До литургии поются часы 3, 6, 9 и изобразительные с пропуском песнопений литургии. На литургии антифоны состоят из полных соответствующих стихов, припев ко второму: «Спаси нас, Сыне Божий, распныйся плотию на кресте». О трапезе замечание: «воследования ради крестнаго ни масла подобает ясти нам, ни вино пити, но за бывшия ради радости крестояления творим сие разрешение во славу распеншагося Христа и сего явившаго», «ямы с маслом, пием и вино», но масло «древяно и маково».    По позднейшей греческой Минее служба имеет следующие отличия от нашей. Седальны: по 1 каф. только наш 1-й; по 2 каф. наш 1-й с 1-й каф.; по полиелее наш 2-й со 1-й каф.; по 3 песни канона наш полиелейный. На поклонение кресту наши стихиры 1—3, 4-я «Днесь сад живота», 5-я — наша 4-я, 6-я — наша после Евангелия. 7-я и 8-я — наши 5-я и 6-я; наших же двух последних нет (они в слав. Минею взяты, вероятно, из службы недели 3-й поста). На литургии последний стих 3-го антифона такой же, как в старопечатной Минее. О посте к замечанию славянского устава прибавлено: «смотри, что сей пост Креста имеет смягчение, как предали некоторые, указывая качество пищи, а не час (принятия ее)», т. е. не требуется, как в настоящие посты, вкушать пищу только вечером, после 9 часа дня (ок. 3 часа пополудни).    По нынешнему греческому Типикону (по чину Великой Церкви) бдения под Воздвижение, как и в другие праздники, нет, а лития совершается перед утреней. На вечерне на Господи воззвах стихиры на 6. На утрени по 50 псалме на славу стихира «Ты мой покров державен», и ныне — то же. Канон на 6 без стихов (песней), только Слава и ныне на каждой песне; по 3 песни седален один раз. Славословие великое на глас 4. С крестом иерей идет в предшествии рипид, примикирия с дивамвулом (особый патриарший предносный подсвещник), двух иеродиаконов со светильниками и кадилами, кадящих крест, на середину храма, трижды обходит аналой и, остановившись, смотря к востоку, возглашает «Премудрость, прости», кладет крест на аналой и кадя поет тропарь единожды и хоры так же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие и причастен праздника.     МРК о томже празднице, аще случится в субботу лазареву.    В пяток вечера, кафисмы не глаголем. На Господи воззвах, стихиры: Самогласен дне, дважды: Душеполезную, малую: и праздника 3: Совет превечный: и святаго лазаря 5. Слава: Душеполезную, великую: И ныне, праздника. Послан бысть: Вход, прокимен, и чтение дне, и праздника 5: и прочее преждесвященных. На трапезе же разрешение вина и елеа. О 1-м же часе нощи ударяет в великий кампан довольно, и во вся: и собравшимся во храм поем повечерие великое. По 1-м трисвятом тропарь праздника. По 2-м кондак праздника. и по Слава в вышних, исхождение в притвор. и поем самогласны стихиры праздника три, и триоди самогласны три, писаны на хвалитех: божества твоего Христе: Слава, да веселятся небеса: И ныне, благовествует гавриил: На стиховне стихиры самогласны праздника, с. припевы их. Слава, Предстал еси гробу: И ныне, днесь радость: По Отче наш: тропарь праздника трижды, и благословение хлебов, и чтение праздника. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника дважды. Слава, общее воскресение: И ныне, праздника. По 1-й кафисме седален триоди, глас 1: ущедрив марфины и мариины слезы: дважды. Слава, и ныне, праздника: и чтение о лазаре. По 2-й кафисме седален триоди, глас 5: Источник премудрости: дважды. Слава, и ныне, праздника. и чтение о праведном лазаре, или праздника. Таже полиелей, и седальны праздника, и чтение праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и евангелие праздника. воскресение христово: и псалом 50. стихира праздника. Канон праздника со ирмосом на 6: и святаго лазаря оба канона на 8. такожде и четверопеснец. Катавасиа 2-го канона лазарева, ирмос: Воду прошед: оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак и икос, и седален святаго лазаря. Слава, и ныне, праздника, и чтение праздника. По 6-й песни, кондак праздника, и икос, и чтение. На 9-й песни, честнейшую не поем, но поем припев праздника, якоже предписася на самый праздник. К триоди же канона глаголем припев: Слава тебе Боже наш, слава тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и праздника 2-й (глас 4-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение...», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (трижды). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (единожды). Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны праздника. Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже...». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками...». Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума...» (и до отдания). Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-13/

Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже...». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками...». Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума...» (и до отдания). Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Вместо «Видехом Свет Истинный...» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене). Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце...»). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 3-й 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена...» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Отеческих...». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 1-й. «Слава» святителя, глас 8-й: «Что тя наречем...», «И ныне» праздника, глас 4-й: «Господи, таинство...». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителю Ермогене...» (см. 1-ю стихиру на стиховне) , «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взыде Бог...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (трижды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Вознеслся еси во славе...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

Пение 1–го антифона 1–й кафисмы завершается словами: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды)», исполняемыми или одним ликом, или антифонно, или обоими ликами вкупе. Малая ектения Вслед за 1–м антифоном 1–й кафисмы диакон на солее (впереди амвона) произносит малую ектению. Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Лик: «Тебе Господи». Священник, в алтаре, возглас: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». И в это время диакон уходит с солеи в алтарь. «Господи воззвах» После малой ектении начинается пение «Господи воззвах», т. е. стихов 140, 141, 129 и 116–го псалмов и стихир гласа недели из Октоиха. По Уставу эти псалмы должны петься полностью на глас первой стихиры (на воскресном бдении это первая воскресная стихира Октоиха). 1–й лик начинает: 53 «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи». 2–й лик: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи». Затем лики антифонно по чину поют остальные стихи псалмов, но уже без припева «Услыши мя, Господи» и особенным напевом. 54 1–й лик: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих». 2–й лик: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». И далее по чину, до стиха «на десять» «Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему», который исполняется уже особенным образом, вместе со стихирой. Каждение на «Господи воззвах» Во время пения «Господи воззвах» диакон совершает каждение алтаря и храма. Пономарь подает разожженное кадило диакону, и диакон, вложив в кадило фимиам, став у северной стороны святого престола (рис. 25) подняв кадило, обращается к служащему священнику: «Благослови, владыко, кадило». 55 Священник благословляет кадило, читая молитву: «Кадило Тебе приносим...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец: читает «Свете Тихий...» Священник и хор: поют вечерний прокимен. Вечерний прокимен «Господь воцарися» возглашает иерей, два с половиною (а не четыре с половиною, как на Великой Вечерне) раза. Священник: «Вонмем. Мир всем (при этих словах, обернувшись к народу, иерей благословляет его). Премудрость, вонмем, прокимен, глас 6-й: Господь воцарися, в лепоту облечеся». 1-й Хор: на 6-й глас поет: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Священник: стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася». 2-й Хор: на тот же глас: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Священник: первую часть прокимна: «Господь воцарися». 1-й Хор: допевает вторую часть прокимна: «В лепоту облечеся». Чтец: сразу после прокимна начинает читать «Сподоби Господи в вечер сей...» и вслед за этим начинают петь стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне находятся в Октоихе, в чине Малой Вечерни воскресной службы настоящего гласа. 1-й Хор: поет воскресную стихиру (Без предшествующего стихире стиха). 2-й Хор: стих: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде», и первая богородичная стихира Октоиха. (Данные стихи находятся в чине Малой Вечерни Октоиха, а также во всякой Богородичной службе). 1-й Хор: стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое» и вторую богородичную стихиру. 2-й Хор: стих: «Лицу Твоему помолятся богатии людстии» и третью богородичную стихиру. 1-й Хор: 5 «Слава, и ныне» и догматик Малой Вечерни из Октоиха (в стихирах на стиховне). Чтец: после догматика начинает читать: «Ныне отпущаеши... Трисвятое по Отче наш …». Священник: обычный возглас: «Яко Твое есть Царство...» 1-й Хор: «Аминь» и воскресный тропарь. 2-й Хор: «Слава, и ныне» и богородичен воскресного тропаря. Священник: на амвоне, произносит Малую (сокращенную) Сугубую ектению, состоящую из 4-х прошений. Священник: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». Хор: «Господи помилуй (трижды)». Священник: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем (Высоко) 6 преосвященнейшем (Митрополите или Архиепископе или Епископе) (имярек) 7 , и всей во Христе братии нашей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аллилуиарий, глас 1-й: «Словом Господним Небеса утвердишася...»; стих: «С Небесе призре Господь...». Евангелие – Ин., зач. 27. Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона праздника: «Радуйся, Царице...» (до отдания). Причастен – праздника: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...». Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык...» (как на утрене). По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9-м часом. Примечание. «И по отпусте Литургии глаголется 9-й час по обычаю. В Неделю вечера Святыя 50-цы. Знаменует ранее последования ради коленопреклонения, начинает иерей: Благословен Бог наш..., и глаголет учиненный чтец: Царю Небесный..., и предначинательный псалом. Таже ектения великая» (Типикон, гл. 50, Неделя Святыя Пентикостии). В конце 9-го часа отверзается завеса. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Царю Небесный» . Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих...» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6 (см. на хвалитех утрени; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...». Вход с кадилом . Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю). После прокимна диакон возглашает: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей читает первую коленопреклонную молитву . 1-я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме...». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю...». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-23/

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь происходит...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 9-я – 8 (со ирмосом 1-го канона). На входе: «...Плотию распныйся...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения. Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри». По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-04/

На утрени по 1-й стихологии седален глас 4. Вменяя вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса, Господа нашего, Его единаго вожделел еси, Его единаго, яко бисера многоценнаго, взыскал еси: с Ним же водворяйся днесь в небесных чертозех, молися Угодниче Божий, да сподобимся быти вечных благ причастницы. Дважды. Слава и ныне: Богородичен. Пречистая Дево Богородице! Приими молитву раб твоих и от бед привременных и от мук вечных избави нас воспевающих Тебе: благодатная радуйся. По 2-й стихологии седален: глас 2. Пречистому твоему образу покланяемся Всемилостиве, к Нему же Силвестр блаженный воздеваше руце моляйся. Пощади нас, Спасе, молитвами Отца Богоноснаго. Дважды. Слава и ныне: Богородичен. В бездну зол впадшии, глас молебный возносим к Тебе, Владычице: изведи ны милосердою десницею Твоею из глубины греховныя и возведи на гору добродетелей, Пречистая. Псалом 134. Величание. Избранный псалом: Терпя потерпех… —557— Слава и ныне: аллилуиа – трижды По полиелеи седален глас 8: Обогатил еси верныя сокровищем чудес твоих, Преподобне Силвестре: молим убо тя, да не оскудеют милости твоя к грешным рабом твоии, лобызающим честныя мощи твоя и чтущим святую память твою. Дважды. Слава и ныне: Богородичен. Заступление еси, Дево чистая, и прибежище всем обуреваемым волнами житейскими, несть бо иныя, разве Тебе, надежды нам грешным, в бездну греховную впадшим. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: глас 4. Евангелие от Матфеа. Зачало 43. По 50 псалме стихира, глас 2. Славны и прехвальны труды твоя, Преподобне Силвестре: ко Господу бо единому горя любовию и в Нем едином верою и надеждою утверждаяся, вся подъял еси Его ради: ныне же от руку Его венец славы восприяв, молися, Преподобне, да сподобимся небесного наследия сопричастницы быти. Канон. Песнь 1-я. Ирмос, глас 6. Яко по суху пешешествовав Израиль… Подаждь ми силу, многомилостиве Господи, песньми восхвалити прославленнаго Тобою Богоноснаго Отца Силвестра, да будет ми предстатель пред неприступным величеством Славы Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Святым мучеником молящимся о нас: Слава, глас 8: Монахов множества: И ныне, глас тойже: Радуйся, чистоты сокровище: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш: тропарь: Боже отец наших: (писан в Триоди наряду) Слава, и ныне: Еже от века утаеное: Ектения сугубая, посем молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: Аминь. Всесвятая Троице: и абие: Буди Имя Господне: (Трижды) Слава, и ныне, псалом 33: Благословлю Господа. Возглас: Премудрость. Лик: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорбчную, и Матерь Бога нашего. Возглас: Пресвятая Богородице, спаси нас! Лик: Честнейшую Херувим: И бывает совершенный отпуст, и поем: Великаго господина: В субботу утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь отцев: Боже отец наших: (Дважды) Слава, и ныне: Еже от века утаеное: Кафисмы чтем обычная, 16-ю и 17-ю. Между кафизмой и седальнами малая ектения. И по 1-м, и по 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон Библейские стихи припеваем: Поем Господеви: И поем канон святаго обители со ирмосом на 6 и канон Триоди, святых отцев, на 8, глас 8. Каждую песню закрываем ирмосом канона Триоди. Канон Триоди содержит 2-ю песню, которая открывается и закрывается ирмосом Триоди. Библейские стихи во 2-й песне не глаголем, но к тропарям канона Триоди припеваем: Преподобнии отцы, молите Бога о нас. По 3-й песне глаголем седальны Триоди, глас 4: Лучи якоже солнце правды: и глас 8: Антония кроткое и чистое: Слава: Узы разрешите страстей: И ныне: В тимении углебох грехов: По 6-й песне кондак отцев, глас 8: Яко благочестия проповедники: и икос. По 9-й песне светилен отцев: Мира отвергшиися: Слава, и ныне: В постничестве просиявшия: Поем Всякое дыхание: во глас 8. На хвалитех поем стихиры Триоди, на 4: Отцев вси множество: Слава, глас 6: Преподобнии отцы, во всю землю: И ныне, глас тойже: Богородице, Ты еси Лоза истинная:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010