С последним утверждением можно согласиться, но оно требует пояснения, ведь на первый взгляд самым иудейским Евангелием выглядит Мф. Однако иудейскость в случаях с Ин. и Мф. – разного рода. В Мф. она очевидна в обилии ветхозаветных цитат, в семитическом строе языка, в раввинистической манере строить материал поучений и т.п. (см. § 43. 2) В Ин. же иудейский характер проявляется не на уровне формы. Он глубже, на уровне богословия. Исход, пасхальный агнец, манна, вода, виноградная лоза, пастырь, свет, «Я есмь» (эквивалент Священной тетраграммы) – все эти темы и понятия, используемые как язык Благовестия об Иисусе, корнями уходят в Ветхий Завет и иудейское богословие. Так же как и в Мф., в Ин. иногда приводятся пророчества из Ветхого Завета, но как неожиданно и смело! Например: 34 Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода... 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Ин, 19, 34. 36; ср. Исх. 12, 46 ). Имеется в виду именование Христа Агнцем Божиим, вземлющим на Себя грех мира (см. Ин. 1, 29. 36 ). За этим стоит образ ветхозаветного пасхального агнца, закалаемого в воспоминание об Исходе из Египта: «это – Пасха Господня» ( Исх. 12, 11 ). Когда приходит воин, чтобы перебить голени распятым и тем ускорить их смерть, он не касается уже умершего Христа, и таким образом кость Его, как кость пасхального агнца, согласно Закону остается нетронутой. Кстати, именование Христа Агнцем есть специфическая черта именно Иоаннова лексикона, нашедшая себе развернутое использование в другом Иоанновом труде – Книге Откровения. В самом Ин. имеется прямое указание Христа: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5, 39 ). В богослужении Православной Церкви тонко и остроумно подмечена перекличка Ин. с Ветхим Заветом. Почему, например, в неделю Фомину (Антипасхи) на Утрене полагается такой прокимен: Похвали2, i3epycaлu1мe, гдса, хвали2 бг7а твоего2, ciw1he. Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего ( Пс. 147, 1 )? Да потому, что исповедание апостола Фомы (читаемое в составе литургийного чтения, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 30 апреля 2005 г. 20:00 «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Рим. 6, 4 Возлюбленные о Христе Воскресшем Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, боголюбивые чада Русской Православной Церкви! Приветствуя каждого из вас пасхальным целованием, обращаю к вам полные неизреченной радости слова: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Величайший из праздников празднуем мы сегодня, прекраснейшее из торжеств торжествуем. Светлая пасхальная радость, сияющая в наших сердцах, согревает нас среди земных забот, вдохновляет на жизнь в добре и любви, дарует нам предчувствие собственного грядущего воскресения. Всем отверзает Господь благодатный источник этой радости и не спрашивает сегодня, в который час кто вышел на делание свое. Знает Он верных Своих, трудившихся от первого часа, но знает и то, что пришедшие к одиннадцатому часу, преодолели, быть может, самую трудную часть пути. И нет дела более угодного Богу, чем принести эту святую радость тем, кто ее не знает, чьи души еще не озарил нетленный свет Пасхи Христовой. И эта светоносная, преображающая, животворящая радость отвалит камни от гробов, в которых запечатаны их души. Обращая ликующие пасхальные песнопения к Восставшему из мертвых, Первенцу среди умерших (1 Кор. 15, 20), мы и в самих себе ощущаем чудо совоскрешения: мы более не мертвы духовно, но живы благодатию Божией, искупившей нас от греха и смерти, соделавшей нас во Христе новым творением. Это чудо творит любовь Воскресшего Спасителя, победившая смерть Крестным Подвигом. Для спасения человечества, отступившего от Божия замысла, Сотворивший жизнь сошел во ад, смирив Себя до смерти, даже до смерти крестной, и даровал нам Новую Пасху — таинственный переход от смерти к жизни, от тьмы к свету, от земли к вечному Царству Божию. И этот переход открывается для нас уже в этой нашей временной жизни, если мы в земном своем странствии через молитву и смиренное принятие воли Божией, через дела милосердия и служение ближним соединяемся со Христом. Освобождаясь из греховного плена, всеми силами стремясь к сияющему свету Христову, мы делаем прекраснее нашу жизнь, ибо умножаем в своей душе вечные богатства, по слову Писания, — «собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 20–21).

http://patriarchia.ru/db/text/290.html

Прибавление О так называемых переходящих праздниках, постах и днях поминовения усопших К переходящим праздникам, постам и дням поминовения усопших относятся такие, которые бывают не в одни и те же, А в равные числа месяцев в году. Переход этих дней с одних чисел на другие обыкновенно зависит от времени празднования главнейшего из всех праздников – Пасхи, или Светлого Христова Воскресения. Пасха же у нас в православной Церкви по особому расчисленю, называемому Пасхалией, празднуется в разное время, от 22-го марта до 25-го апреля, – в первый воскресный день после еврейской Пасхи, которая обыкновенно совершается в день весеннего мартовского полнолуния. Праздник Пасхи установлен в память славного Светлого (радостного) воскресения Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, почему иначе так и называется. Воскресение Христово совершилось на третий день после Его смерти, в первый день после еврейской пасхальной субботы, отчего и получило название Пасхи. В этот день весьма рано поутру сделаюсь сильное землетрясение. Ангел сошел к пещере, где был погребен Христос. Вид его был как молния, одеяние бело, как снег. Он отвалил камень от входа в пещеру. Иисус Христос восстал из гроба в Своем Божеском величии. Стражи, которые были поставлены к пещере распявшими Его иудейскими первосвященниками, от страха попадали на землю, как мертвые, и потом, опомнясь, разбежались. Некоторые из них пришли в Иерусалим и рассказали обо всем случившемся. Но враги Христовы дали стражам денег и научили их говорить, будто бы ученики Иисусовы пришли ночью и украли тело Его, когда стража спала. Воины взяли деньги и сделали так, как их научили. В самый день воскресения Христова, рано утром, некоторые женщины пришли ко гробу, чтобы помазать тело Его миром, чего не успели сделать при погребении, но нашли: камень отвален от входа в пещеру; тела не было, а лежали только одни одежды; на камне сидел ангел. И ангел сказал им: «Вы ищете Иисуса. Его нет. Он воскрес, как сказал. Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Третья часть, в которой идет речь о напутствии Господа апостолам и объяснении их миссии, предварялась песнопением " Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь " (Пс. 117:24). Была исполнена песня Антона Танонова на слова Зинаиды Поляковой " Не бойтесь, люди, завтрашнего дня " , затем все три хора исполнили пасхальный тропарь и " Воскресение Христово видевше... " Прозвучал отрывок из Деяний святых апостолов о Вознесении Господнем: " Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1:9-11). Завершили композицию исполнение песни Антона Танонова " О светло светлая и украсно украшена земля Русская " и колокольный звон. " Нет большего счастья для композитора, чем услышать произведение, к которому он причастен, в совершенном исполнении. Всех от души поздравляю с праздником музыки и православной веры " , - сказал композитор Антон Танонов. В завершение исполнители вместе со зрителями пропели пасхальный тропарь. Как рассказала Татьяна Кузьмина корреспонденту ИА " Вода живая " , идея создания пасхального произведения возникла еще до пандемии, но премьеру пришлось отложить. Она состоялась 12 мая 2021 года на сцене Большого зала Филармонии.  ИА " Вода живая " , 15.05.22 Поделиться 21 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 7 апреля 2024 15 марта 2024 14 марта 2024 12 марта 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

4.2. Экклезиологичность церковной молодежной работы заключается в объединении молодых людей вокруг Евхаристической Чаши – зримого воплощения единства с Богом и друг с другом. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). 4.3. Преемственность . Полноценное воцерковление молодых людей за редким исключением возможно только внутри христианской приходской общины. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих. ( 1Кор.12:12–14 ). Перед приходом стоит задача передачи опыта реальной веры молодым христианам, и при этом жизнь молодежи на приходе должна складываться вместе с жизнью всей церковной общины, т.е. не только духовенства, но и мирян, образуя новые формы совместного хозяйствования, досуга и профессиональной деятельности. 4.4. Свидетельство. Молодежная работа в Церкви призвана стать проповедью о Христе Воскресшем, свидетельством о полноте церковной жизни как духовной радостной жизни в Боге, опытом переживания веры. Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ) – говорит Господь. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Фес. 5:16 ) – пишет апостол Павел. Необходимо так построить церковную работу с молодежью, чтобы, проникаясь пасхальным благовестием, юноши и девушки постигали истинный смысл христианской жизни через исполнение святых заповедей, преодолевали собственные страхи и предубеждения, приобщались к духовной радости и учились разделять ее с ближними. 4.5. Совершенствование. Церковная молодежная работа невозможна без формирования у молодежи понятий о святости, грехе, добре и зле, без внутренней духовной работы над своим сердцем. Научение молодых людей догматическим основам православной веры является залогом формирования православного мировоззрения и правильного развития духовной жизни. Важным контекстом церковной работы с молодежью является возрастание в христианской стойкости к соблазнам греха и искушениям мира, осознанности выбора свободы во Христе, как свободе от греха. В то же время не следует вести работу, основанную на запретах и долженствованиях. Напротив, она должна отвечать на призыв Бога: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ) ...будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

В этом храме молился Сам Спаситель и назвал его домом Отца Своего ( Ин.2:16 ). Уже в Новозаветной Церкви святые апостолы установили правило водружать жертвенники. Вот как об этом говорит святой Павел: “Мы имеем жертвенник, от которого не имеют прав питаться служащие скинии” ( Евр.13:10 ). Также и сейчас в апостольской Православной Церкви сердцем храма является жертвенник. К этому можно добавить, что и на небесах, которые, как мы с вами согласились, являются образцом для нашего богослужения, есть таинственный жертвенник. Иоанн видел находящиеся под ним души мучеников ( Апок.6:9 ), от этого священного места Бог открывает Свою волю ангелам (9, 13; 16, 7). Пророк Исайя от небесного жертвенника получил очищение: — “Прилетел ко мне один из Серафимов и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” ( Ис.6:6-7 ). Но именно этого главнейшего предмета и нет в протестантских молельнях, которые поэтому совершенно не библейские! — Вы очень интересно и доказательно рассказали, что в храмах должны быть жертвенники, но сразу возникает вопрос: Какие жертвы вы на нем приносите, ведь Христос Сам принес единственную Жертву Богу — Самого Себя? Что, неужели вы хотите чем-то дополнить жертву Господню? — Нет, конечно! Какой безумец может подумать, что он своими слабыми силами может добавить что-либо к Жертве Христовой. В нашей власти лишь стать участниками этой Жертвы, подобно тому, как в Израиле “те, которые едят жертвы, становятся участниками жертвенника” ( 1Кор.10:18 ). Поэтому и в Православной Церкви мы становимся участниками жертвенника, о котором мы говорили чуть раньше, чрез вкушение от Истинной Жертвы, “Пасхи нашей, Христа, закланного за нас” ( 1Кор.5:7 ), который преподается на святой Литургии, А те, кто не причащаются от этой Пасхальной Жертвы Нового Завета, над ними исполнится повеление Божие — “истребится душа та от народа своего” ( Числ.9:13 ). Сам Христос сказал, “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин.6:53 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Верующие христиане живут благодатными таинствами церковными – дарами Духа Святого, получаемыми в таинствах Церкви Православной. Наибольшим таинством Церкви есть Святое Причащение. В этом таинстве верующие объединяются со Христом Спасителем, Который сказал: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.” ( Ин.6:54-56 ). Кто не верует в Воскресение Христа, кто не причащается Святейших Таин Тела и Крови Его, тот на получит жизни вечной. “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете, есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин.6:53 ). Время грозное мы переживаем. По всей земле среди христианских народов победоносно шествует отступление от Христианства и от христианской жизни. Ширится по лицу земли безбожие, отчего люди духовно дичают и утрачивают высочайшие ценности христианской культуры. Это признаки грядущих страшных бедствий не только для отдельных государств или народов, но и для всего человечества. Мы, православные русские люди, не смеем идти в ногу с теми, кто отступил от Христа. Современные модерные течения не должны развращать наши христианские православные души. Станем жить по нашей Православной вере, за что получим венец славы от Господа Воскресшего. Придите, чада, “возрадуемся Господеви,” да празднуем достойно и с радостью нашу Пасху, проводя Светозарную и Пасхальную ночь в святых храмах наших во всенощном торжественном ликовании о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. Приветствую вас, отцы честные и братия, и всю паству нашу со светлым праздником Воскресения Христова. “Празднуя это обновление жизни нашей,” – поучает нас святой Григорий Богослов , – да обновимся и мы духовно.” Христос Воскресе! Христос – Радость Вечная, 1962 г Христос Воскресе! “Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” ( 2 Кор.5:15 ). Господь Иисус Христос пострадал и воскрес от гроба за весь мир, за всех людей, чтобы Своею пречистою Кровью всех привести ко спасению.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Где бы он не был, всегда был окружен народом. Например, когда был батюшка о. Иоанн Кронштадтский в город Харькове, совершал службу в обширном соборе, за множеством народа, певчим пришлось петь в алтаре. Стечение народа было необыкновенное. Весь город был потрясен и во многих местах, где проходил о. Иоанн Кронштадтский , крестьяне оставляли поля, купцы запирали магазины, спеша получить благословение. Во многих местах приветствовали его и от радости пели пасхальные ирмосы и встречали с колокольным звоном. Считаем мы себя счастливыми при этих воспоминаниях и всегда радуемся радостью тою же духовною, которую нам Бог давал через своего служителя, избранника Божьего. Святость и праведность познаются по делам святым. Ни в одной вере или секте нет спасения, кроме правой православной Святой Веры. Слушайте, братия, внимайте, в чем святость узнается. Закон – Евангелие Святое – это наше руковождение. Вот, что говорит святой апостол Павел относительно святых Божьих: „Ибо слово Божие живо и действенно, острее всякаго меча обоюдо-острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено» (к Евреям гл. 4, ст. 12–13). Братия, эти слова святого апостола Павла относятся ко всем святым, благоугодным Богу, исполнившим Евангелие Святое. Многие из вас были свидетелями, что в досточтимом пастыре, о. Иоанне Кронштадтском , жило слово Божие: он судил нас, знал и помышления сердечные наши и нередко обличал их. Часто приходилось слышать, что, когда за тысячи верст посылали телеграммы праведнику батюшке отцу Иоанну Кронштадтскому и просили помолиться о больном, то по молитве святого праведника больной получал исцеление. Вы знаете, православные христиане, в св. Евангелии сказано, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его , того слушает ( Ин.9:31 ); посему мы и почитаем за праведника батюшку отца Иоанна Кронштадтского , но так как он не канонизован по чину церкви Христовой, то мы в честь его икон не пишем, свечей и лампад пред ним не возжигаем, молитв и акафистов у нас не имеется, этим мы от уставов святой матери нашей Церкви православной не отступаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе 154 . Что после этого для верного Христианина земная жизнь? Постоянное приготовление к будущей; непрестанное стремление души к царствию Божию от здешней суетной жизни, от нападающего на нас непрестанно греха – беспристрастие к временным благам и пользование ими настолько, чтобы они не привязывали к себе нашего сердца и не владели им: все мне позволительно, говорит апостол, но ничто не должно обладать мною 155 . – Между тем земная жизнь слагается у нас так, что земные попечения и заботы – почти всегда на первом плане, а это не согласно с действительною целью нашей жизни. Ищите прежде царствия Божия и правды его, а это все, т. е. земное, приложится вам 156 , дастся как бы в придачу. Что впервые христианские времена, да и ныне, одушевляло и одушевляет верных христиан в святой, равноангельской жизни? Уверенность в воскресении мертвых, в будущей бесконечной жизни и в воздаянии каждому по делам. Что подвизало и укрепляло мучеников в твердой решимости – претерпевать ради имени Христова бесчисленные виды всяких мучений и бодро и весело идти на смерть? – Уверенность в воскресении, в суде и воздаянии Они имели постоянно в сердце слова Христовы: в терпении вашем, стяжите души ваша 157 и влас главы вашея не погибнет 158 . Что подвизало и одушевляло святых Отцов нашей святой православной церкви в подвигах молитвы и поста, в борьбе со страстями, в борьбе с еретиками за православие нашей веры, например, за истинное учение о Святой Троице и соединении двух естеств во Христе – Божеского и Человеческого, – о почитании святых икон? – Твердое убеждение в спасительности православной веры и в будущем воздаянии. Что одушевляло и умудряло дивных и пресладких песнопесцев нашей св. церкви в составлении таких и столь мудрых, – приводящих в восторг всякую верующую душу – церковных песней, столь разнообразных по названию и по содержанию? Какая поэзия человеческая может сравниться с чудной небесной, святой поэзией наших Боговдохновенных песнопевцев? Прислушайтесь хорошенько чутким сердечным и разумным слухом, например, к пасхальным песнопениям, – вообще к праздничным и воскресным, – да и ко всем обыденным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Извините, можно с Вами побеседовать? Можно, добродушно вглядываясь в меня, сказал он, и пригласил пройти прогуляться по церковному двору. Есть такое пасхальное песнопение, начал я, его поют все христианские вероисповедания: «Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ…». Может быть вы знаете, кто его автор? Священник помолчал немного, видимо, молился, а затем сказал: Этот чудесный тропарь написал преподобный Иоанн Дамаскин величайший светильник, молитвенник Церкви Православной, живший в VII веке в Сирии. Он написал множество служб и канонов, которые вошли в Богослужение Церкви. Он также написал замечательную книгу «Точное изложение Православной веры». В ней собраны все догматы веры Христианской. Слава Богу, книг сейчас много! И эта книга есть в библиотеках при многих храмах, в воскресных школах, в книжных лавках, если желаете, то можете почитать. В Ветхом Завете, в книге Исход, в 20й главе, 4м стихе, продолжал я, есть такие слова: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». А почему у вас в храмах есть изображения, и вы им поклоняетесь? Иконы это не кумиры и, тем более, не идолы, сказал батюшка. Из Ветхого Завета мы знаем наименования идолов: астарта, ваалфегор, ваал. Конечно, идолами могут быть и человеческие страсти, но к иконам это никакого отношения не имеет. Бог запретил изображать что-либо для поклонения, потому что мы должны поклоняться, и Церковь Православная поклоняется, только Ему. Помните, в той же книге Исход описывается, как пророк Божий Моисей поднялся на гору Синай, а Аарон с народом остался у подножия горы. Моисей долго не возвращался, и народ сказал Аарону: сделай нам бога, который бы шел перед нами ( Исх. 32, 1 ). И Аарон сделал золотого тельца идола. За грех этот Господь поразил народ. В то же время, если Вы помните, в той же книге в 25й главе Бог заповедал Моисею сделать изображения Херувимов на крышке Ковчега: и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы ( Исх. 25, 18 ). И более того, Он сказал Моисею: там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения ( Исх. 25, 22 ). Так что сами видите: есть изображения, запрещенные Богом, есть изображения, которые Им же заповеданы.

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010