Каз., 2001; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 52; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. С. 509, 519. Е. В. Романенко Иконография Одно из первых упоминаний об облике П. содержится в иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, под 24 янв.: «...подобием стар, сед, брада аки Николина, ризы мученическия, простыя» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 222. 450; Большаков. Подлинник иконописный. С. 68). В др. подлинниках XVIII-XIX вв. дано описание П. совместно с 3 казанскими мучениками «чудотворцами, пострадавшими от татар» (БАН. Строг. 66. Л. 75 об., кон. XVIII в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 101, 20-е гг. XIX в.; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 115, 30-е гг. XIX в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 122. 217). О к.-л. изображениях на месте погребения П. в Воскресенской ц. у Житного торга (не сохр., о церкви см.: Малов Е. А., прот. Ист. описание церквей г. Казани. Каз., 1884. Вып. 1. С. 11-13) сведений нет. В составе Соборов русских святых в произведениях старообрядческих центров иконописи, в частности выговского, образ П. отсутствует в ряду Казанских святых, хотя на нек-рых списках (напр., кон. XVIII - нач. XIX в., МИИРК) за спинами мучеников Иоанна и Стефана видны нимб и часть фигуры святого, не имеющего подписи. На иконе нач. XIX в., привезенной из с. Белая Криница Глыбокского р-на Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ), в 5-м снизу ряду изображены мученики с именами Стефан и Петр, в надписях именуемые Новыми («новые страдальцы», согласно «Книге, глаголемой Описание о российских святых». 1887. С. 254). Святые изображены средовеками с русыми волосами и легкой проседью, у П. недлинная округлая борода. Одинаковые по типу облачения (длинное платье с декорированными зарукавьями и оплечьями, плащ открывает левое плечо) отличаются по цвету: у П. синий плащ, красное платье. Он держит 8-конечный крест перед грудью. На иконописном триптихе с рус.

http://pravenc.ru/text/2580248.html

  Университет им. Вандербилта, апрель 1969 года.   Примечания   Эти клятвы были сняты со старообрядцев только 23/10 апреля 1929 года решением Временного Патриаршего Священного Синода русской церкви. см. Церковный Вестник Западно–Европейской Епархии, 6, от июня 1929 г. Цит. по А. П. Щапов: Сочинения, СПБ, 1906–1908, moм II, стр. 451–461. Кроме того, эти лондонские эмигранты перепечатали под редакцией В. Кельсиева два секретных издания Министерства Внутренних Дел о положении старообрядцев и преследовании их русским правительством. Это были: «Сборник правительственных сведений о раскольниках», т. 1 и 2–ой, Лондон, 1861–1862, и «Собрание постановлений по части раскола», тоже в двух томах, Лондон, 1863. Вестник Европы, 1870. Н. Ф. Каптерев: Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов, Москва, 1887. Е. Голубинский: К нашей полемике с старообрядцами, ЧОИДР, 1905, moм III. Собор 1649 года, ЧОИДР, 1894; Арсений Суханов. ЧОИДР, 1891, 1894, и др. Московский печатный двор, Хр. Чт.. 1890–1891 и др. ЛЗAK, XXIV u XXVI. Внутренние вопросы раскола семнадцатого века, СПБ, 1898. И. А. Кириллов: Москва Третий Рим, Москва, 1913 и Правда о старой вере, Москва, 1916; В. Г. Сенатов: Философия истории старообрядчества, вып. 1 и 2, Москва, 1912. А. В. Карташов: «Смысл старообрядчества» в Сборнике статей, посвященных П. Б. Струве, Прага, 1925 и Очерки по истории русской церкви, Париж, 1959, m. II. Pierre Pascal: Avvakum et les débuts du Rascol: la Crise religieuse russe au XVII siecle, Paris, 1938. Johannes Crysostomos: Die Pomorskie Otvety als Denkmal der Anschaung der russischen Altgläubigen der 1. Viertel des XVIII Jahrhundert, Roma, 1959, Orientalia Christiana Nr. 148.       I.  Кризис Третьего Рима 1. Русское мессианство   Возвышение Московской Руси произошло слишком стремительно и неожиданно для самих русских людей, чтобы не отразиться в несколько горделивых и надменных формулировках национальной мысли и не вскружить голову интеллектуальной элите позднего русского Средневековья.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДОВСКИЙ Гордовский Петр Николаевич (1854 (?) - 1898, Таганрог), регент, певец. Окончил Киевскую ДС, где управлял хором семинаристов. Впосл. переехал в С.-Петербург, где служил регентом и продолжил муз. образование в Придворной певческой капелле . Со 2-й пол. 70-х гг. работал в Харькове помощником регента А. Е. Литинского. В сер. 80-х гг. был регентом митрополичьего хора в Киеве. Организовал «Малороссийскую капеллу» (100 чел., мужчины и мальчики), с к-рой концертировал в 1886-1893 гг. по городам России. В 1887 г. впервые побывал в Н. Новгороде, куда впосл. его приглашали в качестве регента в Спасо-Преображенский кафедральный собор. В 1894-1897 гг. работал там постоянно. Преподавал светское пение в Мариинском жен. ин-те, организовал небольшой жен. хор. Репертуар хора кафедрального собора составляли сочинения М. С. Березовского , С. Г. Грибовича , Б. Галуппи , А. Ф. Львова , Д. С. Бортнянского , Н. А. Римского-Корсакова и др. К приезду императора Г. подготовил литургию придворного напева (1896), по просьбе С. В. Смоленского, интересовавшегося трактовками Г., разучил литургию П. И. Чайковского (1897). Работа Г. в качестве регента отличалась тщательностью и высоким профессионализмом: разучивал не отдельные номера, а службу целиком, занимался с певчими чтением с листа, развивал их муз. способности, пение чередовал с чтением. Среди любимых певч. приемов Г. были динамические контрасты (особенно diminuendo). Старался улучшить материальное положение певчих. Вокальные способности Г. высоко оценивали современники: сохранились сведения о блестящем исполнении им светских пьес и малороссийских народных песен. Г.- автор духовно-муз. сочинений, большая часть к-рых осталась в рукописном виде («Благослови, душе моя», «Сугубая ектения» и др.). Соч.: Свете тихий//Духовно-муз. хрестоматия/Под ред. М. А. Лагунова. СПб., 1911. Вып. 3. 8. Лит.: Миловский Ф. А. П. Н. Гордовский, регент хора кафедр. собора в Н. Новгороде (1894-1897)//Гусельки яровчаты. 1912. 9. С. 9-12; 10/11. С. 13-15. Т. М. Зацепина Рубрики: Ключевые слова: ГОЛИЦЫН Юрий Николаевич (1823 - 1872), кн., рус. хоровой дирижер, регент, композитор, общественный деятель АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств

http://pravenc.ru/text/166205.html

В описи угличского Покровского мон-ря 1702 г. упоминаются неск. изображений П.: в местном ряду иконостаса Покровского собора находился образ Божией Матери «с Превечным Младенцем, явления преп. игумена Паисия чуд. во облацех», в пядничном («штилистовом») ряду - 2 единоличных образа («на красках» и в басменном окладе), двусторонняя икона в алтаре за престолом: образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - прп. Сергий (Радонежский?), свт. Николай Чудотворец, прп. Макарий Калязинский и П., предстоящие Св. Троице. В ризнице хранился покров с образом П., шитый «золотом и серебром и розными шелками». Согласно описи, в приделе сщмч. Антипы Пергамского на гробнице П. помещался иконописный образ мч. Иерона с богатым прикладом, «возглавие у образа чуд. Паисия ветхо». В приделе прп. Сергия Радонежского ц. Богоявления в трапезной числились ветхий образ П. и его изображение «в молении» (Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 168-170, 172, 174, 175). В описи 1763 г. в Покровской ц. уже значится образ П. «с чудесами» и в алтаре покров П., шитый «сребром и золотом и шелком по зеленой камке», хоругвь с иконой Покрова Пресв. Богородицы с молящимися Ростовскими и Угличскими чудотворцами, на гробнице преподобного - «обр[аз] преп. Паисия, венец сребряной чеканной вызолочен», перед ней - образ Божией Матери с Младенцем и прп. Паисия «со ангелом» в басменном окладе (вероятно, иллюстрация явления Богородицы преподобному) и др. (Там же. С. 308-312, 315). Иконы святого имелись также в приписных к обители церквах, в частности в ц. Входа Господня в Иерусалим, в др. мон-рях Углича - напр., в местном ряду иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца Улейминского мон-ря (образ Угличских святых: св. царевича Димитрия, блгв. кн. Романа, П., преподобных Кассиана Учемского, Игнатия Прилуцкого и Макария Калязинского, предстоящих Спасу Нерукотворному). В ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Алексиевского мон-ря справа от царских врат стоял образ Господа Вседержителя с припадающими Угличскими чудотворцами (в т. ч. П.), четверо Угличских святых были изображены также на одной из хоругвей; в ц. свт. Алексия Московского той же обители - над сев. диаконской дверью, причем на самой двери был помещен образ П. (опись 1763 г. - Там же. С. 177, 220, 270, 271, 345). Судя по этим сведениям, к XVIII в. иконография П. была достаточно разработана и включала большинство распространенных изводов.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

1892. S. 177). Короли Анжуйской династии Карл I Роберт (1308/10-1342) и Лайош I добивались унификации Венгерского королевства и приняли ряд мер, направленных на решение социальных, экономических и религ. проблем: регулирование земельной собственности в графствах на основе королевских пожертвований; возведение в знать; укрепление позиций Римско-католической Церкви; устранение или ограничение др. конфессий ( Pop. 2016. Vol. 1. P. 262). У румын, которые не добились в XIII в. основных сословных привилегий, часто отнимали землю и др. собственность под тем предлогом, что они не имели жалованных грамот (актов о праве на собственность). Считаясь схизматиками, они подлежали окатоличиванию или лишались собственности, особенно после падения К-поля (1204). Этот принцип был применен в отношении румын из Фэгэрашской земли. С поселением цистерцианцев в Кырце (жудец Сибиу) на левом берегу р. Олт, ок. 1202 г. по инициативе кор. Андраша II началось сооружение мон-ря, возведенного в раннем готическом стиле. Цистерцианцы получили в качестве дара территорию, расположенную между Олтом и реками Кырцишоара и Арпаш (т. н. горы Св. Михаила) и заселенную румынами, как это показывает жалованная грамота 1223 г. (Documente privind istoria României. C. Transilvania. 1951. P. 379-380). Земельных владений были лишены румыны, проживавшие на т. н. землях наследников кн. Белы (terra filiorum Beleknese) в Бихоре, в Хунедоаре и т. д. В послании от 3 мая 1205 г. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) поручил венг. кор. Эмерику (Имре) довести это до сведения католич. епископа тех мест (Ibid. P. 29). Несколько раньше, 16 апр. 1204 г., тот же папа просил католич. епископа Оради перевести многочисленные «греческие» (т. е. православные) мон-ри Венгерского королевства под юрисдикцию Рима - на основании того, что греки «очень развращены» ( Hurmuzaki. 1887. P. 39-40). В 1351 г. был реорганизован церковный институт Венгерского королевства, характерный для венг. средневек. права. Церкви, городские и монастырские, стали местами установления и подтверждения привилегий - местами аутентификации (лат.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершались до сер. 30-х гг. Ок. 1935 г. храм закрыли, служивший в нем сщмч. Косма Коротких в нояб. 1937 г. был арестован, 8 дек. расстрелян. В др. храмах и корпусах В. м. в разное время размещались табачная фабрика, общежитие, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь, с 1950 г. санаторий «Горки Ленинские», с 1970 г. реабилитационный центр для детей-инвалидов. Монастырское кладбище было уничтожено. Указом Свящ. Синода 25 сент. 1991 г. В. м. был возобновлен как ставропигиальный. 25 окт. 2001 г. состоялось освящение отремонтированного Иерусалимского храма, куда перенесли чудотворную Иерусалимскую икону (по др. сведениям, один из списков с нее), находившуюся в Рождество-Богородицком храме с. В. Мячково Раменского р-на. 25 окт. 2002 г. Патриарх Алексий II освятил в обители Крестовоздвиженский храм. В Иерусалимской ц. хранится ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, а также благословение Святейшего Патриарха Алексия II - икона свт. Иннокентия (Вениаминова) с частицей его мощей. В февр. 2005 г. в мон-ре жили ок. 30 сестер, настоятельница - игум. Екатерина (Чайникова). Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 875. Л. 6-12; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 163. Д. 2. Л. 125-130; Оп. 426. Д. 13; Оп. 428. Д. 584; Оп. 744. Д. 2644. Л. 491-493. Ист.: СУРП. 1865. 55; 1887. 90; Пимен (Благово), архим. Воспоминания. М., 1877; Евгения (Озерова), игум. Памятные записки//«Женская Оптина»: Мат-лы к летописи Борисо-Глебского жен. Аносина мон-ря. М., 1997. С. 197-201, 208, 303. Лит.: Фрязинов В. Н. Крестовоздвиженский Иерусалимский жен. мон-рь. М., 1889; Добров И. Чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской в г. Бронницах Моск. губ. М., 1916; Обитель на берегу Пахры//Правосл. Москва. 1995. 27 (51). С. 4; Хлуденцов А. Тихий уголок//Там же. 1996. 17 (77). С. 6-7; Козлов В. Ф. Духовные традиции Подольского у.//Моск. журнал. 1999. 10. С. 39-42; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 3. С. 173-176; Гарин Г. Ф. История с. Ям и храма св. Флора и Лавра. Б. м., 2002; Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный жен. мон-рь. М., 2002; Патриарх Алексий на 165-летии Крестовоздвиженского мон-ря//Церк. вестн. М., 2002. Окт. 21.

http://pravenc.ru/text/155083.html

Петра на первые 23 главы книги, Ник. Троицкого – толкование на первые 12 глав книги. Из толкований святоотеческих: 1) толкование св. Ефрема Сирина , почти везде останавливающегося на истории времени и дающего краткие изъяснения исторического смысла текста и исторических поводов к написанию пророчеств Исаии (твор. т. 5 – при Моск. Д. А. изд. 3, Москва 1887 г.); 2) Св. Иоанна Златоуста толкование на первые 8 глав книги, в котором нередко дается хорошее изъяснение буквального смысла пророчеств; 3) Бл. Феодорита, также нередко останавливающегося на истории времени и дающего краткие изъяснения буквального смысла (Patrol. Migne, t. 81); 4) толкование бл. Иеронима, изъясняющего, кроме греческого, еврейский текст и др. 5) отчасти: св. Василия Великого – толков. на 16 глав книги Исаии; 6) св. Кирилла Александрийского , истолкователя духовного смысла пророчеств твор. т. 6–8. – Имелись в виду затем следующие труды немецких ученых: а) отрицательного направления: 1) Philologisch-kritischer und historiseher Kommentar uber den Iesaia», v. W. Gesenius.... Leipzig 1821. Erstes Theiles zveite Abtheilung, cap. 23–66; этот комментарий ценен по историческим сведениям, необходимым, напр. для понимания пророчеств о народах, и по основательным филологическим сведениям. В труде своем Гезениус не только воспользовался выводами своих предшественников, но и много превосходит их по основательности. 2) Einleitung in das Alte Testament v. Fr. Bleek, Berlin 1860. Здесь заслуживает интереса исследование об языке св. книг (37 и дал.), понимание сущности пророчеств и пророческих состояний (409–447), взгляд на происхождение отдела 40–66 глав: именно не весь отдел, по Блеку, написан в Вавилоне пред окончанием плена Вавилонского, но часть отдела, судя по ее характеру, написана в Палестине по возвращении из плена Вавилонского. 3) Commentar uber das Buch Iesaia, v. Fr. Delitzsch, 4 Auflage, 1889 Leipzig. В этом труде заслуживает особенного внимания рассуждение о деятельности пророков, как священно-исторических писателей (во введении): Leipzig 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Певческий сборник, писанный Логгином (Шишеловым) в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. 80-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 428), содержит 2 цикла стихир с указанием авторства И. В.: «Творение царя Иоанна, деспота Росиискаго» и «Творение царево» (см.: Леонид (Кавелин). 1886; Арсений, иером. 1878. Ч. 2. С. 146). Первый цикл составлен на память митр. Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» («Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л. 100 об.- 101), воспроизводящие почти без изменений текст стихир из службы свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.; самоподобен всех этих стихир находится в службе апостолам Петру и Павлу), стихиры 1-го гласа на «Слава:» («Божественнаго совыше явления») и на «И ныне:» («Приимите ясли Егоже во купине»), а также славник 6-го гласа «на исхожении» (т. е. на литии) «Денесе собори рустии», сложенный по образцу стихиры на Введение Пресв. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т. е. также опирающийся на принцип сочинения по подобию текста и напева избранному образцу. Второй цикл стихир с именем И. В. посвящен Сретению Владимирской иконы и состоит из упомянутых выше 3 стихир на подобен и славника. До недавнего времени об атрибутивных пометах И. В. в др. рукописи Логгина - Стихираре - было известно по описанию рукописей Троицкого собрания, выполненного архим. Леонидом (Кавелиным) (Сведения о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Троицкую духовную семинарию в 1747 г. М., 1887. Вып. 2. С. 334). Этот Стихирарь (СПГИАХМЗ. 274) был заново найден Л. М. Спириной, и сведения архим. Леонида были подтверждены. В Стихираре СПГИАХМЗ. 274 в ремарках к песнопениям митр. Петру указывается титулатура царя: «Творение царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России деспота», «Творение царя и великого князя Иванна» (Л. 124 об., 125). Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире («Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л. 125-125 об.), как считает Парфентьев (см.: Парфентьев, Парфентьева. 2006. С. 23), но и к 2 последующим стихирам из группы литийных («Отче преблаженне святителю Петре, Пресвятаго Духа мироположеница» 3-го гласа, «Отче преблаженне святителю Петре, кото бо слыша» 7-го гласа - Л. 125 об.-126), составляющих единую музыкально-поэтическую форму, а также, возможно, к славнику «Небеснаго селения свеща светла было еси» 8-го гласа.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

14 мая 1793 г. они вместе выехали из С.-Петербурга, в сер. сент. прибыли в Казань, где все члены миссии, согласно указу Синода, дали подписку о повиновении своему начальнику. По сведениям еп. Николая (Адоратского), в апр. 1794 г., по прибытии в Иркутск, Каменский подал прошение архим. Софронию. Он писал о том, что не имеет способностей к изучению китайского и маньчжурского языков и что хотел бы покинуть миссию также по причине смерти брата, у к-рого 7 детей осталось сиротами. Среди обстоятельств, побудивших Каменского написать это прошение, было и то, что он был намного старше др. студентов миссии. Согласно определению от 19 июня 1794 г., Синод не нашел препятствий к удовлетворению просьбы Каменского ( Николай (Адоратский), архим. 1887. 11. С. 299) и отдал распоряжение Иркутскому епископу подыскать нового ученика для Пекинской духовной миссии. Тем не менее Каменскому пришлось отказаться от намерения вернуться домой, т. к. Коллегия иностранных дел согласилась на его увольнение, но потребовала возврата выданных 100 р., которых, вероятно, у него уже не было. К кон. лета 1794 г. подготовка 8-й миссии для следования в Китай была закончена. 2 сент. того же года русские путешественники выехали из Кяхты и прибыли в Пекин 27 нояб. В первые годы пребывания в Пекине Каменский основал б-ку Пекинской духовной миссии. Овладев основами китайского и маньчжурского языков, он стал подрабатывать переводами в кит. учреждениях. Он уделял много внимания проблемам, связанным с католич. миссиями в Китае. В кон. 1805 г. в числе др. студентов миссии помог успешно решить вопрос об аресте кораблей И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского в порту Гуанчжоу и проблему, связанную с дипломатической миссией Ю. А. Головкина. Каменский собирал и анализировал информацию по вопросам политического устройства, международных отношений, торговли и проч., интересовавшим российское правительство и пограничные власти. Он также проделал огромную работу по изучению и популяризации истории Китая, перевел на рус. язык краткую историю Китая «Тунцзянь ганму» («Китайская история с самой глубокой древности и даже со времен баснословной до нынешних времен императорской Академии Ханьлинь беспрерывно через 40 столетий с лишком веденная» - АВ ИВР РАН.

http://pravenc.ru/text/2580308.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010