Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУТЬЕРРЕС [Гутиеррес; испан. Gutiérrez] Густаво (род. 8.06.1928, Лима), доминиканец, богослов, родоначальник концепции освобождения теологии . Метис, род. в бедной семье. В детстве, переболев остеомиелитом, был прикован к постели, а с 12 до 18 лет - к инвалидному креслу. В 1947-1950 гг. изучал медицину и лит-ру в Национальном ун-те в Лиме, затем поступил в семинарию в Сантьяго (Чили). Для получения дальнейшего образования Г. был направлен в Европу. Изучал психологию и философию в Лёвенском католич. ун-те, Лионском католич. ун-те, Григорианском ун-те в Риме и Парижском католич. ин-те. В 1959 г. получил степень доктора теологии в Пастырском ин-те религ. исследований Лионского католич. ун-та. В том же году рукоположен во пресвитера. В 1960 г. вернулся в Перу, где стал приходским священником в Лиме, одновременно преподавал богословие в католич. ун-те Лимы. В том же году стал советником Национального союза католич. студентов. В авг. 1962 г. Г. был приглашен на встречу в Буэнос-Айрес для обсуждения совр. положения католич. Церкви в Лат. Америке. Хотя предложения Г. о «форме христианского радикализма» не были приняты, он зарекомендовал себя одним из авторитетных теологов на континенте. Принимал участие во встречах латиноамер. теологов в Петрополисе (Бразилия, 1964), Монтевидео (Уругвай, 1967) и Чимботе (Перу, 1968). Встреча в Чимботе была проведена орг-цией, к-рая представляла собой группу священников, выступавших за социальные изменения (в ее создании принимал участие Г.). Мн. положения, предложенные в Чимботе, впосл. нашли отражение в 1968 г. в документах II Генеральной конференции Латиноамериканского епископского совета (СЕЛАМ). В 1967-1968 гг. член пастырско-теологической комиссии СЕЛАМ. В 1974 г. организовал и возглавил ин-т Бартоломео де Лас Касаса в Перу. В 1980 г. назначен помощником викария в Римак (деп. Лима); член Экуменической ассоциации теологов третьего мира; почетный доктор 20 ун-тов. В 1993 г. франц. правительство наградило Г. орденом Почетного легиона «за деятельность ради человеческого достоинства и жизни и против угнетения в Латинской Америке и третьем мире». С 1995 г. член Перуанской академии языка.

http://pravenc.ru/text/168448.html

В нач. XX в. в России тайно находился польск. пресв.-иезуит Генрих Пыдынковский, способствовавший обращению в католичество родственницы П. А. Столыпина Н. С. Ушаковой, впосл. видной деятельницы русского католич. движения. Скрывая принадлежность к И., в 1903 г. в Россию прибыл нем. иезуит Феликс Верциньский, служивший в католич. приходах Саратова и Москвы, в 1910 г. он участвовал в создании католич. общины визант. обряда в доме В. В. и А. И. Абрикосовых. В марте 1911 г. Верциньский был выслан из России после разоблачения его принадлежности к ордену и по обвинению в прозелитизме среди православных и старообрядцев. После 1905 г. активное участие в организации 1-го католического прихода визант. обряда в С.-Петербурге принимал иезуит пресв. Ян Урбан, находившийся в России в качестве секулярного пресвитера Плоцкого католич. еп-ства. В 1922-1924 гг. амер. иезуит Эдмунд Уолш возглавлял работу Папской миссии помощи голодающим в России и являлся неофиц. представителем католич. Церкви при советском правительстве. В 1925-1926 гг. в СССР несколько раз приезжал ректор Восточного папского института франц. иезуит пресв. Мишель д " Эрбиньи , к-рого 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил апостольским делегатом в России и поручил ему миссию восстановления католич. иерархии в Советском Союзе. 29 марта папский нунций в Берлине архиеп. Эудженио Пачелли (впосл. папа Пий XII ) тайно рукоположил д " Эрбиньи в титулярного епископа Илионского. Находясь в СССР, д " Эрбиньи совершил тайные рукоположения 4 епископов, посетил Москву, Харьков, Одессу, Киев, Могилёв и Ленинград. В мае 1926 г. д " Эрбиньи встречался с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК П. Г. Смидовичем , с которым обсуждал возможность нормализации и развития деятельности католич. Церкви в СССР, а также открытия в Одессе католических богословских курсов. Однако после того, как стало известно о совершенных д " Эрбиньи тайных рукоположениях, в нач. сент. 1926 г. он покинул страну; посланные им в окт. того же года для организации богословских курсов И. Жозеф Леди и Йозеф Швайгль прибыли в Советский Союз, посетили Одессу, Москву и Ленинград, но в кон. нояб. были высланы из СССР.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Должность «викарий» существует в католич. Церкви и на уровне диоцезального, или епископского, управления. Причем носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католич. Церкви в этом значении термина напоминают В. в Русской Православной Церкви. Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т. к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией, иначе говоря, кафедра, наименование к-рой они носят в своем титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им еп-ств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов - episcopi in partibus infidelium (епископы в странах неверных) - сохранялось до кон. XIX в. Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го прав. Вселенского I Собора , к-рое не допускает существования 2 епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны др. епископа, в особенности в совершении рукоположений, то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католич. Церкви в правосл. Церкви, в частности Русской, они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют свое служение. В католич. Церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских еп-ств и одновременным удалением католич. епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближ. Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Зап. Европы с ее относительно обширными еп-ствами (диоцезами). Впосл. эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католич. епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской Церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католич. Церкви в наст. время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) Церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр.

http://pravenc.ru/text/158444.html

В дек. 1931 г. руководство «противокатолической миссией» было поручено правящим епископам. 3-9 сент. 1933 г. в Почаевской лавре прошел 1-й Всепольский общецерковный миссионерских съезд, на к-ром была поставлена задача бороться с униат. экспансией. С 1930 г. в Пинске проходили ежегодные пастырские конференции неоуниатского и римско-католич. духовенства восточнопольск. диоцезов. Эти конференции фактически играли роль Соборов для клира новой церковной юрисдикции, т. к. их резолюции имели директивный характер. На 1-й конференции (23-24 апр. 1930) свящ. З. Каленюк предложил использовать по отношению к новоприсоединенным приходам название «обращенные православные», не употребляя термин «униатские», против этого категорически выступал Августин Лозинский, католический еп. Кельце (1910-1937). Иезуит Казимир Домбровский настаивал на приоритете «синодальной литургической традиции» (традиции Русской Церкви синодального периода) и на неприятии «галицкого обряда», чтобы не допустить к.-л. связи «новых униатов» с Львовско-Галицкой униат. митрополией, находившейся под сильным укр. влиянием. На 2-й Пинской конференции (1-3 сент. 1931) отмечалось, что помимо литургии на церковнослав. языке могут и должны совершаться литургии на национальных языках (белорусском и украинском). В 1931 г. при католич. Луцкой высшей ДС был основан Ин-т переподготовки обращенных к католич. Церкви схизматических клириков. В том же году схожая «восточная секция», к-рую возглавил преподаватель семинарии свящ. З. Каленюк, появилась в католич. Пинской ДС. Вост. семинария действовала при католич. ДС в г. Янув-Подляски в Седлецком (бывш. Подляском) католич. еп-стве. В 1930-1931 гг. были рукоположены 2 неоуниат. епископа: литовец Петр Франциск (Пятрас Пранцишкус) Бучис и украинец Николай Чарнецкий. 6 июля 1930 г. в рим. ц. св. Климента генеральный настоятель католич. конгрегации мариан Бучис был возведен во епископа «византийско-славянского» обряда - титулярного епископа Олимпоса in partibus infidelium; за той же литургией Бучис рукоположил во пресвитера кн.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОДЛЕВСКИЙ Годлевский [польск. Godlewski] Михаил (21.10.1872, Варшава - 20.05.1956, Краков), католич. архиеп., автор трудов по истории католицизма в России. Происходил из дворянского рода. Начальное образование получил в 4-й варшавской гимназии, затем обучался в Варшавской католич. ДС и в С.-Петербургской католич. ДА. 20 июня 1900 г. рукоположен во пресвитера с причислением к клиру Варшавского архиеп-ства. С 1903 г. преподавал церковную историю и патрологию в С.-Петербургской католич. ДА, был библиотекарем в академии. Благодаря широким связям в петербургской аристократической среде имел свободный доступ к имп. архивам, что позволяло Г. проводить исследовательскую работу. Наряду с др. преподавателями католич. ДА он продолжил научную специализацию по истории христ. Церкви за рубежом, во Фрибурском ун-те (Швейцария) в 1907 г. получил степень д-ра богословия. По возвращении в Россию совмещал научную и преподавательскую деятельность с пастырским служением, являлся капелланом католич. монахинь С.-Петербурга. Совместно с пресв. Г. Матулайтисом-Матулевичем Г. организовал Об-во католич. рабочих, занимавшееся благотворительной и просветительской деятельностью. Являясь президентом Польской образовательной орг-ции «Macierz Szkolna», Г. заботился о развитии польск. учебных заведений в России; при его активном участии на Волыни было создано неск. сот школ, 6 гимназий и ряд учительских семинарий. Был удостоен ряда гос. и церковных наград, в т. ч. званий почетного каноника Варшавского капитула и тайного папского камергера, а также российских орденов св. Анны 2-й степени и св. Станислава 2-й и 3-й степени. 21 окт. 1916 г. папой Римским Бенедиктом XV назначен титулярным епископом Агбиенским и 4 февр. 1917 г. рукоположен во епископа в С.-Петербурге. В 1916-1926 гг. являлся вспомогательным епископом Луцко-Житомирского еп-ства с пребыванием в Житомире (с 1918 - в Луцке), где исполнял обязанности генерального викария, официала и администратора еп-ства (1926). В 1926 г. отказался занять епископскую кафедру, приняв решение полностью посвятить себя научной работе. В 1927-1951 гг. являлся профессором теологического фак-та Ягеллонского ун-та в Кракове, с 1931 г.- членом Польской академии знаний в Кракове. На Международном историческом конгрессе 1933 г. был офиц. представителем Папского престола. С 14 янв. 1949 г. титулярный архиепископ Аморианский.

http://pravenc.ru/text/165227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЙЛЕР [нем. Weiler] Рудольф (род. 12.03.1928, Вена), католич. теолог, прелат. Окончил католич. богословский и юридический фак-ты Венского ун-та. Рукоположен во пресвитера в 1951 г. Преподавал основы религии в школах и средних специальных учебных заведениях. В 1964 г. доцент, с 1966 г. проф. католич. богословского фак-та Венского ун-та. В. занимался проблемами этики, в т. ч. этики международных отношений; вопросами, связанными с социальной доктриной католич. Церкви, в основном концепцией «естественного права». В Венском ун-те стал ближайшим сотрудником Й. Месснера . После ухода последнего с преподавательской работы возглавил Ин-т этики и социальных наук Венского ун-та. В. на протяжении мн. лет редактировал журналы «Венский журнал изучения мира» (Wiener Blätter für Friedensforschung), «Общество и политика» (Gesellschaft und Politik), «Социальная этика и общественная политика» (Sozialethik und Gesellschaftspolitik). Его исследования были отмечены высшей католич. научной премией Австрии им. кард. Теодора Иннитцера. В 1980-1984 гг. В. руководил философским «Европейским обществом по изучению этики» (Societas Ethica). В наст. время возглавляет созданное им «Общество Йоханнеса Месснера» при Венском ун-те, в к-ром изучается концепция «естественного права». В СССР В. стал известен с 70-х гг. XX в., когда начались регулярные встречи европ. христ. и советских ученых для обсуждения актуальных вопросов изучения и укрепления мира в форме «диалога христиан и марксистов о мире». Со стороны католич. Церкви организация их была поручена В. Ватиканским секретариатом по делам неверующих и возглавлявшим его кард. Францем Кенигом . В 1988 г. в составе офиц. делегации Римско-католической Церкви В. принял участие в праздновании 1000-летия христианства на Руси. Соч.: Wirtschaftswachstum und Frauenarbeit. W., 1962; Wirtschaftliche Kooperation in der pluralistischen Gesellschaft. W., 1964; Die Frage des Menschen. Köln, 1968; Internationale Ethik. B., 1986-1989. 2 Bde; Einführung in die katholische Soziallehre. Köln, 1991; Sportethik: Aufrufe zu Gesinnung und Bekenntnis. Graz, 1996; Herausforderung Naturrecht: Beitr. z. Erneuerung und Anwendung des Naturrechts in der Ethik. Graz, 1996; Naturrecht in Anwendung: J. Messer-Vorlesungen, 1996 bis 2001. Graz, 2001. Лит.: Frieden und Gesellschaftsordnung: Festschr. f. R. Weiler/Hrsg. A. Klose. B., 1988; Demokratie als Herausforderung: Christliche Perspektiven mit schwerpunkt Mittel- und Osteuropa: Festschr. f. R. Weiler/Hrsg. I. Gabriel. W., 1998; Величко О. И. Венский диалог христиан и марксистов//Многоликая Европа: Пути развития. М., 2002. С. 398-406. О. И. Величко Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской

http://pravenc.ru/text/153849.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬЕ Ж. Ж. Олье. Гравюра из кн.: Lettres Spirituelles de M. Olier. Paris, 1672 (Б-ка католич. у-та св. Пав-ла, Чикаго) Ж. Ж. Олье. Гравюра из кн.: Lettres Spirituelles de M. Olier. Paris, 1672 (Б-ка католич. у-та св. Пав-ла, Чикаго) [Франц. Olier] Жан Жак (20.09.1608, Париж - 2.04.1657, там же), католич. свящ., деятель Контрреформации во Франции, основатель 1-й во Франции семинарии для католич. священников и об-ва священников св. Сульпиция (см. Сульпициане ). Происходил из знатной семьи: 4-й из 8 детей Жака Олье де Вернёй, советника палаты прошений королевского дома и королевского раздатчика милостыни, и его жены Мари Долю. В 1617 г. отец был назначен интендантом Лиона, и семья на несколько лет переехала в этот город. Начальное образование О. получил в иезуитской коллегии (1617-1624). В 1620 г. он стал клириком. В 1622 г. познакомился с католич. св. Франциском Сальским (1567-1622), к-рый повлиял на решение О. стать священником. В кон. 1624 г. семья вернулась в Париж. В Аркурском коллеже (часть Парижского ун-та) под рук. свящ. Пьера Паде О. изучал классическую философию (преимущественно Аристотеля и Платона) и древние языки (древнегреческий и латынь). Получив в 1627 г. степень магистра искусств, он продолжил учебу на богословском ф-те Парижского ун-та. В 1630 г. получил степень бакалавра теологии. Благодаря расположенности к семье франц. кор. Людовика XIII (1610-1643) О., будучи простым клириком, получил ряд доходных бенефициев , в т. ч. аббатство Нотр-Дам-де-Пебрак в Оверни (1625). Получаемые доходы и семейное положение не накладывали на него к.-л. служебных обязанностей и позволяли ему вести в Париже комфортную жизнь церковного бенефециария. Тем не менее, считая необходимым использовать имеющиеся у него знания для просветительских целей, время от времени О. выступал с проповедями. В конце учебы в ун-те О. оказался под духовным влиянием набожной католички Мари Руссо, вдовы парижского виноторговца Давида Руссо; она призывала его оставить светский образ жизни, не подобающий католич. клирику. Впосл. свое духовное обращение О. приписывал молитвам этой женщины.

http://pravenc.ru/text/2578381.html

После того как социально-христ. партия (бывш. католич. партия, исключившая из своей программы пункты о сугубо конфессиональном характере) в 1958 г. возглавила правительство, был разработан компромиссный закон, ограничивший долю приходских церковных учреждений, финансировавшихся из гос. бюджета. Представители католич. Церкви в Б. принимали непосредственное участие в Ватиканском II Соборе . Кард. Л. Сюненс был одним из 4 модераторов Собора, еп. Брюгге Э. де Смедт был одним из разработчиков Декрета о религ. свободе, профессора Лувенского католич. ун-та Г. Филипс, Л. Серфо и Г. Тильс принимали участие в создании догматической конституции «Lumen gentium» и пастырской конституции «Gaudium et spes» . В 1967 г. католич. Епископской конференцией была создана Католич. экуменическая комиссия, в составе к-рой секции по диалогу с англиканами, православными, протестантами и иудаистами, и комиссия по отношениям с мусульманами. Во 2-й пол. XX в. в Б. обострилась национально-языковая проблема. В 1967 г. католич. еп-ство Льежа было поделено на фламандскоязычное еп-ство Хасселта и франкоязычное еп-ство Льежа, в 1970 г. Лувенский ун-т был разделен на фламандско- и франкоязычные ун-ты (Katholike Universiteit Leuven и Université catholique de Louvain). С 1970 г. проводилась гос. конституционная реформа с целью преобразовать Б. в федеративное гос-во. В февр. 1994 г. кор. Альберт II подписал дополнения к Конституции 1831 г., определившие совр. гос. устройство Б. Законодательство по вопросам религии Отношения между гос-вом и религ. орг-циями, представленными в Б., регулируются Конституцией 1831 г. с добавлениями 1994 г. Ст. 19 гарантирует свободу богослужений, их беспрепятственного и публичного совершения. Ст. 20 утверждает, что никто не может быть принужден к.-л. образом к участию в богослужении к.-н. из религий либо признавать религ. праздник днем отдыха. Ст. 21 подчеркивает, что гос-во не имеет права вмешиваться в назначение священнослужителей, препятствовать им в связях с их церковными властями, публиковать соответствующие акты и т.

http://pravenc.ru/text/77978.html

Происшедшее в кон. 80-х гг. в странах Вост. Европы и особенно в Украинской ССР возрождение структур греко-католических Церквей, сопровождавшееся захватами правосл. храмов и притеснением верующих, осложнило православно-католич. диалог, приостановленный Поместными Православными Церквами по инициативе РПЦ. И. П. выразил по этому поводу сожаление, но назвал «нормализацию жизни» греко-католич. Церквей «исправлением допущенной несправедливости» и их «естественным возвращением к открытой церковной жизни после гонений», призвав возобновить диалог «братским разрешением спора в духе справедливости, любви и прощения» (Послание епископам европейского континента от 31 мая 1991//Единство в многообразии. 1993. С. 221). Считая возможным продолжение сотрудничества с правосл. Церквами в области совр. европ. евангелизации, И. П. пригласил правосл. Церкви прислать делегатов на специальную ассамблею синода католич. епископов Европы (28 нояб.- 14 дек. 1991). Однако 8 окт. 1991 г. Свящ. Синод РПЦ отклонил приглашение папы, указав на невозможность совместного обсуждения вопросов миссии и евангелизации в условиях, «когда у нас дома уже практически создаются параллельные миссионерские структуры... Наше участие в этих дискуссиях в Риме носило бы двусмысленный характер... Мировое же христианское общественное мнение было бы введено в заблуждение относительно подлинного характера взаимоотношений между нашими Церквами в данный момент» (Заявление о специальной ассамблее Синода епископов Римско-Католической Церкви по Европе//ЖМП. 1992. 1. С. 11-12). Решение РПЦ было поддержано др. правосл. Церквами, и для изложения православ. позиции К-польский Патриарх Варфоломей I направил на открытие синода экзарха Юж. Европы Италийского митр. Спиридона (Папагеорги), выступившего с речью, в к-рой напряженность в православно-католич. отношениях была объяснена насильственными действиями греко-католиков на Украине и в Румынии, а также увеличением католич. структур в странах с преимущественно правосл. населением, что вызывало подозрения в стремлении к прозелитизму и означало отход от братских принципов православно-католич. отношений, выработанных в последние годы.

http://pravenc.ru/text/471418.html

миссий. С нояб. 1924 г. Ронкалли совмещал деятельность в Обществе распространения веры и преподавание патристики в папском рим. ин-те «Utriusque iuris». В эти годы он старался держаться в стороне от политики, но в дневнике отмечал противоречие фашистского курса Б. Муссолини евангельским заповедям, выражая надежду на победу во время выборов Народной партии. 3 марта 1925 г. папа Римский Пий XI назначил Ронкалли апостольским визитатором в Болгарии с возведением в сан титулярного архиепископа Ареопольского. Его епископское рукоположение, состоявшееся 19 марта в рим. ц. Сан-Карло аль Корсо, возглавил кард. Джованни Таччи-Порчелли. Одной из главных задач, стоявших перед Ронкалли, была реорганизация католич. церковной администрации с учетом изменения границ Болгарии после первой мировой войны. По предложению Ронкалли католики визант. обряда были объединены в апостольский экзархат Софии, учрежденный папой Пием XI в июле 1926 г. В сент. 1934 г. он способствовал открытию 1-й в Болгарии католич. ДС для подготовки клира как лат., так и вост. обрядов (руководство семинарией было поручено иезуитам ). Благодаря укрепившемуся при Ронкалли положению католич. Церкви в стране статус представительства Папского престола в Болгарии был повышен до апостольской делегатуры, и 26 сент. 1931 г. Ронкалли был назначен 1-м апостольским делегатом в Болгарии. Помимо решения вопросов внутреннего устройства католич. Церкви в Болгарии он выполнял дипломатические функции, поддерживал отношения с болг. царем Борисом III и представителями правительства страны. При посредничестве Ронкалли удалось решить проблему брака царя Бориса III с Джованной Савойской, дочерью итал. кор. Виктора Эммануила III. Несмотря на данные папе Пию XI обещания и совершенное 25 окт. 1930 г. католич. венчание в Ассизи, 30 окт. царь Борис повторно венчался в Софии по правосл. обряду, а родившуюся в 1933 г. дочь крестил в Православии. Ронкалли удалось уговорить папу и Гос. секретариат Ватикана ограничиться сдержанными протестами и не подвергать Джованну Савойскую отлучению от католич.

http://pravenc.ru/text/469716.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010