Евхаристия наилучшим образом раскрывает нам веру Церкви Христовой Православной. Она «заключает в себе спасительное действие Креста для всех времен» (святитель Иоанн Златоуст ). Она всегда напоминает нам о нашем посвящении Богу в таинстве крещения. «Потому и священник, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – призывает нас к этому (к Святым Тайнам), именуя святыми: «Святая святым!» «. В Священном Писании Нового Завета святыми, как известно, именуются все принявшие святое крещение, то есть все христиане. «Все Таинства церковные соединены с Евхаристией. Именно Евхаристия сообщает им действительность, – пишет митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). – Мы отделили Таинства от Евхаристии, и это большая трагедия в смысле литургическом» 2 . Евхаристия делает нас причастниками Воскресения Христова и наследниками Жизни Вечной. Преосвященный Василий (Кривошеин) († 1985 г.), архиепископ Брюссельский и Бельгийский, говорит, что «Таинство Евхаристии тоже (как и крещение) есть таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго Пришествия: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). Причастие Святых Таин Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин.6:53-54,58 ). Вот почему Святой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть» (см. Еф.20:2) 3 . Как новозаветная Пасхальная трапеза Божественная литургия всякий раз являет верным Пасху Христову и напоминает о Втором славном Пришествии Христовом. «Смерть Твою возвещаем, Господи, Воскресение Твое исповедуем!» – восклицали вслед за диаконами все участники Божественной литургии в Древней Церкви. (Эти слова сохранились в чинопоследовании Литургии святого апостола Иакова).

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-evxarist...

Если в каждом таинстве есть нечто непознаваемое для человеческого ума, то в таинстве таинств – Евхаристии всё самое важное выходит за рамки рассудочной способности человека. Для восприятия Евхаристии необходим подвиг веры. Во время совершения таинства Евхаристии при произнесении священнической молитвы сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь. По действию Святого Духа хлеб и вино уже являются истинными и реальными Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Чувственный образ хлеба и вина сохраняется, но по существу это уже Тело и Кровь Спасителя. Это рационально необъяснимое действие Божие именуется преложением Святых Даров. Ещё в земной жизни, готовя Своих учеников к восприятию таинства Евхаристии, Спаситель учит их: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:53–56 ). Установление самого таинства произошло накануне крестных страданий Господа, на прощальном пасхальном ужине, где собрались Его ближайшие двенадцать учеников. Поскольку иудеи уже решили схватить и убить Иисуса, эту последнюю пасхальную трапезу Господь с учениками совершал тайно. Отсюда и её название – Тайная вечеря, ставшее впоследствии ещё одним наименованием таинства Евхаристии. Важно заметить, что в тот вечер Господь не только установил это таинство, но Сам первым и совершил его, явив пример на все века. Описание этого таинства имеется у трех евангелистов: Матфея (26:26–28), Марка (14:22–24) и Луки (22:19–20), а также у апостола Павла ( 1Кор. 11:23–25 ). Евангельские описания очень близки по сути и мы приведём лишь одно из них, по Евангелию от Матфея: Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Закрыть «Воскреснет Святая Русь и народ наш» В адрес редакции РНЛ поступают поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения Протоиерей Владимир Воробьев   Протодиакон Сергий Шалберов   Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов)   Константин Ильин   16:55 15.04.2023 1482 Время на чтение 8 минут В редакцию «Русской народной линии» поступают поздравления с Праздником праздников и Торжеством из торжеств – с Праздником Светлого Христова Воскресения. Первым поздравил редакцию председатель Синодальной богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин : В святом деле защиты Православной веры и воссоединения русского народа нельзя останавливаться на полпути « Христос воскресе! От всего сердца, торжествующего в эти пасхальные дни, поздравляю вас с Победой Жизни над смертью – Великим Праздником Воскресения Христова! Воскресение Христа увенчало и прославило милосердную любовь Бога к Своему творению: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Евангелие от Иоанна 3:16). Воскресший Господь ценою Голгофской жертвы, искупившей человечество, указал и открыл людям верный путь к вечной жизни. Крестные страдания и Воскресение из мертвых неотделимы друг от друга: " Се бо прииде Крестом радость всему миру " . Но в эту Пасхальную ночь в нашем сердце возникает тот же вопрос, который был в сердце жен – мироносиц, пришедших рано утром ко гробу Иисуса: " Кто отвалит нам камень от двери гроба? " (Евангелие от Марка 16:3). Что значит праздновать Пасху в этом мире, наполненном страхом и ненавистью, предательством и страданием, когда камень лежит на нашем сердце? Что значит петь " Смертию смерть поправ… " , когда вид смерти становится каждодневным и привычным также как весной 1945 года или две тысячи лет назад во времена Христа? Первым словом Воскресшего Христа женам – мироносицам было: " Радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь " (Евангелие от Матфея 23:9,10).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/15/vo...

И вот первое признание: Иисус – Христос. Но Христос должен быть распят. Христос должен быть распят, чтобы стать Спасителем. Он должен пострадать; Он должен быть унижен, отвергнут, осмеян, побит, оплеван и убит, чтобы войти в Божественную Славу и исполнить Свою миссию. Это из ряда вон выходящее христианское учение, к которому мы относим себя начиная с первого века. Вернемся к Евангелию от Матвея. Иисус спрашивает : «А вы за кого почитаете Меня?», сначала Он спросил «За кого почитает Меня народ?», они давали различные ответы, тогда Он сказал: «А вы за кого почитаете Меня?» В Евангелии от Матфея признание более длинное: «Ты Христос» – как и у Марка и Луки – «Сын Бога Живого». Сын Бога Живого. Толкование этого предложения таково: Он Единородный Сын; и нет другого. И Бог – единственный, истинный, Бог Живой, бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и всех пророков – буквально является Его Отцом. И об этом говорится в Евангелии от Иоанна, в самой первой главе Апостол называет Иисуса Словом Божиим – Devar Yahweh. В Прологе Евангелия от Иоанна, которое… Между прочим, некоторые из присутствующих здесь – неправославные – должны знать, это Евангелие читается в православной церкви на Пасху. Если вы придете на Литургию в Пасху, на службу, на главную церковную службу, Божественную Литургию в Пасхальную ночь, то читаться будет не отрывок из Евангелия о Воскресении Христовом. Его будут читать на утрене, всю неделю, снова и снова, но не в этот конкретный момент. Что же читается? Начало Евангелия от Иоанна. «В начале (так же начинается текст Библии , это первые слова из Книги Бытия): «В начале». Так Апостол Иоанн начинает: «В начале – он пишет, – было Слово», Логос, Verbum по-латыни, на древнееврейском Devar. «И Слово было у Бога» или вокруг Бога, pros ton Theon. И далее он пишет: «И слово было Бог, Theos ». Затем он продолжает: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И слово было Бог. Оно было в начале у Бога», далее: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Все было создано Им, и Апостол Павел скажет, не только Им, но и через Него, в Нем, для Него и ради Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин.17:11, 20–23). Согласно многовековому богословскому преданию Православной Церкви, человечество есть единое бытие во множестве ипостасей, как Бог – Единое Бытие в Трех Лицах. Литургия в своей вечной реальности есть всегда соприсутствующая нам Пасха Господня. До пришествия Христа еврейская Пасха состояла в воспоминании исторического события – перехода через Чермное море Израильского народа, избавленного от египетского рабства, прототипа всех прочих рабств. Христианская же Пасха есть избавление от рабства греху и смерти, переход от частных и ограниченных положений к универсальным, божественным, восхождение от земных форм бывания к небесным, к бессмертию. И заповедано нам совершать ее в Его воспоминание (Лк.22:19), во Имя Его. Он – истинный центр всего мироздания – является сосредоточием нашего внимания: «Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло» (Ин.1:3). В этом радикальное изменение характера нашего Пасхального торжества. Вся литургия в ее существенном содержании есть не что иное, как воспоминание о Нем, а не о каком-либо историческом факте. «Воспоминание», понимаемое как живое вхождение в сферу Духа Христа, в Его Божественном и земном измерениях. Литургический акт, при внимательном отношении к его основной идее и к его составным частям, воспитывает нас пребывать в атмосфере Христа. Господь увлекает нас духом обнимать весь мир, где миллионы людей в каждый данный момент или сокрушены ударами жестокой судьбы, или лежат у дверей смерти и стонами своими призывают помощь Свыше. В меру нашего личного опыта всякого рода страданий мы можем погружаться в безбрежное море людских терзаний и через молитву разделить с ними их ужасы, а иногда и радости. Возможно, что в какой-то момент мы настолько включимся в неизбывные муки всего человечества, что ни тело, ни психика, ни мысль не будут в состоянии следовать за плененным молитвой духом, предстоящим Богу в невыраженных словами воздыханиях (ср.

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

– Иди! Тогда Петр прыгнул из лодки в воду и пошел по воде к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и стал тонуть. Господь Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал: – Маловерный, зачем ты засомневался? ( Мф.14:22–33 ). Когда Господь Иисус спросил Своих учеников, за кого они Его принимают, Петр от лица всех сказал: – Ты Христос, Сын Бога живого! и услышал в ответ: – Ты Петр (то есть Камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою и врата ада (то есть гибель) не одолеют ее ( Мф.16:15–19 ). Однако сразу же после этого, когда Иисус Христос сказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и быть распятым, Петр стал умолять Его пожалеть Себя и не дать этим событиям совершиться. Тогда Господь Иисус сказал Петру: – Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:21–23 ). Совсем особенным событием в жизни Петра был день, когда Господь Иисус взял с собой его и еще двух ближайших учеников – Иакова и Иоанна и повел их на высокую гору. Там они увидели Преобразившегося Господа таким, каким они Его еще никогда не видели. Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белы как снег. Рядом с Ним стояли ветхозаветные Пророки Моисей и Илия и говорили о Его исходе (то есть о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении). Ученики в ужасе упали лицом на землю, а горячий и пылкий Петр воскликнул: – Господи, хорошо нам здесь. Если хочешь, я сделаю здесь три кущи (т.е. шалаша) – для Тебя, для Моисея и для Илии! Но в это время Моисей и Илия исчезли, а из облака раздался голос Бога-Отца: – Это Мой любимый Сын, на Котором Мое благоволение, слушайте Его! ( Мф.17:1–13 ; Мк.9:2–13 ; Лк.9:28–36 ). Отречение Петра . Преданно и с любовью Петр служил Господу Иисусу в течение трех лет Его проповеди . Когда перед крестной смертью Спасителя ученики собрались на пасхальный ужин – Тайную Вечерю и Господь Иисус в знак Своей любви к ним захотел умыть им ноги, Петр стал спорить с Ним, говоря, что он не допустит такого унижения Господа перед собой ( Ин.13:1–15 ). В ту же ночь, в Гефсиманском саду, когда воины и слуги Первосвященника пришли арестовать Иисуса Христа, Петр схватил меч и ударил им одного из слуг, так что отсек ему правое ухо ( Ин.18:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Иисус Христос, как видно из Евангелия, соблюдал иудейский обычай благодарения Бога при преломлении хлеба. На правах главы семьи Христос-Учитель, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» ( Мф.14:19 ); «и, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» ( Мф.15:36 ); в Эммаусе на правах гостя, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» ( Лк.24:30 ). Так поступали и апостолы: «взяв хлеб, он (апостол Павел) возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть» ( Деян.27:35 ). Вне сомнения, что и на последней вечере Христа с апостолами, которая справлялась как пасхальная, Христос совершал подобного рода благодарения как над хлебом, так и над вином. Сопоставляя данные синоптиков о ходе Тайной вечери в связи с пасхальным ритуалом, как он изложен в Талмуде, можно полагать, что, когда ученики выпили положенные в начале пасхального стола чаши ( Лк.22:17 ) и ели пасхальные блюда, «и когда они ели» ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ), Иисус Христос взял лежавший на столе во образ пасхального агнца кусок хлеба и, благословив его, разломил его на куски и, вкусив Сам, как требовал обычай пасхальной трапезы, преподал его им, сказав: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается» ( Лк.22:19 ). Хлеб, до этого момента напоминавший апостолам пасхального агнца, преподан был им как Тело Того, о Ком еще древле пророк Исайя сказал: «…Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ), – и Кого видя, Предтеча сказал будущим апостолам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостолы, вкусив хлеба, причастились Божественного Тела. После этого Христос взял чашу «благодарения», «также и чашу после вечери» ( Лк.22:20 ) и, возблагодарив Бога и испив от нее 17 , преподал ее апостолам как Свою Кровь, проливаемую за них. Во всем происшедшем для апостолов было важно то, что им было преподано Тело и Кровь Спасителя и что эта непостижимая для человеческого ума тайна была совершена Христом в связи с благодарениями Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. ( Притч. 8: 22–31 ) Синоптические Евангелия начинают свое повествование с исторических событий: рождения Иисуса, его крещения и начала его проповеднического служения. В противоположность им Евангелие от Иоанна начинается с намеренной параллели между историей сотворения мира и историей нового творения во Христе: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); В начале было Слово ( Ин. 1:1 ). Наша привычная современная методология изучения Нового Завета предлагает нам видеть в Евангелии от Иоанна богословскую интерпретацию уже существовавшего базового повествования синоптиков. С исторической точки зрения это, несомненно, верно. Однако богослужебная традиция толкует Евангелие от Иоанна как основание церковной керигмы: в православной церкви пролог Евангелия от Иоанна читается за ночной Пасхальной литургией и, таким образом, открывает собой цикл чтений на весь богослужебный год. Что кроется за этой богослужебной практикой? Она подразумевает, что в воскресении Христа, в том, что пуста Его гробница, в радости таинственных встреч Воскресшего Господа с учениками открывается смысл творения. Рассказ книги Бытия не может быть понят без откровения – во Христе – о том, каков же был истинный замысел Бога в акте творения: новая тварь, новое человечество, новый космос, явленные в воскресении Христовом, то что от начала замыслил Господь. Как сказано в книге Притчей, Бог веселился на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч. 8:31 ). Но люди отвергли дружбу Бога; их взаимная радость была вытеснена гордым самодовольством человечества, что могло вызвать только Божий гнев: но здесь, в Иисусе, – новое начало, новая радость. И все это возможно потому, что новое творение совершается по воле Того же Бога и осуществляется Тем же Логосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(масленица), Светлая (Пасхальная) и Троицкая (седмица после Пятидесятницы). Семисвечник – особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится в алтаре за престолом; ветви светильника имеют чашечки для семи лампад или подсвечники для семи свечей. С. знаменует собой семь таинств Православной Церкви, прообразом С. был ветхозаветный светильник из семи лампад в Моисеевой скинии. Серафимы ( евр. – пылающие, огненные) – название одного из 9-ти чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании; по общепринятому пониманию занимают 1-е место в иерархии ангельских чинов, однако, по толкованию прел. Максима Исповедника к названию 7-й главы соч. «О небесной иерархии», входящего в корпус «Ареопагитик», занимают место 3-го чина 1-й степени после Херувимов и Престолов. Изображаются в соответствии со словами пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли С.; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6, 1–3 ). Силы ( греч. δυνμεις) – в христианской ангелологии, согласно автору «Ареопагитик», 5-й из 9-ти чинов ангельских, образующий с Господствами и Властями вторую (среднюю) триаду. Символ веры – краткое изложение основных истин христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких С. в. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость пополнить и уточнить прежние С. в. – так возник современный Никео–Константинопольский (Никео–Царьградский) С. в., составленный отцами I Вселенского Собора (Никея, Малая Азия, 325 г.), а в 381 году расширенный и дополненный II Вселенским Собором (Константинополь). С. в. разделяют на 12 членов: в 1-м говорится о Боге Отце, в следующих членах по 7-й включительно – о Боге Сыне, в 8-м члене – о Боге Духе Святом, в 9-м – о Церкви, в 10-м – о Крещении, в 11-м и 12-м – о воскресении мертвых и о вечной жизни. С. в. входит в состав многих богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА [Елеон, Масличная гора; греч. Ορος Ελαων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт.) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы. Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу. Вид на Елеонскую гору Вид на Елеонскую гору Отпечаток стопы Спасителя в часовне Вознесения Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

http://pravenc.ru/text/189763.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010