Содержание (Посвящаю пастырям и пасомым Астраханской епархии)   Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке Афинского университета, продолжает с замечательною энергиею дарить, и довольно часто, историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему не велики, так как первоначально помещаются в каком нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и ныне уже вышло в свет, и замечательный библиограф, г. Саккелион снабжает свои издания обширными и, по новости материала, весьма ценными примечаниями, благодаря чему его издания в глазах занимающихся греческими и византийскими древностями приобретают особенную ценность и значение. В настоящий раз мы намерены остановить внимание русских читателей на одном из его изданий, которое для нас, русских, не лишено и особенного значения, так как имеет непосредственное отношение к истории нашего отечества.    В 1890 году, в Афинах, г. Саккелион выпустил в свет брошюру, которая заключает в себе несколько трактатов и писем графа Никифора Феотоки, бывшего архиепископа Астраханского (1786 — 1792 гг.). Личность графа Феотоки Никифора в одинаковой степени интересна, как его соотечественникам, так и нам, русским, потому что его педагогическая и ученая деятельность главным образом принадлежит востоку (до 1779 г.), а административная и публицистическая — России (с 1779 — 1792 гг.). He удивительно поэтому, что личность эта, для своего времени весьма замечательная, но не оцененная в литературе по достоинству, должна приковывать к себе внимание ученых Греции и России. Полная характеристика этого славного иерарха, ученого и великого оратора, еще не сделана, да и не своевременна, так как его многочисленные ученые труды, его проповеди и обширная корреспонденция еще не изданы в свет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

сост. Т.Н. Семенова От составителя В настоящей библиографии представлены прижизненные и посмертные публикации текстов Святителя и литература о его жизни и творчестве, изданные на русском языке в 1847–2001 гг. в России и отчасти за рубежом. За пределами данной работы остались переводы сочинений святителя на иностранные языки. Материал систематизирован по следующим разделам: Творения: (Сочинения и письма: отдельные издания и публикации в сборниках и периодических изданиях); Материалы для изучения жизни и творчества: (Общие работы; Вологодский период, 1807–1833 гг.; Троице-Сергиева пустынь Санкт-Петербургской епархии, 1834–1857 гг.; Кавказская кафедра в Ставрополе, 1857–1861 гг.; Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, 1861–1867 гг.; История рода Брянчаниновых; Усадьбы Брянчаниновых; Воспоминания, записки и письма современников; Письма разных лиц свт. Игнатию); О сочинениях и письмах; Святитель Игнатий и русские писатели XIX века; Святитель Игнатий, его духовно-нравственное влияние: современники и потомки; Канонизация, прославление: (житие, службы, акафист, иконы, освящение церквей; Общество по изучению православной культуры им. Игнатия Брянчанинова) ; Образ святителя Игнатия в художественной литературе и изобразительном искусстве; Справочные и библиографические издания. Внутри разделов литература расположена в хронологическом порядке, в пределах одного года – в алфавите авторов и заглавий. Переиздания во всех разделах помещены в хронологическом порядке (за исключением 144, 174, 626, 667, 797:956). Все материалы библиографии описаны de visu, исключения отмечены звездочкой. Библиографическое описание дается по принятой системе. Для выявления материала были просмотрены государственные библиографические указатели Книжной палаты, текущие указатели ИНИОН РАН, отраслевые и тематические библиографические пособия (см. раздел «Библиографические и справочные издания»), а также каталоги и картотеки Российской национальной библиотеки; Библиотеки Академии наук России; Библиотеки С.-Петербургской Духовной академии; Российской государственной библиотеки (Москва); Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (Москва); Библиотеки Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы. Сегодня второй день работы фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Собрались епархиальные издатели, региональные телевизионщики, делающие фильмы и сюжеты на православные темы, приехали делегации из Украины, Беларуси, Польши. Патроны фестиваля – Управляющий делами МП архиепископ Климент, министр культуры Александр Соколов. Фестиваль удался – на открытии присутствовало около 800 человек, делегации из Сербии, Греции, Польши, Украины, Белоруссии. Непосредственно фестиваль организовывал Сергей Чапнин, которого я знаю много лет – с 1988 года. Шестнадцать лет назад он был студентом фотоотделения факультета журналистики МГУ, потом обратился, восстанавливал храм святителя Тихона в Клину в начале 90-х, затем занялся книгоизданием. Выпустил справочник по храмам Москвы – это справочник выдержал уже четыре издания. С 1995 года Чапнин занялся информационной журналистикой. Он был главным действующим лицом агентства «Метафразис», затем участвовал в первом крупном православном интернет-проекте «Православие в России», который делала бригада в составе А. Пентковского, Д. Шушарина, С. Чапнина и А. Морозова. Позже он открыл интернет-журнал «Соборность», пользовавшийся большой популярностью в России и за рубежом. И, наконец, в 2001 году его пригласили в Издательский Совет МП возглавить газету «Московский церковный вестник» (теперь переименована в «Церковный вестник»). Несмотря на то, что православие в России, несомненно, продолжает переживать подъем, государство благоволит Церкви, а средств от спонсоров поступает достаточно для того, чтобы строить колоссальные кафедральные соборы в Воронеже и Калининграде, не говоря уже о нефтеносных епархиях, – православная пресса остается довольно странным и в целом архаичным явлением. Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы.

http://pravmir.ru/cerkovnye-smi-vse-eshh...

К истории православного движения в закарпатском селе Великие Лучки Храм в Великих Лучках Крестьянское православное движение, подобное тому, что развивалось и крепло в закарпатском селе Иза в начале ХХ века , возникло также и в селе Великие Лучки возле Мукачева. В 1903 году в Великие Лучки из Америки вернулись уезжавшие туда на заработки Георгий Рубиш и Иван Газий. Они привезли с собой книгу священника Алексия Товта «Где искать правду?», которая была направлена против унии . Труд отца Алексия Товта имел большое значение для расширения православного движения. 10 июля 1903 года греко-католический епископ Юлий Фирцак направил папскому капеллану Василию Гаджеге письмо, в котором просил изучить книгу «Где искать правду?» и подготовить близкую к содержанию прокламацию, направленную против Православия . Спустя некоторое время была издана небольшая брошюра, под названием «Бери–читай!», без данных об авторе, тираже и годе издания. Книжица была написана народным языком в виде вопросов и ответов и разделялась на 16 параграфов. В ней анализировались причины православного движения среди русинов, давались советы верующим-униатам, как бороться с «этой опасной болезнью и победить ее». В письме от 19 декабря 1903 года к униатскому епископу мукачевский окружной начальник Ласло Горват писал, что в Великих Лучках сельский советник Андрей Попадинец обнаружил тайное собрание крестьян в доме Георгия Рубиша. Сельский советник сообщал, что разговаривал с Георгием Рубишем, и тот заявил, что хочет вырвать народ из нынешнего религиозного состояния и наставить его в «русской религии». У названного в письме крестьянина был проведен обыск и изъято следующее: портрет российской царской семьи, житие святого Василия Великого в московском издании, четыре книги, изданные в Сергиевском монастыре в России, периодические издания из Черновцов и России, книга Алексия Товта «Где искать правду?», 12 обрядовых книг киевского издательства, заявление о вступлении в Православную Церковь, подписанное 54 жителями Великих Лучек, образцы заявлений о выходе из унии, рукопись на русским языке . 28 декабря 1903 года епископ Юлий Фирцак просил мукачевского окружного начальника Ласло Горвата подавить в зародыше православное движение в Великих Лучках .

http://pravoslavie.ru/31208.html

ЖМП 10 октябрь 2021 /  1 ноября 2021 г. 19:00 «Журналу Московской Патриархии» — 90 ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ, ВСПОМИНАЕМ НАШИХ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ Многие десятилетия «Журнал Московской Патриархии» был единственным религиозным изданием в Советском Союзе. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера этого уникального издания. О том, как появился официальный печатный орган Русской Православной Церкви, как развивался все эти годы и как живет сегодня, наш рассказ.  PDF-bepcuя. В марте 1930 года будущий Патриарх Московский и всея Руси владыка Сергий (в то время — митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя) обратился к властям с просьбой разрешить издавать небольшой (до одного печатного листа) журнал, где публиковались бы распоряжения священноначалия, церковная хроника и календарь. Такое разрешение было получено, и с 1931 года начал выходить «Журнал Московской Патриархии» — орган Русской Православной Церкви, который издается по сей день, продолжая выполнять функцию официального периодического печатного СМИ. Первый цикл издания продлился лишь пять лет. Журнал представлял собой скромную тоненькую книжечку с количеством страниц около десятка и выходил всего несколько раз в год. Но и в таком виде журнал выглядел белой вороной среди всего корпуса прессы Страны Советов, власть которой стремилась к тотальной идеологической монополии. Поэтому неудивительно, что в 1935 году журнал вынужден был прекратить свое существование на долгих восемь лет, в течение которых государство не разрешало Церкви заниматься какой бы то ни было издательской деятельностью. Этот запрет был снят лишь во время Великой Отечественной войны. Четвертого сентября 1943 года состоялась историческая встреча Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) .  Глава советского правительства высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны. Во время этой беседы было принято решение о созыве в ближайшее время Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода, а также об учреждении богословских школ для подготовки образованных кадров духовенства и об издании печатного церковного органа.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба с кочетковщиной приобретает общецерковный характер? Синодальный информационный отдел запретил распространять в церковных лавках январский выпуск кочетковской газеты «Кифа» 31.07.2013 1613 Время на чтение 3 минуты 22 июля 2013 года председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви (СИНФО) Владимир Легойда направил главному редактору газеты «Кифа» А.В.Колымагиной предупреждение о нарушении Регламента присвоения специального грифа: «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», сообщает официальный сайт СИНФО . В предупреждении говорится, что «редакция периодического издания, имеющего гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», должна придерживаться в своей работе предписаний, предусмотренных Регламентом грифа. Согласно Регламенту, для имеющего гриф издания является неприемлемой публикация недостоверных и этически недопустимых сведений, а также распространение информации, противоречащей официальной церковной позиции (п. 1.3.). Пункт 2.8. Регламента обязывает Председателя Синодального информационного отдела в письменной форме предупреждать руководителя СМИ о нарушении требований Регламента». «В печатном выпуске газеты «Кифа» за январь 2013 года на стр. 7 редакцией было допущено размещение карикатуры на Миссионерский отдел Архангельской и Холмогорской епархии. Публикация этой карикатуры в имеющем гриф издании является очевидным нарушением требований Регламента. Кроме того, в Интернет-версии газеты «Кифа» на сайте по адресу редакцией размещена статья под заголовком «Как преодолеть ложь и отчуждение» от 14.05.2013, которая содержит в себе некорректные заявления, относящиеся к правящим архиереям Архангельской и Уфимской епархий. Прошу Вас прекратить распространение печатного выпуска газеты «Кифа» за январь 2013 года, а также удалить публикацию «Как преодолеть ложь и отчуждение» с сайта», - отмечается в документе. Напомним, что газета «Кифа» является главным информационным органом секты священника Георгия Кочеткова.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/31/bo...

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Владимир Легойда о грифе «Одобрено СИНФО»: Драконовских мер не будет! Кому, для чего, на каких условиях будет присуждаться гриф Синодального информационного отдела, кому не надо получать гриф и что делать в случае отзыва грифа – с этими вопросами мы обратились к председателю отдела Владимиру Романовичу Легойде. 6 сентября, 2010 Кому, для чего, на каких условиях будет присуждаться гриф Синодального информационного отдела, кому не надо получать гриф и что делать в случае отзыва грифа – с этими вопросами мы обратились к председателю отдела Владимиру Романовичу Легойде. В конце прошлого года Патриарх объявил, что книги и периодические издания, распространяемые через церковную систему, должны иметь гриф Издательского совета РПЦ и Синодального информационного отдела  соответственно. Гриф на книги выдается уже больше полугода, Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» Патриарх утвердил только на прошлой неделе. С 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен гриф Синодального информационного отдела. СИНФО Смысл грифа понятен каждому, кто хоть раз держал в руках странные по своему содержанию издания некоторых монастыре, вроде журнала  «Православный воин», широко предлагаемого в Боголюбском монастыре, которое открывается «Завещанием Сталина» (см. иллюстрацию), и каждый номер не обходится без главной статьи о том, что  «Сталин был православным человеком и действовал сознательно», при этом в выпусках журнала нет ни одного и самого краткого рассказа, например, о новомучениках Владимирской епархии. Некоторые вопросы о непосредственной процедуре получения грифа требуют прояснения. Кому, для чего, на каких условиях будет присуждаться гриф Синодального информационного отдела, кому не надо получать гриф и что делать в случае отзыва грифа – с этими вопросами мы обратились к председателю отдела Владимиру Романовичу Легойде .

http://pravmir.ru/grif-sinfo/

Итоговый документ секции “Православная журналистика” XI Рождественских образовательных чтений Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 1. Церковные СМИ — одно из важнейших направлений православной миссии в современном мире и, что не менее важно, одно из средств консолидации верных чад Русской Православной Церкви. Церковные СМИ призваны нести Благую весть о Воскресшем Господе, о Божественном призвании человека, о Евангельском идеале праведной жизни и его воплощении в наше время. Опыт работы многих православных периодических изданий показывает, что они становятся добрым помощником и советчиком как для тех, кто твердо стал на путь церковной жизни, так и для тех, кто ищет дорогу к храму. Издания Синодальных отделов, епархий, монастырей, приходов и самых различных церковных организаций являются свидетельством активной миссионерской и проповеднической деятельности Церкви, ее диалога с обществом и государством. 2. Вместе с тем не все благополучно в среде журналистов, пишущих на церковные темы. В последние годы ряд изданий, объявляющих себя борцами за Православие, в том числе газеты “Русь Православная”, “Русский вестник”, “Сербский крест” (но­вое название — “Первый и последний”), “Царский опричник”, интернет-журналы “Благословение”, “Стояние за истину”, “Православное радио Санкт-Петербурга”, радиопрограмма Жанны Бичевской “От сердца к сердцу” (радиостанция “Голос России”) и другие, из выпуска в выпуск осуществляют пропагандистские кампании, которые, несомненно, способны привести к расколу в Церкви. Не предлагая читателям никакого положительного, спасительного для души опыта церковной жизни, эти издания подтасовывают факты церковной истории, искажают основы православной веры и в конечном итоге формируют сектантское сознание. При участии подобных изданий распространяются и поощряются к использованию богослужебные тексты, не имеющие благословения Священноначалия, тиражируются изображения, нарушающие иконописный канон, и т. д. Игнорируя позиции православных богословов, церковных историков, агиографов и канонистов, авторы этих СМИ выступают за канонизацию Иоанна Грозного, Григория Распутина и других исторических лиц, спекулируя при этом именами известных и почитаемых в православном народе старцев.

http://pravmir.ru/itogovyiy-dokument-sek...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский. Фотография. Нач. ХХ в. Особым явлением в церковной прессе стали епархиальные ведомости , начавшие выходить в 60-х гг. XIX в. и охватившие почти все регионы. В состав редакций входили представители духовно-учебных заведений, консисторий, духовенства епархиальных городов. Епархиальные издания выходили по единому образцу и обычно состояли из офиц. и неофиц. частей. В официальной публиковались манифесты, указы императоров, определения Синода, распоряжения епархиального начальства и др.; в неофициальной - проповеди, хроника, исторические, краеведческие и др. статьи, биографии, некрологи, библиографические справки. Отчасти программа и структура епархиальных ведомостей были заимствованы у светских региональных изданий - губ. ведомостей. Во 2-й пол. XIX в. появились духовно-просветительные журналы, выходившие по частной инициативе священников и мирян, к-рые поставили целью донести позицию Церкви до широкой аудитории. Здесь печатались статьи популярного характера, проповеди, жития святых, письма и воспоминания церковных деятелей, освещались текущие события, связанные с Церковью. Нек-рые из изданий ( «Душеполезное чтение» , «Православное обозрение» , «Странник» и др.) по популярности конкурировали с ведущими светскими. С 1885 г. стал выходить 1-й церковный массовый иллюстрированный ж. «Русский паломник» . С кон. XIX в. издавались популярные православные журналы и газеты для народа. В них публиковались отрывки проповедей, пояснения к молитвам и богослужению, жития святых. В 1879 г. послушник Троице-Сергиевой лавры Николай Рождественский (впоследствии архиеп. Вологодский Никон ) основал издание «Троицких листков» , к-рые представляли собой маленькие брошюры, продавались по 1 к. или раздавались бесплатно. По образцу «Троицких листков» печатались «Киевские листки» (с 1884), «Почаевские листки» при «Волынских епархиальных ведомостях» (с 1886) и др. В 1900 г. архим. Никон (Рождественский) был удостоен Макариевской премии за издание «Троицких листков». Некоторые правосл. издания для народа, созданные в нач. ХХ в. по частной инициативе духовенства, были ориентированы на борьбу с пьянством. В 1913 г. для объединения и планомерного развития издательской деятельности Церкви (в т. ч. периодических изданий) был создан Издательский совет при Святейшем Синоде, в 1913-1916 гг. его возглавлял архиеп. Никон.

http://pravenc.ru/text/182365.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010