Правило 8. Дух Святой Правило 9. Троица неописуема никаким словом Правило 10. Лицо Сына Правило 11. Человечество Христа Правило 12. Божество Христа Правило 13. О двух природах во Христе Правило 14. Одно Лицо во Христе Правило 15. Единство Слова и плоти Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином Правило 17. Человечество Христа Правило 18. Всякая природа — благо Правило 19. Никакая тварь не тождественна с Богом Правило 20. Ангелы были сотворены неизменными Правило 21. Разумные твари Правило 22. Свободная воля Адама Правило 23. Первородный грех Правило 24. Каково наказание некрещеным Правило 25. Суд Правило 26. Воскресение плоти Правило 27. Вера и крещение Правило 28. Благодать Правило 29. Ничего не совершается без благодати Правило 30. Ничто не сокрыто от Бога Правило 31. Предопределение Правило 32. Блаженные по предопределению Правило 33. Крещение Правило 34. Вне Церкви нет спасения Правило 35. Обреченные к осуждению Правило 36. Еретики Правило 37. Дурно живущие христиане Правило 38. О том, что никто не живет без греха Правило 39. Пища и питие. Брак. Дозволение второго брака Правило 40. О том, что в Церкви дурные [люди] смешаны с добрыми Утверждение в вере Правило 1. Божественная природа 45. Итак, крепче всего придерживайся, не сомневаясь никоим образом, что Отец, Сын и Святой Дух суть по природе Единый Бог, во имя Которого мы крещены. Ведь поскольку одно имя — Отец, другое — Сын и третье — Дух Святой, то также есть и одно природное имя всех Троих, которое называется Бог, Который говорит во Второзаконии: Смотрите, смотрите, ибо Я — Бог, и нет другого кроме Меня; и о Котором говорится: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4); а также: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор 6:13). Правило 2. Единый Бог 46. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица есть по природе истинный Бог. И хотя нам не разрешено почитать трех богов, если только это не Единый истинный Бог, однако как Бог Отец называется истинным, по свидетельству Апостола, который сказал: Как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса (1 Фес 1:9–10); так и Сына апостол Иоанн называет истинным Богом, говоря: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20). Ибо Он потому есть истинный Бог, что Он есть Истина, как Сам нас учит, говоря: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). И о Духе Святом апостол Иоанн сказал, что Дух есть истина (1 Ин 5:6). И никак не может не быть истинным по природе Бог, Который есть Истина, Которого и апостол Павел исповедует как Бога, говоря: [Не знаете ли, что] тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор 6:19–20).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

" Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим " (Правило 3-е II Вселенского Собора//Там же. С.47). " По каждой епархии, в селах или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными Епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Аще же не далее тридесяти лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающым себя обиженными, начати о том дело пред областным Собором. Аще же кто будет обижен от своего Митрополита: да судится пред Экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку " (Правило 17-е IV Вселенского Собора//Там же. С.65). " Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел " (Правило 38-е VI Вселенского Собора//Там же. С.98). 15. Например: " приличным признано просити их о вспомоществовании общей матери Кафолической Церкви в том случае, когда власть Епископов бывает пренебрегаема во градах " (Правило 78-е Карфагенского Собора); гражданской власти предаются для обуздания: епископы, непокорные собору (Правило 59-е Карфагенского Собора), пресвитеры и диаконы, непокорные епископу (Правило 5-е Антиохийского Собора), миряне, непокорные церковным епитимиям (Правило 9-е Двукратного Собора); епископ не должен продавать местным властям или кому иному землю, принадлежащую церкви (Правило 12-е VII Вселенского Собора); и т.п. 16. " Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная,, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия " (Еф.6:5-9; см. также Кол.3:22-25; 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 28 (1) Увы, роскошный венок пьяниц ефремлян! Увы, увянувший цвет его богатого украшения На вершине плодоноснейшего холма Отуманенных вином 150 . (2) Вот крепкий и сильный 151 Господом, Как буря с градом и сокрушительный ураган, Как напор большой воды, разлившейся, С силою поверг его на землю. (3) Ногами попирается Роскошный венок пьяниц ефремлян. (4) И с увянувшим цветом его богатого украшения, Которое на верху плодоносного холма, Сделалось тоже, что с ранним плодом: Увидевший его, как скоро увидел, И как только взял в руку свою, тотчас глотает. (5) Теперь Иегова воинств Будет венцом дорогим, Блестящею диадемой Для остального народа своего, (6) Духом правосудия Для сидящих в судилище, И победною силою. Для прогоняющих неприятеля до границ его. (7) Но и сии шатаются от вина, Не держатся на ногах от крепкого напитка, Священник и пророк шатаются от крепкого напитка, От крепкого напитка не держатся на ногах, Обманываются в видении, Мешаются в суждениях. (8) Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною: Нет чистого места. (9) «Кого учить знанию? «Кому давать наставления? «Только что отвыкшим от грудного молока, «Отнятым от сосцов? (10) «Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, «Правило на правило, правило на правило, «Кое – что здесь, кое – что там 152 . (11) За то, лепечущими устами И чужим языком Он будет говорить к этому народу, – (12) Тот, который говорил к ним: «Вот покой, – дайте отдых утомленному, И вот успокоение»; А они не хотели слышать. (13) И стало для них слово Иеговы – Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, Правило на правило, правило на правило, Кое – что здесь, кое – что там, – Так что они пошли и попятились назад, Растерялись, Запутались в сеть и были пойманы. (14) Итак, выслушайте слово Иеговы, Вы, пересмешники, Учители сего народа 153 , Который в Иерусалиме. (15) Вот вы говорите: Мы заключили союз со смертью , И с преисподней вошли в дружбу, Губительное бедствие, когда пойдёт, Нас не коснется, Ибо мы устроили себе убежище из обмана И укроемся во лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

44. Но это относится к тем, кто не давал Богу никакого обета воздержания. Однако всякий, кто оскопил себя ради Царствия Небесного и в сердце своем дал Богу обет воздержания, не только если он осквернится губительным преступлением разврата, но если даже, будь то мужчина или женщина, пожелает вступить в брак, то согласно словам Апостола, они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру (1 Тим 5:12). Как подобает, по словам Апостола, чтобы муж оказывал жене должное благорасположение; подобно и жена мужу (1 Кор 7:3), поскольку если кто взял супругу, не грешит, и если девица вышла замуж, не грешит. Так, по словам того же Апостола, кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле (1 Кор 7:37), дал обет воздержания Богу, тот должен хранить его до самого конца в заботе ума, дабы не подлежать осуждению, потому что отверг прежнюю веру (см. 1 Тим 5:12). Подобным образом и женатые мужчины, и замужние женщины, если единодушно дали Богу обет постоянного воздержания, должны знать, что они обязаны придерживаться своего обета, и у них уже не может быть соединения плоти, которое было дозволено им первоначально, но от которого теперь они должны иметь воздержание, обещанное Богу. Тогда каждый, если оставит прежнее и устремится в будущее, наследует Царствие Небесное, которое обещано святым, согласно тому, что говорится в Псалмах: Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему (Пс 75:12). [И каждый] будет знать, что дозволено, и узнает, что полезно для достижения лучшей жизни; и охотно даст обет, и быстро выполнит. И из-за того, что он выполнит обещанное, он всегда получит большую пользу. Ибо всякому давшему обет Богу и выполнившему обещанное, Сам Господь даст в награду Царствие Небесное, которое Он обещал. Часть II. ПРАВИЛА ВЕРЫ Краткое содержание II части Правило 1. Божественная природа Правило 2. Единый Бог Правило 3. Вечный Бог Правило 4. Неизменяемый Бог Правило 5. Бог Творец всего Правило 6. Троица в единстве Правило 7. Разделение Лиц

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Так или иначе, в общем-то, и Церковь, и Господь хочет , чтобы люди были счастливы, хочет, чтобы люди были блаженны, благословенны. Возможно ли это счастье? В том числе в браке? С точки зрения христианского учения, во всей полноте счастье наследуют праведники в Царствии Небесном. А здесь, на земле мы лишь только начинаем предвкушать это счастье, если стараемся жить по заповедям Божиим. В том числе и в семье. – Тогда вот еще одна «православная» проблема. Обидел я тебя? Но тебе же от этого только лучше! Смиряйся, прощай! Отец Александр: – В философии существует золотое правило этики и серебряное правило этики. И мне очень жаль, что этого порой не знают не то что прихожане – даже некоторые священники. Серебряное правило: как вы не хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы не поступайте с ними. А золотое правило: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. По сути, Ветхий Завет – о серебряном правиле. Там очень много заповедей с приставкой не : не делай того, не делай этого. А золотое правило в чистом виде сформулировано в Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф. 7:12 ). В чистом виде. Значит, если мы понимаем, что Новый Завет – это золотое правило, то нужно помнить еще одну вещь. В чём разница между этими двумя правилами? Серебряное правило – это то, что я обязан требовать от себя и вправе требовать от других. Именно требовать от других. То есть я вправе сказать: «Не делайте мне зла, уу-уу!» А в золотом правиле другой принцип: я могу (или как христианин, по-хорошему, должен) требовать его от себя, но я не вправе требовать его от других. То есть я не вправе потребовать: «А ну-ка! Делайте мне добро! Вы обязаны!» Добро может сделать человек только сам, добровольно. И поэтому Нагорная проповедь и другие новозаветные правила обращены к каждому человеку, отдельно взятому. Но не к обществу, не к коллективу, не «вы все обязаны делать вот так!», а если не делаете, то есть такая-то система наказаний.

http://azbyka.ru/semya/obidel-ja-tebja-t...

„Мы не хотим изменять своей жизни“, так говорили Иудеи Исаии; достаточно, что мы приносим жертвы по закону. А Исаия указывал им, что Господь хочет правды, а не жертвы. Ср. Ис. 1:16–17 : „научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову“. 11 . За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Комментарий на Исаию Спб. Дух. Академии (проф. Якимов) прямо указывает на чужую непонятную Ассирийскую речь, которую придется выслушивать Иудеям за насмешливое отношение к пророку. (Op. cit. р. 439) 1021 . 12 . Им говорили: „вот – покой, дайте покой утружденному, и вот – успокоение“. Но они не хотели слушать. Пророк Исаия напоминает, что и ранее его неоднократно говорили пророки: Осия ( Ос. 6:1–6 и др.), Иоиль ( Иоил. 1:14, 3:16 ), Амос ( Ам. 9:11,14 и др.) и сам он неизменно повторял, что единственное спасение Израиля в Господе Боге, в послушании Ему и в исполнения святой воли Его. „Вот покой!“ Вот единственный путь, которым Израиль мог достигнуть мира душевного и покойной жизни под милостивою рукою Владыки мира 1022 . Многие комментаторы видят в читаемом стихе и Мессианское пророчество. Они указывают, что ни счастливое время Соломона, ни время Езекии, и ни какое другое время жизни народа Израильского не могли совершенно ответствовать произносимому в 12 стихе пророческому слову. Все ветхозаветные святые, говоря словами Апостола, чувствовали себя странниками и пришельцами на земле.... и искали вечного отечества и вечного покоя 1023 . В этом смысле Исаии пророку конечно открывается тайна единого вечного покоя. ( Мф. 11:28–30 ). В историческом же значении о грядущих вскоре событиях, ст. 12 представляет и поучение об уповании на Бога и пророчество о том, что уповающие на Господа не будут постыждены, что и исполнилось освобождением Иерусалима от гибели чудом, явленным над армией Сеннахерима. Но пророк возвращается затем с поучением своим к неверующим. 13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. См. выше объяснение на ст. 9–10. „Эти насмешливые слова в устах неверующих стали как бы непреложным ответом пророку, как бы словом Господа“. (Ср. ниже XXIX, 13–14). Угроза падением объяснена ниже пророчеством о краеугольном камне (ст. 16) с напоминанием Псалма 117-го, (см. Мф. 21:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А как же мы поступаем на самом деле в своей жизни? – Господи, помоги нам простить наших обидчиков и смягчи сердца обиженных нами, чтобы и они простили нас. Господь говорит: Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Святой апостол Иаков оставил нам такое завещание: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон, а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого? (4:11–12). Христианин не должен злословить, осуждать брата и тем нарушать христианский закон любви. Суд над ближними принадлежит единому Богу. А как же мы поступаем в своей жизни? Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф.7:12 ). О, как часто мы забываем это золотое правило жизни. Мы не хотим, чтобы нас обманывали, обкрадывали, обижали, смеялись над нами, осуждали наши намерения и поступки, нам тяжело, когда другие по отношению к нам злы, жестокосердны, когда наносят нам подчас невыносимые обиды и переживания. Если мы всего этого не желаем себе, тогда и с другими должны поступать так, как хотим, чтобы они поступали с нами. Часто приходится слышать, как в минуты злобы, обиды и раздражения одни проклинают других, делают друг другу всякие пакости и причиняют неприятности. Помните всегда, что то проклятие, которое мы посылаем другим, в силу слов Господних, своей тяжестью ложится на того, кто его изрыгает. А потому будем всегда помнить это золотое правило жизни: чего мы не желаем себе, того никогда не должны желать и другим. Исполняем ли мы это правило жизни в наших взаимоотношениях с другими людьми, ближними и дальними? Достаточно поставить себя на место ближнего, в его положение, и собственная наша совесть, наше сердце и наш разум подскажут нам, как мы должны поступать с нашим ближним в каждом отдельном случае. Это золотое правило Евангельского закона приносит золотой плод, плод той мирной жизни, о которой мечтают все люди, – мир в душе отдельного человека, мир в семье, мир между отдельными обществами, мир между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

1. Духовное. Ст. 11. За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить этому народу. Ст. 12. Им говорили: «вот покой, дайте покой утружденному и вот успокоение». Но они не хотели слушать Ст. 13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены. Когда книжники и фарисеи мало ценили спасительное учение Слова Божия; напротив по гордости всю важность своей учености и мудрости поставляли в знании мелочных предметов: то Бог в наказание попускает им более и более уклоняться от здравого, спасительного учения веры, которое одно доставляет истинное утешение совести, и подвергнуться суете своего ума на погибель своих душ. Бог говорил народу Иерусалимскому (как видно из ст. 14): сей есть покой: дайте покой утомленному. Это есть слово благодати и отпущения грехов, есть евангелие Иисуса Христа и Апостолов, которые доказывали, что человек, утомленный под тяжестью Моисеева закона, у которого совесть обременена грехами, ни в чем не может найти спокойствия, утешения и веселия, как только в вере в Мессию, и в оправдании, получаемом чрез Него, с отвержением всех плотских, обрядовых дел, заслуг, и внешних преимуществ, в которых фарисеи полагали надежду спасения. Вы – ложные учители, которые несчастный народ обманываете, питаете бесплодным учением преданий старческих и обрядов, которые составляют только внешность религии, а душу не питают, не доставляют истинного утешения, – дайте говорит Бог, покой утомленному, у которого совесть обременена грехами, дайте успокоение совести, которому я научаю, и доставляю верующим в Меня, как говорил Спаситель: приидите ко мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. ( Мф.11:28 ; Ин.7:37 ). Но фарисеи – упорные в своих предрассудках, надутые гордостью, не хотели послушать этого евангельского призывания, оставить свои заблуждения. Этот тяжкий грех фарисеев и обратился им в наказание, – Бог по требованию Своего правосудия попустил им запутаться этим грехом, как сетью, впасть в большие заблуждения – на погибель, как говорит Пророк в 11 стихе: за это Бог лепечущими устами и иным языком будет говорить с этим народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

9. А говорят: «кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? (Кому возвестихом злая и кому поведахом весть? иже отдоении [суть] от млека, отторженнии от сосца). Замечая невнимание и недоверие к своей проповеди , пророк с недоумением спрашивает: кому мы – истинные пророки –возвещаем злое, именно предстоящий суд Божий и неразлучные с ним бедствия, как следствия проклятия Божия? и отвечает: возвещаем тем, которые уже вскормлены молоком, отняты от сосцов материнской груди, следовательно, уже не дети неразумные, а смышленые взрослые люди, почитающие себя мудрыми мужами, это – жрецы, народные советники, князья и т.п. И однако же они не понимают простого и святого слова истины истинного пророка Божия, не верят ему и осмеивают его. 10–12. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного». За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: «вот – покой, дайте покой утружденному, и вот – успокоение». Но они не хотели слушать. (Печали на печаль ожидай, надежды к надежде, еще мало, еще мало, яко худостию устен, языком иным взглаголют людем сим, рекуще им: сей покой алчному и сие сокрушение, и невосхотеша слышати). Пророк передает подлинные слова современников, поколебавшихся в надежде на Бога в виду грозного врага. Они говорили пророку укоризненно: «ожидай печаль за печалью! прилагай надежду к надежде! еще немного подожди и еще немного!...» Говоря так, они посмеивались над проповедью о будущих бедствиях и вместе с тем побуждали других – ложных пророков – утешать себя совсем иначе, говорить «худыми устами и иным языком», т.е. говорить преступную и погибельную ложь: «вот покой получит алчный!» т.е. человек, предпочитающий мысль о союзе с царем Египетским против Ассирийского предостережению пророка и надеющийся через обогащение военной добычей утолить алчность к наживе, такой человек, будто бы и помимо союза с Богом, получит покой, состоящий в полном довольстве своим состоянием и достоянием. А между тем, в этом-то и состоит сокрушение или полное разорение отечества, по откровению Божию (ст. 13 и 18). Но, размышляя по своему, они уже не хотят слушать слова Божия из священных уст истинного Пророка, очищенных священнодействием серафима перед престолом Господа (гл. 6:5–9 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Им обещана помощь Божия. Но и среди этого „остатка“ находятся люди, зараженные теми же пороками, как гибнущая Самария. На тот же факт указывает 4Цар. 17:18–19 , в словах: (после сказания о грехах царства Израильского): „и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего и поступал по обычаю Израильтян“. Но в 7-м стихе произносится еще весьма важное обвинение против священников и пророков. Под именем последних надо разуметь вероятно пророков, произвольно нарицавших себя таковыми, потому что они принадлежали к пророческим школам (ср. Ам. 7:12–14 ) и питавшихся прорицаниями, не имея Божественного призвания. На таких пророков указывал с укоризною несколько позже пророк Михей ( Мих. 2:11, 3:5 ) упоминая также о вине и сикере. Нам известно постановление кн. Левит ( Лев. 10:9 ), что священники и левиты не должны осмеливаться приближаться к святыне, вкусив вина. Но в настоящем пророчестве Исаия обвиняет священников в полном неуважении к своему званию, и в том, что они бесстыдно предаются преобладающему среди народа пороку, – пьянству. Вследствие этого они и называющие себя пророками 1016 , утратили ясность мысли и помощь духа Божия: „в видении ошибаются, в суждении спотыкаются“. О таковых, вероятно говорил и Иезекииль: „горе безумным пророкам“ ( Иез. 13:3 ). Стих 8-й дает нам понять, до какого низкого состояния опустились многие, принадлежавшие к образованнейшим и высшим слоям народа. Вместе с пьянством и потемнением рассудка они естественно утратили способность понимать и пророчества и, „будучи слепы, говорили, что видят“ 1017 , укоряя пророка, что он вздумал учить их. 9 . А говорят: „кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцев матери? 10 . Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного“. Это слова укоряемых, которые с обиженной гордостью возстают против пророка. Разве мы младенцы? говорят они; не ему нас учить. Стих 10-й не всеми признается продолжением речи укоряемых, но мы с полным убеждением держимся текста русского перевода, признающего стихи 9 и 10 за одну речь, и точно также смотрят на эти стихи авторы комментария Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010