После этого священник возглашает молитву: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем говорится: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», и отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере...», дальше поминаются святые храма, святые дня, затем говорится: «иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго (то есть поминается святой – автор литургии, которая совершалась), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Интересно то, что в этом возгласе отсутствует поминовение Иоакима и Анны. Обычно в отпусте говорится: «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», а на литургии поминовения Иоакима и Анны нет. Надо сказать, что большинство епископов и священников этого не замечают и поминают Иоакима и Анну, хотя в Служебнике этого нет. В этом состоит отличие литургийного отпуста. По образу больших соборов, где служат епископы в сослужении большого количества священников, причащение духовенства занимает весьма длительное время, чтобы сэкономить время и облегчить народу выстаивание литургии, вошел в жизнь такой обычай: после запричастного стиха и пения запричастных песнопений выходит проповедник и говорит проповедь, а в алтаре причащается духовенство и приготавливается Чаша для причащения мирян. Надо сказать, что это довольно несвоевременно, потому что проповедь перед причастием часто не очень уместна. Проповедь бывает или по евангельскому чтению или на тему праздника, она имеет как бы расширительное значение. А здесь требуется особая сосредоточенность, нужно собрать все свое внимание и молиться перед причащением Святых Христовых Тайн. Здесь нужно уже не обсуждать богословские истины, или учение Церкви о каком-то предмете, или толкование какой-то притчи – в этот момент нужно готовиться к причащению. Проповедь после Евангелия говорить очень хорошо, но только в том случае, если священник имеет благодатный дар, умеет возвестить Слово Божие, если он имеет чувство меры, если он действительно может свою проповедь сделать достойной частью Литургия Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

    Первое прошение в древнейш. греч. ркп. XIII в. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35) содержит из святых только Пресв. Богородицу, Крест, Предтечу, апостолов, святого N (дня или храма?) «и всех святых»; так и печ. греч. изд. Типикона, но с опущением Креста и добавлением безплотных сил; греч. ркп. XIV в. прибавляют после апостолов: «преподобных и богоносных отец наших, св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны»; так и древнейшие слав. ркп. XIV в. (Моск. Синод, б. 328/383), но без Креста; слав. ркп. XV в., восстановляя упоминание Креста, прибавляют св. Архангелов; слав. ркп. XVI в. еще прибавляют: «святых добропобедных мучеников»; впервые позднейшие греч. ркп. и первые печ. изд. Евхологиев присоединяют после апостолов: «иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей (Ιεραρχν) Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, иже во святых отца нашего Николая Мирликийскаго Чудотворца».    В слав печ. стали еще более пополнять святыми эту молитву. Петр (Могила) внес после св. Николая: «св. трех святителей Киевских Петра, Алексия и Ионы Российских чудотворцев»; после Иоакима и Анны: «преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия Печерских»; а после упоминания Пресвятой Богородицы прибавил: «аще есть храм Богородичен, рци сие: честнаго и славнаго Ея ради имярек».    В Моск. Служебн. 1647 г. сохранена последняя прибавка, все именуемые святые поставлены после Богоотец Иоакима и Анны, между 3 святителями и Николаем вставлены Афанасий Великий и Кирилл Александрийский; к 3 святителям Киевским прибавлены Иоанн, архиеп. Новгородский, и Леонтий, еп. Ростовский; затем именуются прп. Антоний, Феодосий, Евфимий, Савва, Иоанн Лествичник, Сергий, Варлаам, Никон, Пафнутий, Никита Переяславский, Димитрий Прилуцкий, Зосима и Савватий, Александр Свирский, юродивые Максим и Василий Московские, а Печерские прп. не упоминаются.    Служебник Моск. 1658 г. возвращается к краткости и порядку греч. печатного, прибавляя только после св. Николая 4 Московских святителей (с Филиппом).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Любовь не ищет своего, не радуется неправде, всё переносит, всё покрывает, всему верит», – писал апостол Павел (см.: 1 Кор. 13: 5–7). Если бы у нас был такой образ мыслей: «я верю ему, потому что он мой муж », «я покрываю его проступок, так как я могу ошибаться», «я переношу его недостатки, так как сама далеко не ангел», «я не радуюсь его недостаткам, так как его боль – это и моя боль », «я желаю ему счастья и ради этого дарю ему свою любовь», – то, возможно, такая семья не оказалась бы на грани развода. Супружество Иоакима и Анны – это пример вневременного, непрестанного обращения друг к другу, постоянной друг к другу устремленности, которая, вопреки враждебности мира, остается такой до конца жизни. Всё, что происходит вокруг святых супругов (новости, общество, работа), – всё вторично в сравнении с их отношением друг к другу. Каждый из супругов ищет себя в своей второй половине, в ней «самореализовывается», хочет всю гармонию мира видеть в ее лице, хочет себя ей подарить. Образ такой устремленности друг ко другу – это образ Божественной любви. Бог ищет в человеке Свой образ, Бог хочет отразиться в человеке, Бог желает человеку Себя подарить. Если мы сможем в себе изыскать любовь, хоть немного подобную любви Иоакима и Анны, мы станем на одну волну с любовью Божественной. Но если мы подыскиваем себе молитовки «о супругах» и при этом хладнокровно брезгуем своей второй половиной – мы напрасно тратим время и свое, и священника. Бог не глуп, и Он видит, есть ли в нашем сердце хоть капля любви. Если же в глубине души супруги или супруга уже царит «развод» – Бог не может ничего ей или ему больше дать. Пусть же, дорогие братья и сестры, пример святых праведных Иоакима и Анны, которых мы ежедневно поминаем на богослужебном отпусте, будет для нас образцом того, какая должна быть любовь супругов: любовь вне пространства и времени, любовь до седых волос, любовь вечная. Святые Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас! Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 22 сентября 2022, 11:35

http://pravoslavie.ru/64291.html

Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику. Церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что своим Рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях. Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то мы убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: «Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет...», «Днесь Всемирныя Радости провозвещение; днесь возвеяша ветри, спасения нашего провозвестницы; естества нашего разрешает Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9.ся неплодство...» и, наконец, «Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу...» 35 Что же означает это «днесь» («днесь разрешается неплодство», «днесь Анна рождает Богоотроковицу»)? Есть ли это только приемы образной поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл? Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто помышляют о духовном ( Рим.8:5 ), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения ( Символ веры ), не только произошло во времени, но и в вечности пребывает. Поэтому, когда мы слышим сегодня, что «ныне Дева чистая от Анны происходит» 36 – нам открываются врата Вечности. Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что Рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем «естества нашего разрешается неплодство» 37 и рождается «Плод живоносен миру» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Сегодня, о люди, положено начало нашему спасению, ибо вот, предсказанная издревле Мать и Дева и вместилище Божие появляется, чтобы родиться от неплодной. Отрасль от Иессея, и от корня его ветвь произошла (см.: Ис. 11:1 ). Да радуется праотец Адам, да веселится, радуясь, Ева , ибо вот – созданная от ребра Адама очевидным образом прославляет Дочь и Внучку, говоря: «Родилось мне избавление, благодаря которому я освобожусь от уз ада». Да радуется Давид, бряцая на гуслях, и да благословит Бога, ибо вот – Дева рождается из бесплодного чрева для спасения наших душ. Некоторые тексты праздника посвящены восхвалению родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анны: они прославляются, прежде всего, как образец благочестивой семьи. Имена этих праведников в Православной Церкви окружены особым почитанием. 9/22 сентября, на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память Иоакима и Анны совершается отдельно. Кроме того, имена «святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны» поминаются на вседневных отпустах в течение всего литургического года. Воздвижение Креста Господня Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь обретения креста благочестивой царицей Еленой (†327), матерью императора Константина, в 326 году. По свидетельствам церковных историков, на Голгофе было найдено три креста и отдельно лежавшая табличка с надписью на еврейском, греческом и латинском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По одной из версий, которую приводят церковные историки Руфин, Сократ, Созомен и Феодорит, опознать Крест Спасителя удалось благодаря возложению его на тяжело больную женщину, лежавшую на смертном одре: Случилось, что в том же городе недалеко от этого места находилась снедаемая тяжелым недугом и уже умирающая знатная женщина. Епископом Церкви того города в то время был Макарий. Когда он увидел царицу, стоящую в нерешительности, а также всех, кто там присутствовал, сказал: «Принесите сюда все кресты, которые были найдены, и тот, что нес на себе Господа, откроет нам Бог». И... приложил сначала первый из них, но ничего не достиг. Приложил второй, и также ничего не произошло. Когда же он приложил третий, женщина, открыв вдруг очи, встала, и когда вернулась к ней телесная крепость, стала она более свежей, нежели когда лежала больной. И все в доме засуетились и принялись славить могущество Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иоаким и Анна Праведные Иоаким и Анна На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии - святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование " Богоотцы " они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа. Рождество Божией Матери: слезы в День рождения Ключевые слова, которые звучат при венчании в молитвах священника и чтении апостольского послания, напоминают нам заповедь Божию о том, что детям предстоит отлепиться от родителей, стать самостоятельными личностями, мужчине и женщине – найти друг друга и стать единою плотью. Кофе с сестрой Вассой: Иоаким и Анна, или Чему нас учат страдания? Мы можем обижаться на Бога за то, чего мы лишены в этой жизни. А можем выбрать путь Иоакима и Анны и получить нечто большее Церковь чтит память святых праведных Иоакима и Анны Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью. Святые покровители любви — иконы Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. Дети — это больше, чем просто дети Он догадался, что дети – это больше, чем просто дети. Это доверие Бога к тебе, состоящее в том, что он передает тебе Своих чад на временное хранение. А кому можно доверить своих детей? Конечно, только тому, кому доверяешь. А раз нет детей, значит, Господь не верит мне? Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/ioakim-i-anna/

Неописанной была радость Иоакима и Анны по случаю рождения преблагословенной Дочери, нареченной именем Мария. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес здесь жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых. О богоданном Младенце-Дочери Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению о Ее будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство при Иерусалимском храме. По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете восьмидесяти лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ пресвятой Дочери всего только два года 2415 . Подробнее о Введении во храм Пресвятой Богоотроковицы Марии скажем ниже. Сказание о Введении во храм Пресвятой Богородицы Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в назаретском доме своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар чудесно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей. Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием 2416 . Об этом сохранились свидетельства древних святых отцов Церкви 2417 . Так, святой Иаков, архиепископ Иерусалимский, в слове на Рождество Пресвятой Богородицы, от лица Иоакима говорит: «Призовите чистых еврейских дочерей. Пусть возьмут зажженные свечи». Святитель Герман, патриарх Константинопольский, в уста праведной Анны влагает слова: «Я воздаю Господу ныне обеты, изреченные мною в скорби. Ради того я собрала девиц со свечами, призвала священников и родных и всем говорю: «Все сорадуйтесь со мною. Сегодня и я являюсь, как мать, приводя мою Дочь не земному царю, но небесному Богу " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

город Палестинский, на восточном берегу Средиземного моря. Начало христианства здесь было положено св. Ап. Петром обращением сотника Корнилия со всем домом его (Кн. Деян. Ап. гл. 10). По разрушении Иерусалима, Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был Иерусалим, пока, наконец, на IV Вселенском Халкидонском соборе (451 г.) Иерусалим сделался независимою патриархией. — В настоящее время от древней Кесарии не осталось даже и развалин. или Адриака — город во Фракии при Черном море, недалеко от Филипп, города Македонского, лежавшего на границе с Фракией. город в Беотии, древней области Средней Греции. с сими святыми Апостолами Церковь воспоминает в сей день и Апостола Онисифора, память и изображение коего см. 7 сентября. В церковной службе ныне воспеваются все семь свв. Апостолов. Память святых мучеников, в Африке от ариан пострадавших Византийский император с 474–491 г. король и основатель Вандальского королевства в Северной Африке. Гуннерих, сын его, царствовал с 477–485 г. — Вандалы — народ Германского племени, пришедший с берегов Балтийского моря, после перешедшие в Панноник, на правый берег Дуная, затем завладевший Пиринейским полуостровом и, наконец, обосновавшийся в Северной Африке. Зачатие святой богопраматери Анны, когда зачала святую Богородицу сказание о зачатии и рождении Пресвятой Богородицы находится в житии святых Богоотец Иоакима и Анны, в Минеях-Четиих под 9 сентября. Веселие праведных Богоотец Иоакима и Анны в храме Иерусалимском и живая благодарность их Богу, разрешившему их неплодство и отнявшему от них поношение между ближними, и было собственно началом празднования Зачатия. В Зачавшейся не только Ее праведные родители, но и весь мир имел верный залог искупления, потому что зачатие Ее было по особенному благодатному смотрению Божию. Но начало собственно церковного празднования Зачатию Богородицы с точностью определить трудно, по недостатку письменных памятников, но можно с доверенностью полагать, что это празднование началось с древних времен; ибо все обстоятельства жизни Богоматери для христиан древних в православных были важны и священны. Преп. Андрей Критский в VII b., на день Зачатия Богоматери написал канон и беседу. День Зачатия отнесен к 9 декабря, потому что этот день бывает за 9 месяцев до дня Рождества Богородицы. В Константинополе празднество в честь Зачатия Богородицы в сей день было совершено в Евораниях, по другому чтению Уранах, близ храма св. Софии. Здесь храм Богородицы построен был одним сенатором еще при Константине Великом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Московский Зачатьевский монастырь в этом году отметил 25 лет своего возрождения. А 22 сентября здесь тоже праздничный день – память особо чтимых в обители святых праведных Иоакима и Анны: именно радость зачатия ими Пресвятой Девы Марии по чудесной благодати, данной этому месту разрешать узы безчадия, и послужила наименованию обители. Зачатьевскии монастырь Москвы      В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. По благоволению Матери Божией, по молитвам перед святынями обители – иконами «Радость святых праведных Иоакима и Анны о Пресвятой Богородице», образами Божией Матери «Милостивая» и «Помощница в родах», пред пояском, освященным на Поясе Пресвятой Богородицы, – супруги обретают даже долгожданных, так же, как некогда Пресвятая Дева Мария у богоотец, детей. Святитель Алексий и его преподобные сёстры Иулиания и Евпраксия      Зачатьевский, по первому названию Алексеевский, монастырь был основан более шести с половиной веков назад святителем Алексием Московским, благословившим своих родных сестер Ульяну и Иулию подвизаться в иноческом чине, а те в свою очередь, будучи уже в монашестве нареченными Иулианией и Евпраксией, по любви к брату посвятили обитель его небесному покровителю – Алексию, человеку Божию, который известен тем, что, желая подвизаться о Господе, порвал все родственные связи. А вот святитель Алексий и ныне уже тоже прославленные в лике преподобных сестры Иулиания и Евпраксия от плотского родства не отрекались, а просто освятили его, всецело посвятив свои жизни Богу. Возможно, так уже была установлена некая таинственная связь с теми, кто вместе со сродниками Богу угождать стремятся, – и в первую очередь со святым семейством Иоакима и Анны, посвятившими плод своих многих слез и молитв Пресвятую Деву Марию – Господу. Икона преподобных Иулиании и Евпраксии      Святитель Алексии у гроба преподобных сестер Иулиании и Евпраксии      После пожара 1514 года великий князь Василий Иоаннович, чей брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, отстроил Алексиевский монастырь вновь. Его иждивением был возведен здесь – на месте первого деревянного храма – каменный собор с престолами в честь Зачатия святой праведной Анны, Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия (ему был посвящен и первый деревянный храм обители). Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем – Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли – ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати – «Зачатейским».

http://pravoslavie.ru/134098.html

   Другой вид отпустов – «Отпусты дневнии во всю седмицу по обычаю Святыя Восточныя Церкве» – представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского Евхологиона 1020, XII-XIII вв., «Христос, истинный Бог наш», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье – Воскресения Христова, в понедельник – бесплотных сил, во вторник – св. Иоанна Предтечи, в среду и пятницу – Честнаго и Животворящаго Креста, в четверг – святых апостолов, а в субботу – всех святых. К этим «памятям» седмичного круга присоединены были затем имена святых храма и дня (рядового), а также святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны. Кстати, надо заметить, что эти имена святых появляются в Служебниках не сразу. Некоторые Служебники XV в. их вовсе не имеют. Так, например, в Служебнике, когда-то принадлежавшем библиотеке Новгородского Софийского собора (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 528-XV в.), в отпусте седмичных дней, после слов «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере», есть упоминание о «памятях» седмичного круга и слова «и всех святых», но имя святого храма и святого дня, а также имена Богоотцев Иоакима и Анны не указаны (л. 57 и об.). Такой вид отпуста без упоминания имен святых храма, дня и Богоотцев сохранился даже в печатных Служебниках – Срятинском 1604 г. (с. 501—505) и Киевском, изданном архимандритом Елисеем Плетенецким в 1620 г. (с. 454—456). В других Служебниках, как, например, в Служебнике Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 530-XV в., указано в седмичных отпустах воспоминать имя и святого, «егоже есть день», то есть рядового, святой же храма и Богоотцы еще не упоминаются (л. 150), а Служебник той же библиотеки (Соф. 529-XV в.) указывает в седмичные дни воспоминать «святаго имярек», но какого именно – храма или дня, не уточняет, и только по словам субботнего отпуста «имярек, ему же есть храм» (л. 188 об.), можно думать, что и в прочие дни имелся в виду святой храма, а не дня. Во всяком случае, в Служебниках XV-XVI вв. наблюдается определенная сдержанность в смысле поименного призывания святых на отпустах. Поэтому, например, в отпусте четверга отсутствует имя Святителя Николая Чудотворца, хотя в дневной службе Октоиха ему положены стихиры, седальны и канон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010