И вот Святая Церковь как бы так говорит нам этими песнопениями: ты смущаешься, тебя одолевают сомнения и грехи, но взгляни на праведного Иосифа и последуй его пути. Доверься Богу, и Он чрез Ангела-хранителя укрепит тебя и разрешит твои сомнения. Более же всего, подобно праведному Иосифу, прибегай к Пресвятой Деве, и Она Сама утвердит тебя и уверит, что и ты «Раждаемаго узриши, яко же благоизволи, и, радости исполнився, поклонишися, яко Зиждителю твоему». Последняя, самая важная служба навечерия Рождества Христова, помещаемая в Уставе под 25 числом, – это рождественская вечерня. В обычные предпраздничные дни вечерня совершается совместно с утреней, входя в состав всенощного бдения. Под праздник Рождества Христова всенощное бдение начинается с великого повечерия, а вечерня, чтобы обеспечить ей самое торжественное совершение, соединяется с литургией святого Василия Великого . Этим верующие как бы переносятся к временам первохристианства, когда каждая литургия совершалась вечером или даже ночью, соединяясь с агапой – вечерей любви. Если навечерие Рождества Христова придется в субботу или в воскресенье, то рождественские часы переносятся на пятницу, в навечерие же совершается литургия святого Иоанна Златоуста в свое время, после которой отдельно служится рождественская вечерня. Литургия святого Василия Великого в этом случае служится в самый праздник. Несмотря на всю праздничность и торжественность своего совершения, рождественская вечерня тем не менее относится еще к навечерию Рождества Христова, обрываясь на том месте, где обычно на всенощном бдении начинается лития. На рождественской вечерне не положено ни стиховных стихир, ни тропаря празднику. И по своему строю она, скорее, напоминает великопостную вечерню, совершаемую с литургией Преждеосвященных Даров или без нее в канун праздника Благовещения или великих святых, память которых приходится в Великий пост. Впрочем, в содержании рождественской вечерни есть элементы, сближающие ее со службой самому празднику. Это стихиры на «Господи, воззвах» и паримии, чтение которых в этот день так же, как и в Великую субботу, дважды прерывается пением особых праздничных стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Встреча с Православием/Православная библиотека [Встреча с Православием/Православная библиотека] Андрей Мельков Епископ Афанасий (Евтич) [Встреча с Православием/Православная библиотека] [Встреча с Православием/Православная библиотека] Мы открываем новый раздел, в котором планируем публиковать новые переводы с языков христианского Востока и исследования по восточной патрологии. Мы надеемся на отклик со стороны специалистов в данной области и приглашаем к совместной работе. Свои материалы вы можете присылать по адресу editor@pravoslavie.ru . Раздел открывается публикацией Афраата, персидского мудреца (первая половина IV века), с которого начинается история сирийской богословской мысли. Перевод на русский язык с сирийского осуществлен впервые. В ближайшее время будет опубликована " Второе слово против иудеев " Исаака Антиохийского и " Оды Соломона " . Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Сергей Говорун Трудно найти другую духовную книгу, вышедшую в свет в течение последних нескольких столетий, которая бы оказала столь значительное влияние на весь христианский мир, как " Добротолюбие " . Справедливо поэтому замечание епископа Амфилохия (Радовича), который говорит: " Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня " . Добавим к этому, что влияние " Добротолюбия " распространилось не только на Православие, но на весь христианский мир. Виктор Фомин [Встреча с Православием/Православная библиотека] В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page1_1082.htm

2) Второй постРождественский, который продол­жается шесть недель и установлен для того, чтобы подвигом воздержания почтить следующие за ним праздник Рождества Христова. Этот пост называется Фи­липповым постом потому, что начинается непосредствен­но после 14 ноября, в которое празднуется святому апостолу Филиппу, то есть с 15 ноября. 3) Третий пост – Успенский, двухнедельный, установ­ленный в честь Успения Пресвятой Богородицы. 4) Четвертой пост, установленный в подражание святым апостолам, которые постились, приготовляясь на дело евангельской проповеди ( Деян.13:3 ). 5) Кроме сих четырех постов, в продолжении всех прочих недель года, за исключением немногих, положено правилами Церкви – поститься в среду и пят­ницу: в среду – в память предания Господа нашего Иисуса Христа на страдания; а в пятницу – в воспоминание самих страданий и крестной смерти Его за грехи мира. Как праздники, так и посты установлены для одной цели, – чтобы нам более отрешаться от чувственной жизни, чаще помышлять о небе, удобнее воспитывать в душе благочестие, усовершаться в вере, надежде и люб­ви к Богу, и украшать себя духовными добродетелями. Чтобы достигать этой спасительной цели, надобно про­водить святые праздники не как-нибудь, не рассеянно, или небрежно, но согласно с высоким назначением праздников, во славу Божию и для спасения души. По­этому в следующем поучении скажу вам, как надобно проводить праздники. А вам, родители и старшие в семействах, не перестану напоминать: что слышите вы в храме, о том говорите в домах ваших; передавайте слышанное не бывшим в храме; повторяйте слышанное одни с дру­гими, чтобы лучше удержать в памяти; оказывайте детям вашим, для чего установлены праздники; какие важнейшие праздники и посты, – чтобы они приобретали по­нятие о них, необходимые для каждого православного христианина, и воспитывали в своих душах искреннее уважение к святым праздникам и постам, для спасения своей души, во славу единого, в трех Лидах прославляемого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Поучение 51. Как должно проводить дни воскресные и праздничные?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий ( Морозов ), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru — Мы привыкли к тому, что праздник — время радости. Почему у православных христиан перед самыми значительными торжествами установлен пост? — Праздник в понимании светского человека и в понимании человека церковного — вещи совершенно различные. В миру подготовка к празднику — это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто земное. Праздник же церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого прикосновения. Но человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в его повседневной жизни оказываются в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо " утеснить " свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма прихотливые требования. Таким способом самоограничения и является пост. В той или иной форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен присутствовать в жизни православного христианина. Но на протяжении церковного года существуют отдельные периоды, специально посвященные воздержанию большему, это так называемые " многодневные посты " , одним из которых является Рождественский. — Его также называют " Филиппов " пост… — Да, поскольку начинается он на следующий день после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября (н.с.). А заканчивается уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь, таким образом, 40 дней. По своему Уставу о пище он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного происхождения. Наиболее строгий период поста — последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6 января включительно. В эти дни, хотя бы на них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе " первой звезды " (приблизительно в 16-17 часов).

http://pravoslavie.ru/50118.html

В самом деле, не является ли исступленная приверженность христианского Запада к этой «секуляризованной эсхатологии» оборотной стороной трагического непонимания и ложной интерпретации эсхатологии подлинной? Пока христиане в своем горячем стремлении к «актуальности» переносят акцент с «трансцендентного» на «имманентное», в мире усиливается жажда того, что могло бы трансцендироватъ жизнь, т. е. наполнить ее высшим смыслом и содержанием. За дешевым или романтически наивным бунтом против «систем» и «истеблишмента», за риторической «революцией» и «освобождением» стоит не только глубокая тоска по абсолюту, но и тяга к причастности и реальному обладанию им. А за «юридическим» проглядывает тоска человека наших дней по «эсхатологическому», т. е. по Царству Божию. Но разве не о нас сказано: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго»? И кто, кроме Церкви, может насытить эту жажду, наречь Царя и провозгласить Царство? Рождественское богослужение Православной Церкви Рождественский цикл Празднование Рождества Христова (25 декабря) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник. Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» С этими словами что–то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Подпишитесь на наш Телеграм О том, как складывался праздник Рождества Христова , рассказывает историк Надежда Завальная . Слово «адвент» происходит от глагола advenire — «приходить, пришествие». В католической традиции это слово ассоциируется прежде всего со вторым пришествием Мессии, со Страшным судом — и неслучайно. Здесь совмещается ожидание новорожденного Христа, Рождества и ожидание Второго пришествия. В православной традиции такое эсхатологическое переживание попадает на Великий пост . В Католической церкви священники на время Рождественского поста надевают фиолетовое облачение, а в Православной — во время Великого поста. Вот такое различие. В западной традиции литургический год начинается именно с Рождества. В адвент христиане ждут Пришествия Христа в мир, для западной Церкви это четыре воскресенья до 25 декабря. В православной традиции это 40 дней Рождественского поста. Давайте взглянем сначала на западную традицию. Идти за звездой, не зная куда Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов Яркой иллюстрацией этого ожидания может быть фреска в Капелле волхвов кисти Беноццо Гоццоли. Написана она была в 1450–1460 гг. Почему же мы начинаем с волхвов? Потому что они начали двигаться к Рождеству задолго до самого события. Волхвы увидели в небе звезду и отправились в путь. Какие препятствия они преодолели? Знали ли они, куда идут? Изображенные герои фрески имеют реальных прототипов, это члены семейства Медичи, флорентийские банкиры. Они были меценатами, спонсировали художников и заказали Капеллу волхвов, посвященную Рождеству. Расписывали эту часовенку знаменитые живописцы. Звезда в Капелле волхвов Среди свиты волхва Мельхиора есть автопортрет художника. Мы видим события, которые развиваются параллельно. Охота на оленя, шествие из замка. И вот волхвы идут за звездой. Возможно, они не знали, кого они увидят, и шли просто потому, что их вела звезда. Для вступающих в Рождественский пост это может быть напутствием: идти за звездой, не зная переживания, которое ждет в конце. Где же эта звезда? В Капелле волхвов она находится на потолке, то есть главенствует. В центре звезды — аббревиатура Христа, это Сам Христос светит и указывает, куда нам идти. Кто придумал рождественский венок

http://blog.predanie.ru/article/pozdravi...

Новости 15 ноября, 2013 15 ноября, 2013 Коптская Церковь не согласна с новой Конституцией Египта Коптский Патриарх обратился к Амру Мусе с просьбой заменить фразу " египетские христиане и евреи " термином " не-мусульмане " . 15 ноября, 2013 В Москве обсудили мировой опыт регулирования миграционных потоков Ведущие российские и зарубежные эксперты обсудили опыт крупнейших мегаполисов мира, столкнувшихся с проблемами активного миграционного притока. 15 ноября, 2013 Участников Белого движения помянут в Севастополе Церковно-общественные мероприятия, посвященные памяти эвакуации русской Белой армии и беженцев из портов Крыма в 1920 году, пройдут в ближайшее воскресенье в Севастополе. 15 ноября, 2013 Православные Болгарии вступили в Рождественский пост Вчера, 14 ноября болгарские христиане отметили Koledni Zagovezni, или заговенье на Рождественский пост - последний день, в который можно есть мясо перед Рождеством. 15 ноября, 2013 Православные священники организуют помощь пострадавшим от тайфуна на Филиппинах Населенный пункт разрушен почти полностью, многие жители не ели уже несколько дней. Раздача питьевой воды на острове организована местными властями, а вот с едой и лекарствами до сих пор проблемы. 15 ноября, 2013 Курильщиков начинают штрафовать С сегодняшнего дня начинает действовать антитабачный закон. Штрафы от 500 до 1,5 тысяч рублей будут взиматься с людей, курящих в общественных местах. 15 ноября, 2013 Госдума рассмотрит законопроект, определяющий места и порядок совершения религиозных обрядов Предлагается разрешить проведение религиозных обрядов в культовых и других зданиях и сооружениях, а также земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном п Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/424...

Посох – см. жезл. Пост – время воздержания от пищи животного происхождения, церковное установление, способствующее переключению внимания христианина от чувственной сферы к духовно–нравственной и молитвенной обращенности к Богу. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года (за исключением четырех сплошных седмиц и Святок), а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крещенский сочельник. Многодневных постов четыре: Великий пост (семь недель после Прощеного воскресенья, не считая дня Пасхи), Петровский (начинается после Недели Всех святых и кончается 28 июня/11 июля, накануне дня ап. Петра и Павла), Успенский (с 1/14 августа по Успение Богородицы 15/28 августа); Рождественский (с 15/28 ноября по Рождественский сочельник). В течение многодневных и накануне однодневных постов не совершается венчание. Постриг – чинопоследование Православной Церкви, совершаемое при принятии монашества и его различных степеней и называемое так по центральному действию этого богослужения – пострижению волос. Соответственно трем степеням монашества существуют П. в рясофор, в мантию (в малую схиму) и в схиму (в великую схиму). П. мирян совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков – архиереем. После П. в рясофор, постригаемый облачается в рясу и камилавку, после П. в мантию – в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу; после П. в схиму облекается в схимнические одежды (куколь и аналав). Во всех случаях постригаемому дается новое имя, этим (как и пострижением волос) П. уподобляется таинству Крещения (некоторые из святых отцов даже причисляли П. к таинствам, но это не утвердилось в Церкви): как последнее рождает человека в новую, благодатную жизнь, так и П. в монашество вводит его в совершеннейший образ христианской жизни. Пострижение (волос) – церковный обряд, совершаемый: 1) над новокрещеным после таинства Миропомазания в знак его добровольного рабства Христу (в древности стрижение волос служило признаком рабства); 2) при посвящении в чтеца или певца – в знак его служения Церкви и отделения от общества простых верующих; 3) при посвящении в монашество и его различные степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Р.М. С чего стоит начинать путь к Богу? Епископ Лонгин. Надо начать слушать свою совесть – это голос Божий в сердце человека. Можно посоветовать человеку прочитать Евангелие, а, прочитав, попытаться осмыслить, примерить на себя евангельские слова и пожелания. Даже прочитав одно Евангелие, например, от Матфея, можно в корне изменить свою жизнь. Р.М. Как христианам праздновать Новый год? Ведь сейчас идет Рождественский пост. Епископ Лонгин. Рождественский пост не такой строгий, как Великий, поэтому я не вижу ничего страшного, если человек будет встречать Новый год с близкими людьми, запираться от них не стоит. Если за новогодним столом он съест кусок рыбы и выпьет бокал вина, тоже плохого не будет. А проводить время в разгуле неполезно в любом случае, независимо от религиозных убеждений. Люди привыкли праздновать Новый год. Но когда человек обретает веру, начинает ходить в храм, сидеть всю ночь перед телевизором ему становится как-то не по себе. И он хочет соединить праздник со своей верой, с церковной жизнью. Так на наших глазах зародилась новая добрая традиция – в новогоднюю ночь во многих саратовских храмах служат литургию. О.З. А вы ощущаете приток верующих? Епископ Лонгин. Да, конечно. Он уже не так велик, как в начале 1990-х, но многие люди приходят и остаются в Церкви. И в Новый год, на литургии храмы, кстати сказать, пустыми не бывают. О.З. Хотел бы задать не совсем приятный вопрос. Не так давно по телевидению показали драку греческих и армянских священнослужителей в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ваше отношение к этому эпизоду? Епископ Лонгин. История Храма Гроба Господня невероятно сложна. Не зная ее, очень трудно судить о том, что такое Иерусалим, что значит этот храм в истории религий. Знаете ли вы, что одной из причин знаменитой Крымской войны стала подобная же драка между католиками и православными за право обладания святыми местами в Палестине, после чего Император Всероссийский счел своей обязанностью вмешаться и защитить православных? Мусульмане отвоевали Иерусалим у православных, у мусульман его отбили крестоносцы-католики, затем, после возвращения мусульман, права православных были восстановлены. Потом появились армяне, эфиопы, копты. Иерусалим – это сердцевина христианского мира, но это и такой клубок противоречий! К самой же драке не может быть другого отношения, кроме негативного. Это просто безобразие.

http://pravoslavie.ru/37213.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Январь 2016 (153) Почему на иконах нет теней? Спросите себя: как можно изобразить солнце таким образом, чтобы на нем и рядом с ним были тени? Фигура Спасителя не отбрасывает теней, поскольку Спаситель и есть Свет. Бог — это Свет, в Нем и рядом с Ним не может быть никакой тьмы. 30.01.2023 Крещение (Богоявление) Господне. Коротко о празднике Крещение Господне или Богоявление — это названия праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 19 января. День накануне, 18 января, называется Крещенским сочельником или Навечерием Богоявления. Крещение — двунадесятый (т.е. один из двенадцати важнейших после Пасхи) православный праздник. 18.01.2023 «Мир в яслях переворачивается!» или Рождество начинает историю человечества Всякий раз, когда мы называем любую дату с годом, мы говорим об очень важной точке отсчета в человеческой истории, а именно: о Рождестве Христовом. Для христиан это действительно самый важный факт в истории человечества. Более того, в определенном смысле это событие и создает историю человечества. Почему это так? 07.01.2022 Рождественский номер Фомы: pdf-bepcuя в подарок Сегодня у православных христиан начинается Рождественский пост, а это значит, что впереди нас ждет 40 дней подготовки к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти этот путь вместе с «Фомой» и начать создавать праздничную атмосферу прямо сейчас. Для этого мы запускаем специальный Рождественский календарь. 27.11.2021 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. 16.01.2019 Страшный суд: зачем Богу наши мучения? На Страшном Суде Господь будет спрашивать нас не только о нашей духовной жизни, но и о наших делах: много ли мы помогали друг другу, посещали ли больных, бедных, страждущих, заключенных. В этих людях мы должны видеть собственного брата, Живого Бога, Самого Иисуса Христа.

http://foma.ru/journal/janvar-2016-153-1

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010