Нет греха закалать животных в воскресенье; если же будем закалать в субботу, а есть в воскресенье, то это явное жидовство. Потом Феодосий говорит, в какие дни следует поститься. На вопрос великого князя Изяслава о вере латинской или варяжской Феодосий отвечал: «Вера их зла и закон их не чист: они икон не целуют, в пост мясо едят, на опресноках служат; христианам не следует отдавать за них дочерей и брать их дочерей за себя замуж, не должно ни брататься с ними, ни кумиться, ни есть, ни пить из одного сосуда. Но если они попросят у вас есть, то дайте им пищу в их сосудах, если же у них сосудов не будет, то дайте в своих, только потом вымойте эти сосуды и молитву над ними прочтите. Латины Евангелие и Апостол имеют, иконы святые и в церковь ходят, но вера их и закон не чисты, множеством ересей своих они всю землю обесчестили, потому что по всей земле живут варяги. Нет жизни вечной живущим в вере латинской, армянской, сарацинской. Не следует их веры хвалить, свою веру беспрестанно хвали и подвизайся в ней добрыми делами. Будь милостив не только к своим домочадцам, но и к чужим: еретика и Латынина помилуй и от беды избавь и мзды от Бога не лишишься. Если встретишь иноверников, спорящих с верными, то помогай правоверным на зловерных. А если кто скажет: и ту и эту веру Бог дал, то отвечай: по-твоему Бог двоверный? Разве ты не слыхал, что написано: един бог, едина вера и едино крещение?» Послание митрополита Никифора к великому князю Владимиру Мономаху важно для нас во 1) по отзывам о поведении Мономаха; во 2) по высказывающимся в нем отношениям власти духовной к светской, митрополита к князю. Послание написано во время великого поста, когда, по словам митрополита, устав церковный и правило есть говорить и князьям что-нибудь полезное. Митрополит рассматривает различные виды грехов и не находит, в котором бы из них можно было упрекнуть Мономаха: этому князю не нужно говорить в похвалу поста, потому что он благочестием воспитан и постом воздоен, потому что воздержание его во время поста все видят и чудятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

14). Так остается неясным, куда же «возвратился» в первый раз Христос после крещения, пред искушением в пустыне, ибо сказано (после этого слова): и поведен был Духом в пустыню ( Лк. 4:1 ). И зачем с левой стороны Иордана, близ Иерусалима, Ему нужно было бы заходить в Назарет? И сказано: немедленно (по-славянски «абие», то есть тотчас) Дух Святой повел Его на искушение. Все это побуждает нас думать, что Христос не заходил в Назарет. А куда же? Можно думать, что выражение Луки возвратился означает или вообще «ушел от Иордана», или же пошел на север, в Галилею, откуда и приходил к Иоанну из Назарета Галилейского ( Мк. 1:9 ), но не в место своей жизни, а куда-то в пустыню. А пустыня была по левую сторону Иордана; Назарет же – по правую. И следовательно, никакого не было смысла заходить в Назарет, перейдя Иордан; потом идти обратно через Иордан на искушение; затем идти опять через Иордан в Иерусалим, на последнее искушение на крыле храма ( Лк. 4:9 ); оттуда же – возвращаться в Галилею и в Назарет, рядом в Кану на брак; потом – переселяться в Капернаум… Поэтому будем понимать так, что Христос, после крещения Своего, от юга возвратился тотчас на север и был поведен Духом в пустыню. И оттуда, после искушения уже, и воротился в Назарет, оттуда с Матерью Своею пошел на брак в Кану и, возвратившись «домой», переселился потом на постоянное пребывание в Капернаум, потому что знал, что дальнейшая деятельность Его будет вращаться около Галилейского озера. И единственный раз Он, проведя в Капернауме немного дней ( Ин. 2:12 ), пришел в Назарет, где был воспитан, и в субботу стал проповедовать на слова пророка Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он (Бог) помазал (послал Духа) Меня благовествовать… лето Господне благоприятное. Сначала сограждане дивились словам благодати, исходившим из уст Его; но удивлялись: не Иосифов ли это сын? А потом, когда Христос сказал им: никакой пророк не принимается в отечестве своем, по пословице: врач! Исцели Самого Себя; то, услышавши это, все в синагоге исполнились ярости и, вставши, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

679 У Константина Мономаха было две сестры: Елена и Евпрепия. См.: Psell., IV, 149, 190–191, Были у него также братья. См,: Cedr., II, 556. Был еще племянник по матери ск Я трисг v. 681 Psell., IV, 110–113, 126, 129–130 (Zon., IV, 156, 158; Glyc., 593; Manass., 265); Psell., V, 133–136; Attal., 18; Cedr., II, 542 (Zon., IV, 156–157; Glyc., 593; loel, 63; Codin., 167); Arisdag., 55–56; Вардан, 123. Из западных писателей год воцарения Мономаха правильно (1042) указан Лупом (58); другие же или опаздывают, например, 1040 г. по Rom. Sal. (168), или поспешают, например, 1043 г. по Sigeb. (358), Ибн-ал-Атир (у бар. Розена, 331) говорит о замужестве Зои и о денежном вознаграждении, обещанном Феодоре. 684 Например, во время бунта по поводу Склирены (Cedr., II, 556) и во время триумфа по поводу победы надМаниаком (Psell., IV, 143 (Zon., 162)). 685 Это видно из неуверенности, с какой историк говорит об ослеплении Иоанна Орфанотрофа, См. выше, с. 162, прим. 1. 689 Psell., IV, 118–119, 125–126, 183–187, 190, 193, 199–200 (Zon., IV, 157; Ephr., 135); Attal., 47; Arisdag., 101–102. 690 He позже августа 1042 г., потому что в августе состоялось решение об отозвании Маниака, под влиянием Романа Склира, а влияние последнего опиралось на сестру Склирену. 691 Psell., IV, 127–130, 134 (Zon., IV, 159–160). Умерла она не раньше марта 1044 г., потому что в это время было еще возмущение по ее поводу. 697 Атталиот (18) замечает, что у Маниака были неприятности с Монома-хом еще до его воцарения. Но в свидетельстве Вильгельма Апулийского (251), что Мономах и Маниак были враги, потому что один изнасиловал подругу другого, на Мономаха, очевидно, перенесено то, что относится к Роману Склиру. 698 Аристакес (57), говоря, что Маниак проник до ворот столицы, многих заставил признать свою власть и трижды с позором прогонял выходившее против него войско, смешивает, вероятно, возмущение Маниака с возмущением Торника. 699 Неожиданность, с какой Маниак, благодаря необъяснимому случаю, был поражен, послужила поводом к появлению легенды об участии в этом деле сверхъестественной силы. Легенда была в ходу и у греков, и у армян. Сверхъестественная сила представлялась в виде звезды, упавшей будто бы на голову Маниака, в виде всадника на белом коне, или ангела, сошедшего с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Кесарь Иоанн немедленно последовал зову и оказал неоценимые услуги: добыл для них денег и, встретив случайно у реки Гебра (Марица) отряд угров, нанял их на службу Комниным. После соединения с Комни-ными в дальнейшем ходе их предприятия Иоанн являлся на выручку в самых критических случаях. 959 Сборным пунктом было назначено фракийское селение Цурулл, куда успело сойтись по приказам доместика войско: сюда съехались все, и кесарь Иоанн с внуками, Михаилом и Иоанном (сыновьями Андроника), и Георгий Палеолог; отсюда уже двинулись к Византии. Первым вопросом, который предстояло решить, было избрание императора; необходимо было отдать предпочтение которому-нибудь из братьев Комнинов, Исааку или Алексею. Избрание было пустой формальностью, выполненной лишь с целью не обидеть старшего брата. Предпочтение младшего брата, Алексея, было делом предрешенным; на его стороне стояла армия, еще раньше им предрасположенная, им заключено было условие с Паку-рианом и Убертопулом, наконец, кесарь Иоанн с внуками и Георгий Палеолог узами родства были связаны с Алексеем и единодушно действовали в его пользу. Алексей Комнин был провозглашен императором. Войско, с претендентом во главе, шло в Византию весьма медленно: весь Великий пост прошел, прежде чем оно приблизилось к стенам столицы. Это время посвящено было Алексеем Комнином увеличению военных сил и денежных средств. Для приобретения того и другого он обращался к правителям разных областей. Некоторые удовлетворяли его требованиям, другие отказывали. К числу последних принадлежал Георгий Монома-хат, дука Диррахия, преемник по должности Никифора Василакия. Он считался другом Алексея Комнина, и потому, вскоре после ослепления Василакия, Борилл и Герман, тогда уже подозрительно посматривавшие на Комнина, постарались его удалить из столицы под предлогом почетного назначения. Алексей Комнин, выступив претендентом, по старой дружбе попросил у Мономаха субсидии. Но тот ответил, что дружбу он и впредь сохранит, но из друга превратится в слугу лишь тогда, когда Комнин взойдет на престол, а до тех пор намерен верно служить Вотаниату, которому присягнул.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В Киеве теперь заводятся различные религиозно-просветительные учреждения, которые имели своей целью утверждать русский православный народ в истинности его веры, разъяснять ему необходимость самобытного национального развития и подготовлять вполне правоспособных деятелей для защиты православия и русской народности, для борьбы со своими противниками, желавшими поработить себе русский народ и материально и духовно. Таким учреждением была, прежде всего, типография, заведенная в начале XVII в. 4 в Киево-Печерском монастыре трудами и заботами Киево-Печерского архимандрита      Елисея Плетенецкого, бывшего, по отзывам современников его, мужем строгой жизни и весьма науколюбивым. Для этого Елисей Плетенецкий купил типографию, бывшую в Стрятине и остававшуюся «праздной» после смерти основателя ее, дворянина Феодора Юрьевича Балабана († в 1606 г.) 5 К концу второго десятилетия XVII в. и особенно в двадцатых годах того же столетия Киево-Печерская типография развила весьма живую и плодотворную деятельность. Вокруг нее, стараниями того же архим. Елисея Плетенецкого, был собран многочисленный круг образованных русских людей, горячо преданных православной вере и убежденно любивших русскую народность. Таковы, напр., были Захария Копыстенский, сделавшийся впоследствии преемником Елисея Плетенецкого и бывший, по отзывам современников, «мужем ревности презельныя в благочестии», т. е. православии, «словесным и премудрым в богословии и исповедании православной веры» 6 ; Лаврентий Зизаний Тустановский, который, по словам современника, был «словеснейшим дидаскалом и витиею, художного еллиногреческого языка умение и искусство стяжавшим, святой православной веры исповедником и проповедником» 7 ; Тарасий Левкович Земка, Памва Берында, Гавриил Дорофеевич, Стефан Берында, Тимофей Александрович, Иосиф Кириллович и мн. другие, обладавшие, по отзывам современников, знанием истинной веры православной, ученостью, непоколебимой крепостью своих убеждений 8 .      Издававшиеся Киево-Печерской лаврой, при участии поименованных лиц и при сочувствии лучших русских людей из среды дворянства 9 , книги имели целью то, кроме утверждения православных русских людей в истинах веры, еще и развитие национального сознания между русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

И в этом факте–не только принципиальная, но и реально-историческая ценность христианского подвижничества. Эта высокая ценность признана ныне даже нерасположенною к аскетизму западною ученою критикою. В противоположность приведенным раньше, карикатурным отзывам о значении подвижничества, теперь слышим совсем иные. «Надо признать», говорит, например, Зольтау, «какое великое дело было совершено в мире и для мира этими аскетами, отрекшимися от мира» 76 . «Можно только восхвалять христианское монашество», говорит другой новейший историк, «за его выдающияся заслуги перед человечеством и за то, специфически-христианское начало, которое выработало из него столь могущественный исторический фактор» 77 . А лучший современный западный знаток истории аскетизма Цёклер выражается по этому поводу так: новое всемирно-историческое величие христианского аскетизма состоит в том, что в нем, на основе всестороннего стремления ко Христу, происходит совершенствование, очищение и укрепление человеческой личности, и притом (по мнению протестантского ученого) не для нее самой только, а для целого общества, для всего мира; здесь все подвиги, все проявления аскетизма подчинены делу царствия Христова, плодоношению всех для всех в деле любви 78 . Вследствие этого, влияние аскетизма, по взгляду Цёклера, обнаруживается особенно сильно именно на общественной нравственности: христианское монашество развивается в творческую, первостепенную, культурную силу, воспитывавшую народы, в течение почти тысячелетнего периода 79 . Относительно же благодетельного влияния этой силы на жизнь самой Церкви другой протестант, берлинский профессор Голль замечает: «монашество не только подняло нравственный идеал на более высокий уровень, но и вновь пробудило духовныйэнтузиазм в Церкви, заснувший было в ней с окончанием периода мученичества... Могучее наследие первоначальной церкви, таким образом, перешло в монашество» 80 . К отзывам историков присоединяем приговор естествоиспытателя, одного из наиболее авторитетных современных биологов, Рауля Франсэ: установивши, что, в отличие от эстетического идеала человека в античном мире и ученого идеала человека в новейшей культуре, христианство создало идеал человека– праведника, немецкий ботаник-философ признает главным фактором в выработке этого идеала монашество и называет его поэтому «самым богатым по духу и самым обильным по жизни замыслом первоначальнаго христианства» 81 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

е. характер общей молитвы; что, наоборот, частное Богослужение, личная молитва утратила свое значение, хотя с первого взгляда кажется, что в методизме, – религии чисто личного Богоугождения, – и должна бы получить преобладающее значение молитва личная, а не общественная. – Общественное Богослужение совершается в капеллах методистов в каждый воскресный день, который свято чтится (по крайней мере с внешней стороны) как в Англии, так и в Америке. Явившиеся в капеллу члены обыкновенно произносят тихо молитву и еще до прихода проповедника пропевают гимн, который провозглашается по выбору старейшего члена общины. Появившийся в капеллу проповедник непосредственно после своего прихода всходит на кафедру и проводит некоторое время в тихой молитве, потом указывает членам общины гимн, который они должны за тем пропеть. 1101 В пении участвуют все члены, находящиеся в церкви; пропевают обыкновенно 5 стихов гимна. По отзывам различных свидетелей нельзя ничего сказать определенного о пении методистов: одни говорят, что оно дурно, другие признают его хорошим. После пения гимнов проповедник снова произносит молитву 5–10 минут, оканчиваемую чтением «Отче наш». «Дружное Аминь раздается после проповедника», который за тем читает два отрывка из Св. Писания (Ветхого и Нового завета), стоящие в тесной связи с следующею за ними проповедью. 1102 О характере проповеди Jacoby говорит, что она «проста, понятна и приспособлена к характеру слушателей». Но по отзывам других писателей о методизме и о других сектах Америки, современная проповедь методистов мало отвечает своему назначению и не так тесно стоит в связи с Св. Писанием, как об этом заявляет Jacoby, Baird 1103 и им подобные писатели. Правда, что есть проповедники, которым хорошо известно Св. Писание и протестантские комментарии на него, – проповедники, которые серьезно стремятся выполнять взятые на себя обязанности, давая своим слушателям проповедь «простую», «серьезную», «тесно связанную с религиозными предметами», «практическую», а «не религиозно-теоретическую» или «философскую» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... (Лк. 1, 35). Можно сравнить параллельные места Синоптических Евангелий: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк. 1, 12). Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1). Или: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Опять обратим внимание на начало служения Иисуса по Лк. (в назаретской синагоге, 4, 16 слл.). Место из Ис. (61, 1-2), которое зачитывает и толкует Иисус, начинается со слова «Дух»: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18-19). Самое начало Деян. (гл. 1) — напряженное ожидание, «пауза» между присутствием Иисуса, описанном в Евангелии, и присутствием Святого Духа, которое обещал Иисус, покидая учеников (Лк. 24, 49). «По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Св. Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии» . Начиная со 2-й главы, где описано сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, Его обильное излияние не прекращается и плодит все новые и новые христианские общины. Это и есть главное свидетельство, что в Церкви продолжает присутствовать Слово Божие — воскресший Иисус. Лука не боится описывать действия Святого Духа как нечто осязаемое и доступное чувствам: «Дух — это сила, которая проявляется шумом как бы от сильного ветра в виде как бы огненных языков (2, 3), которая ясно выражается в глоссолалии (2, 4; 10, 46; 19, 6). Воздействие Духа на принимающих Его вызывает изумление и зависть даже у волхва (8, 18-19). Когда в повествовании Луки кем-нибудь овладевает сила Духа, это обычно сразу выражается в экстазе. Именно поэтому он описывает нисхождение Духа столь драматически — «крещены Духом Святым» (1, 5; 11, l6), «нисшел» (1, 8; 19, 6), «излил» (2, 17-18. 33; 10, 45), «сошел» (8, 16; 10, 44; 11, 15). Отсюда и заданный в 19, 2 вопрос — «приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?» (ЕК) — ибо получение Духа это что-то осязаемое, что невозможно ни с чем перепутать. Поэтому проявление «обещанного Духа Святого» (2, 33, ЕК) описывается как «то, что вы и видите и слышите», где экстатическое поведение и речь учеников отождествляются с излиянием Духа!» .

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Мы знаем из Священного Писания примеры постов Моисея на Синае (Исх. 24, 18; Втор. 9, 18), жителей Иависа при погребении костей Саула (1 Цар. 31, 13), жителей Иерусалима при пророке Иеремии (Иер. 36, 9), жителей Ниневии при пророке Ионе (Иона 3, 5), пророка Ездры при исходе иудеев из вавилонского пленения (1 Езд. 8, 21), а также пощения Давида царя (2 Цар. 12, 16, 22), учеников Христовых (Деян. 13, 2–3; 14, 23), апостола Павла (2 Кор. 11, 27). Венцом древней традиции постнического смирения пред Богом и концентрации человеком своих духовных сил для служения Ему является сорокадневное уединение и воздержание от пищи Иисуса Христа в пустыне, куда Он поведен был Духом Святым (Лк. 4, 1–13). Многочисленные эпизоды из Священной истории Ветхого Завета свидетельствуют о том, что спасительное бремя поста люди возлагали на себя в особенно ответственные моменты жизни, когда они остро нуждались во всесильной помощи Божией. Так бывало накануне сражений, перед лицом тяжких испытаний и трудностей, причем не только в личных делах, но и в государственно-общественной жизни. Подобные примеры известны и из отечественной истории, когда народ налагал на себя молитвенные посты в связи с осадой городов неприятелями, наступлением голода, мора, засухи, других бедствий. Вспомним соединенное с постом всенародное покаяние в присяге Лжедмитрию, совершившееся в 1607 году при патриархах Иове и Гермогене в Успенском соборе Кремля. Верующие всегда прибегали к посту во времена великих тревог, волнений и испытаний, преследований и плена. Молитвенным говением сопровождалось и выражение скорби при утрате близких. Иными словами, всякий раз, когда отдельный человек или человеческое сообщество крайне нуждались в помощи Божией, они налагали на себя добровольное бремя поста как выражение смирения пред Богом, упования на Его заступление, свидетельствуя тем самым свою готовность предаться Божественной воле. Но мы также знаем из Священного Писания, что для некоторых людей пост становился известным духовным соблазном, что при определенных условиях пощение содействовало не возрастанию человека в духе и истине, не стяжанию святости, но его погибели. Именно такого рода воздержание осуждал Господь, обличая лицемерие фарисеев, для которых пост не был выражением смирения пред Богом и готовности принять волю Божию, не был проявлением глубочайшей веры в Господа. Для фарисеев пост сделался внешним обстоятельством их существования, благодаря которому они лукаво стремились не по заслугам возвыситься во мнении ближних, стяжать их уважение, послушание, а может быть, даже и преклонение. Как метко сказано у В. И. Даля: «Постное едим, да скоромное отрыгаем»! Другими словами, пост, как он практиковался среди фарисеев, не был делом богоугодным.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

6, (1). Итак, отправившись поутру из того [места] (так называемого Порта), поскольку слух о святом мученике уже распространился, мы встречали [по пути] братьев, исполненных страха и радости: они радовались, что удостоились встречи с Богоносцем, но страшились, что такой [муж] велся на смерть. (2) Некоторым, пылко предлагавшим усмирить народ, чтобы тот не искал смерти праведника, он даже велел успокоиться, (3) сразу же узнав их Духом, и приветствовав всех, и потребовав от них истинной любви, сказав больше, чем в письме, и убедив не завидовать спешащему ко Господу. Так, при коленопреклонении всех братьев попросив Сына Божия о церквях, о прекращении гонения, о взаимной братской любви, он был спешно поведен в амфитеатр. (4) Затем, вверженный согласно прежнему повелению кесаря [на середину цирка] прямо тогда, когда зрелища были близки к закрытию (ибо был праздничный, по их [язычников] мнению, [день], по-римски называемый тринадцатым 1413 , в который они старались собираться вместе). Так он был брошен безбожниками диким зверям и сразу же исполнилось желание святого мученика Игнатия, ио написанному: «Желание праведного приятно» ( Прит.10:24 ), – чтобы ни для кого из братий он не был обременителен из-за собирания останков (уже в письме 1414 он желал именно такой кончины). (5) Из святых его останков – бесценного сокровища, оставленного Святой Церкви благодатью, [бывшей] в мученике, – уцелели только прочнейшие 1415 , которые были доставлены в Антиохию и положены в саркофаге. 7, (1). Произошло это в тринадцатый день до январских календ, когда римскими консулами были Сура 1416 и во второй раз Сенекион. (2) Став очевидцами сих [событий], мы со слезами бдели ночью дома, с частыми коленопреклонениями и молитвой умоляя Господа уверить нас, немощных, после случившегося. Ненадолго заснув, одни из нас неожиданно видели блаженного Игнатия молящимся за нас, а другие – стоящего в поту как бы от большого труда и предстоящего Господу с большим (дерзновением и неизреченной славой). 1417 (3) Видевшие это, (исполнившись) радости и уразумев (συμβαλντες) 1418 сновидения, воспев Бога – Подателя благ и ублажив святого, мы указали вам день и срок, чтобы во время 1419 мученичества мы на собраниях имели общение с подвижником и благородным мучеником Христовым, поправшим диавола и свершившим течение своего христолюбивого желания во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым Отцу слава и держава со Святым Духом во веки. Аминь. Римские акты

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010