Mф. II:13–23 . Отпустив волхвов в Вифлеем, Ирод каждый день нетерпеливо ожидал возвращения их; но они не являлись. Узнав, наконец, что волхвы уже оставили пределы его царства, он, в порыве ярости, послал избить в вифлеемском округе всех детей мужского пола от двух лет и ниже. Кровь невинных полилась рекой. Четырнадцать тысяч младенцев пало под ударами палачей Ирода. Плач, рыдание и вопль отчаянных матерей огласили всю страну. Ирод надеялся, что при этом всеобщем избиении младенцев не избегнет смерти и новорожденный царь Иудейский, но Промысел не допустил исполниться такой преступной надеже. Еще прежде, чем Ирод обнародовал свое жестокое повеление, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, проснувшись, тотчас же исполнил повеление Ангела – взял Младенца, Матерь Его и ночью отправился в Египет. Между тем Ирод, вскоре после совершения своего ужасного злодейства, впал в тяжкую, необычайную болезнь. Скрытый огонь непрестанно пожирал его внутренность и порождал ничем неутолимую жажду. В теле образовались раны, кишевшие червями и издававшие нестерпимое зловоние. Все члены стягивались судорогами. Ноги распухли и налились жгучей жидкостью. Пособия врачей только усиливали болезнь. После долгих неизобразимых страданий он, наконец, испустил свой дух для других, более страшных нескончаемых мучений. 4 § 10. Сретение Иисуса Христа Симеоном и Анною во храме Лk. II:21–40 . По смерти Ирода, Ангел Господень явился снова во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву: искавшие души Его умерли. Иосиф оставил Египет и пришел в Иерусалим. В это время исполнилось сорок дней от рождения Богомладенца и родители Его принесли Его во храм для представления Господу. По закону Моисееву так было поступаемо со всеми первенцами мужского пола. Богатые при сем случае приносили в жертву волов и агнцев, бедные же пару голубей. Мария же принесла за своего первенца пару птенцов голубиных 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Ведь и для обыкновенного стола иной может приготовить из одного припаса много кушаний; мы видим, что золотых дел мастера из одного куска золота делают и ожерелья, и цепочки, и многие другие золотые вещи. Вещество однообразно, а искусство разнообразно, и не стесняется однообразием данного вещества, будучи само находчиво и изобретательно. А если таковы земные вещи, то тем более благодать Духа. Что трапеза ее различна, разнообразна и многовидна, послушай об этом Павла, который говорит: “ Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений ” , ходатайства, управления, “ иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ” (1Кор.12:8-11). Видишь ли, как разнообразна. Рек много, говорит, но источник один; яства различны, а угощающий один. А если такова благодать Духа, то не будем утомляться. Мы видели ее неплодною; видели, как стала матерью, видели, как она плакала; видели, как радовалась. Скорбели с нею тогда, порадуемся сегодня. Так и Павел заповедал – радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим.12:15). И это нужно делать не только с людьми, живущими в одно время с нами, но и с бывшими давно. И не говори мне: какая же мне будет польза от Анны и воспоминаний о ней? Не имеющие детей могут научиться тому, как им сделаться матерями; матери узнают, какой самый лучший способ воспитания детей. И не только жены, но и мужья получат от этой истории весьма большую пользу, – научившись обращаться с своими женами, хотя бы они страдали неплодством, так же кротко, как Елкана обращался с Анною. И не только эту, но еще и другую, гораздо большую, они получат пользу, научившись тому, что все родители должны воспитывать детей своих для Бога. Поэтому не будем считать бесполезным для себя слушать эту историю, если она не принесет нам денег и серебра; напротив, поэтому именно и станем считать ее полезною и выгодною, что она открывает нам не золото и серебро, а гораздо важнейшее этого – душевное благочестие и небесные сокровища, и научает тому, как можем мы устранить всякую опасность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Воины и служители связали Иисуса. Его, безоружного, окружила эта густая толпа с мечами и кольями. Он сказал: – Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук: но теперь ваше время и власть тьмы. Тогда ученики, видя, что всякое сопротивление бесполезно и что Иисуса уводят, все бежали. Иисуса повели к первосвященническому дворцу. Там жили главные руководители всего этого заговора: первосвященник Каиафа, и тесть его, бывший первосвященник Анна. Это был чужеземец, вывезенный Иродом Великим из Александрии. Он был любим правительством и ненавидим народом. Талмуд называет семейство Анны «ехидной породой». Это семейство занималось весьма успешно торговлею под портиками храма; там продавались различные предметы для жертвоприношений по очень значительным ценам. Вмешательство Иисуса значительно подорвало это торговое предприятие, которому народ и без того не мог сочувствовать. Первый допрос Иисуса был произведен именно этим Анною (см.: Мф.26:57,59–68 ; Мк.14:53,55–65 ; Лк.22:54,63–65 ; Ин.18:13; 14:19–24 ). Гибель Иисуса была предрешена, а поэтому все допросы велись явно пристрастно. Анна спросил Иисуса об учениках Его и об Его учении, желая найти какое-либо обвинение в противозаконном и тайном учении. Иисус отвечал: – Я говорил явно миру, Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, а тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня, спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил. Тогда один из слуг ударил Иисуса по щеке, воскликнув в лицемерном негодовании: – Так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: – Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна, не сумев найти никаких определенных обвинений, послал Иисуса к зятю, Каиафе, который жил в том же дворце. Каиафа был тогда первосвященником. Он получил это звание с соизволения Римского императора и не был любим народом. У него должен был состояться суд иудейских священников над Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все возможно верующему [ Мк. 9, 23 ]. Всоси эти слова в сердце свое. Что есть вера? Стояние сердца в истине Божией и отвержение от себя лжи диавольской, клевещущей на Божию истину. Как верующий соединяется верующим сердцем с Богом, так неверующий неверующим сердцем соединяется с диаволом, отцом лжи и смерти. Сотни немощей прощай всякому человеку, тысячи – отцу своему и матери своей. Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно, во всю жизнь, вечером, утром и днем, – это тайный сатанинский помысл его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь и когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение; надобно непрерывно утверждать его в Боге, от Которого оно постоянно мысленно отвращается, и великий успех в христианской жизни стяжал тот, кто может искренно воскликнуть с Анною, матерью Самуила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог 22 мои в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем ( 1Цар. 2, 1 ). О призывании сладчайшего имени (в молитве). О помыслах хульных на Бога, Богоматерь и святых. Хочешь видеть Бога, Которого ты так усильно хотел бы видеть и едва не осязать? Вот тебе образ и подобие Его – человек: осяжи его и виждь. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их [ Быт. 1, 26–27 ]. Ты везде в природе видишь рядом, рука об руку идущие дух и материю, видишь проявление в материи и ее силах премудрости, благости и всемогущества Бога, но нигде не видишь Его образа и подобия, а вот в человеке и самый образ и подобие Божие; обними в нем подобие твоего Творца и Господа, возлюби его и люби его неизменно всю жизнь, как бесценный образ Его, великодушно прощая ему его погрешности в жизни или обиды против тебя, которые он делает большею частию по коварству диавольскому, и крайне берегись чувств и расположений к нему злобы, лжи, зависти, скупости, гордости, которыми подстрекает тебя диавол к разрушению святого, всесвязующего чувства любви, зная, что питая их против него, ты питаешь их против Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп (пещеру) Неприступному приносит. Ангели с пастырми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради (для нас) родися Отроча младо предвечный Бог. § 5. Поклонение волхвов Вскоре по рождении Иисуса Христа, пришли в Иерусалим волхвы с востока и спрашивают: «где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Первосвященники и книжники отвечали волхвам: «в Вифлееме Иудейском» Ирод же, отсылая их в Вифлеем, сказал: «когда найдете младенца, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы, выслушав царя, пошли и вот звезда, которую они видели на востоке, шла пред ними и, наконец, остановилась над местом, где был Младенец. Вошедши в дом, они увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и принесли Ему дары: ладан, злато и смирну. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, волхвы иным путем отошли в свою страну. Когда же они отошли, Ангел Господень явился Иосифу во сне и велел ему с Младенцем и Матерью Его бежать в Египет, так как Ирод хочет погубить младенца. Иосиф в ту ночь с Младенцем и Матерью Его пошел в Египет. Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях его от двух лет и ниже. Вскоре после сего злодеяния Ирод умер. Ангел известил Иосифа о смерти Иродовой и велел ему возвратиться в землю Израилеву. Иосиф так и сделал. § 6. Сретение Господа Симеоном и Анною во храме По истечений сорока дней, Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в храм иерусалимский для посвящения Богу. По закону Моисея, так было нужно поступать со всеми первенцами. Богатые, при сем случае, приносили в жертву волов и агнцев, бедные же пару голубей. Пресвятая Мария принесла в жертву за своего Младенца пару птенцов голубиных. В этот же день пришел во храм, по внушению Святаго Духа, один благочестивый старец, по имени Симеон, которому обещано было от Бога не видеть смерти, доколе не увидит Христа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

И ничтожное возвышать — дело силы великой и неизреченной. В других местах говорится, напротив, что Бог смиряет высокое, напр.: «Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость» (Ам.5:9). А здесь сказано, что Он может возвышать и малых. Таков общий смысл речи. Если же кто захочет понимать ее в пере­носном смысле, тот увидит, что это исполнилось на язычни­ках, увидит это и на нас — людях, живущих по пришествии Христовом. Что беднее нашей природы? Однако Христос воз­высил ее, вознес вместе с начатком нашим на небо, и посадил на престоле Отчем. «И от гноища возвышающий убогого, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего» (Пс.112:7-8). «Гноищем» он называет здесь тленность и происходящую оттого частую из­менчивость, внушая, что для Бога все легко и удобно. Далее переходит к другому, важнейшему предмету. Какому? К тому, что Бог может не только изменять обстоятельства и недостатки заменять совершенством, но переменять законы самой природы, неплодную делать матерью. «Поселяющий, — говорит, — неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих» (Пс.112:9). Это исполнилось над Анною, испол­нялось и над многими другими. Видишь ли, как совершенно, как полно это песнопение? Пророк сказал, как совершится исправление вселенной, как прекратится иудейство, как вос­сияет новая жизнь Церкви, как везде будет приноситься жертва; потом, желая сделать слова свои достоверными и для людей грубых, подтвердил речь свою о будущем тем, что уже было. Смысл слов его следующий: не сомневайся, человек, что будет такая перемена, что Бог введет и отвергну­тые народы в величайшую славу. Не видишь ли, как это еже­дневно исполняется, как смиренные возвышаются и садятся с князьями? Не видишь ли, как поврежденная природа исправ­ляется, бесплодные делаются матерями? Нечто подобное произо­шло и с Церковью: она была неплодною, но стала матерью мно­гих детей. Поэтому и говорит Исаия: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис.54:1), предвозвещая то, что имело произойти с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И ничтожное возвышать — дело силы великой и неизреченной. В других местах говорится, напротив, что Бог смиряет высокое, напр.: « Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость » (Ам. 5:9). А здесь сказано, что Он может возвышать и малых. Таков общий смысл речи. Если же кто захочет понимать ее в переносном смысле, тот увидит, что это исполнилось на язычниках, увидит это и на нас — людях, живущих по пришествии Христовом. Что беднее нашей природы? Однако Христос возвысил ее, вознес вместе с начатком нашим на небо, и посадил на престоле Отчем. « И от гноища возвышающий убогого, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего » (ст. 7, 8). « Гноищем » он называет здесь тленность и происходящую оттого частую изменчивость, внушая, что для Бога все легко и удобно. Далее переходит к другому, важнейшему предмету. Какому? К тому, что Бог может не только изменять обстоятельства и недостатки заменять совершенством, но переменять законы самой природы, неплодную делать матерью. « Поселяющий », говорит, « неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих » (ст. 9). Это исполнилось над Анною, исполнялось и над многими другими. Видишь ли, как совершенно, как полно это песнопение? Пророк сказал, как совершится исправление вселенной, как прекратится иудейство, как воссияет новая жизнь Церкви, как везде будет приноситься жертва; потом, желая сделать слова свои достоверными и для людей грубых, подтвердил речь свою о будущем тем, что уже было. Смысл слов его следующий: не сомневайся, человек, что будет такая перемена, что Бог введет и отвергнутые народы в величайшую славу. Не видишь ли, как это ежедневно исполняется, как смиренные возвышаются и садятся с князьями? Не видишь ли, как поврежденная природа исправляется, бесплодные делаются матерями? Нечто подобное произошло и с Церковью: она была неплодною, но стала матерью многих детей. Поэтому и говорит Исаия: « возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иосиф поспешил исполнить повеление Ангела и удалился в Египет. Между тем в Вифлееме и окрестностях его началось избиение младенцев и умерщвлено их было до 14 тысяч. Это были первые мученики за Господа Иисуса Христа 7 . Вскоре Ирод был поражен от Бога лютою болезнью и смертью . Тогда Ангел Господень снова явился к Иосифу и повелел ему возвратиться в Иудею, Иосиф, по возвращении из Египта, хотел было поселиться в Вифлееме, но, услышав, что в этой стране царствует сын Ирода – Архелай (отличавшийся зверскою жестокостью), удалился в Галилею, в свой город Назарет. §. 9. Сретение Господа Иисуса Христа в храме Симеоном и Анною. (Лук. 2, 22–39) (1-й год, по P. X., месяц Февраль). Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте семь Я дам мир ( Агг. 2, 9 ). И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете: вот Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. З, 1). В восьмой день по рождении над Богомладенцем совершен был обряд обрезания, и наречено было Ему имя Иисус, предреченное Архангелом Гавриилом во время благовещения. В сороковой день по рождении надлежало совершить над Ним другой священный обряд – представить Его в храм 8 . В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон, по должности священник. Он был человек праведный и благочестивый, всем сердцем ожидал Спасителя, и Дух Святой был на нем. Ему было обещано Святым Духом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. По особенному внушению свыше, он пришел в храм Господень, принял Богомладенца Иисуса на свои руки, благословил Бога и сказал: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля“ 9 . После сего святой старец обратился к Иосифу и Марии и, как священник, благословил их. При этом произнес следующее пророчество о Господе Спасителе: „се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Иуда Искариот обещал первосвященникам иудейским предать Иисуса, и они заплатили ему за это тридцать серебренников. Зная, что в последние дни Иисус часто проводил ночи в Гефсимании, Иуда приводит туда толпу людей, вооруженную мечами и дреколием, отряженную для этой цели первосвященниками и старейшинами народными. Этим людям предатель наперед сказал: «Смотрите, кого я облобызаю, тот и есть Иисус, того и берите». Вступив в сад, Иуда тотчас же подошел к Иисусу, чтобы облобызать Его, но Господь сказал ему: «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Между тем, ученики, видя, к чему идет дело, сказали: «Господи! Не ударить ли нам мечом?» А Петр, не дождавшись ответа, обнажил меч и, ударив им одного раба первосвященникова, отсек ему правое ухо. Но Иисус сказал Петру: «Вложи меч твой в ножны его. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» И, прикоснувшись к уху раба того, исцелил его. Тогда ученики, видя, что Он добровольно предается в руки врагов Своих, оставили Его и разбежались. Один только юноша пошел было за Ним, но и тот, когда воины хотели схватить его, оставил в руках их полотно, которым был обернут, и нагой убежал от них. Иисуса связали и повели к первосвященнику. Петр же следовал за ними издали даже во внутрь двора первосвященникова и, вошедши туда, сел у огня вместе со служителями. В то время подошла к ним одна служанка и, заметив Петра, сказала: «Да и ты был с Иисусом Галилеянином». Но он отрекся перед всеми, говоря: «Не знаю, что ты говоришь», и вышел оттуда на передний двор. В эту минуту запел петух, но Петр не обратил на это внимания. Между тем, увидела его другая служанка и говорит стоявшим тут: «Этот тоже был с Иисусом Назореем». Но он опять отрекся. Потом, спустя немного, подошли другие, находившиеся во дворе архиереевом, и стали говорить Петру: «Наверно, и ты из числа Его учеников, потому что самое наречие твое показывает, что ты галилеянин». Но он начал клясться и божиться, уверяя, что совсем не знает Этого Человека. В это время опять запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр, вспомнив слово Его, вышел вон и горько заплакал. 28. Иисус перед Анною и Каиафою

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Когда вскоре последовало пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа, оно застигло вышеупомянутыя семь ересей в Иерусалиме, и сила Его угасила и разсыпала сии ереси. Все прочия ереси произошли уже после Его пришествия, — после благовещения Марии в Назарете и зачатия Слова, сшедшаго с неба из недр Отчих, рожденнаго предвечно и безначально, пришедшаго же в последние дни, Бога Слова, истинно рожденнаго от Бога Отца, единосущнаго Отцу и ни в чем не инаковаго со Отцем, но непреложнаго и неизменяемаго, всецело безстрастнаго, но состраждущаго нашему роду, сошедшаго с неба, зачатаго во утробе не от семени мужескаго, но истинно от Духа Святаго, возимевшаго тело от Марии, создавшаго Себе плоть от святых ложесн, приявшаго душу человеческую и ум, и все, что есть человек, соединившаго в Себе с Своим Божеством. Сей Бог — Слово, рожденный в Вифлееме и обрезанный принесен был в Иерусалим, принят здесь в объятия Симеоном, исповедан Анною пророчицею, дочерью Фануиловою, и отнесен был в Назарет. В следующий год пришел (в Иерусалим), чтобы явиться пред Господом, ради родства отнесен был Материю в Вифлеем, потом опять взят был в Назарет. В течение втораго года снова приходил в Иерусалим, носимый Своею Матерью; в Вифлееме с Своею Матерью и Иосифом, уже старцем, но не оставлявшим Марии, вошел в дом и здесь во второй год по Своем рождении был обретен (волхвами), принял дары, и в ту же ночь, по откровению от Ангела Иосифу, взят был в Египет и оттуда снова, по прошествии двух лет, возвратился, когда Ирод умер, преемником же его сделался Архелай. Спаситель раждается в Вифлееме иудейском; в тридцать третий год Ирода, и в сорок второй царя Августа, удаляется же в Египет в тридцать пятый год Ирода, а возвращается из Египта по кончине Ирода. По этому в тридцать седмой год того же правления Иродова Господь был отроком четырех лет, когда Ирод, по исполнении тридцати семи лет, кончил жизнь. Архелай же царствует девять лет; в начале его царствования Иосиф с Мариею и Отроком, услышав, что царствует Архелай, удалился в страны галилейския и поселился в Назарете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010