«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О великих Господских и Богородичных праздниках Собрание рассуждений свт. Иннокентия Херсонского о важнейших праздниках Церкви: Праздник Пасхи Праздник Вознесения Господня Праздник Пятидесятницы Праздник Преображения Господня Праздник Успения Божией Матери Праздник Рождества Богородицы Праздник Воздвижения Честного Креста Господня Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм Праздник Рождества Христова Праздник Обрезания Господня Праздник Богоявления Праздник Сретения Господня Праздник Благовещения Праздник Входа в Иерусалим Общие замечания о праздниках Праздник Пасхи Предмет праздника и отношение к жизни христианской Предмет праздника Пасхи есть Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Праздник сей напоминает нам, что Иисус Христос, истинный Мессия, воскресением Своим восстановил на земле духовное царство и что, по примеру воскресения плоти Своей, " оживит некогда и смертные тела наши " (Рим. 8; 11). Посему, торжествуя Воскресение Христово, мы должны взирать на оное как на пример, предложенный для нашей жизни, - должны воскреснуть от духовной смерти в добродетельную жизнь. Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, - говорит апостол Павел, - так и нам ходить в обновленной жизни... Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6; 4, 9-13). Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5; 15). Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5; 7-8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 21 августа 2024 года 8. Среда. Попразднство Преображения Господня. Свт. Емилиана исп., еп. Кизического. Перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких . Толгской иконы Божией Матери. Служба свт. Емилиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На вечерне кафизма 9я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1й: «Иже древле…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1й: «Твоего Единороднаго Сына…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7й (единожды). Отпуст: «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10я и 11я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 2й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя). По 3й песни – кондак святителя, глас 3й; седален святителя, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 7й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1й: «Неодержимое Твоего светолития…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7й (единожды). Отпуст 1го часа: «Иже на горе Фаворстей…». На часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника 1го и 2го канонов, песнь 3я – 6 (1го канона со ирмосом).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 23 июня 2024 года 10. Неделя 8я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля) . Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского . Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих . Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба праздника совершается по Триоди. Примечание. По древней традиции , в День Святой Троицы на праздничном аналое (в проскинитарии) – икона Пятидесятницы («Сошествие Святаго Духа на Апостолов»). Начиная с великой вечерни в сам день праздника (с коленопреклонными молитвами), на аналое находится икона Пресвятой Троицы. В Понедельник Святаго Духа вечером (перед вечерней) опять полагается икона Пятидесятницы, которая остается на аналое до отдания праздника в субботу. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1й и глас 2й – 10 (первая и четвертая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Приидите, людие…». Вход . Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника, глас 2й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Егда Духа Твоего…». На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Языцы иногда…». Примечание. После стиха «Не отвержи мене от лица Твоего…» поется стихира, глас 6й: «Царю Небесный…». По традиции, это песнопение принято петь всенародно. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8й: «Благословен еси, Христе Боже наш…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 8й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен праздника, глас 4й: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву»; стих: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое». Евангелие – Ин., зач. 65. «Воскресение Христово видевше…» не поется, но тотчас по прочтении Евангелия – псалом 50й . По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира праздника, глас 6й: «Царю Небесный…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 июня 2024 года 16. Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прп. Моисея Оптинского . Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы… в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы») (Б) . Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «поем единаго напреди, а другаго в настоящий пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1я и 2я Маркова глава). А. На вседневной вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1й и глас 2й – 6 (см. в самый день праздника). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Приидите, людие…». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Языцы иногда…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8й (единожды). Отпуст: «Иже в видении огненных язык…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…» (ирмосы 2го канона праздника). По 3й песни – седален праздника, глас 8й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2024 года 7. Вторник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Служба прмч. Дометия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Митрофана, еп. Воронежского, в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас 6й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…». Вход. Прокимен великий, глас 7й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами (по обычаю). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Отпуст (в открытых царских вратах): «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 6й; седален преподобномученика, глас 8й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 7й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 мая 2024 года 7. Понедельник 3й седмицы по Пасхе. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского . Мч. Акакия сотника. Любечской и Жировицкой икон Божией Матери. Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского. Служба в честь явления на небе Креста Господня в Иерусалиме шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Нила Сорского в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Креста, глас 4й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Креста, глас 8й: «Возвестиша Небеса…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1й: «Мироносицы жены…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5й (с «Господи, воззвах») . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1й: «Со страхом приидоша…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь Креста, глас 8й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь Креста, глас 8й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50й. Каноны: праздника Триоди, глас 2й: «Моисейскую песнь…» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Креста на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2й (см. в Неделю мироносиц); седален Креста, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2й (см. в Неделю мироносиц). По 6й песни – кондак и икос Креста, глас 4й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Креста (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены, услышите…» (см. в Неделю мироносиц).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 22 мая 2024 года 9. Среда 3й седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Прор. Исаии. Мч. Христофора. Прп. Шио Мгвимского. Прп. Иосифа Оптинского . Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2й – 3, и святителя, глас 8й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» святителя, глас 6й: «Святителей удобрение…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироносицы жены…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2й, глас 4й и глас 8й. «Слава» святителя, глас 6й: «Благий рабе верный…», «И ныне» праздника Триоди, глас 5й: «Тебе, одеющагося…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры святителя, глас 4й (со своими припевами) . «Слава» святителя, глас 6й: «Человече Божий…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Проси Иосиф…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь святителя, глас 4й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 10я и 11я. Малые ектении. По 1м стихословии седален праздника Триоди, глас 2й: «Ко гробу Твоему, Спасе…». «Слава, и ныне» – тот же седален (см. в седальнах по 2м стихословии) . По 2м стихословии седален святителя, глас 4й: «Удивил еси, Владыко…» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 2й: «Ко гробу Твоему, Спасе…» (см. в седальнах по 2м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4й: «Нечистых помышлений…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 24 мая 2024 года 11. Пятница 3й седмицы по Пасхе. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной или полиелейной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8й – 3, и святых, глас 2й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святых, глас 6й: «Апостолом единонравныя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2й: «Мироносицы рано бывша…». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8й: «Яко учителие неложнии…», «И ныне» праздника Триоди, глас 1й: «Со страхом приидоша…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры святых, глас 8й (со своими припевами) . «Слава» – святых, глас тот же: «Радуйся, двоице священная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6й: «Проси Иосиф…» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святых, глас 4й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь святых, глас 4й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь святых, глас 4й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален святых, глас 3й: «Троице Живоначальней…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2й: «Мира тепле…» (см. в седальнах по 2м стихословии) . По 2м стихословии – седален святых, глас 5й: «Да радуются днесь…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2й: «Мира тепле…» (см. в седальнах по 2м стихословии).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf Глава 5 Прибытие Господа на праздник в Иерусалим и исцеление Им при Вифезде 38-летнего расслабленного (1–9); отношение к сему Иудеев (10–13). Преследование иудеями Господа и речь Его по сему случаю о Своём мессианском достоинстве (14–47). 1. Ин. 5:1 . После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Ин. 2:13, 6:4, 4:35 . После сего: не прямо после исцеления сына царедворца, а вообще после настоящего пребывания Господа в Галилее. Ев. Иоанн опускает много событий из этого времени, описанных первыми тремя евангелистами. – Был праздник Иудейский: какой, евангелист не называет; поэтому составилось несколько различных мнений. Более распространённое ныне то, что это был праздник очищения (Пурим), и основывается оно на следующих хронологических указаниях самого Евангелия Иоаннова: в Сихеме Господь был около времени посева, в ноябре-декабре ( Ин. 4:35 ); в 4-м ст. 6-й главы говорится, что приближался праздник Пасхи, значит, праздник, о котором говорится в рассматриваемом стихе, должен быть один из праздников между декабрём и Пасхой (в марте-апреле), и это, вероятно, праздник Пурим, приходившийся в марте (15 Адара, ср. Есф. 9:21 ). – Златоуст, Феофилакт и Евф. Зигабен полагают, что это праздник Пятидесятницы; другие указывают на другие праздники. Но вероятнее всего, что это праздник Пасхи (так, из древних Ириней и Евсевий). Православная церковь признает, что служение общественное Господа продолжалось три с половиною года, основываясь главным образом на хронологии Евангелия Иоаннова, а это число может выйти только в том случае, если под праздником, упоминаемым в рассматриваемом месте, разуметь праздник Пасхи (около полугода от крещения Христова до 1-й Пасхи, упоминаемой во 2-й главе; год (1-й) до Пасхи, упоминаемой в рассматриваемой главе; год (2-й) до Пасхи, упоминаемой в 6-й главе, 4-м стихе и год (3-й) до Пасхи, в которую пострадал Христос), иначе выйдет только два с половиною года. Это мнение разделяется весьма многими и из современных не только католических, но и протестантских толковников и защищается как вернейшее. – Пришёл Иисус в Иерусалим: как имел обычай ходить туда на некоторые праздники, в особенности на Пасху. Иоанн восполняет здесь сказания первых трёх евангелистов, как и в сказаниях о первой и третьей Пасхах, о которых совсем не упоминают первые евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010