Объясн. Уготовано тем, кому будет сказано на страшном суде: приидите, благословенные... Мф.25:34 , и кто будет веровать и креститься: Мк.16:16 ; Ин.12:48 . Ин.10:28 . «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Объясн. Кому даст Господь жизнь вечную? Тем, кто верует в Него: Ин.3:36 , и исполняет всё повеленное Им: Ин.10:15 . Не может иметь этой жизни тот, кто хотя быть может и верует во Христа, но, как непослушный сын Церкви, считается не христианином, а язычником: Мф.18:17 , и ослушником Господа: Лк.10:16 . Рим.6:22–23 . «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Объясн. Смерть называется возмездием за грех: Рим.5:12 , следовательно, чем-то заслуженным; тогда как вечная жизнь, следствие святости, есть не награда заслуженная, а дарование Божие: Еф.2:8 . Вслед за Иисусом Христом, прошедшим путём новым и вошедшим во внутреннее за завесу: Евр.6:18–19 , идут туда все уверовавшие в Него и пребывавшие верными законам веры, которые Сам Он установил: Ин.12:26 ; Лк.10:16 . Евр.2:9 . «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Объясн. Хотя и не все люди принадлежат к числу верующих в Иисуса Христа: Ин.5:40 , но Он умер за всех, чтобы все люди, когда (если) уверуют и крестятся: Мк.16:16 , получили жизнь вечную: Евр.3:14–15 . Откр.22:17 . «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром». Объясн. «Невеста» – Церковь , и в ней Дух взывает в сердцах наших: Авва Отче: Рим.8:15 , и призывает пришествие Единородного Сына Божия. И всякий верующий, слыша, чему научен, молится Богу и Отцу: Да приидет Царствие Твое. Жаждущий пусть приходит. Нужна жажда к питию жизни для прочного обладания приобретённым: Откр.21:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рассмотрим подробнее эти моменты, характерные для многих перикоп Евангелия от Марка. Среди текстов, ориентированных на христологию Страстей, важное место занимают те, которые упоминают первосвященников, фарисеев, старейшин, книжников и вообще религиозных лидеров и учителей народа. От начала и до конца Евангелия от Марка они выражают враждебное отношение к Иисусу. Этот факт – один из основных элементов мессианских Страстей. Неустанная и непримиримая вражда пастырей народа к Мессии, который пришёл спасти этот народ, становится неутихающим источником Его страшной боли. Вражда книжников начинается с первых стихов второй главы. Они обвиняют Иисуса в «богохульстве» (2:7) за то, как Он обращается к параличному. Впоследствии появляется ещё одна претензия: Он «ест с грешниками и мытарями» (2:16). Не успел затихнуть этот спор, как начинается новый, о посте (2:18–20). Вскоре к войне книжников против Христа присоединяются фарисеи: они недовольны тем, как Он трактует вопрос о субботе (2:23–28). За этими четырьмя эпизодами следует пятый, где вражда и злоба усиливаются (3:1–6). В этот момент Марк сообщает, что Иисус, «воззрев на них (т. е. фарисеев) с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит...» (3:5). Жестокосердие религиозных учителей и вождей причиняют Иисусу глубокую скорбь, составляя один из центральных аспектов Страстей. Обратим внимание и на вторую ключевую фразу Марка: «Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (3:6). Это решение религиозных вождей – ещё один из ключевых аспектов Страстей, ведущих к распятию. После Мк 3:5–6 евангелист будет неоднократно напоминать о решении разделаться со Христом: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами... и быть убиту» (8:31); «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть» (10:33); «услышали это книжники и первосвященники и искали, как бы погубить Его» (11:18); «и старались схватить Его» (12:12); «и искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить» (14:1). Эти напоминания перемежаются с рассказами о спорах по разным вопросам между фарисеями-книжниками и Христом, делая более очевидным хитроумие религиозных вождей (3:22–27; 7:1–13; 8:11–13; 10:2–9; 11:27–33; 12:1–12). К числу врагов Иисуса добавляются иродиане (12:13–17) и саддукеи (12:18–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Впоследствии от живущих у моря, то есть от Ефрема, Вениамина и Манассии, Кааф, хотя он уже и получил от Вениамина по второму жребию, и остальная часть его рода получают долю от Ефрема. Затем Гирсону выпадает жребий от половины колена Манассии, обитавшего в святой земле, а во второй раз он получает долю от другой половины колена Манассии ( Нав.21:6:27 ). Надлежало, однако, и жившим на севере получить что-то от священнической благодати, дабы не казалось, что совершенно лишены они небесных даров. Поэтому от тех, кто были на севере последними по порядку, то есть от Дана, Неффалима и Асира ( Чис.2:25 и далее), Кааф снова получает первый жребий от Дана, но не среди священников, а среди прочих; Гирсон получает второй жребий от Асира, и тот же Гирсон получает третий жребий от Неффалима ( Нав.21:6 ). 4 . Кто может постичь все это? Кто способен хотя бы проследить и запомнить порядок этих тайн? Но если только по букве мы можем объяснить этот трудный текст и размотать запутанный клубок мест и людей, связанных этим историческим повествованием, то что мы скажем о заключенных в нем тайнах, в которых смутно отражено распределение будущего наследия и в которых предвозвещается разделение святой земли – той земли, которую «наследуют кроткие» ( Пс.36:11 ; Мф.5:5 )? Кто изъяснит многоразличные местоположения станов, как в воскресении будет совершаться это распределение среди каждого священнического или левитского сонма святых, дабы, как говорит Апостол, ничего в воскресении не совершалось беспорядочно, но «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор.15:23–24 )? Тогда, без сомнения, будут соблюдены и местоположение станов, священническое распределение и порядок, и зазвучат трубы. Ибо Бог расположил на небе звезды и устроил их в определенном чудесном и неизъяснимом порядке: одни Он разместил по земной оси на севере, иные – на востоке, иные – на западе, а иные – на южном своде. И мне думается, что, возможно, Бог подобным образом устроит в Царствии Небесном тех, кто в воскресении мертвых будут по числу и яркости, «как светила на тверди» (ср. Дан.12:3 ; 1Кор.15:41 ), тех, кто, безусловно, происходит от семени Авраама (ср. Быт.15:5 ; Исх.32:13 ), согласно расположению звезд и областей небесных: одним Он даст удел на востоке, иным – на западе, иным – на юге, а иным, тем, кого знает, – на севере, ибо «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ) благодатью Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXVI. О том, почему были закопаны каменные мечи, и о жертвеннике, который устроили за Иорданом два с половиной колена

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Исх.25:26 .  и сделай для него четыре кольца золотых и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его; Исх.25:27 .  при стенках должны быть кольца, чтобы влагать шесты, для ношения на них стола; Исх.25:28 .  а шесты сделай из дерева ситтим и обложи их [чистым] золотом, и будут носить на них сей стол; Четыре кольца должны быть приделаны на четырех углах, у четырех ножек стола, – в тех местах, где ножки стола были соединены связкой: «при стенках должны быть кольца». Шесты, предназначенные для перенесения стола, вдевались в кольца лишь на время ношения. Исх.25:29 .  сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их; К принадлежностям стола относятся «кеарот» – блюда (LXX: τρυβλα), по объяснению талмудического предания – те формы, в которых приготовлялись и приносились в святилище хлебы; «капот» (LXX: θυσκας), по тому же преданию – фимиамники, или чаши, в которые полагался фимиам ( Лев.24:7 , Чис. 7:14 ), и, наконец, «кесот» и «менакийот» – сосуды для вина, как видно из прибавленного к ним выражения: «которыми возливали». «Кесот», греч. « σπονδεα», это большие винные кружки: «менакийот» – меньшие. Исх.25:30 .  и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно. Хлебов нужно было класть двенадцать ( Лев.24:5 ) по числу двенадцати колен Израилевых, в два ряда ( Лев.24:6 ), по шести в ряд, хлеб на хлеб, как об этом говорит иудейское предание и Иосиф Флавий и указывает изображение стола на арке Тита, представляющее подобие двух возвышающихся цилиндров. Приготовленные из большого количества муки, – в каждом хлебе должно быть 2/10 ефы ( Лев.24:5 ), хлебы каждую субботу заменялись новыми ( Лев.24:8 ). Хлебы называются хлебами лица, потому что находились пред лицом Сущего. Когда скиния снималась с места, то, по указанию Чис. 4:7 , стол для хлебов предложения закрывался голубой одеждой, на которую ставили все принадлежности вместе с хлебами предложения, и затем покрывали ярко-красным покровом и кожаным «тахаш».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Клевета Солунских иудеев встревожила не только простой народ – темный и всегда легковерный, но на первый раз и самих городских начальников, слушавших задорные иудейские речи. Но потом они, «получив удостоверение (о личности пришельцев) от Иасона и прочих» и, конечно, поняв клевету, «отпустили их. Братия же, – как повествуют Деяния Апостольские, – немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию» (Македонский городок на юг от Солуни. Деян. 17:8–10 ). Вот краткое повествование книги Деяний Апостольских о проповеднических трудах Св. Ап. Павла в Солуни. Чудесное пособничество благодати Божией, нарочито вызвавшей Павла из Азии для проповеди в Македонских странах, произвело то, что от Павла слышанную проповедь Солуняне «приняли не как слово человеческое, но слово Божие (каково оно есть по истине. 1Сол. 2:13 )»; так что в краткий трехнедельный срок в Солуни образовалось значительное по числу, крепкое по вере и горячее по силе сердечного одушевления христианское общество, ставшее образцом для всех верующих в Македонии и Ахаи ( 1Сол. 1:7 ). Повод к написанию послания Чем более утешался Св. Ап. Павел горячностью веры новообращенных Солунян, тем более он огорчался и скорбел, удаляясь из Солуня вследствие ожесточенной злобы врагов христианства, поднявшейся на него и на юную церковь Солунскую. Поручив продолжать свое дело в Солуни и в Верии своим ближайшим ученикам и уходя с проповедью о Христе на юг Ахаи – все дальше и дальше от Солуня к Афинам, Апостол поручил сопровождавшим его до Афин ученикам поскорее вызвать к себе Силу и Тимофея, в надежде узнать от них что-нибудь от Солунянах ( Деян. 17:15 ). Так как прибывший по сему вызову в Афины Тимофей не мог ничего определенного и утешительного сообщить Апостолу о них, ибо прибыл не из самого Солуня, а из Верии; то Св. Павел направил его обратным путем прямо в Солунь ( 1Сол. 3:1–5 ). Пока путешествовал Тимофей с данным ему поручением в Солунь, Св. Ап. Павел с проповедью о Христе перешел уже в Коринф, и здесь-то уже получил успокоительные известия о Солунянах от возвратившегося Тимофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда многие отстали от Иисуса, и Он спросил Своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:67– 69 ). Тем не менее, Петр по-человечески не понимал предсказаний Господа о грядущих страданиях и смерти и пытался прекословить Ему, на что Господь сказал Петру. «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:22–23 ). Троекратное отречение свое от Господа святой Петр омыл горькими слезами раскаяния ( Мф.26:75 ), вследствие чего, по Своем Воскресении, Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих ( Ин.21:15–17 ). Деяния рассказывают о руководящей роли Петра при избрании двенадцатого Апостола ( Деян.1:15–22 ) и в день Пятидесятницы ( Деян.2:14–36 ), когда он своею проповедью обратил к вере во Христа около трех тысяч человек ( Деян.2:41 ). Спустя некоторое время он с Иоанном исцелил хромого при вратах храма и потом обратился к собравшейся толпе с проповедью и мужественно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими, после чего во Христа уверовало около пяти тысяч человек ( Деян.3:1–4:4 ). За свою проповедь он был заточен в темницу и говорил о Христе пред синедрионом ( Деян.4:19–20 ). В Книге Деяний рассказывается о том, как в Самарии Петр обличил Симона волхва ( Деян.8:18–23 ), в Лидде исцелил расслабленного Энея ( Деян.9:34 ), а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу ( Деян.9:40 ), был чудесно освобожден Ангелом из темницы ( Деян.12:17 ). Петр был участником Апостольского Собора ( Деян.15:6–29 ). Остальные Сведения о святом апостоле Петре сохранились только в церковном Предании. Известно, что он проповедовал Евангелие по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем был в областях Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской Церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе ( 1Кор.1:12 ). Затем апостол Петр отправился в Италию и был в Риме, потом посетил Северную Африку и Карфаген. К концу своей жизни святой Петр снова прибыл в Рим, где в 67 г. вместе с апостолом Павлом принял мученическую кончину, будучи распят по его просьбе вниз головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мф.1:22 .  Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком... А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка... И это говорит Ангел. «Сие же все»: такое, говорю, зачатие Девы от Духа Святого. Затем приводит свидетельство, изреченное пророком Исаией, но принадлежащее не ему, а Богу: «реченное бо», говорит, «от Господа пророком». Мф.1:22 .  Глаголющим: се, Дева во чреве приимет... ...который говорит: «се, Дева во чреве приимет...» Это место иудеи искажают, ссылаясь на некоторых переводчиков, писавших: «се, отроковица» ( ηνεανς). Против них скажем, что гораздо более доверия заслуживает то, что имеют Семьдесят Толковников, не только по числу и согласию, но и по времени. Они, как переводившие за сто или даже более лет до пришествия Христа, свободны от всякого подозрения; те же, которые написали: «се, отроковица», как переводившие после воплощения Христа, затемняли истину скорее из ненависти, как евреи. Впрочем, и имя отроковицы Писание ставит вместо девицы. Ибо говоря о девице, претерпевающей насилие, говорит: «если будет кричать отроковица», т.е. дева ( Втор.22:27 ). Если, по их мнению, отроковица ( ηνεανς ) – есть замужняя женщина, то что странного, что замужняя зачала и рождает? Ведь пророк прежде сказал: «сего ради даст Господь Сам вам знамение» ( Ис.7:14 ), потом прибавил: «се, Дева во чреве зачнет». Знамение же есть то, что выше природы, а не то, что согласно с природою. Мф.1:23 .  И родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог. ...и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: «с нами Бог». Нарекут имя: кто? Разумеется, все, которые уверуют в Него. Однако никто не назвал Его Еммануилом. По имени – никто, а на деле – все. Ибо верующие, что говорящий с ними есть Бог , когда веровали этому, соглашались, что «с нами Бог», хотя и обращается между нами как человек. Это и значит Эммануил. Был также у пророков обычай часто употреблять вместо имен – будущие события. Так Бог повелел пророку, между прочим, назвать Сына: «скоро плени, нагло расхити» ( Ис.8:3 ) не потому, что Он был назван так по имени, но потому, что тотчас прогнал дьявола и пленил – всех пленных, каких тот имел, и расхитил, т.е. отнял сосуды, бывшие вместилищем его лукавства, именно ростовщиков и блудниц, и разбойников, и всех уверовавших из язычников. И много такого найдем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Но тело достигает старо­сти по немощи и закону природы; а заразы, войны и земле­трясения бывают не от старости природы. Не оттого произой­дут эти болезни, глады, моры и землетрясения по местам , что эти творения состареются, но оттого, что развратится воля людей, все эти бедствия — наказания за грехи и врачество человеческих болезней. Тогда усилятся болезни человеческие. Почему же, скажут, тогда они усилятся? Мне кажется, потому, что, так как суд медлит, наказания еще имеют быть и Судия еще не пришел, то имеющие отдать отчет делаются более беспечными. Так Христос говорит о злом рабе, что он от этого сделался беспечнейшим. Медлит господин мой, говорил раб, и поэтому бил подобных себе рабов и расточал имение господина. Потому и Христос ученикам, приступившим к Нему и желавшим узнать о дне кончины, не сказал этого, желая неизвестностью будущего держать нас в постоянном страхе, чтобы каждый, постояно ожидая буду­щего и в надежде на пришествие Христово, был более забот­ливым. Поэтому некто увещевает так: не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа , чтобы при медленности тебе не погибнуть (Сир.5:8,9). Кончина неизвестна, говорит, и неизвестна для того, чтобы ты был всегда заботливым. По­этому день Господень придет, как тать ночью, не для того, чтобы похитить, но чтобы сделать нас осторожнейшими. Ведь и кто ожидает вора, тот не спит, и, зажегши светильник, постоянно бодрствует. Так и вы, воспламенив свет веры и праведной жизни, имейте ясные светильники в постоянном бодрствовании. Так как мы не знаем, когда придет Же­них, то и должны быть готовыми всегда, чтобы, когда Он при­дет, нашел нас бодрствующими. 7. Хотел бы я продолжить речь; но и это сказать едва позволила мне телесная слабость, по причине которой я был разлучен с вами столь долгое время. Долго для меня это время не по числу дней, а по мере и настроению души. Для любя­щих и краткое время разлуки кажется большим и невыра­зимо продолжительным. Поэтому и Павел, будучи малое время в разлуке с фессалоникийцами, говорил: мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше (1Фес.2:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но тело достигает старости по немощи и закону природы; а заразы, войны и землетрясения бывают не от старости природы. Не оттого произойдут эти болезни, глады, моры и землетрясения по местам , что эти творения состареются, но оттого, что развратится воля людей, все эти бедствия — наказания за грехи и врачество человеческих болезней. Тогда усилятся болезни человеческие. Почему же, скажут, тогда они усилятся? Мне кажется, потому, что, так как суд медлит, наказания еще имеют быть и Судия еще не пришел, то имеющие отдать отчет делаются более беспечными. Так Христос говорит о злом рабе, что он от этого сделался беспечнейшим. Медлит господин мой, говорил раб, и поэтому бил подобных себе рабов и расточал имение господина. Потому и Христос ученикам, приступившим к Нему и желавшим узнать о дне кончины, не сказал этого, желая неизвестностью будущего держать нас в постоянном страхе, чтобы каждый, постояно ожидая будущего и в надежде на пришествие Христово, был более заботливым. Поэтому некто увещевает так: не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа , чтобы при медленности тебе не погибнуть (Сир.5:8,9). Кончина неизвестна, говорит, и неизвестна для того, чтобы ты был всегда заботливым. Поэтому день Господень придет, как тать ночью, не для того, чтобы похитить, но чтобы сделать нас осторожнейшими. Ведь и кто ожидает вора, тот не спит, и, зажегши светильник, постоянно бодрствует. Так и вы, воспламенив свет веры и праведной жизни, имейте ясные светильники в постоянном бодрствовании. Так как мы не знаем, когда придет Жених, то и должны быть готовыми всегда, чтобы, когда Он придет, нашел нас бодрствующими. 7. Хотел бы я продолжить речь; но и это сказать едва позволила мне телесная слабость, по причине которой я был разлучен с вами столь долгое время. Долго для меня это время не по числу дней, а по мере и настроению души. Для любящих и краткое время разлуки кажется большим и невыразимо продолжительным. Поэтому и Павел, будучи малое время в разлуке с фессалоникийцами, говорил: мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше (1Фес.2:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

простертую) руку твою к осаде Иерусалима и будешь пророчествовать против него. LXX: И приготовишь лицо твое к заключению Иерусалима, и укрепишь руку твою и будешь пророчествовать на него.    Нужно приготовление и усиление лица и укрепление открытой и обнаженной руки, чтобы не только голосом, но также телодвижением и положением пророка указывалось на осаду города.    Ст. 8. Вот Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с бока твоего на другой бок, пока не исполнишь дней осады [или заключения] твоей.    Левые стороны назначаются Израилю, потому что он не имел храма и в Самарии не было богопознания, а правые Иуде, у которого было богопознание и богослужение. Следует также заметить, что в одном — наказание грешников, а в другом упражнение в добродетели. Не переворачивается же с одного бока на другой, чтобы не указывать ни на какое успокоение от мучений, пока не совершится вполне окончание выше указанных дней. Что составляет день для пророка, это служит годом для претерпевающих. Также что считал за годы Лаван, это было для Иакова как бы немногими днями (Быт. гл. 29). Но не только бывает различие в наказаниях соответственно различию заслуженного, а также и при воздаянии за добро агнцы стоят по правую сторону, а козлы по левую. Поэтому и в другом месте написано: сердце мудрого одесную его, сердце же безумного ошуюю его (Еккл. 10:2). Иные узы Господа, которыми мы связываемся во спасение, и иные — диавола, которыми он по Евангелию в течение восемнадцати лет держал связанною женщину (Лук. гл. 13). Поэтому и пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22). Их разрешает Господь в образе Лазаря воздвигнутого, который лежал во гробе, обязанный пеленами и повязками (Иоанн. гл. 11).    Ст. 9—12. И возьми себе пшеницы, и ячменя, и бобов, и чечевицы, и проса, и полбы (vitiam), и всыпешь их в один сосуд, и сделаешь себе хлебы по числу дней, в которые ты будешь спать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть это. Пища же твоя, которою будешь питаться, будет по весу в двадцать статиров в день; от времени до времени ты будешь есть это.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010