Свой переход в католицизм Е. Г. обосновывала стремлением к воссоединению между Православной и Римско-католической Церквами, для чего она предлагала создать «общество молитв о соединении Церквей», куда она хотела пригласить и представителей правосл. духовенства. В С.-Петербурге вокруг Е. Г. постепенно образовалась небольшая группа рус. католиков, ставшая основой для рус. католич. движения. Перед смертью княгиня получила телеграмму с благословением от папы Льва XIII и приняла последние таинства от католич. пресвитера ц. св. Екатерины в С.-Петербурге доминиканца А. Лагранжа. Семья Е. Г. выражала желание совершить ее погребение в соответствии с обрядами Православной Церкви, но получила категорический отказ со стороны Святейшего Синода. Отпевание состоялось в католич. ц. св. Екатерины. Похоронена на семейном кладбище в родовом имении Фалль (ныне Кейла-Йоа, близ Таллина, Эстония). Соч.: О Церкви: Ист. очерк. B., 1888. СПб., 19092; Род князей Волконских. СПб., 1900. Лит.: Соловьев Вл. С. Некролог на смерть кнг. Е. Г. Волконской//Русь. 1897. 32; он же. Письма (записки и телеграммы) кнг. Е. Г. Волконской//Собр. соч. Брюссель, 1969. Т. 11. С. 423-451; Волконский С. М. Мои воспоминания: Лавры. Странствия. М., 1992. Т. 2. С. 118-137; Волконский П. М. Краткий очерк организации Русской католической Церкви в России//Символ. 1997. 38. С. 147-150; Мурашев А. А. Кнг. Волконская//Новая Юность. М., 1999. 3. С. 214-223. А. А. Мурашев, В. П. Пономарёв Сергей Михайлович (4.05.1860, имение Фалль, близ Ревеля (Таллина) - 25.10.1937, Ричмонд, шт. Вирджиния, США), кн., театральный деятель, писатель, публицист. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1880-1884 гг. обучался на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та. По окончании ун-та служил в земских учреждениях Борисоглебского у. Тамбовской губ. В 1893 г. представлял Мин-во народного просвещения на Чикагской всемирной выставке, присутствовал на проходившем в Чикаго I Всемирном конгрессе религий. В 1896 г. прочел цикл лекций по рус. истории и лит-ре в Лоуэллском и Колумбийском колледжах, в Чикагском, Корнеллском, Гарвардском ун-тах. В 1899-1901 гг. служил директором имп. театров, с нач. 1900-х гг. занимался театральной критикой и изучением теории и практики режиссуры, вопросами профессиональной подготовки актеров. Во время первой мировой войны в своем имении Павловка (Борисоглебский у.) организовал лазарет для раненых. После Октябрьской революции 1917 г. остался в России, читал лекции по искусству чтения и рус. лит-ре в Тамбовском народном ун-те. В 1918-1921 гг. преподавал в различных театральных и лит. кружках и студиях Москвы, в 1918-1919 гг. входил в состав дирекции Большого театра.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАТАРИЯ [Итал. patarìa], религиозно-социальное движение XI в. в Милане и др. городах Сев. Италии, связанное гл. обр. с протестом мирян и низшего духовенства против пороков католич. прелатов: симонии , распущенности и привязанности к роскоши, а также с требованием обязательного целибата для католич. клириков. История движения довольно подробно освещена в современных ему источниках, к-рые зафиксировали как неприятие движения («Книга новейших деяний» (Liber gestorum recentium) Арнульфа Миланского и «История Милана» (Historia Mediolanensis) Ландульфа Старшего), так и благожелательное к нему отношение (Житие св. Ариальда и Мученичество св. Ариальда авторства Андрея из Струми; «Книга к другу» (Liber ad amicum) еп. Бонизона Сутрийского). Сохранились отчеты папских легатов, посещавших Милан во время конфликтов, связанных с П. Однако, несмотря на наличие этих источников, исторические трактовки П. неоднозначны ввиду сложного переплетения интересов разных сторон и участников движения. Предпосылками П. стали: борьба за реформу католич. Церкви (см. Григорианская реформа ), противостояние пап Римских и императоров по вопросам инвеституры , борьба Миланской Церкви за автономию от Рима и городской коммуны Милана - за политическую независимость. Происхождение термина «патария» не до конца понятно. Наиболее распространенной является версия о его происхождении от названия рынка подержанных вещей в Милане (paté - см.: Muratori L. A. Antiquitates Italicae Medii Aevi. Mediolani, 1741. Vol. 5. P. 85) или от слова «старьевщики» (pattari), а также от слова «оборванцы» (patareni) - так называли участников движения их противники. Хотя главной опорой движения были незнатные горожане, в П. принимали участие не только социальные низы. Участники П. использовали наименование fideles - «верные». Др. версии происхождения термина «патария» - от греч. слова πθος в значении «возмущение» и от г. Патары в Ликии, что менее правдоподобно.

http://pravenc.ru/text/2579732.html

Король получил мн. функции Римского папы — права визитации диоцезов, суда над духовенством, созыва Соборов и др., мог конфисковывать земли и имущество католич. Церкви. Опасаясь сопротивления колонистов, королевская администрация поначалу не прибегала к насильственным действиям и вела переговоры с прелатами. Были назначены неск. епископов, сторонников Реформации, в т. ч. Дублинский архиеп. Джордж Браун (1536–1553). На сторону англ. короля встал архиеп. Дж. Кромер; в 1539 г. он был смещен с кафедры папой Римским Павлом  III , но до 1543 г. оставался архиепископом англикан. Церкви Ирландии. Однако большинство ирл. епископов сохраняло верность Риму, не вступая в конфликт с короной. Прелаты, назначенные Папским престолом, испрашивали прощение короля, но не стремились проводить церковные преобразования, а епископы, назначенные королевской администрацией, приносили покаяние и утверждались Римским папой. На бо€льшей части территории страны гэльское население и англо-ирл. знать враждебно относились к мерам, принимаемым англ. королем. Противостояние религ. политике ГehpuxaVIII и защита католич. веры сочетались в И. с традиц. для страны междоусобицами, противостоянием крупных англо-ирл. родов и сопротивлением англ. администрации. О результативности религ. политики Гehpuxa VIII в И. можно говорить лишь применительно к той части острова, к-рая была заселена в основном англ. колонистами (обл. Пейл). Секуляризация церковных владений сопровождалась ликвидацией монашеских орденов, закрытием мон-рей, монастырских школ и больниц, преследованиями католич. духовенства. Ключевое значение в церковной реформе имело упразднение (диссолюция) мон-рей, к-рое формально считалось «добровольным актом»,— настоятели передавали монастырское имущество в королевскую казну и получали взамен пожизненные пенсии или светские бенефиции. Так, последнего приора ордена госпитальеров в И. Джона Роусона после роспуска ордена (1540) неоднократно назначали лордом-казначеем И., в 1541 г. он получил титул виконта Клонтарфа и пожизненную пенсию.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА [Святая лига, Священный союз; франц. Ligue catholique, Sainte Ligue, Sainte Union], политическое объединение франц. католиков эпохи религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в., созданное для защиты католич. веры от посягательств на нее гугенотов и др. врагов, к-рыми в зависимости от ситуации могли считаться представители партии «политиков», призывавшие к решению религ. противоречий путем переговоров и взаимных уступок, или король, якобы покровительствующий протестантам. Первые примеры самоорганизации К. л. накануне религ. войн имели локальный характер. В кон. 1561 г. в окрестностях г. Ажена дворяне-католики заключили союз, чтобы бороться с «еретиками»-гугенотами. Подобные объединения создавались в районах, где угроза распространения протестантизма была особенно сильна (Тулуза, Бордо, Экс (ныне Экс-ан-Прованс)). На 1-м этапе религ. войн, в 60-х гг. XVI в., часто говорили о «католической партии», чьи лидеры - герц. Франциск Гиз, коннетабль Анн де Монморанси, Жак д " Альбон, маршал де Сент-Андре, кард. Карл Лотарингский, кард. Франциск де Турнон, кард. Карл Бурбон и др.- поклялись отстаивать «веру отцов» и противостоять распространению протестантизма в стране. Этот союз не был организационно оформлен, однако в отдельных провинциях Французского королевства периодически возникали католич. союзы, лиги или братства, члены которых клялись до последней капли крови защищать католич. веру и короля. Королевская власть занимала по отношению к подобным орг-циям двойственную позицию. Во время военных действий против протестантов деятельность таких союзов поощрялась, в мирное время их пытались запретить или подчинить королю. Герц. Генрих Гиз. Ок. 1580 г. Неизв. худож. (Музей Карнавале, Париж) Герц. Генрих Гиз. Ок. 1580 г. Неизв. худож. (Музей Карнавале, Париж) Ситуация изменилась в сер. 70-х гг. XVI в. благодаря союзу гугенотов и «недовольных», которые выступали против усиления власти короля, против снижения роли аристократии, против засилья во Франции «иностранцев» - итальянцев и лотарингцев, прежде всего Гизов (к «недовольным» принадлежали младший брат короля Франциск, герц.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРБИСТЫ [Об-во Слова Божия; лат. Societas Verbi Divini, S. V. D.], католич. миссионерская конгрегация, основанная 1875 г. в г. Стейл (Нидерланды) свящ. Арнольдом Янссеном (1837-1909). В наст. время к ней относятся 383 обители в более чем 60 странах, 6 075 монахов (3 800 из них священники) (An. Pont. 2003. P. 1345). Генеральным настоятелем В. является свящ. Антонио Перниа. В 1877 г. в миссионерском доме (открыт 8 сент. 1875) начались занятия со священниками и мирянами по подготовке проповедников Евангелия среди населения, и уже в марте 1879 г. первые миссионеры отправились в Китай. В 1884 г. был принят устав В., согласно к-рому об-во стало монашеской конгрегацией. 25 янв. 1901 г. оно было утверждено Св. Престолом. К этому времени миссии В. были уже во мн. странах, в т. ч. в Аргентине, США, Нов. Гвинее, Того. В., как правило, служат в приходах, где миссионеры отвечают за вопросы катехизации и подготовки к принятию таинств, в католич. образовательных учреждениях (школах и ун-тах, семинариях), серьезное внимание уделяют изданию и распространению христ. лит-ры, вопросу призвания к священническому служению и подготовке буд. пастырей. В 1920 г. на юге США В. была создана специальная семинария для афроамериканцев; к 1961 г. большинство афроамер. священников были ее воспитанниками. В научной сфере наиболее важными достижениями В. стали антропологические исследования под рук. свящ. Вильгельма Шмидта . 19 окт. 1975 г. свящ. А. Янссен был провозглашен блаженным, 5 окт. 2003 г. канонизирован (пам. 15 янв.). Он основал также жен. монашеские конгрегации Служительниц Св. Духа (8 дек. 1889; на 2003 - 405 домов и 3678 монахинь) и Служительниц Св. Духа непрерывного поклонения (8 дек. 1896; на 2003 - 20 домов и 391 монахиня). После непродолжительной миссии в 1922-1924 гг. В. появились в России в нач. 90-х гг. Важную роль в деятельности католич. Церкви в России играли архиеп. Джон Буковский , бывш. папский нунций в Москве (1995-2000), и еп. Ежи Мазур, (Иркутск, 1998-2002 ). Лит.: Emmerich H. Atlas Societatis Verbi Divini Congr. Servarum Spiritus Sancti. Mödling, 1961; Zalesky W. , ks. winci na kazdy dzie. Warsz.; Lód, 19893. S. 38-39; Alt J. Arnold Janssen: Lebensweg und Lebenswerk des Steyler Ordensgründers. Nettetal, 1999; Brandewie E. In the Light of the Word: Divine Word Missionaries of North America. Maryknoll (N. Y.), 2000. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/150381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМИЗАРЫ [франц. camisards], франц. кальвинисты, проживавшие в районе горного массива Севенны (Лангедок, Юж. Франция) и поднявшие вооруженный мятеж против королевской власти в 1702-1705 гг. Считается, что впервые название «камизары» было употреблено в янв. 1703 г. кальвинист. проповедником Авраамом Мазелем, одним из идейных вдохновителей восстания. Слово «камизары» связано, вероятно, с провансальским camisa - рубашка, поскольку отличительным признаком восставших стали белые рубахи, к-рые носили К. По одной из версий, участники восстания якобы оставляли эти рубахи в деревнях для стирки ( Энгельгардт Р. Ю. Социально-экономическое положение Франции в кон. XVII - нач. XVIII в. Кишинёв, 1976. С. 91). Согласно др. гипотезе, термин «камизары» восходит к camisade - неожиданная ночная атака, во время к-рой участники узнавали друг друга по надетым поверх одежды или доспеха рубахам. В 1703-1704 гг. восстание распространилось на области Виваре, Веле, Руэрг и Оранж. Для его подавления королевской власти пришлось направить в Лангедок значительные воинские подразделения. Во франц. исторической лит-ре восстание К. часто называют Севеннской войной. Жан Кавалье во главе отряда камизаров. 1864 г. Худож. П. А. Лабушер (Музей Пустыни в Ле Ма Суйберан. Франция) Жан Кавалье во главе отряда камизаров. 1864 г. Худож. П. А. Лабушер (Музей Пустыни в Ле Ма Суйберан. Франция) В нач. XVIII в. Севеннами помимо собственно горного массива считались области Жеводан, Виваре и Веле, разделенные на 6 католич. еп-ств. Определенным адм. единством регион обладал лишь в глазах кальвинистов: в 1612 г. кальвинист. синодальная пров. Севенны была отделена от Н. Лангедока и насчитывала ок. 80 тыс. гугенотов. Примерно с 1660 г. католич. давление на Севенны возросло. Наряду с мерами, касавшимися всего королевства (в окт. 1685 было отменено действие Нантского эдикта , реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции), власть уделяла немало внимания и непосредственно Севеннам: туда направлялись католич. миссионеры, для более плодотворной работы с перешедшими в католицизм гугенотами. В 1694 г. буллой папы Римского Иннокентия XII из еп-ства Ним было выделено небольшое еп-ство Алес (у подножия Севенн, к северу от г. Ним). Число обращений в католическую веру росло, однако, несмотря на эти меры и преследование гугенотов, население региона оставалось в значительной степени протестантским.

http://pravenc.ru/text/1470127.html

Сразу же после наречения на митрополичью кафедру И. обратился к королю, находившемуся на Гродненском сейме, с письмом, в котором содержались просьбы об удовлетворении нужд правосл. Церкви. 25 июня 1568 г. был получен составленный на сейме ответ. Две просьбы И. касались важнейших условий существования правосл. духовенства в Польше и Литве. И. просил, чтобы в обоих гос-вах церковные должности не передавались людям светским; если же кто из мирян получит церковную должность и в течение 3 месяцев не примет духовный сан, то архиереи могли бы отбирать у него «достоинства и хлебы духовные» и передавать др. лицу. Король согласился, но уточнил, что у тех, кто не захотят принять духовный сан, должность будет отбирать не митрополит или др. епископ, но король, который передаст ее кандидату по своему выбору. И. также высказал пожелание, чтобы правосл. архиереи имели в сенате «место и голос» наравне с католич. епископами «по обычаю наших предков архиепископов». Просьба митрополита была связана с тем, что на Гродненском сейме король фактически отменил дискриминационные решения Городельского сейма относительно православных и подтвердил равенство прав правосл. и католич. шляхты, провозглашенное в 1563 г. Однако католич. власти не были заинтересованы в установлении фактического равенства православных с католиками, и король отложил решение вопроса о представительстве правосл. архиереев в органах власти «на инший час». И. также ходатайствовал о возвращении присвоенного посторонними лицами церковного имущества, на что король согласился, потребовав список таких имений. Митрополит просил запретить светским лицам вмешиваться в духовные дела и суды, и король обещал оповестить соответствующих должностных лиц. Кроме того, И. требовал, чтобы дела по церковным имениям не разбирались в замковых и земских судах, а передавались на суд королю как верховному патрону Церкви. Король возразил, что будет рассматривать дела только об имениях, пожалованных им самим, а в делах по всем др. имениям духовенство будут вызывать в суд, к-рый положен по Литовскому статуту.

http://pravenc.ru/text/578334.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛЬЦЕР [нем. Baltzer, Balzer] Иоганн Баптист (16.07.1803, Андернах, Германия - 1.10.1871, Бонн), католич. богослов. Учился в католич. гимназии в Кёльне, в 1823-1827 гг. на теологическом фак-те в Бонне, где попал под влияние Г. Гермеса . В 1829 г. принял сан священника, в 1830 г. получил степень д-ра теологии в Мюнхенском ун-те. С 1831 г. ординарный проф. теологии в Бреславском ун-те (совр. Вроцлавский). В 1846 г. стал членом капитула Бреславского собора. В своей преподавательской деятельности пропагандировал идеи Гермеса. После осуждения папой Григорием XIV «гермесианства» (1835) Б. в работе «К вопросу о распространении единственно верного учения о католицизме и протестантизме» (Beiträge zur Vermittlung eines richtigen Urtheils über Katholizismus und Protestantismus. Breslau, 1839) еще раз изложил идеи своего наставника. Впосл. он стал приверженцем идей А. Гюнтера , был его адвокатом, выступив в защиту перед папой (1853). Написанные им в оправдание идей Гюнтера «Новые теологические письма» (Neue theologische Briefe an A. Günther. Breslau, 1853) были в 1859 г. внесены в Индекс запрещенных книг. Еп. Бреслау Фёрстер, враждебно настроенный к Б., пытался отстранить его от преподавательской деятельности, выдвинув обвинение в «пренебрежении своими служебными обязанностями». Б. поддержал ун-т, и ему удалось добиться того, что в 1864 г. дело, рассмотренное в Королевском дисциплинарном департаменте, было решено в его пользу. Б. высказывал несогласие с нек-рыми новыми догматами, в частности с введенным в 1854 г. католич. догматом о Непорочном зачатии Девы Марии. Вместе с большим числом нем. католиков он подписал «Нюрнбергскую декларацию» (26 авг. 1870) о несогласии с догматом о непогрешимости папы Римского , принятом чуть позднее на Ватиканском I Соборе . Это событие определило его переход в старокатоличество. Педагог и неординарный мыслитель, Б. был известен своей нравственной безупречностью, признававшейся даже противниками. Отстаивал идею примирения религии и науки.

http://pravenc.ru/text/77466.html

К кон. XVII в. масштабы католич. экспансии сделали невозможным сохранение правосл. кафедры в Мукачеве, превращенном в центр греко-католической епархии. В 1690 г. имп. Леопольд I признал единственным законным Мукачевским епископом униата И. де Камелиса. Правосл. еп. Мукачевский Мефодий (Раковецкий) покинул Мукачево и выехал в Углянский мон-рь, а оттуда - в Речь Посполитую. Организацией православной кафедры в Марамуреше занялся св. Иосиф (Стойка) , который не позднее 1691 г. получил архиерейскую хиротонию от митр. Сучавского св. Досифея (Барилэ). Он объявил о возобновлении ставропигиального права Грушевского мон-ря, в 1696 г. стал архиепископом. Под его окормлением находилась не только паства Угорской Руси и Марамуреша: св. Иосиф предпринял ряд поездок в Галицию и на Волынь с целью защиты Православия, выступал против распространения унии на правосл. население Трансильвании и др. областей, интегрируемых в пространство Габсбургской монархии. Св. Иосиф при посещении Вены в 1701 г. подвергался сильному давлению венских властей, в 1705 г., после ареста, был лишен епископской кафедры. Заключение Сатмарского мира (1711), подтвердившего сохранение привилегий венг. дворянству в обмен на признание ими прав Габсбургов на венг. корону, лишило противников унии сильного противовеса католической экспансии в лице реформатского венг. дворянства. После смерти св. Иосифа (1712), с 1711 г. вновь возглавлявшего М. е., венские власти в 1713 г. декларировали распространение унии на правосл. население Марамуреша. В 1720 г. австр. имп. Карл VI санкционировал передачу всей территории Марамуреша в юрисдикцию греко-католич. Мукачевской епископии. Это вызвало возражения румынских униатских иерархов Трансильвании (И. Г. Патаки, И. И. Мику-Клейна), стоявших во главе греко-католич. Фэгэрашской епископии и рассчитывавших на удержание румын Марамуреша в своей церковной юрисдикции. Эти события вызвали новое сопротивление несогласных с переходом в греко-католичество паствы и клира М. е.; ответом властей стали силовые меры. Противившийся унии преемник св. Иосифа Марамурешский еп. Досифей (Феодорович) скончался в 1735 г. в заключении в Хустском замке. Последнее упоминание в источниках Марамурешского архиерея датируется 1739 г. ( P curariu. 1993. P. 304).

http://pravenc.ru/text/2561950.html

27 марта 1842 г. Г. получил назначение младшим секретарем рус. посольства в Вене. Перед отбытием в Вену 7 (19) апр. в часовне Свечиной в Париже католич. пресвитером-иезуитом Г. К. де Равиньяном Г. тайно был присоединен к католицизму. В июне того же года Г. в последний раз посетил Россию; в авг. 1843 г. подал прошение об отставке «по домашним обстоятельствам» и 10 авг. вступил в новициат иезуитского мон-ря Сент-Ашёль (близ Амьена, Франция). Находясь в новициате, 8 февр. 1845 г. Г. направил генеральному настоятелю иезуитов пресв. Й. Ротану 2 доклада - «Mémoire sur le schisme et la nationalité slave» (Записка о схизме и славянах) и «Mémoire sur le schisme des Russes» (Записка о русской схизме), в к-рых предлагал основать специальный схоластикат для подготовки миссионеров-иезуитов среди славян, организовать иезуитские коллегии для слав. народов в Австрии и основать миссии в Боснии и Болгарии для обращения в католицизм «славян-схизматиков», однако это предложение Г. не получило поддержки. С 1845 по 1849 г. Г. проходил курс богословских наук в иезуитской коллегии, по окончании к-рого был рукоположен во пресвитера и направлен преподавателем церковной истории в иезуитских коллегиях Бружелетта и Лаваля. В 1854 г. российские власти заочно осудили Г. вместе с И. М. Мартыновым и С. С. Джунковским , приговорив их к лишению всех прав состояния за самовольное пребывание за границей и переход в католичество. В том же году Г. посетил Рим, где лично представил новому генеральному настоятелю ордена иезуитов пресв. П. Бексу доклад «Notice sur l " action de Société de Jésus sur la conversion de l " Orient et notamment de la Russie» (Заметка о деятельности Общества Иисуса по обращению Востока и особенно России), предлагавший проект работы по католич. пропаганде среди слав. народов с помощью специальных культурно-религ. центров и издания католич. лит-ры. С одобрения Бекса Г. вернулся во Францию и в окт. 1855 г. вместе с рус. иезуитами Мартыновым и Е. П. Балабиным в Версале организовал Общество святых Кирилла и Мефодия ( uvre des SS. Cyrille et Methode ), целью к-рого было изучение Православия, рус. духовности и культуры. В 1856 г. в Париже Г. была основана Славянская б-ка (позже перемещенная в пригород Парижа Мёдон, ныне ее фонды хранятся в Лионе), с 1857 г. совместно с пресвитером-иезуитом Ш. Даниелем он стал издавать ж. «Études de théologie, de philosophie et d " histoire», в первых номерах к-рого особое место уделялось богословским и историческим статьям о России и правосл. Востоке.

http://pravenc.ru/text/161391.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010