В богослужении человек задействует все свои чувства, что помогает ему всем своим существом поклоняться Богу в совершенной простоте и свободе. Наша же простота во Христе в богослужении выражается в голых стенах, в отсутствии всякой символики и святынь, напоминающих о Господе, в слабом участии органов чувств, т. д. И для того, чтобы как-то обогатить наше скудное богослужение, нам, проповедникам, приходится изощряться в выискивании хороших иллюстраций, крючков и методов для удержания внимания, приглашать гостей и создавать профессиональные группы прославления. У нас часто можно слышать разговоры: «Мне очень нравится, как Юля поет», «А мне - как вон та группа». Все это смещает акцент на богослужениях с Бога на человека. В Православии же потому хора не видно, потому священник часто стоит к народу задом, потому чтец читает ровным голосом, без личной интонации, что в богослужении в центре должен быть Бог, а служащие должны быть как можно незаметнее. Одежда священника также имеет ту же цель, чтобы рассматривался священник не столь как личность, а как священнослужитель, Божий представитель. Таким образом, православное богослужение, в отличие от протестантских, во всех своих проявлениях, чертах, особенностях полностью сосредоточено на Боге, и с этим не может спорить никто 54 . Глава 6. Об отношении прихожан к священнику   Нам часто непонятно отношение православных к своему священнику, и мы обвиняем их в том, что они называют его отцом и батюшкой, хотя написано: «...Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец...» (Мф. 23:9). Под это же обвинение подпадает и именование некоторых учителей Церкви «отцами Церкви». Указываем мы и на то, что Православие жестко делится на клир и прихожан и что между ними существует большой разрыв. Кроме этого, зачем это православные целуют батюшке руку? Что это за честь, ведь он такой же человек, как и я. И еще: как оправдать то, что многие из священства носят длинные волосы, ведь написано: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него...» (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

В Ветхом Завете описаны события от начала сотворения мира до I века до Рождества Христова. На каком основании мы называем Завет «Ветхим»? Выражение «Ветхий Завет» имеет основания в Священном Писании. Оно встречается в Послании апостола Павла к Коринфянам ( 2Кор.3:14 ), где связывается с Моисеевым Законом. В аллегорическом сопоставлении Сарры и Агари ( Гал.4:22-26 ) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет Новому Завету, подразумевающему свободное и осознанное стремление человека к единению с Богом. Касательно раннехристианской литературы можно отметить, что, например, во II в. понятие «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαι Διαθκη), в отличие от Нового Завета (Καιν Διαθκη), использовали Мелитон Сардийский и Ориген (См. по этому поводу: «Эклоги» ). Что касается выражения «Новый Завет», то основанием для его употребления является, в частности, пророчество Иеремии о заключении Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Используется ли Ветхий Завет в церковном богослужении? Ветхий Завет широко используется в православном богослужении. Например, псалмы употребляются как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» ( Пс.103 ) за вечерней; шестопсалмие ( Пс.3, 37, 62, 87, 102, 142 ) и хвалитные псалмы ( Пс.148, 149, 150 ) во время утрени; по три псалма на каждом часе; «благодарственным псалмом» ( Пс.33 ) заканчивается Литургия, в начале же Литургии слова мы слышим «Изобразительные» антифоны ( Пс.102, 145 ) и так далее. Кроме того, вся Псалтирь разделена на двадцать частей – кафизм, которые читаются еженедельно за вечерней и утреней. Во время Великого Поста вся Псалтирь прочитывается два раза каждую неделю. Опять же, во время Великого поста практикуется чтение других ветхозаветных Книг. Еще одной составляющей православного богослужения, связанной с использованием Писания Ветхого Завета, является чтение паремий – фрагментов Библии, предназначенных для чтения в особых случаях. Паремии читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб. Не будем забывать и о Великом покаянном каноне, автор которого, св. Андрей Критский , для обзора перечисляемых грехов рассматривает Библейскую историю, при этом в первых восьми песнях канона он обращается преимущественно к Ветхому Завету. Для удобства изучения можно ли разделить Ветхий Завет на своего рода блоки по содержанию?

http://azbyka.ru/vetxij-zavet

В заключение скажем, всегда ли продолжится употребление святого Причащения в истинной Церкви христианской? Ответ на этот вопрос дается в следующих известных уже нам словах апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь апостол говорит о таинстве Причащения. По его словам, оно будет совершаться в Церкви Христовой, доколе придет Господь. Значит, до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю будет совершаться в Церкви таинство причащения, после чего его заменит та великая брачная вечеря, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Как называется Богослужение, в котором совершается таинство Причащения? Где совершается это Богослужение? На сколько частей разделяется оно? Что должно заметить о каждой из этих частей? Как могут участвовать в Литургии не приступающие к таинству Причащения? Какие воспоминания должно иметь при различных священнодействиях Литургии? Всегда ли продолжится употребление таинства святого Причащения в истинной Церкви Христовой? 18. Покаяние Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф.18:18 . Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20:22 –23. обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоиль.2:12 –13. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. 2Кор.7:10 . И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.33:19 . О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10:43 . При изложении учения о таинстве крещения мы говорили, что в древности некоторые отлагали свое крещение до последних дней своей жизни, боясь новыми грехами после крещения прогневать Бога. Но Церковь не приняла этого обычая, ибо Господь даровал ей особенное средство очищать чад своих от грехов, совершаемых после крещения. Средство это есть Покаяние. По определению катехизиса, Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В этом определении указывается как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его – действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Но при изложении учения веры о таинствах крещения, миропомазания и причащения мы прежде всего говорили о Божественном установлении их. Подобно этому и здесь мы прежде всего скажем о Божественном установлении покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В книгах Священного Писания Нового Завета. Слова Самого Господа в Евангелии и апостольския послания приводят много ссылок на тексты Ветхого Завета. " Иисус говорить им: неужели вы никогда не читали в Писании...» ( Mф. XXI, 42 ). »... зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет. 1, 20 ). Поучение об использовании Писаний Ветхого Завета дает Церковь . В церковных молитвах, в самом составе богослужений введены тексты тоже и из книг Ветхого Завета. Книга псалмов св. царя Давида неотемлема от наших богослужений и молитв. Часто в храмах читаются отрывки из книг великих и малых пророков, и бывают чтения из других книг Ветхого Завета. 5. Можно ли видеть различие по духу между Синайскими заповедями Ветхого Завета и заповедями Блаженства, которыя возвестил Иисус Христос в Его Нагорной Проповеди? Различие есть потому, что эти законодательства были преподаны народу, стоявшему на разных ступенях веры. Во время св. пророка Моисея – израильтяне, едва сохранявшие Единобожие, могли лишь усвоить закон, в котором выражены восемь запретов и два повеления. Иисус Христос возвысил верующого до высшей ступени: Господь обещал ему блаженство, если он соберет в себе добродетель и проявит это Богоугодным образом; »... и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Mф. V, 40 ); »... и кто принудить тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Mф. V, 41 ). " Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего ( Лeb. XIX, 17, 18 ). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас ...» ( Mф. V, 43,44 ). 6. Есть ли высший Божий закон, который сближает заповеди Ветхого и Нового Заветов? Высший духовный закон, проистекающий от Существа Божия и все соединяющий, есть заповеданная Богом любовь. Эта заповеданная человекам любовь выражена дважды в Ветхом Завете, как Божье повеление: «и люби Господа, Бога твоего всим сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими« ( Bmop. VI, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В свою очередь, икона также включена в определенный контекст, т.е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том, как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава. Икона в литургическом пространстве И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец. Откр.21:1-2, 22 Литургия по-гречески значит «общее дело». Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, равно как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью. Икона – произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда – храм и богослужение. Икона в музее – это нонсенс, здесь она не живет, а только существует как засушенный цветок в гербарии или как бабочка на булавке в коробке коллекционера. Вырванная искусственно из своей среды икона безгласна. О. Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь все – архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, – работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог. Храм – это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира. Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим как бы различные «ипостаси» Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам св. Церковь. Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков» и для нас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание Вечности. И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для " этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, — все, что совершается, поется, читается за богослужением. И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ. И по мере вхождения в него, нам будет все больше открываться великая тайна Вечности. Св. Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь. «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», — воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях. И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «И сотвори со входом нашим, входу св. ангелов быти, сослужащим нам и славословящим Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами, уже достигших Вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в Вечность. Поэтому, во время божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, т. е. приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Вера в душе… Столь распространенное сегодня выражение. Но и в Евангелии подаются примеры, что Сам Господь ходил в Иерусалимский Храм, участвовал в богослужениях, молился. Вера наша выражается в делах. Кто говорит «ударился в религию»? Люди, которые часто сами относят себя к православным, но не считают нужным исполнять Закон Божий. Ведь Господь повелел один день недели посвящать Богу, то есть оставить дела земные и заняться просвещением своей души. Конечно, можно быть камнем, лежащим в воде и не впитывающим ни капли, так никакой пользы не приобретет человек, если он внутренне, молитвенно не пребывает на богослужении. Но это не значит, что не надо ходить в храм. В народе говорили, что лучше остаться без обеда, чем без обедни, имея в виду участие в богослужении. Воскресный день дан нам, чтобы сходить на службу, потом почитать Евангелие, толкование, мысленно погрузиться в то наставление, которое дает Господь.      Обрядовая сторона богослужения подчеркивает глубину, содержательность того или иного события из жизни Христа, Пресвятой Богородицы, святых. Тем, кто пытается свести свое отношение к «Богу в душе», советую один раз написать своему начальнику объяснительную на прогул о том, что он в душе был на работе. Жизнь христианина по Уставу Церкви – это нормально! В Евангелии нередко встречаются слова о тех, кто не спасется – «не будете как дети…», « если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное». Так есть ли у обыкновенного человека надежда на спасение? У каждого человека есть возможность спастись. Господь призывает всех, Он страдал за всех и всем, желающим спасения, открывает врата Своего Царства. Но Господь дал человеку свободную волю, и в деле своего спасения он обязательно должен участвовать. Без веры невозможно угодить Богу, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 16-18).

http://pravoslavie.ru/98826.html

«Вино строптиво, сикера шумлива; кто с ними водится, не будет умен». «Честь человеку отстать от ссоры; а глупец всегда задорен». «Прогони насмешника, – и уйдет раздор, и умолкнут ссора и брань» ( Притч.20:10 ). «У кого вой? У кого стон? У кого ссора? У кого горе? У кого напрасные побои? У кого багровые глаза? У тех, кои поздно сидят за вином, любят отведывать растворенного. Не смотри на вино, как оно искрится в чаше. Под конец оно укусит как змея и ужалит как аспид. Глаза твои заглядятся на чужих жен, а сердце твое заговорит развратное. И будешь, как спящий средь моря и как дремлющий на краю кормы. Вьют меня (говорит пьяница), и мне не больно; толкают, я не чувствую. Когда проснусь, опять пойду, опять стану искать его (вина)» ( Притч.23:29–35 ). Но довольно этих выписок, чтобы составить себе понятие, сколько глубокой, опытной мудрости в паримиях (притчах) Соломоновых. Никаких мудрований, никаких хитросплетений ума, – одни жизненные уроки, которые у всех перед глазами, которые всякий, не лишенный наблюдательности, может подмечать на каждом шагу. И эти уроки, не в отрывках, как я представил сейчас, а вполне, т.е. вся книга «Притчей», читается в продолжение Великого поста. Сколько, должно быть, получают пользы православные, слушая такие превосходные уроки, так близкие к жизни каждого?! (Из кн. «О церковн. Богослужении», И. И. Беллюстина ). 2. Беседа о псалме пятидесятом Ни один псалм из всей Псалтири не читается так часто в церковных богослужениях, как пятидесятый, который начинается словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» и т.д. Вот почему нужно поговорить о нем особенно и сколько можно подробно. Прежде всего, выпишу его в русском переводе. «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как он вошел к Вирсавии. (Ст. 3) Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по великому благоутробию Твоему изгладь преступления мои. (4) Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. (5) Ибо преступления мои я знаю, и грех мой непрестанно предо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день, когда мы празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, читается зачало из Послания святого апостола Павла к евреям, которое мы иногда можем услышать и в другие Богородичные праздники. В этом чтении, на первый взгляд, не содержится воспоминаний о Божией Матери, но если вникнуть в суть слов святого апостола Павла, то станет очевидно, что он рассказывает о ветхозаветном строении скинии, прообразовавшем явление в мир Спасителя через Божию Матерь. Апостол Павел говорит: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Скиния разделялась, как впоследствии и храм Соломонов, на несколько частей. В один из передних дворов входить и молиться могли все. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется „святое“» (ст. 2). В святилище скинии и впоследствии в так называемом Святом храма Соломонова находились святыни, перечисляемые апостолом Павлом: «светильник, и трапеза, и предложение хлебов». И, собственно, сама трапеза и предложение хлебов — это уже предсказание о Божией Матери. Сегодня на богослужении мы слышали тропарь из канона Божией Матери, в котором как раз находим подобное истолкование слов апостола Павла: «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся, одушевленная трапеза, Хлеб животный вмещшая». Так песнописцы называют Божию Матерь. Трапеза, то есть стол с хлебами предложения, которые меняли каждую неделю, обозначала Божию Матерь, а хлебы — Господа Иисуса Христа, Который должен был в последние времена воплотиться, а ныне уже пришел в мир. Другие символы служат еще более ясным прообразованием Божией Матери. Истинные богопочитатели, если бы они были просвещены Духом, уже в ветхозаветные времена могли видеть в скинии нечто особенное, таинственное и символическое, говорящее о том, что должно произойти в будущем. Это было пророчество, так сказать, в предметном виде, данное не через слова, но через сами вещи, имевшие символическое значение.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет в назидание [ 148 ]. Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновения, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и, должно быть, пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием [ 149 ]. За это же говорит замечание ап. Павла: если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь [ 150 ]. Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской (συναγωγ το σατν, сонмище сатаны) [ 151 ]. Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем посреди его; под престолом души убиенных за слово Божие — Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010