Но после того возвращу плен сынов аммоновых, говорит Иегова 505 . Уцелевшие люди мои наследуют их 506 . И возсозиждут развалины вечности, восстановят разрушенное в первые дни и возобновят разоренные грады, оставшиеся в запустении от рода в род» 507 . В верном слове пророчества были записаны издревле другие приготовления пути для народа Иеговы, кроме сделание насыпи 508 . Арабы и турки были «горем» в минувших веках более для других земель, чем для Сирии. В откровении Даниилу о том, что постигнет евреев в «последние дни», говорится о последнем враждебном могуществе (турецком), которому надлежало обладать славной землей и разорить многие другие, «но сии только избавятся от руки его: Эдом и Моав, а главные, сыны Аммоновы» 509 . Турки живут в домах, но бедуины только в палатках, и по той причине, что Моав избавился от рук турок и предан исключительно бедуинам, никто не живет в домах и городах, которые еще целы. Эти города, – города израильские, которые согласно свидетельству будут опять израильскими. С падением этой власти, которая обладает славной землей, соединяется, как положительно сказано, «восстание в то время князя великого, стоящего за сынов народа твоего» 510 . Таким образом, шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, и высохла в ней вода, чтобы «готов был путь» царям от восхода солнечного 511 . Эта чаша оканчивается собранием царей земли и всей вселенной, называемом по-еврейски Армагеддон. Следующая и последняя чаша открывается провозглашением «совершилось». На эти свидетельства, которые занимают свое место в пророческой истории царств мира, мы обращаем внимание читателя, не для того только, чтобы он мог видеть, как окончательное свидетельство касательно Моавии соединяется со многими другими свидетельствами касательно других царств, и как вечное или очень продолжительное запустение этой земли должно окончиться навсегда исполнением тех обещаний, которого ждут покинутые города, чтобы вновь наполниться людьми; но и для того, чтобы показать ему, что есть уже факты, хотя время полного исполнения пророчеств еще не наступило, которые имеют явное отношение к этим опустевшим городам и к народу, получившему их издревле в дар от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Обогатив церковную сокровищницу своими творениями, в которых излилась его Боголюбивая душа, стяжав общее почитание своей благочестивой жизнью, преп. Роман скончался около 510 г. Был погребён в Кировом храме, где потом и совершалась память его с особым торжеством. «Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, – воспевает творца церковных песен сама Церковь , – Церкви Христовей пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне». «Се питаеши обильно мудрыми учениями и красными песнопениями помыслы наши и исполнявши сладости Божественнейшия, Романе благогласе». «Вдохновенными песнями ты, блаженный, возвестил неизреченное домостроение Христово и венчал всех святых хвалами; с ними, премудрейший отче, ты прославил чистую Деву и истинную Матерь Божию, с Коей предстоя Троице, помилуй нас!» «Подаждь желающим Божественного дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красота Церковная!» Святого Апостола Анании от 70 Избранный Иисусом Христом в число 70-ти Апостолов, ученик Спасителя – Анания жил в г. Дамаске, когда Господь явился ему в видении и повелел пойти к Тарсянину, по имени Савлу, который «теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел» 1 … И когда Анания выразил недоумение, как идти ему к человеку, сделавшему много зла святым Божиим в Иерусалиме, то «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё» 2 . И тогда «Анания пошёл и вошёл в указанный Господом дом и, возложив руки на Савла, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!» 3 . И когда Савл прозрел, то Анания крестил его; впоследствии же, когда Иудеи искали случая убить Павла за то, что из гонителя Христа он сделался ревностным проповедником учения Его, то Анания с другими учениками ночью, взяв Павла, спустили его по стене дома в корзине, чтобы спасти его от стороживших его у ворот дома Евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он был пустынник: " Поведен был духом в пустыню " (Лк. 4, 1); был постником: сорок дней постился, но ни в пустынническом и ни в постническом чине Он не прославился. Был Он преподобным, как говорит о Нем апостол: " Святой, непричастный злу, непорочный " (Евр. 7, 26), но и не в этом чине Он прославился. Он был чудотворец, изгонявший бесов, исцелявший слепых, хромых, расслабленных и воскрешавший мертвых, однако не говорит Он, что был прославлен в этом чине. Когда же после Тайной вечери Он готовится к мученичеству и выходит на этот путь, тогда Он и говорит ученикам: " Ныне прославился Сын Человеческий " . После же крестных страданий, явившись по Воскресении Луке и Клеопе, Он сказал: " Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? " (Лк. 24, 26). Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою. Святой Златоуст, рассуждая об этом величии мученической чести, пишет об узничестве Павла: " большая честь и слава быть узником Христовым, нежели апостолом, нежели учителем, нежели благовестником " . Этот учитель считает мучеников даже выше Ангелов. Беседуя о Петре, посаженном в темницу за Христа, он говорит: " Если бы мне кто сказал: кем хочешь быть: Ангелом или Петром в узах, то я захотел бы лучше быть Петром, связанным за Христа двумя железными узами " . Но что еще удивительнее, так это следующие его слова: " Мне желательнее жестоко страдать за Христа, нежели почитаться от Христа; это есть великая честь, это есть слава, превосходящая все " . Святитель Димитрий Ростовский (103, 510-511). Святитель Амвросий рассказывает, что Петр, выходя из Рима, увидел Господа, идущего навстречу, и спросил: " Куда Ты, Господи, идешь? " " Иду в Рим на страдания " ,-ответил Господь, объявляя тем волю Свою пострадать в Своих учениках. Петр понял эту волю Господа и возвратился в Рим. В это-то время писал он к малоазийским христианам второе послание, в котором как бы намекает на только что рассказанный случай: " скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне " (2 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

После восстановления храма Господня, стены Иерусалима долго оставались разрушенными, и жители его терпели нападения от соседних народов. О таком бедственном положении Иерусалима узнал один из иудеев, Неемия, который служил виночерпием у царя Артаксеркса (Лонгимана, Долгорукого), и сильно опечалился. Артаксеркс во время обеда заметил печаль Неемии и спросил его о причине ее. Неемия открыл причину своей печали и просил послать его в Иерусалим обустроить его. Царь определил его областеначальником Иудеи и дал ему указ о восстановлении Иерусалима 510 . Прибыв в Иерусалим, он объявил согражданам дозволение царя возобновить стены города. Иудеи с радостью приступили к этому делу. Самаряне сначала насмехались над ними, но когда стены были доведены до половины, они решили остановить работы неожиданным нападением. Узнав об этом, Неемия вооружил половину жителей и поставил на страже, а другой половине велел продолжать работы. Но и эти, на случай нападения, были также вооружены. Когда (через 52 дня) стены были завершены, то совершен по ним торжественный ход с пением псалмов, и принесено было множество жертв в храме. Устроив стены Иерусалима, Неемия населил его. Заметив различные нарушения иудеями закона Моисея, вошедшие в обычай, Неемия, с помощью Ездры, уничтожил эти беспорядки и дал силу законам (Книга Неемии). Состояние иудеев при последних царях персидских После плена вавилонского, Палестина не была более разделена на колена, а разделялась на четыре большие части: Галилею на севере, Самарию в средине, Иудею к югу от Самарии, Перею на востоке от Иордана. Иудеи не имели своего царя 511 . После Неемии управляли иудеями первосвященники с советом 72 старцев, который назывался великим синедрионом. Под властью последних царей персидских иудеи жили весьма спокойно и в довольстве. Воспоминание о наказаниях, которые они потерпели за нечестие, удерживало их от нарушения закона Божия и от идолопоклонства. История Есфири и Мардохея Царь персидский Артаксеркс 512 в третий год своего царствования, в столице своей Сузах, сделал для своих вельмож пир, который продолжался шесть месяцев 513 . После окончания этого полугодового пира, он сделал семидневный пир для всех жителей столицы. В саду при дворце в богатейшем шатре, на золотых и серебряных ложах, поставленных на помосте, выстланном разноцветными камнями и перламутром, все ели и пили из золотых сосудов, а во дворце царица Астинь угощала женщин. В последний день праздника, когда развеселилось сердце царя, он велел привести к нему царицу, чтобы показать ее всем. Царица не захотела прийти 514 . Царь сильно разгневался и, по совету своих семи князей, развелся с ней. В седьмой год своего царствования он взял себе в супруги прекрасную иудеянку Гадассу, названную Есфирью (счастливая звезда), сироту, которая была воспитана своим двоюродным братом Мардохеем, и не знал, что она иудеянка, потому что она не говорила о родственниках своих и о народе своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Потому что отойти от Господа Иисуса Христа, Который есть истина и жизнь, – это значит отойти не только от совершенства, но и от Царствия Небесного, и от вечной жизни: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное». Отошёл он, видимо, потому, были в нём и самоуверенность, и легкомыслие, и невнимание к себе. Вот и спрашивает, вот он говорит о себе; а действительно ли он сохранил все заповеди, как он утверждает? А действительно ли он готов выполнить всё «доброе», что повелит ему Господь? Очевидно, он подошёл с целью показать: вот, мол, какой я хороший, ни в чём не имею недостатка!.. И потом он, конечно, не понимал, что перед ним не тот, кто просто показывает путь к вечной жизни, а Тот, Кто один только и может дать её. Очевидно, и вечная жизнь не была для него такой реальностью, ради которой стоит отказаться от реальности жизни временной. Для этого человека ещё не пришло время, и ему дан повод подумать о том, что с ним сейчас случилось; насколько он через своё богатство привязан к этой жизни, и насколько скудно его представление об истинном совершенстве. Но, ведь, И Самому Господу Иисусу Христу тоже предстояло завершить Своё дело, чтобы потом его посланники могли возвестить тому же человеку, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился» Своим ученикам, исполнив их невиданной силы и радости… И если этот человек, наконец, убедится, что «спастись… человекам… невозможно» ни своей праведностью, ни, тем более, своим богатством, то он тоже примет протянутую ему спасающую руку воскресшего Господа и пойдёт за Ним. А уж «Богу… всё возможно». Читать далее Источник: Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения начиная от Пасхи/Свящ. Вячеслав Резников. - Москва : Изд-во Братства святителя Алексия, 1999. - 510, с.; 20 см. - (В помощь постоянному читателю Нового Завета). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Правитель сказал: – Послушайся меня, пожалей сам себя и принеси жертву богам. Петр отвечал: – Именно тогда я и пожалею себя, если не принесу жертвы вашим богам и не отступлю от истины. Но так как ты – неверный, то посему и не веришь ни мне, ни закону Божьему, – что если кто принесет жертву богам, то погибнет. Но что же ты медлишь? – делай, что тебе приказано. – Я еще жду, – отвечал правитель, – пока ты раздумаешь, принесешь жертву богам и тем избавишься от мучений. – Напрасно ждешь, – отвечал Петр; делай, что замыслил делать, исполняй волю отца своего – дьявола, ибо я не исполню вашей воли, и не допустит меня сделать это Господь мой Иисус Христос, Которому я усердно служу. Правитель приказал повесить его и потом сказал ему: – Что скажешь, Петр? – Принесешь или нет жертву богам? – Дай железные когти, – отвечал Святой, – строгай меня, ибо я не один раз говорил тебе, что не принесу жертвы никому, кроме единого Бога моего, за имя которого я страдаю. Правитель Север приказал жестоко мучить его. Доблестный мученик Божий не издал при этом ни одного стона, но только воспевал: – «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей» ( Пс.26:4 ) 509 . И еще воспевал: – «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс.115:4 ) 510 . Когда он говорил так, правитель пришел в еще большее раздражение и призвал других палачей. Стоявший вокруг народ, видя текущую по земле в большом количестве кровь, соболезнуя о святом, говорил: – Пожалей себя и принеси жертву богам, чтобы избавиться от этих лютых мучений. – Эти муки, – отвечал Святой Петр, – ничто и не причиняют мне никакой боли. если же я отрекусь от моего Бога, то тогда я действительно впаду в тягчайшие и бесконечные мучения. Правитель сказал: – Что это говоришь ты, Петр? – Принеси жертву богам, чтобы не раскаяться после, когда уже будет поздно. – Не раскаюсь и не принесу жертвы, – отвечал Петр. – Я предам тебя смерти, – сказал правитель. – Этого именно я и желаю, – чтобы умереть за Бога моего, – отвечал Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прежде чем кристаллизоваться в форму наследственной монархии, такая власть являлась всегда в виде личной диктатуры. И в Израиле необходимость единого предводителя для общего действия народа побудила уже Моисея назначить перед своею смертью, по , указанию свыше, Иисуса Навина военным предводителем и верховным судьей. «И говорил Моисей Ягвэ и сказал: Да учредит Ягвэ, Бог духов всякой плоти, мужа над обществом (иш ал гаэда), котрый выходил бы перед лицем их и входил бы перед лицем их, и который выводил бы их и который вводил би их; и да не будет общество Ягвэ как мелкий скот, у коего нет пастыря. — И сказал Ягвэ Моисею: возьми себе Иегошуу сына Нунова, мужа, в коем (есть) дух, и возложи руку твою на него. И поставь его 510 пред лицо Элеазара священника 110  и пред лице всего общества. И заповедай ему 111  пред очами их и положи на него от державы твоей 112 , дабы слушалось его все общество сынов Израилевых. И пред лицем Элеазара священника он встанет и вопросит его по суждению «светов» (бемишпат га-урим) пред лицем Ягвэ: по его (Элеазара) слову будут выходить и по его шву будут входить, он (Иегошуа) и весь Израиль с ним, и все общество. И сотворил Моисей как заповедал ему Ягвэ: взял Иегошуу и поставил его пред лицем Элеазара священника и всего общества; и возложил руки своя на него и заповедал ему, как говорил Ягвэ чрез Моисея» (Числа XXVII, 15—23). Книга Второзакония следующим образом дополняет это повествование: «И призвал Моисей Иегошуу и сказал ему в глазах всего Израиля: Крепись и бодрствуй, ибо ты введешь народ этот в землю, о коей клялся Ягвэ отцам их, что даст им; и ты разделишь ее им. И Ягвэ, Он же пойдет пред лицем твоим, Он будет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя; не бойся и не страшись. — И прочел Моисей законоучение сие и дал его священникам, сынам Леви, носящим кивот завета Ягвэ, и всем старейшинам Израилевым» (Bmopoз. XXXI, 7—9). Мы видим здесь, что мирской преемник Моисея назначается для того, чтобы ввести народ в землю обетованную и распределить ему эту землю согласно началам теократической правды. Не вся полнота власти Моисеевой переходит на Иисуса Навина, а только часть ее: ему принадлежит не единовластие, а лишь вторая власть, предполагающая первую — первосвященническую. Он поставляется перед сына Ааронова, и если весь народ должен слушаться его, то он сам должен слушаться в высших вопросах голоса первосвященника и руководиться его (от Бога исходящими) узаконениями. И не ему поручается хранение божественного законоучения, а священникам, несущим кивот завета Ягвэ.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

При делах, нами творимых в угоду другим, всегда обращается внимание на благо тех, в угоду которых мы творим их. И какому же другому принципу мы следуем при сем, как не тому, чтобы сделаться им приятными? При делах же, кои скорее мы для себя делаем, нежели в интересе чужом, мы к тому прилагаем старание, себе остающееся всегда верным, одобрены будут наши действия другими или нет. Если некоторые из благ, обладание которыми само по себе маловажно, оказываются однако же стоящими того, чтобы – несмотря на все препятствия и затруднения со стороны других людей – добиваться приобретения их, то не тем ли необходимее, – не смущаясь тем, нравится это другим или нет и что они говорят ο нас, – бороться за добродетель и не другим чем-либо руководиться при сем, как исключительно красотой ее и праведностью? Прекрасны посему эти слова Эпикура, им обращенные к Менойкию, в письме к нему: «Юноша пусть без замедления прилежит к добродетели. Но и старец пусть не уклоняется от нее. Оздоравливать душу никогда ни слишком рано, ни слишком поздно. Говорить, что пора быть добродетельным для меня еще не пришла или же что она прошла, это значило бы сказать почти тоже, что время для моего счастья еще не наступило или что оно уже прошло. Добродетель столь же необходима для юности как и для старости: для этой чтобы состарившись могла она юнеть чрез обновление себя добродетелями или иначе чрез благодарное воспоминание ο ранних делах; юности же, чтоб она в одно и тоже время и юна была и стара спокойствием и обеспечением себе будущности» 510 . 9. Изречения Христа Спасителя ο благах мученичества и объяснение тех изречений Соберем во едино, там и здесь по Писанию рассеянные, ясные изречения Христа Спасителя ο благотворности мученичества. Он сказал: Говорю же вам: Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. Α κтο отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами ( Лк. 12:8 ). Ибо кто постыдится Меня или Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со ангелами своими ( Мк. 8:38 ). Итак, всякого, кто исповедает, Меня пред людьми, исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным ( Мф. 10:32 ). Когда же приведут вас с синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как отвечать или что сказать: ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно сказать ( Лк. 12:11,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Приточный гость, на вопрос царя, пришедшего на пиршество брака, молчит 509 . Самое безмолвие осуждает его и приговор над ним не заставляет себя долго ждать. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руку и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» 510 . Грозный приговор, который Божественным Учителем высказан в этих словах притчи, объясняется тем, что он имел в виду при произнесении его главным образом непокорных и жестоковыйных иудеев, выродившихся в современных нам жидов. Они не пошли по пути к тому счастью и блаженству, которое им было обещано в недрах Церкви Христовой, и не обнаружили в своем большинстве даже малейших признаков покаяния, без которого немыслимо указанное блаженство. Брачную одежду, одежду чистоты от скверны греха, которая должна украшать нас в день пришествия Всесвятого Сына Божия, мы не можем стяжать одной своей волей; от нас зависит только желать ее и о ней просить, как и слышится нам в известной церковной песне: «чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в он: просвяти и т. д.» В откровении Тайнозрителя Ап. Иоанна Богослова говорится о невесте Агнца, Церкви Христовой: «дано было ей облечься в виссон 511 чистый и светлый; виссон же есть праведность святых 512 . Без этого виссона чистого, без ризы спасенья призыв принятый на брак не приводит еще к блаженству; посему и сказал Господь в заключение рассмотренной притчи; много званных, а мало избранных 513 . Притча XXXI. О десяти девах Мф.25:1–13 Вследствие глубокого смысла притчи о 10 девах церковной практикой эта притча введена в состав Евангельского чтения на великий вторник страстной седмицы: чему соответствует и церковная песнь, 514 содержание которой заимствовано из этой притчи. Чтением ее Церковь напоминает каждому из верующих о полунощном часе в жизни человечества, иначе том роковом часе, который указывает на последнюю оценку всей жизни каждого. Неизвестность последнего часа в жизни каждого человека, так же как и всего человечества, в притче только что упомянутой выставляется очень ясно и резко; обозначение его составляет назидательное заключение притчи, 515 свидетельствующее между прочим о том, что в час смерти каждый из нас должен будет дать Господу отчет во всей нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Против этих замечаний Цельса Ориген выставляет следующие. Вводя дуалистический принцип бытия, по которому телесная природа не есть дело верховного Бога, Цельс тем самым противоречит не только христианскому учению, но и стоической философии. А в таком случае ему нужно бы было доказать, что телесная природа не носит в себе никаких признаков премудрости и высокого искусства её Создателя. – Если признать, что смертная природа есть дело иных создателей (низших богов), и каждый род физических явлений имеет своего особого творца, то нужно указать и причину такого разделения занятий между богами. – Тщательное исследование вопроса показывает, что Бог есть единый творец всего, и все Он сотворил для определенной цели и известной пользы 509 ). Если тела ничем одни от других не отличаются, потому что материя в них одна и та же, то значит и тело солнца, луны, звезд, неба и иных предметов, кои греки считают чувственными богами, то же самое что и наши тела. – Материя сама по себе совершенно бескачественна, и я не знаю, откуда получит она эти качества, если справедлива мысль Цельса о том, что все изменяемое не есть творение Божие 510 ). Если признать, что вещи, происходящие от материи, не бессмертны, то как нужно смотреть на этот мир, имеет он бесконечное существование или нет? 511 ) Цельс считает недостойным Бога воскрешение трупа, который содержит в себе то, о чем не хорошо и говорить. – «Ни мы, ни божественные писания, пишет Ориген , не говорим, что при воскресении мертвых давно умершие выйдут из земли с теми же самыми телами, без всякого изменения их к лучшему, и будут жить. Говоря это Цельс клевещет на нас. Мы многое знаем из божественных писаний о воскресении, и то, что говорят они об этом предмете, достойно Бога. В настоящем случае достаточно будет привести следующее изречение из послания Павла к коринфянам: скажет кто-нибудь, как воскреснут мертвые? и в каком теле они придут? Безрассудный, то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело 512 ). Смотри, здесь сказано, что сеется не самое будущее тело, а только зерно, которому Бог и даст тело, и таким образом произойдет как бы воскресение 513 ). Таким же образом, как Бог каждому семени дает тело, какое ему угодно, поступит он и с умершими, которые как бы сеются в землю. И все они, когда придет время, из посеянных здешних тел примут то тело, которое Бог пожелает дать им по заслугам. Пространно учит наше писание о различии между тем телом, которое сеется, и тем, которое из него вырастает. Так оно говорит: сеется в тлении – восстает в нетлении, сеется в унижении – восстает в славе; сеется в немощи – восстает в силе. Сеется тело душевное – восстает тело духовное 514 ). Таким образом тело, которого ожидают христиане в воскресении – это не то, которое имеют они теперь. Это тело измененное и прославленное.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/sochine...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010