Так искусно и умело ведут свою «работу» враги Христовы! Печально, что и многие наши православные русские люди вовлекаются в это стихийное течение «холодной войны» против христианства. А между тем, наша св. Церковь учит нас совсем иной встрече этого великого праздника и призывает нас, еще за 40 дней до наступления его, достойно готовить себя к его радостному празднованию. Конечно, и подарки делать друг другу не только можно, но и похвально. Однако, не в одном этом должно состоять наше празднование. Истинно, по-христиански праздновать наши христианские праздники можно только тогда, когда мы прежде всего и больше всего позаботимся об очищении наших душ от всякой греховной скверны и нечистоты. И вот, с этой именно целью, наша св. Церковь еще с первых веков христианства установила перед праздником Рождества Христова сорокадневный пост, во время которого христиане говеют, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Этот Рождественский пост начинается с 15-го ноября по нашему православному календарю, и так же, как и Великий пост, называется в Церковном Уставе «Четыредесятницей», или «Филипповым», потому что начинается он сразу после дня памяти Ап. Филиппа 14-го ноября. Богослужение в некоторые дни Рождественского поста напоминает собою великопостное Богослужение – читается молитва преп. Ефрема Сирина с поклонами и, вместо литургии, совершаются часы с междочасиями и изобразительные (обедница) с чтением дневного Апостола и Евангелия. Пост этот не отличается столь большой строгостью, как Великий пост: по понедельникам, средам и пятницам запрещается вкушать рыбу, вино и елей, а в остальные дни запрещается только рыба, зато по субботами, воскресным дням и великим праздникам, а также в дни празднования памяти великих святых, если эти дни случатся во вторник или четверг, разрешается вкушать рыбу, а если они придутся в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушать только вино и елей. От 20 до 24 декабря включительно вкушать рыбу нельзя. Последний день поста 24-го декабря называется «сочельником», или правильнее – «сочевником» от «сочива», которое полагается в этот день вкушать за трапезой. Сочиво это то же, что «коливо» то есть «скудное кушание». Это – кушание из сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы или ячменя. Едят его, размочив водой или с медом. Оно же называется «кутиею». У православных всегда сохранялся благочестивый обычай – не есть ничего до появления первой вечерней звезды, которая напоминает о явлении на Востоке звезды, возвестившей о рождении Христа Спасителя. Этот обычай внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

4 . Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла. Начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 29-го июня (12 июля н. ст.). Продолжительность его зависит от того, раньше или позже бывает Пасха. Самая большая продолжительность его – шесть недель, и самая меньшая – неделя с одним днем. Однодневные посты: 1 . В Сочельник – день перед Рождеством Христовым . 24 декабря (6 янв. н. ст.). Особо строгий пост, среди дней Рождественского поста (обычай – не есть до появления первой звезды). 2 . Сочельник – день перед Крещением Господним . 6 января (19 января н. ст.). 3 . В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи . 29 августа (11 сентября н. ст.). 4 . В день Воздвижения Креста Господня , в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа. 14 сентября (27 сентября н. ст.). 5 . Среда и пятница каждой недели. Среда – в воспоминание предания Спасителя Иудой. Пятница – в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас. Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели: в Пасхальную неделю, в святки (от дня Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника Св. Троицы до начала Петрова поста), в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом) и в неделю Сырную или масляную перед самым Великим Постом, когда разрешается только молоко и яйца. Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти: гнев, ненависть, вражду; надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев; не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания; не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищею и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно. При многодневном посте надлежит исповедаться и причаститься Св. Таин. Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник. Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром – за Литургией. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит – издеваться над праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

28 ноября. Начало Рождественского (Филиппова) поста. [Двойное название у этого поста потому, что начинается он на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой сорокадневный период поста. Рождественский пост — это время для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений, — нужны не как самоцель, а как подготовка к великому празднику, Рождеству Христову]. Фото anatoly_l/Flickr/CC BY-SA 2.0 DEED. - С.5. 20 ноября. День рождения Патриарха Кирилла. [ Патриарх Кирилл : «У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Бог соблюдает нас от смерти, чтобы мы имели возможность творить добрые дела». Если вдуматься, святитель связывает саму жизнь человека с совершением добрых дел. И действительно, если нет добрых дел, теряется смысл жизни. Слова святителя должны поразить нас в самое сердце. А мы добрые дела совершаем? Чаще всего если и совершаем, то где-то на периферии нашего сознания и нашей повестки дня: случилось так, вот и сделали доброе дело. А по-настоящему, по-христиански, по Божиему закону доброделание вместе с верой должны быть в центре человеческой жизни. Если не делаешь добрых дел, ты медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор 13:1). Потому что вера реализует себя только через добрые дела в отношении ближних своих, а если добрых дел нет, что же тогда вера для такого человека? Христианин, не совершающий добрых дел, теряет свое призвание. Но ведь с него особый спрос! Человек неверующий об этом не думает, его разум и сердце где-то далеко, и как такого Бог будет судить, мы не знаем. А вот как нас Господь будет судить, мы знаем точно, ведь мы всему научены — и в первую очередь тому, что вера без дел мертва есть (Иак 2:20). Не может быть близости к Богу, не может быть никакого спасения, если мы не совершаем добрых дел». Из проповеди после литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа в Валаамском монастыре, 11 июля 2023 года ]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.6-7.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

В новом издании эти и другие аналогичные опечатки исправлены, текст приведен к орфографическому единообразию, унифицирована орфография и пунктуация неизменяемых молитвословий: ирмосов, стихов, прокимнов. Выход Октоиха завершает собой определенный этап в создании корпуса новых наборных богослужебных книг, вместе со служебными минеями (пока еще репринтными) создающих суточный, седмичный и годовые подвижный и неподвижный богослужебные круги. Октоих (или Осмогласник) — одна из основных богослужебных книг Православной Церкви. Она организует молитвенный ритм жизни христианина на протяжении большей части года. Книга содержит изменяемые песнопения богослужений суточного круга для каждого дня седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения вечерни, повечерия, утрени и Литургии, а воскресный день имеет еще и песнопения малой вечерни и полунощницы. В свою очередь, каждый день седмицы в песнопениях вечерни, утрени и Литургии посвящен воспоминанию, прославлению и молитвенному переживанию священных событий, а также молитве Божией Матери, Небесным Силам и ликам святых. Так, воскресенье посвящено Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связанному с Животворящим Крестом и предстоянием у его подножия Пресвятой Богородицы, понедельник — Небесным Ангельским Силам, вторник — святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, среда и пятница — Кресту Господню, четверг — святым апостолам и святителю Николаю, суббота — всем святым и молитве за усопших. Каждый день седмицы содержит также канон Пресвятой Богородице на повечерии. Объем книги ограничивается циклом из восьми гласов — определенных музыкальных ладов или, в современной русской практике, мелодических систем. Тексты каждой седмицы, начиная с вечерни воскресенья, имеют строгую гласовую принадлежность и поются на конкретную мелодию. Для каждого гласа в Октоихе есть полный цикл песнопений седмичного круга. Цикл из восьми недель называется «столпом». Таких гласовых столпов в течение года шесть. Первый столп начинается с первой недели Петрова поста, его сменяет второй, начинающийся после Ильина дня. Далее границы повтора осьмогласного цикла проходят: после Воздвижения Креста Господня, в Рождественский пост, после Крещения Господня, в Великий пост.

http://patriarchia.ru/db/text/1608164.ht...

Мы как-то разбирали с вами, что страсти и грехи – это не одно и то же. И что давать волю страстям или не давать – это, в принципе, наше дело. Если бы невозможно было бы все это обуздать, то Господь бы не давал бы нам заповедей. Поэтому давайте перечислим эти восемь помыслов – видите, как называет преп. Ефрем: «Чревоугодие, - первым номер как раз, с него начинается, - блуд, - как следствие, видите, - сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость» - восемь. Но некоторые святые объединяют последние «тщеславие» и «гордость» вместе. Потому что, как говорится, мы с Тамарой ходим парой. То есть не бывает такого, чтобы было тщеславие и не было гордости, и наоборот. Но это уже другое дело. Это все следствия, в принципе. То есть это все отдельные страсти, но, тем не менее, одни за другие цепляются. Есть даже специально святые разбирают, у кого какие причинно-следственные связи – откуда что берется. Например, святой апостол Павел про грех пьянства – пьяницы не наследуют Царствия Небесного: «Не упивайтесь вином, - говорит апостол Павел, - ибо в нем есть блуд». Вот следствие. Имейте в виду. У нас сейчас Рождественский пост, сейчас грядут светские мероприятия – Новый год и так далее. И поэтому это мы, православные христиане, должны внимательно смотреть и помнить эти слова святого апостола Павла, что очень опасно, особенно в пост сейчас, куда-нибудь пойти туда, где можно напиться, потому что есть опасность серьезных очень проблем. Потому что апостол предупреждает на всякий случай. А впадение в блудные страсти – потом серьезно нужно выкарабкиваться, поэтому лучше, на всякий случай, подождем. Напоминаю, что нет в вине греха, и поэтому он даже в Послании к Тимофею прямо даже специально ему говорит: «Ты должен немножко пить вина для желудка твоего», - понятно, что постишься, но тебе надо лечиться, проблемы с желудком у него были. Дело не в вине, а дело в пьянстве - то есть когда зависимость, когда «угодие». Поэтому очень важен этот момент. Эти самые восемь помыслов и ведут брань со всяким человеком.

http://radonezh.ru/2023/12/22/o-chrevoug...

В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов.» 2. Начало христианской культуры. Рождество означает конец языческой культуры и начало христианской, на которой основана вся наша теперешняя цивилизация. Языческий период был самым темным в истории человечества и отличался гордостью, жестокостью, многоженством, кровной местью, рабством и даже человеческими жертвоприношениями. Христианство постепенно принесло «свет» миру: любовь, смирение, прощение, мягкость. Оно объяснило великую истину, что основные двигатели в человеческом обществе есть любовь и добродетель, которые способствуют созидающим силам. Зло и грех способствуют разрушающим силам, которые приносят вред и зло окружению, включая самого грешника. Все теперешние ценности и нормы цивилизованного общества, а также законность, письмо, образование, искусство создавалось под плодотворным влиянием христианства. Наше летосчисление начинается с рождением Иисуса Христа. Влияние христианства на русскую культуру еще глубже чем у других народов, так как записанная русская история, письменность и культура фактически и начинаются с принятием христианства. Мало того, русские люди приобрели христианскую веру тогда, когда все церковные споры были разрешены и таким образом они получили церковную твердыню, что нельзя сказать про другие народы. 3. Рождественский пост. Одним из самых важных моментов в православной вере является то, что нужно молиться, жить по добру, не грешить и делать добрые дела. Кроме этого, нужно заниматься духовным самовоспитанием, изгонять из себя злые, греховные дела, слова и мысли; то есть постепенно исправлять себя и становиться лучше, добрее, более честным и т.п. Перед большими праздниками православный христианин углубляет свои духовные труды и еще постится. Во время поста он старается удалиться от всего греховного и приблизиться ко всему доброму и хорошему.

http://zavet.ru/a/rss_1291049777.html

Существует многодневный пост Петра и Павла, называемый Апостольским или Петровым. Этот пост известен с первых веков христианства. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях. Но наиболее часто о нем упоминают с IV века, например такие Святые отцы как Афанасий Великий , Амвросий Медиоланский , Лев Великий . Поскольку Апостольский пост зависит от праздника Пасхи, то он имеет разную продолжительность. Наибольшая продолжительность этого поста достигает шести недель, а наименьшая, неделю с одним днем. Существует многодневный пост, называемый Успенским. Он посвящен в честь Пресвятой Богородицы. По строгости соблюдения постничества он приближается к Великому посту. При исполнении этого поста в праздник Преображения Господня разрешаются послабления в еде, в виде вкушения рыбы. Церковь относится к этому посту как к древнему установлению, сформировавшемуся из неписаного предания. Этот пост известен с глубокой древности. Одно из первых его упоминаний встречается у Льва Великого под именем «осеннего поста». В древней церкви в связи с этим постом существовали разногласия по поводу его продолжительности. Эти разногласия были вызваны тем, что во время праздника Преображения Господня, некоторые люди вкушали мясную пищу. Эти сомнения окончательно были рассеяны соборным постановлением в 1166 году, определившим продолжительность этого поста. Существует многодневный пост, называемый Рождественским. Этот пост предшествует празднику Рождества Христова за сорок дней до его наступления. Этот пост называют ещё четыредесятницей. Так как в день начала этого поста отмечается память Апостола Филиппа, то этот пост называют также и Филипповским. Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются в церковной литературе с IV века. В V веке Лев Великий , описывая этот пост, называет его древним установлением и говорит о том, что в древности этот пост имел значение жертвы за собранные плоды (урожай). Строгость в соблюдении этого поста начинает усиливаться со 2 января в дни предпразднования Рождества Христова и достигает высшей степени в его последний день, который называется сочельник. Согласно православному обычаю строгость в исполнении этого поста в этот день соблюдается до появления вечерней звезды. В древности продолжительность этого поста разными церквями признавалась неодинаковой. Однообразный для всех порядок исполнения этого поста, в том числе и по его продолжительности, был установлен решением Константинопольского собора в 1166 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Рождественский пост очень древний. Он восходит к первым векам христианства — о нем было известно уже в начале IV столетия. Раньше его называли Филипповым постом, потому что начинался он в день памяти апостола Филиппа (28 ноября по новому стилю). Иногда нам кажется, что радость и пост — понятия несовместимые. Но это не так. Наоборот, когда человек начинает внимательно относиться к своему внутреннему миру, его душа становится светлее, а жизнь — более осмысленной. Преодолевая свои большие и мелкие страсти, мы испытываем радость от победы над ними. Не нагрубить в транспорте, простить того, кто нас обидел, промолчать, если нас провоцируют на ссору, — разве не испытаем мы радости в тот момент, когда преодолеваем себя? Во время поста человек призван измениться качественно. Если же не есть мяса, но при этом не бороться со своими страстями, то пост превратится в простую диету. Польза для души от него будет равна нулю. Радость Рождества и поста, который ведет к нему, — это радость встречи с Христом. Рождество открывает одну из самых главных истин христианства — истину о том, что Бог, Творец вселенной, ради спасения человека стал одним из нас. Ради победы над смертью Он пришел в наш мир. То, о чем мечтали многие поколения людей, наконец свершилось в Вифлеемской пещере. Рождественский пост, Филиппов пост, Адвент — как бы ни назвался период перед Рождеством, он подготавливает нас к принятию очень важной истины — благой вести о Воплощении Бога. И если бы этого не произошло, если бы Рождество было рождением простого человека либо красивой легендой, то не было бы ни Воскресения, ни победы над смертью, ни самой Церкви как Тела Христова. Наконец, самое главное: если бы не было Рождества, то не было бы и нашего спасения! Ведь оно свершилось не только на Голгофе или в Гефсиманском саду. Дело нашего спасения от смерти уже началось, когда в убогой пещере на окраине Вифлеема родился Христос. И именно Ему навстречу идет человек на протяжении всего Рождественского поста. Протоиерей Сергий Булгаков о Рождестве

http://foma.ru/zachem-postitsya-pered-ro...

Воплотить в жизнь то, что делала мама, Ланг смог только в 1920 году. Но настоящий успех и массовое производство адвент-календарей началось лишь после войны, в 50-е годы: в эпоху экономического бума. Адвент-календари не только перестали быть продуктом исключительно книгоиздателей, но и доплыли до Америки, став невероятно популярными в Новом Свете. Кондитерские фабрики, заводы по изготовлению игрушек и даже производители программного обеспечения создают сегодня адвент-календари на любой вкус и кошелек. Правда, христианская символика и первоначальный замысел, который вкладывал Ланг, несколько поблекли, сохранив за календарем лишь традицию считать дни до. У католиков календарь начинается 1 декабря и завершается Рождеством, – в нем четыре недели. А у меня была идея начать отсчет с первого дня Рождественского поста, то есть с 28 ноября. Конечно, календарь здесь получается и больше, и длиннее, но тем интереснее. Наверное, найдутся те, кто смутится и даже возразит, мол, традиция-то европейская, католическая. Но я не вижу затруднений, – просто вложила в нее собственный смысл. Для чего детям вообще нужны такие календари? И почему не стоит бояться адаптировать чужую традицию? Идет Рождественский пост. Это время, когда человек задумывается о своих поступках, старается очиститься от дурного и наполниться духовным, одним словом, подготавливает себя к празднику. Ну а как быть детям? Не есть сладкое, не смотреть мультфильмы? Но сладкое, например, мои дети и так не едят. Что же тогда сделать, чтобы их пост был настоящим, как у мамы и папы? Это же невероятно трудно. Ведь дети живут в мире, совсем непохожем на наш взрослый. Смысл, который я вкладываю в календарь, не столько в подарках на каждый день, сколько в этой духовной подготовке, неторопливом духовном росте. Первый мой календарь с сюрпризами состоял из коротких рассказов разных писателей о доброте, честности, смелости и любви. Я отобрала такие рассказы на каждый день, распечатала и поместила в календаре. Вечерами мы собирались, разворачивали очередной подарочек, читали вслух рассказы, а потом обсуждали.

http://pravmir.ru/pravoslavnyiy-advent-z...

В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе. Трапеза во время Поста Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост – Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» – не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы. Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения ХристоваРождеству. Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту. Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010