Дальнейшие стадии авторской работы представлены автографами, содержащими связный текст первоначальной редакции большинства выпусков «Дневника». Автографы эти служили основой для изготовления наборной рукописи (переписанной рукою самого Достоевского или его жены с многочисленными последующими его поправками и дополнениями). Изготовление наборной рукописи не было механическим процессом: перед перебелкой или в ходе ее текст черновой рукописи подвергался сокращениям, перерабатывался или стилистически правился автором. Набранные в типографии листы направлялись цензору, после одобрения которого — с учетом его исправлений — тираж «Дневника» печатался и рассылался подписчикам или поступал в продажу. После того как решение об издании было принято окончательно, 22 декабря 1875 г. Достоевский направил в Главное управление по делам печати прошение о разрешении ему с 1876 г. издавать «Дневник писателя». В прошении он характеризовал «Дневник» как «сочинение», которое будет выходить периодически, «ежемесячными выпусками от одного до полутора печатных листов в два столбца» и будет представлять «отчет о всех действительных впечатлениях» его «как русского писателя, отчет о всем виденном, слышанном и прочитанном». Из текста прошения видно, что до подачи его Достоевский обращался в С.-Петербургский цензурный комитет, который ввиду периодичности издания «Дневника» отослал его в Управление по делам печати. 27 декабря начальник Управления В. В. Григорьев (профессор-востоковед, по свидетельству А. Г. Достоевской, лично знакомый с ее мужем с 1872–1873 гг.) представил министру внутренних дел Тимашеву доклад, в котором писал, что «полагал бы возможным удовлетворить ходатайство просителя». Получив в тот же день разрешение министра, Григорьев 30 декабря 1875 г. направил С.-Петербургскому цензурному комитету бумагу о разрешении издания «Дневника» «ежемесячными выпусками» по цене 2 рубля по годовой подписке и 20 коп. в розничной продаже за отдельный выпуск. Докладывая министру просьбу Достоевского разрешить издание «Дневника», Григорьев сделал оговорку, что он считает нужным, «чтобы сочинение это выходило с дозволения предварительной цензуры». В письме Главного управления по делам печати С.-Петербургскому цензурному комитету также говорится, что министр разрешил издание «Дневника», «но с тем, чтобы сочинение выходило в свет не иначе, как с дозволения предварительной цензуры» (курсив наш. — Ред.). Между тем по действовавшему тогда цензурному уставу предварительная цензура была необязательной: большинство журналов цензуровались в 1870-х гг. не до, но после напечатания. Возникает вопрос, почему для журнала Достоевского было сделано исключение и он был поставлен в цензурном отношении в более тяжелые условия, чем другие издания?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников. Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии. Предлагаемая библиография публикаций архимандрита Леонида ни в коей мере не может считаться исчерпывающей. Достаточно указать на необходимость более внимательного просмотра следующих периодических изданий (за некоторые годы), в которых печатался отец Леонид, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина». При составлении этой библиографии основными литературными источниками были работы И.Н. Корсунского («Библиографические записки», 1892, 9, 10), Д.Д. Языкова («Жизнь и труды русских писателей и писательниц», вып. 11, СПб., 1909), Д.А. Корсакова (ЖМНП, 1891, 12), Г.А. Воскресенского (ЧОИДР, 1892, кн. 1), а также «Нумерные издания Общества любителей древней письменности», СПб., 1910, и названные выше периодические издания, а также «Опись библиотеки архимандрита Леонида, бывшего наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (ГБЛ, ф. 304/11, 361). В библиотеке архимандрита Леонида все его сочинения были объединены тематически в несколько томов: т. I. Оптина Пустынь; т. II. Калужская губерния; т. III. Монастыри; т. IV. Царьград и Иерусалим; т. V. Афон; т. VI. Новый Иерусалим; т. VII. Разные сочинения. К ним приложены книги; «Памятники древней письменности», «Паломники писатели» (1874 г.), сочинения и издания исторического содержания (два объемистых тома в 8°). Кроме того, в гл. 7 «Описи...» под 160, с. 299 значится отдельная подборка сочинений архимандрита Леонида с надписью: «Памятники древней письменности. Изд. Общ. люб. древней письменности, 8 выпусков, и в переплете в одной книге 12 вып. Соч. А. Леонида» (ГБЛ, ф. 304/П, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Весной прошлого года, когда Святейший Патриарх Кирилл принял решение о назначении нового ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», был поставлен вопрос о приведении содержания и внешнего вида журнала в соответствие с теми задачами, которые сегодня стоят перед Русской Православной Церковью. Очевидно, что это масштабные задачи, и потому изменения - в том числе и журнала - не могут ограничиться только внешними формами. Переход на новый макет - это свидетельство серьезных внутренних перемен. Если говорить о формате, то мы сознательно пошли на его увеличение, так как прежний воспринимался «снижено» - как бюллетень или брошюра, но никак не официальное издание. Обилие дизайнерских решений, которыми был перегружен журнал ранее, также визуально принижали его статус. В целом же изменение внешнего вида ­- это естественный процесс, за годы своего существования «Журнал Московской Патриархии» не раз и не два менялся. Дизайн и формат - это не самые сложные вопросы, хотя при оценке результата не избежать субъективных оценок. Кому-то новый журнал понравится, кто-то будет критиковать, но это профессионально и качественно сделанный макет. Не многие церковные издания имеют детально разработанные шаблоны полос и таблицы стилей. Это сложный и кропотливый процесс. У нас эта работа еще не закончена: мы видим свои недоработки, анализируем полученные замечания, и нам необходимо еще несколько месяцев, чтобы макет окончательно устоялся. Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что необходимо определить и сформулировать направления, по которым должны произойти перемены во внутренней структуре журнала, и это очень непростой вопрос. Работая над новой концепцией издания, мы исходили из того, что журнал должен быть не только интересным и полезным чтением, но и реальным помощником в решении широкого круга церковно-практических вопросов.   Предлагаемые вами изменения нацелены в первую очередь на увеличение тиража, или вы также планирует расширение своей адресной аудитории? Как руководитель периодического издания, я, безусловно, заинтересован в увеличении тиража и числа подписчиков. Однако увеличение аудитории может идти разными путями. Не вижу первостепенной необходимости в привлечении тех читателей, которые сегодня не знают «Журнале Московской Патриархии». Такая задача потребовала бы от нас другой концепции, ориентированной на массового читателя с соответствующей тематикой публикаций и внешним видом.

http://bogoslov.ru/article/581416

Возможно, нам стоит подумать о создании специальных программ, ориентированных на развитие именно епархиальных пресс-служб. Такие программы должны будут использовать опыт, накопленный Пресс-службой Московской Патриархии, а также пресс-службами епархий, где уже сейчас работа с информацией поставлена достаточно хорошо: Нижегородской , Екатеринбургской , Саратовской , Ставропольской , ряда епархий на Украине. Следует отметить, что уровень развития информационной деятельности в епархиях очень разный — от реализации полноценных, крупных медийных проектов, оказывающих влияние не только на региональное информационное пространство, но и на информационную картину в масштабах всей страны, — до почти полного ее забвения. У некоторых епархий так и не созданы полноценные интернет-сайты, практически отсутствуют официальные печатные издания, неудовлетворительно строится работа с телекомпаниями, отсутствуют радиопрограммы. Трудно поверить в то, что в епархии ничего не происходит. Скорее, это неумение рассказать о жизни Церкви обществу, нежелание приложить усилие к тому, чтобы быть услышанным. Вообще, в ближайшее время развитию информационной деятельности именно в епархиях будет уделяться самое пристальное внимание. Что касается церковной периодики, то хотел бы особо отметить роль официальных общецерковных периодических изданий — «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник». Старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии» осенью этого года отметил свое 65-летие. Газета «Церковный вестник» стала центром не только собственно информационной, но и аналитической деятельности. Редакция регулярно проводит семинары, круглые столы и конференции, на которых обсуждается самый широкий круг вопросов. Последующие публикации делают этот материал доступным самой широкой аудитории. Из года в год официальные издания пишут летопись важнейших событий жизни Церкви. Полагаю естественным, чтобы эти издания были доступны прихожанам каждого прихода нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/493358.htm...

У Алексея был диплом журналиста и писательский талант, и он тоже потихоньку начал писать о своей новой жизни православного христианина. Летом 1971 года он прислал отцам собственную короткую статью. Чувствуя себя неуверенно на этом новом поприще, он спрашивал их мнения. Отец Серафим ответил: «Никоим образом не считаю Ваше желание написать статью “тщеславным и дерзким”. Очевидно, только таким способом Вы сможете разобраться в собственных чувствах и мыслях и развить их... Мне даже видится, где статья Ваша будет к месту, – в газете под названием “Православная Америка”. Помимо новостей в православном мире, просветительских материалов, комментариев на злобу дня с православных позиций там должен быть раздел, в котором делились бы мыслями и надеждами дети православной Америки. Увы, такой газеты не существует! Как знать, может, и появится со временем». 736 Замысел православной газеты в Америке («Православная Америка») по образу «Православной Руси» исходил от отца Германа, а того, в свою очередь, навел на эту мысль семинарский товарищ, отец Алексий Полуектов. Отец Серафим и не подозревал, что, вскользь упомянув об этом, он всколыхнет волну воодушевления в Алексее. В ответном письме тот рассказал отцам о своем замысле более скромного и несколько иной направленности периодического издания – отсюда и иной формат, и название. Отец Серафим поддержал Алексея, указав на необходимость издавать больше православных книг и журналов на английском языке. «Но прежде чем напечатать первую строчку, все следует тщательнейшим образом продумать и... выстрадать! Наш опыт подсказывает, что важнейшее для такого издания – иметь собственное лицо, собственный руководящий принцип и способ его выражения. Лицо проглядывает не только в содержании, оформлении, редакционной политике, но также и в стиле. Важно и то, кто стоит за изданием данного журнала или газеты. И причем не столько имя, сколько род деятельности и склад характера: ученый муж, проповедник, учитель, рупор той или иной юрисдикции, новообращенный, несущий слово к таким же, как и он сам, и т.д. Важно и то, кому предназначен журнал или газета: интеллигенции, широкому кругу читателей, новообращенным. Определить все это очень и очень непросто, но должно хотя бы чувствовать, что у издания есть четкая направленность, что это не просто случайный набор разнообразных материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Сегодня есть два типа православных газет, которые чувствуют себя более менее благополучно. Во-первых, это рекламно-информационные издания (типа газеты «Возглас»), которые распространяются бесплатно и формируют свой бюджет из поступлений за рекламу. Как правило в таких газетах нерекламные материалы достаточно низкого качества и на чтение они не рассчитаны. Такую газету надо просто пролистать за минуту. Второй тип издания – это варианты мультиформата (типа газеты «Радонеж»). Такие издания существуют не сами по себе, а как результат конвергенции, то есть взаимопроникновения различных типов СМИ. Газета «Радонеж» без радиостанции «Радонеж» выжить не сможет. Конечно, есть еще опора на административный ресурс, которым пользуется абсолютное большинство официальных епархиальных изданий. Но распространение из-под палки никогда не позволит изданию стать по-настоящему авторитетным. Кстати, именно административный ресурс является одним из серьезных препятствий к широкому распространению общецерковных изданий в епархиях. Нередко общецерковную газету воспринимают как прямого конкурента епархиальной, и тем же самым административным ресурсом блокируют ее распространение. Нельзя сбрасывать со счетов и общий кризис системы распространения периодических изданий в 2008-2009 годах. Этот кризис серьезно ударил по рынку периодики во многих странах мира, и структуру рынка в ближайшие годы ждут серьезные изменения. Региональные редакции Однако возможность значительно расширить сеть распространения и тем самым укрепить «большую» газету все-таки есть. Единственное эффективное решение состоит в следующем: центральной редакции необходимо создавать сеть региональных редакций. Это называется франчайзинг. Здесь не обойтись без политической воли Синода и правящего архиерея, подкрепленных административным ресурсом. Формула может быть следующей: в региональную редакцию отсылается макет общецековного выпуска газеты, региональная редакция снимает ряд полос (по согласованию) и ставить на освободившееся место епархиальную информацию. Это может быть от одной до шести полос при 16-полосной газете. Затем региональная редакция отправляет газету в свою типографию и распространяет тираж.

http://pravmir.ru/bolshaya-pravoslavnaya...

Можно предположить, что некоторая часть российской политической элиты взяла эти идеи на вооружение и воплотила их в подведомственной ей печати. За это десятилетие флагманом мощной эскадры, ведущей войну с православной Церковью, а иногда вообще с религией, были разные самые тиражные московские издания, в результате чего все информационные войны до 2000 года были Церковью проиграны. Мы подробно остановились на обзоре т.н. «демократических» СМИ в 90-е годы и созданном ими образе Церкви только потому, что и до сих пор журналистские штампы о закрытости Церкви, ее реакционности и тяготению к фундаментализму, невежественности ее священнослужителей, стремлению к власти в государстве и т.д. кочуют из издания в издание. До поры до времени напору этих газет и журналов никак не могли противостоять ни провинциальная пресса, в массе своей лояльно относящаяся к Церкви, ни тем более «бумажные» церковные СМИ, не имевшие достаточных средств для своего распространения. Однако с 2000 года, с бурным развитием информационных агентств (в силу своей журналистской специфики они опираются на реальные, а не придуманные факты, менее оценочны и более объективны), а также отечественных Интернет-ресурсов, ситуация начала меняться. Церковный голос стали слышать, благодаря сравнительно дешевому Интернету (сейчас – более 2000 активных православных Интернет-изданий). Кроме того, стали доступны электронные версии региональной прессы. Многие светские периодические издания, теле – и радиокомпании создали специальные отделы и программы, посвященные религиозным проблемам. В них работают специально обученные, в том числе и в церковных учебных заведениях, журналисты и редакторы. В таком контексте стала затруднительна обычная для антирелигиозной публицистики манипуляция фактами, намеренное сокрытие значимых для общества событий и диффамация. Сегодня ни одна из конфессий не может сравниться с РПЦ по уровню открытости, самокритичности, демократического обсуждения острых церковных и общественных проблем. 90-годы были отмечены созданием уникального для вселенского Православия документа, принятого на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АЛЕТЕЙЯ» [от греч. λθεια - истина], изд-во в С.-Петербурге. Создано в 1992 г. как редакционно-издательская группа, с марта 1994 г. самостоятельное предприятие. Основное направление деятельности «А.» - публикация источников и исследований по мировой и отечественной истории, классической филологии, истории христианства и Церкви, философии и психологии, а также издание совр. исследований по основным отраслям гуманитарного знания. С момента основания до кон. 2000 г. выпущено более 400 названий книг (к 2009 г. - более 1,5 тыс. названий), к-рые тематически группируются в серии: «Античная библиотека» (изд. с 1993); «Античное христианство» (с 1998); «Византийская библиотека» (с 1996); «Библиотека русской педагогики» (с 1997); «Богословская и церковно-историческая библиотека» (с 2000); «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях» (с 1993); «Исследования по истории русской мысли» (с 1996); «Классики русской философии права» (с 1996); «Памятники религиозно-философской мысли» (с 1993); «Славянская библиотека» (с 1995); «Философы России» (с 1997); «Bibliotheca Slavica» (с 2000) и др. Печатаются также многочисленные периодические издания, в частности, совместно с Эрмитажем в 1999 г. возобновлен выпуск ежегодника «Христианский Восток» . Наиболее многочисленная издательская серия «Античная библиотека» насчитывает ок. 60 названий. Хронологически примыкает к ней «Античное христианство», представляющее исследования и переводы источников по истории ранней христианской Церкви: «Сочинения древних христианских апологетов» (подгот. А. Г. Дунаев), сб. исторических свидетельств «Иисус Христос в документах истории» и «Учение об Антихристе в древности и средневековье», «Житие святого Северина» (с лат. текстом), соч. Лактанция «О смертях преследователей» и монография В. М. Тюленева «Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох» (с пер. трактата «О божественных установлениях»), издание памятников апокрифической лит-ры. Приоритетным направлением деятельности «А.» является выпуск серии «Византийская библиотека», осуществляемый при участии отечественных и зарубежных византинистов: акад. Г. Г. Литаврина (председатель редакционной коллегии серии), С. С. Аверинцева , М. В. Бибикова , С. П. Карпова , Г. Л. Курбатова , Г. Е. Лебедевой , Я. Н. Любарского , И. П. Медведева, Д. Д. Оболенского , Г. М. Прохорова , А. А. Чекаловой , И. С. Чичурова , И. И. Шевченко и др. В наст. время издано более 50 книг в подсериях: «Источники» и «Исследования». Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях» посвящена истории рус. мон-рей, святым и деятелям рус. культуры и государственности. Рубрики: Ключевые слова: ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации

http://pravenc.ru/text/115480.html

Другим опубликованным источником являются печатные издания, выходившие в годы войны на оккупированной территории Советского Союза и содержавшие информацию о религиозной жизни: газеты " За Родину " (Псков), " Псковский вестник " , " Лужский вестник " , " За Родину " (Дно), журнал Псковской Духовной Миссии " Православный христианин " , богослужебные календари и т. д. Часть этих изданий имеется в архивах Санкт-Петербурга и Москвы. Трудно переоценить и значение русских эмигрантских журналов, выходивших в Германии, Франции, Югославии, Венгрии, Словакии и США. Прежде всего, следует отметить статьи и публикации документов из православных периодических изданий военных лет – выходившей до лета 1944 г. газеты " Православная Русь " (Ладомирова, Словакия), журналов " Церковная жизнь " (Белград), " Церковное обозрение " (Белград), " Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа " (выходившего в 1942–1944 гг. в Берлине), " Бюллетень Представительства Архиепископа Берлинского и Германского для русских православных эмигрантских приходов в королевстве Венгрия " (Уйвидек – Нови Сад, Венгрия). После окончания Второй мировой войны некоторые из русских эмигрантских журналов публико­вали преимущественно религиозные материалы (в том числе военного периода), прежде всего " Вест­ник русского христианского движения " (Париж) и " Русское Возрож­дение " (Нью-Йорк). Отдельные работы по истории Русской Церкви в годы Второй мировой войны печатались в журналах " Грани " , " Посев " , " Континент " и других. Несколько периодических изданий в послевоенные годы изда­валось в своеобразном центре Русской Православной Церкви Заграницей – г. Джорданвилле (США): " Православная Русь " , " Православный путь " , " Пра­вославная жизнь " . Публикации в указанных журналах отражают взгляды представителей различных направлений русской церковной эмиграции: Американской митрополии (с 1970 г. автокефальной Американской Православной Церкви), Русской Православной Церкви Заграницей, За­падноевропейского экзархата, и зачастую страдают тенденциозностью и полемичностью. В то же время некоторые сюжеты из истории " религиозного возро­ждения " в годы Второй мировой войны на оккупированной территории СССР, катакомбного движения и др. освещались только в них. Можно использовать и самиздатовские религиозные журналы: " Ве­че " и " Надежда " . Их подборки хранятся в библиотеках Научно-инфор­мационных центров общества " Мемориал " .

http://religare.ru/2_94013.html

Только в одной Москве выходит около 30 различных православных периодических изданий. Некоторые газеты, например, " Радонеж " , хорошо известны уже не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Этой газете присущи высокий профессионализм, грамотное построение материалов, уровень многих статей в ней высок, газета легко читается. Из московских газет следует также отметить известную приходскую газету " Православная Москва " , издательский коллектив которой успешно трудится на ниве православной журналистики, сея разумное, доброе, вечное. Можно сказать, что у таких газет, как " Московский церковный вестник " , " Православная Москва " или " Радонеж " есть свое лицо, в чем-то они смогли продвинуться далее других, кто-то более профессионален, кто-то более церковен. Активность православной молодежи вызывает к жизни молодежные православные издания - в первую очередь здесь следует указать студенческую газету Московского университета " Татьянин день " , журнал студентов Московской Духовной академии " Встреча " , журнал для сомневающихся " Фома " . К сожалению, еще невелико число православных детских журналов, в которых ощущается очень большая потребность; в первую очередь нужно отметить журналы " Пчелка " , " Купель " , " Божий мир " , " Воскресная школа " . Особым родом периодических изданий является православный церковный календарь, выходящий один раз в год. Как вы знаете, сейчас многие организации, как церковные, так и частные, стремятся издавать календари, поскольку они неизменно пользуются спросом у населения. И это нельзя не приветствовать. Но одно дело, когда речь идет о популярных изданиях, способствующих, так сказать, постепенному " воцерковлению " обычного светского календаря, и совсем другое - издание Патриаршего церковного календаря. Последний имеет свои особые задачи: предназначенный главным образом для клира Русской Православной Церкви, он служит для упорядочения богослужения, для достижения богослужебного единства Церкви. Одно дело - светский календарь (указание в нем праздников еще не делает его церковным), и совсем другое - календарь с богослужебными указаниями и чтениями: проблемы, которые возникают при составлении последнего, таковы, что в ряде случаев даже многоопытным сотрудникам Издательства Московской Патриархии приходится обращаться за разъяснениями в Богослужебную комиссию при Священном Синоде, а иногда и лично к Святейшему Патриарху.

http://pravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010