– А как же знаменитые слова апостола: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34-35 )? – Во-первых, апостол говорит о богослужебных собраниях, а не о всей церковной жизни (а вне Литургии голос женщин всегда звучал и слушался в Православии: вспомним советы древней подвижницы матушки Синклитикии). Во-вторых, не будем забывать, что это слова именно Павла. Вроде бы если апостол нечто сказал – для христиан все должно быть ясно: следуй апостольскому завету. Но все не так просто, ибо этот апостол так говорил о принципе своей проповеди: «с иудеями я как иудей, с эллинами – как эллин». Это означает, что в его проповеди есть момент педагогического приспособления, нежелания по мелочам нарушать социальные нормы той среды, к которой он обращался. Он прекрасно умел отличать субботу от человека, умел человека ставить выше субботы, а субботу чтить за то, что ее почитание возвышает самого человека. Мало отличить главное от второстепенного – надо уметь ценить «второстепенное» ради того главного, что через него проступает. Павел, например, учил, что ветхозаветное обрезание уже не имеет религиозного смысла. Но когда он своего ученика, грека Тимофея посылал на проповедь, он все же обрезал его – иначе круг проповеди Тимофея слишком сузился бы. Евреи не стали бы внимать проповеди необрезанного грека, толкующего их Писания… Разве мы следуем этому примеру апостола? Подвергаются ли сегодня обрезанию наши монахи, отправляемые на служение в нашу миссию в Иерусалим? Так, может, и слова апостола свободы об ограничениях для женщин были уступкой внешним нравам, попыткой «не дать повода ищущим повода» ( 2Кор. 11:12 )? Христианство и так начало свой путь как маргинальная секта: его проповедовали презренные рабы и не менее презренные (в глазах имперских элит) евреи. Если бы апостольская проповедь шла через женские уста, то появился бы дополнительный и не необходимый социально-психологический барьер на пути Церкви к Вселенскости.

http://azbyka.ru/cerkov-v-mire-lyudej-zh...

А некоторые св. отцы говорят об обуздании страстных движений души и о ее врачевании: Бесстрастие есть не только усекновение отдельных страстей, но и общее исцеление души. Поэтому, неудивительно, что оно имеет прямое отношение и к психическому здоровью: «Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному» 98 . Бог хочет милости, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений ( Ос. 6:6 ). Боговедение, богопознание или богообщение вытекает из заповеди любви к Богу: «Первая основная наша обязанность по отношению к Богу, это – любовь к Нему. Само собой разумеется, что этой любовию от нас требуется и то, чтобы мы знали Того, Кого должны так любить. Человек не будет и не может любить того, кого он не знает. Так любовь к Богу приводит нас к обязанности богопознания» 99 . Непосредственно с богопознанием связано богомыслие: «Богомыслием называется такая душевная настроенность, когда человек намеренно вводит в свое сознание и поддерживает в нем представление о Боге, о Его высочайших свойствах, о деле нашего спасения, о нашем вечном будущем, и т. д. Такое богомыслие было любимо нашими христианскими подвижниками, но многим и многим из нас оно, к сожалению, совсем незнакомо» 100 . Иисус Христос в своей первосвященнической молитве говорит о богопознании: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:1-3 ). Из этих слов Спасителя следует, что богопознание не только нужно, полезно, важно, но оно жизненно необходимо, и его актуальность безмерно превосходит актуальность познания любых тварных объектов, ибо от познания Бога не только зависит дарование нам вечной жизни, осуществляемое через Иисуса Христа, посланного Богом посредника между Богом и человеком, оно само и есть жизнь вечная, иначе – спасение, т. е. реализация цели, желаннее и превосходнее которой для человека в личном плане не может быть 101 .

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

Авраам повиновался. Ему было жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собой сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горой, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношений?» Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына, но Ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня». И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака. За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира. Итак, образы Авраама и Сарры — это образы подлинной, жертвенной любви, которая буквально пронизывает все отношения. Авраам послушен Богу вплоть до принесения Ему в жертву самого ценного, что есть у него — своего единственного сына Исаака. Сарра послушна своему мужу Аврааму, когда беспрекословно выходит из привычной и обжитой земли по его повелению и идет в неизвестность. Исаак, сын Авраама и Сарры предельно послушен отцу своему вплоть до смерти, когда безропотно шел на заклание. Вся семья Авраама получила от Господа за такую любовь и послушание великое благословение и награду. Чистые родительские первообразы послужили основой для формирования послушания и доброты у сына Исаака.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Архив Пн Принципы осуществления церковной заботы о престарелых 11 ноября 2016 г. 15:27 Документ был составлен Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и будет направлен в епархии в качестве рекомендаций. 1. В Священном Писании отчетливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20:12; Втор. 5:16; Еф. 6:3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», — говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23:22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», — сказано в книге Левит (Лев. 19:32). Почитать отца и мать — это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5:1). Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина. 2. С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств — происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.

http://patriarchia.ru/db/text/4666778.ht...

Беседа с реабилитантами в Доме трудолюбия (с. Черноусово Свердловской обл.) У десятника есть помощники, в обязанности которых входит забота оказывать постоянное попечение о членах десятки и еженедельно собирать их всех вместе, в том числе на совместное чтение акафиста и ежемесячные встречи трезвенников, организуемые для всего общества. Помимо молитвенных собраний и встреч десятки участвуют во всех других мероприятиях, организуемых обществом «Трезвение»: оказывают помощь при наборе новой группы, при организации и проведении очередных курсов для страждущих; трудятся на послушаниях, организованных для помощи монастырю; помогают в издании и распространении «Листков трезвости» и журнала «Трезвое слово»; совершают совместное паломничество к православным святыням родного края. Учебно-практическая конференция в Катехизаторской школе Общества «Трезвение». Наряду с оказанием необходимой психологической помощи и поддержки в обществе существует еще одно важное направление работы — катехизаторская школа. Она ставит своей целью создание условий для приобретения людьми, прошедшими курс занятий, системных знаний о Боге, вере, Православии, богослужении, духовной жизни в традициях святых отцов и учителей Восточной Православной Церкви. Мероприятия общества сплачивают его в единый, деятельный, живой организм, который помогает страждущему измениться и жить трезво. 6. Возрождение традиции обетов трезвости Основным и наиболее действенным способом достижения положительных результатов в борьбе со страстью пьянства Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование — о пришествии в мир Спасителя — дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом, и в Новом Завете. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи» ( Числ. 6, 2:4 ). В Священном Писании Нового Завета мы также видим примеры, когда давали обеты святые праведные Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, обещавшие в случае разрешения от бесплодия посвятить свое чадо Богу.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

Бог попустил это проникновение духа злобы в земной рай потому, что человеку надлежало пройти через искус, через испытание его свободы. Это испытание искусителем-змием человек мог легко преодолеть, если бы заповедь Бога была принята им в духе любви, которая не допускает оскорбить Любимого неисполнением Его воли. Змий не пытается открыто восстать на Бога, он не идет прямым путем. Сам Христос называет диавола лжецом и отцом лжи. Со лжи и начинается обольщение. Психологический расчет был изощренным: диавол искушает жену. Дав заповедь не вкушать с древа познания и не прикасаться к этому древу, Бог предупреждает Адама: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). Диавол искушает жену и лжет: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ). Змий-искуситель сеет в жене семя неверия, – не неверия в Бога, а неверия Богу, не-доверия. Творец представляется змием, завистливо скрывшим от человека величайший дар, и затем уже вкрадчиво предлагается преступить запрет. В свободном устремлении своей любви к Богу человек естественно мог отрешиться от всего, что не есть Бог, от всего, что может помешать жить в Боге и Богом. Только так могло совершиться обожение человека. Диавол указывает ему иной путь обожения, путь бунта и противления воле Бога, он обещает ложное обожение: «будете, как боги», – и в этом вся сила соблазна сатаны. Запрещенный плод предлагается как некое магическое средство самообожения. И сам диавол представляет себя как некий иной бог, отпавший от Творца и противостоящий ему в земном космосе. Ложью диавола человек был увлечен в грех. Этот процесс имел несколько этапов. Слова змия в раю, его обольщение не связывали свободы человеческой, это было лишь греховное воздействие извне, прилог (πρυβολγ) – так называется оно в терминах православной аскетики. Помысл входит в сознание, но это еще не грех, который начинается со внимания ко греховному прилогу, принятия его, или сочетания (υνγκαθατευις) с ним.

http://azbyka.ru/osnovaniya-xristianskoj...

Бог создал людей по своему образу. Один из тех богообразных даров, которыми Бог почтил человека и отличил его от животных, - это дар свободы. Человек, хоть и живет в мире, но все же неотмирен. Никакие природные законы не могут исчерпать человеческую жизнь. Ни влияния звезд, ни потребности физиологии, ни законы психологии и социологии, ни влияния духов и магические чары - ничто не может вторгнуться в жизнь человека и растворить в себе всю его свободу. Человек возвышен надо всем, и только если он чему-либо скажет: " Да, я хочу, чтобы это вошло в меня, жило во мне и управляло моим поведением " - только тогда человек подчиняет в свой внутренний мир различным внешним влияниям. Бог Сам не входит в сердце человека, если тот не попросил Господа об этом. " Се, стою у двери и стучу, и к отворящему Мне, войду, и вечерять с ним буду " , - говорит Спаситель в книге (см.: Откр. 3, 20). Так неужели Господь, Который так бережет свободу человека, попустит, чтобы она была изнасилована бесами? Неужели Господь нас создал такими, что те силы, которые нас не создавали, которые нас не любили, которые нами не дорожат, могут тем не менее врываться в наши души без соизволения нашей свободной воли? Нет, Господь создал нас для Себя. И если наш Творец не входит в нас, когда мы сами свободно не открываем пред Ним двери наших душ, то тем более ни у кого и ни у чего нет такой силы, чтобы взломать эти двери. И пока человек сам свободно не пожелает отречься от Христа, отколоться от Церкви - никто и ничто не сможет сделать человека чужим для Церкви и для благодати Христовой. Сегодня, когда сводки новостей сочатся угрозами, полезно почаще вспоминать слова апостола Павла: " Кто отлучит нас от любви Божией... " (Рим. 8, 35). И тут же сам апостол говорит: " Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих " (Рим. 9, 3) . Оказывается - единственный подлинный владыка человеческой свободы, который может " отогнать " Христа от человека, - сам же человек: " Я предпочел бы... " Только если я сам захочу - только тогда я буду отлучен от Христа. Ничто иное: ни времена, ни духи, ни люди - не может сделать чужим для Христа такого человека, который сам не желает отчуждаться от Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Богословие мира должно помочь человеку утвердить свой суверенитет даже перед лицом технологий, так же как Евангелие и учение отцов помогло ему утвердиться перед природой, предоставляя таким образом на самом деле возможность появления наук и технического развития. Человек должен следовать своим высоким целям даже в использовании технологий, так как техника существует ради человека, а не человек ради техники. Более того, опасность, что он может быть порабощён, дегуманизирован или даже уничтожен технологиями, гораздо более серьёзна, чем предшествующая ей опасность быть порабощённым и уничтоженным природой. Перед лицом современных технологий человечество всё более и более остро, чем когда-либо до этого, стоит перед выбором, который был поставлен Создателем: «Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор 30:19). Это показывает, что мы не можем понять природу и смысл науки и техники без признания высшего назначения человека, призвания человека найти своё осуществление в Боге. Богословие и в настоящем времени, и в будущем больше не может оставаться индивидуалистическим и психологическим богословием, сосредоточенным исключительно на внутренних мотивах и потребностях души, как не может быть и строго конфессиональным богословием или таким, которое рассматривает Церковь как нечто герметически закрытое от мира. Оно должно быть богословием, которое постигает космическое измерение и сложность всего человечества; тем самым оно будет способствовать тому, что сама Церковь будет оставаться открытой для такого видения. Богословие сегодня должно оставаться открытым, чтобы объять всё человечество и космос; оно должно принимать во внимание как чаяния всего человечества, так и достижения современной науки и современных технологий. Тем не менее, оно не должно подменять своей собственной непосредственной задачей никакое направление деятельности современного человека — ни в области науки, техники, производства, ни в любой политической системе или общественной организации.

http://bogoslov.ru/article/6172649

Больные духовно родители дают детей больных. Отцы и матери без веры в Бога и в Его вековечные законы не могут научить своих детей вере. Они заботятся о материальном богатстве своих детей, но какова душа их ребенка, какова его нравственная сторона, не обращают внимания. По этой причине разливаются широко мутной водой безбожие и безнравственность, в которой тонуть миллионы молодых невинных душ. Аналогию к переживаемому нами времени мы можем найти в Библии. Библейские сыны Каина построили себе укрепленные города, завели большие стада, научились делать из железа оружие, завели для увеселения музыку и танцы. Они были сильны и богаты. И так они пристрастились к земным наслаждениям, что не желали никакой иной жизни. Возгордившись своими богатствами, своим умом и изобретениями, они отвергли Бога и издевались над верою и благоговением сынов Сифа. Вскоре и эти не выдержали соблазна и сами начали подражать безбожникам. и, вот, тогда-то, когда оскудела вера у всех, отошел Дух животворящий от людей. Сказал Господь Бог: “ Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет… и увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления их были зло во всякое время… и сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных ” ( Быт.6:3-7 ). Наступил Потоп, и все погибло, кроме семейства праведного Ноя. В наше время приближается знаменательный в христианском мире юбилей — 2000-летие существования христианства. К этому времени вера Христова и вера нехристианских народов пришла в упадок. В мировом масштабе успешно идет процесс приготовления психологии людей для принятия Антихриста. Осуществляются слова Христа Спасителя: “Сын человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?” ( Лук.18:8 ). Трагический процесс богоотступничества и утери веры в Бога истинного начался уже давно и ныне приближается к своему концу. Политики государств ищут мира и панически боятся войны, но она неминуема.

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

Братство (Христианское) – особое единение людей во Христе на почве общих религиозных, экономических, военных, культурных задач. Как правило – это мужское объединение. Историческим аналогом братства является Христианская община после Пятидесятницы. О ней говорится в Деяниях Апостолов: «Был же страх на всякой душе: и много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в Храме и, преломляя по домам хлеб (совершая литургию, – Б. Н.), принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:43–47 ). Главной помехой препятствующей созданию братства, являются грехи – гордость, тщеславие и властолюбие. Свойство Христианского братства – возможность самореализации каждой личности и ощущение общности в совместной жизнедеятельности. Братство противопоставляется одновременно и коллективизму и индивидуализму. Грех – ап. Иаков говорит: «Всяк творит грех и беззаконие творит: и грех есть беззаконие». Ап. Павел считает грех Адама «непослушанием воле Божией». Человек всегда таинственно знает, что он совершил грех. Дух , духовность – выделяют два вида духовности – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом или сопряженность – с демоническими силами. Не бывает духовности «вообще». Нерелигиозный гуманизм подменяет духовность эстетикой, искусством, «культурой». Искусство является формой душевности в человеческой деятельности. Душа – человек, согласно Святому Писанию, состоит из тела и души. Без души тело – прах. Душа – творение Божие. Свойство души человека – бессмертие, разумность, свобода, дар слова. Литургия – важнейшее христианское богослужение. Литургия установлена самим Иисусом Христом в Тайной вечере. В настоящее время в Русской Православной Церкви совершается три вида литургии: Иоанна Златоуста , литургия преждеосвященных даров (в Великий пост ), литургия Василия Великого (десять раз в году). Главная ценность хранения таинства литургии в Православии состоит в соединении символического и реального. Христианин в таинстве святого причастия приобщается Самого Тела и Самой Крови Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010