Утренняя служба – литургия (с греч. «общее дело») символизирует собой эпоху Нового Завета, здесь читаются послания апостолов и отрывки из Евангелия; практически каждое молитвенное прошение за литургией построено на апостольских посланиях (например, возглашение: «еще молимся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте» – дословное цитирование апостола Павла ( 1Тим.2:2 ), где он говорит о молитве за царя и начальствующих, и пр.). Важнейшим моментом литургии является воспоминание и повторение событий Тайной вечери, когда священник молится об освящении хлеба и вина и преложении их в истинное Тело и Кровь Спасителя. Таким образом осуществляется заповедь Христа «сие творите в Мое воспоминание». Таким образом вновь и вновь повторяется то действие, которое совершалось еще в апостольское время (см. например, Деян.20:7–12 ). Оканчивается литургия общим причащением всех молящихся, как это и происходило в первохристианских общинах. Таким образом, на вопрос, соответствует ли Библии наше богослужение, мы можем смело ответить, что в принципиальных своих чертах как раз только наше богослужение и соответствует образу того служения, которое изображено в Библии. Хочется задать вопрос свидетелям Иеговы и подобным им – чему соответствует их богослужение, если его вообще так высоко можно назвать? Где все вышеперечисленные атрибуты богослужения? Заметьте, что все необходимое для богослужения на небе отменилось сектантами здесь, на земле. Тому ли Богу в таком случае они служат? Глава 21. Не называйте никого отцами Не только сектанты, но подчас и православные соблазняются, когда читают в Евангелии запрет Спасителя называть кого-либо отцом. И действительно, как объяснить практику Православных Церквей называть священство с приставкой «отец», в то время как это по всей видимости запрещено Спасителем? Попробуем разобраться. В первую очередь присмотримся к тексту Евангелия, где о том говорится: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» ( Матф.23:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Церковь издревле употребляет при Богослужении светильники. Двусвещные из них называются дикириами, трехсвещные – трикириами, имющие болье трех свечей – поликандилами, а боле двенадцати – паникадилами. Светильники составляют священную, необходимую и знаменательную принадлежность Православного Богослужения. Сам Господь, – Глава Церкви, – есть вечный невечерний свет ( Ин.1:8 ); обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). Св. Иоанн Богослов в Откровении видел семь светильников огненных горели перед престолом Божиим на небеси ( Откр.4:2,5 ) и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому ( Откр.1:13 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). При вступлении в завет с Богом, явившимся Аврааму, – при устроении Церкви Божией в семействе и потомстве его, Патриарх видел: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными ( Быт.15:17 ). в Ветхозаветном храме светильники горели всегда, непрестанно ( Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ). Подобно духовному вечному свету Церкви небесной и видимым светильникам Церкви Ветхозаветной, Церковь Христова от самого начала своего возжигает светильники при своем Богослужении, и во многих храмах имеет неугасимые. Светильники горели, без сомнения, при самом установлении Христианского Богослужения, – во время тайной вечери Иисуса Христа с учениками в Иерусалимской горнице. Светильники горели в священных собраниях Апостольских. Св. Ап. Лука пишет: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ( Деян.20:7–8 ). B правилах Апостольских постановлено приносить к алтарю елей для лампады, и запрещено приносить елей в капище языческое и в синагогу Иудейскую, и возжигать в оных свещу 134 . Из этих правил Апостольских, дозволяющих приносить к алтарю елей для лампады, происходит благочестивый обычай Православных Христиан, издревле доселе сохраняемый, – приносить по усердию и поставлять во храмах и в домах пред св. Крестом и Иконами, и вообще при Богослужении общественном и домашнем возжигать светильники. О сем древнем Апостольском обычае свидетельствует Тертуллиан и седьмой Вселенский Собор. Тертуллиан говорит в апологии: «по умовении рук и возжении светильников, каждый вызывается песнословить Бога». Св. Собор Вселенский седьмой пишет: «изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Может быть, это отношение Иисуса Христа к вопросу о разделении наследства может служить руководственным указанием на отношения Епископов к спорным мирским делам священников, диаконов и псаломщиков, – именно, чтобы Епископу принадлежал не бумажно-формальный суд, а суд нравственный – порицательный и вразумительный, а если они не желают свободно подчиниться решению Епископского суда, тогда пусть переносят свои спорные дела в гражданские управления и суды, и там они будут решаться на основании общих законов, которым должны подчиняться все граждане православного русского народа, как духовные, так и светские. Проповедь Слова Божия, как первая и важнейшая часть православного христианского богослужения Проповедь Слова Божия должна составлять первую и важнейшую часть православного христианского богослужения. Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос Свое спасительное служение начал проповедью о покаянии. «Исполнилось время, говорить Он, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Пророческое служение Он признавал Своим существенным служением. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ). В продолжении 3,5 лет Иисус Христос постоянно и непрерывно проповедовал людям Евангелие царства Божия, Он проповедовал везде: и в городах, и в селениях, и в синагогах, и в частных домах; Он поучал народ и с лодки, и на горе, и в долинах, и даже наконец в пустынных местах, куда Он хотел уединиться, но народ, жаждущий слышать слово спасения, находил Его. Тысячи народа всякого звания, пола и состояния теснились около Божественного Учителя, желая слушать Его проповедь и поучаться примерами Его святой жизни. Иисус Христос скорбел об них, потому что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Будучи не в состоянии один удовлетворить религиозной потребности всех, желавших слышать Слово Божие, Он избрал сначала двенадцать Апостолов, а потом – семьдесят, и сталь посылать их на проповедь, говоря: «идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось царство небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

42 Плодоносящие – это те, которые снабжают храм предметами, потребными для Богослужения, напр, вином, елеем, свечами, ладаном. 45 Оглашенные разделялись на следующие степени: 1) оглашенные – слушающие – неверные, 2) коленопреклоненные, 3) бесноватые, 4) готовящиеся ко крещению, 5) кающиеся. Кающиеся были тоже разных степеней: а) плачущие стояли вне врат церковных, б) слушающие внутри врат в притворе, – припадающие – внутри врат самого храма (Богосл. Вестн 1896 г. март, стр. 365). 46 Огласить, чтобы огласил их словом истины, т -е. наставил их преподаваемыми им устно истинами православной веры. 52 Христианские кончины – когда умирающий напутствуется св. таинствами – покаянием во грехах, причащением Св. Таин и соборованием, а по смерти сподобляется христ. погребения и поминовения. 54 Непостыдны – когда умираем естественною, а не насильственною смертию, напр., от пьянства и разного вида самоубийства, или во время совершения нами грехов, – когда умираем в своем звании, а не как лишенные прав преступники. 55 Мирны – с умиротворенною совестью без смущения и боязни подпасть вечному осуждение, как отходил с миром из этой жизни праведный Симеон Богоприимец. 56 Преосв. Феофан слова: милость мира переводит: елей мира, и объясняет: Мир точно есть елей для душ и лучшая милость, взаимно нами друг другу оказываемая и Богом нам подаемая. (Душ. Чт. 1897 г. янв., стр. 143). 57 Св. причащение, как жертва умилостивительная за грехи всего мира, и благодарственная Богу за Его неизреченные милости к людям, называется евхаристиею – благодарением. 58 Победная песнь есть песнь победы или после победы, которую одержали Ангелы над диаволом в войне с ним на небе. Ев. Иоанн в откровении говорит: И произошла на небе война. Михаил и Ангелы ею воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли.. и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, на землю, и ангелы его низвержены с ним. И они (Ангелы) победили его ( Anok. XII, 7, 8, 9, 11 ). А что победная песнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В Церкви Христовой ничто не совершается случайно и не делается напрасно. Не могло быть случайным я напрасным и введение в богослужебную практику «тайного» чтения евхаристических молитв. Но понимая это и вполне соглашаясь с этим, некоторые любители церковного богослужения с давних времен стремились уяснить себе причины, побудившие Церковь благословить «тайное» чтение этих замечательных молитв, и одновременно старались узнать их содержание. Еще св. Герман, патриарх Константинопольский (ок. 684-ок. 733), писал, что «некоторые из стоящих вне алтаря часто приходят в недоумение... говоря: какая цель, мысль и сила тихо читаемых молитв, и желают получить об этом некоторое понятие» (Св. Германа, патр. Константинопольского, последовательное изложение церковных служб и обрядов. – См. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855, том I, стр. 425). В настоящей статье вопрос о «тайном» чтении евхаристических молитв рассматривается в связи с некоторыми сторонами православного учения о священстве, а также в связи с проблемой так называемой «disciplina arcani». Цель этого рассмотрения – двоякая. Во-первых, показать догматическую и пасторологическую обоснованность введенной в IV-V веках по P. X. практики «тайного» чтения молитв св. Евхаристии. Во-вторых, выяснить подлинный смысл понятия «тайное» чтение. В конце статьи дается приложение, в котором кратко обрисовывается взаимосвязь и различие между понятиями: «disciplina arcani» и «устное священное предание Церкви». § 1. Истинный смысл «преимуществ» иерархического священства перед так называемый всеобщим священством. Значение этих преимуществ для поддержания высокого уровня духовной жизни в Церкви. С самого начала существования Церкви Христовой в ней имеются и действуют особые установления, предназначенные к поддержанию в верующих благоговейного настроения в отношении к сакраментальной жизни и особенно в отношении составляющих ее средоточие таинств. Важность и необходимость этих установлений определяется тем, что утрата благоговения по отношению к освятительным средствам, дарованным Церкви на основе крестных заслуг Господа Иисуса Христа, есть вступление на пагубный путь смерти духовной. Пользование святынями Церкви несовместимо с беспечностью и с забвением нашей греховности. Прикосновение к святыне делается ее оскорблением при отсутствии «сердца сокрушенного и смиренного», повергающего себя в пучину милосердия Божия со страхом Божиим, верою и любовию. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа... да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистив сердца от порочной совести... ибо... если отвергшийся закона Моисеева... без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10, 19. 22. 26. 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета ( Исх. 30, 7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее ( Исх. 40:27, 34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во–первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во–вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает 1 , а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего. Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением; затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами: «Благослови, владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христосе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в принебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/z...

Календарь Материалы 5 февраля 2008 г. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник? [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Добрый день! Скажите, пожалуйста, означает ли стих: «В начале было Слово» (Ин. 1: 1), что Иисус Христос – первенствующее Лицо Святой Троицы? Если нет, то каков смысл этих слов? В некоторых ответах Вы ссылались на эти строки, подразумевая, что они имеют в виду Христа. Спасибо большое. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела? Спасибо. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Николай Головкин Житие преподобного Севастиана Карагандинского – продолжение жизни во Христе богоносных оптинских старцев, от которых отец Севастиан унаследовал духовные сокровища святоотеческих традиций. Келейник преподобного Нектария, он хранил и крест с мощами благоверного князя Александра Невского, по преданию принадлежавший святому Нектарию. Не этим ли крестом старец Нектарий благословил некогда Георгия Жукова? [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! [Встреча с Православием/Православная библиотека] Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Мониторинг СМИ [Мониторинг СМИ] Юрий Максимов Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» вызвал такое зрительское внимание и такое жаркое обсуждение, какое редко достаётся произведениям документального кинематографа.

http://pravoslavie.ru/archive/080205

Кто совершает Таинство миропомазания? – Священник, но не без участия в этом Таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить Таинство миропомазания. Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом Таинства Миропомазания? – Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1-й книге Царств( 1Цар.10:1; 16:13 ). В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему ( Откр.1:6 ). 3.3. Святое Таинство Причащения Что такое Причащение? – Причащение есть Таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Кто установил Таинство Причащения? – Иисус Христос впервые совершил причащение учеников Своих на Тайной вечери, накануне Своего страдания и смерти. Как Иисус Христос причащал Апостолов? – Об этом говорится в Евангелии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Во время какого богослужения в церкви совершается Таинство Причащения? – Во время самого важного церковного богослужения, которое называется Божественная Литургия. Почему Божественная Литургия важнее всех других церковных служб? – Потому, что она открывает всю драму жизни Иисуса Христа от Его Рождества до Его Вознесения на небеса. Какой момент Божественной Литургии самый важный? – Пресуществление хлеба и вина, которое совершает епископ или священник. Почему Таинство Причащения совершается в церкви постоянно? – Потому, что так заповедовал Иисус Христос: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Почему необходимо причащаться? – Потому, что от этого зависит наша вечная жизнь. Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Культура Все рубрики Редакция " Правмира " Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Мария Дегтярева В молчании – слово, или как митрополит царя обличил Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Редакция " Правмира " В молчании – слово, или как митрополит царя обличил Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24). Мария Дегтярева

http://pravmir.ru/category/kultura/liter...

Молитва это возношение ума и сердца к Богу через благоговейное слово человека к Богу, таинственная беседа с Богом. Христианин в молитве прославляет Бога, благодарит Его, кается в своих грехах, просит Его о своих нуждах. Отсюда мы выделяем три основных вида молитвы: славословная, покаянная и просительная. Молитва не должна быть только внешней. Сам Бог сказал: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф. 15, 8–9 ). Мы должны «прославлять Бога в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия», потому что «от избытка сердца говорят уста». О богослужении В православном богослужении догматы становятся частью молитвы. Православная Церковь хранит в неприкосновенности тот богослужебный чин, который сложился в Византии к XII вв., что связано с неизменяемостью православной догматики. По мысли свт. Игнатия (Брянчанинова) , христианин, регулярно посещающий церковь и вслушивающийся в чтение и пение, может научиться всему необходимому для правильной веры. У богослужения две цели – научить нас догматам и дать представление о праведной жизни, способствовать мистическому общению с Богом. О правильной молитве «Молитва это беседа ума с Богом» ( Евагрий Понтийский ). «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им,ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:6-8 ). Под многословием надо понимать не количество слов в молитве, а их качество, т.е. молится надо только о необходимом для жизни и спасения. В просительной молитве мы проявляем свое смирение пред Богом, обращаясь к Нему и получаем благословение на нашу деятельность, чтобы получить от нее не только вещественную, но и благодатную пользу. Молитва только тогда имеет цену, когда она бывает внимательной, когда ум и сердце вкладываются в каждое слово.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010