Именно монахи становились первопроходцами и обживали дикие леса северо-востока Руси, где потом вокруг обителей созидались города, возникали ярмарки, строились промышленные предприятия. " Духовная энергия подвижников перековывалась в материальное богатство края " , – заметил по этому поводу протоиерей Сергий Булгаков. Но православный предприниматель не раболепствует перед тленными сокровищами, не смотрит на них как на цель своей жизни, не покупает себе замков на далеких теплых островах, он прежде всего стремится принести благо родной стране. Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны (1 Тим. 6, 17–18), – вразумляет нас Священное Писание. Сегодня перед православным молодежным движением стоит несколько важных задач. Необходимо создать епархиальные отделы по делам молодежи; епархиальные, благочиннические, приходские центры, куда мог бы прийти каждый молодой человек, родители и дети, зная, что получат духовное окормление и возможность служения по силам. Уверен, что создание таких центров послужит объединению всех, кто желает потрудиться на поприще воспитания детей и молодежи в духе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. Особенно важным для нас сегодня является создание широкого общественного объединения православной молодежи, что привело бы к формированию условий для совместной деятельности тех, кто уже вошел в церковную ограду, и тех, кто находится еще на пути к храму. Подобное объединение, исполняя функции посреднического звена между Синодальными структурами Русской Православной Церкви и государством, позволило бы наладить более тесный контакт церковных отделов, государственных структур и иных общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Если говорить об истории массовых детских и молодежных движений в нашей стране, то необходимо заметить, они берут свое начало отнюдь не со времен революции.

http://zavet.ru/molszd1.htm

День Знаний — 1 сентября Вот и подумаешь, зачем же мы идем в школу, если плоды тех самых знаний, день которых мы празднуем, так ужасны! Чтобы стать гордыми и чтобы наша жизнь наполнилась скорбью? 30 августа, 2012 Вот и подумаешь, зачем же мы идем в школу, если плоды тех самых знаний, день которых мы празднуем, так ужасны! Чтобы стать гордыми и чтобы наша жизнь наполнилась скорбью? В этой статье мы публикуем размышления протоиерея Игоря Гагарина для журнала «Батя» о православном воспитании и празднике 1 сентября — Дне знаний. Праздник 1 сентября — День знаний Журнал для настоящих пап «Батя» начинает публикацию цикла статей протоиерея Игоря Гагарина о православном воспитании. Об авторе: Настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское. Педагог. 10 лет работал учителем русского языка и литературы в средней школе. В настоящее время, преподает Закон Божий и историю Церкви в Православной гимназии им. свщмч. Константина Богородского, а также ведет занятия на курсах для учителей-преподавателей основ православной культуры. Радуется Господь, когда в храм приходят дети, и негодует, когда кто-то препятствует им. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14), — строго говорит Иисус Христос тем, кто хотел помешать детям приходить к Нему. И если это так, если приход в храм детей — радость для Бога, то в ближайшее к 1 сентября воскресение Он радуется особенно! Никогда в наших храмах не собирается такое множество детей, как в этот день. Дети готовятся идти в школу, с 1 сентября главным делом их жизни будет обретение новых знаний. Поэтому и приурочили к этому дню праздник, само название которого – День Знаний – указывает на главную цель обучения в школе – приобретение знаний. А хорошее ли это дело, приобретение знаний? От такого вопроса, догадываюсь, попахивает мракобесием. Кто может в наше время сомневаться в необходимости и ценности знаний!? И все же… Самый первый грех, тот, который положил начало бесчисленному множеству последующих грехов, губящих человечество, тоже ведь связан с этим словом. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6)».

http://pravmir.ru/den-znanij/

Как создать православную семью Скачать epub pdf Предисловие Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Как возникла первая семья «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему ( Быт. 2, 18 ). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна ( Быт. 2, 24 ). «Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» ( Быт. 1, 28 ). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей». Обязанности супругов От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2, 11–12 ). Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, яже воюют на душу» ( 1Пет. 2, 11 ). Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». «Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Равным образом и словами заповеди – не пожелай жены искреннего твоего – «запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние», не  упоминая уже о той «мерзости, о которой Апостол Павел советует и не говорить христианам ( Еф. 5, 3 ), – прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним».  «Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Преимущества сохранивших благодать святого крещения Плодом доброго воспитания является сохранение благодати святого крещения. Кто сохранил благодать крещения, кто посвятил себя Богу с первых лет жизни, тот имеет перед другими следующие преимущества: Православная семья Духовные основы православной семьи Священное Писание о таинстве брака Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…” ( Быт. 1, 28 ). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе ( Лев. 20, 10 ), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ( Мф. 19, 3-6 ). Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. “Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует”, — говорит о святости брака Климент Александрийский . “От Тебе бо сочетавается мужу жена”, — сказано в молитве чина обручения. И там же: “Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай”. Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое. Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке. Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1-19, десятков, сотен, тысяч. Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы. Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями: Примечания [ 1 ] Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь Иисус Христос как Спаситель людей есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: " …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " ( Ин. 14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет " Бог все во всем " ( 1 Кор. 15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но емко: " Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём " ( Лк. 2:40 ). Отрок " Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков " ( Лк. 2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренно-мудреным послушанием родителям ( Лк. 2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк. 2:41-46 ) - явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк. 2:46 ) - почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, - указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк. 2:46-47 ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

2. ответ 1, Людмила: Депутатша Пушкина - в прошлом разведенка, а ныне уведшая мужа из семьи. Какие морально-нравственные законы такая женщина может продвигать в Думе? Понятно какие.. Ей бы о своей судьбе побеспокоиться, а она, взялась о судьбах других радеть.. Ханжа и лицемерка. Не ей судить православных, как им хранить семью и воспитывать детей. Вот об этом ей надо постоянно напоминать, дабы ей было неповадно в чужие семейные отношения свой прелюбодейный нос совать. Интересно, как она в Думу пролезла? Не иначе как по протекции своих западно-прозападных кураторов и их широких карманов. Законотворчица еще та.... 1. " Называя себя мудрыми, обезумели. " Евангелие Апостола Павла послание к римлянам 1:22 Госпожа Пушкина, скажите, а Вы отдали бы своего ребенка на воспитание в руки извращенца? Хорошо, пусть не вашего, а любого ребенка из детского дома отдали бы извращенцу на воспитание? а может на поругание? Какое будущее у этих несчастных детей, проданных извращенцам, благодаря вот таким как Вы? А ведь Вы наделены властью это остановить! Апостола Павла послание к римлянам: [Зач. 80.] Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; (1:26) подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (1:27) [Зач. 81А.] Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. (1:32) Госпожа Пушкина, а ведь и Вы знаете праведный суд Божий. И одобряете делающих?! Бога не боитесь? Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/02/pu...

9. На пути проповеди Церкви и исполнения ею своей спасительной миссии служения человечеству всё чаще встают проявления секулярной идеологии. Опираясь на опыт веры и напоминая о своей подлинной миссии по отношению к народу путем возвещения Царства Божия и воспитания сознания единства своей паствы, Церковь Христова призвана с новой силой выражать содержание своего пророческого свидетельства и являть его миру. Таким образом, для нее открывается широкое поле деятельности, поскольку в качестве существенного элемента своего экклезиологического учения она являет раздробленному миру евхаристическое общение и единство. 10. Стремление к постоянному росту благосостояния и неумеренный рост потребления неизбежно приводят к несоразмерному использованию и истощению природных ресурсов. Природа, сотворенная Богом для возделывания и хранения ее человеком (ср. Быт. 2: 15), испытывает на себе последствия человеческого греха: Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8: 20-22). Экологический кризис, сопряженный с климатическими изменениями и глобальным потеплением, делает настоятельной обязанность Церкви всеми имеющимися в ее распоряжении духовными средствами способствовать защите творения Божия от последствий человеческой алчности. Алчность, проявляющаяся при удовлетворении материальных потребностей, приводит к духовному обнищанию человека и разрушению окружающей среды. Не следует забывать, что природные ресурсы являются собственностью не человека, а Творца: Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23: 1). Таким образом, Православная Церковь подчеркивает необходимость защиты творения Божия посредством воспитания ответственности человека за дарованный Богом окружающий мир, раскрытия ценности добродетелей умеренности и самоограничения. Мы должны помнить, что не только нынешнее, но и будущие поколения имеют право на природные богатства, которые нам даровал Творец.

http://patriarchia.ru/db/text/4360988.ht...

   Пост — для человека, для воспитания его тела, для послушания тела душе, ведь «дух животворит, а плоть не пользует ни мало» (Ин.6:63; ср.: 2Кор.3:6). Поэтому тело — пока оно есть у человека — должно быть не господином души, а стать ее другом и помощником на пути в высь Небесную. Ведь даже для того, чтобы взмыть в высь земную, видимую, человек воспитывает и упражняет тело свое, делая его полностью послушным и подконтрольным себе. Не больше ли — та задача, которую ты должна решить, душа моя, чтобы взойти по лестнице, ведущей в Царство?    Но пост — и для воспитания тебя самой, душа моя непокорная. Для того, чтобы, усмирив тело свое, отучив его мешать тебе и тянуть тебя к земному вниз, освободившись от тяготы его, смогла ты изгнать из себя все мысли суетные, все помыслы нечистые, все желания недостойные.    Для того, чтобы воздержанием от всякого рода греха очистился весь человек и стал способен вкусить пищу Небесную.    Сам Христос сказал тебе, душа: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16—18).    А потому — послушай, куда зовет тебя великий светильник Христова учения Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской: «Будем вести себя, как научены, не сетуя в наступающие дни, но встречая их светло, как прилично святым. Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы. Не сетуй, когда тебя врачуют. Ни с чем несообразно — не радоваться душевному здравию, а скорбеть о перемене пищи и показывать на самом деле, что у нас более расположения к услаждению чрева, чем к попечению о душе; потому что пресыщение угождает одному чреву, а пост приносит пользу душе. Радуйся, что Врачом дано тебе врачевство, истребляющее грех.    Как черви, зарождающиеся во внутренностях у детей, уничтожаются какими-нибудь самыми острыми лекарствами, так и грех, живущий во глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин сего наименования. ... Приложи узаконение к внутренним членам. Омой душу от грехов. Помажь главу святым помазанием, чтобы стать тебе причастником Христовым, и так приступи к посту. ...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Христианское знание не есть дело разума испытующего, но веры благодатной и живой” (6. 275). Часть первая Воспитание в свете Божественного Откровения Ветхозаветное учение о воспитании Основные черты богоизбранного народа Основными чертами богоизбранного народа являлись высота нравственных воззрений, признание человеческого достоинства и высоты человеческого назначения, глубина и искренность религиозного чувства и религиозного познания, насколько это познание сообщено Ветхозаветным Откровением до Рождества Христова. Вся жизнь, в том числе и воспитание, была пронизана религиозными началами и строилась по Божественным заповедям. Закон, данный Богом своему народу, определял весь его быт, и вне этого закона не могло быть других воспитательных требований. Как Бог воспитывал в законе свой избранный народ, так и отец воспитывал свое дитя, стараясь запечатлеть в его душе дарованный свыше закон, а вместе с ним безусловное повиновение, страх и полную преданность Богу. Ребенку постоянно напоминалось об этих обязанностях, а пример соблюдения закона он видел в собственной семье. У евреев обязанность воспитания детей возлагалась на родителей. Дитя почиталось священным даром Божиим, благословением Господним. В Библии можно встретить множество примеров того, как родители горячо и неустанно просили у Бога детей и как они радовались детям, видя в них полноту Божественного благословения. Когда посредством Откровения от Господа стало известно, что от колена Иудина произойдет Спаситель, каждый отец семейства желал иметь своего потомка пред лицом этого Избавителя. Псалмопевец восклицает: “Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Так благословится человек, боящийся Господа!” ( Пс. 127, 1-4 ). Так вдохновенно псалмопевец выразил мысль о том, что дети являются наследниками родительских наклонностей. Господь творит милость Свою в тысячах родов, но не оставляет без наказания грехи отцов и наказывает детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода( Исх.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Благословленная Богом семья устраивает для своего обособленного существования домашний очаг с общим столом и общим домашним хозяйством. Наличие всего этого трудно переоценить в деле воспитания ребенка. При этом оказывается вполне естественным, что и «ничего не зарабатывающий» ребенок оделяется в семье всем потребным для его нормального роста. Уже поэтому в душе ребенка может пробудиться сознание не заслуженной им любви родительской и любви Божией… Кто сам на себе никогда не испытывал бескорыстной любви отца и матери, тому в условиях суровых жизненных будней трудно будет поверить и в существование вечной Божией любви. Над семейным общим столом, в общем домашнем хозяйстве веет дух иерусалимской первообщины, состоявшей из христиан. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося… и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32,33,34,35 ). Христианская семья представляет собою как бы второе, духовное лоно, в котором рожденный матерью ребенок формируется в нравственную личность. В семейной атмосфере взаимной любви каждый член гармонически развивается духом, душою и телом. Ребенок, лишенный любви близких, может — даже в наилучших для телесного развития условиях — вырасти душевно неполноценным, искривленным, как это нередко и наблюдается среди детей, воспитанных в детских приютах, так или иначе усвоивших навсегда дух казенного госпитализма 72 . Подмечено: когда мать улыбается своему младенцу, то и он испытывает радостное желание самому улыбнуться ей в ответ. Ласковое прикосновение к телу ребенка, ее поцелуй любви — будут возбуждать и в ребенке любящие, ласковые ответные переживания. И конечно, никакая «чужая тетя» для ребенка не заменит любящей и ласкающей его матери 73 . «Дети стараются подражать всему, что делают старшие; и если они не видят добрых примеров, то перенимают дурные» ( 45 . С. 766). Лучшим местом воспитания детей является атмосфера такого семейного очага, в котором протекает радостная и гармоничная семейная жизнь родителей, любящих друг друга и ищущих праведной жизни по-Божьи 74 . Если супруги хотят, чтобы их ребенок был полноценным человеком, они должны задолго до его зачатия решительно перейти на здоровый образ жизни, очиститься от скверны алкоголя и никотина. Древняя Русь славилась своими богатырями. Одна из немаловажных причин рождения их — мудрый обычай не давать на свадьбе молодым спиртных напитков… И на всем протяжении беременности должна быть совершенно исключена половая активность будущей матери 75 .

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010