3) проповедью слова Божия, службами Божиими, Святыми Таинствами и христианской дисциплиной вести людей к духовному совершенству и святой жизни.     341. Как называет Церковь апостол Павел?    Апостол Павел называет Церковь телом Христовым, отдельных же членов Церкви называет членами тела Христова (Еф.1:22—23; 1Кор.12:27).     342. Что значит веровать в Церковь?    Веровать в Церковь значит:    1) принадлежать к ней;    2) с благоговением ее почитать;    3) руководствоваться ее предписаниями в твердой уверенности, что Господь наш Иисус Христос находится с ней в постоянном общении как ее глава. б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви     343. Может ли быть человек главою Церкви Христовой?    Человек не может быть главою Церкви Христовой, так как Христос является Богочеловеком, а Церковь Его — телом Богочеловека, поэтому ее главой не может быть обыкновенный человек.     344. Установил ли Господь Иисус Христос кого-либо из апостолов наставником всех остальных апостолов?    Господь Иисус Христос не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов, наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один из них Учитель — Христос, они же между собой только братья (Мф.23:8—10).     345. На что ссылаются те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех апостолов и всей Церкви?    Те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех христиан и всей Церкви, ссылаются на слова Господа Иисуса, сказанные апостолу Петру: 1. «Блажен ты, Симон, сын Ионин.— И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:17—19); 2. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:32). 3. «Паси агнцев Моих... паси овец моих» (Ин.21:15—17).    346. Как приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Господь проходил по всем городам и селам, проповедуя Евангелие Царствия Божия. Многие, видя чудеса Спасителя, уверовали в Него, то есть признавали Его чрезвычайным посланником Божиим, но «Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:24, 25).    Как Сердцеведец, «Он позвал к Себе, кого Сам хотел и пришли к Нему...» (Мк. 3:13). Их (т.е. пришедших) приготовлял Господь, чтобы они вошли первыми членами в Его Церковь на земле, чтобы они составили первоначальное истинное Его общество, и чтобы потом уже к этому обществу присоединялись и все другие.    Три с половиной года приготовлял Спаситель учеников Своих; Он научал их и после Своего воскресения, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря им о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Но это еще не есть Церковь в собственном смысле. Господь обещал послать Своим св. Апостолам Духа Утешителя (читай об этом Иоан. 16:5—16). Пред самым вознесением Своим Спаситель напоминает ученикам о приближающемся исполнении Его обещания: «собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.» (Деян 1:4, 5). Это обещание сбылось через несколько дней после вознесения Господа на небо: в день Пятидесятницы снизошел на учеников Дух Святый, и с «этого часа началась Церковь Христова на земле» (читай о сошествии Св. Духа: Деян. 2 гл.) Как утвердилась Церковь Христова после сошествия Св. Духа, Апостолы тотчас и начали привлекать людей в Церковь для спасения. Первым начал проповедовать Ап. Петр, говоря: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян 2:38). «Охотно принявшие слово, крестились», то есть вступили в Церковь Христову, или, как сказано далее, «и присоединилось (к первоначальной Церкви) душ около трех тысяч» (Деян. 2:41) С этого дня Церковь начала приумножаться: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян 2:47).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   К стоянию в истине и к полному единомыслию и единодушию постоянно призывали последователей Христовых- христиан Св. Апостолы. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине», писал св. Апостол Иоанн Богослов «возлюбленному Гаию» (3 Иоан. 1:4).«Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся!»  (1 Кор. 16:13) наставляет св. Апостол Павел. «Имейте одне мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию»... поучает он в другом послании (Филип. 2:2—3), а «еслибы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»  (Галат. 1:8).    Как все эти свидетельства Слова Божия не вяжутся с умонастроениями многих современных людей, даже из числа именующих себя «христианами», с их самоуверенными высказываниями и горделивыми заявлениями, что «все веры равны», что «все вероисповедания равноценны и одинаково спасительны» или, что «абсолютной истины нет ни в одном вероисповедании», а надо всем объединиться и создать какую-то новую «церковь» на «началах равноправия» и «взаимного уважения».    Словно забываются слова Господа Иисуса Христа и Его великое обетование: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей»  (Матф. 16:18). Если все вероисповедания равны и одинаково имеют право на существование, то где же эта Единая Истинная Церковь, основанная Христом Спасителем, принесшим Истину на землю и даровавшим ее Своей Церкви?    Или слова Его оказались ложными, и врата адова одолели Церковь, и ее больше нет на земле?    Может ли это быть?    Обезумели современные «христиане», а вернее — отступники от христианства, возводя такую страшную хулу на Самого Сына Божия, пришедшего в мip спасти человека.     Истина только одна, и Истинная Церковь тоже — только одна.    Это — Церковь, сохранившая во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, проповеданное и записанное Святыми Апостолами, тщательно изъясненное и истолкованное их ближайшими учениками и преемниками — Мужами Апостольскими и Святыми Отцами. Эта Церковь, как ни в чем не погрешившая против истины учения Христова, одна только право, или правильно славитБога, а потому, по всей справедливости, и именуется православной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или — для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4:1—8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь?   Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Исполнил ли Господь Свое обещание?   Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как «уже учрежденном, — что оно есть Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею» (Деян. 20:28). Кто состоит Главою общества исповедников Христовых?   Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог, говорится о Христе в св. Писании, «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви» (Еф. 1:22). Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви?   Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение «положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Еф. 1:9—10) Как устроилась Церковь Христова на земле?   Когда Господь Иисус Христос «проповедовал Евангелие Царствия» Божия (Мф. 4:23), Он дал обетование устроить Церковь Свою (Мф. 16:18), но устроил ее не сразу.    Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей.    Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Глава 1. О святой Церкви   Итак, вы уже не чужие и не пришельцы но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святую Церковь в Господе. (Еф. 2:19-21)   § 289. Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно простые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются верные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приобщение святых Таин, и т. д., но подразумевается Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка: «Екклизиа» – Церковь, т. е. «вызывание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, из тьмы – в чудный Его свет, как учит апостол: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2:9; Деян. 26:18). § 290. Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые – члены духовные, преблагословенную Главу – Христа – имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь – один для другого члены (Рим. 12:4-5 см. еще: 1 Кор. 10:17; 12:27; Еф. 1:22-23; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол. 1:18, 24). 2) Называется Церковь домом Божиим, ибо Он в ней, как в доме Своем, Кровью Христовой освященном, милостиво благоволит обитать и сохранять его: чтобы ты знал, как подобает в доме Божием жить, которые есть Церковь Бога Живого (1 Тим. 3:15 см. еще: Евр. 3:6; 1 Петр. 4:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Я создам церковь Мою, и врата ада (то есть все силы ада) не одолеют ее. Ап. Павел пишет: Тому (Богу Отцу) слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков, аминь ( Еф.3:21 ). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Во-вторых, удостоверяемся тем, что Господь обещал Своим ученикам Духа Святого, чтобы Он пребывал с ними вечно ( Ин.14:16 ); и сошедший в день Пятидесятницы на апостолов Дух Святой постоянно пребывает в Церкви, поставляя ее пастырей, через которых в таинствах изливается на верующих благодать Божия. Ап. Павел говорит к пастырям церкви: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею ( Деян.20:28 ). Итак, внимайте себе и всему стаду (то есть будьте внимательны к себе и ко всем своим пасомым), в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Что Церковь земная и небесная составляют одну Церковь , это видно из слов ап. Павла, обращенных к верующим: Приступисте к Сионстей горе, и ко гробу Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству, и Церкви первородных, на небесех написанных, и Судии всех Богу, и праведник совершенных и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу ( Евр.12:22–24 ). Вы приступили (то есть присоединились) к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам (бесчисленному множеству) ангелов, к торжествующему собору (собранию) и церкви первенцев, написанных на небесах (то есть вписанных в число святых небожителей), и к Судии всех Богу, и к духам (душам) праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового завета Иисусу 94 . Единство Церкви . Церковь – едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. На единство Церкви ясно указывает ап. Павел, когда говорит о верующих:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Благодатная сила невидима и, следовательно, представляет предмет для веры в Церковь . Это одно. А далее, верой принимается и та истина, что Церковь в земной половине своей видима и в небесной невидима. Та и другая половины суть только стороны единой церкви. К первой принадлежат все православные христиане, живущие на земле, а ко второй – все ангелы Божии и скончавшиеся в вере и святости христиане. Святый ап. Павел учит, что земная и небесная нераздельна, едина Церковь. Эту истину он уясняет в послании к евреям. Уверовавшим в Господа Иисуса Христа, он говорит: Вы приступите к Сионстей горе, и ко гробу Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству, и церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю завета нового Иисусу. «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к душам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр. 12:22–24 ). А что в Христовой Церкви пребывает благодать Божия, это ясно из того, что глава её есть Господь Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Ин. 1:14–17 ). Так как Церковь есть духовное тело Его, то Он и наполняет её истиной и благодатью. Да Он и обещал Своим ученикам Святаго Духа, Который должен быть с ними вечно. Согласно этого обещания Святый Дух, пребывая всегда в церкви, поставляет для неё учителей, пастырей, совершателей святых таинств. Апостол Павел прямо говорит, что Церковь есть тело Христово: Бог Отец Того (Господа Иисуса Христа) даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его ( Еф. 1:22–23 ). Бог Отец «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его». Тот же апостол пастырям ефесской церкви дает такое наставление: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян. 20:28 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

— Богохульствуешь! — гневно воскликнул о. Никодим. — Кто дал тебе власть грехи прощать? Христос повернулся к нему: — «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», говорю ему: встань и иди домой! И на глазах у изумлённой толпы расслабленный, как здоровый, поднялся с полу, в ноги поклонился Христу и благоговейно поцеловал край Его одежды. Тихо, опустив голову, о. Никодим пошёл в алтарь.  V Была ночь. Старичок Сила, ночной сторож, приютил Христа у себя на ночлег. — Всё равно каморка пустая ночью, спи себе на здоровье. Христос не спал, сидел у открытого окна. В дверь постучали. — Эго ты, Сила? — окликнул Христос. — Можно? — произнёс за дверью дрожащий голос. Дверь отворилась. В темноте нельзя было разобрать лица вошедшего. — Кто это? — Это я, о. Никодим... Я пришёл к Тебе поговорить. Ты сегодня свершил чудо. Я знаю, что ты учитель, посланный от Бога... Но в то же время слова твои так странны... — О каких словах говоришь ты? — О нерукотворённом храме. О Боге, которому нужно поклоняться в духе и истине. — «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». — Да, но не учил ли Христос две тысячи лет тому назад, что Он созиждет церковь, и врата адовы не одолеют её. — Не про вашу церковь сказаны эти слова. — Но про какую? Где же другая церковь? — «Дух дышит, где хочет». — Послушай, кто бы ты ни был, я вижу, что тебе открыто многое. Скажи, ведь церковь должна была развиваться, крепнуть, изменяться. Не могли же при Христе так же молиться, как в наше время. Не могло быть архиереев, митр, таких облачений, колоколов. Не могло быть всего того, чем богата православная церковь. Но пойми, это доказывает рост церкви. Церковь созидается воистину. Её изменения есть переход юности в возраст мужа. Церковь не отменяет Евангелие, но она толкует его. Её толкование есть раскрытие, уразумение тех истин, которые заключены в Евангелии. — Так говорили книжники и фарисеи две тысячи лет назад, — тихо сказал Христос. — Они извратили закон Моисеев. Они завесили уши народа, и он перестал слушать глас Божий; заповеди Его они умертвили толкованиями своими. И всё это во имя торжества Божьего дела на земле. Рост не в колокольнях, не в архиереях, не в клиросе, не в ваших торгашах свечами — рост Церкви в духе и истине сынов Божиих. Когда Мои апостолы шли на проповедь без серебра и золота, ужели это было ниже, чем выезды ваших архипастырей! Ужели рост Церкви — золото и серебро храмов ваших, когда братья ваши умирают от голода и нищеты!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2344...

В Посланиях апостола Павла Церковь метафорически описывается как чистая дева, обрученная единому мужу – Христу ( 2Кор. 11:2 ). Образ Церкви как невесты Христовой развит Павлом в Послании к Ефесянам, где он говорит о христианском браке. Здесь Христос представлен как глава Церкви и Спаситель тела, Который возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Церковь повинуется Христу, как жена мужу, а Христос питает и греет ее, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:25–27,29–30 ). Цитируя слова Ветхого Завета о том, что оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт. 2:24 ), Павел подчеркивает: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). В Послании к Ефесянам речь идет прежде всего о единении между Христом и Церковью, которое Павел уподобляет супружескому союзу. Еще в Ветхом Завете Бог был представлен как супруг, а народ израильский как Его невеста. В Новом Завете Церковь как «новый Израиль» становится невестой и супругой Бога воплотившегося, Который представлен не столько как ревнующий Церковь к идолам, сколько как любящий, питающий и греющий ее. Образ невесты, соединенной с мужем узами брака, как и образ тела, соединенного с головой, подчеркивает онтологическую близость между Христом и Его Церковью. Однако не менее важен образ Церкви как чистой и непорочной девы для понимания святости Церкви. По апостолу Павлу, Церковь «свята и непорочна»: будучи создана Святым Богом, она является носительницей божественной святости. К этой святости приобщаются все члены Церкви. Не случайно в Деяниях и апостольских Посланиях слово «святые» обозначает всех верующих во Христа. Это словоупотребление сохранилось и в православной литургии, в частности в древнем возгласе литургии «Святая святым», который указывает на то, что святыня (Святые Дары) должна преподаваться только святым, то есть верным, членам Церкви. Тот же смысл имеют слова «Благословен вход святых Твоих», произносимые старшим священнослужителем на малом входе: этот возглас указывает на то, что вместе с предстоятелем в храм для совершения Евхаристии входят все верующие. Речь здесь идет не о личной святости каждого христианина, а о том, что христиане – это те, кто призваны быть святыми через приобщение к святости Божи-ей, подаваемой им через Церковь , Евхаристию и другие Таинства, через причастие Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возрождение человека начинается и совершается через познание Бога. Кто не имеет расположения познавать Бога, тот остается невозрожденным и разве только по внешнему виду сходен с теми, кто действительно принадлежит Церкви Христовой. «Называющие себя христианами, организованные в общество, не являются Церковью Христовой, если не срослись с Христом, если не пребывают в Нем и Он в них ( Ин. 15:4 ), если не пребывают в Его любви, если не любят друг друга, как Христос возлюбил всех ( Ин. 15:4–17 ), если они не друзья Христа, если не исполняют всего того, что Он заповедал ( Ин.15:14 ), если не вошли, как живые камни, в стройное здание – Церковь Христову ( 1Пет.2:5 ; Еф.2:20–22 )» (проф. Д. Дюлгеров Единство Церкви. «ЖМП», 1960. с. 42). Евангелие возвещает спасение всем людям, Христос каждого призывает в Свою Церковь , каждый может стать ее членом и наследовать жизнь вечную. Но чтобы войти в Церковь , стать членом Тела Христова, необходимо выполнить условия: «Если кто не родился от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», – говорит Спаситель ( Ин.3:5 ). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Приобщение человека к Телу Христову совершается через Таинства, которые преподает верующим святая Православная Церковь . Такова, коротко, сущность православного учения о Церкви. Теперь определим основные расхожения этого учения и учения протестантов, следуя доброму завещанию святого апостола Петра: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». ( 1Петр.3:15 ). Протестанты утверждают, что церковью может быть любое собрание верующих во Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». ( Мф.18:20 ). А где Христос, там и Церковь , – считают протестанты. Как мы видим из слов Евангелия от Матфея, Господь говорит здесь совсем не о том, что двое или трое, собравшись во имя Его, могут составить Церковь , а о том, что Он скорее исполнит желание нескольких человек, единодушно молящихся, чем множества разномыслящих. То, что двое или трое не составляют Церкви, видно из предыдущих слов Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф.18:16–17 ). Если бы два или три свидетеля уже составляли церковь , Спаситель не добавил бы: «если не послушает их, скажи церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010