По мнению святителя Иоанна Златоуста , она предполагается самим происхождением детей. «Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения» (Восемь слов на книгу Бытия. Слово IV). Основанием этой власти является также сугубая ответственность родителей за воспитание детей. Их отношения должны строиться по образу наших отношений с Богом. Цель нашей духовной жизни – быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»( Гал. 4:7 ). Мы, люди Нового Завета, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»» ( Рим. 8:15 ). Слово «авва » арамейского языка соответствует нашему «папа» – доверительному обращению детей к отцу. На этой родительской власти, правильно применяемой, основано духовно-нравственное воспитание детей. Без этой власти родители не могут выполнить свои обязанности перед детьми. Архимандрит Кирилл (Павлов) в слове «О почитании родителей» говорит: «Известно немало историй, подтверждающих реальную силу власти родителей над детьми. Множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот, проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных. Блаженный Августин , епископ Иппонийский, рассказывает один случай. Некогда в одном из городов его епархии такому проклятию подверглось целое семейство. Мать девятерых сыновей, старушка, однажды была сильно огорчена своим старшим сыном, который не только устно ее оскорбил, но и дерзнул нанести ей побои. Оскорбленная, огорченная таким поступком старшего сына, мать скорбела и на прочих своих сыновей: почему они не удержали его и не помогли, не защитили ее, когда он наносил ей удар? И вот в порыве такого негодования, гнева она всех их без разбора прокляла. И суд Божий, суд неизбежный совершился. Старший сын в тот же день был поражен параличом. Руки его, а затем и все члены тела стали дрожать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» ( Лк.10:31–35 ). Объявляю: «Ребята, следующая неделя – милосердия!» Через некоторое время прибегает мама: «Батюшка, прекратите эксперимент! Четыре бомжа за неделю. И всех отмой, одень, накорми!» Начинаю разъяснительную работу: «Если бы ты сам это делал, а то говоришь: «Мама, давай!» Это не по-самарянски, тот свои собственные деньги на гостиницу тратил...» Тем не менее все эти домашние задания, которые направлены на добрые дела, очень ценны. Они преображают сердце человека. И тогда наши детки из интеллектуальных раздутых как шары голов действительно становятся настоящими православными людьми. Опасные знания Почему образование в России постепенно превращается в сферу услуг? Что такое Болонская конвенция? Когда самые добрые знания становятся для человека вредными и опасными? Этим и другим темам была посвящена беседа в день открытия в Москве XVIII Рождественских образовательных чтений. Сегодня (24 января 2010 года – Ред.) в Кремлевском Дворце съездов начались XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Мы только что оттуда приехали. Это действительно крупнейший образовательный форум года, в Кремлевском Дворце сегодня собралось около 6 тысяч слушателей, почти полный зал. Чтения проходят по семи направлениям: катехизация и Таинства Церкви; Церковь и школа, Воспитание и образование детей, молодежи; Семья в современном мире; Пути Промысла Божиего и святоотеческое наследие; Церковь и общество; Церковь и культура; Христианство и наука. Семь направлений, в каждом по несколько десятков секций, всего около ста.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Понятно, с каким чувством робости ожидали этих экзаменов воспитанницы, тем более, что на экзамены ожидали самого Новгородского архиепископа. В группе собравшихся воспитанниц о. Иоанн прежде всего подошел к одной из них и, взяв обеими руками ее голову, поцеловал ее в лоб, и сказал: «Не бойся, крошка моя, ответишь прекрасно». От неожиданности воспитанница не могла вымолвить ни слова,— только слезы блеснули в ее глазах. Затем о. Иоанн благословил каждую из воспитанниц, ободряя их и напоминая, что сегодня в причащении Святых Тайн (на Литургии, только что совершенной о. Иоанном) они соединились с самим Иисусом Христом, Источником всякой премудрости, Который и поможет им. По выходе из класса игуменья сообщила Батюшке, что утешенная им воспитанница — лучшая по благонравию, но, к сожалению, самая слабая по успехам, что за ее «удачные» ответы все опасаются. На это о. Иоанн сказал: «Господь умудрил и ее, ибо в кротких сердцах Он Сам почивает». И что же? На экзаменах воспитанница эта своими ответами вызвала даже недоумение экзаменаторов, получив по всем предметам высшую отметку. Приписывая такой успех исключительно благословению о. Иоанна, она, оставляя училище, сказала игуменье: «По гроб жизни не забуду я этого благословения — точно следы его остались на мне». Отец Иоанн всегда внушал о необходимости частого приобщения детей Святых Таин. Во время одного путешествия своего на Севере, при совершении литургии, он, приобщив взрослых и детей, в последующей за сим проповеди, изъясняя евангельские слова: оставьте детей приходить ко Мне ( Мф. 19,14 ), сказал следующее: «Когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле во плоти, тогда приносили к Нему родители и сродники детей, чтобы Он прикоснулся к ним, а ученики Его иногда не допускали приносящих. Увидев это, Господь вознегодовал и сказал: оставьте детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф. 19, 14 ). Видите, как приятны Ему дети по их невинности, простосердечию, незлобию и послушанию. Господь поставлял иногда детей в примере взрослых и говорил: если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное ( Мф.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Прежде всего, располагает их к себе родным их языком, потом своею кротостью. На это и указывает (писатель), присовокупляя: " когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так: Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами " (Деян.22: 1). Смотри, как слова его чужды лести и исполнены кротости. Не сказал: господа, или владыки, но: " братия " , что в особенности могло нравиться им; как бы так сказал: я не чужой вам и не против вас. " Мужи братия " , говорит, " и отцы " ; последним словом (выражает) почтение, а первым – близость. " Выслушайте теперь мое оправдание перед вами " . Не сказал: поучение, или речь, но: " оправдание " ; представляет себя в виде подсудимого. " Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли " (ст. 2). Видишь ли, какое действие произвел на них родной язык? Они питали уважение к этому языку. Смотри, как он предрасполагает их к слушанию следующим предисловием: " я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне " (ст. 3). " Я " , говорит, " Иудеянин " ; слышать это было им всего приятнее. " Родившийся в Тарсе Киликийском " . А чтобы не почли его иноплеменником, прибавляет, какой он был веры: " воспитанный в сем городе " . Он показывает свое великое усер­дие к вере, если, оставив такое и так далеко отстоящее оте­чество, решился воспитываться здесь для (изучения) закона. Смотри, как он издавна был предан закону. Говорит это не для оправдания только себя пред ними, но чтобы показать, что он не по человеческому рассуждению обратился к пропо­веди, но силою Божиею, так как, будучи подобным образом наставлен (в законе), он сам не мог бы вдруг переме­ниться. Если бы он был один из обыкновенных людей, то можно было бы так думать; но если он принадлежит к числу людей, наиболее преданных закону, то невозможно допустить, что он переменился просто, без какой-нибудь сильной побу­дительной причины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? На основании их собственных обстоятельств снова показывает, что необходимо терпеть. Ибо если, когда отцы по плоти наказывали нас, мы не осмеливались отступать, но, подвергаясь стыду, терпеливо переносили все, что они причиняли нам, то тем более теперь, когда Бог наказывает нас. Смотри же, не сказал: будем терпеть тем более, но: должны покориться, показывая, что не терпеть скорбей дело противника и врага Божия. Отцу духов, или даров, или бесплотных сил, или, что и ближе всего, Отцу душ. Ибо в противоположность плотским отцам назвал духовным. И прибавил: чтобы жить, с целью показать, что тот, кто не повинуется, и не живет: ибо он вне Бога, Который есть жизнь. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней. По своему произволу. Конечно, то, что приятно отцу, не приносит пользы сыну: ибо многие учат и постыдному. Для немногих дней. Ибо они не могут во все время воспитывать нас, чтобы сделать совершенными. Ибо или смерть отца, или возмужалость, или жестокость сына останавливают воспитание; Бог же, всегда воспитывая, может сделать совершенными. А Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Бог же ведет воспитание к нашей пользе, не с тем, чтобы получить от нас что-нибудь, но чтобы еще более приобщить нас к Его святости, то есть чистоте Его, так, чтобы, говорит, мы сделались способными к восприятию благ Его. Итак, воспитание есть приобщение к святости, и совершенно естественно: ибо обращает душу к святому Богу, не позволяя ей обращаться к чему-нибудь человеческому. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью. Опять от общей мысли взял повод к убеждению и говорит: всякое наказание, и Божие, и человеческое, кажется не радостью, а печалью. Прекрасно говорит: кажется, ибо в действительности не печаль. Ибо как было бы оно собственно печалью, будучи матерью радости? Но по отношению к нам, с недовольством относящимся к воспитанию, сказано: кажется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Если человек живет только один раз, то как решается вопрос о возможности спасения при неравных стартовых возможностей (родители, воспитание и т. д.)? Согласно христианскому учению человек рождается и живёт один раз. Как в таком случае решается проблема равных стартовых возможностей при рождении? Я имею в виду что один рождается, допустим в верующей православной семье, приучается с детства почитать Бога, исполнять заповеди, жить благочестиво, а другой в в неблагополучной семье - отец сидевший уголовник, мать - проститутка , живут в крайней бедности , ребёнок с детства приучается воровству, не почитанию старших, начинает пить, принимать наркотики и так далее, круг знакомств у такого человека соответствующий. То есть у последнего шанс спастись значительно ниже чем у первого. Господь, наверно, как-то помогает последнему, ведь так? Хотелось услышать достаточно чёткий ответ, а не что-то вроде: Господь всемогущ и он найдёт путь к спасению последнего, а как - не нашего ума дело. Александр. Отвечает священник Филипп Парфенов: Дорогой Александр, Лично я убеждён, что шансы на спасение у всех людей равны, независимо от их грешности или праведности, культуры и воспитания. Просто мы привыкли смотреть на внешность жизни людей, а Бог смотрит в суть, в сердце человека, в частности. Суть же состоит в том, что Бог желает ВСЕМ людям спастись (см. 1 Тим. 2, 4 или Ин. 3, 16-17). Совершенная любовь, не желающая никому погибели, может ли смотреть на различие стартовых условий? Конечно, нет, и об этом притча у Матфея о хозяине виноградника, нанимавшем работников (20, 1-16), который заплатил и тем, кто пришёл с раннего утра, и тем, кто появился в самый последний момент, на исходе рабочего дня, одинаково, по динарию. Кроме того, есть еще замечание Иисуса, что кому больше дано, с того больше и потребуют. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47-48). Тогда получается, что наибольший спрос как раз с тех, кто считает себя верующими и православными и кто регулярно ходит в храмы, при этом всё прекрасно зная, и не исполняя. С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/esli-chel...

Пусть не будет этого у сектантов и они возрастут до кротости и смирения. Но и в этом случае навсегда остается необходимость во внешних средствах спасающей благодати и во внешнем церковном руководстве. Был в Кесарии сотник Корнилий, – «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян.10:2,22 ). Однако этого естественного благочестия в очах Божьих оказалось недостаточно, так как оно было еще далеко от того совершенства, к которому призваны христиане. Поэтому и Корнилию необходимо было для спасения получить еще христианское просвещение (ст. 4–6). Когда же во время проповеди ап. Петра Св. Дух видимо сошел на Корнилия с домом его и все стали говорить иными языками (ст. 44–46), «тогда Петр сказал: кто может запретить креститься тем, которые как и мы получили Св. Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян.10:47–48 ). Это потому, что для спасения мало одной и самой лучшей добродетели. Нужно еще прощения всех прежде бывших грехов. А кто может дать это прощение? Только тот, кому Сам Господь даровал это право: «кому разрешите грехи, тому разрешатся, на ком оставите, на том останутся». И не достаточно тут одной веры и одного воображаемого внутреннего общения с Духом Божьим. Не достаточно потому, что человек не ангел, – не дух, а скорее плоть, во всяком случае существо телеснодуховное, в котором дух живет во плоти и деятельность его всегда проявляется во вне, телесным образом. Поэтому у всех христиан, живущих вне Церкви, есть своя религиозная внешность и свое религиозное руководство. Эту внешность, как религиозный культ, имеют не только лютеране и реформаты, но и все сектантские общества. Все они вносят религиозный элемент в начальное воспитание, имеют свое церковное учительство, ревниво оберегают свои религиозные формулы, обычаи, обряды и т. д. Поэтому если они и бывают довольно опрятны в нравственном отношении, в некоторых случаях имеют даже преимущество пред православным народом, то может быть, и вероятно – вследствие того, что получают религиозное воспитание, имеют свои молитвенные дома, свои богослужения, свои проповеди. Во всяком случае, это обстоятельство решительно не позволяет унижать значение церковно-религиозной внешности на основании сравнительной оценки жизни православных и протестантов. Ибо сравниваются здесь не два противоположных явления, из которых одно дано при отсутствии религиозной внешности, а другое при наличности ее. Если угодно, можно сравнивать с чистым православием чистое протестантство, т. е. с истинно православными христианами – не лютеран, не реформатов, не штундистов, а тех последовательных протестантов; которые не имеют решительно никакой религиозной внешности. Но таких религиозных обществ мы не знаем. Где нет религиозной внешности, там существуют не общества, а только разрозненные без религиозные единицы. Религия и религиозность в христианском смысле у них отсутствует совершенно. В нравственном отношении очень часто упадок и вырождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Развод осуждается Церковью как грех, т. к. он приносит душевные страдания супругам (или одному из них), и особенно детям. Вместе с тем развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг другу, то Церковь старается сберечь целостность всеми присущими ей средствами – назиданием, молитвой, участием в таинствах. Допустимое основание для развода – прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Жена в христианском браке должна повиноваться своему мужу, потому что «муж есть глава жены, как Христос глава Церкви.», «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». «Мужья, любите своих жен, – обращается апостол Павел к супругам, – как и Христос возлюбил Церковь. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» ( Еф. 5, 22–33 ). В христианском браке муж – глава семьи, и всю заботу о материальном устроении берет на себя, жена же во всем его помощница и друг. Супруги едины во всех своих устремлениях. «Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; жена. наблюдает за домом, но кроме этого занятия у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царствия Божия». (Протоиерей Нефедов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. С. 143) Обращаясь к Господу за помощью, они не позволяют приблизиться к семейному очагу раздорам, вражде, ненависти. Таковы условия, при которых брак бывает счастливым для обоих супругов. В энциклопедии семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования – «Домострое», книге, написанной известным церковным и государственным деятелем священником Сильвестром во времена Иоанна Грозного, в середине XVI века, помещено «Послание и наставление отца сыну». В нем, в частности, говорится о том, какие взаимоотношения должны быть между мужем и женой. И домочадцев своих одевай и содержи в достатке, люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди Господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам Господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону – во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог.

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

Разделы портала «Азбука веры» Филарет Московский (Дроздов) Святитель Филарет Московский (Дроздов) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Как возникла первая семья «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему ( Быт. 2:18 ). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна ( Быт. 2:24 ). «Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» ( Быт. 1:28 ). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей». Читать далее… Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 41  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/semya/kak-sozdat-pravos...

Родительское сердце могло бы, по-видимому, отклониться за это от него и полюбить более сильною любовью старшего брата его. Но нет; как только отец увидел распутного сына, возвращающегося к нему, то «сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его; одел его в лучшие одежды и дал перстень на руку его и обувь на ноги, устроил пир и веселился о возвращении его. Далее, родители должны не только любить детей своих, но и воспитывать их в учении и наставлении Господнем. Эта обязанность, естественно, вытекает из любви к детям. Доброе воспитание и приучение детей к исполнению заповедей Божиих суть величайшие блага, какие только могут быть даны любящими родителями детям своим, ибо «благочестие, по слову Писания, на все полезно есть, обетование имея живота будущего». В священной истории мы видим и примеры нежной заботливости и воспитании детей в наставлении Господнем. Так, благочестивая Анна воспитывала Самуила, поселив его при скинии; святые Богоотцы Иоаким и Анна воспитывали так Пресвятую Деву Марию, Захария и Елисавета – Иоанна Крестителя. Вообще, добрые родители как можно чаще должны внушать детям своим то, что говорил некогда Премудрый Соломон сыну своему: «Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Да не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденется в рубище… Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем». Итак, любовь и соединенное с нею доброе воспитание – таковы главнейшие обязанности родителей в отношении к детям своим. Подобно плотским отцам также и отцы духовные или пастыри должны наблюдать возлагаемые на них обязанности в отношении к духовным детям своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010