Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения 26 вересня 2009 р. 17:15 После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста. Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию. По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения. Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии  чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший из себя башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй ; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201943...

Архив Пн 25. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Благовещения Пресвятой Богородицы по 2-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Подобает ведати, аще случится Благовещение в Неделю 3-ю постов» . После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября). Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...», или кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «якоже предписася септемврия в 13-й день, вечера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею...». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 3 , и Благовещения, глас 6-й – 4 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни ; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...» ; 3-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 5-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Крестовоздвиженский монастырский собор. Чин закладки первого камня в основание собора был совершен в сентябре 1905 года, в праздник перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Освящение собора и перенос в него святых мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от Царской семьи: " Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным дннм освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия " . В соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей - вызолоченная, с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25 " . Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов в России. Он способен был одновременно вместить около четырех тысяч человек. Величественность собора подчеркивала и подтверждала значение Верхотурья в жизни православной России. Современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Центральный иконостас был изготовлен из фаянса на известной московской фабрике Кузнецова. В 1919 году в Верхотурье пришли большевики, а годом позже, по настоянию " новой власти " в Крестовоздвиженском соборе произошло кощунство - вскрытие мощей святого праведного Симеона Верхотурского. В 1930-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Богоборцы варварски разбили его фаянсовый иконостас, разграбили церковные ценности Храм попытались переоборудовать под кинотеатр, а позднее - для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05754

Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Храмы монастыря: Подворья монастыря: Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь был основан в 1878 году архангелогородским купцом первой гильдии Афанасием Васильевичем Булычевым, владельцем Сереговского солеваренного завода, в Бозе почившим и погребенном в Соловецком мужском монастыре иноком. В 1894 году был построен кирпичный собор преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Место для монастыря было выбрано не случайно. По преданию, раньше здесь жил в отшельничестве богомольный православный христианин. Он поставил вблизи от своей избушки большой деревянный крест. После его смерти этот крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. С тех пор место на берегу речки Кылтовки получило название «Крестовый стан», чудесный крест хранится в Кылтовском монастыре и «обладает даром исцеления», поэтому и в честь православного праздника Воздвижения Животворящего Креста решено было монастырь именовать Крестовоздвиженским. В монастыре существовали единственные в Коми-крае золотошвейная и иконописная мастерские. В новой обители в Кылтово поселились монахини, прибывшие из Шенкурского монастыря во главе с будущей игуменьей Филаретой. Согласно страховым карточкам, Кылтовскому монастырю принадлежали два заводика (смолокуренный и гончарный), конюшня, погреба, жилые корпуса, дом для священника. Осенью 1911 г. было закончено строительство каменной пятиглавой церкви, выполненной в русско-византийском стиле. Всего к 1911 г. обитель владела постройками — хозяйственными, жилыми и культовыми в количестве 44 штук. Монастырь был обнесен деревянным забором и кирпичной стеной, остатки которой можно увидеть и по сей день. Через шесть лет после начала дела по ходатайству об основании монастыря, в апреле 1894 г. Святейшим Синодом был принят указ. Он гласил «об учреждении на жертвуемой Архангельским 1 гильдии купцом Афанасием Васильевичем Булычевым земли в Вологодской губернии, Яренского уезда, Ибской волости, при речках Кылтовке и Большой Ели Зырянского общежительного женского монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским монастырем, с богадельнею при нем и с таким числом монашествующих, какое обитель по своим средствам может содержать».

http://sobory.ru/article/?object=16441

Крестовоздвижение: Каждый имеет возможность принять любовь Божию (+ВИДЕО) Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. 27 сентября, 2014 Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. Проповедь на праздник всемирного Воздвижения Креста Господня настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова. Поздравляю вас дорогие, браться и сестры, с праздником Воздвижения Креста Господня! Этот праздник утвержден в IV веке, уже после того, как при императоре Константине утвердилось православие, которое победило язычество. Христианство было воспринято, как религия всех. Формально она получила равноправие, но это означало победу христианства и начало его торжественного шествия, по крайней мере, в течение тысячелетия, по многим странам. Вскоре после этого события святая царица Елена поехала в святой город Иерусалим, в котором были проведены раскопки на месте распятия и погребения Христа Спасителя, и был обнаружен Крест. Эту историю все знают, но думаю, ее можно еще раз сегодня повторить. Были найдены все три креста, на которых был распят Господь Иисус Христос и разбойники рядом с ним. Их никто никуда не уносил, а оставили рядом и засыпали землей. Они сохранились в течение ряда столетий, и это неудивительно, так как почва там сухая и песчаная. Не было ясно, на каком из этих Крестов был распят Спаситель, так как все Кресты были одинаковыми. Тогда была совершена молитва, и — сколько было веры у людей! – взяли тело мертвого человека, приложили его ко всем трем крестам, и он воскрес, когда был приложен к тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Когда я читаю об этом событии, я всегда думаю: как это удивительно, что люди нисколько не сомневались в воскрешающей силе Господа Иисуса Христа! Эта вера, в которой не было сомнений в воскрешающей силе, победила в противостоянии с государством, которое настаивало на язычестве, вплоть до кровавых преследований и казней. Христианство явило несомненную веру во время этих тяжелых гонений, которых было порядка десяти за эти три столетия, и после этого, и в этом удивительном событии – воскрешении мертвого человека силой Господней. Вообще воскресение мертвых — это крайне редкий случай во всех церковных историях — и в Библии, и в житиях святых. Но тут  публично, при всех: при патриархе Макарии, при царице Елене, при сонме клириков человек был воскрешен.

http://pravmir.ru/krestovozdvizhenie-kaz...

Архив Пн Разъяснение о совершении чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в монастырях и на приходах 24 августа 2023 г. 20:50 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах? Ответ Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином. Разъяснение ответа Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни. Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/6053314.ht...

В праздник Крестовоздвижения множество богомольцев приезжают в село Годеново Ярославль, 28 сентября 2005 г . В день Воздвижения Животворящего Креста Господня множество богомольцев со всех концов России и зарубежья приезжают в село Годеново Ростовского района Ярославской области, где в храме во имя святителя Иоанна Златоуста хранится чудотворный Крест, явленный чудесным образом в 1423 году на Сохотском болоте, сообщает пресс-служба Ярославской епархии . По традиции в этот день в годеновском храме божественную литургию совершает архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Каждый с верой и молитвой приходящий поклониться великой святыне получает помощь Божию. Насельницы Свято-Никольского монастыря города Переславля-Залесского – храм святителя Иоанна Златоуста является подворьем этой обители – ведут специальные записи творимых исцелений и чудес. Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня – особый день для этого места. В этом году более тысячи человек приехало в маленькое село поклониться Кресту. История креста – история знамения с неба 1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: " Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут... " Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к местному епископу и просить благословения на строительство храма.

http://pravoslavie.ru/14674.html

Горки Ленинские, пос. санатория. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты В середине 19 века селом Лукино-Спасское, расположенного на левом берегу реки Пахры, владел ротмистр Николай Иванович Головин. По его кончине его вдова Александра Петровна решила основать в селе монастырь, которому бы передала в дар 212 гектаров земли. Она обратилась к Московскому Митрополиту Филарету, чтобы тот посодействовал исполнению желания помещицы. В селе Лукино уже тогда находилась каменная Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1846 году. Возле этого храма вскоре и образовалась православная женская община, переведенная сюда из села Ям, открытие которой состоялось 17 (30) мая 1870 года. Первая настоятельница общины матушка Параскева Саватюгина сразу приступила к строительству и благоустройству обители. В 1871-1874 гг. были построены: настоятельский корпус, двухэтажный келейный корпус, дом для причта, колокольня, конный и скотный дворы. А затем была возведена каменная ограда и посажен фруктовый сад. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Вскоре после открытия монастырь посетил московский мещанин Василий Федорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни Крестовоздвиженская церковь не может вместить всех молящихся. Василий Федорович предложил игуменье Евгении 10 тыс. рублей на начало строительства соборного храма. В 1889 году епархиальным архитектором С.В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 года состоялась закладка собора. В.Ф. Жолобов ежегодно выделял определенную сумму из своих доходов, а впоследствии всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам нанимал рабочих и производил с ними расчет. К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь помогли приобрести благотворители.

http://sobory.ru/article/?object=14002

Красные Мары. Маровский Крестовоздвиженский монастырь. Маровский монастырь Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Крестомаровская общежительная пустынь в поселке Красные Мары (бывшие Старые Мары) основана в 1632 году. Имела каменные Крестовоздвиженский собор, Успенскую (Троицкую) и Михайло-Архангельскую церкви. Была ликвидирована в 1780 году. В 1901 году на ее месте основана Крестовоздвиженская женская община, в которой на месте каменной Троицкой церкви XVII века была выстроена деревянная Троицкая церковь и началось, но не было завершено строительство нового каменного собора. Главной достопримечательностью являлась икона Иерусалимской Божьей Матери «Избавительница», к которой верующие окрестных сел ежегодно совершали крестные ходы. В 1919 году в общине значилось 148 членов. Община была закрыта в 1927 году, все культовые постройки были разрушены. Местночтимая икона Иерусалимской Божьей Матери стала недоступной для верующих. Население Троицкого, Ключищенского и других сельсоветов обратилось к властям с просьбой перенести святыню в церковь села Троицкого, чтобы православные могли поклоняться ей, но разрешение не было получено. «Избавительница» уцелела благодаря жителям села Вазьянка. Источник: О.П. Морозова, С.М. Ледров «Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары» - Н.Новгород: Вектор – ТиС, 2007 год. Маровская Крестовоздвиженская община, при часовне на Марах, близ села Прудища (Звереве тож), Василь-Сурского уезда. Учреждена в 1901 году на месте прежде бывшей Крестомаровской Воздвиженской мужской пустыни, которая основана была в 1632 году иноком Матфеем и сожжена шайкой Пугачева. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История Маровского монастыря, располагавшегося между селами Вазьянка, Прудищи и Саблуково, окутана тайной. Исследователи относят его основание к концу XIV — началу XV века, хотя известность Маровский Крестовоздвиженский монастырь получил уже в XVII веке. Новый этап в жизни Маровского Крестовоздвиженского монастыря начался со строительства деревянной церкви в честь святителя Николая Чудотворца. 14 августа 2011 года, когда в народе празднуется медовый Спас, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма.

http://sobory.ru/article/?object=15725

Марчуги. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженская церковь в селе Марчуги построена в 1768 г. на месте деревянной в родовом имении князей Пожарских тщанием А.М. Милославской. Храм кирпичный, на белокаменном известняковом фундаменте. В 1848 г. князем А.Б.Черкасским к храму были пристроены приделы - во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святителя Николая. В 1840-х гг. на средства князей А.Б. и М.Н.Черкасских была перестроена трапезная, а в 1858 г. - сооружена колокольня. Живопись на стенах и сводах - конца XIX в. В 1894-1895 гг. установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. В годы гонений церковь не закрывалась, но настоятель ее - священник Михаил Взоров - был расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово. http://www.vosvera.ru Первоначальная деревянная церковь в селе Марчуги предположительно была построена в двадцатых годах XVII века. Писцовая книга отмечает наличие в селе деревянной церкви, освященной в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В конце XVII века река Москва изменила свое русло и церковь, которая находилась на берегу, оказалась на острове. В 1768 году на новом месте «тщанием» вдовы лейтенанта флота А. М. Милославской (урожденной Пожарской) была построена кирпичная церковь существующая и поныне. Трапезная и приделы храма (один был освящен во имя святого Николая, а другой – во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба) были построены в 1848 году хлопотами гвардии полковника князя А. Б. Черкасского. А в 1858 году была построена каменная колокольня. В дальнейшем Крестовоздвиженскую церковь не раз перестраивали, достраивали, ремонтировали. В 1894-1895 годах проводился большой ремонт, во время которого в храме были установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. Из инвентарной ведомости храма за 1913 год мы узнаем, что с 15 мая 1910 года здесь служил священник Михаил Пятикрестовский. Пришлось пострадать за Христа до смерти в годы репрессий и настоятелю храма священнику Михаилу Взорову. Он в возрасте 67 лет был расстрелян 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне. А в это время ключница храма Анна Жбанова пряталась с ключами от церкви в подполе у чужих людей больше месяца, тем самым внесла свою лепту в сохранение святыни. Церковь была спасена от разграблений, и на протяжении всего времени в ней проходили богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00416

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010