одной оси. Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана , увенчанного куполом . Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры . Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны . Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон , возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Иисуса Христа . Колокольня трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами. Главы - на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные. Стены гладкие с пилястрами , сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками , над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик , завершенный сложным восьмидольным куполочком. По " ребрам " купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены.

http://drevo-info.ru/articles/24022.html

«На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!». День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!». Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели. Поговорки о Крестовоздвижении Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. Например: " Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда! " , " Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся! " , или: "  Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло! " , " На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась " . Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются. Рекомендовано для использования на уроках ОПК. КИКТЕНКО Елизавета Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/27-sentyabrya-2013-vozdvi...

Основная проблема России сейчас — это не нехватка каких-то материальных ресурсов. Их в стране достаточно, и, как бы кто не старался, расхитить все не удастся: территория остается огромной, богатства находятся в недрах. Проблема — в убывании духа. В апреле 2007 года мы приступили к работам по созданию Холма и изготовлению Креста, к сентябрю они его уже были в основном закончены. Одно то, что все эти согласования и работы, включая освещение проекта в федеральных СМИ, были завершены в срок (а это считанные месяцы), уже воспринимается как чудо Божие. Монахини доставили к Холму землю с могилки старца Филофея, а матушка Елисавета сама активнейшим образом участвовала во всех этапах подготовки. Тогда же, в 2007 году, в день Крестовоздвижения, 27 сентября, в присутствии псковского священства, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил Священный Холм и Крест-Голгофу. На торжества съехались представители многих регионов России, прежде всего, Северо-Запада, Центральной России и, естественно, Москвы. Состоялась очень трогательная церемония приношения земель в основание Голгофы. Десятиметровый крест весом около четырех тонн, сделанный из лиственницы, установлен на исторически памятном месте — там, где сходились, сшибались русские полки с войсками агрессоров. Сам по себе Изборск, близ которого поставлен этот крест, — город важнейший в русской истории. Отсюда, как считают многие ученые, началась Русь, Святая Русь, по преданию здесь находится могила упокоения Трувора. Изборск — первая русская каменная крепость, 1150 лет которой мы будем праздновать в этом году. На этом месте псковичи грудью принимали бесчисленные удары с запада, и сюда же, к подножию креста, из разных мест России начали приносить щепоти родной земли. Иногда это были небольшие мешочки с землей от святых мест, иногда приносили земли в проржавевших касках военных времен, снарядных гильзах, пилотках. Несли и несли земли — земли сердца своего. У подножия холма на гранитной плите так и написано: «Путник принеси к холму землю сердца своего». Что это за земля? Здесь земля со священных мест, где были совершены ратные, духовные и трудовые подвиги нашего народа. Эти земли, как мощи, щепотями, струйками собираются к основанию холма, символизируя собирание силы нашего духа. Вот в этом суть монумента.

http://pravoslavie.ru/54939.html

«Ехали на тройке с бубенцами», или Грешно ли есть блины? В отличие от нынешнего времени, в прошлом вся жизнь русского человека проходила в русле церковного календаря. И Масленица со всей свойственной ей удалью вписывалась в церковный уклад особым днем, когда было необходимо примириться со всеми ближними. 11 марта, 2013 В отличие от нынешнего времени, в прошлом вся жизнь русского человека проходила в русле церковного календаря. И Масленица со всей свойственной ей удалью вписывалась в церковный уклад особым днем, когда было необходимо примириться со всеми ближними. Грядет Масленица, веселая неделя, которая служит своеобразным преддверием к Великому посту. С праздничной этой неделей связано множество традиций, но еще больше — всевозможных сомнений со стороны воцерковленных людей. О том, как лучше всего, правильнее всего христианину воспринимать Масленицу, рассказывает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма города Вольска. От «Масленицы» — к «Русским блинам» В годы брежневского застоя любимой точкой студенческого общепита в Саратове была «Блинная», размещавшаяся в нижнем этаже одного из домов на проспекте Кирова. За умеренную плату там можно было вкусить хорошо пропеченных блинов, которые были щедро политы растопленным маслом и медом. Дешевле было только рядом — в подвальчике-пирожковой, куда приходилось спускаться за неделю до стипендии… В последний год жизни Брежнева городские власти решили облагообразить главную улицу Саратова. Троллейбусный маршрут был перенесен на соседнюю улицу, измятый асфальт заменили плиткой, напротив консерватории затеяли строительство невиданного музыкального фонтана. Труднее всего приходилось дизайнерам, оформлявшим витрины пустоватых магазинов. Однако и они лихо наворачивали вавилоны консервных банок, прикрывая нищету замысловатыми драпировками, вазами и цветами в горшках. Последним штрихом было переименование безликой «Блинной» в кафе «Масленица». Недреманное око саратовской журналистики тем временем было настороже. И очень скоро в газете «Коммунист» появилась заметка, начинавшаяся, как любой донос, эпическим зачином: «В то время как администрация Рейгана вынашивает кровавые планы звездных войн, а трудящиеся Советского Союза как один встали на трудовую вахту, посвященную XXVI съезду КПСС, в Саратове возрождаются религиозные пережитки…». Далее автор возмущался, что на центральной улице города появилась вывеска с названием «христианского праздника Масленица».

http://pravmir.ru/exali-na-trojke-s-bube...

Зато опытный слух начальника Саратовского губернского жандармского управления (СГЖУ) В.К. Семигановского мгновенно уловил новые мотивы в майских проповедях объекта своего наблюдения, что и отразилось в очередном донесении. 1 июня о.Илиодор по просьбе рабочих лесопильных заводов служил молебен на Крестовоздвиженской площади. В проповеди, между прочим, призвал рабочих соблюдать церковные праздники, даже если хозяин – немец и сам их не соблюдает. Проповедник отметил, что иноверцы делают «у нас» что хотят, но это мы «у себя» и потому должны заставлять их подчиниться нам . Эта речь была замечена и жандармами, и Василевским, больше в силу своего националистического оттенка. Министерство внутренних дел сообщило обер-прокурору, что «Илиодор не остановился даже перед прямым возбуждением» рабочих против иноверцев . Однако главный акцент проповедник делал на вопросе о праздниках. «...это первая проповедь новой серии», – гласит пометка, сделанная саратовским начальством (губернатором гр. С.С.Татищевым или вице-губернатором П.М.Боярским) на рапорте Василевского . Положение на царицынских лесных пристанях оставалось напряженным. Некоторые рабочие отказывались выходить на работу в праздники, за что подвергались увольнению. В воскресенье 26 июля на лесопилках началась крупная забастовка – 3 тыс. рабочих отказались грузить лес. Начальство связало эти события с проповедями священников. Прямых доказательств такой взаимосвязи не было, поэтому к делу приплели речь одного из иеромонахов, подчиненных о.Илиодору, с призывом соблюдать праздничные дни. Правда, эта проповедь прозвучала не до забастовки, а уже в её разгаре, 27 июля, поэтому никак не могла стать сигналом к ней. Чтобы прикрыть эту нестыковку, власти писали, будто рабочие бастовали только с этого дня, то есть с понедельника. Обвиняли и самого о.Илиодора, хотя последняя его документированная проповедь на эту тему была произнесена 1 июня, то есть почти двумя месяцами ранее. Сначала о его роли говорили глухо, но потом миф об инициативе проповедника в этом деле настолько утвердился среди начальства, что на следующий год гр.Татищев уже определенно писал: прошлогодняя царицынская забастовка имела место «благодаря влиянию иеромонаха Илиодора» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/24/...

Решение для крестово-купольного храма было найдено в прямоугольном, приближенном в плане к квадрату объёме и трёх округлых (полуциркульных, полуциндрических) апсидах на алтарной стене в северной части, незначительно выступающих из объёма. Завершением покатой четырёхскатной крыши служит пятикуполье. Оно состоит из мощного цилиндрического светового барабана с большим луковичным куполом и угловых «апостольских» куполков той же формы, только масштабно уменьшенных и расположенных на глухих барабанчиках. Главный и боковые фасады имеют карниз, над которым возведены килевидные фронтоны. Как оформление трёх входных порталов и арочных оконных проёмов использованы пластично насыщенные наличники. Украшением фасадов служат ажурные городковые пояса. Благодаря своей белизне пластичный декор, который, по мнению исследователей, насыщает те же фасады и включает в себя угловые рустованные лопатки и карниз с обломами и аркатурным фризом (иногда описание декора включает колонки и стилизованные кокошники), выделен на охристом фоне стен. Целый ряд деталей придаёт неповторимость храмовому образу и свидетельствует об оригинальности его архитектурного замысла, а именно те же угловые рустованные пилястры, сложный антаблемент со слоистым карнизом на сухариках и аркатурным фризом, кокошники, обрамления окон с полуколонками, плоскими сандриками и кокошниками, подзоры на апсидах, зубчатые фризы верхней части барабана большего купола и другие. Кроме того, по мнению исследовательницы Чернявской Т. И., такие элементы, как кокошники, орнаментальный фриз и обрамления оконных проёмов, «напоминают изменённые формы древнерусской архитектуры». Завершением трёх нефов, на которые расчленён четырьмя мощными пилонами, поддерживающими купол барабана, молитвенный зал храма, служат полукруглые апсиды. Два столба, расположенные при входе, являются несущими для галереи хоров. Концом XX века датируется возведение при соборе деревянной часовни, представляющей собой центрическое четырёхгранное строение. Здание накрыто двухъярусной шатровой крышей. Завершением срубных граней часовни, в которых прорезаны прямоугольные оконные и дверные проёмы, являются треугольные фронтоны. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Евангелие от Луки начинают читать с понедельника 18-й седмицы по Пятидесятнице (т. е. сразу после воскресенья по Крестовоздвижении), а не как в визант. Л. с.- с Нового лета, 23 сент. (в рус. традиции Новолетие 23 сент. не празднуется, хотя понедельник 18-й седмицы по Пятидесятнице выпадает на ближайшие числа к 23 сент.). Чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям заканчивается в 32-ю неделю по Пятидесятнице; седмичные зачала из Евангелия от Луки предусмотрены на период до пятницы 29-й седмицы включительно. Начиная с понедельника 30-й седмицы в седмичные дни читается Евангелие от Марка (чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям продолжается). В те годы, когда Пасха ранняя, а Пасха следующего года будет поздняя, обычно не хватает седмичных чтений до Мытаря и фарисея недели (с к-рой начинается собственный ряд субботних, воскресных и седмичных чтений), поэтому приходится делать т. н. Богоявленскую отступку. Отступка делается следующим образом: предварительно выясняют, для скольких седмиц не хватит чтений от пятницы 33-й седмицы по Пятидесятнице до понедельника по неделе Мытаря и фарисея (максимально возможное количество седмиц, для которых может не хватить чтений,- 5); затем в евангельском «столпе» отсчитывают назад полученное число седмиц от Мясопустной недели: из чтений, назначаемых на эти седмицы, формируется новый ряд чтений (от понедельника последней из отсчитанных седмиц и до пятницы перед Мясопустной неделей); этот новый ряд начинают читать в понедельник, следующий за неделей по Богоявлении; если седмичных чтений оказывается больше, чем нужно, начатый новый ряд до конца не доводится, но прерывается перед неделей о Мытаре и фарисее (подробнее см.: Розанов. Устав. С. 328-331). Воскресных чтений из Евангелия от Луки может не хватить лишь в год, состоящий из 55 недель (самый длинный из возможных): в таком случае в воскресенье, предшествующее 32-й неделе по Пятидесятнице (на которую назначается чтение Лк 19. 1-10 (о Закхее, зачало 94), т. е. за 2 воскресенья до недели Мытаря и фарисея, следует читать Мф 15. 21-28 (о Хананеянке, зачало 62, назначаемое в 17-ю неделю по Пятидесятнице) (также см.: Розанов. Устав. С. 328).

http://pravenc.ru/text/2463363.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010